ий сокол
	СТАЛИНСК
	8 октября. 1949 г., № 238 (1462).
	ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ
	Политическое обеспечение
бомбардиревочной подготовки
	В нашей части одно время отдельные
экипажи систематически не выполняли
упражнений по бомбометанию. Среди от-
стающих были и коммунисты. Так, штур-
ман экипажа член партии лейтенант Зу-
батенко неоднократно сбрасывал бомбы
мимо цели. Дважды не попал в цель при
полете на полигон. штурман коммунист
старший лейтевант Хохлов.
	Это обстоятельство ветревожило партий-
ную организацию. Нужно было принять
меры Е тому, чтобы коммунисты не только
преодолели ©в0ё отставание, но и вышли
в ряды лучших, передовых воинов.

( этой целью было созвано заседание
партийного бюро части совместно с лучши-
хи штурманами. Член бюро штурман офи-
цер Лепехин сделал доклад «0б авангард-
ной роли коммунистов-штурманов в бом-
бардировочной подготовке».

Штурманы поделились опытом своей
учебы и работы, помогли партийному бю-
ро глубже векрыть причины неудач. от-
дельных товарищей,

Проведенное мероприятие безусловно
способствовало повышению у коммунистов
чувотва ответственности за свою выучку
и улучшению их боевого мастерства.

Затем быле проведено партийное собра-
ние, на котором подверглись острой кри-
rare TT. Зубатонко и Хохлов. Эти комму-
нисты увлетворялиеь старым  багажбм
знаний, слабо совершенствовали свою вы-
учку, веледствие чего He выполняли 33-
даний при полетах на полигон.

Решение, принятое на собрании, обязы-
вало коммуниетов повысить  требователь-
ность к cehe, HA деле осуществлять свою
авангардную роль, оттачивать меткость
бомбового удара.

После собрания. в части ширско развер-
нулась пропаганда опыта. умелых штурма-
нов, отличных бомбардиров. Офицеры Ле-
пехин, Коробов, Шихалев и другие прове-
ли в подразделениях беседы на темы: «0т-
личная подготовка штурмана на земле —
залот успеха в воздухе», «Слаженность в
работе экипажа — основное условие ус-
пешного выполнения заданий по бомбоме-
танию», «Особенности бомбового удара Ha
различных высотах». Для личного состава
прочитано несколько докладов, лекций. Ком-
уунисты приняли активное участие в усо-
вершенствовании тренажной аппаратуры.
В частности, ценное усовершенствование
батчлера осуществлено коммунистом офи-
цером Ткаченко,

Штурманам, отстающим в учебе, на по-
мошь пришли отличники. Так, с тов. 3Зу-
	<:

Волхоз «Заветы Ильича», Красноярского
края, славитея высбкими урожаями. Один
13 колхозников этой сельхозартели Влади-
упр Мокренов ныне служит в Н-ском
авиаподразделении. Он нередко ‘рассказы-
зает молодым воинам © трудовых успехах
своих земляков.

По инициативе комсомольской организа-
ций воивы подразделения послали письмо
в колхоз «Заветы Ильича». Недавно авиа-
торы получили ответное письмо. Его при-
слал председатель колхоза «Заветы Ильн-
ча» депутат Верховного Совета РСФСР,
Терй Социалистическог Труда Никита
Николаевич Горбач. Он пишет:

«Дорогие воины! ‘Рад сообщить вам ©
новых трудовых успехах колхозников на-
шего села: нынешним летом собран обиль-
ный урожай. С отдельных участков полу-
чено около 200 пухов: зерна © тектара.
	Tosapam Сталин поставил перед со-
воткими учеными задачу — не только
догнать, но и перегнать. науку капитали-
стического мира. Нартия, советское прави-

4 ‚тельство. наша общественность создают

ве условия для того, чтобы эта задача
была выполнена. Сотни научно-исследова-
тельских институтов, лабораторий, yued-
ных заведений, оборудованных всеми не-
обходимыми пособиями, поставлены Н&8
службу советской науке — самой передо-
вой науке в мире, базирующейся на идеях
марксизма-ленинизма, :

В нашей стране паука стала достояни-
ем широких масс народа. Она проникает
во все поры промышленного и, сельскохо-
зяйственного производства, лежит в основе
развития военной техники, обусловливает
технический прогресс народного хозяйства
СССР, намеченный сталинским планом
послевоенной пятилетки. Наука и техникз
составляют неот’емлемую часть жизни На-
шем народа. В Советеком Союзе трудно
встретить человека, которого не интересо-
зало бы современное состояпие науки и
техники. У нае проводится множество ме-
юприятий, направленных на пропаганду
ий популяризапию науки.

Олним из таких мероприятий являются
ежегодные ломоносовекие чтения, органи-
зованпые для молодежи столицы Централь-
ным Комитетом ВЛКСМ и Академией наук

Р в память гениального русского. уче-
ного М. В: Ломоносова. Второй цикл ломо-
носовеких чтений, знакомящий молодежь
с важнейшими достижениями науки и тех-

7 ники паших дней, вышел недавно из печа-

{

ти пол названием «Современные проблемы

„ Науки и техники»”,

Этот сборник открывается лекцией ака-
лемика С. И; Вавилова «Ленив й совремев-
ная физика». Основываясь на гениальных
высказываниях В. И. Ленина, президент
Академии ваук СССР в своей леклий paa-
облачает илеализи и поповщину современ-
ной буржуазной философии, стремящейся
зации
	_ * Ломоносовские чтения. «Современные
проблемы науки и техники». Издагельство
ЦК ВЛКСМ «Мололая гвардия». 1949 г.
Стр. 173. Цена 7 ‘руб,
	батенко стал заниматься коммунист офицер
Шумаков.
	В период подготовки и в дни выполне-
ния заданий по бомбометанию члены бюро,
активисты проводят беседы в звеньях,
экипажах о предстоящих задачах. В конце
дня в звеньях, как правило, проводятся
совещания членов и кандидатов ‘партии;
на‘ совещаниях ‘подытоживаетея работа
коммунистов по подготовке к полетам. Ёс=
ли обнаруживаются какие-либо нехостатви,
они сразу же устраняются.
	Большое значение. для повышения каче-
ства бомбометания имеет популяризация
опыта работы лучших звеньев, экипажей.
Им посвящаются первдачи по местному ра-
диоузлу, специальные бтоллетени, стенные
газеты, лозунги. Так, например, о дейст-
виях группы экипажей, BelOMBIX KOMMYHH.
етом старшим лейтенантом Чашиным и OT-
лично выполнивигих задание по б0мбоме-
танию на полигоне, широко сообщалось в
специальном бюллетене.

Всячески популяризируя отличных бом-
бардиров, партийная’ организация прело-
стерегает коммунистов от возможных оши-
бок. В своей агитационно-массовой работе
парторганизация пизооко использует уета-
вы, наставления. Пропаганда уставов и
наставлений составляет одну из постеян-
ных забот партийной ооганизации части.

Однажды было обнаружено нарушение
правил Подготовки и. экеплоатации бомбо-
вооружения. Поэтому бюро решило прове-
ети собрание первичной  парторгачизащии
с повесткой. лня «0 роли коммунистов в
отличной подготовке  бомбовооружения».
Собрание предложило бюро улучшить Boc-
питательную работу © коммунистами-ору-
жейниками, & также потребовало от’ чле-
нов и кандидатов партии повысить ответ-
ственность за подготовку  бомбовооруже-
ния. Наиболее подготовленным  коммуни-
стам поручено было провести беседы ©
техниками и механиками: по вооружению.
	Действенная ‘работа партийной организа-
ции положительно сказалась на качестве
бомбометания как отдельных экипажей,
так и подразделений в целом.

Однако достигнутые успехи не успокай-
вают нас. Наша залача состоит B TOM,
чтобы еще шире популяризировать опыт
отличных штурманов, повседневно  помо-
тать командиру. добиваться успехов в Hom:
барлировочной подготовке воинов.
		Лейтенант С. СУЧИХИН,
	сокретарь первичной партийной
организации.
	Отвечаем на вопросы читателей

ПРИЧИНЫ ЭКОНОМИЧЕСК

+

Что ‘такое экономические кризисы
и отчего они происходят? С таким
вопросом обратился в редакцию га-
зеты «Сталинский сокол» старший
сержант Е. Керимов.

Ниже . публикуется ответ на. этот
вопрос,
	ских странах имеются. хроничесвая , недо-
прузка предприятий и многомиллионная но-
стоянная  зрмия безработных, — носят
особенно затяжной и РТН ха-
рантер.

Во второй половине 1929. года в капи-
талиетических странах разразился такой
мировой экономический кризис, какого. Ни-
когда раньше не было, Он продолжался до
	конна 1933 гола я охватил не только прэ-
	мышленноеть, но и ‘сельское хозяйство ка-
питалистических стран. Сильнее всего бы-
ли поражены им Соелиненные Штаты! Аме-
рики. Кризисе сопровождался  небывалым
падениех Уровня производства. Промыш-
ленное производетво в США ‘упало почти
наполовину, в Германии — н+ 40 процен-
тов, во Франции — на 30 процентов.
Веледствие безработицы и голода гибли
миллионы людей. В то же время капита-
листы ради сохранения высоких Tea и
прибылей уничтожали запасы товаров. Нз-
пример, в Бразилии было выброшено в мо-
ре 2 миллиона мешков кофе, в Америке
стали топить вместо угля кукурузой.
	Не успели  капиталистические страны
	оправиться от этого кризиса, какв 1937 го-
	ду наступил новый экономический кризис,
продолжавшийся до начала второй мировой
войны,

В настоящее время все страны капита-
	лиетического мира велед за США втягива-
	ютея в новый экономический кризис.
Стремясь оттянуть или смягчить его, же-
лая не только сохранить, но и увеличить
свои прибыли, американские миллиардеры
встали на путь усиленного захвата внеш-
них рынков. С этой целью они назязали
наролам Западной Европы  кабальный
«asa Маршалла», ‘раздувают военную
истерию, производят тонку ‘вооружений,
взваливают на плечи американских рабо-
чих и фермеров. непосильное бремя нало-
DOB. ‘ ,

Однако все эти «чрезвычайные меро-
приятия» не могут спасти США от: эконо-
мического ‘кризиса. Факты неопровержимо
свидетельствуют об его углубления. Про-
мышленноеть США B послевоенный. пе-
риод не достигла и 80 процентов  макеи-
мального уровня  производетвь военного
времени, & с конца 1948 гола она катит-
ея по наклонной плоскости. В июне 1949
гола произволетво упало на 14,8. процен-
Ta по сравнению < октябрем 1948 года.
Падение. производства. . продолжается: На
20 процентов сократилась продукция ма-
шиностроения - по ‘сравнению. с концом
проилого года.. Падение выпуска стали на
22 процента, за последние пять месяцев
носит резко выраженный кризисный  ха-
рактер.

-06 углублении кризис» особенно ясно
товорит быстрый рост безработицы. В на-
стоящее время в США насчитывается уже
около 6 миллионов полностью. безработных
п около 11 миллионов частично безработ-
ных. Во многих. промышленных , районах
безработицей поражено до четверти 0б-
шего числа рабочих. Происходит резкое
сокращение покупательной способности
населения США. Растут запасы непродан-
ных товаров, сокращается вывоз амери-
канских товаров 35 границу.
	Экономический кризие имеет тенденцию
	шать радиолокационная техника. эдесь. и
определение местоположения целей, и уп-
равление огнем зенитной артиллерии, и
приборы, позволяющие видеть изображение
местности пол самолетом, независимо от
условий полета, и измерение, расстояний до
планет и т. д. 060 всем этом  рассказы-
вается в. репензируемой RAMTe,
	Расцвет радиолокации совпал с бурным
	развитием другого вида техники—реактив-
ной. Илея реактивного движения, ° которой
посвящена лекция ‘академика А. А. Мику-
лина, имеет свою длительную историю.

В России уже пря. Петров Т была еозла-
ны специальные мастерские,  изготовляв-
шие ракеты. Большие’ добтижения в ракет-
ном производстве’ связаны © именем русеко-
то ученого — артиллериста К. И. Вонстан-
тинова. В наше время реактивная. техника
получила  широчайшее распространение.
Доетаточно сказать о советских  гвардей-
ских минометах, наводивших ужае на вра-
га в годы Великой Отечественной войны,
© реактивных самолетах. обладающих ог-
ромными скоростями.
	Создавая реактивную авиацию,  совет-
ский народ © большой благодарностью вепо-
минает имя В. 9. Циолковского, который
еще в 1903 году разработал проект раке-
ты с жидкостным двигателем. Раесматри-
вая типы существующих реактивных дви-
гателей, нетрудно установить, что в. 06-
нове их, устройства лежит принцип, дан-
ный Циолковским. *

Какого бы технического устройства мы
ни коснулись, везде и всюду: мы встречаем
процессы, происходящие без непоередствен-
ного вмешательства человека, автоматиче-
ски. Автоматика и телемеханика — состав-
ляют суть одной из важнейших техниче-
ских проблем, о которой ‘интересно пове-
ствуется в лекции  члена-корреспондента
Академии наук СССР В. И. Коваленкова.

Лектор рассказывает о принципе устрой-
ства «автоматического пилота» и других
средств автоматики. Эта новая ‘отрасль
техника интенеивло развивается. «Camo.
леты, планеры и тоопеды,  управляе-
мые на расстоянии; автоматические  при-
нелы для точного бомбометания с са-
молета и воздушной стрельбы; централи-
зованное управление артиллерийскими ору-
диями при участии ралиолокалоров: радио-
локапионные взрыватели лля артиллерий-
ских снарядов ий множество других подоб-
ных примеров говорят © все возрастающем
	В течение более чем столетия экономи-
	ческие кризисы регулярно, примерно  че-
рез каждые 85—10 лет, потрясают  калпи-
талистическое общество. «...В капитали-
стических странах -—= писал В. И Ленин,
	—~ КРИЗИС есть явление старое, позтовяю-
	сеося от времени до времени, как припа-
док хронической болезни».
	Что же’ представляют собой экономиче-
	ские кризисы?”
	хРИЗИсоОвВ
	` ванные» страны Западной Европы и. весь
	капиталистический мир.  Америкалекая
пропаганде утверждала, что «план Мад-,
шалла» поможет. восстановить хозяйство:
западно-европейских государств. На деле
«план Маршалла» углубил расстройство
экономики ° Запалной Европы: ° повлек
за собой сокращение ‘производетва,  оета--
новку многих заводов, рост  безработицых
В’западных зонах Германии сейча Ha-
считывается около  полуторь миллионов”
безработных, в Италии — три миллиона,
в Бельгии — свыше 300 тысяч, в Анг-
лий — сотни тысяч безработных. Жизнен-
ный уровень трудящихся в  «маршаллизие’
рованных» странах неизменно падаст.

Новый экономический кризисе будет
особенно глубоким, TAK Rak оно обруши-
ваетея. на страны, ослабленные войной.
	Кризис развертывается в обстановке, ког»
да поле. капиталистической эксплоатации
сузилось воледетвие отпадения страз на-
родной демократии и почти всего Витая от
системы ‘империализма и продолжает вуз
живаться веледетвие ‘роста . национатьно».
освоболительного лвижения в колониях.
	Наступление нового экономического.
кризиса ведет к обострению противоречий
и борьбы внутри капиталистичесвого - ла-
геря. Обостряютея противоречия между.
США_и Англией, борьбь между ними 34
рынки сбыта готовых товаров, з& рынЕл:
для вывоза калитала, 3» источники сырья.
и нефти.’за передел сфер влияния и воло-
ний. Обостряются - противоречия между“
«иаршаллизировачными» странами и США.
	Правительства империзлистических. Dd-
сударетв при поддержке правых социали“.
стов и реакционных профсоюзных бюро».
кратов стремятся переложить. главную. тя,
жесть кризиса на плечи. трудящихся Масс, ,
снижая зарплату и. увеличивая. экоплоан.
тацию. А это ведет к усилению классовой»
борьбы в капиталистических странах.
	В TO время, как капиталистичесвие.
страны вползают в новый экономический.
кризис, социалистическое народное хозяй»
стве СССР идет вперед по пути HOYEROR*
ного послевоенного под’емза:
	Советекай Союз успешно выполняет
послевоенную сталинскую пятилетку. Уже
в. июне 1949 года среднесуточный выпуск”
валовой продукции нашей промышленно
сти на 41 процент превысил уровень до».
военного 1940 гоха. Развитие налието на».
родного хозяйства, не знающего кризисов
и безработицы, сопровождается  неуклонз
ным повышением, материального и куль-.
турного ‘уровня населения. Непрерывно.
растут численность рабочем класса, pe-
альная заработная платы трудящихся, их.
покупательная способность.

На путь строительства социализма при.
мощной поддержке Советского Союза BeTy-
пили страны народной демократии. Успет“.
но завершив восстановление своего народ-
ного хозяйства, они уже оставили далено-
чозали довоенный уровень развития. ‹

Успехи Советского Союза и стран наз
родной демократии являются новым дова-
зательством того, что’ капиталистическая
систем» хозяйства  несостоятельна и
непрочна, что ола отживает. свой век и
должна уступить место высшей соцкали-
стической системе хозяйства, не знающей
кризисов и безработицы, способной преодо-
леть любые трудности.
	На. примере Советского Союза. народы
всего мира видят, что только социализм
уничтожает кризисы, голод и нищету,
Чтобы ‘избавиться от кризиеов, надо унич-
тожить: капитализм, Победы советеких лю-
дей, строящих коммунизм, вселяют вовые.
силы и бодрость в сердца миллионов bop.
HOB 32 освобождение от ига ‘катитала. -
	Подполковник А. САРЫЧЕВ.
	В 40682!

значении автоматической техники
нале военных средств».
	Носледние две лекции ломочосовеких ©
чтений посвящены энергетическим  проб-
лемам. В лекции члена-корреспондента’
Академии наук СССР А. Б. Чернышева
рассказывается о новых <пособах перера-^
  ботки твердого топлива. Автор касается“
также вопросов синтеза топливных MaTe~
риалов из природных газов. При огромных
запасах каменного угля и газов в‘нелрах”
	нашей страны излагаемая проблема имеет.
	величайшее значение для развития процз-
	водительных сил СССР.
	Эти кризисы являются кризисами отчю-
сительноге перзпроизводетва. Иными сло-
вами, производится слишком много 10-
варов. которые не находят сбыта. Но про
ИСХОДИТ ЭТО ОТНЮДЬ не потому, что потреб-
ности всех членов общества полностью
удовлетворены. Наоборот, во время кризиса
преобладающая масса населения буржуаз-
ных стран, о66бенно рабочий класс, велед-
ствие нищеты, безработицы не уловлетво-
ряет даже минимальных, самых насущ-
ных своих потребностей.
	Экономические кризись перепроизводет-
ва глубоко потрясают, приводят в раестрой-
ство всю капиталистическую систему х0-
зяйства, весь. механизм, его производства.
Фабрики и заводы закрываются, рабочие
выбрасываются на улицу, лишаются вея-
ких средетз к существованию; торговля
свертывается, рынки переполняются не на-
ходящими сбыта товарами. Большое ко-
личество кустарей-ремесленников, более
мелких предпринимателей  разоряетея и
пополняет ‘армию безработных, происходит
каластрофическое снижение жизненного
уровня трудящихся маес. Производитель-
ные силы разрушаются, огромное количе-
ство товаров и продуктов уничтожается
капиталистами.

Периодически повтаряющиеся эвономи-
ческие кризисы  перепроизводства неиз-
бежны при капитализме.
	«Основа экономических кризисов пере-
производства, —= говорил товарищ Сталин
va XVI е’езде ВКП(б), — их причина ле-
жит в самой системе капиталистического
хозяйства. Основа кризиса лежит в проти-
воречии между общественным характером
произволетва и капиталиестчческой формой
присвоения результалюв производетва».

В самом деде, вее продукты в капитали-
стическом обществе являются результатом
общественного труда. Но в то же время ре-
зультаты общественного. труда присвайвз-
		тий — капиталистами. Эти последние рае-
ширяют общественное производетво не ра-
ли удовлетворения потребностей народных
Mace и улучшения их материального по-
ложения, а для получения максимальной
прибыли. .
Капиталистичеекое производство разви-
вается стихийно, нейланово, что также яв-
ляется одной из причин возникновения
экономических кризисов. Чтобы победить
друг друга в конкурентной борьбе и полу-
чить большие ‘прибыли, капиталисты вы-
цуждены развивать технику и расширять
‚Производство до крайних пределов, Но рын-
Би — внутренний и. внешний, покуца-
тельная способность. народных Масс, яв-
дяющихея в конечном счете основными
‘потребителями, остаются на низком уровне.
` Тавим образом. периодически создается
	  сизлишак» пепроланных товаров, возника-
	ет кризис перенпроизводства.

Опустошительные экономические кризи-
сы все чаще потрясают капиталистические
страны. В период между первой и второй
мировыми войнази буржуазный мир триж-
ды переживал  зковомические кризисы
(в 1920, 1929. 1937 гедах).

Современные кризисы, развертывающие-
ся. как указывал товариш Сталин, на ба-
зе общего кризис? капитализма, котла ка-
питализм уже не предетавтяет собой един-
ственной и вееохватывающей системы ми-
рового хозяйстра, коглз усилилось загнива-
ние капитализха, когда в капиталистиче-

тем металлом,. атомные ядра которого
сравнительно легко поддаются искусствен-
ному расщеплению.

Автор лекпии много внимания уделяет
физике атомного ядра. Он рассказывает о
‘работах советского иселелователя Д. Д.
Иваненко, которому Удашеь  выяенить
структуру атомного ядра и показать, что
в Него входят два вида частиц: протоны,
обладающие положительным. зарядом, и ней-
‘троны, лишенные электрического заряда.

9% открытие имело огромное знзчение
для науки и техники. Еели раньше люди
могли только мечтать о превращения одних
веществ в другие, то теперь, путем искус-
ственного раешепления атомных ядер, ула-
лось превратить азот в кислород, литий в
релий и т. д. Люди получили возможность
создавать новые элементы, ве вотречав-
_шиеся до сих пор на земном шаре. Тех-
‘ника расщепления ядра атома открывает
новый колоссальный источник энергии.

Основная задача советских ученых со-
стоит в том. чтобы найти пути и средства
использования атомной энергий на благо
челозечества. `«Крепя оборону Советского
Союза, принимая меры, чтобы обезопасить
нашу страну от всяких посягательств из-
Вне, — говорится в лекции, — мы ставим
своей главной задачей максимальное ис-
пользование сил природы на благо челове-
чества. Исследование ядерных реакций
имеет не только большое практическое
значение, по и представляет исвлючитель-
BRIM интерее для нашего познания при-
роды вообще». :

Величайшим достижением современной
Науки и техники является радиолокация,
© принципах которой рассказывает в своей
лекции академик А. И. Берг. Еще в 1897
Году изобретатель радио А. С. Попов заме-
ТИЛ, ЧТО Металлические тела. стоящие Ha
пути радиоволн, отражают и рассеивают их
в окружающем пространстве. Но в те годы
выдающееся открытие русекого ‚ ученого,
впоследствии легшее в основу радиолока-
ЦИОННой техники. не могло еше  найта
практического применения,

Автор разбирает принципы действия ра-
диолокационной станции, особенно иодроб-
HO останавливаясь На электронно-лучевых
трубках. Ралиолоканионные установка по
точности определения направлений и рас-
стояний халеко оставили позади себя оп-
тические приборы.

Много интересных задач позволяет ре-
	а eee гвардии
лейтенант Солдатенков — се
кретарь партийной организации подраз-
деления. Он умело сочетает партийную
работу с боевой учебой. В своем под-
разделении тов. Солдатенков является
одним из лучших летчиков. На снимке:
гвардии лейтенант И. Солдатенков пе-
ред вылетом на учебно-боевое задание.
) Фото’ капитана А. Дмитриева.
	Письмо в редакцию
	В ИХ РАСЧЕТЫ.
ЗИМА НЕ ВХОДИТ
	В нашей части некоторая работа по’ под
тотовке к зиме уже проделана. Отремонти-
рованы каптерки на аэродроме, сделаны
стоянка для тракторов, гаражи для пожар-
ной машины и прожектора. Полностью 38-
везены средства подогрева, имеется часть
отеплительных материалов.

Гораздо хуже обстоит дело с подготовкой
к зиме казарм. Строители работают
не только “медленно, но и плохо. Во
многих = отремонтированных — помешени-
ях He промазаны рамы, на столах и по-
толках имеются неоштукатуренные и не
побеленные места. Инженер КЭЧ тов. До-
рошкевич принимает от строителей работу
не на об’ектах, а по бумаге, поэтому они
не замечает низкого качества ремонта.

В настоящее время ремонтные работы’
‘совсем пришлось свернуть. Оказывается,
составлявшие смету на ремюнт работники
КЭЧ не все предусмотрели. и намеченные
ими средства уже. израсхолованы. Горе-.
строители предлагают «оригинальный» вы-
ход: перенести. остальные ремонгные. ра-
боты на будущий гол. Однако с таким
«выходом» ‘изо положения . согласиться:
нельзя. Офицер Макаренко, возглавляющий
ROY, должен приложить все усилия к 1о-
му, чтобы недостатки и ‘упущения в. ре-.
монте были ликвидированы в кратчайший
срок и воины встретили зиму в уютных и

теплых вазармах. - ok
ca . ‚ Майзо. Н: ТЕМИС..
	О СЛЕДАМ НАШИХ
ВЫСТУПЛЕНИЙ
	‚Баня без воды“
	Под таким заголовком 20 сентября с. г.
в «Сталинском сокоте» было опубликова-
но письмо сержанта Ф. Уфаева, в кото-
ром говорилось, что ‘в подразделении пло-
хо работает баня.

Как сообщил офицер Рыжев, по mmesuy
сержанта Уфаева приняты следующие ме-
ры: к бане и казаомам прокладывается во-
	LOUPOBOA, устанавливается паровой котел.
	3a халатное отношение к елужебным о0я-
	занностям на офицера Вузнепова наложено
	Kal HE.
	Письмо председателя колхоза
авиаторам
		_ `В процыюм-тоду во нашем колхозе было.
двенадцать Героев Социалистического Tpy-
	да. В этом году за самоотверженный труд
на колхозных полях большая группа чле-
нов сельхозартели «Заветы Ильича» полу-
чила высокие правительственные награды.
Теперь в нашем cere семнадцать Героев
Социалистического Труда. Более ста чело-
век награждено орденами и медалями СССР.
Образцы. самоотверженного труда показыва-
ют демобилизованные воивы тт. Манытов,
Коровин, Вочаев и другие».

Письмо председателя передового колхоза
Никиты ‚ Горбача было зачитано личному
составу подразделения. В ответном письме
авиаторы рассказывают д том, как они но-
выми успехами в боевой и политической
учебе готовятся ознаменовать 32-ю годов-
щину Великого Октября.
	Старший лейтенант Н. НЕЧАЕВ.

овпеженные проблемы науки и техинни®
	CTHARCHHA HAVE W TEXHURD B NeAHX Aadb-
нейшего под’ема народного хозяйства нз-
шей страны.

В лекции академика А. Н. Алиханова
рассказывается о космических лучах, при-
ходящих  на землю из мирового простран:
ства и обладающих исключительной спо-
собностью проникновения. Эти лучи, пред-
ставляющие собой поток самых  энергич-
ных атомных частиц, какие. только знает
физика, проникают даже в глубокие толшия
земной коры. Благодаря этому свойству
	космические лучи помогают нам  пронив-
нуть в глубь атомного ядра.
В изучении природы и свойств  коеми-
	ческих лучей большую роль сыграли <о-
ветские ученые. В книге рассказывается ©
нашей лабораторий для исследования кос-
мических лучей на горе Алагез. Учэзный
Алиханян, работая в этой лаборатории,
впервые открыл метод, © помошью которо-
то удалось определить разнообразие Mace
	частиц, составляющих космические лучи, A! Co
	способность их превралатьея друг в друга.
Каждый день приносит Bee новые ‘откры-
тия, подтверждающие ленинсвую мысль
9’ неисчерпываемом разнообразии свойств
атома, электрона и других частиц, из. ко-
торых ебстоит материя.

Автор лекции «Атомная энергия», член-
корреспондент Академии наук СССР А. Ф.
Капустинский подчеркивает, что теория й
практика получения атомной энергии ба-
зируютея на законах природы, открытых
великими русскими учеными М. В. Ломо-
	них припадлежит приоритет в открытий
закона сохранения вешества‘и энергии;
второму — периодическая, система элемен:
тов.

Всем извеетно. какое большое значение
для производетва атомной эпергии  имест
сейчае металл урал. А вот что писал o6
этом элементе Д. И. Менделеев в своей
wane «Основы химии»: «Убежденный в
том, что песледовапие урата, начиная ©
его природных источников, поведет еще
ко’ многим новым открытиям, я смело ре-
комендую тем. кто’ ищет прелметов ‘для
новых исследований, 06060 тщательно за-
лиматься урановыми соединениями...». Это
был гениальный прогноз. Уран оказался
	использовать новые открытия физики в ре-
акционных целях.

Академик Вавилов подчеркивает, что
физика как наука, изучающая свойства п
строение материи, находится в тесной
связи.с теорией познания. Именно поэтому
В. И. Ленин обратил серьезное . внимание
на физические проблемы, дав им. маркси-
стекую оценку в своем классическом фи-
лософском произведении «Материализм и
эмпириокритицизм».

Известно. что за последние десятилетия
в физике произошли’ огромные изменения.
Если раньше’ эта наука имела дело в ос-
новном‘ © телами больших масс их малых
скоростей, ‘то в настоящее время физика
изучает мельчайшие частипы  матеран
(протоны, электроны, фотоны),  обладаю-
щие колоссальными‘ скоростями и огроу-
ным Запасом энергии. Новые закономерно-
CTH, которым полвержены эти мельчайшие
частицы материи, как нельзя лучше пол-
тверждают положения лиалектического ма-
териализма. ‘

Навсегда опровергнута наукой  господ-
ствовавшая в недавнем прошлом идея не-
разрушимости и неизменности атомов и
элементарных частиц, их ‘составляющих.
«Стало известным, —= говорит академик
Вавилов, = что никакая элементарная ча-
етипа не может полагаться вечно свуще-
ствующей. При некоторых обстоятельствах
нейтроны могут превращаться в протоны:
электроны и протоны транеформируются
	кванты и т. д. Вее меняется. все переходит
в другие формы. Во вселенной нет ничего
неизменного, несмотря на TO, что мир
построен из элементарных частиц».
	Совелекие физики, итущие по пути
диалектического материализма, указанио-
му В. И. Лениным еще 40 лет тому назад,
добились огромных успехов в. изучении
физических явлений. Это подтверждается
материалами всех последующих лекпий,, в0-
шедших в рецензируемый сборник. Идет ли
речь © космических лучах и атомной энер-
гии, 0 радиоблокапии ‘и реактивной техни-
ке, 06 автоматике и эпергетике, — везде
советские ученые показывают образцы глу-
	‚Академик Г. М. Вржижановский. в. своей `
лекции «Энергетика и ее будущее» pace:
сказывает. об истории советской энергети-
БИ, 0 её задачах в послевоенной пятилетке, -
о научных ‘проблемах в области  электри-
фикации страны. Автор заканчивает свою
лекцию словами; «Дальнейшее ‘развитие “
советской. энергетики будет тесно связано’
< невиданным  под’емом производительности
всех отраслей социалистического хозяйства: °
Это будет время нового, невиланного кулве
Турного под’ема, изобилия всех видов про’
дукции и: материального: благополучия наз“
шего народа, счастливая эпоха вступления
народов Советского Союза в коммунизия. 7
	К сожалению, этот” полезный во веёх
отношениях сборник лекций имеет” ряд.
недостатков. Так, например, в лекции >
реактивной технике допущена неточность
относительно первого в историй человече-
ства полета на аэроплане с механическим ©
двигателем. Известно, что такой полет”
был совершен А. Ф. Можайскии еще в
1882 году.
	Б лекции 06 автоматике и телемехани-
ке совсем недостаточно сказано © русском
механико-самоучке И. П. Кулибине. Кули
бин был гениальный механик, опередив-
ший на десятилетия › изучно-техническую
мыель Западной Европы. Его заелуги доз
етойны болев широкой популяризации, .
	Песмотря на эти отдельные недостатки,
репензируемый сборник дает ясное пред»
ставление о’современных проблемах пауки
й техники, вобпитывает читателей в духе
TOPINTH 8% нашу отечественную — науку.
Для авиаторов эти лекции явятея важ
ным п0бобием в повышении их ‘техниче-
ской культуры,
	Подполковник В. ДОБРОХВАЛОВ.
	“eee ОФ ТС a

соких исогледований, умения применять до-   был гениальный прогноз.