\Т. октября, 1949.-г„
			Нполение FAADNONAATLETBYIOLACT о
потской Военной AMCHCTpaln
		т a
		Авиаторы собрались в просторном поме-
щении. На стенах развешаны схемы, кар-
ты, таблицы. Летчики усаживаются. 38.
столы. а.

— Нам нужно, товарищи, — начал
руководитель занятий, —— в предстоящем
полете отработать два тактических приема
пгтурмовки целей.

Руководитель подробно рассказал содер-
жание упражнений, показал на схеме по-
лигона расположение целей и поряхок, ата-
ки их. Все внимательно слушали. Старший
лейтенант Михайлев время от времени
склонялея над тетралью и записывал ‘ука
зания руководителя. Старший лейтенант
пользуется заслуженной славой мастера
меткого бомбометания и штурмовки., В те-
чение года все упражнения‘ он выполнял
только хорошо и отлично. Меткому пораже-
нию целей он обучает И своих подчинен-
HEX.

Ё любому полету Михайлев проводит
детальную полготовкх, рационально ис-
	пользуя каждую минуту учебного времени.
	И сейчас, слушая руководителя, Михайлев
уже обдумывает, как лучше выполнить по-
ставленную задачу. А ‘задача сложная, с.
После окончания занятий старший лей-
тенант Михайлев собрал евоих. подчинен-
ных. Используя фотопланшет, Михайлев
об’яенил им, Kak лучше’ произвести удар,
откуда выгоднее сделать заход, чтобы/ бы-
стрее обнаружить цель и одновременно из-
	бежать поражения т «огня» зенитной
артиллерии.
Затем. был проведен фозыгрыме пред-
	стоящего: полета методом «пеший по-лет-
ному». при этом было использовано радио.
	Руководитель .нолетов. с плановой табли-
	пей, сигналами радиосвязи, › штурмансви».
мн часами находился н& «командном пунк
те». Тут же находилась ‘радиостанция. Be-
хуший группы’ надел наушеиви, взял, в ру-
ки микрофон. Летчики «зёняли»’ свой ме-
ста. Руководитель полетов запросил по ра-
дио о готовности группы. На часах было.
поставлено оперативное время,

Летчики, соблюдая интервалы и дистан-
пию, «вырулили» на бтартл Стрелка Часов
была передвинута ‘дальше. Офицер’ Михай-
лев запросил по радио’ разрещение на взлет.
Получив разрешение, ‘он’ «взлетел»; то-есть
пошел с летчиками ‘По’ начерченному
маршруту. Через: ‘некоторое время Ми-
хайлев посмотрел на’ часы и ‘передал
хоманду  летчикам: . ИА

— Внимание! Подходим в цели.

Труппа построилазь в заданный боевой
порядок. Перед тем как начать «штурмов-
ху» летчики произвели необходимые
	действия с арматурой в кабинах самолетов.
	Bee члены ‘экипажа. твардий. лейтенанта
Волкова — отличники боевой и люлитиче-
ской подготовки. Немалая’ заслуга В’ этом.
принадлежит командиру экипажа, Который
сумел правильно поставить обучение и
воспитание ввоих подчиненных; ‘о’.

Гвардии лейтенант Волков. знает; 410
успешно выполнить летное задание можно
только в том случае, если будет хорошо
подготовлена материальная часть. Поэтому
перед каждым вылетом он тщательно” про
зеряет готовность самолета, А Выполнив
задание, он’ собирает технический состав и
детально анализирует. ео работу.

Повседневно контролируя’ деятельность
своих полчиненных, командир звена» BOt-
	пятывает в них благородное чувство ответ
	CTROHHOCTH 35 свою работу и зз успехи то-
	варищей. Олнажды. проводя осмотр само-
	лета, командир обнаружил неисправность,
которая мотла привести к поломке. Он ска-
зал механику:

— Моторист Паращенко еще не умеет
хорошо готовить самолет. Обратите на не-
го внимание и помогите ему изучить тех-
нику,

С этого mux механих Haxyasnneos по-
	ИЗ ИСТОРИИ
ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
АВИАЦИИ
	Ведущий передал, что группа, находится над
целью. и приступает к работе. С-командно-
то пункта дали разрешение нэ «штурмов-.
ку». Группа сделала несколько «заходов»,
и по команде ведущего авизторы опять, за-
няли свои места в таком порядке, в каком
подошли к цели. На протяжении всего ро-
зыгрыша поддерживалась бесперебойная
радиосвязь.

Так же был разыгран и второй вариант
удара по. цели,

После этого старший лейтенант Михай-
лев провел с летчиками тренировочные 3а-
нятия. Штурмовйки отработали тзвие важ
ные элементы, как прицеливание, расчет
на определение дальности де цели, момен-
Ta открытия огня ‘и! бомбометания: После
окончания тренировки старший лейтенант!
собрал летчиков у своего самолета и под-
вел итоги. проведениого. занятия..

..Авиагородок проснулся, как и всегда в
летные дни, рано. Механики первыми
пришли на аэродром. В приходу летчиков
надо было осмотреть и опробовать моторы,
привести самолеты в TOTOBHOCTS. -

Точно ‘в назначенное время труппа етар-
шего ‘лейтенанта Михайлевь вырулила ` на

Waals

‚ Одинуза. Другим. `вамолеты уходят. в 803-
дух. На большом кругу над аэродромом,
эклпажи быстро собрались и пристроились  .
	& ведущему.
	PU gM

— Становимея на куре, —^. передал; ве-
	дущий. ^

Проходят минуты  бжидания.. `Рувоводи-
тель полетов схотрит На часы. я

‚- — Сейчас группа зад, пунвтом, Е,

товорит он, — - через три, минуты Ona 6у-
дет над полигоном.
В репродуктор6 послышалея ‘голос “Mu
хайлева:
— Справа ‚впереди цель. Приготовитьея
R patore!
Получив разрешение, игурмовиви BTA
Rosai itis
‚ Полет закончен. Не успели самолеты з3-
	  рулить на стоянки, как с полигона руЕо-
	одной мелочи, ибо в этом он видел залот
	хальненшего совершенотвования авиатора-
ми своего летно-тактического мастерства.
_ Старший лейтенант А. МАЛЬНОВ.
	долгу занималея с Паращенко: он об’яенях
ему 7аботу агрегатов самолета и мотора,
показывал, как правильно. их экоплозтиро-
вать. Прошло немного времени, и моторист
Паращенко ‘стал отлично выполнять CBOH
обязанности,

Командир’ экипажа контролирует и по-
литичекую учебу своих подчиненных. В
	‘беседе е мастером по воофужению младшим
	сержантом Исзевым. ен, например, , выяс-
HEI, что тот не систематически гоставляет

конспект по изучаемым Нк Toxo TOTO: :

витея К занятиям, os
` — Своим несерьезным отношением к
политической ‘учебе вы подводите весь эки-

паж, — сказал ему командир. — Пример-

ный‘ воин должен показывать отличные
результаты ив работе, и в учебе.

Младший сержант‘ Исаев дал командиру

слово, что будет учиться хорошо. Свое сло-
во он, сдержал.
Как умелый воспитатель подчиненных
и ‘Хороший’ командир твардии’ лейтенант
Волков ведавно был назначен из  долж-
HOCTE командира звена.
Гвардии техник-лейтенант
‚ РИХТЕРМАН.
	ta ae

(Gp гонорала один Лучиива в,
2 в 6893и_ 6 решениями: Немецкого › Народного Совета
о введении в действие конституции Г ермансной Детократичех
республики и  0б`образовании в Берлине Временного
Правительства Германской Демократической Республики
	ями к реваншу, являясь В Ностоящее врач
мя в западной части Германии прямым
орудйем агрессивных ‘иностранных кругов,

Советское правительство уверено Bb Tox,
что германский народ найдет пути к вос-
становлению нарушенного B настоящее
время единства Германии и осуществит
единство германского’ государства на демо-
кратических и мирных основах, Раскол
Германии не может долго продолжаться,
так как такое положение находится в про-
тиворечии с самыми глубокими стремлени“
ями германского народа.

На пути восстановления единства Геры
мании создан теперь целый ряд препон.
	Кому, например, не ясно, что создано в.
	Бонне ‘мариюнеточное, «правительство» He
может служить делу восстановления еди-
ной демократической миролюбивой Гериз-
нии? Образовалие боннокого правительст-
Ba направлено, напротив, на углубление
раскола Германии.

В этих условиях нельзя не признать
	законным стремление германских. день
кратических кругов Взять. В свои руки
восстановление единству Германии HO
	возрождение на демократических п мир
любивых. началах. о Именно в этом Совет-

ское правительстве видит смыел. решений

Немецкого Народного Совета © введении в

действие конституция Германской Демо-
кратической Республики и ‘06 образовании

в Берлине Временного Правительства Гер».
манской Демократической Республики,

При этом Советское правительство при»
нимает к сведению, что Временное Прави- ,
тельство будет стоять на позициях реше-
ний Потедамской конференции и будет.
выполнять обязательства, вытекающие. из
совместно принятых решений четырех.
держав.

В связи с указанными  ешениями Ве-
мецкого Народного Совета Советское пра-
вительство решило‘ передать Рременному
Правительству ‘Германской Демократиче-
ской Республики функции управления,
припаллежавшие до сего времени Совет-
ской Военной Администрации.

Вместо Советской   Военной Администра=
пии в Германич будет создана. Советская
Контрольная Комиссия, < которая бут
иметь своей задачей контроль за выпэл-
нением потедамских и‘друтих совместных
решений четырех держав в отношении“
	Германии;
(TACE).
	  Советское правительство поручило мне
сделать следующее заявление в связи C ре-
шенизии, которые “приняты”. 7 октября
1949 Тода Немецкии Народным Советом ©
введении в действие конституции Герман-
ской Демократической Республики и 06 o6-
разовании в Берлине Временного Прави-
тельства Германской Демократической Рес-
публики. ,
1 октября Советское правительство н8-
правило правительствам США, Великобри-
тании и Франции ноту. в которой изложена
	позиция Советского Союза в отношении
	положения в Германии, создавшегося ныне
	[в связи с образованием 20 сентября с. г.
	сепаратного правительства в городе Бонне
(западная часть Германии). При этом Со-
ветское ‘правительство заявило, что созда-
ние! боннекого сепаратного правительства
является грубым нарушением потсдамских
	  решений, согласно которым правительства
	CCCP, США; Великобритании `и Франции
‘взяли на себя обязательство расематривать
Германию как единое целое и содейство-
вать ее преобразованию в демократическое
и миролюбивое государство. & также обя-
‘зательетво по заключению мирного догово-
`ра с Германией,
‚ В соответствии с потедамекими и други-
ми совместными решениями четырех дер-
жав Советское правительство неизменно
стремилось предотвратить. раскол  Гёрма-
нии, направляя свои ‘усилия на выполне-
‘ние этих решений, на осуществление де-
мократизации и демилитаризации  Герма-
нии и на обеспечение выполнения Герма-
нией обязательств, возложенных на но
Потсдамским соглашением четырех держав.
Для всех должно быть ясаым, что осу-
ществление демократизации и демилита-
ризации Германии, опирающееся на актив-
вое участие всех. демократических сил
германского народа, является  необходи-
мым, чтобы не допустить восстановления
Термании, как агрессивного государства, в
чем заинтересованы все миролюбивые на-
роды Европы и что отвечает интересам са-
мого терманского нарола. Разумеется, с за-
дачами демократизации и демилитаризации
Германии несовместимо такое положение,
при котором хотя бы часть Германии по-
пала в руки вчерашних ‘вдохновителей
‘гитлеровского режима. Все видят, что эти
‘люди не скрывают своего враждебного от-
ношения к соседним: тосударствам и к са-
` мой демократической Германии и что
‘они проникнуты откровенными стремлени-
	ГрАтДИИ ‘капитан авиационно-технической службы Л. Иванов (слева) принимает
‘A зачеты по материальной части самолета у отличников боевой и политической
рыла цапли оразкан»л Во Фелорова. гвардии старшего сержанта
	И. Номакина.

: toe

Фото капитана А.. Дмитриева.
	Cnyra’

народа

oy депутата городского Conera штурмана М. Герасименко

4 Co ВЫШЕ. ‘командно-диспетчерекого
пункть хорошо’ атриваются просторы
аэродрома и подходы к нему.

— Наши возвращаются, — свазал Dy-
ководитель полетов и указал на юто-запад.

--Черные- точки; показавшиеся о на- гори-
зонте, вскоре приняли ясные очертания
бомбардировщиков. В четком строю
они прошли над зэродромом, демонстрируя.
высокую ‘групповую слетанноеть.

Одна за другой приземлялись боевые ма-
шины. Из птурманской кабины ведущего
труппы вылез высокий худощавый  офи-
цер. Это капитан Герасименко. Захватив с
собой борпжурнал и другие `полетные до-

кументы, он направился к груиие офице-

ров, собравшихся возле походной охловой.

Завязалась оживленная беседа. По
тому, как прислушивались люди к сло-
вам кзлтитана, было видно, что он поль-
зуетея здесь заслуженным авторитетом.

„Капитан: Герасименко—бывалый штур-

ман. За боевые подвиги в годы Великой
Отечественной войны он награжден тремя.
‘орденами ‘Красного Знамени, ордензми Оте-
ественной войны 1-й степени, Красной
везды и четырьмя медалями.

Его отличная учеба в послевоенный: пе-
риод, умелое воспитание’ подчиненных, по-
стоянная чуткость и внимание ‘к людям
оценены личным составом части. Как один
из передовых воинов’ части, Михаил Герз-
CHMEEKO Е тородекого бове-
та депутатов трудящихся.

-”.. Полеты закончились: Кзлитан  Тераси-
менкю направился ‘домой; Здесь?‘ вго’ уже
ждали посетители:   пришли waGuparenn-
авиаторы.

‚Офицеры Егоров и Борисов ofpamawres
к своему депутату е бытовыми вопросами.

избранника.
он Успешно совмещает‘ е умелым (

В жилом корпусе, me проживают
и стахановцы города, почему-то =
дено электричество.

— Я выяеню и добьюсь, чтобы
корпус был дан электрический све

Й действительно, вскоре в м
этого дома появился электрически!
заитрало фадио. Люди тенерь имех
можность заниматься и. учатьвя, 1
рам. Депутат пом! -

Тов. Автющенко незаконно 0
выселить из занимаеной: им в горо
тиры. КЖанитан Герасименко подр
зобралея` в деле и опралил офицер:
нужных хлопот.

...Мното тахих эпизодов B Jem
деятельности штурмана Герахименк
да заботливо и внималельно отно
к каждому вопросу, OH снискал
Уважение среди воинов. Коммуни
тат оправдывает доверие своих и

‚лей. Его хорошо знают также в г
Совете, тде он активно участвует
нии насущных ‚ вопросов
`Авиалор Герасименко состоит в m0
‘комиссии по торговле.

Жизни

Многообразна деятельность Hf
Эту почетную obs

‘ем и воспитанием авиаторов. Се
щью молодые штурманы. офицеры С

Морещук настойчиво И
„знания, , р

Сам Михаил; ‘Topacrwenno « ‘mame THE

’воин части, активный. коммунист.
‘сто’ можно видеть среди воинов. On

‘BHBaST о текущей политике нашей
ны, раз’яеняет величественные ид.
строения коммунизма.

Старший лейтенант И. ЮСУ
	ЛЕКЦИИ НА_ВОЕННЫЕ ТЕМЫ
	Н-СВИЙ АВИАГАРНИЗОН. (По телеграфу   военная наука о роли экономического фак-
от наш, корр.). Здесь недавно при вие-   тора в войне», офицер Брушко — «Пре.
игтатной лекторской групие создана специ-   восходетво советской военной науки нал
альная секция военной науки, военного   буржуазной военной наукой»,
	искусства и воинского воспитания,

Плътна таотобляата таматнарлкий план Запланирована лекция на тему. «Наша
	SG ME PVE ee A о УЗО

Секция разработала тематический план :
лекций и докладов. Офицер Нестеров, на-  6трана — родина авиации и воздухоплава-
mimeo WORT eT aCopercraa   Hag».
	сили дальность их полета в 4 раза. Вон-
стантинов создал ряд машин, улучшивших,
‘упростивших и значительно обезопасивших
‚ производетво ракет. Он же разработал так-
тику применения боевых ‘ракет. Боевые. ра-
кеты Константинова применялись при
	ттурме крепости ‚Ак-Мечеть. в 1853 г.
при обороне „Севастополя 1855—1856 rr.

В 1856 г. в № 8 «Морского сборника»
Вонстантинов выступил‘ео статьей - «Воз-
духоплавание», в которой вылвинул . идею
создания управляемого аэростата с ракет-
ным. двигателем, :

Высокий уровень развития ракетной
техники в России способетвовал интенеив-
ной работе русских конструкторов и изоб-
ретателей в области ракетното летания.

Еще в 1849 г. военный инженер Тре-
тесский предложил проект управляемого
зэростата с компрессорным: воздушно-резк-
тивным двигателем. Капитан [ ранга
ковнин в книге «Воздушный корабль».
	(1866 г.) также выступил е проектом ун-
равляемого дирижабля < компреесорным
воздушно-реактивным. = двигателем, В
1881 г. проект летательного аппарата тя-
эжелее возлуха с. ракетным двигалелем соз-
дал Вибальчич,

В 1887 г. русский . инженер Гешвенл
предложил проект самолета с резктивныхм
двигателем. Следует подчеркнуть, что про-
ект. Гешвенда и работа Циолковского
«Аэроплан или птицеподобная (авиацион-
ная)  летательная машина», изданная в
	1895 г., в которой он предлагал проект
	самолета  монопланного типа, явились
непосредственным развитием трудов А. Ф.
Можайского, творца первого в мире само-
лета, В дальнейшем эта работа была ус-
нешно продолжена дедой плездой выдаю-
щихся русских ученых и конструкторов.

В книге Федорова. «Новый принцип воз-
духоплавания,  исключающий . атмосферу,
как опорную среду», (1895 г.) было дано
обоснование возможности полета. вне зем-
	ной атмосферы при помощи реактивного
двигателя.

‚Н. Е. Жуковский. своими трудами: «0
реакции вытекающей и втекающей жидко-
сти» (1882, 1886 гг.) и «К теории судов,
приводимых-в движение силой реакции
вытекающей воды» (1908 г.), а также
профессор И. В. Мещерский работой «Ди-
намика точки переменной массы» (1897 г.)
положили начало теоретической разработке
вопросов реактивного движения.

0<0б0е место в истории развития реак-
Тивной техники принзллежит знаменитому
	пример, готовит лекцию «Советская _
	Сила контроля
		НА ТРЕНИРОВКЕ, В ТИРЕ
	`В Н-ской звиачасти для тренировок в! Дьяченко: У’ летчиков” `Абрамишвили и
	‘стрельбе из личного оружия оборудован! Мартычева пули‘ расположилиеь рассеянно, —
	По количеству ‘очков вы выполнили
	‘упражнение неплохо, —— сказал им PY RO-
	водитель, —— но вам следует больше трени-
роваться, чтобы приобрести твердость руки.

Затем на огневой рубеж вышла очеред-
вая смена. Большинетво офицеров успеть
но выполнили стрельбы, не’ выполнил
упражнение только лейтенант Окунев:

— Вам надо отрабатывать навыки в
точной наводке, — сказал ему офицер Co-
ловьев, — ибо меткость стрельбы приобре-
тается повседневными тренировками.
	Лгитенант Ф. ЮЛПАТО
	просторный тир.

..Оюда пришли офицеры подразделения
старшего лейтенанта Миронова. Руководи-
тель занятий офицер Соловьев еще раз под-
	 робно 00’яенил присутствующим условия
НЯ На огневой рубеж ‘вышли
	летчики Дьяченко, Мартычьв, Абрамишви-
ЛИ.

Первым стреляет / Мартычев. Один за
другим оглашают воздух резкие хлопки
выстрелов Дьяченко и Абрамишвили. Jer-
чики быстро перезаряжают оружие, Сделав
	‘По три выстрела, офицеры вместе с руко-
	водителем проверяют результаты попада-
ний. Наиболее метко поразил цель офицер
	хеятелто нашей науки К. 9. Пяолковскому.
	Первым. в мире он создал теорию ракетного
полета и разработал конструктивные схе-
мы ракетных двигателей. „Выдающиеся
труды К. 9. Циолковского в области. реак-
тивной авиации и межпланетных полетов
	составляют Soa0Tod DORK русской и миро-
вой науки.

В работе «Panera. в космическое прост-
ранство», вышедшей в 1903 г., и ее но-
вом варианте «Исследование ‘мировых про-
CTPAHCTB резктивными приборами», ’изда-
вавшемся затем в 1911. 1914 и 1926 гг..
К. 9. Циолковский впервые в мире дал
теорию ‘реактивного движения и схему
жидкостно-реактивного двигателя.

Выдающееся значение для развития ре-
активной техники имеют и другие труды
этого самобытного русского ученого, такие,
как «Космический корабль» (1924 г.),
«Космическая ракета: Опытная _ подротов-
ка» (1927 г.). «Ракетные. космические
	поезда». (1329. г.), «Реактивный двига-
тель» (1929 г.); «Реактивный аэроплан»
(1930 r.), «Ракето-план» (1930, г.) ит. д,
Во всех! этих работах Циолковского выдви-
нуто. много. идей; широко применяемых в
современной реактивной технике, Другие

его. идеи, несомненно, найдут применение. в
будущем.
	Б области теории и конструкции. реак-
	тивных двигателей, работало много русских
	еных и конструкторов. Идея и схема
бескомпрессорного ‘ пульсирующего воздуш-
но-резктивного двигателя была предложена
Антоновичем в 1909 г. Ракета Тихонраво+
ва © жидкостно-реавтивным двигателем
совершала Удачные полеты еще в 1934
году. Болыпую роль в развитии реактив-
Ной техники сыграли работы Стечкина,
Цандера  и ‘других рубеких ученых.

У руссклх ученых, и конструкторов мно-
тому учились. многое заимствовали и ко-
пировали иностранцы. ие’ пра’ жизни
Циолковского ‘немцы просили разрешения
	попевести на немецкий язык его труды по
реактивной техпике. Автор, отказал. А по-
сле разгрома гитлеровекой Германии уда-
лось установить, что на немецкий язык
были ‘переведены все труды русского уче-
ного.

’ Идея. жилкостно-реактивного двигателя,
работающего на жидком топливе, е жидким
кислородом в качестве окислителя, иде
тазовых рулей, автоматически управаяю-
щейся ракеты, охлаждения камеры сгора-
ния и реактивного сопла одним из компо-
нентов топлива, предложенные Циолков-
			ским в 1903 году в ег труде  «Резктив-
нов  движение» («Рахета в космическое
пространство»). а также данная им кон-
структивная схемз ракеты -— все это бы»
10 использовано в немецкой ракете
«Фзу-2». Эти же идеи нашего ученого на-
шли распространение теперь и в других
странах.
	Вопструкция самолета ©  жидкоетно-’
реактивным двигателем. выдвинутая Циол-.
ковским в 1929—1930. тг. в его трудах
«Новый аэроплан» и «Реактивный аэро-,
план» и впервые осуществленная в нашей
стране, был» использована также за грани-
цей при создании самолетов < жидкостно“
реактивными двигателями,

Идея спаренных, комбийированных pa
кет была предложена Циозковским в рабо-
те «Исследование ° мировых пространств
реактивными приборами»,  изланной в
1926 г. В последние годы второй мировой
войны немцы пытались использовать и эту
идею в конструировании ракет для 0бетре-
ла Америки из Европы,
	В современных самолетах всех стран, в
воздушных реактивных двигателях вопло-
щены идеи К. 9. Циолковекого о создании.
подобных машийя (работы «Новый aap
план» и «Реактивный аэроплан»), а также.
разработки русского конструктора Третес-
CKOM по созданию  воздушно-реактивного
двигателя, предложенные им еще в 1849
году.

Как известно, первый в мире полет на
реактивном самолете был совершен в нашей
Советской стране, на родине воздухоплава-
ния, авиации и реактивной техники.
Роль реактивной техники огромна. Оз
совершила техническую революцию в авиа
ции, открыла перед. ней, небывало широ*
кие, беспредельные перспективы, открыв
‘HOBYIO эру’В ее развитии.

Мы гордимся   тем, что новый этап pase
вития авиации был ‚подготовлен и получил
практическое начало в трудах русских
	ученых ‘и, конструкторов, патриотов. свозй
Отчизны.
	Советские ученые и конструкторы, про
должкая дело своих соотечественников, C0
дали прекраюные реактивные самолеты,

воив` первыми ‘на этих машинах‘ индиви*
дуальный . и. групповой ‘высший пилотаж,
сталинские соколы, славные сыны нашей

одины, продолжают совершенствовать CBO

летное MACTEPCTRO, крепят мощь сталинской
авиации,
	Инженер: Г. МОЛЮНОВ,
	ТВОРЦЫ РЕАКТИВНОЙ ТЕХНИКИ
	Успех в создании современных резактив-
ных двигателей. был’ предопределен  выео-
ким уровнем развития ракетной техники в
	России, выдающимися достижениями рус-
свих ученых и конструкторов в этой обла-
сти. Уже 120 дет тому назад в России
были созданы лучшие в мире боевые раке-
ты, & в конце ХХ — начале ‚ХХ веков
разработаны стройная теория реактивного
движения,

Первое «ракетное заведение»  (завох)
было организовано в Москве в 1680 г.
Большой интерес к ем работе’ проявлял
Петр Т. Вскоре к непревзойденным русским
мастерам-ракетчикам стали приезжать
учиться иностранцы. Сигнальная ракета
петровской эпохи долгое время применя-
лась в артиллерии. В 1809 г. производст-
во ракет было сконцентрировано в государ-
	ственной ‘военной пиротехнической‘ лабора-
тории.   <

Для развития факетной техники многое
было сделано А. Д. Засядко (1779—1838
гг.) — смелым экспериментатором;. выдаю-
щимся конструктором боевых ракет a}
инициатором их массового применения во
время русско-турецкой войны 1828—
1829 тт, А. Д. Засядко, приступивший к
‘разработке боевых ракет в 1815 г., упор-
ным трудом добился в началу русско-ту-
рецкой войны выдающихся  фезультатов,
Дальность полета ето 4-дюймовых ‘ракет
достигала, 3.100 м. Его боевыми ракетами
вооружались не только специальные  ра-
кетные роты сухопутной армии, но и Чер-
номорекий флот и Дунайская Флотилия. В
одной только гвардейской ‘ракетной роте
находилось вемь шеститрубных пусковых
станков для 20-фунтовых ракет и по 8]
станков для 12-и б-фунтовых paxer.!
Рота имела также большие ставки, с кото-
рых одновременно спускались 36’ ракет,
	наносивших неприятелю большой урон. Та
ким образом, советские грозные «Ватюши»
имели достойных, славных предков, создан-
ных упорным трудом смелого русекого кон-
структора А. Д. Засядко.

В 1832 г. в Петербурге была . открыта
пиротехническая артиллерийская ‘школа,
готовившая специзлиетов-ракетчиков, —

Выдающаяся роль в дальнейшем совер-
шенетвовании русских боевых ракет при-
надлежит генералу К, И. Константинову
(1318—1871 ат.). Усовершенетвования,
	1 ввеленные им в Еонструкцию ревет, повы-
	небывало мошные авиационные двигатели.
	Tam: как имевтие MCCTO*B. некоторых
	странах попытки строить самолеты с поро-
	ховыми ракетными двигателями не обешз-
ли уснеха, то многим зарубежным авиаци-
онным деятелям стало казаться, что авиа-
ция вилотную подошла. в пределу своего
развития и что; скоро. начнется  длитель-
вый застой в развитии скоростной и, глав-
пым образом, истребительной авиации.

Действительно. возможности дальнейше-
го улучшения поршневых двигалелей и
воздушных зинтов были довольно ограни-
Чены. Увеличение максимальной скорости
истребителя на каждые лесять килеметров
в час давалось с очень большим трудом.
Бомбардировщики по своим скоростям поч-
ти догнали истребителей.

‚ Скоростная авиация переживала времен-
	ные трудности, временное затишье. Но это
было затишье перед бурей. Для  доетиже-
ния околозвуковых, а тем более звуковых
и сверхзвуковых скоростей полета требова-
лось новое ‘техничезкое средство, основан-
ное на ином принципе, отличном от прин-
ципа работы винтомоторной ‘установки’ еа-
молета. Этим новым техническим средством
явились реактивные двигатели.

Они были созданы в результате’ упор-
ного труда нескольких поколений’ выдаю-
щихся русеких ученых и конструкторов.
Появление реактивных двигателей означа-
ло переворот, техническую революцию в
авиации и развеяло миф о наступлении в
ней длительного застоя, о «пределе» в ее
развитии.

Реактивные двигатели. в сравнении ©
поршневыми, дали небывалые мощности и
огромный выигрыш в весе, ‘габаритах и
лобовом сопротивлении.

Мы е гордостью отмечаем,’ что эта реак-
тивная техника и техническая революция,
	совершенная ею в авиации. были  подго-
товлены в нашей стране выдающимися
русскими учеными ий конструкторами. На-
ша страна явилась Фодиной реактивной
техники, & К. 9. Циолковский — ‘провоз-
‘вестником новой эры в авиации. Осново-
положник реактивной техники К. 9. Ци-
олковекий, обладая даром научного пред-
видения, еще в 1930 г. закончил свою
работу «Реактивный зэроплан» словами:
«За эрюй аэропланов винтовых должна
следовать эра аэропланов реактивных,
или аэропланов стратосферы».
	Являясь родиной авиации, налиа страза
	сыграла выдающуюся роль во всем. разви-
	тии авизпионного лела. Исторические фак-
	ты шоЕззывают, что именно у нас зароди-
лась реактивная техника, совершившая
революцию в области воздушного летания.

Вся история авиации, ’ начиная в по-
лета первого в мире самолета А. Ф. Мо-
тайского, предетавляет ‘собой упорную
борьбу за скорость, высоту, дальность по-
лета и за грузопох’емность самолетов. До
1927—1928 гг., в периох преоблалания
бипланов, повышение мощности  двигате-
лей было основным средством увеличения
максимальных скоростей и улучшения лет-
но-тактических качеств самолетов.

Уже тогда многие зарубежные авиаци-
онные ученые ` предсказывали о близкое
	наступление «предела» в развитии aBua-} _
	ции. Это была дань. буржуазных, ученых
реакиионному идеализму, пронповедующему
валичие «границы человеческого познё-
ния». Но техника продолжала: развиваться,
оставляя. позади вее «пределы». Примерно
	к 1934 г. конструкторы добились, значи-.
	тельного увеличения ‚максимальных с5оро->
стей полета. главным образом. ‘за  ечет
	улучшения аэродинамических форм езмоле-
	тов. .
Именно в этя годы завершалея переход
от бипланов и полуторапланов. к. евободно
несущим. монопланам, от открытых кабин—
в закрытым; от. неубирающихея шасси  т—
к убирающимея. В эти же годы стали ши-
роко применяться весьма. совершенные ва-
поты для уменьшения сопротивления  м0-
торных установок. я

Эти коренные улучшения внешних форм
самолетов значительно увеличили скорость
полета при почти неизменных мощностях
применявшихся’ тогда. поршневых ` двигате-
тей Нок 1934—1935 гг. ^ эти. епюсобы
	улучшения аэродинамики самолета. были
исчерпаны, и в дальнейшем, несмотря! на
все усилия аэродинамиков и  конструкто-
ров. снижение лобового сопротивления шло
довольно медленно. Увеличение максималь-
ных скоростей полета достигалось, главным
образом. за счет установки вее. более мощ-
ных порниневых двигателей.

Уже в первые голы второй мировой вой-
вы выявилась необходимость дальнейшего
разкого увеличения максимальных скоро-
стей полета.. В связи. с этим потребовались