Стрельба с земли по конусу

Научиться метко стрелять в воздухе —
первейшая обязанность каждом летчика,
штурмана, воздушного  стрелка-радиета.
Добиться этого можно дищь путем тща-
тельной подготовки на земле. Нани авиа-
торы  занимаюлся  воздушно-стрелковой
подготовкой в хорошо — оборудованных
классах, в их распоряжении имеются тре-
нажная аппаратура, стрелковый тир и
стрелковая площадка. Наземная трениров-
ка завершается стрельбой с земли по ко-
нусу, буксируемому самолетом.

Стрельба с земли по конусу является
довольно сложным видом тренировки, и ее
нужно правильно организовать. Хорошо
проводятся такие тренировочные занятия в
подразделении офицера Брехова.

Сотлаено расписанию, предстояло прове-
сти стрельбы е земли, по конусу,, Навану-
не летный состав подразделения был с0-
бран на предварительную. подготовку. эки-
пажи ознакомились с заданием, сделали
расчеты на стрельбу, заполнили стрелко-
вые карточки. Начальник евязи подразде-
ления сообщил сигналы взаимодейетвия и
управления. Затем был проведен розыг-
рыш предстоящих стрельб. По заданию
командира технический состав подготовил
конусное оборудование, снарядил  патрон-
ные ленты, окрасил в различные цвета
головки ПУЛЬ.

На следующее утро экипажи собрались
на стрелковой площадке, где имелись пуле-
метные установки. Невдалеке была pac-
положена радиостанция, при помощи ко-
торой руководитель стрельб. передавал не-
обходимые команды экипажу  самолета-
буксировщика. © вы

По ° сигналу  самолеты-буксировщиви
поднялись в воздух. Авизторы заняли ме-
ета У пулеметных установок. Bor конус
появился в секторе стрельб.

-— Приготовиться! — подал команду
руководитель тренировочных занятий‘ офи-
цер Брехов.

Вотда конус приблизился, штурман эки-
пажа гвардии лейтенант Пилипенко тща-
тельно прицелился.

— Orous! — последовала очередная
команда, и тотчас же раздалась пулемет-
ная дробь. ‘

Затем твардии лейтенант Пилипенко
быстро перенее пулемет несколько вперед
и, определив упреждение, снова открыл
OTOHB, я а

Такие тренировочные занятия по
стрельбе‘в подразделении офицера Брехова
проводятся систематически, Стрелковые
тренажи помогают значительно повысить
огневое мастерство летного состава. Для
примера можно привести хотя бы  штур-
мана экипажа гвардии лейтенанта Пили-
пенко. Раньше он стрелял неуверенно, ча-
сто не выполнял упражнений. Благодаря
стрелковым тренажам этот офицер на-
учился поражать воздушные цели без про-
маха. Метким стрелком показал себя и
твардии ртарший лейтенант Малеев.

Наши командиры приобрели  достаточ-
ный опыт организации стрельб с земли
по конусу, буксируемому учебным самоле-
том. Однако, когда буксировщики стали
увеличивать скорость полета, некоторые
летчики встретились” е трудностями.

>

‘ние. Когда же стрельба

‘втреляющие по конусу

&

Первое время некоторые’ ‘авиаторы Ja-
же не выполняли упражнений. Дело
в том, что при организации  тренировоч-
ных занятий не были учтены о некоторые
особенноети лодобной тренировки. Взять
такой, казалось бы, незначительный на
первый взгляд Фактор, как выбор времени
для стрельбы. Пулеметы “Ha  тренажной
площадке у нае развернуты фронтом на

юг. При стрельбе в полденр по конусу,
проходящему на малых высотах, стрел-
кам приходилось открывать отонь, когда

цель была в створе с солнцем, ослепляв-
шим стрелков. Правда, во время Отечеет-
венной войны истребители противника
очень часто применяли ‘эту хитроеть и
атаковывали со стороны солнца. Следова-
тельно, такая тренировка для воинов по-
лезна. Но на первых порах стрелкам нуж-

но было показать. их ошибки,  добитьея.

точности в прицеливании. Поэтому мы те-.
перь проводим стрельбы в
черние часы ити

Одновременно ©0 ‘стрельбами с земли по

конусу у час практикуется также
«стрельба» ‹ из установленного на. земле
кинопулемега по’ самолету. ‚Применение

кинопулеметов ‚в этом случае дает более
ощутительные результаты, чем стрельбы
из винопулемета, установленного вблизи
старта; ‘по самолетам, приближающимея к

аэродрому или идущим. на посадку. Пред-

положим, ‘ч10 у офицера, стрелявшего, по
летящему самолету, мы обнаружили, „ при
дешифрировании ошибки в. прицеливании.,
Правильно определить причину, ошибки не
всегда возможно, так как нам неизвестно,
согласно какой скорости взято. упрежде-
из кинопулемета
производится по самолету, буксирующему
конуе, то, очевидно, стрелок возьмет уп-
реждение такое же, какое берут ‘стрелки,
из пулеметов. В
этом случае причины непопадания в ко=
нус при стрельбе из ‚пулемета легко опре-
делить путем дыпифрирования \нимков
результатов стрельбы из кинопулемета по
самолету-буксировщику, так как скорост
одинаковые и стрелок берет, одинаковое
упреждение ve а
Таким с19с0бом были исправлены ошибки
многих стрелков. Так, например, летчик
лейтенант Рыжков метко попадал в Цель
при етрельбе в тире, а при, стрельбе по

’бувсируемому конусу он не выполнял уп-

ражнений. Когла были дешифрированы
снимки кинопулемета, то выяснилось, что
он неточно определял визирную точку я
высоту. На эти. ошибки было указано
Рыжкаву, и’ это помогло ему добиться хо-
реших, устойчивых результатов при
стрельбе по конусу, буксируемому боевым
самолетом. Таким же способом улучшил ка-
чество стрельбы воздушный  стрелок-ра-
диет тварлии сержант Медянцев, который
теперь отлично выполняет упражнения.

Все тренировки, проводимые на земле, —
не самоцель, а средство повышения огневой
подготовки авиаторов. Опыт  показы-
вает, что чем выше качество тренировоч-
ных стрельб на земле, тем метче экипажи
поражают цели в воздухе, Поэтому следу-
ет чаше практиковать стрельбу с земли по
буксируемому Еенусу.

Гвардии инженер-майор
‚Н.:НИЦЕННО,

утренние и ве-

„СТАЛИНСКИЙ ‘СОКОЛ.

2 и +

Пропаганда
. авиационных.

‘знаний

И ли у

ХАБАРОВСЕ, 2 августа. (По телеграфу
от наш, спец, норр.). В крае широко раз-
вернули свою работу районные комитеты
ДОСАВ. На предприятиях Хабаровска, Ком-
сомольска-на-Амуре и других‘ городов ве-
дется активная работа по пропатанде среди
населения  авиационно-технических  зна-
НИЙ.

Большое оживление царит в досавовеких
организациях города юности — Комеомоль-.
ка-на-Амуре. Без. отрыва от производства
овладевают авиационными специальностями
рабочие, служащие, колхозники.

Ёраевым аэроклубом был организован в
честь Дня Воздушного Флота рейс агитса-
молота. Члены экипажа самолета выступа-
ли на преднриятиях и в колхозах е лек-
циями и докладами об успехах сталинской
авиации, помогали в работе первичным ор-
танизациям ДОСАВ.
_. Активную помощь комитетам  ДОСАВ
оказывают пилоты Гражданского воздушно-
го флота.

’ . Первый
самостоятельный
полет

‚ Курсант Шавриненкюов немного волновал-
ея хотя пакануне, на предварительной
подготовке, его’ отметили, ‘как одного ‘из
лучших. Сегодня, первым‘в группе, ‘он
должен выполнить самостоятельный ‘по-
лет. Перед этим серьезным испытанием
ему предетоял контрольный полет по кру-
гу е летчиком-инструктором. :

Стартер взмахнул белым флажком и
проводил взглядом уходящий в воздух са-
молет, be
21 Сделав   круг над аэродромом,   Лавринен-
вов мягко приземлил машину у  посадоч-
‚ного «ТГ», В кабине самолета, рулящего на
линию предварительного старта, весе уви-
дели загорелое утыбающееся лицо куреан-
та.

Самостоятельный полет был разрешен.
Летчив-инструктор лейтенант  Шербань
коротко проинструктировал своего учени-
Ka, и через некоторое время самолет, по-
‘винуясь воле молодого авиатора, вновь
поднялся в. воздух.

Самолет сделал последний разворот и,

‘TCUHO зайдя по посадочным знакам,
извел посадку.

Вурсант доложил командиру о
нии задания,

— Полет выполнен отлично! Поздрав-
Ist вас, тов. Лавриненков, — пожав ру-
КУ курсанту, сказал командир подразделе-
НИЯ, — Желаю новых уенехов!

Свой первый самостоятельный полет
курсант Давриненков — отличник боевой.
и политической подготовки — выполнил
без замечаний. В этому знаменательному

про-

выполне-

‘событию в своей жизни он готовилея дзв-

но. Он много и напряженно работал над
каждым элементом полета, добивался чи-
стоты в выполнении” разворота и течности
при расчете на посадку. :

Капитан М. КАНЦИРЕВ.

Стрелки-радисты совершенствуют мастерство

Занятия в классах давно закончены,
но в коридоре учебного здания слышится
дробный стук телеграфного ключа. 910
стрелки-ралиеты старшие сержанты Сте-
панчуков, Колыхалов, сержант Суколов
совершенствуются в технике передачи
текстов по радио. Каждый раз они оста-
ютея здесь, чтобы чаб-хругой `<амостоя-
тельно поработать на ключе, повысить

‚свою класеность. Эти занятия помогают

им в практической работе.
Олнажды в классе, где

ЕЕ ООН ОН Ь

занимались

Ветреча, состоявшаяся на квартире у
Спицына, превратилась по сути дела в
совещание, которое принесло большую
пользу отечественному воздухоплаванию.
С января 1880 г. начал выходить первый
в Рогеии ‘(и один из первых в Европе)
авиацибнный журнал «Воздухоплаватель».
Журнал начал помогать изобретателям и
особенно энергично — Можайскому.

В первом же номере «Воздухоплавате-
ля» было сказано о ценности его изобре-
тения: «До вих пор газ или нагретый воз-
дух ечиталиеь единственными  средетвами
плавать по воздуху, но в настоящее время
сильно работают над механическими спо-
собами плавания без таза.. В С.-Петер-
бурге капитан [ ранга А. Ф. Можайский
изобрел воздухоплавательное. судно, вото-
рое должно плавать также без › газа: Мы

видели чертежи судна г. Можайского, ко-  :

торые составлены просто, ясно и отчетли-
во». wo
Журнал пространно писал о первом в ми-
pe, совершенном е научной целью, воздуш-
ном путешествии русского академика . За-
харова в 1804 году и 06. успешных поле-
тах крестьянина М. Лаврентьева. Читатели
узнавали о работах Д. И. Менделеева в, 0б-
ласти воздухоплавания.

Векоре журнал «Воздухоплаватель» стал
популярным в научных кругах. Во Фран-
ции и Германии начали переводить” Bee
опубликованные в нем статьи. ‘Самым же
ценным было то, что вокруг журнала 06’-
единилиеь люди, заинтересоваяные в раз-
BUTUM отечественного воздухоплавания. В
редакции или на квартире у кого-либо из
авторов’ часто происходили научные: 0бе-
седования и совещания, на которых фазра-
батывался проект’ устава «Русского обще-
ства воздухоплавания». Среди участников
этих совещаний было’ немало военных.
Многие настоятельно советовали Можай-
скому снова возбудить ходатайство 06 от-
пуске средетв на приобретение двигателей.

Александру Федоровичу к этому времени
удалось накопить некоторую сумму, и он
релил теперь просить веего лишь две ты-
сячи пятьсот рублей.

* Продолжение. Начало см. «Сталинский
Сокол» № 177 (1401).

‘перь он летает Ha самолете

стрелки-радисты, зашел моторист сержант
Щелчков. Товарищи рассказали ему о
своей профессии, и он решил стать ра-
дистом. Вскоре Щелчков достиг своего. Те-
и надежно
обеспечивает экипаж радиосвязью.

На внеурочных занятиях стрелки-ради-
сты изучают  творию  электротехни-
RH, материальную часть радиостанции,
занимаются стрелковой подготовкой.

Сержант Суколов прибыл, не имея на-
выков воздушной стрельбы. Приобрести

АЛЕКСАНДР МОЖАЙСКИЙ

И вот Александр Федорович опять у ад-
мирала Лесовекого. Тот снова охотно ^ со-
тлашаетея походатайствовать перед мини-
стерством финансов. .

«:.. Ввиду действительно важных в.

военном отношении результатов, которые
можно ожидать от успешного разрешения
вопроса 0 воздухоплавании, писал
4 апреля 1880 года адмирал Леговский,—
я снова обращаюсь, к Вашему высокопре-
воеходительству с просьбой не отказать в
испрошении капитану Г ранга Можайско-
му 2.500 рублей из вумм Государетвенно-
го Казначейства». .
°С болыним волнением Александр Федо-
рович ‘ждал. результатов ‘этого нисьма. ©
Ответ пришел довольно быстро. 11 ап-

реля Можайского вызвали в морское ми-
HUCTCPCTBO.

— Мне очень приятно вас порадовать,
Александр ‘Федорович; — сказал Лесов»
ский; — Министерство финансов соглаеи-

лось отпустить две’ © половиной Тысячи

для заказа двигателей к вашему аппарату.

Можайский. радостно улыбнулся. Лесов-
свий дружески” ножал сему  руку, пожелал
успехов °в’ работе. “

Из министерства Можайский направил:
ся в, редакцию ‚ журнала о «Воздухоплава-
тель» — поделиться новостью. Там он за-
стал Спицына и ‘Барановского.

— Вам бы следовало, Александр. Федо-
рович, взять патент на свов изобретение,
— сказал Барановский. — 3a траницей
внимательно читают и переводят все на-
ши. труды . по воздухоплаванию. _ Может
найтись такой человек, который, мягко
выражаясь, позаимствует ваше изобрете-
ние и потом России же его продаст. Co-
гласитесь, что из статей, которые появи-
лись в Газетах, можно извлечь немало до-
вольно точных сведений 06 устройстве
вашего зипарата. г

— 910 вполне вероятно; — ответил
Александр Федорович. — Случаи; о кото-
рых вы говорите, действительно известны:
Мне в самом деле следует поспешить.

Александр Федорович составил  подроб-
ное описание своего летательного аппара-

>

Spe Oe EN ИЕН

эти навыки ему помогли опытные стрел-
ки-радисты. Старший сержант Волыхалов,
всегда успешно выполняющий задачи п
воздушной стрельбе, провел © ним много
тренировок, и теперь  Суколов отлично
стреляет по конусу,

В подготовке отличных стрелков-ради-
стов большая заслуга принадлежит их не-
посредетвенным воспитателям — офице-
рам Вулешову и Свиридову.

Старший лейтенант Л. КОРОЛЕННО.

Dies ied een es ee Е ИЕ Е

та, сделал чертежи его, — все, что было

необходимо для получения патента, — и
летом 1880 года подал заявку в Денарта-
мент торговли и. мануфактур.

` Между тем Александр. Федорович прое
должал вдохновенно трудиться. Наступи-
ла горячая пора.’ Нало было торопиться с
составлением рабочих чертежей: самолета,
подобрать в нему’ двигатели.

`В то время получили наибольшее рас-
пространение и считались наилучшими
паровые машины. С тех пор, как русский
механик Иван Ползунов изобрел в 1763
году Первую в мире паровую машину, она
совершенствовалась из’ года в г ив
описываемое время по всем статьям пре-
восходила первые образцы двигателей
внутреннего сгорания,

Но паровые двигатели, которые изобре-
татель намеревалея установить на ©воем
самолете, должны были обладать особыми
свойствами. Пришлось самому браться, за
разработку проектов двигателей. Наконец,
решена и эта задача.

B скором времени в журнале «Воздухо-  .

ъплаватель» появилось сообщение:  «Депар-
тамент торговли и мануфактур об’являет,
что 4-го июня сего года поступило в
оный прошение капитана 1-го ранга № -
жайского о выдаче ему на пятилетие при-
вилегии На воздухоплавательный  аппа-
рат».

Узнав 0 том, что Можайскому удалось
получить деньги на постройку  двигате-
лей, генералы Паукер ин Герн, те самые,
которые два тода назад помешали Можай-
CKOMY получить средства на. продолжение
работ, стали распускать в придворных
 кругах слухи о том, что изобретатель ‘не-
‚законно, вопреки «решению комиссии»,
получил деньги, и подстрекали K TOMYs
чтобы было произведено по этому делу
строгое ‘расследование. .

sk om

Осенью 1880 года происходили вы-
боры новых академиков. Кандидатом в чле-
ны Российской академии наук был выдвя-
нут гениальный русский ученый  Менде-
леев. Всему миру были известны огромные

‚ Ва ролино дважды Гороя
‚ ОТКРЫТИЕ БРОНЗОВОГО БЮСТА.
ЛЕТЧИКУ Г. М: МЫЛЬНИКОВУ,

ЛАЧИНОВО. (Вурекая область), <# августа.
‚Это ‘было в дни блокады Ленинграда. Воспользовавшись не-
летной погодой, немцы открыли огонь по городу. Снаряды
рваливь на улицах; разрушая жилые дома, поражая мирных
людей. Командующий Ленинградским фронтом Маршал Совет-
ского Союза Л. А. Говоров приказал летчикам штурмовой

’авиации, несмотря на нелетную погоду, подавить батареи
противника.

Выполняли это боевое ‘задание летчики Григорий Мыль-
ников и Николай Полагушкин. Неподалеку от’ Вюлодар-
ского поселка они обнаружили огневые позиции дальнобой-
ной артиллерии немцев и с воздуха уничтожили батарею...

Это только один из многочисленных эпизодов’ боевой био-
трафии Григория Михайловича Мыльчикова. За время пре-
бывания на фронте он уничтожил 25 вражеских тяжелых
танков, 18 самолетов, 3 эшелона; с боеприпасами и т. д.

Родина ‘высоко оценила мужество и воинское мастерство

Ему дважды была вручена
ского Союза. и

На-днях в районном центре — селе Лачиново, Курской
области, на родине Г. М. Мыльникова, состоялось торжест-
венное открытие бронзового бюста Героя. На торжество со-
бралось более 3 тысяч человек. Прибыл и майор в отетав-
ке Григорий Михайлович Мыльников, работающий сейчае в
Москве, в Министерстве рыбной промышленноети СССР.
Митинг открыл председатель исполкома районного Совета

«Золотая Звезда» Героя Совет-

GEE BELO oe er i - Rn милеылых

(Наш ‘корр.).

‚дарит большевистскую партию,

летчика, наградив.его 12 правительственными наградами.

3 августа 1949 г., № 181 (1405).

НЫ емо

ADE DLP PEI

депутатов трудящихся тов. Михалев. Он рассказывает о re-
роическом подвиге советского народа в годы Великой Отечест-

венной войны, о мужестве и отваге сталинских соколов, о
боевом пути верного сына Родины Григория Мыльникова.

Падает полотно, и взорам собравшихся открывается брон-
зовый бюст. у

Земляк Героя — председатель Егорьевского ‹ сельсовета
тов. Шкарин говорит о стахановском труде колхозников,
давших слово великому Сталину собрать в нынешнем году
высокий урожай. Затем выступают Герой Советского Союза
Василий Алисов, пионеры, комсомольцы, учителя,

Слово предоставляется дважды Герою Советского Союза
Г. М. Мыльникову. Славный сталинский сокол горячо благо-
советское, о правительство,
лично товарища Сталина за то, что они вырастили и воспи-
тали его, дали ему крылья, научили мужественно защищать
свою Родину от врагов. Тов. Мыльников говорит о том, что
тысячи бывших воинов. сейчас самоотверженно борются, за
досрочное выполнение сталинской пятилетки, и заверяет
земляков:

— Я не пожалею сил для блага Отечества, а если будет

‚Надо, снова ветану на его защиту.

? „ПП. МОЛОКОЕДОВ.
На снимках: слева — общий вид митинга в селе Лачи-
“ново; справа — пионеры подносят цветы дважды Герою
Советского Союза Г. М. Мыльникову.

Совещание

В празднично оформленный зал клуба
собрались. передовые воины, чтобы’ подве-
сти Wrorm своей работы и учебы, обме-

няться ‘опытом, обсудить задачи, стоящие,

перед частью.
Докладчик— командир чаети-— обобщает
опыт. работы отличников. называет имена
тех, кто образцово несет службу. Из до-
клада видно, какую большую роль выгра-

Ли воины-отличники в обучении и воепи-

тании ‘всего воинского коллектива. Они
подают пример беззаветного служения Ро-
дине, первыми добиваются отличных усие-
хов в летной подготовке. в политической
учебе, в укреплении дисцинлины.

После доклада на трибуну выходят от-
личники. Первым берет’ слово’ лейтенант
Жуков. а

— Мы, воины Советской ‘Армии, —

товорит лейтенант Жуков, — призваны
защищать честь и’свободу нашей Родины,
интересы советского народа, строящего

коммунизм. Чтобы добиться отличных по-
казателей в боевой и политической подго-
товке, нужно дорожить каждой минутой
учебного времени, творчески
опытом Великой Отечественной войны,
строго выполнять требования’ уставов, на-

научные заслуги Менделеева. Его избрание
казалось делом само собой разумеющимся.
Но Менделеев был забаллотирован. Немцы-
академики, тайно стоворившись, соверши-
ли подлейший поступок по ‘отношению к
выдающемуся русскому ученому.

Передовая общественность тневно про-
тестовала против неслыханной дискредита-
ции крупнейшего деятеля русской и ми-
ровой науки, Газеты были заполнены ре-
золюциями различных университетов и
обществ.

«История мнотих академических выборов
с очевидностью показала, что. в cpere
этого учреждения голое людей науки по-
давляется противодействием темных. сил,
Которые ревниво закрывают. двери Акаде-
мии перед русскими талантами, — писа-
ли московские’ ученые. — Но пора ¢Ka-
зать“ прямое слово, пора назвать’ недостой-
ное’ недостойным; Во имя науки, во имя
народного чувства, во имя справедливости,
мы. считаем долгом выразить наше 0суж-
дение действию, несовместимому © досто-
инством ученой корпорации и 96корби-
тельному для русского общества»:

В борьбе с происками ‘иностранных аген-
тов выступили и воздухоплаватели.

пыталея похоронить талантливый . проект
Костовича, создавшего первый в мире ди-
рижабль, «Русское общество воздухоплава-
телей» выступило со специальным воззва-
нием, в котором указывало, что «построй-
ка такого судна имела бы большое значе-
ние... для сообщения с окрайнами нашего
обширного отечества и для нашей храброй
рмии», и что общество  «...не допустит,
чтобы при указанных условиях нае юпе-
редила другая’ нация»,

i генералам Паукеру и Герну пришлось
снова ототупияь...

В декабре 1880 года по инициативе
Д. И: Менделеева и М. А. Рыкачева при
Русском техническом обществе был создан
специальный УП воздухоплавательный ‘от
дел, об’единивший крупнейших русских
ученых, ‘

Вазалось, что теперь русеким воздухо-
плавателям будет легче работать.

Можайский стал трудиться с еще боль-
шим рвением. —

Е АЕ ВС О И

Когда осенью. 1880 года’ генерал Паукер   В®Сти сборку самого

ОТЛИЧНИКОВ

ставлений и инструкций. Большое внима-
ние я уделяю  предполетной подготовке,
всегда тщательно провожу с членами эки-
пажа розыгрыш  пределоящего полета.

Большая предварительная работа окупает-.

ся сторицей в воздухе.

Лейтенант Жуков заверяет. участников
совещания, что он будет и впредь еовер-

`шенствовать свое летное мастеретво, упор-

Н0 овладевать политическими знаниями.

Офицера Жукова сменяет отличник б0е-
вой и политической подготовки лейтенант
Дорин. у :
— За прошедшее время мой экипаж в це-
лом стал экипажем. отличников. Наш при-
мер показывает, что отличником может
стать каждый авиатор, и 3a это мы долж-
ны бороться. В этом смысл и цель наших

‘личных успехов. Я поставил перед собой

задачу выраетить новых отличников и
приложу все силы, чтобы ee с честью
ВЫПОЛНИТЬ.

Совещание обязало OTMUTHHROB aRTUBHO
омогать командиру в обучении и `воспи-

овладевать  тании воинов, в ‘укреплении воинской

дисциплины.

Весной 1881
готовы.

года двигатели были

Александр Федорович и его’ механик
Иван Голубев немедленно занялись осмот

ром и проверкой обеих машин.

Это были двухцилиндровые, верфикаль-
ные машины двойного действия, двукрат-
ного расширения с золотниковым pacupe-
делителем. Больший из двигателей при
300 оборотах в минуту развивал мощность
в 20 т. с. Диаметрьь-его цилиндров со-
ставляли 95 мм и 190,7 мм, ход поршня
— 127 мм. Вес равнялея 47,6 килотрам-
ма, Меньшая машина при 450 оборотах в
минуту развивала мощность 10 л. с.
Диаметры ев двух цилиндров составляли
63,5 мм и 127 мм, ход поршня — 88,9
мм. Весила эта машина 26.8—кг. Топли-
вом служил керосин.

Такой небольшой‘ в6е машине доститался
блатодаря коренным усовершенствованиям,
которые были придуманы `Можайским,

После внешнего осмотра, Можайский, ре-
шил опробовать машины в работе; узнать,
насколько действительная мощность двига-
телей соответствует проектной, Однако
нужно было найти место для этих испы-
таний, да и вообще уже припгло. время обо-
сноваться там, где можно было бы произ-
воздухолетательного
снаряда. Его части, изготовляемые в раз-
ных местах, вот-вот должны были быть
готовы, г.

Летом Александр Федорович обыкновен-
HO жил на небольнюй даче в Дудергофе, в
двух верстах от Красного Села, где нахо-
дилось Николаевское кавалерийекое учили-
ще. Там, в одном из пустующих обширных
бараков, можно неплохо разместиться и
приступить к сборке аэроплана.

Эту мысль Александру Федоровичу
удается осуществить. Механик. Иван Голу-

бев возится’ в бараке целыми: лнями и, на-.

конец, запускает манины, Можайский при-
ступает к динамометрическим испытаниям
двигателей. Оказывается, ч\® на одну ло-
шадиную силу приходитея 4.7 кг‘ веса!
котла и машины, но без конденсатора.

Это был рекордный результат.

Весной 1881 года началась еборка нер-
вого в мире аэроплана,

Инженер-майор С. ВИШЕНКОВ,
(Окончание следует),

РЕМОНТ-—ТОЛЬКО НА ОТЛИЧНО

Н-СКИЙ АВИАГАРНИЗЭН. (0т нашего
корр.). Механик старший сержант Гриб-
едов зарекомендовал себя в подразделении,

как примерный воин и хороший знаток
своего дела.
— Золотые ‘руки! — с тордостью

говорит о нем командир подразделения кз-
питан Дубро.
Работая с воодушевлением, любовно, 6з-

фежливо относясь к инструменту и техни-

ке, старший сержант Грибоедов призвал
своих товарищей производить ремонт толь-
во на отлично. Механик Грибоедов решил
помочь им стать отличными специалиета-
ми-ремонтниками,

При помощи старшего
ны в короткий срок

сержанта вои-
освоили слож-

‚ные ‘работы по ремонту авходвигателей и

их агрегатов, Вместе с Грибоедовым они
отремонтировали старые машины, пере
оборудовали два механических автостар-
тера на электрический пуск, произвели
средний ремонт, нескольких . двигателей,
Старший соржант Грибоедов каждоднов-
но совершенствует свое мастерство. Недав-
Но он освоил ацетиленовую сварку и нау-

`чил этому своих товарищей. Освоение сва-

очного. процесса позволило ремонтникам
работать более рационально и экономно.
Так, например, раньше сработавшиеея ма-
сляные и компрессорные кольца выбрасы-
вались; как негодные. Старший сержант
Грибоедов начал наваривать их и снова
пускать в эксплоатацию. 9то рационали-
заторекое, предложение дало хорошие ре-
зультаты. Благодаря применению сварки
в подразделении восстанавливают сломан-
ные таечные ключи, отвертки ит. д.

В’ любом деле старший сержант прояв-
тяет полезную инициативу. В гараже ие
было приборов для проверки обмоток яко-
рей динамомашин, индукционных  кату-
шек и конденсаторов. Совместно в. механи-
ком Вурии Грибоедов сконструировал и из-
готовил эти приборы.

Вомандир подразделения высоко ценит
труд старшего сержанта’ Грибоедова, Ему
вынесено несколько благодарностей, пор-
трет Грибоедова вывешен на Доске отлич-
HUKOB,

Награждение ` лучших шоферов

ТУРВЕСТАНСКИЙ (ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
2 авгуета: (Наш корр,). С рассветом на
аэродроме начинается напряженная рабо-
та. Один за другим уходят в воздух бом-
бардировщики. Пока часть самолетов на-
ходится в полете, другие ‘экипажи, вы-
полнив. задание, заруливают на линию
предварительного старта.

Не теряя драгоценного времени, води-
тели спецавтомашин рядовой Войтяк и
ефрейтор ` Кржановский быстро под’езжают
в самолетам; заправляют их горючим и
смазочным материалом, Отличные водите
ли Войтяк и Кржановекий умело органи-
зуют свой труд, содержат машины в по-
стоянной готовности.

За время службы в‘этой части водитель
Войтяк ‘заслужил 36 благодарностей
командира и дважды награждался ленеж-
ными премиями за отличные показатели в
учебно-боевой подготовке и ва безупреч-
ное обслуживание самолетовылетов.

В личной карточке учета взысканий и
пезпрений шофера Кржановского — 33’
благодарности, Два раза командир предо-
ставлял шоферу-отличнику краткосрочный
отпуск. $

Недавно комеомольцы Войтяк и Rpxa-
новский были удостоены новой награды:
приказом командующего округом они на-
траждены нагрудным знаком: «Отличный
шофер».

Старший лейтенант И. ЮСУПОВ.