6 июля 1949 г. Ne 157 (1381),

сока .. <.
i ; у i мне >   - = =.)
Поектическая‘ работа

‘ op oe . : к ттт wy or
Ha радиостанциях В классе
(ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ)

СТАЛИНСКИЙ

v

Hlaccmpery Дню Воздушного Флота

ТВЕРДАЯ ВОЛЯ, МАСТЕРСТВО, ДЕРЗАНИЕ-

ue

ЧЕРТЫ СТАЛИНСКИХ СОКОЛОВ и
ми В 0 р thd b ar J >= В современной авиации ‘применяется рик в и ee ао
у 4 иообмена, ! я
нии я Le   Li Hues азнообразная и сложная радиоапиаратурз,   Л ;

Conetckaa apuanaa 0 праву гордится * — Но ты советский человек! — ‘повто- И Taywren способы управления ca-   ватель проверяет, пи ee YD
nek ean Д Герой Советского Союза Pm smith: молетами на земле и в воздухе. Все это   санты Lig egal А и
д непосредственным руководством вели- Дважды Геро вет‹ re - COB \ лег свизи Этого они по Аравии
руковод р Советский человек, советсвий\ летчик! ставит перед, преподавателями радио по принципу радионаправления

ких вождей Ленина и Сталина, ona про- генерал-полковник авиации
шла славный путь развития. В результате

тридцати с лишним лет плодотворной ра- T. XPIOKHH.

боты советских авиаконструкторов и_на- РО ep

шей звиационной промышленности Bos- }
душный Флот страны социализма от несо-
вершенных самолетов времен гражданской
войны прошел путь до блестящих по сво-
им летно-тактическим. данным самолетов
Туполева, Ильюшина, Лавочкина, Яковле-
ва и других талантливых конструкторов
сталинской выучки. Вместе с ростом авиа-
пионной техники росло и крепло боевое
мастерство летных кадров.

Советслие летчики. воспитанные в бла-
годатных условиях страны ‘победившего
социализма, беззаветно преданные комму-
нистической партий, законно гордятся сво-
ей принадлежноетью к сталинским Военно-
Воздушным Силам. Из года В’ год, на ‘всем

;

гих частях. Во время Сталинградской опе-
рации в Н-ском авиасоединении служил
командир подразделения офицер Прутков.
Он ‘одним ‘из первых стал применять но-
вый боевой порядок при штурмовке враже-
ской обороны, Товарищ Прутков одним из
первых на практике доказал, что совет-
ские штурмовики могут вполне. успешно
вести борьбу против одномоторных немец-
ких бомбардировщиков «Юнкере-87». Ме-
тоды борьбы «Ильющиных» против «Юн-
керсов» были своевременно одобрены стар-
шим командованием и вскоре получили
широкое распространение.

За годы войны офицер Прутков прошел

протяжении истории советской ‘авиации,  . : :
наши летчики ‘упорно ‘еовершенетвовали   ПУТЬ от командира FY tients i Г
свое профессиональное мастеретво. успеше   Деления до командира соедичений.

Тов. Прутков проявил себя He только

но развивали и обогащали тактику, двита-
ли внеред военную науку. Советские авиа-
торы являются носителями всего нового,
передового в военном деле, людьми, смело
заглядывающими в завтрашний день, не
останавливающимися на достипнутом. .

В годы первых сталинеких  пятилеток,
получая с отечественных заводов новые
боевые машины, летный и технический
состав нашей авиации в непрерывной 6o-
евой учебе оттачивал cBoe мастерство,
воспитывал в себе волю. стойкость, вы-
носливость. И уже первые дни Великой
Отечественной войны советского народа
против немецко-фашиестских захватчиков ©
предельной ясноетью показали, что эти
 качества наших воздушных бойцов позво-
лили им выдерживать самые суровые. ис-
пытания.

Как известно, в первые месяцы войны
немецко-фапиетская авиация имела. чис-
ленное превосходство над советской, и по-
этому воздушные. бои нашим летчикам в
ряде случаев приходилось проводить в.
крайне невыгодных условиях, Но высо-
кое мужество, основанное на пламенной
любви К социалистическому Отечеству, на
непоколебимой готовности выполнить свой
воинский долг в любых условиях, любой.
ценой, на высоком мастерстве и отличном
знании боёвой техники, неизменно. прино-
сило победу сталинским соколзм.

Героизм и мастеретво советских летчи-
ков являлись  неодолимым  препятетвием
для врага, Бесемертный подвиг капитана
Тастелло, который на’ горящем ^ самолете,
отвергнув Какую бы то ни было мысль. о
сдаче в плен, врезалея в танковую колон-
ну немцев: ночной таран Талалихина, му-
жественные, подвиги Харитонова, Жукова,
Хлобыстова и многие другие подвиги на-
их. воздушных бойцов: показали. веему
миру, на что способны советские летчики.
В 1941 ду товарищ Сталин сказал:
«Наша авиация по качеству превосходит
немецкую авиацию, а наши славные лет-
чики покрыли себя славой бесстрашных
бойнов». Так высоко опенил великий
вождь боевую деятельность наших летчи-
ков.

В ходе. Великой Отечественной войны
советская авиационная ‘промынленность
поставила Ha вооружение авиационных ,Ча-
стей самолеты новых конструкций, кото-
рые 00 своим летно-тактическим данным
намного превзошли самолеты противника, и
сумела изменить чиесленное.> соотношение
между нашим самолетным парком и CaMo-
летным парком врага в нашу пользу.

Начиная со Сталинградекой битвы гос-
подство в воздухе переходит к советской
авизции. Упорно изыскивая ий смело при-
меняя новые формы и. методы воздушного
боя, глубоко анализируя каждый бой, опе-
рацию, сталинские соколы успешно обога-
щали свое тактическое мастеретво.

Изменения в тактике значительно  по-
высили эффективность действий истреби-
тельной авиации. В этой напряженной
творческой работе советскими летчиками,
воинами-патриотами, двигали неугасимая
любовь к своей Родине, преданность ком-
мунистической партии, соввтекому прави-
тельству и лютая ненависть к врату,

_ Инициативная, пытливая мысль сталин-
ских соколов упорно работала над совер-
шенствованием способов и методов боевого
использования всех родов авиации. Это
стремление двигаться вперед было глубоко
свойственно, в первую очередь, тем летчи-
кам, у которых профеесиональное мастер-
ство сочеталось с высокой, ‘идейностью,
тлубокими знаниями, такими качествами,
Как воля, мужество, решительность.

Передовые воины нашей звизции ярко
воплощали и воплощают в себе те неот’ем-
лемые моральные свойства воздушного
бойца, которые с исчерпывающей полнотой
определены в блестящей сталинской ха-
рактеристике: «Летчик — это концентри-
рованная воля, характер, умение ‘итти нз
PUCK». :

В боевой обстановке сила воли
определялась, прежде всего, ero
ностью в любых условиях. какие только
могут сложиться на фронте, точно и 06зу-
коризненно выполнить боевой приказ. При
том 060б0е внимание обращаловь на 10,
проявляет ли летчик иницизтиву, Ннаход-
чивость, направленные на увеличение э8-
фективности удара по; врагу, › и, вместе с
тем, умеет ли он применять необходимые
меры, предохраняющие от излишних по-
терь.. Глубокий и трезвый расчет коман-
дира, его безупречное летное мастерство и
высокий уровень тактической подготовки,
подчиненные непреклонной. железной во-
ле 20 что бы то ни стало выполнить по-
ставленную задачу. приказы командира, —
вот что обеспечивало успешное выполне-
ние боевых заданий,

Неустанное стремление воздушных вои-
нов к боевому творчеству в тоды войны
было чрезвычайно характерным явлением.
Следует подчеркнуть тот. примечательный
факт, что стоило в одной части появиться
практической новинке. как она сразу же
получала широкое распространение в дру-

Я

зрелым тактиком, но и собранным, воле-
вым офицерюм, хорошим воспитателем,
умеющим прививать подчиненным такие
пенные качества, как мужество и отвага,
готовность итти на обоснованный риск,
верность  воинокому долгу, гордость
за свое подразделение. Его подчиненные
отчетливо сознавали, что военная гордость,
любовь 6 своей части, ее традициям и ге-
роям являются проявлением советекого па-
триотизма, советской национальной гордо-
сти. Воздушные бойцы части Пруткова
отличались не только отличным летным
мастерством. Это ‘были, прежде всего, вои-
ны-патриоты, обладающие высокими MO-
ральными качествами, знающие цену не-
рушимому войсковому товариществу.

0 мужестве,  высокоразвитом чуветве
войскового товарищества. благородстве х8-
рактера советских авиаторов ярко говорит
такой эпизод. Во время` боев. за Никополь-
ский пландарм группа пигурмовиков долж-
на была нанести удар по крупному враже-
скому аэродрому, значительно удаленному
от линни фронта. Было известно. что вра-
жеский об’ект сильно защищен зенитными
средствами. В составе группы  замыкаю-

чиев: Он недавно пришел в- часть, только
что получил право называться, гвардейцем.
По счету это был всего второй боевой вы-
лет твардии младшего лейтенанта Протчи-
ева.

Во время штурмовки молодой летчик не-
сколько отстал от группы. ‚ Отходя от

мо перед собой штурмовик, идущий со сни-.
жением. За подбитым самолетом тянулась
полоса дыма. По хвостовому номеру Прот-
чиев ‘установил, что подбит его ведущий
старший летчик Надточиев: На глазах у
Протчиева подбитый самолет приземлилея,
над его мотором вспыхнуло пламя. Летчик
и воздушный стрелок быстро выскочили из”
подбитой машины. Со стороны аэродрома к
советскому самолету уже бежали немцы.
Но план действий y молодого ‘летчика
Протчиева уже созрел: он решил во что
бы то ни стало выручить своего команди-
ра из беды. Быстро выбрав более ровную
площадку, он совершил посадку и взял на
борт экипаж штурмовика. На глазах У
подбегавших немцев Протчиев взлетел и
вывез’ своего командира.

‚ — Вы проявили‘ исключительное му-
жество, — сказал Протчиеву командир
подразделения, — вы пошли на ‘большой
риск. : у

— Я не думал о риске, — скромно от-
ветил гвардеец, — я только стремился вы-
ручить в бою командира. Иначе поступить
я не мог.

Этот ‘эпизод убедительно свидетельству-
ет, как чист и благороден нравственный
облик советского летчика.

es 8 &

Лучшие традиции советских авиаторов,
сложившиеся в годы Великой Отечествен-
ной войны, получают дальнейшее развитие
в период послевоенной мирной учебы, в буд-
ничной работе, напразленной на дальней-
шее совершенствование боевого мастерства.
Воздушные бойцы хорошо помнят мудрую
пословицу о том, что старая слава новую
любит. Свято следуя ей, мастера воздуш-
ного боя, бомбовых и штурмовых ударов,
герои минувших битв показывают пример
неустанного творческого труда, смело и ре-
шительно решают новые задачи, поетав-
ленные перед советскими воинами нашей
партией и правительством.

Первомайский приказ Министра Воору-
женных Сил пред’являет высокие и серь-
езные требования ко всем советским авиа-
терам. Главное сейчае состоит в том; 9чт0-
бы непрерывно, и успешно оттачивать во-
инское мастерство, закалять боевую стой-
‘ROCTh и выносливоеть, быть в постоянной
боевой готовноети,

Опыт‘ показывает, что при решении
сложных и ответетвенных задач боевой
Подготовки ‘такие качества, как воля, Ha-
  стойчивость. дисциплинированность, играют
весьма существенную роль. Это. с ‚особен-
HOK очевидностью подтверждает преоцесе
освоения современной авиационной техни-
ки, ибо овладение новым веёгла связано’ с
трудностями, и’ ‘твердый, настойчивый офи-
цер, обладающий необходимыми волевыми
качествами, с большим успехом и гораздо
скорее преодолевает эти трудности. _

Советский летчик обязан веегла’ быть
твердым и настойчивым в достижении по-
оставленной цели. В фильме «Повесть о на-
стоящем человеке» есть одно замечательное
место. Вомиссар Воробьев, чтобы ободрить
летчика Мересъева, удрученного невозмож-
‘ностью снова занять место в боевом строю,
показывает ему фотографию поручика Вар-
‘повича, который во время первой мировой
войны после ранения в ногу сделал себе
протез и продолжал летать, Мересьев, по-
терявший 0бе ноги, неуверенно возражает:

— Ноу него не было только ступни.

— А ты же советский человек.

— Он летал на «Фаруане», Разве это
самолет? Это же — этажерка, Там такое
управление, что ни ловкости, ни быстро-
ты не надо,

летчика
cmocos-

щим летел молодой летчик офицер Прот-.

цели вслед 33 товарищами, он увидел пря-

стижении поставленной цели. помогают Ус».

‚ ОННО

авиационных училищ ответственные зада-
чи в деле обучения курсантов,

Я хочу рассказать о методике проведе-
ния в нашем ‘училище клавоных занятий с
курсантами на тему «Практическая работа
на действующих радиостанциях». Прежде
чем выработать эту методику, преподавате-
ли тщательно продумали весь ход занятий.
На первом уроке, где шла речь о настрой-
ке радиостанции ‘и порядке вхождения B
связь, преподаватель проводит показатель-
ную настройку радиостанции.

Показывая, Например, как следует пра-
вильно включать вилки шлемофона, препо-
даватель одновременно рассказывает и 0
подгонке самого шлемофона. При рассказе
0 правилах настройки передатчика на за-
данную рабочую волну ‘обучающий выяс-
няет у курсантов, понимают ли они, какой
физический процессе происходит при враше-
нии той‘ или иной ручки. Этот опрос’ дает
офицеру возможность Убедиться, Kak Ус-
воена теоретическая часть урока.

Приучая уже в классе. строго выпол-
нять правила эксплоатации самолетной ра-
диостанции, офицер тем самым вырабаты-
вает у курсантов определенные практиче-
ские навыки:

Практическая работа на действующих
радиостанциях в классе начинается после
того, как преподаватель убедится, что кур-
санты усвоили правила подгонки шлемофо-
на и умеют включать вилки и установить
заданную волну на шкале приемника,  По-

Сколько силы и гордости в этих ‘словах!
И разве не говорит этот эпизод о том, что
не только на фронте, но и в любых, сд-
мых будничных условиях, выполняя лю-
бую работу, каждый человек, каждый лете
чик должен помнить, что ему, советскому
патриоту, надлежит быть волевым, наетой-
чивым, упорным!

‚Справедливость-требует отметить, что не
всем нашим“ летчикам одинаково легко да-
валось освоение современной техники, 0л-
ни авиаторы — и таких большинство: —
после первых самостоятельных ‘полетов
глубоко задумывалиеь над’ причинами ©во-
их ошибок, стремились эти причины поско-
рее Установить, & распознав —— устранить,
Некоторые же—лих единицы,— увидев, что
новое дается нелегко и не сразу, начина-
ли колебаться в своих силах. Здесь oco-
бенно необходима была своевременная по-
мощь командира. Его прямой долг состоял
в том, чтобы оказать такому летчиву под-
держку. потребовать от него усиленной
работы над собой, разжечь в нем желание
преодолеть трудности ‘и’вынолнить ‘по-
ставленную задачу.

Вот один, не лишенный поучительности,
пример. В Н-ской авиачасти молодой лет-
чик офицер Петрянин при освоении но-
вого самолета ‘проявил робость и заяви’
командиру: Е В

— Я не верю в то, что нзучусь ‘на, нем
летать. Эта машина требует особых летных
данных. ь 4

МЕХАНИК самолета. старшина Голо-

хвастов образцово обслуживает
вверенную ему боевую машину. За без-
отказную работу материальной части и
значительную‘ экономию ‘горючего он.
получил четыре ‹ благодарности от
командования. На снимке; старшина
 ’Л..Голохвастов производит  предполет-

ный осмотр самолета. .
Фото капитана А. Дмитриева,

Командир раз’яенил подчиненному, чт   сле этого включается питание на радио-
служба в авиации — не. удел избранных, ‘Hak Я f 06 Ч a станции.
к га
  arena   физичееки И ee Занятия преследуют цель. научить
ладающий данными для летной работы, ‘ курсантов HacTpauBaTbea Ha передающую
в состоянии овладеть любой, самой ` слож- воздушног 0 стрелка радиостанцию и Знать правила  радио-
ной материальной частью, что советскому ‚обмена и вхождения в связь. Необходимо

Опыт Великой Отечественной войны. по-
казал, что воздушным стрелкам во’ многих
случаях приходится. стрелять не только по
воздушным, но и по: наземным целям. Не-
редко стрелки вели огонь, по тем же целям,
которые атаковали и летчики. Так бывал,
‘например, при’ нанесении штурмовых уда-

при этом внимательно анализировать. каж-
дый случай потери или ‘отсутствия связи,
указывать, к чему это может привести при
выполнении летных упражнений. Вурсант
Сорокин на земле настраивалея на. старто-
вую радиостанцию, но. в воздухе не слышал
команд руководителя полетов и не отвечал

летчику не полобает терять веру в сви
силы.

— Вы способны летать на. этом. самоле-
те и должны на нем вылететь, — убеж-
денно закончил командир.

Но молодой летчик не был до кон:

ma убежден в этом, чувство  неуве-   рюв`по артиллерийским и зенитным батаре-

peHHOCTH B cede Bee еще   Be оетав-   ям. Поэтому сейчас, в условиях мирной   На Го Вызовы. Оказалось, что Сорокин,

ляло его. Тогда командир предложил   учебы, я уделяю много внимания обучению   Настроившиеь на земле при минимальной
слышимости, в воздухе не умел  пользо-

воздушного стрелка метко поражать назем-
ные цели: неносредетвенно после того, как
атаковал их я.

> Для того, чтобы стрельба была безопас-
вой и воздушный стрелок уверенно пора-
жал цель, летчик должен правильно манев-
рировать самолетом в момент стрельбы, ‘е0-
здавая воздушному стрелку. необходимые
условия для прицельного отня.

Вот как я лично осуществляю маневр.

“ На заданной высоте плавно вывожу с3-
‘молет из. планирования в горизонтальный
‚полет и подаю команду: «Приготовиться к
стрельбе». Как только пель начинает скры..
‚ваться под мотор, делаю доворот влево на
15—20°, прохожу ‘над целью. и делаю раз-
ворот с набором высоты вправо на 40—
45?...

Когда самолет перейдет в набор, я пре-
кращаю разворот, и самолет, с креном, но
без разворота, в небольшим набором высо-
ы идет вверх по прямой под углом 40—
45? по отношению к цели. Затем подаю
Команду «огонь» и выдерживаю самолет в
таком положении, пока воздушный стрелок
He закончит стрельбу. Стрелок на положен-
ной дальности открывает огонь, и, как сви-
детельствует практика, успевает за это
‘время. дать. примерно. 2 — 3 прицельные
очереди.

После. прекращения огня резко ухожу в

сторону © маневром по высоте и направле-
нию. При ‘атаке целей е «правого круга»
маневр выполняется подобно описанному.
_ Во время полетов’ на’ стрельбу мой воз-
душный” стрелок старшина Чернов показал
при таком построении маневра‘ высокие
результаты. Он. вел огонь по, той же. на-
земной цели, по которой и я перед этим.
вел огокъ;

Гвардии лейтенант И. ТАРАПУРА.

ему притти на аэродром в летный дель.
Офицер Петрянин был восхищен пизотае
KEM командиров подразделений, увидел, как
стремительны и точны эволюции истреби-
телей в руках искусных летчиков. Он-по+
кинул аэродром с одним чувством — как,
можно скорее освойть новый самолет,
Командир” помог ему глубже изучить 96-.
новные теоретические положения, создал,
необходимые условия, обеспечившие выго-
кое ‘качество всех тренировок на земле`й
в воздухе. Вскоре’ летчик успешно вошел

А вот другой примёр, свилетельствую-
щий 0 том. как твердость и упорство в до-

ваться ручкой регулятора громкости. Ес-
тественно, что. удаление от аэродрома и
шум мотора лишали его возможности слы-
шать команды е земли, Командиры. попра-
вили Сорокина, Из этого был сделан вы-
вод: с первых же занятий в классе 0со-
бое внимание обращать на привитие кур-
сантам навыков точной настройки и пра-
вильного. пользования ручками настройки.

Преподаватель сам работает на ‹передаю-
щей радиостанции, вызывает курсантов по
присвоенным им. позывным. Чтобы убедить-
ся, как его слышит курсант; преподаватель:
‘задает ему ряд вопросов, требуя ответа’ го-
лосом без включения ‘передатчика. Правиль-
‘ность ответов убеждает преподавателя; что
курсант действительно хорошо настроилея
и умеет трамотно пользоваться  приемни-
KOM и ручкой хтише-—громче»,

Не всегда имеется возможность ‘орга:
цизовать ‘одновременно работу всех курсан-
тов классного отделения. В таких случаях
преподаватель дает курсантам, не занятым
на радиостанциях, задание’ под руководег-
вом старитины классного отделения изучить
правила вхождения в радиосвязь, таблицы
радиосигналов и другие материалы. В кон-
це урока преподаватель подводит итоги.

Получив практику в настройке приемни-
ка, обучаемые переходят к другому, более
сложному этапу работы на радиостанции:

ут

пешно осваивать новую технику.

Летчик лейтенант Лопатин имел неосо-
бенно’ большой налет, и некоторые офицеры
считали, что ему, пожалуй, долго не удаст-.
ся овладеть скоростным самолетом. Но 10-
патин горел желанием не отстать от това-  ,
рищей, часто обращался к командиру. ©
настойчивой просьбой допустить его к по-
летам. Желание было удовлетворено. Вер-
но, отсутствие прочных летных навыков
значительно усложняле задачу Лопатина,
Однако, серьезно работая. над изучением
теории, прикладывая максимум старания
к полетам, настойчиво изживая ошибки В
технике пилотирования, он успешно дви-
галея вперед. И когда в одном из само-
состоятельных полетов неожиданно созда-
лись условия, исключавшие возможность
посадки на своем аэродроме, Лопатин, гра-
мотно приземлил машину ‘на полигон, на-
ходившийся поблизости.

Большую работу по освоению’ современ=
ной техники проводит с летным. составом
офицер Стадкевич. Обладая хорошими ме-
тодическими данными, он внимательно
следит за ростом молодых летчиков,   изу-
чает их личные качества, своевременно
предостерегает от ошибок. Тщательная”на-
земная подготовка, предшествующая каж-
дому полету, помогает’ авиаторам. выпол-
HATS летную программу с высокими`пока-
зателями.

t

В первую очередь офицер Стадкевия по-
мог освоить новую технику опытным лете
чикам, а затем с их помощью стал обучать
молодых. Характерно, что авиаторы, обла-
дающие богатым боевым опытом, заняли
авантардную ‘роль в овладении современ-
ной ‘техникой. Осваивая’: полеты, пилотаж
и воздушные стрельбы, эти офицеры‘ со-
ставляли специальные методические раз-
работки, которые затем, в’ процессе ‘пред-
варительной ‹ подготовки, использовались
как дополнительные пособия.

Успешно освоило программу учебно-лег-
ной подготовки подразделение   Героя Co-
ветекого Союза офицера Климанова. Bora-
тый боевой опыт, которым ‘располагает
этот командир, помог ему привить своим
подчиненным необходимые волевые. навы-
ки, дающие возможность успешно овладе-.
вать самыми сложными элементами летной
подготовки. Этот командир умеет во-время
вскрывать. и анализировать промахи сво-
их летчиков, требует. от них постоянной,
вдумчивой работы над собой, ясного пони-
мания поставленной задачи и четкого ee
выполнения: ‘Офицер Климанов, отлично
выполняя все упражнения курса, учит
подчиненных личным показом, wl

Шаг. за шагом, ‘переходя о? простого в
сложному; от низшето к ‘высшему, неук-
следуя в своей. практической’ дея-
тельности этой важнейшей заповеди обуче-
ния, советские летчики успешна овладева-
ют новой техникой, упорно повышают. свою,
боевую выучку. Движимые животворным
чувством советского патриотизма, проявляя
волю, настойчивость, творчегкий подход к
делу, стремление любой ценой выполнить
поставленную задачу — качества, Зака-
ленные в годы минувшей войны, советекие
авиаторы, в. дни напряженной летней уче-
бы неустанно совершенствуют, оттачива-  .
ют свое боевое, мастерство,

— Tre живет младший лейтенант Ка-
саткин? — обратились мы к одному из
летчиков авиагарнизона.

Спрошенный нами офицер долго пытал-
ся вепомнить; кто же такой. Касаткин. По-
TOM OH обратился за помощью к товари-
щам. Нои те не могли ответить на наш
вопрос. Наконец, один из подошедших к
нам офицеров сказал:

— Разве его найдешь? Ведь Касаткина
то и дело переселяют из одной квартиры в
другую, Недавно он жил в гостинице, а
сейчас — ‘сосед по, квартире © летчиком
Переснухиным.

После долгих   Побсхов мы, наконец,
нашли Квартиру, в которой проживал
младший лейтенант Касаткин. Но дома его
не оказалось. Лейтенант  Переснухин,

узнавший, что мы ищем Касаткина, ‘ска-
зал:

— Раньше он бывал ‘чуть не каж-
дый день дежурным по столовой, з теперь
его назначили начальником полигона.

— Почему? — удивленно спросили мн.

— Этот летчик, — отвечал. Перес-
нухин, — уже давно He летает, Ero
отстранили OT полетов, якобы из-за отсут-
ствия способностей, Кстати, я сам долго
находился в положении «безнадежного», и
вот только недавно меня ввели в строй.

Через некоторое время нам удалось
встретиться и ‹ самим младшим лейтенаи-
том Касаткиным. Вот его история.

Летом 1946 года лов. Касаткин окончил
авиаучилище и был направлен, в одну из
частей. Два месяца он не летал, так. как
самолет, © двойным ‚управлением (спарка)
находился в ремонте. Только в ноябре того
же года молодому летчику качали да-
вать провозные полеты. Ввиду плохой по-
годы провозные полеты затянулиеь надол-
го. Иетчика успокаивали, советовали. не
торопиться; Векоре Касаткина перевели в
другую ‘авиачасть, (в которой он служит. по
настоящее время.

Прошло ‘уже болеь двух лет
ший лейтенант Касаткин gushes. aie
вилея командиру части. С тех пор он пре-
вратилея из летчика, в постоянного дежур-
ного по столовой. Много раз его посылали
на. различные комиссии, Одна комиссия
временно отстраняла Касаткина от полетов,

Выпуск в Казанской
спецшколе ВВС

На-днях состоялея выпуск учащихся
Казанской спепшколы Военно-Воздушных
Сил. За время учебы будущие авиаторы
получили глубокие и прочные знания по
программе. средней школы. 06 этом крас-
норечиво свидетельствуют итоги выпуек-
ных экзаменов. ’Большинетво учащихся
сдало. вее экзамены с хороними и отлич-
ными опенками,

На экзамене будущие авиаторы Буля-
‘Kos, Мухтаров, Романов и другие весьма
‘обстоятельно об’яснили тедрию ‚под’емной
силы крыла самолета, значение научных
работ «отца русской авиации» Н. Е. Жу-
ковского; сумели дать теоретическое 0бо-
снование полета ‘тела, выброшенного ca»
молетом под углом к. горизонту, ° полета
снаряда с различной  траекторией. Vua-
щиеся с большим увлечением рассказыва-
ли о трудах К. 9. Циолковского.

Bee выпускники имеют также представ-
ление ‘о трудах академика С, А, Чаплыги-
Нап газовой динамике, о выдающихся
совелеких  авизконструкторах, питомцах
сталинской школы „— чт. Туполеве,

льюшине, Яковлеве, Лавочкине...

С’ золотой ‘и серебряной медалью  окок-
‚Чили школу Джеват Юсупов, Рюрик Бак-
ланов, Виктор Куликов, Леоних ‘Орлов,
Рим Мухтаров, Сайлун Буляков, Владимир
Романов. }

He менее успепины. результаты перевод-
ных испытаний учащихся 8-х и 9-х
классов. Так, например, сыновья офи-
церов-авиаторов Валентин Защелкин. Вя-
чеслав Kyanenos, Валентин Kopmaxor;
Владимир Вершинин и другие переведены в
старшие классы с похвальными грамотами.

Сейчас учащиеся всех классов, в том.
числе и выпускники, выехали в лагерь,
расположенный в живопиеной местности.

Подполковник В. ЯКОВЛЕВ.

работать
«самолет —= земля». Преподаватель в эму

случае работает на наземной радиостанции,
строго следя за соблюдением радиодисции-

лины,

Проводя работу на прадиостанциях, мы
ставим задачу научить курсантов тактиче.
ской радиосвязи. Делается это так. Прето.
даватель знакомит со сложившейся в дан-
ный момент обстановкой и’дает указания
по радиосвязи. НЭ основании этого курсан-
ты должны составить схему радиосвязи на
предстоящий «боевой вылет». Проверив
схемы и произведя «боевой» расчет, препо-
даватель разрешает курсантам самостол.
тельно входить в радиосвязь.

При указаниях По радиосвязи, которые
мы делаем, в радиосеть обязательно вводит.
ся радиостанция наведения,  находящазся
по’ обстановке’ на линии «фронта», При
этом ‘широко используются примеры из
опыта Великой Отечественной войны, пока-
зывающие ‘огромную роль наведения п9
радио ‘в боевой обстановке,

При работе с радиостанцией наведения
обучаемый ‘изучает и порядок запроса пз-
роля. Как правило, радиостанция наведения
находитея ‘вне клабеа (на аэродроме или
радиоузле). Такое размещение ее поднимает
у курсантов интересе быстрее войти в pa.
дДиосвязь со ‘станцией наведения, получить
от нее информацию’ и провести «воздут»
ный бой». Воздушный бой  быстротечен,
Обстановка зачастую резко’ меняется, Уме.
лое. перенацеливание курсантов во время
«вездушното боя» делает занятие живым и
интересным, .

Придерживаясь принципа последователь»
HOCTH обучения от Пс го к сложному,
мы ставим себе цель в последующих ур»
ках научить курсантов работать в радио-
сети при взаимодействии различных родов
звиации. В этом случае тактическая 9бта-
новка усложняется, а схема радиосвязи
представляет уже схёму радиосвязи взаи»
модействия. При наличии достаточното ко»
личества радиостанций в классе мы орга-
низуем две-три радиосети. Это Позволяет
нам‘ более рационально использовать учеб:
ное ‘время.

Увеличивая обмен‘в радиосети, препода.

ватель практически учит курсантов, Kak’

пользоваться таблицей‘ радиосигналов при
взаимодействии ‘различных родов авиации,
При проведении ‘таких ‘занятий. серьезное
внимание уделяется контролю за работой
на радиостанциях. Это очень важно, так
как, работая во. разных сетях, курсанты
иногда нарушают радиодисциилину, не
придерживаются правил. радиообмена. Оле
дя за ‘работой курсантов-в радиосетях, пре-
подаватель своевременно подмечает и. тут
же указывает все’недостатки, .: went

Большую помощь’ преподавателю в про
ведении занятий, оказывают отличники бо-
enol M политической‘ подготовки. У ‘нас
практикуется помощь отстающим со сторо-
ны отличников. Так, например, проводят“
ся практические работы в одном из класс-
ных. отделений, где курсанты-отличники
Уткин и Попов занимаются с более слабы

‚ми курсантами Цыгановым и Чехутиным,

Эта товарищеская помощь приносит поло-
жительные результаты: Цыганов и Чеху»
тин приобрели твердые практические навы-
ки в. работе на радиостанции.

Так мы организуем практические заня“
тия на радиостанциях в, классе, учим. моло-
дых авиаторов овладеть связью, столь не-
обходимой в учебно-боевых полетах.

Майор М. КОРОЧНИН,

КОГДА ЛЕТЧИК КАСАТКИН
‚ БУДЕТ ВВЕДЕН В СТРОИ?

другая снова допускала. Ho летать ему
все-таки не удавалось,
Осенью ^ прошлого года,

нец, решили его допустить
большинство из подразделения
пуск. Летчику опять сказали: «Подожди-
те». Но вот ‘люди подразделения Касатки-
на вернулись из. отпуска. Младшего лей»
тенанта ‘Начали было! вывозить на двух
местном самолете, но этот самолет, к но
счастью, вскоре вышел из строя, Летчику
опять предложили «подождать». Потом в
подразделении началась- интенсивная лет
ная работа, и Касаткину об’явили, что в
HUM некогда заниматься, что. подразделе-
ние должно план выполнять (!}.

Время шло, а молодой летчик все оета-
Bach без летной практики, Каждый раз у
командования находитись какие-то &о6’ек-
тивные» причины, и Касаткину снова и
снова говорили: «Подождите». Последний
раз молодой летчик’ летал тод тому назад,

Мы обратились к инспектору по техни“
кв пилотирования тов. Бранцеву с вопро

сом, какого‘он мнения о летчике Касат*
киНе,

— Касаткин? — переспросил’ офипер
Бранцев. — Что-то я такого не знаю, Ия-
спектор вытащил свою записную книжеч-
Ку, открыл последнюю страницу, на Кото-
рой ‘у нёго были записаны фамилни лет
чиков, имеющих значительные перерывы

в полетах, но Кабаткина среди них не
нашел. }

Ноеле мы узнали, что судьбой Касатки-
на интересовались многие начальники и
В том числе политработники, но’ никто из
них не довел дела до конца. Хлопот было
как’ будто иемало, з результатов никаких,

Поеледнее время судьба младшего лейте-
нанта Васаткина, видимо. перестала инте“
ресовать и командиров и партийных руко*
водителей. Молодого летчика решили уУ0-
рать подальше ‘от аэродрома и послали его
начальником полигона.

После всего сказанного

когда, нано-
к полетам,
ушло в 0т-

остаетея только

добавить: He поря ли пресечь ‘боздушное
отношение ° к молодому летчику? Не пора
ли прекратить пербводы ero из одного Под»

разделения в другое и
его судьбу?

Гвардии майор В, ДЬЯЧЕНКО.

раз навсегда решить