10 maa 1950 r,, № 110 (1643).

СТАЛИНСКИЙ CoKon

ВЫДАЮЩИЙСЯ  ДЕЯТЕЛЬ

БОЛЬШЕВИСТСКОЙ

w
К 5-летию со дня смерти
А, С. ЩЕРБАКОВА
bg

большевистских кадров. Нельзя двигаться
вперед, говорил тов. Щербаков, нельзя по-
настоящему служить своей Родине, не изу-

Сегодня исполняется пять лег № дня
смерти выдающегося деятеля большевист-
ской партии ‘и Советском государства,
верного ученика и соратника великого
Сталина — Алекезндра Сергеевича. Щер-
бакова. Его жизнь и деятельность — при-
мер беззаветного служения советской Роди-
не, партий Ленина — Сталина.

А. С. Щербаков родился в 1901 году в
городе Рузе, Московской! области, в семье
рабочего. Шестнадпатилетним. юношей. он
вступил в комсомол, -а через roy — в
ряды партия большевиков, великому делу
которой он отдал» всю свою жизнь. Служба
в рядах Красной Армии, бои и походы в
годы гражданской войны. учеба в Комму-
нистическом университете: им. Я.:М. Сверд-
лова, активная партийная работа в Няж-
нем-Новгороде (ныне город Горький). уче-
ба в Инетитуте красной профессуры, руко-
водящая работа в Союзе советских писате-
лей, в партийных организациях Ленингра-
да, Иркутска, Донбасса, а затем Москвы,
деятельность на посту секретаря Пентраль-
ного и Московского Комитетов ВЕП(й), на-
чальника Главного Политического Управле-
ния Красной Армии и Советского информа-
ционного бюро — таковы важнейттие ‘вехи
славного жизненного пути А. С. Щербако-
за. И всюду, куда посылала его партия,
он проявлял себя активным проволником ее
политики, крупнейшим организатором ео-
циалистического стройтельства в нашей
стране.

Александр Сергеевич облалал громадным
организаторским талантом. Вылающийся
знаток и крупнейший организатор партий-
но-политической работы в стряне и ар-
мии, он умел поднять;   воодушевить и на-
править усилия советских людей на 0су-
ществление задач. поставленных партией.
Ученик великого Сталина, тов. Щербаков
умел выбрать из цепи множества событий
тлавное звено, определить основную задачу,
решение которой обеспечивало успех всего
Дела. С именем Александра Сергеевича <вя-
заны многочисленные стройки сталинских
пятилеток в столице нашей Родины Москве
и в других промышленных центрах Совет-
ского Союза. Е

А. С. Шербакову в полной мере было
присуще благородное больпевистекое чув-
ство нового. Он всегла горячо полдерживал
и распространял передовые начинания Co-
ветских рабочих, крестьян,  интеллиген-
ции. Он был непримирим к недостаткам,
беспощадио боролся ©’рутиной и’ Koe-
ностью. Тов. Щербаков. постоянно призы-
Bal советских людей развертывать крити-
КУ и самокритику, не успокаиватьея на
достигнутом и неустанно двигаться впе-
ред. Партия, говорил он. повседневно тре-
бует от всех наших работников: не увле-
кайтесь успехами, не позволяйте голове
кружиться от успехов, умейте вилеть, рас-
познавать недостатки, умейте бороться с
этими недостатками, & не замалчивайте их,

помогает разбираться в современной обста-
новке, безошибочно отражать происки вра-
гов и добиваться все новых и новых уепе-
хов. Александр Сергеевич
коммунистическая сознательность = всех
трудящихея сама по себе не придет и пе-
‚ режитки капитализма
сами по себе не исчезнут. Чтобы решить
задачу коммунистического воспитания со-
ветских людей и идейной закалки больше-
вистских кадров, нужна упорная и кропот-
ливая политическая работа в массах.
Один из виднейших знатоков марксист-
ско-ленинской теории, А. С. Щербаков: вее

пропагандиста передавал коммунистам
комсомольнам, всем советским людям. Ем
часто можно было видеть He только на
трибуне рабочего митинга али собрания, но
и в кружках по изучению теории и исто-
рии большевистской партии.

Несмотря на большую занятость практи-
ческой работой, А. С. Щербаков  веегда
учился, много читал. Такой же настойчи-
вой работы над повышением своих полити-
ческих знаний ов требовал и от других.
«Пора, давно пора, — говорил А. С. Щер-
баков, — покончить © разговорами о пере-
груженности и отеутетвии времени для
изучения марксистеко-ленинекой теорий».

Выдающиеся способности А. С. Щерба-
вова’ — организатора’ масс, пропаганди-
ста идей Ленина — Сталина. пламенного
агитатора — в полной мере  разверну-
лись В годы Великой Отечественной вой-
НЫ.

Тов. Щербаков является олним из ру-
ководителей обороны Москвы. Brora
указания товарища Отадина, он непосред-
ственно руководил строительством 0б0ро-
нительных сооружений. ° организацией
производства вооружения и боеприпасов.
В тревожную осень 1941 года, когда врат
остервенело рвался к Москве, Александр
Сергеевич дни и ночи проводил на заво-
дах. фабриках, в колхозах, воодушевляя
трудящихся на разгром зарвавшегося вра-
га. Обращаясь к москвичам. он говорил:

«Над Москвой нависла угроза, но 3a
Москву булем драться упорно. ожесточен-
но, до последней капли крови! Важлый из
вае. на каком бы посту OH ни. етоял. ка-
кую бы работу ни выполнял, пусть будет
бойпом армии. отстаивающей Москву от
фаптистеких захватчиков. Тот. кто. рабо-
тает на строительстве оборонительного ру-
бежа, пусть знает, что его труд укреп-

чая трудов Ленина и Сталина. Знание их

разъяснял, что

в сознаний людей

свои знания, весь свой колоссальный опыт
и

ПАРТИИ

ты. В результате этой перестройки хея-
тельность политорганов, партийных И
комсомольских организаций поднялась Ha
новую, высшую ступень, Шо инициативе
тов. Щербакова в решающих войсковых
звеньях — роте. батальоне были созданы
партийные организации, что, значительно
повысило роль коммунистов и комсомоль-
цев, как передовиков на поле bos.

Репгительно борясь за высокую  илей-
ность политической работы; 38 10, чтобы
д0 сердца кажлого воина были довелены
возвышенные цели Отечественной войны,
тов. Щербаков на первое место в работе
© солдатами вылвинул пламенную больше-
вистскую згитапию. Он потребовал, чтобы
агитационной работой в войсках  занима-
лись все. начиная от агитаторов. полраз-
деления и кончая высшими военными на-
чальниками. Блатоларя этому большевист-
екая агитация и пропаганда в армии пря-
обрели невиданный размах и Стали одним
из важнейших орудий нашей борьбы.

В центре внимания А. С. Щербакова
всегда были люли, воины. Он требовал от
всех начальников  повселневного внима-
‚НИЯ К их запросам и нуждам. Каждый по-
литработник обязан знать. ч9ем живет и
дышит солдат, в чем он нуждается, и про-
являть © нем заботу. «Без этого, — г-
ворил тов. Щербаков. — политработа пре-
вращается в пустопвет»,

Неустанно воспитывая советских вои-
нов в духе животворного советского пат-
риогизма и непоколебимой верности воен-
ной присяге, в xyxe беспредельной любви
и преданности Ролине, партии Ленина—
Сталина, A. (С. Шербаков непрестанно
призывал весь личный состав Советекой
Армии настойчиво повышать свои военные
и политические знания. При этом 060б0е
внимание OH YONA Изучению воинских
уставов. На одном из совещаний политиче-
ских работников он говорил; «Если люди
хотят учиться командованию. вождению
войск по-новому, надо начинать с изуче-
ния устава. Нельзя воевать по-новому,
нельзя воевать по законам воинской на-
уки, если не изучить уставы».

Выступления тов. Щербакова в годы
войны отличаются глубоким научным ана-
лизом ев хола и закономерностей. С осо-
бенной силой и любовью Александр Cep-
теевич подчеркивал величайшую тюль в
достижении победы нал врагом сталинско-
то полководческого искусства. Вто не пом-
НиТ, например. таких вхохновенных слов
Александра Сергеевича:

«Руководство военными действиями
Верховным Главнокомандованием Красной
Армии опрокинуло все расчеты врага. и
повернуло ход войны в налгу ‘пользу. Ие-
тория войн 6 знает таких примеров, ког-
да течение войны, в начале столь
неблагоприятное для одной стороны. было
бы с таким. искусством переломлено, а ар-
мия, направляемая твердой рукой военно-
го гения, олерживала бы такие победы,

renee ne ong

воинских уставов

В подразделении офицера Галушкина хо-
рошо поставлена
воинских уставов.

В одной из комнат солдатской вазармы
висит монтаж «Слава, великому. Сталину»,
В нем отражена забота великого ВОЖДЯ ©0-
ветского народа и гениального. полководца
И. В. Сталина 0б укреплении дисциплины
и порядка в Советской Армии и оснащении
ее современной боевой техникой.

этой же комнате имеется хорошо офор-
мленный стенд на тему «Жить, учиться и
работать точно по уставу», Представлен“
ные на стенде материалы показывают pas-
ностороннюю жизнь и боевую учебу авиа-
торов в послевоенные годы, их успехи в
боевой и политической подготовке,

Систематически и целеустремленно ве-
дется в подразделении и устная пропаган-
да требований воинских уставов. В этой
работе активное участие принимает коман-
дир подразделения. Недавно он выступал ¢
содержательным локлалом «Жить по уста-
вам». Доклал был хорошо иллюстрирован
примерами из жизни и учебы личного со-
ставз подразделения.

Капитан авиационно-технической службы
В. АШУРКОВ.

пропаганда требований

‚ Семинар секретарей
комсомольских организаций,

В нашем соединении  состоялея  семи-
нар секретарей” комсомольских  организа-
ций. Комсомольские руководители тт. Ива-
Hos, Воролев a другие поделились своим
ONbITOM, работы ©  несоюзной молодежью, &
Также опытом ‹ политико-воспитательной
работы се молодыми членами ВЛЕСМ.

Tr. Гайворонский и Поляков рассказали
0 TOM, как комсомольская. организация ра
стит отличные звенья и экипажи.

В заключение перед комсомольсвими ру-
ководителями были. поставлены задачи на
летний период боевой и политической под-

готовки.
Ефрейтор В. СКРЯБИН.

Интересный
вечер ‘авиаторов

На тему 06 успехах нашей Родины в
социалистическом строительстве проведен
вечер воинов Н-ской авиачасти. Доклад-
чик капитан Мукасеев и выступавшие
коммунисты Намаконов, Ермоленко. ком-
сомольцы Белоус. Пономаренко и другие
говорили © великих преобразованиях, про-
исшедиеях в нашей стране за годы совет-
ской власти, о мудрой сталинской поли-
тике, обеспечившей нашему народу сво-
бодную и радостную жизнь.

В проведении вечера активное Участие
приняли коммуниете. По их инициативе
были созданы альбомы: «Вакие измечения
произопети в твоем крае за годы советской
власти», «Трудовые нолвиги советского’ на-
рода» и другие.

Старший сержант С. ЮРОВ.

почаше оглядывайтесь. на то, что сделано,
опенивайте проведенную работу, даже если
она сделана неплохо. < одной точки зре-
ния — как можно было бы слелать ee еще
лучше. При помощи критики и самокрити-
ки вскрывайте недостатки, устраняйте их
— это вернейшее условие для достижения

ляет защиту Москвы. Тот, кто работает
на предприятии. пусть знает. что ‚ето pa-
бота. направлена на защиту. Родины, на
защиту Москвы. Тот, кто является бой-
mom Красной Армии, бойцом. истребитель-
Horo батальона. пусть помнит. что народ
дал ему оружие в руки пля того. чтобы

Великая Отечественная война советского
нароха против немецких извергов, направ-
ляемая и  влохновляемая товарищем
Сталиным. войлет в историю войн как
изумительный образец руководства войска-
ми, высшего искусства ведения войны».

ПО СЛЕДАМ НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

«Тов. Осмаловский
опровергает...»
В корреспонденции твардии лейтенанта

новых успехов.

Эти. высказывания Top. A.C. Щербакова
особенно актуальны для нае, авиаторов,
имеющих дело с боевой техникой, которая
стремительно идет вперех и требует непре-
рывного совершенетвования знаний. Ави-
атор, потерявший чувство нового, не опе-
нивающий критически проделанную им ра-
боту, может застыть на одном уровне, а,
стало быть, и отстать. Если тот или иной
работник решил, что он до всего дошел,
что ему уже учиться нечему: если он 60-
зеты ин критику других игнорирует, недо-
статки замазывает, то такому работнику—
конец. Вот почему Александр Сергеевич co-
ветовал почаще оглядываться на то, что
слелано, и критически оценивать свою pa-

защищать свою Родину и свой народ ло
послелнего взлоха».

Когла же враг был пазгромлен и отбро-
шен от столицы, тв. Щербаков немедлен-
но призвал москвичей к организации вос-
становления разрушенного врагом хозяй-
ства. Под его руководством трулящиеся
Москвы и Московской области добились
выдающихся успехов в этом деле. Доста-
точна сказать, что в короткий срок Под-
московный угольный бассейн, полвергав-
шийся немецкой оккупации. не только
достиг, но и превзошел довоенный уровень
добычи угля.

Будучи начальником Главного Полити-
ческого Управления Красной Армии,
А. С. Щербаков проявил себя вылающим-
ся организатором  партийно-политической
работы в армии и талантливым воспитате-
лем советских воинов. Под  руковолетвом

А. С. Щербаков был не только выдаю-
щимся организатором, нд ’и крупнейшим
пропагандистом идей нашей партии. Azexcanina Сергеевича в нашей армии во
своей деятельности он всегда придавал! время войны была произведена коренная
первостепенное значение идейной закалке! перестройка партийно-политической pato-

В ee es aes

==

CopercRoe правительство неоднократно
отмечало выдающиеся военные ‘заслуги
генерал-полковника А. С. Щербакова. 38
успешное выполнение заданий Верховного
Главнокомандования он’ был награжден
орденом Суворова 1-й степени и орденом
Кутузова. 1-Й степени:

Александру Сергеевичу не довелось
увилеть прекрасные плоды налей великой
победы нал немецко-фашистекими захват
чиками. Но советский народ и ем воины
никогда не забудут того, кто отдал весь
пламень своего горячего сердца  достиже-
нию этой победы. Светлый образ: А. С,
Шербакова — олного из вылающихея ›ру-
ководителей большевистской партии и (-
ветской Армии — навеегда сохранится в
сердце и памяти советских людей. Они по-
стоянно будут помнить и выполнять его
завет: 5

«Во всем следовать Ленину. Во всем сле-
довать Сталину! Во всем быть такими,
как Ленин. как Сталин ».

Письма из Н-ского авпаподразделенця о партийно-политической работе

2. ПЕРЕДОВАЯ РОЛЬ КОММУ!

INCTOB.

а а а

В УЧЕБЕ И ДИСЦИПЛИНЕ

Ю. Зубкова, опубликованной пох таким 33-
толовком. в «Сталинском соколе» 16 апре-
ля с. г. говорилось о серьезных недостат-
ках в работе столовой Н-ской авиачасти.

Йз политоргана нам сообщили, что фах-
ты, указанные в корреспонденции, ‘пол-
ностью  подтвердилиеь. Корреспонденция
обсуждалась на расширенном заседании
партийного бюро: части. Приняты конкрет-
ные меры по устранению векрытых недо-
статков. Проведено также совещание рз-
ботников столовой и отделения проденаб-
жения.

Тов. Оемаловекий привлечен m ответ-
ственности. Приказом командира части за
допущенные проступки повар Галкин vr
работы отстранен, ка повара Башкирцева
наложено дисциплинарное взыскание;

В настоящее время работа столовой зна-
чительно улучшилась. Пища. тотовится
разпообразная и вкусная. На’ кухне и в
зале наведен строгий порялок. В мае поме-
шение столовой булет отремонтировано.

мунист Нетятга ослабил внимание к своему
илейно-теоретическому росту. Этот факт
стал предметом обсуждения партийного
бюро. Члены бюро решительно отвергли
попытки тов. Нетяга оправдать свое от-
ставание различными «объективными»
причинами. Обстоятельно обсудив повеле-
ние коммуниста и предупредив его. па?-

Полеты окончены. Командир приказал
BHICTDOHTL весь личный состав части. У
всех приподнятое,  бодрое настроение.
Кажлый горд сознанием того, что он ус-
свой воинский

пешно выполнил долг.
Полводятся итоги полетов. называются
фамилии лучших.

— (Особенно успешно решило задачу

подразлеление, которым командует комму-
нист капитан Гайворонский. — объявил
командир части. — 3 отличное выполне-
ние полетного задания всему личному с9-
ставу подразделения объявляю  благодар-
ность!

— Служим (Советскому Союзу!—друж-
Во отвечают воины-авизторы.

Успехи, достигнутые‘ волнами, — pe-
зультат упорного ‘и настойчивого труда
всех летчиков, техников, млалших  aBla-
специалистов, партийной и комгомольской
организаций подразделения. Коммунисты и
комсомольцы всегла и во всем идут вие-
pean. Raman из них считает своей пер-
вейшей обязанностью безукоризненно вы-
полнить любой приказ. командира, пока-
зать образпы выполнения воинского колг&.

Й это не случайно. Вся деятельность
партийной организации направлена на то,
чтобы оказать команлиру наиболее дейст-
венную помошь в воспитании и обучении
воинов-авиаторов, всегла быть его надеж-
ной ‘опорой; 2

Главным звеном в партийной работе у
нас является обеспечение переловой роли
всех без исключения коммунистов и Бом-
сомольпев в боевой и политической подго-
товке. в соблюлении лисциплины и орга-
низованности, в умений влалеть боевой
техникой, Это и понятно. Сила и автори-
тег партийной организации, ee силочен-

НОСТЬ И ‘активность зависят от TOTO, Rak
члены  и кандидаты ВКП(б) проявляют
себя при исполнении своего служебного
долга. Воммунист оказывает действенное
партийное влияние на воинов тогда, ког-
1a 08 CaM Ha деле осуществляет аван-
тардную роль в учебе и дисциплине.

Kak же практически решается эта важ-
нейшая задача нашим партийным коллек-
тивом? На отчетно-выборном собрании ком-
мунисты отметили рял существенных не-
достатков в работе партбюро по оказанию
помощи командиру в выращивании отлич-
ников учебы и, прежде всего, по ofecne-
чению примеряости членов и кандилатов
партии в учебе и хисциплине. Вместе ©
тем они внесли ряд ценных  предложе-
ний; эти предложения вновь избранное
бюро и положило в основу своей деятель-
ности.

Было время, когла воспитательная par
бота велась у нас рывками. кампанейски.
Нарушит кто-нибудь диспиплину. мы на-
чинаем ‘<бить тревогу». Конечно, Haro
реагировать даже на малейшее отступле-
ние от уставных требований. Но опыт. по-
казывает, что этого крайне недостаточно,
Необхолимо предупреждать проступки. У
нае постоянно поддерживается высокая
требовательность к воинам, создана обета-
HOBKA непримиримости к недостаткам. вы-
ражзющаяся в здоровой критике и само-
критике. Вритика не только помогает ис-
правлять недостатки, во и является Bep-
ным средетвом против благодултия и свамо-
успокоенности.  большевистеким методом
воспитания кадров.

Вопросы примерности коммуниетов в

боевой и политической подготовке повее-“.

тийное бюро вместе с тем решило оказать
ему помощь: Одному из наиболее morro-
товленных членов ВЕП(б) было ‘поручено
полелиться с товарищем опытом работы
над собой, помочь ему в политической

пневно находятся в центре внимания вее-
го партийного коллектива. Эти вопросы
не только регулярно выносятся на’ обсуж-
дение бюро и общих партийных собраний,

—мы poral в процесее всей нашей по-   учебе.

вседневной деятельности напоминать ком- В й
ысокая требовательность партийного

мунистам о требованиях Устава ВКЛ(б), бюро. непримиримость в недостаткам

воспитывать людей в духе’ строжайшего
выполнения своего партийного и воинско-
го долга. Воспитание чувства ответствен-
ности перед партией, перед советским на-
родом является тем могучим рычагом, пра
помощи которого’ партийная организация
добивается общего подъема всей ортаниза-
ционной и воспитательной работы, ее дей-
ственных результатов.

Важдый коммуниет. каждый комсомолен
должен стать отличником учебы — эту
мысль мы настойчиво  пропатандируем
всюду. Но для коммуниста  недосталочно
только отлично овлалеть своей военной
специальностью и быть дисциплинирован-
ным. Он призван всегда и во всем быть
смелым новатором. человеком неукротимой
энергии и безграничной творческой ини-
циативы, неустанно искать Bee новые и
новые возможности для отличного выпол-
нения планов боевой и политической пол-
готовки, для еще более совершенного вла-
дения боевой техникой. Эти качества мы
и прививаем членам и кандидатам пар-
тии.
Долг коммуниста — показывать ‘при-
мер высокой коммунистической сознатель-
ности, илейной убежленности и образован-
ности. Вот почему партийная организация
остро реагирует на беззаботное отношение
некоторых коммунистов к своему полити-
ческому образованию.

Сошлюсь на конкретный пример. Ком-

обычно находят активную ‘поддержку У
всех членов партийной организации. Ма-
лейшее нарушение партийного и воинеко-
ro долга У нас получает всеобщее суровое
осуждение.

В этом отношении характерен слелую-
щий пример. Летчик лейтенант Старши-
нов” своим нелостойным поведением по-
рочил. высокое звание члена  ВЕП(б).
Это очень волновало весь партийный кол-
лектив, Товарищи  предупрежлали его,
старались помсчь ‘ему исправиться. Но
все’ оставалось по-старому. Вопрос о пове-
лении коммуниста Старшинова был выне-
вен на обсуждение общего партийного co-
брания. Товарищи подвергли поведение
Старшинова суровой критике. Они говори-
ли 9 чести и достоинстве советского юфи-
цера, о возвышенной и благородной мис-
CHU советских воинов, призванных зорко
и блительно охранять мирный. возидатель-
ный труд советского народа. Коммунисты
прямо, без всяких обиняков Поставили в0-
прое так: поведение коммуниста Старити-
нова несовместимо < дальнейшим пребыва-
нием его в партии. :

Нужно отлать должное тов. Отаршино-
ву: у него Нашлось: лобтаточно мужества
не только честно признать ‘свои оптибки и
промахи, но и исправить их. Вскоре он
стал олним из лучших летчиков.

_ Обстановка высокой требовательности

ЕВЕ НЕЕ ИЕН ЕЕ ео Я

На экраны кинотеатров вышел новый
художественный фильм «Алекбанлр Шо-
пов» (сценарий А; Разумовского, поста»
новка Г. Раппапорта и В. Эйсымонта).
Советский зритель, внимательно следящий
з& успехами нашей кинематографии в 0б-
ласти научно-биографического.х жанра, 6
удовлетворением отметит появление этого
фильма, в котором показаны торжество
русской технической мысли и наш прио-
ритет в области радио.

На экране правдиво. воссоздана. история
радио, неразрывно связанная ¢ именами
выдающихся русских деятелей. Перед
зрителем проходит творческая жизнь  и30-
бретателя радио. — великого сына русеко-
го народа Александра Степановича Попова,
давшего миру ‘новое надежное средство
связи ‘и положившего начало разносторон-
ним  использованиям электромагнитных
колебаний высоких частот.

Авторы- фильма хорошо. показали, ка
кие огроиные возможности таило в себе
открытие. Попова, Своей кинокартиной они
подводят зрителя к мыели о том, что при-
оритет Hamel страны в области радисевя-
зи является вместе © TEM’ H - UpHo-
ритетом B области
вообще,

Подлинный - расцвет отечественной ра-
диотехники наступил осле ‘Великой Ок-
тябрьской  Фоциалиетической револю-
ции. Гениальные о вожди трудящихся
В. И. Ленин и И. В, Сталин. прозорливо
оценили огромное значение радио. как
средства информации и. идейно-политиче-
ского воспитания масс. Благодаря. повсе-
дневному вниманию‘ партии и правитель-
ства к радиофикации нашей страны и
внедрению радиометодов в, самые различ-
ные отрасли народного хозяйства, Совет
ский Союз, являющийся родиной радио,
Давно уже занимает ведущее место по
использованию радиосредств.

С большим волнением и законной гор-
ROCTLIO за нашу страну, давшую  челове-
честву радио, смотрим мы кинофильм
«Александр Попов». В нем подробно рас-
крыт творческий метод великого русского
ученого, показаны трудности, которые ему
пришлось преодолевать на пути к своему
открытию.

Упорно и настойчиво А. С. Попов и его
помощник Il. H. Рыбкин идут к намечен-
вой цели. Один за другим следуют опыты
по беспроволочной передаче сигналов Ha
расстояние. Долгие часы, а т ий ночи
напролет трудятся ученые, ценой больших
усилий завоевывают каждый успех.

И вот достигнута победа! 7 мая 1895
года на заседании Русского физико-хими-
ческого общества А. 0. Попов демонстри-
рует первую в мире линию радиосвязи. В
фильме правдиво передан тот восторг, ко-
торый охватил ‘при этом передовых русских
ученых. Изобретение радио сразу же было
по достоинству оценено выдающимиея про-
грессивными современниками А. С. Попова
Д. И: Менделеевым;, С. 0. Макаровым: Они
горячо приветствовали гениального изобре-
тателя и оказали ему энергичную  под-
держку.

В фильме убедительно показано; что еа-
ма жизнь требовала быстрейшего практи-
ческого использования нового  ередетва
связи. И хотя рутина, коеность. padcnoe
преклонение парских чиновников перед
иностранщиной представляли собой труд-
но преололимую преграду, изобретение
А. С. Попова. благодаря своей великой
жизненной силе, было применено на, прак-
THRE.

С волнением следит зритель за первым
испытанием ралиозппаратуры А. С. Попо-
ва при спасении рыбаков, унесенных на
оторвавшейся льдине в открытое море.
Ramin советский человек испытывает
чувство великой гордости за высокий гу-
манизм. и самоотверженность, проявленные
его  соотечественниками — участниками
спасательной экспедиции,

Ярко и впечатляюще воспроизведена в
фильме операция по спасению броненосца
«Генерал-алмирал Апраксин», севшего на
мель около острова Гогланд в Балтийском
море. Операция эта была блестяще обеспе-
чена радиосвязью, и ее успех закрепил
славу русского изобретения, принес вее-

радиотехники

‚ Пропаганда “требований”   кино-]’„АЛЕКСАНДР ПОПОВ”

мирное признание заслуг A. С. Попова
как творца нового вида связи.
Фильм аргументированно доказывает

приоритет А. С. Попова в отношении изо-

побуждает коммунистов ‚ неустанно  дви-
гаться вперед, повышает у них чувство
ответственности не только за. свою бе-
BY! выучку, но и. за успехи товарищей,
за: боеготовность всего подразхеления.

Борясь за  примерность ‘коммунистов,
партийное бюро й его секретарь должны
глубоко вникать в учебу каждого члена и
кандидата партии, Только при этом уело-
вии можно хорошо знать, кто как учится,
во-время притти Ha помощь отстающим.

Традиции, олавно‘ укрепившиеся: ереди
авизторов, — делиться ‘опытом летной
учебы; сообща помогать воину в устране-
нии недочетов—мы всемерно полдержива-
ем и развиваем. Не менее важно умело
пропагандировать опыт передовиков  уче-
бы, прививать их методы всему личному
составу подразделения. Практика показы-
вает, что распространение опыта передо-
виков учебы больше приносит пользы,
если оно ведется доходчиво и конкоетно.
Вонечно, хорошо, когда люди вихят пор-
трет отличника на Доске отличника, в
«боевом листке». в стенной газете. котла
имена отличников широко популяризиру-
ются через радиогазету. Но вместе с тем
важно и необходимо, чтобы воины-авиа-
Торы: отчетливо” предетавляли cede. чем
обусловлены достигнутые успехи.

Кроме радиогазеты, y нас выпускаются
специальные номера. стенгазеты,  посвя-
щенные отличникам. Такой номер. в ча-
стности, был посвящен одному из лучших
наших авиамехаников етзршему сержанту
Вугранову. В газете‘ помещен его портрет,
3 затем в ряде статей и заметок. расска-
зываетея, каким путем воин достиг. успе-
ха. Тов. Бугранов провел в воинами бесе-
ду на тему «Вак я етал отличником».

“Лоетоянием веего ‘личного составах мы
сделали также’ опыт отличника учебы
старшины Перезва, з& образцовое выпол-
нение воинекого ‘долга имеющего пятьде-
car поошрений от командования.

Воспитание воинов в коммунистическом
духе, в духе требований военной приеяги,
пропаганда уставов и наставлений, попу-

бретения радио. Этот приоритет был неосз
поримо установлен пои жизни изобретате-
aa и подтвержден в 1908 году специаль“
ной экспертной комиссией в составе
Н. Г. Егорова, 0. Д. Хвольсона, Н. А. Бут-
гакова и А. Л. Гершуна. И тем He менее
начиная е 1896. г. и до последнего време-
ни в печати капиталистических государств
появляются ни на чем не основанные «ут-
верждения» о том, чм ралио изобрел
итальянец Маркони, С подобным  «утвер-
ждением» в 1947 roxy выступил, напри-
мер, министр почт, телеграфа и телефона
Италии. В. связи в этим заявлением боль-
шая группа советских ученых опублико-
вала в газете «Известия» письмо, в кото-
ром заявлен протест против извращения
известных, давно установленных фактов.

Менее года тому назад-с сомнениями В
приоритете А. С. Попова, не подтвержден-
ными никакими аргументами, выступил
не кто иной, как нынешний  премьер-ми-
нистр Франция Жорж Било, позволивший
себе  третировать величайших русских
ученых Ломоносова и Попова.

Олнако, как справедливо указываетея в
упомянутом письме советских ученых, до-
стижения: в науке и технике народов Co-
‘ветекого Союза не являются беспризорным
имуществом: на страже чести и славы
нашей науки стоит весь советский народ.
Славу Алекеанлра Степановича Попова,
славу нашего народа нельзя похитить.

Мерзкая фигура интригана и дельца
Маркони (арт. Б. Фрейндлих) 9езко кон-
траетирует в фильме с высоким патрио-
тизмом и преданностью отечественной нау-
ке изобретателя радио Александра Степа
новича Попова,

Несмотря на препятствия, чинимые ра-
боте. А. С. Попова парекими чиновниками,
великий русекий изобретатель с негодова-
нием отвергает предложение иностранных
фирм о сотрудничестве. «Я — русский
человек, — говорит А. С. Попов, — и все
свои знания, весь свой труд, все свои
достижения я имею право отдать Только
моей. родине».

Жизнь и научное творчество Алексан-
apa Степановича Попова — яркий образец
верного и самоотверженного служения
своему народу. Деятельное участие А. С.
Попова в общественной жизни, единетво
его общественных интересов с интересами
и чаяниями передовых людей 900-х толов
не позволяют ему остаться в стороне от
революционных событий 1905 года.

На наш взгляд, авторы фильма необос-
нованно сузили рамки общественной дея-
тельности великого русского изобретателя.
По существу, общественные интересы и
симпатии А. С. Попова проявляются лишь
в заключительных еценах фильма, в ча-
CTHOCTH во время рокового для него объ-
яснения в министерстве внутренних дел
по поволу революционных настроений сту-
денчества и части профессуры.

В фильмв не нашаю достаточного отра-
жения и педагогическое мастерство А. С.
Попова. Между тем известно, что он поль-
зовался заслуженным Уважением  срели
студенчества как умелый лектор и ис-
кусный экспериментатор.

Даже при тех возможностях, которые
были предоставлены не совсем завершен-
ным сценарием фильма, артиет Н. Черка-
сов-сумел правдиво воссоздать образ ве-
ликого ‘руского — изобретателя-патриота,
самозабвенно увлеченного научной reef.
Тепло и с большим мастерством проволит
роль помошника А. С. Попова Петра Ни-
колаевича Рыбкина артист А. Борисов.
Однако в некоторых местах он излишне
подчеркивает несамостоятельность аееи-
erenta изобретателя радио. В отдельных
сценах чрезмерно экспрессивен артист
И. Судаков в роли Д. И. Менделеева.

Некоторые недостатки сценария и ре-
жиссуры не умаляют ‘воспитательного
значения фильма, убелительно локазываю-
mero приоритет и передовую роль нашей
Родины в области радио. 0брзз великого
русского ученого — инженера Алексанлра
Степановича Попова надолго запоминается
зрителям, будит в них возвышенные пат-
риотические чувства.

Инженер-майор В. ВЛАСОВ,
кандидат технических наук.

ВЕСЕ БЕЯ ae ean ne ЕНАЕ

ляризация опыта передовиков учебы спо-
собствуют росту рядов отличников, благо-
творно сказываются на боеготовности Wor
разделения.

Большинство членов и кандидатов пар-
тии — отличники боевой и политической
подготовки. ‘Каждый летчик, — а оня
все коммунисты и комсомольны. — з&
высококачественное ‘выполнение летных
заданий имеет евыше десяти различных
поощрений. Олин из наших летчиков ком-
мунист капитан Вириченко повышен в
должности.

Умелым воспитателем  зарекоменловал
себя и коммунист: старший лейтенант Ten-
лаков. Его. звено — одно из лучших.
Тов. Тепляков личным примером во-
одушевляет евоих подчиненных на 0браз-
цовое выполнение воинского  холга., кро-
потливо и настойчиво выращивает из них
отличных мастеров своего дела. Проявляя
во, всем сметку, инициативу, он активно
помогает командиру крепить боеготов-
ность подразделения.

Самоотверженно трудятся на своем по-
сту наши авиаспециалисты. Они yenem-
но справились с подготовкой  материзль-
ной части в летней эксплуатации, 0с0-
бенно проявили себя при этом коммуни-
сеты Баталов, Куликов. Живоглялов.

Что отличает передовиков ‘наземной и
воздушной подготовки? Прежде веего чув-
ство величайшей личной ответственности
за порученное им государственной важно-
сти дело.

В своем письме я затронул и осветил
наиболее важные, на мой взгляд, вопро-
сы. Действенную помощь партийной орга-
низации в ee повседневной работе по
обеспечению примерности комсомольцев в
учебе и дисциплине оказывает комеомоль-
ский коллектив. 06 этом булет рассказа-
0. в письме секретаря организации
ВЛЕСМ.

Старший лейтенант Г. ГАРКУША,
секретарь партийной организации

подразделения.

они иона про оплиннны oad Sid

SSeS tt ere see