2 июля 1949 г., № 154 (1378).

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ —_——-  ы[`[—————

На темы летней учебы

Reser

4,

НАВСТРЕЧУ ДНЮ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА

Отличная работа.
технического состава

ПРИБАЛТИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ.
(По телеграфу от наш. корр.). На’ самолете
летчика старшего лейтенанта Калашнико-
ва мотор полностью выработал ресурс.
Нужно было быстро cMeHuTR MOTOp. =

— Через день групповой вылет. Само-
лет должен быть в строю, — поставил
задачу технику-офицеру Камышеву инже-
нер подразделения офицер Пиглицив;:

— Самолет будет готов раньше’ срока,
=— ответит Камышев, a :

Задание не застало технический состав
звена врасплох. Вамышев и авиамеханик
самолета старший сержант Носков знали,
когда на данной машине будет выработан
моторесуре, и заблаговременно подготови-

лись к замене мотора. Когда самолет был.

поставлен на ремонт, у них все былое го-

TOBO: доставлен под’емный кран, инетру-
менты, материалы, расконсервирован чо-.
вый мотор.

Дружно и энергично взялись за рабэту
механики и мотористы. Старшему сержан-
ту Носкову пришли на помощь авиамеха-
ники ‘других самолетов: старшина Тюзнев,
старший сержант Руденко.

За короткое время они сняли мотор, з2-
тем быстро смонтировали новый. Через 20
часов самолет был готов. Утром его обле-
тали.

— Материальная часть работает отлич-
но, — сказал летчик, произведя полет ча.
самолете с замененным мотором. — :

Летчик Калашников получил Bosvom-
ность принимать участие в групшювом вы-
лете истребителей.   :

В этом подразделении хорошо поставлена
работа - технического состава. Здесь нала-
жены систематическая техническая учеба
механиков и мотористов, обмен опытом
проведения предполетного и послеполетно-
го осмотра машин, ‘регламентных работ,
замены моторов и.т:-д.

Авиамеханики, мотористы отлично of-
служивают вверенные им самолеты, вы-
сококачественно проводят регламентные
работы, быстро, по-фронтовому заменяют
моторы. Особенно. хорошо работают етар-
шины ‘Тюзнев, Быстров, Домбриков, стар-
ший сержант Носков, сержант Давидюк и
‚ другие. За послелнее время они получи-
ли по нескольку благодарностей за’ безул-
речную работу, отличное содержание Ma-
териальной части.

Отличными успехами в боевой и поли-
THICCKOH подготовке встречает технический
состав подразделения День Воздушного
Флота. Лучшей : опенкой упорной, кронот-
ливой работы техников, механиков, мото-
ристов является то, что обслуживаемые ими
самолеты всегда в. строю. А это главное
условие достижения успехов в учебе лет-
ного состава.

Награждение работников.
авиации
спецприменения

Приказом начальника Главного управле-
ния Гражданского воздушного флота’ за
отличное проведение авиационно-химиче-
ских работ в сельеком хозяйстве в. про-
лом году награждена” большая группа
летчиков, авиатехников и других работни-
ков авиации специального применения.

. Денежные премии и значки «Отличник
Аэрофлота» получили пилоты тт; Гончаров,
Комапико, авиалехник Шабанов,

Многие работники авиации специально-
го применения награждены «Почетными
грамотами Аэрофлота» , десятки передови-
ков получили благодарности, #

ЗВЕНЕ Ад ee ee а

i : у

После ночного дождя небо было чистое,
словно умытое. Командир звена Герой Co-
ветского. Союза гвардии старший ‘лейтенант
Мебагишвили одним из первых появился
на ‘аэродроме. Он принял рапорт: от техни-
ка о готовности материальной части и
вместе с. ним обошел самолетную стоянку.
За ‘час до вылета командир звена’, собрал
своих ведомых, и еще раз напомнил им 0б
особенностях очередного комплексного за-
дания. и

За плечами у тварлии старшего  лейте-

нанта Мебагишвили — богатый опыт, В

‘годы Великой Отечественной войны on co-

вершил свыше ста двадцати боевых выле-
тов, Не один ‘раз, прорываясь сквозь яро-
CTH зенитный огонь. и. ‘отбивая   атаки
вражеских истребителей, отважный летчик
в самой сложной обстановке метко  пора-

‚Жал цели. В дни мирной учебы этот офи-

цер продолжает совершенствовать личное
мастерство  и передает свой’ опыт’ подчи-
ненным.  С. присущей ему ‘серьезностью A
целеустремленностью командир звена гото-
вит летчиков“Е каждому полету.

Полеты на’ полигон позволяют летчикам
приобрётать и совершенствовать  практи-
ческие навыки в. стрельбе по. наземным це-
лям и в бомбометании. Выполнение этих
заданий требует от’ экипажей ‘особенного.
напряжения и собранности, ‘точности в
действиях: Поэтому офицер Мебагишвили
заботитея о том, чтобы его ведомые перед
вылетом отчетливо представляли себе каж-
дое движение, которое они должны будут
проделать в воздухе. Подготовка к выпол-
нению комплекеного ‘задания на этот раз
была проведена в звене особеняи тщатель-
но. Непосредственно перед вылетом летчи-
ки проверили расчеты, сделанные накану-
не в часы предварительной подготовки.

Точно в назначенное время самолеты
стали выруливать на старт и взлетать.

Вскоре штурмовики, поблескивая в лучах

утреннего солнца, легли на задапный курс,

Из кабины Мебагишвили наблюдал за
действиями летчиков звена. Ёели кто-либо
из них начинал отетавать или вырывался
вперед, нарушая установленные интерва-
лы и дистанции, то командир звена по ра-.

Дио указывал на это ведомому. В процессе

повседневной учебы” офицер Мебагишвили:
научил своих летчиков правильно опреде-
лять интервал и дистанцию между самоле-
тами, быстро исправлять евои ошибки при,
отставании или выскакивании вперед,
Самолеты шли в сомкнутом строю. Под
их широкими плоскостями бугрилаеь земля,
местами покрытая ‘зелеными мазсивами ле-

са. Пронло некоторое время, и летчики ус=

пышали команду, поданную командиром

звена. Она’означала: «Вниманяе, подходвм.

& Цели».

‚ БЛАГОДАРНОС

ВОЗДУШНЫХ РАЗВЕДЧИКОВ ^^

ПРИБАЛТИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУТ;
1 июля. (По телеграфу от наш. норр.).
Экипаж капитана. Георгиевского поднялся в.
воздух. Предстоял продолжительный полет
с выполнением сложного учебно-боевого

задания. Погода не благоприятствовала по-
лету: по маршруту встречалаеь низкая 46-
лачность.

Но боевому экипажу не впервые вытюл-
нять сложные задания. В дни Великой
Отечественной войны летчик Георгиевский.
совершил свыше 150 боевых вылетов.
Много боевых вылетов совершил и штур-
ман капитан Тюрин, Часто. через сплошной

Е ЕЕ

‚  дущего, который обязан: правильно” опре-

и

Впереди ‘виднелось поле полигона. (фи-
пер Мебагишвили сразу же’ отыскал. на
нем белый круг. Это была цель; на. кото-
рую летчикам предстояло сбросить бомбы.
ТИтурмовики сперва  обогнули полигон.
Командир звена в это время уточнял ^ рас-

четы, проделанные перед полетами, и при-
сматривалея к орибнтирам. которые-он Has

метил заранее для выходачна цель. *
„При атаке пели многое завибит от вв:

делить TOUR прицеливания и момент
сбрасывания б0мб. В то же. время осталь-
ные летчики должны сосрелоточить 680
внимание на самолете командира и  сбро-
сить бомбы по`его сигналу,

Гвардии старший лейтенант Мебагитшвие
ли правильно выполнил заход на цель, Его
штурмовик ‘стремительно’ приближалея к
земле. i

B ato время внимание летчика  пре-
дельно напряжено. Мишень вее ‘выраетает
в размерах. Но вот’ самолет снижается ‘до
высоты, ‘© которой надо производить ‘б0м-
бометание. В этот момент каждый из ведо-
мых слышит отрывистую команду. Почти:
одновременно ог всех самолетов отделяются
бомбы, и 38 взметнувшимися етолбами ды:
ма на несколько мгновений ‘скрывается
цель,

Затем экипажи приступают к одиночно-
му бомбометанию. Теперь самолеты вытя-
нулись в круги илут на больптих диетан-
циях один от другого. Офицер Мебзгишвили
внимательно следит за своими’ подчи-
ненными и замечает ‘малейшую неточноеть
‘в их действиях. Гвардии лейтенант Нерщи-
ков слишком увеличил дистанцию. Тотчас
же он услышал голое офицера Мебагишви-
ли: a ne

— Нодтянитесь! —

Перщиков подходит к цели,
противозенитном маневре. ©
‚ — Вы находитесь в зоне зенитного” ог-
ня, — напоминает ему Мебагишвили. —
Почему не маневрируете? АО

Услышав ‘замечание командира, Перши-
ков. старается. исправить-свою ошибку, Ма-
неврируя, он завершает заход ‘на цель и
точно поражает мишень. ^^ 3

‚Выполнив все упражнения,  входив-
шие в комплексное залание, ‘штурмовики
ложатся на обратный курс.

Вечером офицер. руководивий полетами
на полигоне, возвращается в гарнизон, `В
его папке — полные данные о `выполне-
нии; упражнений‘ Воронки в круге и про-
‘боны в щитах — неоспоримое  свиле-
тельство умелых” действий звена Тероя (о-
ветского Союза гвардии старшего” дейте-
ната `Мебагишвили. © Lad be et: ee ЕН

te айор. Г. СЕМЕНИХИН.,

забывая 6

ТЬ. ЭКИПАЖУ

огонь зениток, через зоны - патрулирова-
ния немецких истребителей проводили они
свой самолет, всегда доставляя
ные. командованию.

Пройдя’ по заданному маршруту, эки-
паж точно по. времени вышел на цель. _

— Задание выполнено ‘отлично; = ска-
зал-командир части, когда была’ обработана”
пленка фотоаппаратов, доставленная эки-
пажем Георгиевекого.

За успешное выполнение учебно-боевого

задания командир об’явил экипажу благо-
дарность. г

Из истории отечественной авиации

_Ю.Э. Циолковский —основоположних
__ авиационной автоматики =

‚ Все новаторские научно-технические. ра-
боты знаменитого русского деятеля. науки
Вонстантина Эдуардовича Циолковского
(1857—1935 гг.) можно. сгруппировать
вокруг двух стержневых проблем. _

Первая из этих проблем об’единяет круг
вопросов, связанных с реактивным. движе-
пием, с земными и космическими резктив-
ными полетами. Полный приоритет Циол-
KOBCKOTO в научной и технической  фазра-
ботке этих вопросов общепризнан как у
нас, так и за границей. Советские ученые,
работающие над рэактивными проблемами,
являются. достойными продолжателями де-
ла своего великого учителя.

Вторая проблема посвящена. идее метал
лического воздушного корабля. `Циолков-
ский работал над этой проблемой, начиная.
c 1886 г., до последних дней своей жизни.

Однако, несмотря на широкую популяр-
ность идей Циолковского, одно весьма зна-

‚ цительное изобретение знаменитого. учено-
го. до сих пор было  мадоизвестно. Речь
идет об изобретении Циолковеким первого
в мире автопилота, т. е. автоматического
устройства для стабилизации и управле-
ния летательным аппаратом.

Теоретические ‚ основы. изучения › систем
регулирования впервые в мире заложены
в 1871—1878 ‘гг. pycckuM - ученым
И. Вышнеградеким и ‘развиты Н.В; Жу-
ковским, А. М. Ляпуновым, А. Н. Крыло-
вым, В. С. Кулебакиным, А. А. Андроно-
вым и другими нашими учеными: ;

На базе глубоких теоретических изыска-
ний отечественных ученых наша промыни-
ленноеть строит. замечательные. автопило-
ты, которые могут вести самолет во много
раз точнее летчика, не «устают» в дли-
тельных пёрелетах, повышают  безопас-
ность полетов.

В Государственной научной библиотеке:

Москвы амеется экземпляр журнала, . пред-
ставляющего библиографическую редкость.
  Точное. название этого. курнала- таково:
«Общедоступный техник. — Ижемесячный
популярно-технический и литературный

журнал 1898. 2-Й год издания № 9—10.
Москва».

В журнале помещена первая  полэвина
статьи К. 9. Циолковского «Простое  уче-
ние о воздушном корабле и его поетрое-
нии». Окончание статьи ‘можно найти в

‚№№ 11—12 того же журнала за 1898 г.

Статья посвящена идее ‘цельнометалли-.
ческого воздушного корабля. В’ интересах
возможно большей популяризации этой
идеи Циолковский не применил ни одной
формулы, выразив все закономерности про-
стыми, доходдивыми словами, В статье

приведены убедительные доводы и точные.

расчеты, доказывающие возможноеть и це-
лесообразноеть постройки‘ цельнометалли-
ческого управляемого’ зэростата, снабжен-
ного двигателем внутреннего сгорания:

Попутно © основными положениями о
металлическом воздушном корабле Циол-
KOBCKHH дает решение и ряда подсобных
задач, имеющих большое самостоятельное
значение. —

Одна из таких задач — задача авто-
матической продольной устойчивости в03-
душного корабля — разрешается Циолков-
ским впервые в мире в указанной его ра-
Gore,

Возлушный корабль, описание
дано в работе Циолковского, представляет
собой пельнометаллический управляемый
аэростат с воздушным винтом, приводимым
во вращение двигателем внутреннего его-
рания. Воздушный корабль об’емом до 74
тысяч кубических метров может нести 10
200 чел. пассажиров и двигаться со ско-
ростью 15 м/сек.

Продольная центровка воздушного кораб-
ля, определяющая наклон его продольной
оси, может в случае нарушения воестаназ-
ливаться в полете при помощи  перекаты-
вания в ладье корабля специальной багаж-
ной тележки. А для восстановления  гори-
зонтальноети оси воздушного корабля при
воздействии случайных возмущений, 8
также для управления  под’емом си епуе-
ком ’ корабля служит аэродинамический
руль высоты площадью в 144 м?, Послед-

воторого

‚

ний установлен на. ладье m ‘снабжен
автоматическим регулятором, который пред-
ставляет с0б0й не что иное, как автопи-
лот, стабилизирующий продольную ось ко-
рабля в горизонте с помощью руля’ вы-
соты.

Рассматривая ‘отдельные элементы ав-.
топилота Циолковского, невольно  пора-
жаешься той гениальной прозорливости, 2

Только за

‘низаций ДОСАВ. L

разведдан-

‚НИКОМ

растут ряды пвовичных
организаций ДОСАВ

ПЕТРОЗАВОДСЕ, 1 июля. (По телегра-
фу от наш. корр.), В связи. с подготовкой
ко Дню Воздушного Флота СССР в Карело-
Финской ССР значительно увеличилось
число первичных“ организаций” ДОСАВ.
последнее время количество
членов общества выросло на 50 процентов.
В мае и июне в республике создано не-
сколько десятков новых первичных орга-

В Сортавальском районе число вотупив-
ших в ряды ДОСАВ выросло в два раза.
Большую работу по вовлечению новых чле-
нов проделал внештатный председатель opr-
бюро ДОСАВ Лоухекого ‘района демобилизо-
ванный авиатехник Карцев. В течение
последних дней в этом районе приняты де-
сятки новых ‘членов, создано’ несколько
первичных организаций; Много трудящихся
вступило в ДОСАВ`и в Вуркийокском райо-
не. Здесь широкую раз’яенительную рабо-
17 проводит активистка  ДОСАВ Серафима
Винокурова.

Ha предприятиях и в учреждениях сто-
липы республики проводятся беседы, лек-
ции, доклады о Лне’ Воздушного Флота
CCCP. C докладами выступают активисты
ДОСАВ чт. Дранко, Зубаков, Рыбаков и
другие. Организуютея экскурсии членов
первичных организаций на зэрюдром Граж-
данского воздушного флота,

KR всенародному ‘празднику приурочи-
вается начало ‘республиканских состязаний
авизмолелистов. В Петрозаводске ва пло-
щади Кирова ° открывается авиационная
выставка. ‘Здесь будут демонетрироваться
самолеты различных конструкций, моторы,
авиавооружение, ралиооборудование, ‘авиа-
‘ионные модели. Создается галлерея порт-
ретов лучших летчиков гражданской авиа-
ции республики и отличников боевой: и по-
литической подготовки Военно-Воздушных
Сил Беломорского военного округа.

К празднику в городе намечено закон-
чить оборудование 47-метровой парашют-
ной вышки.

Не’ успокаиваются
‘на достигнутом

Утро. В небе плывут разорванные обла-
ка. Но ‘метеорологи дают прогноз на улуч-
шение погоды. В условиях короткого си:
бирского лета дорога каждая минута лет-
ного времени. .

B подразделении старшего лейтенанта
Шайдурова офицеры проверяют сегодня
технику пилотирования куреантов.

‘Самолеты. один за другим взмывают в
воздух и уходят в пилотажные. зоны. C
земли за действиями молодых авиаторов
наблюдают летчики-инструкторы.

В конце летного. дня. были подведены

итоги, Почти все. курсанты получили от-
личщую оценку. по технике пилотирования;

особенно хорошо выполнили задания -ком-

сомольцы ° Золин. ’Климанов, _ Гудилин,
Емельянов, Горн и; Шушарин... Эти кур-
санты‘на протяжении всего учебного. 1ода

служили примером в учебе и диециплине..

Подразделение ‘старшего › лейтенанта
Шайдурова является одним из лучших в
‘училище. — Aha

Чичный состав подразделения, не успо-
каивается на достигнутом. Ветречая. День
Воздушного Флота’ СССР высокими пока-
зателями. в. учебе, и дисциплине, авиаторы
нзстойчиво улучшают качество ‘учебно-
боевой и политической подготовки.

Капитан И, : ГОРБАЧЕВ,
Сталинградское авиаучилище,

чувствительного элемента относительно
самолета; Однако чувствительный элемент
имеет обычно очень незначительную мощ-
ность, поэтому его сигнал, как правило,
нё может непосредетвенно привести в дей-
ствие руль. летательного аппарата. Поэто-
му работу по, пербкладке пуля в современ-
ном автопилоте выполняет особый меха-
низм, так называемый сервомотор («руле-
вая машина»), питаемый внешним источ-
энергии (генератором, — помпой
ит. п.). Чуветвигельный же элемент в
этом случае только посылает команду 060-
бому «распределительному органу» (золот-
нику, контактам ит. п.), который
управляет работой сервомоторз; ‘вызывая
такую его перестановку, чте руль, соеди-
ненный  в. сервомотором, при. своем откло-
‚нении вернет ‘летательный аппарат в
нужный режим полета,

Чертеж автопилота К. Э. Циолковского

которой предвосхищены авторбм иден, 3а-
ложенные в настоящее время, полвека спу-
стя, в основу конетрукции каждого еовре-
менного автопилота.

Любой современный автопилот, Являясь
автоматическим регулятором, имеет так н8-
зываемый «чувствительный элемент», На-
пример, мзятник; гироскоп, указатель по-
ворота, трубку Пито ит, п. Это устрой-
ство служит для автоматического определе-
ния правильноети режима полета аппарата
в каждый момент времени,

Если, предположим, наклон оси самоле-
та, скорость его и тому подобное будут
иметь отклонение от. заданного ^ правильно-
го значения, то чувствительный ‘элемент
воспримет. это’ отклонение, Возникнет” не-

который сигнал, например, отклонение

Автопилот, обладающий ‚сервомотором,
относится к классу регуляторов «непрямо-
го действия», По такому принципу по-
строены все современные автопилоты, так
вав усилия на рулях непреодолимы для
чувствительного элемента,

Изучая описание автопилота Циолков-

ского, приведенное им в $ 80—82 «Про-
стого учения.,.», можно убедиться, что
Циолковский построил свой’ автопилот

именно по принципу регулятора непрямого
действия, в котором имеются все перечис-
ленные выше составные части. 06 этом же
говорит и чертеж, помещенный в подлин-
нике под № 9 и воспроизводимый нами
Здесь в том виде, в каком его опубликовал
В г. Циолковский.

Источником внешней энергии для своего

‘клонений от требований наставлений и ин=

`Вобелькова и Титова, Их полеты вызываз

И i:

ee

и
дультура

За время пребывания в ны

1 Ww

илише курсант проходит боль
И И каждая

сложный путь летного обучения.
новая веха на этом пути начинается прак-
тичёским закреплением знаний, полученных
в_ процессе наземной _ подготовки, то-есть
учебным полетом © слетчиком-инструкто-
ром: Наблюдая   за ‘действиями   своего учи-
теля, молодой авиатор стремится как мож-
но точнее скопировать показанный My
элемент полета и прочно усвоить его.

Личний” попаз“является” одним из’ наибо-
лее ‘действенных методов обучения. Летчик-
инструктор применяет его .на протяжении
всего периода формирования... У курсантов
летных качеств и навыков. Даже после
того, как молодой авиатор вылетел само-
стоятельно, этот. прием не утрачивает, сво-
его значения,

Разумеется, метод показа, как и всяки
другой, приносит желаемые результаты
лишь в том случае, если летчик-инструктор
умело пользуется им. Правильность и твер-
дость усвоения курсантом того. или иного
элемента полета зависит в. первую. 0че-
редь. от того, как показан ему этот элемент
офицером. }

Обычно, когда заходит речь об обучении
личным покззом в воздухе, многие офице-
ры-педагоги ‘обращают главное внимание
на методику показа, Они считают, ‘что по-
казывая курсанту технику выполнения Ka-
кого-либо элемента полета, следует доби-
‘ваться  доходчивости  об’яснения, ‚строго
учитывать индивидуальные особенности
обучаемых. Такие мнения, бееспорно, пра-
Вильны. Доходчивость является важней-
шим ©1060б0м, обеспечивающим высокое
качество летной учебы. Однако было бы
ошибкой ограничивать только этим требо-
вания, пред’являемые инструктору, его
учебным полетам с курсантами.

Приведем пример. Старшего лейтенанта
Жуковского командир звена считал хоро-
шим инструктором, не осомневалея в его
летной подготовке. Но вскоре’  выявилось
нечто неожиданное. Проверяя  готовноете
учеников офицера Жуковекого к изучению
очередного упражнения, командир обнару=
Жил, что вее они выполняют носадку с
высоким выравниванием. Контроль техни-
ки пилотирования самого летчика-инструк-
торз показал. что эту ошибку курсанты
восприняли от своего учителя. Пришлось
затратить дополнительное время... на то,
чтобы научить ‘старшего лейтенанта ®у-
ковского и его учеников правильно выпод-
HATH посадку.

‚Из’ этого ‘примера видно, чго летчик-ин-
етруктор‘ должен не только доходчиво; но и
правильно показывать курсантам каждый
элемент полета, ‘не допускать никаких от-

струкций, регламентирующих летную рабо-
ту. Его учебные полеты должны быть чет-
кими, грамотными, показательными для
обучаемых, ^

Подавляющее большинстве летчиков-
инструкторов авиационных ‘училищ хорошо:
‚знает цену требовательности к себе. ик
‘подчиненным. Добиваясь высокой. выучки,.
OHH в то же время. сами служат во всем
‚образцом для ‘своих учеников; изо дня B
день настойчиво ‘совершенствуют свое лет
ное и педагогическое мастерство.

Взять, ‘к. примеру, ‘старших лейтенантов

ют у курсантов гордость за своего инет
руктора, стремление подражать ему, уси-
ливают любовь к летной профессии. Убеж-
денные в том, что качество усвоения эле-
ментов техники’ ’ пилотирования зависит
прежде всего от того, ‘как ‘эти элементы
показаны, офицеры Кобельков. и Титов при-
дирчиво. относятся к каждому своему дей-
ствию’ в. воздухе. Грамотности, точности по-
каза они уделяют такое же серьезное вни-
мание, как и’ простоте’ наглядного об’ясне-

eS SS _ 1 Sai Soe ae kk ee Sc

автопилота Циолковский выбрал <... дина-
момашину А, дающую ток постоянного Ha-
правления и. приводимую. в действие одним
из ближайших двигателей воздушного ко+
рабля. Е

Постоянный. электрический ‘ток прохохит
через” особый аппарат В (pox коромысла
рычажных весов), ‘который меняет его на-
правление каждый раз, когда ладья’ Укло-
няетея от горизонта в обратную сторону
сравнительно с предыдущим уклонением...
Сосуд Н с водою и качающейся в ней пла-
стинкой наглядно` показывает, как устра-
няетея излишек ‘колебаний коромысла В
с его изолированными друг от друга  ша-
риками». Коромыело В < лемпфирующим
устройством. Н — ве’ что иное, како чув-
ствительный элемент автопилота: Распреде:
лительным органом автопилота  Циояков-
CKOre является контактная система, приво-
димая в действие при отклонении воздуш-
ного корабля относительно маятникового
коромысла › В, сохраняющего ‘свою гори»,
зонтальносль при наклонах корабля.

Работу сервомотора и всего\ автопилота
в целом Циолковский описывает  следую-
щими словами: «Ответвление ‘постоянного
тока (не видное на ‘чертеже) ‘из ‘первой
динамо идет ‘в электрбмагниты второй’ ди-
намо С и делает ‘их полярноеть поетоянз
ной. Поэтому-то первый ток; ‘изменяя в
якорях второй динамо полярность, ‘застав
ляет 9еъ, на ‘которую они посажены, враз
щаться то в ту, TO B другую сторону...
Когда ладья’ горизонтальна, электрического
тока нет, и рули также горизонтальны, но
малейшее поднятие кормы ‘порождает поло-
жительный ток.’ отчего ‘вторая’ динамо 0
приходит в действие и. быстро ‘подымает
рули; давление на них ветречного воздуш-
ного потока (регулятор . работает только
BO время самостоятельного движения аэро-
стата) тотчас же опускает корму до гори-
зонтальности ладьи, а следовательно, и до
прекращения тока».

Каждый современный автопилот meer
специальное устройство для воздействия на
самолет со стороны летчика. Так, летчик
может выполнять  развороты, под’емы,
спуеки и прочие, эволюции самолета. при
помощи автопилота.

Циолковский в своем изобретении пред-

воехитил и это качество современного ав-
топилога. Он пишет 06 этом в своей рабо-

те; «Перемещением центра тяжести °коро-
значит,

MbICIG можно держать ладью, а
и аэростат, в одном и том же наклонном

учебного пол

главный секрет

ета

ния, строго учитывают в практике обуче»
ния уровень’ теоретической подготовки кур
сантов, их индивидуальные особенности,

В высокой методической культуре, от-
личной летной выучке и заключается
успеха работы _ старших
лейтенантов Кобелькова, и Титова. Их уче-
ники, как правило, ‘вылетают самостоя“
тельно на «минимуме» вывозных полетов»
выделяются среди других курсантов своей
подготовленностью.

К сожалению» ‘отдельные летчики-инет
рукторы еще ‘недооценивают значение точ
ности и грамотности показа при выполне»
нии учебных полетов. с-курсантами, допус-
кают шероховатости в действиях, & подчас

и явные отклонения от правил техники
пилотирования,
Так, например, = старший лейтенант

Крутцов, показывая куреанту, как нужно
производить посадку, допустил сам высоков
выравнивание самолета. В результате у
обучаемого сложилось, неправильное поня“
тие о технике выполнения этого. элемента
полета. Инструктору пришлось затратить
еще два полета, чтобы курсант понял, на-

конец, какое из двух первых его  0об’ясне-
ний правильно,
Небрежность в технике пилотирования

самолета, как видим, обошлась старшему
лейтенанту Крутцову только потерей учеб“
ного, времени. Но ведь она могла иметь бо-
лее серьезные последствия, если бы инст
руктору ‚своевременно. не указал на нее
командир звена. Воспринимая каждое сло-
во. своего учителя, как. закон для себя,
считая все его действия образцовыми, кур-
сант мог бы неправильно усвоить технику
выполнения. посадки. А выправлять не-
правильные навыки и укоренившиеся
ошибки зачастую, как известно, гораздо
труднее, чем обучать заново,

Низкая требовательность к себе при вы*
полнении учебных, полетов заметно, сказы»
вается также на авторитете летчика-инет»
руктора, :

Некоторые, летчики-инструкторы пыта+
ютея оправдать свои‘ошибкиа в технике пи-
лотирования тем, что-де, мол, уших в про-
цессе практики выработалея свой летный
«почерк». В, подобных рассуждениях боль-
ще самоуверенноети, чем правды.

Профессия летчика творческая, и у не
го,’ безусловно, вырабатывается ‘60 време»
нем свой стиль в выполнении элементов
полета, Однако понятие «почерк» никогда
не включало в себя какие-либо отетупае-
ния от правил техники пилотирования. Под
ним мыелится не. оригинальничание, & вы-
вокая профессиональная культура летчика,
приобретенная в результате  настойчивой,
кропотливой учебы.

Непрерывно. совершенствуя личную тех
нику пилотирования, добиваясь о наиболее
эффективного применения метода показа в
практике обучения,  летчики-инструкторы
должны умело использовать каждый учеб-
ный полет для воспитания ‘у курсантов
смекалки, инициативы ‘и самостоятельности
в действиях. Опека и недоверие. ‘здесь’ оди»

`наково недопустимы. Преждевременная. по.

становка перед обучаемым › трудностей,
так же, как тепличность, могут привести
к нежелательным последетвиям,

Тетчик-инструктор обязан. творчески ре-
шать задачи обучения и воспитания кур-
сантов, не допускать шаблона в работе, са-
мокритично оценивать свои действия, пере-
нимать. и внедрять в практику положитель-
ный опыт других офицеров-педагогов свое
го училища, Это поможет ему еще плодо-
творнее готовить квалифицированные Kale
ры для советских Военно-Воздушных Сил,
послужит важнейшим стимулом в ‘успеш-
ном выполнении задач, поставленных пе-
ред советскими воинами Министром Boopy-
женных Сил Союза ССР.

положении, которое. будет соблю-
ATCA регулятором...».

Автопилот, предложенный Циолковеким
в 1898. году, технически вполне резлен,
Подобное устройство. при соответствующей
регулировке может приводить отклоненную
ось воздушного корабля в’ горизонтальное
положение ‘через сзатухающие . колебания.
He менее интересным в изобретении Циол-
KOBCKOLO является ‘решение задачи. о снаб.
жении электроэнергией устройетв воздуш»
ного корабля. Применение приводимой глав»
ным двигателем корабля. динамомашины
является ‹ предвосхищением ‘современного
решения этой проблемы.

Несмотря на то, что автопилот  Цнола
ковского предложенгим за 11 лет до пер»
вого стабилизатора. американца Сперри,
конструкция, предложенная нашим уче»
ным, стоит ближе к современным автопи-
ие чем и конструкций, пред-
ложенных зарубежными ABT
ея   авторами. только

Интересно отметить, что опубликован-
ные. много позже (1910—1912 гг.) boro
вой стабилизатор Виньетти;, стабилизатор
Banas (1910—1912 rr.), Духовепкого
(1911 г,) и другие запроектированы как
автопилоты прямого действия, в которых
чувствительный, маятник должен  воспри-
нимать весь, шарнирный момент рулей и
Е:

Работа «Простое учение и воздушном ко
рабле и его построении» в очевидностью
доказывает, приоритет знаменитого деятеля
русской науки В. 9, Циолковского в изо
бретении автопилота,

Вопросам истории авиационной автомати-
ки уделено, в нашей  линературе очень
мало места. Далеко. но все области авиз-
ционной. автоматики. нашли в печати долж
ное, историческое освещение, причем. боль-
шинетво! работ (В, Л. Токарев, В. М, Ру-
бин, Ю. Т. Хейнман, Е. Б, Ольман, Я, И.
Соловьев), страдают серьезными  недостат»
ками и имеют грубые ошибки,

Но мы можем документально  подтвер=
дить, что первый в мире’ автопилот лля
летательного аппарата изобретен и.о опуб-
ri fe г. знаменитым русским

Бонстантин ду:
вы ом Эдузрдовичем Incas

Этим самым. развеян миф о’ приоритете

американской техники в изобретении авто»

пилота.
HO, NOPTHOB-COHONOB,
ассистент Московсного авиационного

института,

строго