5 ноябрл 1949 Г. № 262 (1486).

ПАРТИЙНАЯ. ЖИЗНЬ
MEKMMA-BAYZE
	ФОРМА ПРОПАГАНЛЫ
		В минувшем учебном году эначительно
повысилась марксистеко-ленинская  подго-
rosa курсантов Батайского авиационного
училища летчиков имени А. и Cay-
шатели NOLKTUKON, KPYRKOB no Usydenmw
«Ераткого курса истории ВКП(б)», пар-
тийной школы, вечернего университета
уаркеизиз-ленинизма глубоко изучили Bee
темы учебной программы. Этому во мно-
fox способствовала хорошо организованная
1екционная. работа, :
	Лекции, пропагандирующие maprenay-
	‘ Ленинизм, являются предметом 96060й 3а-
	ты политического отдела и. партийных
отанизаций училища. Проводятся они
зелиный лекционный день‘силами лектор-
cro группы при политическом . отделе.
Тучшими леклорами нашего коллектива
являются офицеры Мошенекий, Журавлев,
Тихонов, Каплан, ИТилов и другие. В те.
чение лета они. десятки. Pas уепешно вы-
ступали в подразделениях.
	ROMMYHUCTH, изучающие › маркеистско-
ленинскую теорию в. сети ‘лартийного про-
свещения, заявляют, что лекции помога-
рт им. повышать идейный уровень.  Капи-
таны Ромашко и Рыбалко, старший тех-
ник-лойтенант Белобородов и многие дру-
ие сдали в ‘этом году ветупительные эв*
мены в вечерний университет марксиз-
на-ленинизма © оценками «отлично» и
«хорошо». С отличными оценками окончи-
1в учебный год слушатели партийной
школы старший сержант Вовк, старшины
Коберник, Ермаков и другие.
	Хороших результатов в лекционной pa-
те достигла партийная. организация, воз-
авляемая тов. ЧЛуцием. — Здесь лек-
ции стали важнейшим методом пропаганды
маркоизма-ленинизма. Читаютея они регу-
лярно. Тематика их увязывается с учеб-
вой программой всех звеньев сети партий-
ного просвещения. Контролируя, как ком-
мунисты повышают свое политическое об
разование, партийное бюро  воегда знает,
на какие чемы целесообразнее всего орга-
низовать лекции. Коммунисты, как прави-
1, приходят слушать лекцию, о заранее
онакомившисв < рекомендованной литера-
турой к данной теме, ‘и поэтому лучше
усваивают содержание лекции,

(овершенно. иное положение е лекцион*
пой пропагандой в партийной  организа-
ции, 146 секретарем тов.  Кирейчук.
Члены бюро слабо осуществляли контроль
\ политической учебой коммунистов и
потому пе знали, в какой помощи комму-
ноты нуялаются, какие лекщии слеловало
	Атя них прочитать. Зачастую здесь чита-
ются лекции, не имеющие отношения к

темам; изучаемым в сети’ портийного про-
свещения. 7 у
	066 партийные организации, о ‘которых
	идет речь, находятся в одинаковых усло-.
	виях. Причина же разных резутьталов
лекционной пропаганды  заключаехя в
том, что бюро, возглавляемое Кирейчуком,
не уделяет‘этой важной и почетной работе
Досталочного   внтемаития, ‚Коренное улучиие-
ние пропаганды  маркеизма-ленинизуа в
эй  парийной организации возможно
лишь пфи условии, если лекционной рабо-
той будег повседневно руководить партий-
ная организация и к чтению лекций 6у-
цут привлекаться теоретически наиболее
подготовленные коммунисты из числа
командиров, политработников.
	Минувший учебный год в системе, пар-
тийного просвещения показал, что в неко-
торых партийных организациях училища
слабо обобщалея опыт. работы нештатных
лекторов, Этот недостаток мы учли при
подготовке к новому учебному тоду в сети
партийного‘ просвещения, .
	‘Политический отдел в нынешнем году
значительно улучшил” руководство лекци-
	OHHOH пропагандой, Серьезная помощь окз-
	зывается пропагандистам. Для них регу-
лярно проводятея семинары, Вак правило.
	на, таких семинарах читается подготов-  .
	ленная одним. из- пропагандистов лекция, в
которой раскрываются основные вопросы
изучаемой темы:  Затем участники’ семина-
ра активно обсуждают лекцию, вносят
свои замечания по. ее содержанию и мето-
дике. Например. ‘нелавно на’ семинаре бы-
	ли обсуждены лекции: «0 работе товарища
	И, В. Сталина «Маркеизм и националь-
ный вопрос» (ее подготовил пропагандист
майор Мошенекий для самостоятельно изу-
чающих основы марксизма-ленинизиа и
слушалелей вечернего университета) и
«Марке, Энтгелье, Ленин, Сталин о клас-
сах и классовой борьбе» (подготовлена
майором Бондарем). После обсуждения лек-
хоры в соответствии © заменаниями, вы-
сказанными на семинаре, дополнили свои
лекции, внесли в них поправки:

Вступив в новый учебный год, наши
партийные организации и политический
отдел принимают все меры & тому, чтобы
идейное воспитание. политическая. учеба
личного состава училища  соответствова-
ли требованиям  Пентрального  Жомитета
	ВКП(б).
Майор М. КОФАН:
	„Минимотеиза, мохолчивость; полобитость
	АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ОФИЦЕРА НЕВЕДРОВА—
ПРИМЕР. ЧЕТКОЙ И ОРГАНИЗОВАННОЙ. РАБОТЫ
	Образцовый порядок подлерживаетя в
эвтотранопортном подразделении, которым
командует офицер `Неведров. Здесь точно
выполняютоя требования уставов о и на-
ставлений, Поэтому воины. подразделения
изо дня в день добиваются новых успехов.
	В тараже каждая машина стоит в отве-
денном для’ нее месте. Над ней висит но-
мер с фамилией водителя, за которым ма-
шина закреплена. Перед тем как выпу
стить машину в рейсе, дежурный по гаражу
проверяет ве исправность, чистоту, а на
бензозаправщике смотрит, есть ли чехол
для пистолета, чисты ли воронки ит, п.
Водитель имеет право выехать из гаража
TOIBRO OLOTHM по форме, в комбинезоне,
Хотя каждая из автомашин прошла не
одну тысячу километров, они веегла нахо-
длятся в полной готовности. Любовное отно-
шение к технике, строгов соблюдение пра-
вил технического обслуживания дают в03-
можноеть личному составу подразделения
содержать автотранепорт в ббразцовом о-
рядке, хорошо обсауживатв полеты.. Здесь.
не было случая невыполнения заявки лет
ной части на обслуживание полетов.

Организованно работают’ водители авто-
машин и н& аэродроме. Вог звено вырули-
ло на старт. Летчики выключили моторы,
Б первому самолету под’ехал бензозатрав-
щик. Шофер Пластинкин остановил маши-
ну, включил насос, подающий бензин, за-
метил показания литромерв. Солдат Топо-
рищев быстро подготовил шланг и ловко
подал его авиамеханику. Прошло немного
времени, и бак самолета дополнен, Меха“
ник  расписалея в. ведомости, После
этого бензозаправщик подошел ко второму
самолету, Хорошо отработанный маршрут
позволяет произвести дозаправку баков <а-
молетов за более короткое время, чем. это
установлено наставлением,
	Дозаправка повторного вылета бензином
		й боеприпасами проводилакь также по 38+
ранее продуманному плану.

И так всегда, Любую заявку летной ча
сти воины подразделения офицера Невед“
роза выполняют точно и аккуратно, Oco-
бенно” хорошо справляются со своими 06я*
занностями водители Кайпанов, `Рожнов=
ский, Колокольцев,

У хороших хозяйственников существует
правило — Начинать подготовку & зиме 6
neta. Так именно и фаботавт лейтенант
Неведров. В течение веего лета, наряду ®
обслуживанием ‘полетов, он  систематиче-
ски и настойчиво осуществлял тщательно
продуманный ‘план подготовки к зиме. 0х.
Ha за другой выполнялись запланирован“
ные в автопарке: работы,

Большой 0б’6м работ пришаюсь’ выполе
нить при оборудовании гаража, Здесь Bd
многом помогли ‹ инициатива ` воинов, их
желание и умение. преодолевать: пюбые
трудности. Так. например, солдаты и сер-
	жанты по своей инициативе. ‹ одобренвой“
	командиром, сами привезли и засыпали
шлаком и песком территорию гаража, под’
	ездные пути, Сейчас территорию гарзжа 5е
узнать. Она выравнена. замошена шлавом.
	узнать. Ona выравнена, замощен& TRONS
обнесена. забором.

Своими силами, используя подручные
средства, оборудовали хорошую о кузницу,
(Солдаты Пулатбеков, Базаров, Лукьяненко,
Чайка сложили стены, ’ сделали ’ крышу,
выложили горн, привели В порядок меха
	Строится злание мастерских, гле водите.
	ли будут иметь возможность Выполнять.
	средний ремонт автомашин.

В гараже часто бывают командир под
разделения, политработники. Они ведут
среди офоров’ политико-воспитательнию
	работу, мобилизуют их на лиЕВвИхацию He~.
	ROCTATROB, на Дальнейшее улучшение 00-
служивания летной части,
	а Гвардии майор В. ДЪЯЧЕНКО.
	хиолевиации Ha земле», «Определение
радиодевиации в полете по линейному ори-
ентиру», «Определение радиодевиации в
полете по гирополукомпасу», «Измерение
радиопелентов при помощи РИЕ-2», «Hs-
мерение радиопелентов при помощи авто-
матического радибкомпаса», «Полет на ра
диостанцию ‘по РИЕ пассивным методом»,
«Выход на линию заланного фахионелента
	по звтоматическому радиокомнпасу» и Wy.
			Плакаты по радионавигации
			и
	НАСТОЙЧИВО совершенствует свое летное мастерство летчик-бомбардировщик
гвардии лейтенант Горбунов. Все упражнения по боевой подготовке им вы-
полняются успешно, На снимке: отличник боевой и политической учебы гвардии
	лейтенант А, Горбунов.
	Фото капитана А. Дмитриева.
	Военное издательство Министерства Во-
оруженных Сил Союза ССР выпустило 6е-
рию авиационно-технических плакатов 0
радионавигации. Эти красочно оформлен-
ные плакаты (авторы  ипженер-майор

. Сороковик и капитан Г. Молоканов)
дают наглядное представление © ‘работе
различных радионавигационных приборов.

В числе выпущенных плакатов име-
ются: «Радиополукомп РИВО-10», «Ра-
зиополукомпаю РИК-2», «Определение pa-
	ПО СЛЕДАМ

КУРСАНТСКАЯ ПОЛЕТНАЯ
			Над доневою степью
Солнышко встает,

А труба ropHueTa
Нас на старт зовет,
	Степь кругом желтеет,
Чисты небеса,

Легкий ветер веет,
Льютея голоса —
	Это наш крылатый,
Молодой народ
(( летною, полетной
Песнею идет.
	оапоют Моторы,
Задрожит земля.
Поплывут, закружат
Нбх крылом поля,
	В голубом просторе
Эсекадрильи мчат —
Их ведут отряды
Чиаловских внучат.
	Это наш крылатый
Молодой народ

Расправляет крылья
На большой полет.
	„Советский
	НАШИХ ВЫСТУПЛЕНИЙ

„О двух книгах по `аэронавигации“_
	свою роль в обучении летчиков и штур-
манов, Однако сейчас, когда теория и
пражтика самолетовождения эналлулельыню
шагнули вперед, возросла квалифивация
летного состава, в эти книги, не утратив-
ие своето значения и в настоящее время.
	дДолены быть. внесены определенные ко»,
	рективы, обеспечивающие TOTHOLTS само
	Летовождения В различных. ‚условиях авиа
пионной навигации. В частности, будут
	цонной навигации. В частности, будут
внесены соответствующие изменения в HO
вую внигу Т. Б. Асатурьяна, уже подго-
	товлемную к печати.
	о ео: АА Зое ФС Ро

Совешанию признало далее ‘необхолнным
	более энергично разрабатывать и внедрять.
В практику новые способы самолетовождее.
		Участники совешания прех’явили 28
	конные претензии к начальнику Редизда-
ть анилову,  комрый ‹лабо следят
		ры 10 зэронавигации, не уделяет, доста-
точного внимания подбору новых автовов,

занимающихся вопросами самолетовожде-
‘НИЯ.

Под таким заголовком в нашей газете
за 26 октября 1949 г. было опубликова-
но письмо в редакцию инженер-штурмань
Т. Палиевокого. Автор писал о недостат-
ках в книгах по радионавигации, скон-
центрировав 6806 внимание нь работах
Т. Б. Асалурьяяа. Письмо тов. Палиевоко“
го вызвало многочисленные отклики среди
летного состава,   т

Sto письмо обсуждалоь — на спе-
пиальном совещании  штурманокого ©0-
ставь при Политуправлении Гражданекого
воздушного флота. в присутетвии тов; 84.
харова, главного иигурмана. ГВФ Давыдкина
и. начальника Редиздата Динилова, Уча-
стники совещания пришли к выводу,
что инженер-шгурман Пализвсвий, поднял
принципиально важный вопрое о правилах
ий методах самолетовотдения.

Совещание уделило больное внимание
книгам Т. ВБ. Аватурьяна по. радионавига-
ции. Было отмечено, что в свое время эти
книги, обобщавитие в какой-то мёре пы
й практику самолетовождения, считались
одними из лучших и несомненно сыграли

Вечер, посвященный боевым традициям комеомола
	В Н-ской части недавно состоялся вечер
молодежи, посвященный боевым традициям
тонинско-сталинекого комсомола,

Комсомолец старший сержант Климишин
в своем выступлений рассказал о героиче-
	А ких делах комсомола в голы гражданской
			ВОИНЫ. ot
Содержательным ео “ _ paceitas члена
ВЛЕСМ тов, Воронцовь о массовом тепойв-
хо комеомольцев в годы Великой Отече-
венной войны. о бессмертных полвигах
	\лександрь Матросова, Юрия Смирнова и
	укогих других славных сынов и дочерей
нашей Родины,
	C болылим интересом было выслушано
выступление ветерана части’ коммуниста
аршего техник-лейтенанта Ардашникова.
У карты боевого пути части, у фотомонта-
ха, посвященного воинам части — участ“
никам Великой Отечественной войны, он
аиказал как сражались за Родину ком-
	Сергей ГЕРАСИМОВ
	сомольцы. С’ чувством тордости слушали
воины рассказ о том, как в первый же
день войны летчик-комсомолец младший
лейтенант Леонид Бутелин таранил фа-
шистский бомбардировщик.

Коммунист ‘Ардашников призвал воинов
	свято хранить и умножать боевые традие
	ции части. _ }
Командир части в 6воём выстуцлении
отметил успехи эвипажа комеомольца лей-
	воин“ № 20
	«Наказ Родины», Бориса Привалова «При
УТ знамени», и Зубавина
		наши вилы, знание и умение — тебе, лю-
бимая Родина!» и «Люди, взралценные Ок»
	‘табтем».
	Вышел из печати литературно-художе-
	ственный журнал Главного Политического
Управлених “Вооруженных ‘Cra’ COCP «Co-
ветский воин» № 20. - т
ЧКурнал открывается портретом Tonepa-
лиссимуса Советского Союза И. В. Сталина.
Далее следуют статьи  гонерал-майора
И. Тришаева «На страже завоеваний Ок:

‚Пол рубрикой «Замечательные люди на-
шей Родины» дана статья Н. Саморукова
«Н. Г. Чернышевский»,

`В фоочерке «Победа китайского паро-
та» ‚ показана героичеекая борьба  трудя-
щихся Китая за новую демократическую
	 республикх.
	Цурнал Gorato иллюстрирован. Помеще-
лы работы известных советбких художни-
ков Е. Кибрика «Ночью 24 октября
В. И. Ленин приехал в Смольный»,
С. Дудника «Залп Авроры»,

тенанта Тамбовцева, летчиков-Комеомотьцев   тября» и очерк полковника Ф. Войтулевиь
	ча «Отажейший полк Совётекой Армии».
	В номере опубликованы также стихи: ла-.
уреата Сталинской премии Максима Рыль=
	ского «Партии», Юрия Яковлева «Трево-
rax и «Перед рассветом», Михаила Спиро-
в& «Часовой», Юрия Гордиенко «Это —
мы», Валентина Уманекого  «Фронтовому
	лейтенантов Бачагина, Лазарева, & Также
авиационных механиков Радалина, Родио-
нова и других.

На вечере было зачитано письмо матери
погибшего летчика-комсомольца младшего
лейтенанта Леонида Вутелина.

Лучшим комеомольцам тт. Чазареву,
Курач, Вовальскому, Иохину вручены ito-
четные грамоты обкома комеомола.
	вардии майор М. ГИНЗБУРГ,
	другу». Аудожественная проза предетавле-  ков Е. Кибрика
	на рассказами: Павла Шебунина «Канди-
датская карточка», Ивана Виноградова
		роткая набедренная повязка. В яранте бы-
10 TeCHO, AVIHo HW жарко.
	Жизнь была полна страшных суеверий,
	Судьба женщины определялась поговор-
ками: «Есаи Th женщина —= молчи»,
«Если ты женщина — гложи Коеть».
	Менщина, ожилающая ребенка, yean-
	нялась от мира. Никто не смел не только
помогать, но даже навещать будущую
„мать. Сложные роды неизбежно кончались
смертью.

Драхлый старик, утративиий трудоепо-
собносль, или женщина. оставшаяся поеле
смерти мужа без средств к существованию,
обычно обращались с просъбой-заклинанием
Е своим ближайшим родственникам номочь
уйти в «верхним людям», Родственники
должны были в тот же день ‘до Захола
солнца задушить или зарезать неечастно-
го. ‘Это называлось «добровольной  смер-
тью»,

На Чукотку приходили купцы. Они
привозили ружья, медные котлы, железные
изделия. На ярмарках был’ неслыханный
грабеж: плитку чая меняли на шкурку
лисицы.

В начале нынешнего столетия на Чу.

Вотку хлынули американские китоловы,
спирмвозы, торговцы. И Чукотка увидела,
Что такое капиталистическая Америка —
беспощадная, хищная. —
_‹ Американцы истребляли богалетва края.
От убитого кита они брали только ус; of
моржа — только клыки, Туши мяса 0с-
тавяяли в море. :

Шел. грабительский торг. Чукчи отлава-
ли американцам драгоценные меха песца,
шкуры медведей, клыки моржа, ус кита за
безделушки, за виски — «дурную воду»,
за пригоршни муки;

0 своей прошлой жизни сами чукчи
рассказывали в HHChMe к великому
Сталину:

«Наши отцы co смертельным  <трахом
встречали раньше каждую зиму. Зима нА
Чукотке действительно была страшна.
Семь месяцев безумствовала пурга, выли
голодные собаки, плакали, умирали © 10-
Jory люди. В холодных зимних юртах ни-
Korea ne OBO слышно ечеха.
	С Большой земли в нам приплывали нА
	об’ятным чукотским просторам. Анадырь
— столица Чукотского национального ок-
руга. Здесь выходит ежедневная газета.
Pano утром прямо в типографию приходят
рыбаки и охотники в кухлянках и Hep
пичьих брюках, чтобы прихватить с с060й
свежие номера газеты в море или на 050-
		лены огурцы и зеленый лук Ba мые.
	Шмидта, в Залив Лаврентия, в бухту
	Преображения и даже в такие отлаленные .
	пункты, как остров Врангеля и поселок
Певек. Й ‘теперь полярники на Чукотке
	Получают тепличные овощи круглый год.
Но советским людям этого бышо мало;
они решили во что бы то ни стало добить. .
	ся выращивания овощей не только в теи-
лицах и парниках, Но и в. открытом грун-
те. За это трудное дело взялись энтузиа-
сты-агрономы. Среди них — атроном ком-
муниет Василий Соловьев и его жена, на-
учный сотруднит отытлого. пункта.

Самое сложное и трудное заключалось в
том, чтобы с. поборобь- заетние: ‘заморозки,
безжалостно уничтожавшие молодые всхо-
ды. Много ночей агрономы не впали, pag-
	житая дымные костры, укрывая. рогожа-.
  ми побеги растений, прилумывая самые
	ми побеги растении, придумывая самые
разнообразные способы их спаеения.
Десять долгих ‘лет прошли’ в ‹ упорной
Работе, и, наконец; большевик  Содовь-
ев одержал блестящую победу: он неопро-
вержимо доказал возможность выращива-
Ния картофеля и овощей На Чукотке в от
	‘крытом. грунте. Используя его: опыты и
‚советы, жители районного ‘центра. Макаро-^
во и окружающие колхозы добились -3a-
мечалельных ‘успехов: в колхозе  «Удар-
ник» юейчае вобирают ‘по ‘вобень-—левять
	тоне Вартофеля: с’тектара, капусты — н6-.
	сколько больше. Граница полярното землез
	делия властно сдвинута большевиками
непосфедственно к берегам Ледовитого. оке-
	Так Постепенно уходит в’ историю ирач-
ное, прошлое Чукотки. Давно. уже работают
	‚в рыболовецких и зверобойных колхозах
	мапинно-промыеловые станции. Скоро кур-
ный шалаш-—яранга и кожаная  байдара
станут экспонатами музеев. Их заменяют
культурные деревянные дома и моторные
суда; Чукчи Заводят огорохы и. ломалиний
скот; ‹ приобретают современное платье * Ht
	мебелв. В отном из чукотеких поселков я
	видел футбольную площадку с и: ИЗ
ребер кита, ,

Электрический вет, ан меди:
цинская помощь, звуковое кино, авиация
и радио — все эмо уже не новость на
Чукотке. И чукчи не желают называть се-
бя, по-старому — слишком отличен Hx Ce.
годияшний день ог вчералинего.. Они наше
	ЛИ 6606 ЗВУЧНое имя «луораветланых». что.
	в переводе на русский язык значит —
«настоящие люли».
	Чукотка.
	кораблях японокие, ‘американские купцы.
Они: нас называли вымирающими дикаря
ми; ТГорсть пороха отнимала добытую тру-
дом‘ пушнину. Вулцы спаивали охотников,
за бутылку «шальной воды» отнимали у
Нас вов, обрекая на голодную смерть наши
вемьи. Наша жизнь для них была дешевае
жизни езловой собаки... ». ,

Но вот наступило долгожданное время, и
от стойбища к стойбищу разнеслась tio
Чукотке весть:

— 6 гочерней стороны Идет таньга*)
Ленин, Правдивый таньга в руках несет
счастье чукчам. Ему трудно, (& послать
упряжку нельзя. Он идет пешком, без
парт, тайно от богатых торгующих людей.
Говорят, если долго смотроть Туда, где
спит солнце, увидишь свет — это Ленин
Несё  чукчам повое солнце, Оно не будет
уходить от яранг... }

Над северной тайгой действительно B30-
шло чеобыкновенное солнце, «Оно в ты-
<ячу раз горячее настоящем солнца, —
ПИШУТ чукчи товаришу Сталину. — Ste
пришла советская власть. Полярная ночь
нашей толодной жизни рассеялась в прах»,

Чукотка зажила новой, раньше неведо-
мой ей жизнью,

Русекие, советские ученые создали
письменность для чукчей. Были напечата-
ны первые буквари и книги для народа,
который еще вчера считал грамоту кол=
довотвом, Строители воздвигали культбазы
на Чукотке -— целыю поселки со шкойами,
больницами, факториями. Сотни чукчей
ежегодно уезжают учитьея в высшие
учебные заведения Ленинграда,  Хабаров-
ска, Николаевска-на-Амуре. Они. возвра-
щаются учителями, животноводами, радио-
техниками, Чукотка ловит  радиоголос
Москвы и. передаст в Москву свой голос.
	  Телеграмма ga Москвы Прихолит в TOT
	Же день. Окна радиостанции в. полярную
	Ночь светятся так ярко, словно в доме на-
	ходится само солнце, :

—— Советские люди поймали солнце, —
говорят чукчи;

Если раньше командированиый из Ана-.
дыря в дальний чукотсвий район добирал-
ся на собачьей нарте месяцами, теперь он
проделывает этог путь в. несколько часов.
Небо Чукотки прорезают  авиатраесы, и
самолеты над Чукоткой уже ‘водят пилоты-
чукчи,

Важнейшая отрасль хозяйства Чукотеко-
го края — оленеволство,
		Олень чукотской тундры — это свежее
мясо, шкур для одежды и жилиш, сред-
ство сообщения. Стрелой летят легкие
оленьи нарты по синеватым енегам и сут
робам, мимо карликовых  ветвистых де-
ревьев, запушенных с наветренной сторо-

НЫ, И 10105 каюра-чукчи выводит монотон-
НУЮ пеню. .
	С тывячными. стадами кочуют. оленево-
ды по тунлре; Красивое, умное, вынослие
вое Животное довольствуется  мхом-ягель-
Ником и само добывает его, разгребая
слей снега копытами. Но оленевода часто
подстерегают неззголы» = Капризна» погода
этого края: в январе иногда вдруг хлынет
AOKI, Ледяная корка покрывает снег, и
олень уже не в силах добывать пишу из-
под ледовой брони. Бывают и доугие Ha-
пасти; стай волков окружают стада, per
жут оленей, воруют сленят,
	Еще не так дазно ледяная корка WO
почве и волчьи стай были страшным би-
чом для оленеводов-одиночек: олени гибли
массами, и голод’ приходил в яранги TYR
чей. Ино» дело сейчас. Оленеводы‘ об’еди“
HBAHCh В КОЛХОЗЫ, и ИЗ Тода в, Год фастет
здесь оленье поголовье.
	Советские люди добились еще одной
крупной победы на чукотекой земле.

Никогда ‘местные охотлики и оленевохы
не ‘знали, чо ‘такое картофель, ‘капуста,
морковь, репа. Даже вкус-их был. им ‘не-
знаком. И это казалось закономерным:
Веками считались здыниие зоули. бесплод-
ными. Что может родить земля без доста-
точного солнца летом, с холодамн и пурга-
мн зимой? Разве вырастег картофель. Ва
этой земле, пораженной. вечной. мерзлотой?
Разве могут здесь созреть помидоры и огур-
цы? Тем более не верили в это правители
старой Россий, равнодушные к судьбам” ее“
верных окраин. Царский чиновник генерал
Зиновьев так ответил в свое в одному
из исслеловалелей Сибирл:
	«Там, на Севере, постоянные льды, и
хлебопашество невозможно, и ‘ пикакие
другие промыслы . немыслимы. По моему
мнению и мнению моих приятелей, необ-.
холимо народ удалить © Севера во внутрь
страны, & вы хлбпочете напротив... Такие
идеи могут проводить только помешанные».

Советские люди не могли и He хотели.
сдаться на милость суровой природы. B
1938 году полярники Чукотки получили
первые овощи из теплицы, построенной
ими в бухте Провидения. На катерах, Вель-
ботах, байдарках, самолетах были отправ-
	Позади остался оживленный порт Петро-
ивловск. Пароход шел по Берингову морю,
преодолевая тяжелые Удары штормовых
зн, бешеные холодные ветры, густые
важные туманы. Казалось, нет конца и
ая этой серой, хмурой, пустынной воде.
Шшпь изредка покажется ‘над волной и тут
д скроется голова нерны, пройдут мимо
‚‘лаженным, как у гимнастов, строем стре-
‘ительные казатки, пролетят крикливые
чайки, преследуя косяки рыбы. И снова
холодное пустынное: море,

Над нами было низкое серое небо, под
НИИ — такое же серое о холодное. ‹ море.
Подчас казалось, что. движется наш’ паро-
104 по бескрайней пустыне, Й было при-
ииво сознавать, что за нами с берега не-
Уманно следят заботливые, любящие. люди
= радисты полярных станций, Они неуто-
уимо шарят в воздушвых просторах. шлют
Юраблям и самолетам свои позывные, ме-
‘№орюлогические сводки, приветы,

В нашем пути по ВБерингову mop pa-
	met парохода не. раз обменивался по эфи-
	NY веселыми, задорными. игутками со свои-
\! друзьями на полярных станциях, От
их дружеских приветов становилось тей»
11 и радостно на сердце: даже здесь, «на
NAD света», неодинок советский ‘чело-
и неразрыввы его узы © родной стра-
ой,

Вот, наконец, и Анадырь — столица
\котки, Он стоит у подножья высоких
cook, где чистые волы горной  студеной
ки сливаются 6 солеными водами Берин-
ва моря, образуя широкий лиман,

Главная улица носит имя Ленина, Здесь
oar новые, добротные дания. Отойдя в
(POY, встречаешь старые, одноэтажные
	Шмики. но @ кажлым Толом их становится
	ве неныше и меньше, Новые’ дома —
прочные, удобные, красивые == выраста-
№т нь улицах и в первулках и, кажется,
ОЯТ не только старые домики, но и `ок-
м сопки.

В Кнадыре тоже много дальпевосточно-
10, свособразия.

Здание окружкома ТА, У его фун-
мента плешутся волы лимана. А у под-
а рядом с автомобилями — лохматые
Чукотские собаки. По вечерам они подни-
мают певообразимую возню. Летом работ-
пики окружкома пользуются при И
Лировках катерами и самолетами, но зимой,
3 пургу и вьюгу, ездовые собаки Также
Являются средством передвижения MO He-
	Громаден и своеобразен Чукотский край.

Глухой морозной ночью встает над Чу-
коткой северное сияние’ Тогда дальние
торы кажутся созданными из CHHOBATOTO
хрусталя, & ближние — из хрупкого фар-
фора, расцвеченного  мерцающими искрами,
Живые, причудливые тени скользят по го-
рам и долинам; и чудится, будо сами го-
ры, очерченные легко. и воздушно, бе
	шумно двигаются; меняясь местами друг G
	другом, ‘ a

В апреле солнце возвращается на Чу-
ROTKY, и начинается многомесячный  п9-
лярный день.

Нолярный день чу БчИ, встречают празд-

ником, На, утоптанных снежных илощад-
ках вокруг яранг возникают оживленные
	ПЛЯСКИ. `Дучитие музыканты стойбища рит-,
‘мично колотят патянутую шкуру палочка-
	MM H3 KUTOBOTO yea, a вокруг пляшут. му.
	чины и женщины, старые ий молодые, Ha-
	дев новые торбаза (обувь) и расшитые
разноцветными MEXOMH  шапки-малахаи.
Замыеловатыми ‘движениями танцующие
подражают повадкам животных и ПТИЦ:
оленя, вороны, лисицы.

Подойдите к этому танцующему круту,
заговорите < почтенным евдым стариком, и
он непременно” расскажет вам о прежней
жизни на ‘Чукотке,

‘Bee было дико здесь.

Рядом © ружьями и медными котлами
— охотничий лук, метательные дощечки
& дротиками, гарпун из моржового зуба,
рыболовные крючки из кости,  жильные
HaTEG и костяные иглы. Развитие остано-
вилось Wa ступени каменного века. Народ
не знал карандаша и бумаги — у него не
было письменяости. Народ не знал мыла—
чукчи мазывали себя «немоющимися
людьми». Млсо зверя служило основной
пищей, шкуры-—одеждой и строительным
материалом для жилищ-—яравг. Плошка ©
	тюленьим жиром  отапливала и освещала
	жилише. Ребятишки лежали на шквурах
	нагишом, одежду хозяйки составляла KO-
				эт
	_*) Таньга = русский человек.