}

}

}
i

т

i
i

i

И

a

ву
  командира. Под его руководством Красная

ЗАМЕТКИ О МАНЕВРЕ

У ОГНЕ >

4. Прицельность атак

Один из летчиков нашего подразделения
обратился как-то ко мне с просьбой `по-
мочь ему найти причину неудач при в0з-
душной стрельбе. Я внимательно выслу-
шал рассказ товарища о том, как он ата>
хует конус. Оказалось, что летчик в м0
мент открытия огня ке смотрит в прицел
и поэтому не знает, проектируется У
него конус в центре перекрестия прицела
или же нет. Этот недостаток когда-то был
свойственен” и. мне.. Я сам не попадал,, в
конус но той же причине: не умел точно
прицеливаться. У меня нехватало терпе-
ния до конца, т. е. до момента открытия
огня, проеледить через прицел за движе-
нием цели в воздухе. Командир тогда. по-
‘советовал мне потренироваться в прице
ливании © помощью «холостых» ‘заходов
Ha цель. hoe GUC

По совету опытного летчика-истребите-

ля я стал перед каждой действительной.
воздушной стрельбой производить‘ на. цель,

по 3—4 «холостых» . захода. При этом
старалея все время наблюдать через при-
пел за» движением цели и добиваться тело,
чтобы в моменту предполагаемого откры-
тия огня она точно проектировалаев ‘У ме-
ня в перекрестии прицела: Этот. ©10соб
тренировки оказалея очень
© помошью ето я ‘быстро научихея вести
точный прицельный огонь. ‘Этот способ. я
и порекомендовал нопользовать  обратив-
шемуся ко. мне летчику. И надо сказать,
что «холостые» заходы Ha цель на’-этот
pas тоже оправдали, себя. Летчик вырзбо-
тал твердые навыки в  прицеливании и
стал метко поражать конус. ,

Я рассказал 0б. ошаябке,. которая. имее
прямое отношение ко прицельности атак,
без чего’ немыслим эффективный. огонь,
как по воздушным, так и ло. наземным це
AM. oa г

В связи е вопросом о прицельности атак,
мне думается, следует остановиться и ‘на
том, какие очереди при воздушной стрель-
бе эффективнее: короткие или длинные?

Я, например, нередко произвожу по пять-.

шесть атак и каждый раз попадаю в. цель.,
Между тем, некоторые наши летчики пред-
почитают меньшее количество атак и
длинные очереди и, как правило, поража-
ют конус олной-двумя пулями. Происходит
это, на мой взгляд, потому, что ввиду
своей продолжительности очередь или. В
начале или в конце ведется. неприцель-
но. Атака как бы делится на ‘две части.
В олну из частей ведется прицельный
огонь, & в другую — на глазок, ибо 3a
время длинной очереди движущаяся в03-
душная цель уже успела изменить. и свой
ракуре и дальность. Вот ‘почему более эф-
фективен отонь коротких прицельных оче-
редей.
Прицельноеть атак имеет одинаковое
значение как в стрельбах по воздушным
целям, так и по наземным, В- стрельбах
по наземным целям  прицельность атак
в значительной мере зависит OT правиль-
ности построения третьего и четвертого
разворотов над целью. И отработке этих
элементов мы уделяем самое серьезное вни-
мание как в период наземной подготовки,
так и в воздухе. Блатоларя сохранению
крена перед выводом самолета ‘из четверто-

го разворота и вводом в пикирование нам’

Окончание. Начало см.

«Сталинский:
Фокол» №№ 206, 207, 208.

В ЧЕСТЬ РУССКОГО ИЗОБРЕТАТЕЛЯ, ПАРАШЮТА!

ЛЕНИНГРАД; 3 cewra6ps;’ (TACC). Ре-  он производил первые испытания своего
шением исполкома областного Совета де-  парапиота. :

ревня Салюзи, Гатчинского района, пере-
именована в Котельниково в честь выдаю-
щегося русского изобретателя Глеба Ев-
тенъевича  Котельникова, ‘создавшего ‘ пер-
вый в мире ранцевый парашют. В Салюзи
Котельников прожил 9 лег. В 1912 тоду

Имя Василия Ивановича Чапаева ‘наз
всегда волов историю гражданской вой-
ны, как имя одного

с детских лет добывавший себе кусок хле-
ба тяжелым трудом, Чапаев накануне
победы пролетарской революции вступил в
партию большевиков. Три © лишним го-
да, проведенные им в окопах первой ми-
ровой` войны, научили его остро’ ненави-
деть организаторов этой бойни — русеких
и иностранных империалистов. Партия
большевиков научила его правильно пони-
мать жизнь, и показала ему единственно

` возможный путь борьбы — под знаменем

dleHuna алина.

В 1947 году Чапаев находился, в не-
большом уездном городке Николаевске, в
Заволжье. Уездный комитет партии боль-
шевиков поручил ему вести работу среди
солдат расположенного в городе 138-го пол-
ка. Со всей энергией Василий Иванович от-
дался этой работе, етараясь повысить по-
титическую сознательность солдат. После
установления в городе власти Советов сол-
даты избрали его ‘командиром полка. Уезд
ный е’езл Советов назначил Чапаева ‘в0-
енным комиссаром города и ‘уезда.

По инициативе В. И. Чапаева из рево-
люционных солдат полка, из рабочих u Oa.
траков был ‘создан отояд Враеной гвардии

численностью до 800 бойцов. При помощи
  этого отряда под руководством Чапаева бы-
  ли разгромлены коятрреволюционные ку-

лацкие мятежи в отдельных селах Нико-
лаевекого уезда. =
В этих первых боях за ‘укрепление ©о-

ветекой власти В. И. Чапаев завоевал сла-
отважного и талантливого боевого

тварлия уезда выросла в большую силу. К
весне 1918 гола она состояла из 10 боль-
ших отрядов общей численностью в 3.200
  Человек, не считая множества мелких OT-
  рядов, имевшихся в распоряжении каждого

местного сельсовета. Впоеледетвий эти от-

ряды етали основным ядром знаменитой
  25-Й стрелковой дивизии.

Опыт тражданской войны показал необ-
  ходимость перехода от Красной гвардии в

регулярной Красной Армии. Чапаев прини-

действенным. .
‘пущенную при ведении огня,

‚Из кинопулемета.

ЛЕГЕНДАРНЫЙ

из легендарных н8- _
родных героев. Сын крестьянина-бедняка, .

`диром которой, начеостав

удается во-время гасить CHOC, правильно
определять визированием расстояние до це-
Ли и момент открытия огня.

Перед стрельбой по щитам я, например,
в большинстве случаев сперва делаю «хо-
лостой» заход. Во’ время его я `контроли-
рую себя; правильно, ли произвожу тре-
тий и четвертый развороты, выявляю до“
пускаемые в этом деле ошибки © тем,
чтобы в последующих атаках избежаль их.
. Повышению огневого мастерства летчи-
ков нашего подразделения  содействовало
применение в практической учебе. кинопу-
лемета. Благодаря этому аппарату нам
улаетея мажеимально приблизить, условия,

учебных полетов в обстановке боевой дей-

ствительности, а также вскрывать малей-
шие оптибки, допускаемые летчиками при
выполнении стрелковых упражнений, Кад-
ры фильма дают возможность . последова-.
тельно проследить, ‘как летчик  еовершал
маневр, прицеливание, при каком угле
атаки и с какой дальности он вел стрель-
бу ит. д. Пленки кинопулеметов обычно

обрабатываются; до разбора полетов, где с.

помощью UX анализируются ошибки B
действиях. летчиков. Наиболее характерные
снимки, ‘запечатлевиие отличный резуль“
Tar стрельбы или типичную ошибку, до-
мы, как
‘правило, увеличиваем и вывешиваем в
классе.  в i pea

В обучении летчиков точным ‘прицель-
ным атакам кинопулемет является одним
из лучших
летчик старший лейтенант Г; выполнят
учебно-боевое задание:
Изучая после полета
дешифрированные снимки, командир уста-
новил; что летчик вёлючил ‘аппарат на
очень большом расстоянии от цели и вы-
ключил ёго’лилть после вывода ‘самолета
из атаки.

— Ито вам позволил так расточительно

расходовать «боеприпасы»? — спросил. на.
разборе полетов командир старшего лейте-

нанта Г. у :
Летчик попытался было. оправдаться, что
он-де  перерасходовал нё боеприпасы, a
всего‘лишь кинопленку. Но командир стро»
го заметил, что ‘в’ данном случае пленка

— 910 те же боеприпасы и в использова-”

нии ее надо быть столь же экономным, как
и при стрельбе из боевого оружия.

Кинопулемет ‘мы используем для контро-
ля всех воздушных «боев» и большинетва
стрельб по конусу и наземным целям. С
помощью кинопулемета нам недавно  Уда-
лось обнаружить у отдельных летчиков
такую существенную ошибку, как неточ-
ное определение ракурса воздушной цели.
В связи с этим был проведен специальный
разбор полетов на стрельбу, после которого
мы организовали с летным составом до-
полнительные . занятия в. методическом го-
родке по определению ракуреа целей,

Неустанное совершенствование теорети-
ческих знаний и практических ‘навыков,
пгирокое внедрение в. учебу боевого‘ опы-
та советеких истребителей ‘и; наконец, вы-
сокое чувство ‘ответственности: за выполне-
ние ^ воинского ‘долга’ перед Родиной по-
мотают нам изо лня в день поднимать свое
огневое мастерство, крепить боевую готов-
ность своего подразделения.

Старший лейтенант Я. ЖУРИН.

® Предложение © переименовании деревни
Салюзи было внесено в День воздушного
флота этого года на встрече. очевидцев по-

с ветеранами авиации и учеными, рабо-
тающими в области авиационной науки и
техники.

(К 30-летию со дня смерти
-- В. И. Чапаева)
а
мал самое активное участив в борьбе за

’

‚реализацию директив партии и советской

власти в’‘области строительства регулярной
Врасной Армци. В конце мая 1918 года он
предложил слить отдельные отряды в ба-
тальоны и полки. Из николаевеких крас-
ногвардейских отрядов были созданы ‘два
полка имени любимых Чапаевым народных
героев — Разина. и Пугачева. Полки были
сведены в бригаду имени Пугачева, коман-
единодушно из-
брал Чапаева.

В это время обстановка не только в По-
волжье, но и во всей стране сильно ослож-

нилась. Империалисты Америки и других  Умом, Чапаев успешно учился в Академии.
‘капиталистических стран 6ез

об’явления
войны начали военную интервенцию. Анг-
л0-французекие империалисты . организова-
ли в Поволжье и в Сибири мятеж чехо-
словацкого корпуса.

Бригада Чапаева входила в состав 4-й
армии Восточного фронта и успешно дей-

‚ствовала против уральских белоказаков и

белочехов. В августе 1918 года  поеле
упорного ночного боя она взяла Никола-
евек. В начале сентября 1918 года полки
Чапаева разгромили контрреволюционную
армию самарской «учредилки» . в районе
сел Ливенка и Орловка. Эта победа была

‚результатом искусного маневра во фланг и

тыз противника. Она не только укрепила
положение 4-й армии, но и дала возмож-
ность всему Восточному фронту успешно
развивать начатое им наступление против
чехословаков.

В сентябре 1918 года Чапаев был на-
значен. начальником Николаевской дивизии,
состоявшей всего из двух полков. В корот-
кий срок он сумел. значительно поднять
ее боеспособность. Благодаря этому в пе-
риод наступления наших войск на Самару

дявизия, блестяще выполнила очень труд-
ную боевую задачу. Она должна была на-

ступать на Уральск, прикрывая тем самым
от уральских белоказаков тылы и левый
фланг 4-й армии, наступавшей на Самару.

средств. Однажды‘ опытный

«Отонв» of ‘Bes!

Высокой; ‘техникой пилотирования славится в ‘части летчик-истребитель
12 гвардии капитан Б. Волосянкин. Коммунист тов. Волосянкин не только
добивается ‘отличных результатов боевой и’ политической , подготовки, но
и. умело воспитывает молодых летчиков, передавая им свой опыт:

- На снимке: гвардии капитан Б. Волосянкин,

$

Фото Л. Чистяковой,

КОМАНДИР-ВОСПИТАТЕЛЬ

работе опирается на партийную организа-
цию. Он всегда информирует секретаря
парторганизации о всех. предстоящих. ме-
роприятиях. Секретарь тов. Гедзь, Kak mpa-
вило, присутетвует при постановке задачи
командиром, а затем. через актив” доводит
ее до всего личного состава. 0с0б0е внима-
вие оп обрашает на’ раз’яснение характера
полетов и на работу с техническим соста-\
вом по подготовке материальной части к
вылетам. —   р : п

Капитан Стройков направляет фаботу
парторганизации на решение главных во-
проеов боевой подготовки, на укрепление
воинской ДИсЦинлины, ve

0 деятельности парторганизации подраз-
деления ‚можно судить хотя бы но тем во-
просам, которые обсуждались в этом году
н& партийных собраниях: «Задачи комму-
нистов в укреплении воинской дисцинли-
ны»; доклады коммунистов Гуц и Вюосола-
пова. о работе то ‘политическому воспита-
ню подчиненных, ‚ «Авангардная роль
каммунистов в подготовке *‹ материальной
чаети к полетам», «Вак коммунисты вы-
полняют партийные поручения»; «Задачи
парторганизации по выполнению плача
узебно-боевей подготовки на летний период
и по воспитанию отличников» и ED...

‚Коммунисты Иванов. Головко, Монахов,
‘Санин и другие составляют крепкий

Подразделение Героя Советского Союза
капитана Николая. Стройкова по праву счи-
таетея передовым в части;

Высоких результатов боевой и полити-
ческой подготовки командир  добилея
умелой постановкой  обучения и воспита-
ния авиаторов. Капитан Стройков за годы
войны из рядового летчика вырю до
командира подразделения. За плечами у не-
го богатый боевой опыт. Он отлично знает
вверенную ему технику. и: обучает подчи-
ненных ее эксплоатации и боевому приме-.
‘нению. ИИ : eo

Капитан сумел привить командирам
звеньев, ‘экипажей необходимые навыки
в работе с подчиненными, сколотить друж-
ный и крепкий коллектив.

Командир экипажа капитан Головко, на-
пример, воспитывает у авиаторов чувство
воинского товарийества, Не’ так давно в`
его экипаж прибыл моторист рядовой Co-
колов, у которого не было . практических
навыков по ‘обелуживанию самолета. Опыл-
ные авиаспециалисты. комсомольцы ~ cTap-
шие сержанты Соснин и Комаров пришли
мотористу на’ помощь. Соколов“ быстро, 0е-
‘BOW материальную ‘часть и сейчас отлич-
но готовит машину: в полетам. es ia

Офицер Головко является руководителем
политических занятий. Эн умело увязыва-
ет изучаемый материал,.е жизнью и .рабо-

той авиаторов. Так, говоря воинам о борь-

‘  бе советских людей за выполнение поеле-

военной сталинской пятилетки, он расека-
зал о лучших воинах части —— механиках
Димакове, Русове, мотористе `Устиновё п
других отличниках боевой и политической

авгив подразделения, опору командира. На
совещаниях партийного актива Стройков

анализирует ошибки, допущенные в поле-

тах и при подготовке материальной части,
ситематически ставит. вопросы  воспита-
тельной работы в звене и экипаже,

ПОДГОТОВКИ, ых   ` Много внимания уделяет капитан Строй-
Капитан Головко воспитывает у подчи-  ков организании массовой работы и куль-

венных аккуратность, честность, растороп-   туйтото досуга воинов. 4

ность в работе и добивается, ‘чтобы каж:  Умело вочетая вое формы воспитательной

дый` подчиненный . хорошо понимал и чет-  ‘ рабы, опираясь на помошь ‘партийной op-

по выполнял задачи, стоящие перед ‘ним,   танизации, капитан Стройков’ растит” ма-

в подразделении. ., . а
Командир подразделения капитан: @трой-
вов в своей повседневной воспитательной

инов, беззаветно преданных Родине, боль-
шезистской партии.
`. Подполковник H, HOHOHEHHO.

БЛАГОДАРНОСТЬ КОМАНДИРА —
Заслуженным авторитетом в нашей ча- Зв примерную дисциплину и уснехи в

сти пользуются младигие  звиаспециалисты уче и ‘работе командир об’явил Tr, Ap-
сержанты Артамонов. Комаров, Маврычев.

Они отлично изучили материальную часть MOBY, Комарову и Маврычеву  благо-
оружия и образцово обблуживают авиаци-   ДАРНОСТЬ и предоставил отпуск на родину.
онную технику. Веины-комеомольцы зане- Капитан авиационно-технической
сены на Доску отличников учебы. службы В. АШУРКОВ.
ЕЕ ЕЕ ИИ РТИ -
ГЕРОЙ
Чапаев вел с белоказаками непрерывные
кровопролитные бои. Против его дивизии
стояли значительные силы, но он упорно
‘продвигался вперед в Уральску. В итоте   ЗНачил. В. И. Чапаева.
тлавные силы 4-й армии были оставлены 28 апреля 1919 г. ‘ударная группа
 белоказаками в покое, что ’и ‘сыграло боль-  Фрунзе * после тщательной подготовки пе-
щую роль при взятии нашими“ войсками   Решла В решительное наступление. Чапа-
‘Самары. Армия самарской «учредилки» в  евекая дивизия все время действовала на
начале октября 1918’ года была  оконча-  главном направлении. За две недели полки
тельно разгромлена. Чапаева сокрушили три корпуса колчаков-
Уже в тот период имя Чапаева, как та-  ских войск. В своем приказе от 11 мая
лантливого ‘командира и героя ‘граждан-  1919 г. товарищ Фрунзе дал’ блестящую
ской войны, гремело по всей стране, оценку доблестному поведению героических
В ноябре 1918 года командование 4-й   бйцов чапаевской дивизии. «Противник,
армии направило Чапаева, «как отважного   —^ Писал он, — сосредоточив к востоку
солдата революции», в Академию Генераль:  9  Бугульмы сильную ударную группу,
ного штаба. Не имея достаточной общеоб-   Перешел Э и 10 сего числа в контрнаетуп-

разовательной подготовки, но обладая пре-  ление, обрушившиеь на 25-ю дивизию. В
красной памятью, ясным и пытливым   РеЗУЛЬТате двухдневных кровопролитных

‚ ‘дивизия. В нее входили бывшая Пугачев-
ская и Алгайская бригады. Дивизия была
‘серьезно укреплена за счет новых трех
‘полков, состоявших из иваново-вознесен-
ских, сызранских и московских рабочих.
Командиром этой дивизии М. В. Фрунзе наз

Особенно увлекался он историей звоенного   (Кая бригада (одно из лучитих соедичений
искусства п географией, хорошо изучил   Мачакл; — ВБ, В.) и 4-я Уфимская диви-
топографию. Чапаев считал учебу в Ака-   ЗИЯ уничтожены».
демии важным делом, но еще более важ: В. начале июня 1919г. 25-я дивизия по-
ной в те трудные для Советской республи-   лучила сложную боевую задачу— фореиро-
ви дни он считал службу в действующей   вать реку Белую и взять Уфу. На краено-
армии. Чапаев рвался на фронт. армейском ‘митинге, где с речью` выступил
В середине февраля 1919 гола Чапаев М. В. Фрунзе, чапаевцы поклялись, ‘что
прибыл в Штаб 4-й армии в Самару. Этой   Уфа будет советекой. В ночь на 8 июня
‘армией ` командовал выдающийся деятель   началось фореирование реки Белой. Пере-
большевистской партии, талантливый про-   правой руководил Чапаев. Он был ранен в
летарский полководеп М. В. Фрунзе. Он  голову. но остался на боевом посту. Через
вразу же назначил Чапаева командиром   полноводную реку шириной в 200 и глу-
Александрово-Гайской (Алгайской)  брига-   биной до 6 метров красноармейцы  пере-
ды, & комиссаром ее — Д. А. Фурманова.   праваялись на плотах, бочках, случайных
Здесь началось славное боевое содружество   лодках, & то и просто вплавь.
народного героя Чапаева © одним из выда-   Колчаковцы прилагали все усилия, что-
ющихся политработников Красной Армии,   бы сорвать переправу и опрокинуть чапа-
& впоследствии известным советским писа-   ввлев в реку. Мротив двух бригад Чапаева
телем Фурмановым. С тех пор они не раз-   они двинули две отборные дивизии. Удар-
лучалиесь почти, д6 конца жизни Чапаева. ные офицерские батальоны генерала Кап-
Веспой 1919 года дивизии Колчака рва-   пеля были брошены в «пеяхическую»
лись к Волге. ‘Советское правительетво   атаку. На рассвете 9 июня в черных па-
приняло срочные меры для разгрома кол-  радных мундирах с развернутыми знамена-
чаковцев. Для нанесения главного удара  ми колчаковские офицеры строевым шагом
по Колчаку была создана ударная Южная: двинулись на окопы чапаевцев. Этот мо-
группа войск Восточного фронта. Ее   мент боя ярко передан в знаменитом кино-
командующим был назначен Фрунзе, а  фильме «Чапаев». Когда белые цепи подо-
членом Реввоенсовета — В. В. Куйбышев,   шли близко, чапаевцы стали нещадно ко-
Це выбору Фрунзе в состав ударной груп-   сить их пулеметным и ружейным огнем.
пы вошла восеозданная им 25-я стрелковая   Через три часа бой закончилея полным

Экипаж тов. Головко является, передовым CTepOB своего дела. дисциплинированных во-  .

боев враг разгромлен окончательно. Ижев- С

`пи, Чапаевекие части шли вперед прямо

4 сентября 1949 г,, № 209 (1433),

САМОЛЕТ ВОЗВРАТИЛСЯ

НА ©
‘ bd de wa X 4

Выполнив задание, летчик посадил  ма-
шину и зарулил ев на стоянку. Машину
встретил технический состав экипажа.

— Как работала материальная часть?
— спросил летчика старний авиамеханик
сержант Бурдуковский.

— В полете все было нормально, —
‘ответил офицер, : ,

Приняв самолет, старший  авиамеханик
Бурдуковский вместе со своими подчинен-
ными приступил к осмотру. Начал оон с
правого мотора: проверил,о ‘петли’ течи
масла из-нод втуяки винта, люфтов, Her
ли царапин на лопастях. На поверхности
капота оказались” масляные. пятна. Это
ветревожило авиамеханика, Сняв капот,
он внимательно проверил крепление „всех
агрегатов. Вскоре он замегил, что ”масло
пробивалось у дренажного штуцера нагне-
тателя. Бурдуковекий записал этот дефект
в тетрадь обнаруженных неисправностей и
перешел к другим частям. машины,

В это время второй авиамеханик  с6р-
жант Ладыгин занималея ‘осмотром левого
мотора, моторист сержант Арушанов mpo-
изводил промывку маслофильтров.

Бурдуковский подошел к Ладыгину.

‚— Вев‹ ли в порядке? — спросил он
подчиненного.

Ладыгин ответил ‘утвердительно. ’Стар-
ший авиамеханик сём осмотрел левый‘ мо-
тор. При этом он обратил внимание на
шунтовой кран,

— Здесь отошли шпильки крепления,
— сказал Бурдуковский. — Их нужю
довернуть и переконтрить.

№

В самолету подошел техник звена, офи-.

цер Кошелев.

— Товарищ старший техник-лейтенант,
послеполетный осмотр. самолета произведен,
— доложил сержант Бурдуковекий..

Быстро и четко технический состав
экипажа устранил все дефекты. В тот же
день самолет вновь поднялея в воздух:

Не сразу удалоеь технику звена, офице-
py Вошелеву добиться, чтобы все авиаме-
ханики проводили осмотр. последовательно
и прамотно. Для некоторых авизспециали-
стов на первых порах осмотр самолета ока-
залея делом нелегким: у одних нехватало
умения правильно оцейить состояние той
или иной части машины; другие допуска:
ли поспетиность, производили осмотр. нено-
следовательно и потому оставляли отдель-
ные агрегаты непроверенными; у третьих
отсутствовала выдержка: обнаружив  ка-
Кой-либо дефект, они сразу же начинали
его устранять, не закончив осмотра.

Однажды сержант Бурлуковекий; произ-
ведя послеполетный осмотр  бомбардиров-
щика, доложил, что манина находится В
полной готовноети. Кошелев вместе с ме-
хачиком начал осматривать самолет.

— Посмотрим, в каком состоянии хому-
ты крепления дюритов водопомп, — ска-

зал техник, заметив перекое ленточного

хомута, “ a

— Такое ослабление крепления хомутов
может привести к неприятным последет-
виям, — продолжал он.

Старший техник-лейтенант рассказал и

показал механику, как следует осматри-
г р

СОБРАНИЕ

Н-СКИЙ АВИАГАРНИЗОН, 3 сентября.
(По телеграфу от наш. корр.). В авиатех-
ническом подразделении, где командиром
‘офицер Кожевников, регулярно проводятея
офицерские собрания. На них ‘обсуждаются
вопросы жизни и работы подразделения.
Очередное собрание было посвящено практ
тике обучения и воспитания  сержантекого
И рядового состава. Mg

В своем докладе командир рассказал 0б
‘умелой воспитательной ‘работе  офилеров

уничтожением колчаковцев, 9 июня наши
войска заняли Уфу.

За 44 дня наступательных боев чапаев-
ская дивизия прошла 500 километров и
нанесла врагу ряд сокрушительных  уда-
ров. В этот период наступательных боев
особенно, блестяще проявился яркий полко-
водческий талант Yanaera. Это было под-
черкнуто в приказе Реввоенсовета респуб-
лики от 14 июля 1919 г, о награждении
Чапаева орденом Красного Знамепи..

«Назначенный начальником 25-Й стрел-
ковой дивизии, — говорилось в приказе,
— В дни катастрофичееского положения
Самары, когда противник стоял от нее в
двух переходах, он с дивизией был выдви-
нут в центр наступающих сил противника
под Бугуруслан: настойчивыми стремитель-
ными ударами и искусными маневрами он
остановил наступление противника п B Te-
чение полутора’ месяцев ‘овладел ‘городами
Бугуруслан, Белебей и Уфа, чем и спас
реднее Поволжье и возвратил ‘уфимеко-
самарский хлебный район».

После победоносной Уфимской операции
чапаевекая дивизия была брошена на 0с-
вобождение ‘окруженного белоказаками  го-
рода Уральска. Фрунзе ‘отдал боевой при-
каз: › не позже 12 июля освободить
Уральск. Чапаевцы начали ‘стремительное
наступление. . Чтобы задержать их продви-
жение, противник поджег ковыльные сте-

3a огнем по голой степи, сквозь черные
облака дыма. В упорных боях. колчаковцы
были сломлены, п чапаевцы на сутки
раньше намеченного срока ворвались в
Уральск. Выдержавшие длительную осаду
жители города и бойцы гарнизона торже-
ственно встречали. своих ‚ освободителей.
Взятие Уральска было одной из ярких
страниц в славной книге побед легендар-
ного начдива.

Чапаев неустанно воспитывал бойцов п
командиров в духе преданности совегекой
Редине и большевистской партии, в духе
высокой дисциплины, смелости и безгра-
ничной отваги. В своих боевых пряказах
он постоянно требовал решительных и
смелых дейетвий. «Напряжение и смелость
довести до крайности», — тюворится в его
приказе по дивизии от 8 мая 1919 г В
бою он подбадривал еще необетрелянных
новичков. Чапаевекая дивизия была под-

Е ЕЕК Я

‘чайно в.рядах испанской ‘народной

ТОЛКУ

вать и проверять крепление хомутов на
дюритах волосиетемы. Осматривая дальше
машину, техник звена заметил, что тросы
Р-7 натянуты слабо, ‘и указал на это. сер+
жанту.

Наблюдая за работой Бурдуковекого,
техник звена понял, что с ним надо боль-
ше заниматься ибпосредетвенно на мате-
риальной части, чтобы ‘научить правильно
опфелелять состояние агрегатов: этом
нуждались и другие авиамеханики.

Офицер Кошелев решил провести пока-
зательный ‘послеполетный осмотр. ‘ самоле-
та. Ёогда машина возвратилась с задания,
он ‘собрал у нее. всех авиаснециалистов
звена И ‘стал сам осматривать ‘машину от
начала до конца. При этом он рассказывал
06 особенностях осмотра каждого ‚ узла,
каждого агрегата, остачавливалея на тех,
которые требуют особенно большого внима-
ния, напоминал авиаспециалистам, где воз-
можен более быстрый изное деталей. Этот
показательный 9смотр принес большую
пользу механикам и мотористам.

Техник звена позаботился о том, чтобы
грамотно производить  послеполетный 06-
мотр умели не только старшие  авиамеха-
ники, HO WH их подчиненные — авиамеха-
ники и мотористы. Много пришлось пора,
ботать ему со вторым авиамехаником еер-
жантом Казимирским, чтобы научить ero
самостоятельно производить осмотр самоле-
та. Малоопытный авиамеханик  Казимир-
скяй после возвращения ‘самолета обычно
ждал, пока старший авиамехание осмотрит
‘малину и скажет’ что нужно делать. Ес-
ли же Казимирекому поручалось осмотреть
какие-либо агрегаты, он делал это наспех,
невнимательно, полагаясь на то, что после
него все’равно будут проверять.

Как-то на аэродроме Кошелев подошел к’
Казимирекому и стал расспрашивать его о
работе. Между прочим он сообщил, что
сержант Бурлуковекий повьииен в должно-
сти, назначен старшим авиамехаником.

— Вогда Бурдуковский был вторым ме-
хаником, на пего уже можно было во веем
положиться, — сказал Кошелев, — a Bor
вы вое делаете по указке, мало проявляете
инициативы, как будто собираетесь Bech
век быть подчиненным в техническом
экипаже.

Казимирский крепко задумался Ha ело-

вами командира: Он ©тал серьезнее  отно-
ситься к работе, внимательно и ‘усердно
выполнять вее поручения. Вскоре Кази-

мирский научилея самостоятельно готовить
самолет к’полету. Через некоторое время
он был назначен ва должность старшего
авиамеханика. ;

Tak, повседневно следя за работой каж-
дого авиамеханика и моториста, техник
звена офицер Кошелев: добивается повыше-
ния их технических знаний ‘и культуры
труда. Он привил младшим авиаспециали-
стам любовное отношение к боевой: техни-_
ке, добился от них строгого выполнения
инструкщий по обелуживанию материаль-.
ной части, научил подчиненных умело,
грамотно проводить поелеполетный осмотр
и отлично готовить самолеты к полету.

Майор М. ВЕРБИНСКИЙ

ОФИЦЕРОВ
Соболева, Набокова и Николаева. Здесь
непрерывно увеличивается число’ отлич-

ников боевой ин политической подготовки.
Командир детально’ разобрал и ошибки,
которые были допущены некоторыми офи-

церами в воспитании ий обучении ^ подчи-
ненных. На этом собрании опытом своей
работы поделились капитан Николаев,
старший лейтенант Соболев и лейтенант
Набоков.

линным легионом геровв. Oa не знала
поражений. Она всегда выполняла с 4e-,
стью самые ответственные и самые труд-
ные задания высшею командования. Le
бойцы были проникнуты любовью к своей
части и днвизии, были всегда верны ee
славным боевым традициям,

В ночь с 4 нз Б сентября 1919 г. на-
чалась битва под Лбищенеком (ныне Чапа-
ево). Всю ночь и утро чапаевцы вели не-
равный бой с превоеходящими силами про-
тивника. В этом бою смертью героя пал
ий легендарный вачдлив.

В 1923 году вышла в свет талавтлавая
книга Фурманова «Чапаев». Она была пе-
реведена на все основные Языки мира.
Имя народного героя стало известно всему
прогрессивнему человечеству. В 1934 году
был выпущен на’экраны замечательный
Фильм «Чапаев». Образ легендарного героя
‘стал. достоянием сотен ‚ миллионов людей
как в СССР, так п за границей. Не слу-
армии

в 1936—1939 гг. героически сражалея

батальон имени Чапаева. }

В суровые голы Великой Отечественной
воины. славная 25-я дивизия, умножая но-
выми победами героические традиции свое=
го. боевого знамени, вместе со всей Совет-
ской Армией прошла, победоносвый Путь
борьбы. В. героических подвигах чапаевнев
безмерно приумножилась боевая слава ле-
гендарно начдива. Она по-новому ожила
в образе бывшем бойца чапаевской Диви-
зии, знаменитого партизана Великой Оте-
чественной войны, дважды Героя Советеко-
го Союза генерал-майора С. А. Ковпака, в
везаоываемых. подвигах бывшего команди-
ра-чапаевца  `Тероя Советского Союза,
командира гвардейской дивизии Генерал-
майора. И. В. Панфилова и бывшего ча-
паевского  командира-артиллериета, Героя
Советском Союза — генерал-потковника

артиллерии Н. М. Хлебникова,

лава Чапаева — слава советского на-
рода, елава великой партий Ленина—
Сталина, воспитавшей его как народного
героя, талантливого полководца, командира-
большевика. Образ В, И. Чапаева навеегда
останется в веках как символ великого
подвита, совершенного во имя трудящихся,
BO имя победы коммунизма.
: Кандидат исторических наук
Б. ВЕРХОВЕНЬ.