12 августа 1949 г., № 189 (1413),

Ответ Советского поавительства
Югославском у 1 правительству

В учебно-боевом полете

Уже с утра в поле разгулялся ветер.

По выгоревшей от солнца траве он катил,
`подбрасывая, шарообразные кусты колю-
чек, кружил на дорогах вихри пыли.

Час тому назад вылетел на выполнение
зачетного упражнения курсант Вудрявцев.
Метеорологи сообщили тотда, ‚что скорость
ветра равна 10 м/сек. Не прошло и полу-
часа, как принесли новые данные: ветер
усилился.

Возвращения Кудрявцева ¢ полигона
ждали с нетерпением. Как-то он справился
с заданием в сложных условиях? Товари-
щам хотелось уточнить у него целый ряд
вопросов, неожиданно поставленных из-
менившейся обстановкой.

С особенным нетерпением ожидали Куд-
рявцева курсанты группы инструктора
старшего лейтенанта Чекалина, которым
как раз предстояло лететь нь задание.

..Вудрявцев умело справился со сносом
на посадке, приземлил самолет точно у по-
садочных знаков. Первым из кабины вы-
лез проверяющий офицер, Он поправил на
плече ремень планшета и на вопроситель-
ные взгляды инструвторов и курсантов не-
определенно развел руками. Трудно было
понять, что означает этот жест: то ли офи-
цер давал знать, что спешит к руководи-
телю полетов, то ли хотел сказать: прома-
зал, мол, на полигоне, но в такой ветер
это неудивительно. Однако по TOMY, Kak
Вудрявцев неспеша освобождалея от лямок
парашюта, как упорно не желал смотреть
в глаза товарищам, курсанты поняли, 9т0
у Еудрявцева невесело на душе.

— НУ, как дела? — обратилиеь к нему
сразу невколько человек.

Плохо! Смазал‘ вот... -— и ‘он мах-
нул зажатым в руке шлемофоном.

Курсанты хорошо понимали, как досадно
и обидно Кудрявцеву. Он еще ни разу не
привозил с полигона посредственную
оценку, а сегодня даже в круг ие попал...
Правда, условия на этот раз были слож-
ные. Но разве это оправдывало курсанта?

Подошли командир звена капитан Грибов
и летчики-инструкторы Латышев и Чека-
лин. Кудрявцев быстро надел шлемофон ‘и
начал докладывать о выполнении задания.

— Знаю, знаю, — остановил его Гри-
бов и попросил ноказать бомбардировочную
карточку.

Дождавшись, когда командир. звена и
старший лейтенант Латышев. закончат с
ЕКудрявцевым беседу, к курсанту обратился
старший лейтенант Чекалин и, подавая
ему маленькую модель самолета, сказал:

— Как вы выносили точку прицели-
вания? Покажите все по порядку, начиная
с третьего разворота.

Курсанты молча слушали nib cease
Вудрявцева, стараясь извлечь ‘Урок для
себя.

— Понятно, — выпрямившиеь, заклю-
чил старший лейтенант Чекалин. — Вы
не учли силу ветра и взяли малое уп-
реждение.

— У меня был расчет на ветер силой
десять метров в секунду. .

— ВТ 06 этом я и говорю, — продол-
жал свою мыель Чекалин. — Учитесь me-
рестраиваться на ходу. Погода меняетея не
по заказу...

« ..Ветер, между тем, не утихал. Что
оставалось делать? Закрыть полеты и
_ ждать, когда затихнет ветер, или все
же продолжать их? Но-разве на войне
летали только при штилевой погоде?
Командир — руководитель полетов, 00е-
вой летчик, не раз напоминал, что неблаго-
приятная погода — лучшее время для обу-
чения. Будущий летчик должен одинаково
мастерски действовать при любых усло-.
виях. Й полеты продолжались. Пред-
стояло подняться в воздух вкуреанту Бур-
MUCTPOBY.

— Вы тотовы? — спросил его летчик-
инструктор,

— Так точно, готов, — отчеканил Бур-
мистров.

Курсант уже успел заново сделать все
расчеты и протянул инструктору ис-
пешренный пифрами листок бумаги. Tyt
было учтено все до мелочи: сила ветра и

‘края.

мательно

его направление,
точка визирования.

Ветер сразу же дал знать’ о себе. Само-
лет сносило влево, и нужно было  прило-
жить немалые усилия, чтобы не сбиться ©
курса. Вот и условная линия переднего
Сейчас начнется территория «про-
ТИВНиБа». Требуется и и
тельность.

‚ Бурмистров знает,
движением из задней кабины смотрят вни-
глаза проверяющего офицера.
Однако ° действует он спокойно и уверен-
но. Молодой авиатор привычно и’ твердо
держит. штурвал, Полет. ‘проходит над
безлюдной однообразной степью, — ни од-
ного характерного ориентира, 3a который
можно было бы уцепиться глазом; балки,
овраги, мелкие степные речушки, а впере-
ди синяя безбрежная даль.

Курсант выбирает на горизонте по курсу
заметную точку и ведет Ha Hee самолет.
Так легче выдерживать правильный курс.
Точно в указанное время под крылом само-
лета проплыли разбросанные далеко друг
от друга домики поселка. Бурмистров све-
рился е картой. Да, это поселок В., первый
поворотный на маршруте пункт. Вот и ре-
ка, з рядом железная дорога. Все правиль-
но. Сейчае станет легче вести машину.
Ветер попутный, & справ» потянулись ха-
рактерные линейные ориентиры. Над но-
вым поворотным пунвтом самолет снижает-
ся до шестисот метров, и курсант подетраи-

угол пикирования и

вает РИК. В шлемофоне послышались  зна-.

комые сигналы наземной станции. Вклю-
чил индикатор курса, стрелка отклонилась
вправо. Значит, куре на приводную стан-
цию взят верный, -

С каждой минутой колебания стрелки
‚индикатора становятся реже. Внереди `вы-
тянулась длинная улица стенной деревни.
Наземная радиостанция должна быть здесь,
Но как ни напрягает курсант свое зрение,
обнаружить станцию не удаются. Вот
стрелка радиоотметчика поднялась вверх и
остановилась на нуле. Это значит: ‘само-
лет находится над радиостанцией.

Маршрутный полет окончен. Чуветвует-
ся усталость, хочетея размяться, но курсант
усилием воли отгоняет от себя минутную
слабость, делает правый разворот и устрем-
ляет машину вверх. Тенерь нужно выпол-
НИТЬ последнюю, самую трудную часть за-
дания: произвести бомбометание.

Ветер встречный, но, кажется, он изме-
нил направление. 910. видно по черной
ленте пыли, протянувшейся над воронками
от авиабомб. Бурмистров быстро напамять
вносит в свои расчеты новое’ направление
ветра и включает электросбрасыватель.

Внимание курсанта приковано к земле..
Глаз быстро находит впереди цели pac-
четную точку. Вместе, с мапеиной стреми-
тельно рванулаеь вниз и стрелка высото-
мера: Вот цель пропала, ее закрыло носом
самолета, но курсант продолжает вести ма-
ину в прежнем направлении. Вот достиг
нута заданная высота. Пора нажимать
на кнопку электросбрасывателя, Какое-то
время самолет продолжают мчаться’ вместе
с бомбой к земле, затем курсант плавно
берет ручку на себя, и-машина, описав
в воздухе дугу, выходит в = Ore
тального полета.

Секунды стремительного а `кажут-
ся на этот раз долгими и. томительными.
Одна из лампочек потухла. Значит, бомба
ушла вниз. Сделав по условиям упражне-
ния энергичный разворот — сначала впра-
BO, потом — влево, — Бурмистров е за-
таенной надеждой смотрит на землю и не
может удержаться от того. чтобы не крик-
нуТБ: «Хоропю, бомба попала в круг!».

Тлаза молодого авиатора сияют. Успех
окрыляет ето, придает силы и уверенность.
Он делает новый заход и снова переводит
самолет”в ‘пике. Вторая бомба разметата
макеты ‘самолетов, установленные в центре
круга. . x

Выходит, что его расчеты на сильный
ветер оказались правильными, и ветер для
бомбежки — не помеха. Бурмистров 0обо-
рачивается в сторону проверяющего офи-
цера, и счастливая улыбка  озаряет ето
возбужденное от напряжения лицо.

i Майо Ф. ЛУШНИНОВ.

МОЛОДЫЕ ЛЕТЧИКИ ВОШЛИ В СТРОЙ.

Подразделение офицера  Немчанинова
уже несколько лет. подряд занимает первое
место в части по боевой и политической
подготовке,

Этих успехов командир подразделения
офицер Немчанинов добился правильной
постановкой воспитательной работы и
умелой организацией боевой ин политиче-
ской учебы.

...В прошлом году в подразделение при-
были из авиационного училища молодые
летчики. Перед командиром стояла задача
— быстрее ввести нх в строй.

Офицер Немчанинов составил детальный
план наземной подготовки молодых авиато-
ров. Большое место в обучении отводилось
тренажам непосредственно на аэродроме.
Эти занятия проводились следующим обра-
30M.

Самолет ставили в положение горизон-
тального «полета». В кабину садился лет-
чик. Командир становился на крыло
машины. В стороне от самолета на земле
выкладывалась мишень,

— Заходите на цель, — говорил летчи-
BY командир,

Обучаемый последовательно рассказывал
свои действия. По мере того, как он «вво-
дил» машину в развороты, мишень’ пере-
твигалась в том порядке, как это было бы
в настоящем полете. Кюгда цель‘ оказыва-
лась перед летчиком, следовала команда:

— Пикируйте!

Такие занятия проводилиеь системати-
чески, и они помогли, молодым авидторам
быстрее приобрести нужные практические
Навыки,

Для тренировки в стрельбе с пикирова-

ния был устроен спепиальный ‘тренажер.
На нем пилоты обучались переводить еа-
молет из положения торизонтального цоле-
та в пикирование и вести «огонь». .

Наступили дни полетов, Члобы эффек-
тивнее использовать каждую минуту пре-
бывания летчика в воздухе, ‹ офицер
Немчанинов комплексировал упражнения.
Летя по маршруту, пилоты выполняли
ряд. дополнительных упражнений и учи-
лись опенивать метеорологическую  обста-
HOBKY.

Однажды подразделение выполняло 1п9-
лет над облаками.

— «0061-20», — обратилея по радио
офицер Немчанинов в лейтенанту Юсупо-
By. — У вас отказал высотомер, а надо
пробивать облака. Ване решение?

Тетчиву, хоропю знающему  метеороло-
гию, многое могут  подоказать ‘форма и
цвет облаков. Юсупов внимательно посмот-
рел вниз.

— Нод нами слоистые облака, — от-
ветил он. — Они низко спускаются к зем-
ле, пробивать облачность здесь опасно.

Недавно подготовку молодых летчиков
проверял вышестящий ‘офицер. Он под-
нялея в воздух с лейтенантом” Минеевым.
Лейтенант хорошо взлетел, набрал высоту
ий стал уверенно выполнять пилотаж.
Bee свидетельствовало 0 хороших летных
навыках офицера. Не получили серьезных
замечаний и летчики тейтенаты ‚Ушаков,
Возловекий.

Подразделение и в этот раз заняло пер-
вое место в части по учебно-боевой подго-

TOBKE.
Гвардии майор П, СИМОНОВ,

ШИРОКО ПРИМЕНЯЕМ ФОТОКОНТРОЛЬ

Проведение практических стрельб тре-
yer затраты значительных материальных
средств. При этом командир не всегда может
контролировать правильность ведения огня
и змализаровать допущенные летчиком
ошибки.

Рольлую помощь в огневой подготовке
‘оказывает кинопулемет. Применение этого
прибора способствует совершенствованию

навыков меткой стрельбы при минималь-
ном расходовании средств.

В подразделении, где командиром офи-
цер Внязев, широко применяется фотокон-
троль в обучении летного состава. Здесь

xopomo оборудована фотолаборатория и бы-

стро дешифрируются результаты стрельб.

Большинство летчиков использует кинопу-

лемет при каждом вылете.
Капитан Д. КАРАСЕВ.

что за каждык его.

Как уже сообщалось в печати, 19. ию-

ля Советское правительство направило пра-

вительству Югославии ноту с ответом на
ютославскую ноту по новоду позиции (0-
ветского Союза в отвошении требований
Югославии к, Аветрии в связи с обсужде-.
нием проекта австрийского договора.

3 августа  Югославское правительство
прислало Советскому правительству новую
ноту по этому вопросу.

11 августа Советское правительство на-
правило правительству Отославии  ответ-
ную ноту следующего содержания:

«Правительство Советского Союза в свя-
зи с нотой Правительства Югославии от
3 августа с. г. ечитает необходимым за-
явить нижеследующее.

Правительство СССР проходит мимо не-
приличного тона ноты Югославекого пра-
вительства от 3 августа. Оно проходит
также мимо клеветнических измышлений
Югославского правительства насчет внеш-
ней политики СССР, взятых из  зженала
фашистов. Ничего другого и’ не ожидало
Советское правительство от’ нынешнего
Югославского правительства, ибо нет ни-
чего удивительного в TOM, что Ютославокое
правительство, перебежавшее из лагеря
социализма и демократии в латерь ино-
странного капитала и реакции, нарушает
элементарные законы приличия в перепис-
ке между двумя правительствами и повто-
ряет велед за фашистами клеветнические
обвинения против Советского Союза.

Перейдем к фактам.
1. После окончания второй мировой

зойны Югославекое правительство сформу-

лировало свои экономические и ‘террито-
риальные претензии к Австрии с требова-
нием передать Югославии Словенскую Ёа-
ринтию и словенские пограничные районы
Штирии общей площадью в 2.600 кв. кам.
с населением около 190 тыс. человек. (0-
ветское правительство обязалось защищать
эти претензии и защишало их на сессиях
Совета Министров Иностранных Дел про-

тив США, Англии и Франции.

В апреле 1947 года заместитель премь-

ера Югославии г. Вардель обратилея or)
имени Югославского правительства кА. Я.
Вышинекому
Tie он излагает новую позицию Ютослав-
ского правительства
ских претензий к Австрии. Суть этой но-
вой позиции, Как видно из письма г. Вар-
деля, состоит в том, что Югославекое пра-
вительство не рассчитывает
ворение претензий Югославии со стороны
западных держав, ввиду чего предлагается
отказаться от Словенской Каринтии и 0т-
раничиться требованием небольшой терри-
тории около двух электростанций на рехе
Драва. Кардель пишет: «Вопрос можно ре-
шить небольшой пограничной поправкой,
для которой представляю Вам проект двух
вариантов, а, в крайнем случае; его мож-
но решить установлением особых прав Фе-.
дерзтивной Народной Республики Югосла-
вии в управлении этих станций».

0 специальным письмом,

по чаюти  югослав-

на, удовлет-

Что это за варианты? Первый вариант

сводится к передаче Югославии 210 кв.
клм. австрийской территории с наеелением
9.396 жителей. Второй вариант ограничи-
вается передачей Югославии 63 кв. клм. с

3.150 жит. Но здесь имеется и третий ва-
риант. Он выражен в письме Карделя ука-
завной выше формулой: «Вопрос можно
решить небольшой пограничной поправ-

кой, для которой представляю Вам провкт

двух вариантов, а, в крайнем случае, его
можно решить установлением особых прав
Федеративной Народной Республики Юго-
славии в управлении этих станций». Ина-
че говоря, Югославекое правительство от+
казываетея от веяких территориальных
претензий к Австрии, ограничивая свои
требования обеспечением ° 060бых прав
Югославии в деле управления двумя элек-
тростанциями на чужой территории,
Следовательно. Югославское правитель-
ство уже в апреле 1947 года считало не-
обходимым отказаться не только OF
Словенской Каринтии в не только от не-
большой территории из состава Словенекой
Каринтии, но и от всяких  территорналь-
ных претензий к Австрии.
Это было в то время, когда
правительство нз совещаниях © предста-
вителями западных держав  отстанвало
Словенскую Каринтлю для Ютюславяи.
Таков неоспоримый факт.

Ютославеков правительство в своей ноте
от 3 августа квалифицирует отказ от Сл0-
венской Каринтии, кзк измену, как преда-
тельство интересов словенского населения
Каринтии, как нарушение прав нацио-
нального. самоопределения, как выраже-
ние империалистической политики, Kak
превращение Словенекой Варинтии В
разменную монету и т. п. Если здесь д9й-
ствительно имеет место измена и предд-
тельетво интересов Югославии, то предате-
лем и изменником, вак видно Из ПиСЬМа
Барделя, нужно считать Югославекое пра-
вительство и только Югославское  прави-
тельство.

2. Казалось бы, что Югославекое прави-
тельство, идя на такие уступки и 9т58-
зываясь от своих территориальных Пре-
тензий, должно было бы взять на себя

Советское

‘официально,

oburrevesimocth. 3& такую позицию.
Югославекое правительство. и
иначе. Оно считало, что об этих уступках
должно заявить Советское правительство от
своего соботвенного имени, взяв на себя
инициативу и всю ответственность за это
дело. Чло же касаются Югославекого пра-
вительства, TO OHO должно остаться в ст0-
DoHe H OHO He должно брать на себя ника-
кой ответственности 35 отказ от Словен-
ской Каринтии, признанный необходимым
Югославеким правительством в апреле 1947
года, Когда в августе 1947 года советекий
посол Лаврентьев Ha приеме спросил
премьера Югославии Тито. в присучетвий
Карделя — намерено ли Югославское пра-
вительство официально заявить 0 своей
новой позиции, Тито заявил, как это вид-
но из записи советского посла, что ебли
потребуют официального заявления Юг-
славекого правительства 0б отказе от даль-
нейших требований на Словенскую Карин-
тию, то такого рода заявления Югослав-
CROG правительство сделать не сможет.
Югославия скорее откажется от своих ми-
нимальных требований, чем сделает’ подоб-
ного рода заявление.

Слеловательно, по плану  ШЮгославекого
правительства Советское правительство
должно было взять на себя ответственность
3& отказ от Словенской Каринтии и, в00б-
ще, от всяких территориальных претензий
Югославии, а Югославекое правительство
должно было оставатьея в стороне с тем,

чтобы создать в глазах ютелавеких наро-

дов ложное впечатление о том, чю  Юю-
влавекое правительство. продолжает якобы
оставаться на старых позициях отетаива-
ния Словенской Каринтии для Югославии,
что, стало быть, отказ ог Словенекой Ка-
ринтии исходит не от Югославского пра-
вительства, & от Советского правительст-
ва. Короче говоря, Советекому правительел-
ву предлагали стать орудием обмана нзро-
дов Югославии; обмана, затеянного Юго-
славеким правительством.  Ютославское
‘правительство в своей наивности предио-
латало, что Советское правительство ной-
дет на это политическое жульничеетво.
Понятно, что Советское правительство не
могло пойти ‘на эту грязную махинацию.

‚Советское правительство заявило, что оно

готово защищать претензии Югославии,
если Югославское. правительство честно и
с полной ответственностью
сформулирует: эти претензии, но что оно
‘не может взять на себя защиту претензий,
от которых на деле отказывается Югослав-
ское правительство.

В свете этих фактов Мининдел СР
считает необходимым опровергнуть утверж-
дение Ютославекого правительства в ноте
от 3 августа, будто бы представители Co-
ветского правительства предлагали когда-

`либо, чтобы Югославия уменьшила ‘свои

территориальные требования. Лживость та-
кого утверждения видна уже из того, что
еще в ноябре 1947 года советский посол
в Югославии на запрое Югославского ми-

нистерства иностранных дел сообщил по-

следнему, что СССР не видит оснований
для уменьшения Югославией своих терри-
ториальных претензий к Австрии. Далее,
в 1948 тоду, когда министр иностранных
дел Югославии г. Симич сделал советскому
послу заявление о том, что будто бы совет-
ский посол в Лондоне Зарубин рекомендо-
вал ютгославскому представителю Беблеру
выступить на совещании заместителей
министров по австрийскому договору с та-
ким предложением по поводу территориаль-
ных претензий Югославии, которое ради-
кально отличалось от первоначальных юго-
славских требований в сторону уменьше-
ния югославских требований, советский но-
сол Лаврентьев ответил: я

«Весной в Лондоне Беблер предлагал co-
ветскому предстарителю Коктомову, упол-
номоченному для переговоров по австрий-
скому договору. внести на совещание‘ пред-
ставителей четырех держав предложение в
Уменьшенными территориальными претен-
зиями Югославии к Австрии. То же самое
Беблер предлагал в беседе с советским
послом в Лондоне Зарубиным. Это предло-
жение Беблера было отклонено Коктомовым,
‘а также советским послом Зарубиным. При
этом Беблеру было указано, что советская
делегация поддержит те предложения, ко-
торые официально будут сделаны самой
югославской делегацией».

3. Одновременно с этим, как выяенилоеь
впоследствии. Югославское правительство
вело за спиной Советского” правительства
тайные переговоры с представителями
Англии в Белграде и Лондоне, сговариваязь
© ними скрытно от СССР об отказе от Сло-
венской Каринтии. Несмотря. на то, что Со-
ветский Союз имеет еоюзный договор с
Югославией, Советекое правительство до
сих пор еще не знает, на’чем стоворились
эти господа. Ютославское правительство ут-
верждает, что в этих переговорах не было
ничего тайного от СССР. ссылаясь при
этом на письмо г. Карделя к А. Я. Вышин-
кому, Но в письме Варделя ничего не ска-
зано о том, что Югославское правительство
собирается вести переговоры с предетави-

телями Англии на указанной базе. Ника-

ких намеков на это не было и в беседах
представителей Югославии с представите-

лями Советского Союза. Более того, указан-
ные закулисные переговоры с представите-
лями Англии уже были закончены, но Юго-
елавское правительство продолжало скры-
вать от Советского правительетва резуль-
таты этих переговоров и не сочло нужным
информировать о них Советское правитель-
ство. С тех пор прошло уже. два года, &
Советскому правительству до сего времени
не известно. чем кончились эти закулис-
ные переговоры и против, кого они были
направлены, ибо 10, что Югославское пра-
вительство, припертое в ‘стене советским
послом, сообщило ему об’этих закулисных
переговорах, не составляет и десятой доли
того, что на деле произошло на перегово-
рах. Несомненно одно, что во время этих
закулисных переговоров состоялась сделка
за счет интересов словен в Варфинтии — в
ущерб национальным правам Югославии.

4. В ютославской ноте лживо и кле-
ветнически указывается, что Советское
правительство не желает опровергнуть со-
общения австрийской печати о якобы
«имеющемся обещании, которое дал Сталин
президенту Австрийской республики Рен-
неру о гарантии австрийских границ 1938
года». Ютославокому правительству из-
вестно, что подобные сообщения ‘австрий-
ской печати являются вымышленными и
лживыми. ‘Югославскому правительству,
которое было ознакомлено через своего по-
сла в Москве Поповича © содержанием
упомянутого пиевма, известно также, что
в этом письме вообще не было и речи «о
гарантиях австрийских границ» и в силу
этого не было никакой необходимости вы-
ступать с опровержением лживых сообще-
ний австрийской печати. Теперь Югослав-
ское. правительство  пред’являет  смехо-
творную претензию по поводу того, что
это сообщение никогда не опровергалоеь
советскими органами. Между тем, само
Югославекое правительство, как это ему
известно, высказалось в то время против
каких бы то ни было опровержений».

` Выходит, что в своем рвении” оклеве-

тать Советский Союз Югославское прави-

тельство вынуждено само себя опровер-

тать. $

5. Bee arn а привели Co-
ветокое правительство к выводу, что
Югославское правительство нарушает со-
юзные обязательства в отношений СССР;
что оно ведет себя нев как союзник, & как
противник Советском Союза; что какие-
то крепкие нити связывают Югославское
правительство или главных лиц этого пра-
вительства с. латерем иностранных капи-
татлистов; что Югославское ‘правительство

всо больше и больше смыкается с империа-
листическими кругами против СССР и
блокируется с ними; что Советское прави-
тельство не может больше считать Юю-
славское правительство союзником Совет.
ского Союза; что Советское правительство
не может болыше поддерживать претензии
“Ютосхавекого правительства, особенно те
претензии, от которых отказалось само
Югославокое правительство, хотя и скры-
pact от народов Югославии этот свой от.
каз; что юсли Югославское правительство
предпочитвет единый фронт’ с империали-
стическими кругами единому фронту с (о-
ветеким Союзом, то пусть эти круги и
подлерживают его  претензии.

Что. касается последней сессии Covers
Министров в Париже, Советскому прави-
тельству стало ясно, что Югославское пра-
вичельство осуществляет свой  двурушни-
ческий план в вопросе о Словенской Ka-
ринтии, заключающийся в том, что OKG
официально будет. защинхать передачу Сло-
венской Каринтии Югославской республи-
ке, в то время как на деле Югославекое
правительство в тайных от СССР перег-
ворах уже осуществляет стовор с западны-
ми державами о сдаче этой позиции и 06
отказе от Словенской Каринтии. Естествен-
но, что Советское правительство не поже-
лало иметь никакого отношения к эй
политике обмана народов Югославии со
стороны Югославского правительства и He
должно было защищать позиции, от кото-
рой на деле отказалось Ютославское mpa-
вительство вще в апреле 1947 г. в письме
Карделя Вышинскому.

6. Югославекое правительство в своей
ноте выражает возмущение ‘тем, чо Ми-
нистр Иностранных Дел Советского Союза
отказался принять в Изриже представите-
лей Югославского правительства. Но для
возмущения здесь нет никаких оснований,
Подсылая своих представителей, Югослав-
ское правительство ставило себе задачей
создать ложное впечатление в глазах наро-
дов Ютославии © том, что оно продолжает

‘будто бы поддерживать дружественные от-

ношения 6 Советским Союзом. Югоелав-
ский представитель не был принят Мини-
стром Иностранных Дел ССОР для ‘oro,
чтобы разрушить этот обман и показать,
что Советское правительство не намерено

помогать Югославскому правительству 0б-,

макывать свой народ. Пусть знают народы
Югославии, что Советское правительство
рассматривает - нынешнее правительство
Югославии не как друга и сотозника, 8
как педруга и противника  Обветекого
Союза».

_К ноте Советского правительства
правительству Югославии

В ноте Югославского Правительства от
3 августа ©. г, ответ Советского Прави-
тельства на которую публикуется выше,
делаетея ссылка на письмо г. Варделя
А, Я. Вышинскому от 20 апреля 1947 го-
qa. : 5

Ниже приводится текст этого письма.

«Москва, 20 зпреля 1947 г.
Уважаемый товарищ Вышинский,.

Так как существует возможность, что
югославские территориальные требования
х Австрии в их теперешней форме будут
отброшены в целом, и если Вы желаете
поставить новое предложение, я в этом
случае желаю обратить Ваше внимание на
вопросы, которые для Федеративной Народ-
ной Республики Ютославии настолько важ-
ны, что было бы необходимо найти для
них положительное решение. Положитель-
ное разрешение этих вопросов представляло
бы собой.самое минимальное удовлетворе-
ние требований, содержащихся в югослав-
ских территориальных претензиях.

Нервый вопрое касается электростанций
Жвабек и Лабод. В своем докладе перед
Советом Министров я подчеркнул особую
важность, которую эти  электроетанции
имеют лля югославской электропромышлен-
ности. Электростанции Жвабек и Лабол
были построены после аншлюсеа, в основ-
пом в течение войны, немецкой фирмой
Альпен Электроверке Акциенгезельнтафт,
Вин, причем вопреки конвенции 1926 г.,
по которой Аветрия обязалась не строить

Ha [pape ничего без предварительного со-

гласия Югославии. Эти электростанции,
значит, представляют собой немецкую соб-
ственность в западной зоне Аветрий, из
которой и ФНРЮ, кроме остальных  госу-

‚приятия (например,

царств, подписавших решение Парижекой
репарационной конференции, должна при-
нять часть своих репараций. Далее, эти
электростанции построены, пс принимая во
внимание нужд  электропромышленноети
Ютославии, и при теперенгнем режиме экс-
плоатации они ‘наносят огромный ущерб
— в отдельных месяцах приблизительно по
MHAIHOHY KB, UB.

Вопрос можно решить небольшой погра-
ничной поправкой, для которой предетав-
ляю Вам проект двух вариантов, а, в край»
нем случаю, его можно решить установле-
нием 060бых прав ФНРЮ в управлении
этих станций. Прилагаю. план одного Ta
кого режима,

Второй вопрос касается особой защиты
национальных прав каринтийских словен,
После всего того опыта, который  словен-
ский народ. имел с Австрией, можно на-
верняка считать; что после подписания
Договора начнутея попытки усиленной гор-
манизации, Даже те дематогические пред-
восстановление ‘Дву-
язычных школ), которые Аветрия предпри-
няла в Каринтии после краха Германии,
хотя бы на бумаге, с целью показать себя
терпимой в национальном отношении, уже
сегодня де-факто не осуществляются, По
этой причине имело бы. большое значение
если бы в договоре было достигнуто, ч1-
бы мероприятия, уже получившие силу
закона, были пополнены и в качестве ео-
ставной части Договора были в целом по-
ставлены под контроль четырех держав,
Прилагаю начертание е главными принци*
нами одного такого режима.

Пользуюсь случаем приветствовать Вас,
Уважающий Вас
Кардель

1 вариант

Первый вариант охватывает Плиберж-
ский (Блейбург) судебный уезд, террито-
рия между ‘теперешней  австоо-Югоелав-
ской границей, Дравой и западной грани:
цей общины Бистрица (Фейетриц) и Бла-
то (М 06), и с северной стороны `Дра-
вы, общину Чабод (Лавамюнд) и ту часть
общины Руде (Руден), которая тяготеет к
Драве, и от остальной части общины от-
делена линией, идущей по гребню через
высоту 882. Таким образом составленная
территория имеет 210 кв. км. и соглаено

австрийской. переписи 1934 года имеет
9.396 жителей.

Этнический состав упомянутой террито-
рии можно подробно рассмотреть из при-
ложенных таблиц. Австрийская переписв
1910 года, проведенная, как известно, в
ущерб словенам, все-таки показывает па
этой территории четкое большинство 610-
вен (6.696 словен,  2.878 немцев).

В плебисците 1920 года большинство

на этой территории голосовало в пользу
Югославии.

И вариант

Второй вариант охватывает южнее Дра-   ниси 1934 Тода

вы — общины Либеличе (Лейфлинг) ни
Жвабек (Швабек) и севернее Дравы-—об-
щины Лабод (Лавамюнд) п небольшую
часть общины Руде (Руден) Этот вариант
охватывает. территорию приблизительно в
63 кв. вм. и согласно австрийской Tepe-

имеет 3,150 жителей,

Этнический состав немного хуже, чем в
варианте  , так как община Лабох, в ко-
Торой согласно этому варианту проживает
больтинетво населения, была сильно гер-
манизирована».

(ТАСС).