(4 октября 1949 г., Ne 243 (1467).
	ура [TOMO he
	щать и широко пропагандировать опыт
переловых вОИнНоВ-кОММУуНистов.

Решение собрания Terao B OCHOBY даль
нейшей деятельности парторганизации, Нач
чатиь  Упорная борьба за авантардную
роль коммунистов в учебе, работе, дисциич
лине. ар

Тотовясь к каждому летному дню, ком-
мунисты-отличники ‹ оказывают помощь
отстающим товарищам. Значительно улуч-
шились содержание и качество‘ тренажей,.
проводимых на различной аппаратуре п
непосредственно на самолетах.  Коммуни-
сты  командиры и штурманы стали более
строго контролировать подготовку своих
подчиненных к полету. :
` Эта, работа принесла хорошие плоды,
Задания по бомбометанию. штурманы стали
выполнять TOIBRO. OTXUYHO и хорошо,
Улучшили свою бомбардировочную и на»
вигационную подготовку  штурманы эки.
пажей. коммунисты Тирон, Орлов и Tasy-
кии.‘ них и о других штурманах говорят
сейчас‹в подразделении, как 9 подлинных
мастерах.6воего дела,

Следует отметить, что партийная орга

низация во во6м является надежной  отоз
рой командира, его боевым помощником,
Она повседневно ‘требует от о коммуниетов’
на деле осуществлять свою авангардную
роль  в боевой учебе, в марксистско-ленинз
ской подготовке и на потитических заня-
тиях, в организации  спортивно-массовой
работы и культурного досуга личного 09
става. .
‚ В том, что подразделение добилось серь-
езных успехов в боевой учебе, немалая.
заслуга партийной организации — mayen
ной опоры командира.
	Капитан С. ШУМИЛИН.
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	Мастер своего дела
	}  Твафдии старший сержант Canapos aa
протяжении THeX лет является лучшим
воздушным стрелком-радисто\ Н-ской авиа-
части. Многие сотни, часов налетал твар-
yan старший сержант Сапаров, но не было
ещеони отного случая, чтобы он не обес-
печил надежную фадиосвязь. 3a отлич-
ное знание материальной части, рапий
и умелую работу на ней гвардеец Ca-
паров награжден нагрудным значком &0т-
личный связист». :

Успех пришел не сразу. Твардеец упор-
но трудился, детально изучал радиотехни-
хуи влектромеханику, - систематически
тренировался в приеме на слух и передаче
на ключе.

И сейчас, когда гвардии старший сер-
жант Сапаров стал зрелым мастером своего
дела, он часто приходит в радиокласс, раз-
бирает схемы устройства  фадиоаппарату-
ры, шлифует навыки быстрой и четкой
работы на ключе. .

Перах каждым вылетом твардий старший
сержашт всесторонне изучает задание по
радиосвязи, уясняет все радиоданные и
аккуратно записывает позывные станций,
чтобы но перешутать их в воздухе. В сво-
ей работе он строго придерживается  требо-
ваний наставления, —В этом и завлючает-
ся «секрет» успеха его работы. Например,
прежде” чем включить перелатчик и вы-
	нет смысла вызывать ее и засорять эфир.
	Тварлеец своевременно ‘проводит регла-
ментные работы и осмотры, следит, чтобы
коллекторы умформеров не  загрязнялись
‘утольной пылью от щеток. а щетки плот-
но прилегали к коллевлору. Этим он obec-
печивает постоянную готовность  радио-
станции. Радист Сапаров делится <воим
опытом работы с товарищами.

Гвардии старший сержант
Н. ГОРБУНОВ.
			 ПО СЛЕДАМ НАШИХ
-^ ВЫСТУПЛЕНИЙ
	‚ Библиотена или евалка книг?“
	Пол. таким ‘заголовком в  «Оталинском
гоколе» 25 сентября с. г. было опублико-
вано письмо старшего сержанта НП. Попова.

Командование частая сообщиле в редак-
цию, что приведенные в письме факты
подтвердились. В настояще» время в биб-
тистеке нареден порядок. При ней 0бору-
дована читальня. Установлен такой pac.
порядок работы библиотеки, который поз-
воляет солдатам, сержантам и офицерам
пользоваться книгами в свободное от уче-
бы время. .
	По следам неопублинованных писем
	В письме, присланном в редакцию
лейтенантом В. Филюновым, говорилось 0
плохой работе директора. магазина Воен-
торга В. Баринова.

Как сообщили из отделения. местного
Военторга, В. Баринов за халатное отно-
шение к служебным . обязанностям CHAT
работы. и уволен из системы Военторга.

: * & »

Военнослужащий Л. Харлов написал
в редакцию письмо, ‘в котором сообщал
о невыдаче: ему’ положенной‘ обуви. 1

Командование Н-ской звиачасти с00б-
щило, что в настоящее время тов. Харлов
обувью удовлетворен; на виновных нало-
жено взыскание.

s . *

Сержант А. Полисин обратился в редак-
цию с письмом, в котором указывал, что
он используется не по специальности.

В ответе. присланном из части нз 33-
прое редакции, говорится, что тов: Поли-
син сейчас переведен в другое подразделе-
ние и работает по своей специальности.
	большой скорости, ов обычно допускает
высокое выравнивание, вэмывает и‘ произ-.
вохит” посадку с перелетом. Для предуп-
реждения этой ошибки я добиваюсь преж-
де всего глубокого осознания курсантами
TOTO, что пожюбные действия являются, са-
мообманом и могут привести к нежела-
тельным последствиям,
	‚ Однажды курсант Демин отсутствовал
на занятиях по изучению выполнения рас-
чета, До этого. он обучалея у другого лет-
чика-инструклора. Я отграничилея провер-
кой знаний курсанта и приступил с ним
к полетам. Но при выполнении первой же
посадки обучаемый допустил грубую
оитибку в. расчете. Как потом выяснилось,
Демин не знал 0б этой опибке, После. мо-
его об’яенения. он быстро отработал по-
садку и вылетел самостоятельно,
	В конце занятия я 06’ясняю исправле-
ние расчета подтягиванием ‘нА моторе,
скольжением и уходом на второй круг.
  Beerxa подчеркиваю, что расчет должен
быть определен и исправлен до высоты
50 м, т. к. с этой высоты начинается
подготовка к посадке, и исправление рае-
чета нижё этой выюоты может привестн к
грубым отклонениям на посадке,
	оаключительной частью наземной под-
готовки является:  закренление` ‘получен-
ных знаний тренировками на земле. Для
этой цели я использую самолет и старт-
миниатюр. Курсант, находяеь в кабине
самолета, вначале запоминает ‘положение
носадочных знаков, которые ° выкладыва-
ютея около самолета так, как. они распо-
ложены во время перехода на планирова-
ние и к моменту ввода самолета в четвер-
тый разворот. После этого обучаемые ун-
ражняются в определении момента пере-
хода. на планирование. Каждый из них
поочередно садится в кабину самолета п
указывает товарищу, как на земле выло-
жить посадочные знаки, чтобы они проек-
тировались относительно самолета Tak,
как это нужно в момент сбавления газа.
	Хороших результатов удалось мне ло-
стигнуть тренировкой курсантов B Boc-
приятии угла визирования па посадочное
«Т» в момент сбавления таза. Для этой
	цели я использовал разбитый по воем
	правилам  старт-миниатюр. Передвигаяеь
по «маршруту от третье в четвертому
развороту», курсант смотрел на поеалоч-
	Из опыта. обучения. и воспитания

В ОСНОВЕ ВСЕГО.—УСТАВ
	Подразделение, которым мне пришлось
команловать, по своему составу оказалось
значительно обновленным. Я понимал, что
у каждого. из моих подчиненных свои 000-
бенности характера, различная степень
теоретической и практической” подготов-
хи, свои сильные и слабые стороны.
Следовалельно, — решил я, — Мне надо
начинать работу с изучения людей.

Было яено также, что перед’ лич-
ным составом - следует обязательно ›БоН-.
кретно изложить требования, которые я
буду повседневно пред’являть к подчинен-
ным, поставить определенные задачи, _ Ко-
торые мы должны фешать совместно. П09-
тому на первом же строевом собрании под-
разделения я сказал, что требую от всего
личного состава неуклонного ° выполнения
уставов и наставлений, предупредил, что
за малейшее. отетупление: от. порядков by-.
ду строго взыскивать, и призвал подчинен-
ных свято оберегать честь иодразделения,
множить нашу боевую славу отличными.
успехами в учебе и службе.

Вполне понятно, что одними собраниями
и призывами многого не достигнешь,—ну-
жна кропотливая работа с людьми. Дейст-
вительно, на первых жеё порах я столк-
нулся с отдельными фактами панибратства.
Некоторые военнослужащие, пользуясь
тем, что они летают в экипаже со старших
ми по званию, не всегла вели себя но-ус-
тавному. Воздушный стрелок Сурнин, Ha-
пример, вступал ‘в пререкания, со стар-
шими и Boome проявлял себя, как
нелиспиплинированный воин, Я побесело-
вал с ним ‘и указал на недопустимость
такото поведения. Но мои замечания
не полействовали на воздушного стрелка.
Тотла я наложил ‘на Сурнива дисциили-
нарное взыскание, однако и эта мерз не
оказала должного воздействия; Кончилось
тем, что Сурнин в одном из полетов при
стрельбе по конусу допустил серьезную
оплошность и вместо чистосердечного
признания своей вины пытался оправ-
даться. Этот случай клал пятно на боевую
честь всего подразделения. Считая, что
моих дисциплинарных прав недостаточно,
я доложил вышестоящему командиру, и
воздушный стрелок получил строгое взы-
crane, : .

Случай е Сурниным еще более усилил
мое стремление тлубово изучить ” подчи-
ненных. Я старалея узнать о каждом офи-
‘цере, ‘сержанте; солдате все: откуда он ро-
дом, как обстоят у него домалнние дела,
гле и с кем он служил раньше, какие у
полчиненного заботы, настроения. ‘Если
воин имел ‘раньше ззыскания, я уста-
навливал, за что они Получены; интересо-
зался и поотрениями, которые были им
зазлужены. С этой целью я не только бе-
селовал с летчиками, техниками, младши-
ми авиаспециалиетами, Проводя, например,
занятия, я присматривалея к каждому из
воинов, обращая внимание на 10-
ведение офицеров, примерность которых
оказывает блатотворное влияние на рядо-
вой и сержантекий состав.

Собирая офицеров после’ окончания
полетов или занятий в Классе, я He-
однократно обсуждал с ними вопросы во-
инского воспитания, дисциплины, хафак-

Отличники делятся
опытом
	Недавно в Первом Чкаловском ‘авизучи-
лише состоялось собрание комсомольского
актива. Активисты обсудити вопрос о том,
как комсомольские организации растят от-
личные. экипажи.

С докладом выступил начальник полит-
отдела училища. Затем отличники учебы
курсанты Тихолазов, Зимин, механики Cy-
таченко, Дубовик и другие рассказали о
своем опыте учебы.

Гвардии лейтенант П. ДРАГОВОЗ.

тер их взаимоотношений с подчиненными,   подчиненных и сказал, что © вылетом мы
требовал. чтобы каждый офицер больше! немного задержались по вине одного меха-
	ника, на мапгине воторого долго AO запу-
окались моторы, Затем я обратилея к Не-
стерову.

— Вы видели, == спросил я, — что у
вашего товарища не запускаются моторы?

— Видел, товарищ командир.

— Почему же вы не помогли?

— Он сам должен подготовить моторы...

== ‘Согласен. Но советевие воины obs-
заны помогать друг другу, — ответил я.
— Как же это вы, отличник, а.за успехи
своего подразделения не тревожитесь?

В дальнейшем я обязал Нестерова де-
литься своим богатым опытом с товарища-
ми. Мы дали‘ему общественное поручение.
‘Стали вовлекать в работу коллектива.

Еще в то время, когда я только начал
знакомство с ‚личных ‘составом, я завел
Табочую. тетрадь, в которую записываю
задания, которые ‘получаю от коман-
дира. части; общественно-политичеевие ме»
роприятия, вроводимые в подразделении.
Здесь же находятся вее необходимые для
меня сведения © личном составе,

Результаты наблюдений за поведением
подчиненных, записанные в тетрадь, дают
мне возможность правильно оценивать: все
постунки воинов, глубоко анализировать
их, знать положительные и отрицательные
качества подчиненных. Эти заметки помо-
тают мне намечать мероприятия по даль-
нейшему   воспитанию подчиненных,

Вместе с партийным руководителем тов.
Митченко мы решили поставить дело так,
чтобы весь личный состав принимал ак-
тивное ‘участие в , общественно-политиче-
екой жизни.

Общественные поручения MBI давали,
сообразуяеь © желанием ‘воинов. Tax,
летчик Комаров, старшие механики Ба-
бынин и Лошилин были избраны в’ ред-
коллегию. «боевого листка». Мастер по в0-
оружению Желоушин — агитат9ф, штур-
ман Кудрявцев —— редактор стенгазеты
и т. д. Этот актив. чиеленио возрастаю-
щий с каждым днем, — моя опора. С по-
мощью партийной и комсомольской органи-
заций мы добились, что наше подразделе-
ние стало сколоченной боевой единицей.

Большую ‘помошь и поддержку. оказы-
вает мне офицер Гладков, который систе-
матически проводит методические совеща-
ния ‘с нами, командирами. Ha этих
совещаниях мы разбираем и обсуждаем
практические вопросы. воспитательной ра-
боты ¢ летным и техническим составом.

Сейчас каждый летчик, механик, ору-
жейник знает, что он служит в подразде-
лении, где заслужить уважение можно
только отличной‘ учебой и образцовой дис-
циплиной, Весь личный состав, как зени
цу ока, бережет честь подразделения: Не-
которые наши товарищи избраны `в в0ме0-
мольское и партийное бюро части, Техник
Барановский, механики Бабич и Лощилин
занесены на Доску отличников. Мы гор-
димея этим, но не проходим мимо недо-
статков отдельных товарищей, не успокаи-
ваемся на достигнутом, & упорно работаем
над достижением новых успехов в боевой
и политической учеба.
	Crapuini лейтенант А. БЕЛОВ,
	улелял внимания обучению и воспитанию.
	членов своето экипаж 4.

Внимательное наблюдение за тем, как
проводят воспитательную’ работу команди-
ры экипажей, показало мне, что некоторые
из них допускали ‘серьезные ошибки. Я
заметил, например, что летчик Иванов ча-
сто бывает в общежитии своих подчинен-
ных. Одиако дисциплина  в экипаже остав-
ляет желать много лучшего. В чем же де-
	л9?. Наблюдение за, Ивановым-помоглю мне
	установить. причину тавотго состояния дис-
циплины среди его подчиненных.
	Вот. летчик Иванов” вошел B казарму.
	Отдельные еержанты не поднялись ему на-
встречу, но Иванов даже не заметил этого
нарушения ‘уставного порядка. Он начал
беседовать, но его слушали’ невнимательно,
Кто-то из сержантов, не обращая внима-
ния на присутствие офицера, промко гово-
рил. После этого я (не удивилея, когда На
следующий день утром подчиненные Ива-
нова встали в строй в грязных сапогах.

Вызвав к себе летчика Иванова, я
спросил его, печему- он’ нетребовательно
относится к своим подчиненным.

— Я хочу по-товарищески относиться к
	своим. подчиненным, — сказал Иванов.
	06’яснив летчику, что единетвенио пра-
вильные взаимоотношения между  офице-
ром и подчиненным ‘могут строиться толь-
ко на основе уставных требований, я на-
помнил старую солдатскую пословицу:
«Дружба дружбой, а службы — службой».
Я показал Иванову практически, как
надо вести себя с подчиненными. He-
сколько раз в моем’ присутетвии он. прихо-
дил в экипаж, отмечал недостатки и тре-
бовал ‘их устранения. Нужно сказать, что
сейчас: ‘офицер. Иванов. более продуманно
проводит воспитательную фаботу © подчи-
	ненными, требовательно относится к ним.
	Обратил я внимание и на то, как иногда
отдельные офицеры накладывают взыека-
	ния на подчиненных: Так, один из офице-
	ров, узнав о проступке еержанта Усанова,
не разобравшись как следует. в чем лело,
	  подозвал сержанта к себе. Между офицером
	и сержантом начались переговоры. Я вме-
шался и положил конец словопрениям. 3%
пререкания © командиром ча сержанта
Усанова было наложено строгое взыскание,
a офицера я предупредил, что нельзя на-
кладываль взыекание, не ‘разобравшись в
причинах проступка.
	Я лично всегда стараюсь ‘избегать. из-
линенего захвативания подчиненных. Ko
мне перешел механик Нестеров, который
славился в другом подразделении, как
специалист своего ‘дела, отлично 9б-
служивающий материальную часть. ‹ Его
хвалили без меры, и это привело в тому,
что он стал считать себя «крупным» спе-
циалистом. Нестеров откололся от коллек-
тива, не бодел его. интересами. Однажды у
его товарища; механика, не запускались
	на самолете моторы. Хотя. на машине Не-
	стерова, моторы. были уже прогреты, он не
помог ©оседу.
Когла полеты закончилиеь. я собрал
	Г   вым  ит !
SCAG ©“

Летчики производили очередной  ком-
плекеный полет. Иж ‘предстояло о выпол-
нить Задания по бомбометанию и самоте»
товождению. Результаты летного дня оказа-
лись неважными. Некоторые экипажи. не
выполнили упражнения по бомбометанию.

Этот случай взволновал Коммунистов.
Секретарь партийной организации. капи-
тан) Золотарь побеседовал гс командиром
0 причинах неудачных действий  летчи-
ков. Вместе они детально прознализирова-
ли ход подготовки и проведения полетов.
Это помогло им. вокрыть” недостатки, упу*
щения, на, которые они ранее не обращали
особого внимания и которые, в конечном
счете, обусловили” низкое качество вышол-
нения заданий. ^^ мб

Было решено созвать партийное. собра-
ние с повесткой дня «0б авангардной роли
коммунистов в боевой подготовке».  Собра-
‘ние было хорошо  подготовлено-и прошло
активно, Ha высоком идейном уровне. До-
кладчик штурман подразделения Иванов ий
выступавшие в прениях коммунисты под-
вергли ‘резкой критике тт. Орлова, Ваза-
кова, Тирона, не показывающих примера в
учебе и работе, ‘не совершенствующих ©в0е
летное мастерство?
	Партийное собрание приняло деловое,
конкретное решение. Оно обязывало всех
хоумунистов тщалельно готовиться к M0-
летам, неукоснительно выполнять  требо-
вания уставов. наставлений и WHCTDYK~-
ций, упорно и настойчиво  совершенство-
вать свою военную специальность,  глу-
боко изучать материальную часть самоле-
та, бомбардировочного и стрелкового во-
оружения и умело эксплоатировать их на
земле и в воздухе. Собрание предложило
партийному бюро систематически 060б-
	Пол знакося большевиетеной иритине
	С ОТЧЕТНО-ВЫБОРНОГО КОМСОМОЛЬСКОГО. СОБРАНИЯ
	HO Из сильнейших средств воспитания от
личных авиаторов, повышения ‘качества
боевой и политической подготовки лично“
то состава, укрепления дисциплины H Op
‘танизованности. Тем не менее комсомолья
ское бюро этим важнейшим делом ве зал
нималось.

Интересным было выступление вурсан-
та Завертаева. Он товорил о том, что ком
сомольское бюро мало обралщало внимания
на воспитание у курсантов чувства вой»
окового товарищества. ^
	— (Среди нас, — сказал тов. Завертаз
ев, — есть такие воины, которые довольч
ствуются лишь своими успехами. Вот, на-
пример, группа старшего лейтенанта Криз_
куненко —— лучшая в подразделении. По
курсанты этой труппы ве делятся опытом
своей работы, не помогают другим стать
передовыми.
	Комеомольцы отметили, что члены 6104
	ро в основном занималиеь разбором случа“
ев нарушения дисциплины, и это вместо
того, чтобы проводить мероприятия, ‘пред
упреждающие малейшие нарушения во“
инского порядка,
	Старший лейтенант Лунев указал oa
№, что Комсомольское бюро слабо было
связано ¢ командиром. Тов, Румянцев не
интересовалея теми задачами, которые
стояли перед личным составом подразде-
ления.

Всего в прениях выступило 18 человек.
Собрание прошло на высоком  идейном
	уровне, Комеомольцы векрыли недостатки
	в работе бюро и внесли ряд деловых пред-
ложений.

В новый состав бюро‘ избраны т0мсо-
мольцы. лейтенант   Сердюков, старший
сержант Тераскин, курсанты Билетов, Бам
заров и другие,

Капитан В. ПЕРЕДЕРИЙ,
		Отчетно-выборное комсомольское собра-
ние в нашем подразделении началось точ-
но в назначенное время. В празднично уб-
ранном клубе собралиеь комсомольцы. На
собрание пришли члены партийного бюро,
командир подразделения.

С докладом выступил секретарь органи-
зации ВЛЕСМ курсант Румянцев. Он мно-
го говорил положительного о деятельности
организации и лишь мимоходом остано-
BUICK Ha недосталках. Такой доклад, ес-
теетвенно, не мог. удовлетворить `комео-
мольцев. В своих выступлениях ‘они  до-
полнили докладчика: ‹ подвергли критике
работу отлельных членов бюро и органи-
зации ВЛЕСМ в целом,

— Haute комсомольское бюро, — ска-
зал курсант’  Предтеченский, — слабо про-
водило идеологическую работу. Мало’ чи-
талось для молодежи лекций, докладов‘ на
политические и другие. темы. В левцион-
ной пропаганде‘ недостаточно  привлекалея
комсомольский ‘актив. Большим чедобтат-
ком в работе нашей организации явилось
	также то, что не все комсомольцы имели
	поручения. Известны случаи, котда пору-
чения давались без ‘учета способностей,
подготовки молодых воинов. Например,
комеомольцу куреанту Ластовченко было
поручено сделать на, комсомольском собра-
ний доклад на тему «Войсковое товарище-
ство и дружба». А ведь тов. Ластовченко
не пользуется авторитетом среди комео-
мольцев. Естественно, это снижало воспи-
	тательное значение JORMA.
		Несколько недель тому назад командова-   ступил к постройке помещений для работы
	В зимних условиях.

Оружейники и воздушные стрелки под-
разделения, где техником по вооружению
лейтенант ‹ Семенов, ‘на-днях закончили
строить помещения для хранения имуще-
ства. В зимнее время здесь будет удобно
производить разборку, чистку и сборку
оружия. Особенно отличились на этой ра-
боте старшие сержанты Вечерков, Варла-
тин, Кретов и другие,

Сержант И. ФЕДЧЕНКО.
	Ha посадку
	ет расчет началом ввода в разворот. Hern
точка выравнивания не успела сместиться
к положенному ей месту (расчет с переле-
том), ввод в разворот выполняется позже,
а если она прошла его (рабчет   е› недоле-
том), то — раньше. ‘

Ознакомив курсантов с приндином рас-
чета с прямой, я перехожу к 723бору де-
талей расчета после четвертого разворота,
об’ясняю им порядок распределения звни-
мания после выхода на последнюю  пря-
мую, указываю на особенности пилотиро-
вания самолета при определении точности
расчета. Вначале даю курсантам понятие
0 точке выравнивания. Под точкой вырав-
‘нивания подразумевается точка (место)
на местности, на которую снижается са-
молет ло начала выравнивания.
	Удаление точки выравнивания от носа-
дочного «Т» зависит (при условии поето-
янной скорости планирования до начала
выравнивания) от силы ветра, 4 Для лег-
комоторных самолетов—и от степени про-
грева почвы, так как в жаркие AHA BOCKo~
дящие, потоки воздуха над посадочной
полосой увеличивают  продолжительноеть
выдерживания на посадке. Во время под-
готовки к полету я. даю задание куреан-
там определить на земле удаление точки
выравнивания от посадочного «Т». Исходя
из данных о силе ветра и наблюдений за
продолжительноетью выдерживания летаю-
щих самолетов, обучаемые определяют это
удаление.

Уже на наземной подготовке я предосте-
регаю курсантов от характерной ошибки;
свойственной почти всем молодым летчи-
кам, Нри расчете с недолетом летчик, 3a~
мечая, что намеченная точка выравнива-
ния Не остается неподвижной относитель-
но деталей самолета, а уходит вперед,
старается не допуетить этого ухода и не-
произвольно уменьшает угол планирова-
ния. В результате самолет теряет еко-
роеть, & приземление все равно  происхо-
дит ©, недолетом, т. к. продолжительность
выдерживания уменьшается. Аналогичная
олийбка допускается и при расчете с’ пе-
релетом, с той лишь разницей, что лет-
чив в этом случае опускает капот и уве-
личивает скорость. Выравнивая самолет на
	нием была создана специзльная групна для
ремонта и подготовки служебных номеще-
ний и квартир к зиме. Группу возглавил
лейтенант Драчев.: Все помещения солдал-
ских общежитий, классов, штабных отде-
лов были аккуратно оштукатурены, побе-
лены стены и потолки. застеклены окна,
отремонтированы крыши, наведен образцо-
вый порядок на всей территории авиаго-
родка.

На. аэродроме. технический состав при-
	Курсант Белопольский остановилея на
недостатках в работе по выращиванию от-
личников учебы:

— В нашем подразделении, — отметил
он, — недостаточно еще отличников уче-
	бы. В этом. во многом повинно и комсо-
	мольское бюро. Мы знаем, что пропа-
танда опыта передовиков учебы — од-
	ный знак и в нужный момент, когда угол
визирования нз «1»  оказывалея  задан-
ным, докладывал, что в этом месте нуж-
но перейти на планирование. Став рядом с
курсантом, я проверял, ‘правильно JIM OH
определил угол визирования.
	При обучении непосредственно в возду-
хе расчету на посадку большое значение
имеет личный пример инструктора. В
	этом я убедилея на собственном опыте. В
	первый год работы инструктором я, Ran
правило, рассчитывал посадку по зем-
ным ориентирам, В. основном весь расчет
выполнялея после выхода на последнюю
прямую, причем чаще, веео на малой вы-
соте. При такой подготовке. я, безусловно,
не мог правильно обучать курсантов. рас-
чету на посадку. Но внимательный, вдум-
чивый анализ основных законов полета,
постоянная помощь офицеров Олейникова,
Милько, Лазарева ибиогли мне’ в’ совёр-
шенстве, овталеть техникой выполнения
расчета, Послё этого обучение курсантов
пошло успеннно.
Однако и сейчас в. показных о полетах.
приходится быть очень внимательным при
проиэводетве расчета. На личном опыте я
познал; как отрицательно сказываются на
выработке у вурсанта нужных навыков
всякие отклонения, допускаемые инструк-
тором при ‘сбавлении мощности двигателя
для перехода на планирование, ‘большие
отвороты и ‘довороты “к аэродрому до чет-
вертого разворота, ‘длительное   подтягива-
ние на моторе и скольжение мосле четвер-
того разворота. Ошибки ‘в чехнике пило-
тирования не только снижают авторитет
‘инструктора в глазах курсантов, во и но
позволяют обучаемым составить себе пра
вильное представление о расчете на’ по-
садку, тормозят выработку дётных навы-
ков.
Обладая отличной техникой пилотирова-
ния, летчик-инструктор должен быть в то
же время умелым педагогом. Лишь глубо-
кий анализ ошибок курсантов, выявление
их причин дает мне возможность наме-
тить и осуществить правильные мероприя-
тия по предупреждению и устранению
этих ошибок, ЗЕ
Поучителен в этом отношении пример с
курсантом Быковым. Мне казалось, что я
сделал все для того, чтобы научить ето
‚расчету, однако этот элемент полета у
него почему-то не получался, Вниматель-
	Как я обучаю. расчету
	мере снижения самолета точка не изменя-
	C   ет своего положения относительно капота.
	Изучив с курсантами принцип расчета
	‚с прямой, я перехожу к об’яеснению раече-
	та фазворотом ‘на 90°’ — основного’ вида
расчета на посадку. Рассказываю, что по-
сле выхода. из третьего разворота летчику
необходимо, исходя из соотношения oeran-
шегося расстояния и высоты полета, т.

угла визирования на побалочное «Т», om.
редетить момент перехода на иланирова-
ние; Для этого пользуютея ориентирами
на’ самолете ‘— видимым‘ положением поз
садочного «Т»’ относительно ‘деталей ма-
шины. Непременно ‘обращаю внимание
курсантов на то, что четкоеть” определе-
ния момента перехода на планирование во
многом зависит от точности и постоянетва
в выполнении третьего разворота, & тахк-
	же от правильности ввода самолета в раз-
	ворот по отношению в линии посадочных
snares. При несоблюдении данного уело“
вия, положение посадочного