За нашу Советскую Родину!

МАО и ] ( KO

ГАЗВТА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ Сил.
(ОРРАН МИНИСТЕРСТВА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СОЮЗА ССР)

№ 180 (1404)

»

ь   Цена 20 коп.

IT o

ПАША СТРАНА-
РОДИНА АВИАЦЩИИ

Сегодня в нашей газете публикуются

Вторник, 2 августа 1949 г.

как в области авиации и воздухоплава-

rer

Сегодня в номере:

По Советской стране (1 стр.). _

Празднование Дня железнодорожника (1 стр.).

П. Молокоедов. — Слушают голос родной Мос-
квы (1. стр.).

67 лет со дня полета первого вми-
ре самолета А. Ф. Можайского. Капи-
тан М. Буханов. — Первый полет в мире (2 стр.).

Критика и библиография. Подполков-
ник В. Доброхвалов. — Выдающийся русский уче-
ный (2 стр.).

Ее

Советской

ии

Старший лейтенант Г. Матвеенко. — Географиче:
ская карта на политзанятиях (3 стр.).

Г. Молюков, — Новые материалы о творчестве
А. Ф. Можайского (3°стр.).

Майор И. Цветков. — Вернуть былую славу
(3 стр.).

А. Коренев. — Гордость Родины (стихи) (3 стр.).

Прекращение работы комиссии ООН по конт-
ролю над атомной энергией (4 стр.).
Телеграммы из-за границы (4 стр.).

a Se ke ee ea ЕЕ

стране
ие

материалы, посвященные 67-летию с дня
полета первого в мире самолета, сконстру-
ированного нашим талантливым соотечест-
зенником А. Ф. Можайским‘ и испытанно-
To в полете механиком И. Н. Голубевым.

Наша страна — родина авиации. Этот
неоспоримый исторический факт преиспол-
няет каждого советского человека чувством
законной гордости за свой народ, за свое
Отечество. С глубоким уважением мы чтим
память своих выдающихся соотечественни-
ков, которые издавна мечтали сделать
свой народ крылатым и, посвятив этой
дерзновенной идее вое свои силы, отдав
ей весь свой талант, добились замечатель-
ных творческих успехов.

В истории мировой авиации ярко свер-
кают славные имена
М. В. Ломоносова, Д. И. Менделеева, А. Ф.
Можайского, Н. Е. Жуковекого, К. 9. Ци-
олковского, 0. А. Чаплыгина, разработав-
ших юсновы современной авиационной на-
уки и техники. Нат народ гордится славой
своих отважных сынов — летчиков
Нестерова, Врутеня и других,
родоначальниками ‚ современного пилотажа,
доказавших богатейптие
вого применения авиации.

Подлинното,
расцвета наша авиация достигла
соретекой власти.
социалистическая революция,
венный и государственный строй, открыла
неограниченный простор
взлета научной мысли, для самой актив-

ной творческой, созидательной  деятельно-
сти нашего народа. Под руководством пар-
тии большевиков, великого Сталина co-
ветский народ создал первоклассную  отече-

ственную авиационную промышлен-

ность, выдвинул из своей среды замеча-
превратил
авиационную

тельные авиационные
нашу страну во великую

кадры,

державу.
Пламенные патриоты социалистической
Родины, сталинские соколы еще до

войны прославили наш народ героически-
ми подвигами, Верные сталинекому деви-

зу — летать выше всех, быстрее. веех,

дальше всех, они завоевали нашей  стра-

не первое место в мире, по количеству
международных авиационных рекордов.
Выдающиеся советские — конструкторы

А. Н. Туполев, 0. В. Ильюшин; А. С.
Яковлев, А. И. Микоян. С. А. Лавочкин,
А. Д. Швецов; А. А. Микулин, В, Я. Вли-
мов и другие создали лучшие в мире ис-
требители, штурмовики и бомбардировщи-
ки, превосходные авиационные моторы.
Непрерывный технический

торов — таков путь развития советского
Воздушного Флота. В наше время претво-
рена в жизнь идея Циолковского — co3-
дан первый в мире реактивный самолет.
Полет на реактивном самолете впервые
был выполнен талантливым советеким лет-
чиком-испытателем Г. Бахчиванджи. Выс-
ний пилотаж, как индиридуальный, таки
групповой, также первыми совершили со-
ветские военные летчики. Мудрое руко-
водство большевистской партии, ° отече-
ская забота великого Сталина об авиация
поднимают наш Воздушный Флот все вы-
ше и выше!

Наш талантливый народ гордится успе-
хами своих лучших сынов. Советские люди
защитили и восстановили честь отече-
ственной науки и техники,  разоблачили
попытки зарубежных спекулянтов от лже-
науки присвоить руеские открытия и ума-

‹ лить. ведущую роль нашей страны в ми-
ровом развитии авиации. Ныне обнародо=
ваны документы о русских научных от-
крытиях и изобретениях, восстанавливаю-
щие правду о том, что первенство’ в авиа-
ционной науке и технике принадлежало и
принадлежит. нашему народу. Наша стра-
на — родина первого в мире самолета —
ныне имеет лучшую в мире авиацию!
` Советские авиаторы глубоко интересу-
ются историей своей авиации, они хотят
хорошо знать жизнь и деятельность Ta-
лантливых представителей нашего народа,
утвердивших приоритет в области авиа-
кии за нашей страной. Прекрасная и ге-
роическая история отечественной авиации
й воздухоплавания — благодатный мате-
риал для воспитания советеких воинов в
хухе советского патриотизма, в духе ©0-
ветской национальной и военной гордости.
` Пропаганда приоритета нашей Родины

русских ученых.

явившихея
возможности 60е-

невиданноо в истории
в ды
Великая Октябрьская
создавшая
слмый передовой в мире советский общест-

для творческого

прогресс,
неуклонный рост мастерства наших авиа-

ния, ‘так и в других областях науки и
техники — почетная обязанноеть коман-
диров и политработников. партийных и

ров и клубов, один из важнейших учает-
ков всей нашей политико-воепитательной
работы. Эту пропаганду следует проводить
не от случая к случая, не только в связи
© юбилейными датами, а повседневно. Она
должна отличаться большевистской  целе-
устремленностью и высокой идейностью,
должна быть тесно увязана с нон-
кретными задачами, которые решают сей-

докладах и лекциях, посвященных исто-
рии нашей авиации, особое внимание нуж-
но уделять советскому периоду, когда на-
ша авиационная наука и техника под ру-
ководством большевистской партии и твор-

цвета и могущества.

Поучителен в этом отношении
Н-ской авиачасти. Здесь коммунисты по-
«тоянно ведут пропаганду приоритета на-
дней авиационной науки и техники, ши-

воспитания советского палриотизма. Так,
на одном из` партийных собраний; обсуж-
дая вопрое 06 овладении современной
авиационной техникой, справедливо под-
черкивали, что в области современной тех-
ники первое слово сказали советские. лет-
чики, что долг каждого воина-патрио-
та — хранить и множить эти славные
традиции.
Авиаторы этой части добились замеча-
тельных успехов в боевой и политической
подготовке. Они показали себя похлинны-
ми новаторами, в совершенстве. овладев-
шими современными типами самолетов.
Этот факт весьма убедителен. Оп гово-
рит о том, что там, где пропаганла совет-
ского патриотизма, пропаганда истории
отечественной авиации и военно-техниче-
ских знаний ведется непрерывно и_целе-
устремленно, тесно увязываетея ©  кон-
кретными задачами. дня, там авиаторы от-
дают все свои силы для того, чтобы: при-
умножить славу советской авиации но-
выми замечательными успехами.
Лекции и доклады, фотовитрины и пла-
каты, тематические вечера, а:
музеи, к памятным местам отечественной
авиации, популяризация новой  литерату-

воздухоплавания  — все эти действенные
формы и средства массово-воспитательной
работы надо поставить на службу пропа-
ганд® первенства отечественной авиаци-
онной науки и техники.

Большие задачи в области пропаганды
приоритета авиационной науки и техники
стоят перед работниками. военных акаде-
мий и научно-исследовательских учрежде-
ний советской авиации. Им надлежит быть
в первых рядах борцов за честь отече-
ственной науки и техники. Надо оконча-
тельно вскрыть все ошибки, допущенные
в некоторых ранее изданных книгах, где
была искажена правда о великом вкладе
руеского народа в авиационную науку и
технику.

Значительную роль в пропатанде прио-
ритета отечественной авиационной науки

1 и техники должна сыграть наша военная

печать. Научно-популярные статьи ‘и очер-
KH 0 выдающихея  соотечественниках,
внесших значительный вклад в дело раз.
вития авиации, пропаганда достижении
советской авиации. статьи 0’ талантливых
советских летчиках, рецензии. 0 новых
книгах по истории отечественной авиации,
очерки о героях нашего времени — лет-
чиках-новалорах, двигающих  внеред 0о-
ветскую авиационную науку и технику,
— все зто должно занять почетное меето
на’ страницах наних газет. .
Пропаганда первенства нашей авиаци-
онной. науки и техники. имеет огромное
воспитательное, мобилизующее значение.
Нужно помнить, что чем шире будет раз-
мах этой пропатанды, тем выше будут ус-
пехи наших авиаторов: Задача  команди-
‚ров, политорганов, партийных и комоо-
мольских ортанизаций — обеспечить пла-
номерный, действенный и целеустремлен-
ный характер пропаганды приоритета от6-
чественной авиационной науки ‘и техни-
ки, развивать у наших воинов чувство
`национальной и военной гордости, любовь
к Родине, преданность великому делу
Ленина-—Сталина. т

Паровоз имени Виктора Талалихина—
лучший паровоз страны

Н-СКИЙ АВИАТГАРНИЗОН, 1 звтгуста.
(Haw корр.). В прошлом году в ознаме-
нование 30-летия ВЛЕСМ молодые рабо-
чие Коломенского  машиностроительного
завода во внеурочное время построили

‚ Олному изних было ano] и
три паровоза. Одному ИИ gas Mg

имя просдавленногмо летчика, совершивше-
то первый в мире ночной таран, Героя
Советского Союза Виктора Талалихина,
Еще не прошло и года, как паровоз был
введен в строй, но водители его. в0 главе
co старшим машинистом Виктором Блаже-
новым добились выдающихея производет-

венных успехов.

В честь сталинского Дня. железнодорож-.

ника’ локомотиву имени В. Талалихина

присвоено звание «Лучший паровоз

сети железных дорог’ Советското Союза»,
лнополчане Виктора ^ Талалихина ‘по-

слали

желёзнодорожникам-талалихинцам.

праздничное поздравление, в котором тово-
putea: «Личный состав части, где служил
Герой Советского Союза Талалихин, шлет
вашим бригадам в день праздника совет-
ских железнодорожников боевой привет!

Поздравляем © присвоением паровозу вы-

железных ° дорог Советекого Союза». Дер-
жите и впредь так же высоко честь тала-
лихинцев!
По поручению личного состава:
Горячко, Иконников».

Дружба» бригад паровоза имени В. Та-

` лалихина с однополчанами Героя растет и

креннет в каждым днем. Авиаторы регуляр*
но сообщают” железнодорожникам 0 своих

успехах в овладении авиационной Техни-

кой, а паровозники не остаютея в долгу
перед воинами и изо дня в день добивают-
ся все новых. успехов в вождении локомо-

THB. *, - . Г

комсомольских организаций, Домов офице-`

‘час наши авиаторы. При этом в беседах, .

Ца всех наших побед великого Сталина до-
стигла поистине невиданных высот, рас-

опыт,

роко используя эту  действенную форму.

ры по истории отечественной авиации и.

Сибирский хлеб —

Родине

НОВОСИБИРСК, 1 августа. (ТАСС).
Велед за здвинекими и карасукекими кол-
хозами вчера направили на склады и эае-
ваторы «Заготзерно» первые сотни пудов
зерна нового урожая хлеборобы сельскохо-
зяйственных артелей Чистоозерного и Ан-
дреевского районов. :

Хорошая погода блатбприятетвует ‘раз-
вертыванию уборочных работ. Жатву ржи
и ячменя простейшими машинами и вруч-
ную выборочным путем ведут уже в 14
районах области.

1.600 молодежных отрядов
по борьбе с потерями

RAAYTA, 1 августа. (ТАСС). По ини-
циативе комсомольцев Козельского района
на полях калужеких колхозов  разверну-
лось массовое соревнование за. быстрей-
шую. уборку Урожая. Организовано 1.600
молодежных отрядов по борьбе с’ потеря-
ми. В Козельском районе пионеры и
школьники. уже произвели ебор. колосъев
на 300 гектарах.

На молотильных токах, в транспортных
бригадах и`на заготовительных пунктах
установлено 2 тысячи контрольных ком-
сомольеко-молодежных постов по охране
урожая.

КОМБАЙНЫ ПЕРЕХОДЯТ
НА КРУГЛОСУТОЧНУЮ
РАБОТУ

ОДЕССА, 1 августа. (ТАСС). Комбайнеры
Одесской области показывают образцы вы-
сокой производительности своих агрегатов
и отличное качество уборки хлебов.

Борясь за сохранение выращенного вы-

сового урожая, комбайнер Яновской MTC
Василий Пащенко за день скашивал 29—
24 тектара. Сейчае, перейдя на круглосу-
точную работу, он убирает по 34—36
тектаров озимой, пиеницы, Днем и ночью
убирает комбайнер Подгурской МТС Иван
Бабийчук.
“Высокой выработки достиг старейший
комбайнер МТС ин, Шевченко Василий
Ткаченко. Вчера он завершил уборку в
сельхозартели им. Буденного, Березовского
района. С гектара комбайнер намолачивал
по 22—27 центнеров озимой пшеницы.
Таких же успехов добилиеь и мастера
комбайновой уборки Григорий Ефимов,
Сергей Дубров, Андрей Зоткин, Иван Чау-
сенко и другие.

Началась ‘уборка риса

ЛЕНЕОРАНЬ (Азербайлжанская CCP).
1 августа. (ТАСС). Рисоводчеекие: колхозы
южных районов Азербайджана приступили
к уборке чалтыка (риса). На плантациях
сельхозартели «Ёраеное знамя» убраны
первые тектары.

В ЧЕСТЬ ДНЯ ШАХТЕРА
На тридцать дней раньше графика

ГУБАХА, 1 августа. (ТАСС). Достойную
ветречу Дню шахтера готовит передовая
проходческая бригада Кизеловекого уголь-
ного бассейна Федора Ромашенко, Работая
методом многозабойного обуривания, брига-
да за 4 месяца опередила график  про-
движения петрека на 30 дней.

Благодаря хорошей организации труда и
эффективному использованию бурильных
Молотков и поролопогрузочных машин про-

ходчики бригады Ромашенко дают за сут-.

‘RH нолтора цикла. В августе бригада обя-
залась пройти 60 погонных метров штре-
ка вместо 30 по норме.

+ \

Когда погаснут. последние отблески ве-
черней зари, над колхозной Мало-Михай-
ловкой затораетея видное издалека заре-
во электрических. огней. Из ‘установлен-
ных на столбах репродукторов гремит бас
московского певца; - 8 из открытых окон
клуба доносятся усиленные в десятки раз
толоса — здесь демонстрируется звуковой
кинофильм. Я

Село Мало-Михайловка, Шебекинского
района, имеет свою электростанцию, клуб,
звуковое кино, библиотеку. радиоузел. В
cele есть родильный дом и детские ясли.

Перемены, которые произошли в Мало-
Михайловке, характерны для  большинет-
ва, сел Курской облаети. Поезжайте сейчас
по дорогам области. Вы невольно обрати-
те внимание на новые столбы ` со провода-
ми, идущие вдоль больших ‘дорог и про-
селков, от села к селу. Там, где нет
столбов, возле приготовленных ям лежат
свежеотесанные. бревна. В районе широко
развернулся поход за электрификацию, за
сплошпую радиофикацию колхозов обла-
сти, за культурное социалистическое <ело.

Осенью прошлого года колхозный ак-

тив Джитриевского района `бросил клич:

«Превратим наш район в течение ABYX лет
в район сплошной `радиофикации!». Почин
дМитриевцев подхватили. Многие районы

Слушаюш голос

Празднование Дия змелезнодорожинна   Патилетие освобождения

Торжественное заседание в Москве

31 июля в Москве, в Центральном Доме
культуры железнодорожников, состоялось
торжественное заседание Московского Co-
вета депутатов трудящихся и Московского
вомитета ВЕП(б) совместно с представи-
телями партийных, советских и профсоюз-
ных организаций столицы, посвященное
Beecowsnomy Дню железнодорожного транс-
порта. Среди двух тысяч человек, собрав-
шихся на торжественное заседание, — де-
путаты Московского Совета, партийные,
советские, хозяйственные руководители,
стахановцы столичного железнодорожного
узла и промышленных. предприятий, воины
Советской Армии, ученые, работники Ми-
нистерства путей сообщения.

Заседание открыл секретарь МГК ВЕП(б)
тов. `И. А. Парфенов.

Бурными овациями встретили присут-
ствующие предложение избрать в 1-
четный президиум торжественного заседа-
ния Политбюро ЦК ВЕП(б) во. главе с
товарищем И. В. Сталиным.

С локладом о Сталинском Дне железно-
дорожника выступил мичистр путей со00-
щения СССР тов. Б. П. Бещев.

— В день своего праздника, — говорит
тов. Бещев, — железнодорожники обра-
щают первые слова горячей любви и бла-
тодарности к большевистской партии, к на-
цему вождю, учителю и Apyry — вели-
кому Сталину. . (Бурные аплодисменты).

Партия, правительство. лично товарищ
Сталин с ветичайшим вниманием и’ забэ-
той относятся к нуждам железнодорожного
транспорта, повседневно следят за его ра-
ботой, оказывают огромную помощь в ре-
шении задач, стоящих перед советскими
железнодорожниками, заботятся об улучше-
нии блатосостояния работников транспорта.

Докладчик подробно останавливается на
аеновных показателях в работе траненорта.
Еще в прошлом году железные тороги
иревоошли довоенный грузооборот. В пер-
вом полугодии 1949 тода среднесуточная
погрузка уреличилаеь по сравнению с тем
же попиодом прошлого тола на 17 процен-
тов. За это же время себестоимость пере-
в030к снижена против плана Ha 1,7 mpo-
цента,  сэкономлено 1.390 тысяч о тонн
топлива.

7 Тов. Бещев- приводит интересные цифры,
Ярко говорящие о том, как набирает темпы
советский транспорт и как катится вниз,
испытывая ‘первые удары нового экономи-
ческого кризиса, транспорт капиталисти-
ческих стран.

` Для дальнейшего улучшения работы на-
его железноторожного траненорта, ‘отме-
чает докладчик, ° нообхолима eme Gomes
упорная. борьба за ускорение оборота 1ю-

ДвИжного состава-—за увеличение средне-
суточного пробега локомотивов и вагонов.

Значительный раздел доклада был по-
священ дальнейшему развертыванию соци-
алистического соревнования. Это движе-
ние ва транспорте стало подлинно  веена-
родным. Нынешний ‘год особенно ботат
примерами творческой инициативы совет-
ских людей. В авангарде соревнования,
как и ранее, идут локомотивные машини-
сты. Группа передовых машинистов депо
Россошь тт. Tyasmun, Cosa, Ковалев, Мэ-
розов’и Фоменко выступили против’ уста-
ревших норм пробега паровозов и призвали
поднять суточный пробег’’локомотивов до
500 километров вместо ‘обычных 200—
250’ километров. Теперь сотни локомотив-
ных бригад достигают пробега 500 и более
километров в сутки.

Замечательных результатов  лобились
путейцы ‘ Московеко-Окружной дороги.

Большую работу по политическому вое-

питанию железнодорожников проводят по-

литотделы транспорта. За ‘сравнительно
короткий срок они накопили  значитель-
ный опыт массовой политической ‘работы,
способствующий ° фазвертыванию  творче-
ской инициативы железнодорожников, ов-
падению ими сложной техникой.

‚ Особом внимания, отмечает тов. Бещев,
сейчас требует организация хлебных пере-
всзок и подготовка к зиме. Эти залачи
связаны с насущными интересами  Совет-
ского государства, и успешное их решение
— дело чести веех работников железнодо-
режного транспорта.

В заключение докладчик провозглашает
здравицу великой ‘социалистической Or-
чизне, партии Ленина— Сталина, лучшему
другу железнодорожников, любимому вож-
дю и учителю родному Сталину. Присут-
ствующие в едином порыве встают ео ево-
их мест и устраивают бурную овацию в
честь товариша И. В. Сталина.

Секретарь МК ‘и МГК ВЛКСМ тов. Н. П.
Красавченко приветствовал ° работников
железнодорожного ‘транспорта от имени
комсомольцев и молодежи столицы.  Горя-
чий привет работникам железнодорожного
транспорта от’ солдат, офицеров“ и тенера-
лов Московского военного округа передал
Tepe Советского Союза полковник И. М.
Новиков. а:

С приветствием. от Московского Совета.

депутатов трудящихея и Московекого Ko-
митета ВКП(б) выступил секретарь MIR
BRIT(6): зов. Н. П. Фирюбин.

С отромным под”’емом- участники торже-
ственного заседания приняли приветствие
товарищу И. В: Сталину.

о (ТАСС).

В столице Советской
Белоруссии

МИНСК, 1 августа. (По телеграфу от
наш. корр.). Вчера в столице

‚ На родине лунинского
.. движения
НОВОСИБИРСК, 31 июля. (ТАСС). Ha

Советской   родине. лунинского движения — Томской

Белоруссии состоялись народные гулянья,   железной дороге — тысячи транепортни-
посвященные Дню железнодорожника. 0е0-   хов торжественно отметили свой праздник.
бенно людно было в парке имени A>’ M.}Ha больших узлах и маленьких станциях

Горького. Внимание трудящихся привлека-
ла выставка, расеказывающая о достиже-
ниях железнодорожного транепорта CCCP
за годы послевоенной сталинской пяти-
летки.

Состоялась вотреча знатных железнодо-
режников узла с трудящимися города.

магистрали состоялись вечера, доклады, бе-
седы, посвященные дню железнодорожника.
В Новосибирском парке культуры и отдыха
в народном гулянье приняли участие де-
сятки тысяч горожан. Праздник был от-
мечен также массовыми спортивными со-
ревнованиями, физкультурными играми.

¢

НА ЛЬВОВСКОЙ МАГИСТРАЛИ

ЛЬВОВ, 1 августа. (По телеграфу or   нию с прошлым годом на 39 ¢ половиной

ной дороги встретил Всесоюзный День же-
лезнодорожника большими производствен-
ными. ‘успехами. Вот уже три месяца ло-
рога систематически перевыполняет зада-
ния. Сверх плана погружено более 60 ты-
сяч. вагонов. 96’ем погрузок за шесть мб-
сяцев нынешнего тода возрос по еравне-

3%
Радиофикация
*

выдвинули встречные планы: осуществить
сплошную радиофикацию` в’ 1949 году.
Начатое по почину дмитриевцев движе-
ние встретило горячее одобрение и под-
держку. Обком ВЁП(б) и облисполком вы-
несли специальное решение, в котором бы-
ли разработаны подробные мероприятия по

оказанию помощи колхозам в радиофика-

ции. Был намечен план радиофикации —
за полгода надо было построить 81 радио-
узел, `` 1.500 ° километров  радиолиний,
установить 67 тысяч радиоточек.

Работы по радиофикации везде осуше-
ствлялись испытанным методом народной
стройки. Например, в Кудинцевеком сель-
совете, Льговского района, в нервый же
день на строительство  столбовой линии
ВЫШЛЮ Около Тысячи колхозников и в не-
бывало короткий срок — за два дня —
навесили линию протяжением 20 километ-
ров. В колхозах Марицкого, Нижне-Дере-
венского, Иванчиковского и других сель-
советов на строительство по призыву
парторганизаций ежедневно выходило от

400 до 700 колхозников. Так, за корот-

‘наш. корр.). Коллектив Львовской желез-   процентов:

Вчера в честь Всесоюзного Дня железно-
порожника в самом большом
парке «Высокий замок» состоялея. много-
MOJHbIM MATHHT, после’ которого’ было 0р-
‘танизовано массовое гулянье; В паркб от-
‘ врыта выставка, посвяшенная достижени-
ям железнодорожного транспорта СОСР.

родной

курской деревни
ях

кое время в Льговеком районе. подвешено
280 километров опроводов, смонтировано
пять радиоузлов и полностью радиофици-
ровано более тридцати колхозов.

Район завоевал первенство в областном
соревновании по радиофикации и получил
переходящее красное знамя обкома и обл-
исполкома. У

Очень хорошо поработали и сами ини-
циаторы похода за радиофикацию — дмит-
риевцы, которые смонтировали семь узлов

и установили в селах более тысячи новых

радиоточек.

Вот некоторые итоги работы, проведен-
ной в области: смонтировано более ета ра-
диоузлов, наведено около 1.500 километ-
ров радиолиний, установлено около 15 ты-
сяч детекторных и 3.000 ламповых при-
емников. Вурская область заняла второе
место во Всесоюзном социалистическом co-
ревновании за развитие радиофикации.

Вот и друюй пример, который также
говорит о разительных переменах, проис-
зодящих в колхозных селах области. В
начале года колхозники Медвенского рай-

Городском:

Mocksts

Каунаса

КАУНАС, 1 августа. (ТАСС). Сегодня
трудящиеся широко отмечают пятилетие
освобождения города от немецко-фашист-
ских захватчиков. На предприятиях, в уч-
реждениях организованы лекции и беседы,
состоялось  общегородское торжественное
собрание.  ‘

За послевбенные годы восстановлены и
дают продукцию все промышленные пред-
приятия Ваунаса. Многие из них рекон-
струированы, обогатились новым оборудо-
ванием. В несколько раз превысили лово-
енную мощность швейно-трикотажные, та-
.бачные и другие предприятия. Впервые в
Каунасе стала выпускаться продукция,
которая раньше ввозилась из-за границы.

„Больших успехов добились. трудящиеся .
в культурном строительстве. Восстановле-
на и значительно расптирена. сеть лечеб.
ных.и детских учреждений, бытовых пред-
приятий, школ, о культурно-просветитель-
ных учреждений,

В. Каунасе развернулось большое строи-
тельство. Строятся промышленные пред-
приятия, жилые здания, сооружаются
спортивные площадки. ^

Соревнование хлопкоробов

Узбекистана и Таджикистана

ТАШКЕНТ, 31 июля. (ТАСС). Вчера из
Ташкента в Сталинабад для проверки ве
полнения хлопкоробами Таджикистана ло-
говора  социатистичесвого соревнования
ee бригада работников. Узбекской

В составе бригады 41 ‘человек — колхоз-
ники, работники МТС, предетавители Ми-
нистерств сельского и зодного  хозяйет-
ва, Всесоюзном — научно-исследователь-
ского института хлопководства. Бритаду
возглавляет председатель Президиума Вер-
ховного Совета, Узбекской ССР тов. А. ПИ.
Ниязов. ° ет

Раскопки Старой Рязани

РЯЗАНЬ, 1 августа. (ТАСС). Закончи-
`лись раскопки тородищь Старая Рязань.
Экспедиция обнаружила могильники горо-
жан, погибших при нашествии Батыя,
Фундамент третьего каменного храма, не-
сколько ‘тлиняных ям для хранения
зерна, много. хозяйственно-бытовых  пред-
метов. Раскопки позволили точно уетано-
вить планировку города ХИ-—ХШ веков.

НАЧАЛИСЬ ПРИЕМНЫЕ
ЭКЗАМЕНЫ В ВУЗАХ

В высших учебных заведениях нача-
лись приемные экзамены. Десятки тысяч
юношей и девушек заполнили вчера, 1
августа, зудитории столичных вузов.

2.700 человек допущены к экзаменам
в Московском тосударственном университе-
те имени Ломоносова: В первый день про-
изводились письменные испытания по
русскому языку и литературе. ^ Приемные
испытания для поступающих в МГУ opra-
низованы также непосредственно в ряде
союзных и ‘автономных  реепублик —
Азербайджане, Грузии, Армении, Эстонии,
Казахстане, Башкирии, Якутии.

Письменные. экзамены по русскому язы:
ву и математике проходили вчера в Мое-
ROBCROM ‘высшем › техническом училище
имени Баумана и Московском городском
педагогичееком. институте имени Потемки-
на. В обоих вузах на некоторых  факуль-
тетах число экзаменующихся превышает в
2—3 раза наличие вакансий.

Много молодежи стремится овладеть
профессией инженера металлургических
специальностей. С утра царило большое
оживление в Институте -стали имени
‘Сталина. :

Экзамены продлятся до 25 августа. Ву-
зы страны примут 189 тысяч новых сту-

дентов,
(ТАСС).

она обратились с призывом: «Каждому,
колхозу — свой клуб!».

Призыв медвенцев встретил
КЛИК BO всех колхозах.

Сделано уже много. Сами медвенцы
превзошли свои планы — вместо 59 клу-
бов они ‚ строят 76, - причем” 24` клубу
TOTOBH, (и в них же ведется большая
культурно-массовая работа. В новом клубе
колхоза «13-й год РЕКА» создана, библио-
тека, установлен радиоприемник, работают

живой от

кружки самодеятельности, устраиваются
лекции и доклады, демонстрируютея кино-
фильмы. ‘

Идет строительство клубв ив других
районах; Если в началу года их быю в
области 547, то сейчае уже 699 и етроят-
ся еще 746 клубов.

Большую и плодотворную работу ведут
700 сельских лекториев. В селах области
уже действует 58 кинотеатров со стацио-
нарными установками. °

Большие перемены совершаются в RYD-
ской колхозной деревне! В этих переменах
видно, как стираются грани между городом
и деревней. Зримые черты коммунизма
вырисовываютея все ярче и ярче.

. П. МОЛОКОЕДОВ.
т, Курск.

\