р декабря 1949 г, № 284 (1508).
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

& AVAEYV ВИА
	НИКО
	спублики оолгарии
	Обвинительный акт Главной прокуратуры пародной

Ex nr

‘To Делу Трайче Костова и ero coodn
	(Продолжение. Начало см.
	«Сталинский сокол» № 283).
	Ностов проинформировал ‘меня, что Тито
вновь подтвердил их ‘согласие © налней об-
щей линией работы и обешал помочь во
	веем- в чем только мы будем нуждаться.
	Тито, Kak заявил’ мне Ностов, прямо по-
ставил вопрос, что важное значение имеет
вопрос o6 устранении Теоргия Димитрова.
Всякая медлительность, нерешительность,
непринятие мер в отношении Пепримири-
мых руководителей, еказал Костову Тито,
могут оказаться роковыми для всего. дела».
Вместе © тем Тито обещал, Ностову помощь
е югославской стороны, не исключая и
военной, на случай прихода к власти ©
тем, чтобы была немедленно ^ об’явлена
федерация, и рекомендовал поскорее пере-
холить к действиям. Костов, по его словам,
прияял к сведению и` руководству советы
	й наставления Тито...».
	  На’ этом закончились  евкоиноградекие

вотречи и ‘переговоры  Костова © Тито и.

Ранковичем,

Тито выполнил просьбу, высказанную
Костовым при’ их переговорах в Белграде.
В конце 1947 года состоялась встреча ме-
жду Ностовым и вновь назначенным в Бол-
тарию американским послом Дональдом
Рийд Хийтом.

Костов относительно этой встречи пока»
‘зывает:

«..Рийд Хийт вначале официально пред-
ставилея, мне как исполнявшему обязанно-
сти премьер-министра.

При первом визите Рийд Хийт выразил
пожелание снова ветретиться со мной в
недалеком будущем, ввиду необхолимости
обсудить некоторые интересующие нас 0бо-
их вопросы. Я дал свое согласие.

Спустя несколько дней Рийд Хийт по-

просил принять ег. Прием состоялся в мо-
ем служебном кабинете в Совете Минист-
ров.

После короткого разговора относительно
впечатлений о Софии (разговор велея на
французеком языке), [Рийд Хийт сказал
мне, что знает о моих личных  дружест-
венных отношениях с югославами, устано-
вившихея за последние два-три тода, и
это его весьма радует. Он высказал .Ha-

дежду, ‘чтося буду  доброжелателен и к

американцам.

Из сказанного я понял. что Рийд Хийт
явилея ко мне в результате моей логово-
ренности с Тито, обещавшим оказать с0-
действие в установлении мною связи е
американцами.

Американцу я ответил, ‘что согласен
выполнить его пожелание. Тогла Рийд
Хийт заявил, что он неё будет обременять
меня излишними затрулнениями и не тре-
бует отдельной евязи со мной. То, о чем

американцы захотят вам сообщить, сказал

Рийд Хийт, будет предварительно согласо-

вано ©: югославами и передано вам через

них. Рийд Хийт подчеркнул, что советы,
которые я буду получать от Тито и ero
ближайших сотрудников, я должен воепри-
нимать как и советы американцев и что
в этом отношении между ними и Тито су-
	ществует полная дотговоренность...у..

В январе 1948 года Ностев поставил в
известность. обвиняемых. Павлова и Стефа-
нова о его лотоворенности с Тито’и Раняо-
вичем в Евксинограле. а также ф наме-
	‚рении Тита и остальных ютославеких ру-
ководителей порвать в ближайшем буду-
		советника югославского посольства в б0-Тмз и санкции югославских руководителей,
NUH CO специальными разведывательными   в: ноябре 1945 года он был заслан со ©пе-
о ле
	заданиями из Белграда, показал:
	<...Векоре после освобождения  Македо-
	нии и Югославии руководители из Скопле   казал:
	и Белграда развернули широкую разведы-
валельную и пронагандистскую  деятель-
ность в Болгарии. Ее центром являлось по-
	сольство ФНРЮ в Софии.
	в: ноябре 1945 года он был заслан CO Ce
цизльными заданиями для подрывной и
разведывательной работы в Болгарии, по-
	«...Передо мной была поставлена задача
— опираясь на группу македонцев —
приверженцев Скопле; начать фракцион-
ную. работу в македонском. национальном
	Тито одобрил’: намеченные ‹ совместно ©
его ближайшими сотрудниками Карделем и
Джиласом мероприятия, направленные к
созданию «сильного государства, которое
булет хиктовать свою волю на Балканах и
		ной политике».

Костов о ‘дальнейших переговорах 6
Тито показывает:

«...Тито рекомендовал усилить привле-
чение наших еторонников в Болгарии из
числа руководящих лиц в партии и госу-
дарственном аппарате, которые бы о
или нужную ПОЛИТИБУ.

Котла я спросил Тито о внешвеполяти-
	ческой ориентировке Югославии, он выра-
	зил свое пренебрежение к ‘англичанам, Ko-
торые, по его словам, уже спели евою пе-
сенку, сыграли свою роль и сейчае долж
ны будут освободить дорогу ^ преуспеваю-
щему американскому капитализму, ‘Тито
Jad -MHe понять, что’ориентация югослав-
ской внешней политики. принимает все
	более проамериканское направление, в. от-
	личие от’ прежнего проанглийсвого. дн 60-
ветовал и нам, болгарам, установить по“
лезные связи © американцами. Я просил
Тито, если возможно, оказать мне ‘содейст-
вие в этом направлении, что он собещал
сделать...».

Ностов спросил Тито. почему он не на-
правит своим посланником в Болгарию бо-
Tee деятельного человека на. место больно-.
то и ничего не делающего  Новачезича,

Тито ответил:

«...Югославекое правительство решило
и, при первой возможности, ‹ направит в
Болгарию одного из наиболее активных ето
людей в Министерстве иностранных. дел —
	Цицмила, который работают в Венгрии и .
	успешно проявил себя, но теперь ему уже
пора выбираться оттуда.

Тито рекомендовал мне Цицмила как, че-
ловека, с которым я сумею без труда най-
ти общий язык.

В.дальнейшем разтоворе: я заверил Тито,

что, когда он приедет в Болгарию по елу-
чаю. предстоящего подписания еоюзного: до-
‚Говора или По другому какому-либо пово-
ду, мы устроим ему такую встречу, какой
юн нигде ло этого не видел. Эта встреча,
сказал я Тито, чтобы польстить ему, ибо
знал, как он палок на пышные. церемонии
‚и шумные излияния чувств, убедит Bac
B ом, какой популярностью пользуетесь
вы среди болгар. Я подчеркнул, что в. этом
` скажетлея и результат проделанной нами
  работы. 8
Костев, как было обещано им ‘в’ Белгра-
` де, лично принял меры, чтобы возможно
` более торжеетвенно и помпезно встретить
Тито, прибывшего во второй, половине но-
`Ября 1947 тода для заключения договора
‘между Югославией и Болгарией.

Костов о приезде Тито показывает:

«...На протяжении всего пути от Софии
ло Варны, через Северную Болгарию, и от
Варны до Софии, через Южную Болгарию,
‘с лица Тито не сходила самодовольная

, улыбка,

Он считал, что теплые чувства собраз-
‘шегося встретить его болгаюского населе-
‘ния относятея лично к нему, & He в юго-
славскому народу, и чувствовал себя уже

хозяином положения и в Болгарии...».

й Во дворце‘в Евкеинограде, в отведенном
 Тито помещении, имел место второй раз-
  9800 межлу ним и Ноставым.
	«...Моя беседа с Тито на этот раз носа
та еще более откровенный характер.

Тито сказал, что он уже решил в бли-
кайшем будущем повернуть курсе своей
 юлитики в отношении СССР, & равно и
  нести ясность в отношения Югославии ‘со
  транами народной демократии,
Шо уверению Тито, внутри Югославии
  располатал уже достаточными силами
} хорошей ортанизацией, чтобы выполнить
’ вой план с успехом. А Болгария отстает,
то является серьезной помехой в деле
существления последующего  одновремен-
ото отрыва Балкан от СССР.

Тито в резких выражениях высказал
i Boe несотласие е политикой СССР’ в отно-
  тении плана Маршалла. Он подчеркнул,
  10 такие экономически отсталые в своем
  азвитии государства, Kas Ютославия и
  юлгария, не смогут обойтись без  амери-
  анекой помощи. Но, прежде чем оказать
кую помощь, сказал Тито. американцы
 ‘гавят условием наш отрыв от‘ СОСР...».
   Тито далее изложил американский план;
   глаеню которому он и действует:

‚ <...Тито подчеркнул, что американский
тан предусматривает увеличение антибо-
it этеких сил не только во Югославии и в
i олгарии, но и во всех других странах на-
   щной демократии и осуществление  все-
   ороннего нажима на них —- экономиче-
хо, политическом и военного, ‘чтобы’
 : орвать их от СССР и добиться присоеди-
  ‘ния их к западному блоку. Ilo словам
   ито, эта работа велаеь. не только в Бол-
 рии и Югославии. но и ‘в других <тра-
ax Восточной и Юго-Восточной Евоопы,

Тито с апломбом заявил, что в странах
(родной демократии он лично пользуется
статочно выеоким авторитетом, и, толь-
Е) опираясь на его авторитет и авторитет
И вой Югославии, можно будет осущест-
\ть в странах Восточной Европы полити-
7 отрыва от СССР и еближения с США и
иглией. Сами американцы, как уверял
‘в ня Тито, признают, что лишь через него
H смогут привлечь на свою сторону го-
‘тарства народной демократии...

‚Тито в ходе дальнейших переговоров по-
Кобовал от Костова более фещительных
Чствий, чтобы добиться лучших резуль-
В.

‘‘« Bay Ww вашим люлям пора тотовиться

.

1. самостоятельным действиям, указал
iO, организовать внутренние силы в пар-
ни в стране для проведения такой по-
Вики и постараться занять Командные
} эта в тосударственном и партийном ап-
‘ратах, чтобы суметь нанести первый:
Эр, составить новое правительство и
 рвозгласить немедленное присоединение
‘арии в Югославии, рассчитывая пос-
этого и на нашу активную помощь. ©
Мы готовы, заявил Тито, помочь вам В
`юм случае и вооруженными силами, но
  , уже будет, сказал он, помощь в рам-

{ фелерации, внутреннее дело самой фе-

дероции, и никто не сможет ее расценить
		Таким образом, ‘в результате переговоров
с Тито в Евксинограде в ноябре 1947 года
была достигнута тайная лотоворенность 0
том, что преступный антигосударственный
заговор в Болгарии, созданный и возглав-
ленный- Ностовым, получит поддержку во-
оруженными силами извне. го CTODOHH
	- Костов предупредил Тито © неизбежно-
сти противодействия осуществлению поли-
тики отрыва от СССР co стороны главы
правительства Димитрова, Упоминание -име-
ни Димитрова вызвало взрыв венавиести у
	Тито; н ыы
Костов по этому поводу показывает:
	«...Гито не смог. сдержать своей ненави-
сти к Димитрову. «До каких пор этот стан
рик будет стоять’ на моем пути», — CO
‘Злобой воскликнул Тито. Было очевидным,
то Пимитпое ментал Тито хак кость. 34-
	что Димитров мешал Тито, как кость,
стрявшая в горле, как 38н035 в глазу.
	‚Я сказал, Лито, что. наш план заклю-
чаетея в том, чтобы лождатьея естествен-
ноте хода событий. имея в виду плохое
здоровье Димитрова и его вероятную близ-
кую смерть, которая сделает меня ето за-
местителем в ролисглавного секретаря пар-
	тии и предеелателя Совета Министров.
	Тотдь передо мной и моими единомьши-
ленниками, продолжал я, откроются боль-
шие возможности для изменения состава
правительства и партийного руководетва,
что обеспечит безболезненное присоедине-
	ние Болгарии в Югославии...»

В ответ Тито развил свой ИВ Wat
ареста и физического уничтожения TOBADE-
ща Димитрова.

«...Тито сказал, что этот план будет
хорош, если Димитров умрет‘ скоро; но так
гак такой гарантии нет, ‘заявил он, ВЫ
	должны быть Тотовыми“ действовать реши-
	понадобится,
рассчитывая
	тельно, ‘арестовать, ий, ‘ если
ликвидировать ‘ Димитрова,
при этом и. на нашу помощь.
	В начале 1945 гола в Софию приехал   комитете и усилить борьбу против ЦВ БЫ
	подполковник OSHA ЁВирилл Мильовсний,   И его линии, распространив CI
Ро сопповожлала Прета Чальовеная —   на’ население Пиринекого края.
		Ето сопровождала Цвета, ar
сестра жены премьер-министра
	Чтобы замаскировать действительные
	ской республики Нолишевеного, известная  ! цели моего от’ездла в Болгарию, было реше-
	‘сотрудница ОЗНА.
	Первым делом, которым занялись Миль-
	но инсценировать невие разногласия у
меня © Колишевским и руководителями
	овский и Чальовская, был подбор людей.   МВП, что Я позже и сделал...».
	Первыми, кого они привлекли к сотрудни-
честву © югославской разведкой, являлись:
	Ангел Динев и Атанаю Митрев.
	По приезде в Софию Ивановский всту-
пил в преступный контакт © секретарем
югославского посольства  Зафировсним, а
затем и © созданными последним двумя
шпионскими  резидентурами во главе ¢
	Опрошенный 06 этом Ивановский пока»
зал:

«...Связавшись с Зафировским, я полу-
чил oT Ber следующие инструкции:
дискредитировать македонский нациеналь-
ный комитет и его верхушку с тем, чтобы
заменить ее сторонниками из Скопле и
овладеть руководством македонских эми-
граниеких организаций, оторвав последние
от влияния БАЙ и поставив их на службу
буржуазно-националистической  политикв
	В 1946 году в югославское посольство   залем и с созданными
в Софии прибыли: Перо Манговский — <0-   тионовими  тазитерл
	ветник посольства, Митко Зафировсний —   Николовым и Диневым.
	первый секретарь посольства и Антон Ио-
лендич — советник посольства По куль-
турным вопросам. С их приездом деятель-
ность по македонской линии расширилась
Они привлекли к сотрудничеству новых
людей: Димитра Христова, братьев Боял-
цалиевых Илью и Георгия — в Софии и
	Обвиняемый Илья Боялцалиев, подтвер-
див преступную связь се Хапни-Панзовым,
		‹...Советы Халжи-Панзова заключались   скопленских и белградеких руководителей.
	В ТОМ, GO мне следовало компрометиро-
вать БАП-и попрежнему выступать в поль.
	зу присоединения Пиринской Македонии.
	Необхолимо также, говорил мне Хаджи-
	ll 5 ь ло ^^

Панзов, проводить работу и © макелонцами i его Югославией.
	— членами БЫП, убеждая их в правиль-
	ности политики Тито...».
	Допрошенные по делу Георгий Боялца-
лиев — бывший торговец, Димитр Хри-
стов — бывший чиновник дирекции «Эке-
портпродукт» и Вирилл Нинолов — быв-
ший прокурор города Неврокон показали
на следствии, что по заданию ютославско-
‚о.посольства в Софии они вели подрыв-
‘ную и шпионскую деятельность в Пирин-
ком крае, & последние два состояли на
  платной службе у ютославской разведки.
`  Ютославский шпион Христов по этому
вопросу показал:

«..За выполнение шпионских заданий
ютославского посольства в Софии советник
посольства Перо. Манговекий ‘выплатил
мне разновременно денежное вознагражде-
ние в размере 30 тысяч левов, & советник
посольетва Хаджи-Панзов — 10 тысяч
левов и 2 тысячи динар, что в переводе
на болгарские деньги составляет 11 тысяч
левов. Ёроме того, первый секретарь юго-
славского посольства в Болгарии офицер
ОЗНА Марко Вуячич выплатил мне 20 ты.
вяч левов...».

‚ Николов, также состоявший на содержа-
нии у югославекой шпионской службы,
показал: и

«...Веего за проведенную мною работу
В пользу югославской разведки я получил
денежное вознаграждение в размере 160
‘тысяч левов..,».

Обвиняемый Хаджи-Панзов и два, других
высших служащих югославского посольст-.
ва в Софии Зафировекий и Манговений,
пользуясь дипломатической неприкосновен-.
ностью, нахально развернули подрывную
работу против. болгарского правительства
в Пиринеком крае.

Разложенческая деятельность, проводи-
мая по инструкциям правительства Тито
через его. дипломатических представителей
в Болгарии, особенно усилилась после пре-
доставления македонскому населению Пи-
ринского края культурной автономии, в
связи с чем учителя из Югославской Ма-
кедонии были приглашены для преподава-
ния в школах врая литературного маке-
ДОНСКОГО ЯЗЫКА.

Дружественные отношения со стороны
Болгарии и меронриятия ве правительст-
Ba, направленные к пол’ему и расцвету
национальной культуры македонского на-
селения, аппарат Ранновича коварно. и
подло использовал для внедрения проти-
воболгарской, титовекой атентуры в Пи-
ринскую Македонию.

Засланные в Пиринский край под ви-
дом «учителей» шпионы Ранковича на-
столько растоясались, что даже стали сни-
маль в училищах портреты Димитрова и
заменять их портретами Тито, а также
требовать, чтоб сентябрята давали ему
клятву верности.
` «Учителя», прибывшие изо Скопле, не
считаясь с законами Народной Республики
Болгарии, самозванно присваивали себе
функции местных органов власти в селах
Пиринского края.

В 1947 тюду в городе Горный Джумай
македонский театр возглавил атент Тито и
Колишевского — Илья  Милчинов, при-
крывшийея ролью директора и главного
режиссера, а во вновь открытых македон-
ских книжных магазинах появились мно-
точисленные продавцы ‘из Скопле, в боль-
шинстве своем — атенты УДБ, действо-
вавшие под руководством специально за-
сланных эмиссаров югославской разведки
Перо Коробара и Перо Олиоловского.

Весь этот аппарат шпионской службы
Ранковича ^ в составе 100 «учителей»,
нескольких десятков «продавцов книг» в
совокупности с «артистами» и «режиесе-
рами», из Белграда и Скопле вед. развелы-
вательную и иную преступную деятель-
ность в пользу Тито.

Однако, как только предательство Тито
было разоблачено Информационным Бюро в
известном решении © положении в юго.
славской компартии, провалившиеся юго.
славские шпионы Норобар, Олиоловский и
Милчинов, опасаясь возмезлия за совер-
щенные преступления, поспешили ретиро-
ватыя и в сопровождении всей банды
так называемых учителей, артистов и дру.
гих «культурных деятелей» бежали в
Югославию.

В преступных целях, для борьбы против
болгарского правительства в существовав-
ший в Софии македонский национальный
комитет проник югославский агент, обви-
няемый пе настоящему делу Васил Ива-
новский,

Ивановский, подтвердив Ha следствии,
что правительством Колишевского, с вело-
	Конечная цель группы, которую мне
‘предстояло возглавить, по словам Зафиров-
сного, определялавь необходимостью отры
за Пиринского коая от Болгарии и захвата
	В основу идеологической обработки на-
селения Пиринского края был положен
доклад на тему: «Актуальные вопросы Ма-
кедонии», сделанный мною в 1946 году
перед собранием македонских эмигрантов в
Софии и размноженный на ротаторе. Мой
доклад по существу являлея пропагандой
установок Тито на отторжение Пизинской
Македонии и присоединение ее к Югосла-
ВИИ..».
	Ивановский, не ограничиваяеь пПодрыв-
ной деятельностью в македонских общест-
вах, которые “ему ‘удалось возглавить, ре-
гулярно снабжал также Зафировского, &
залем и его преемника, первого секретаря
югославского посольства Павла `Мемчило-
вича секретными материалами с зажней-
ших решениях Нолитбюро и ЦВ БЕП, о но-
ложении в промышленности и сельском хо-
зяйстве Болгарии. я

Югославское посольство в Софии, по
признанию бывшего советника Хаджи-Пан-
зова, вело разведывательную деятельность
по ряду линий, но важнейшую так назы-
ваемую македонскую линию возглавлял он
— Хаджи-Панзов.

Одновременно, по требованию из Белгра-
да, Хадни-Панзов  занялея. и воелным.
шпионажем, собирая через Динева, Христо-
‚ва и других атентов секретные’ сведения о
состоянии охраны  болгаро-югославекой
траницы, передвижении воинских частей,
а также о положении болгарской промыш-
ленности, экспорте и импорте,

В свою очередь, связанный  непосред-
ственно ¢ Ностовым обвиняемый Борис
Христов, воспользовавитиеь своим служеб-
ным положением торгового  предетавителя
Болгарии в СССР, регулярно снабжал сок-
ретными материалами о болгаро-советских
отношениях находившегося вместе © ним
в Москве советника по торговым’ вопросам
югославского посольства Виклора Жиберна,

Признав на следствии. преступную связь
¢ Жиберна, Христов показал:

«...Жиберна запросил у меня похробные
сведения о товарах, вывозимых из СССР, &
также о товарах, предназначенных для
CCCP: wx ассортимент, количество,  каме-
ство, цены и прочее. Особый интерес про-
`Явил Жиберна к ценам на слелующие TH
‚вары: авиационный и. автомобильный бен-
зин, горючее для тракторов, машинное
масло, чугун, сортовое железо, медь, хло-
`пок,  кальцинированная сода, каучук,
табак, спирт, руда и свинцово-цинковые
концентраты».

Обвиняемый Костов, по договоренности с
Тито, поддерживал тайные сношения ©
Белградом через югославских посланников
Николу Новачевича, известного ему по со-
вместному пребыванию в эмиграции 6
1934 года, и Обрада Цицмила.

Цицмила назвал Костову Тито, & Стефа-
нову — Кардель.

Стефанов, находясь с болгарской прави-
тельственной делегацией на конференции в
Бледе (Югославия), в июне 1947 года
имел встречу наедине с Нарделем,

«...Нардель рекомендовал тактику реши-
тельных и омелых действий, особо подчерк-
нув, что необходимо скомпрометировать, 3
в случае, если власть будет полностью со-
средоточена в руках у Костова и его лю-
дей, и убрать Димитрова, ках, несомненно:
то и наиболее последовалельного противни-
ка политики отрыва от С©СР. В этом во-
прое не должно быть колебаний, да и во-
обще колебания и нерешительность naryo-
ны в налием деле, заявил Кардель.

Bo время проводов болгарской. делегации
н& Люблянском вокзале Нардель подошел
ко мне вместе с Цицмилом и, обращаясь к
Цицмилу, сказал, что он будет в Нашем
распоряжении по всем вопросам, требую-
щим совета или разрешения в Белграде,

Кардель сказал Цицмилу, чтобы, по
приезде в Софию, он явился к Ностову и
предложил свои услуги...».

Костов, имевший неоднократные встре-
чи < Цицмилом, от которого получал сове-
ты и указания из Релтрада, известил 06
этом Павлова, который показал:

«Костов заявил, что он попрежнему про=
должает связь с югославекими предетави-
телями и-...регулярно вотречался с послан
ником Цицмидом...».

Личную связь с Цицмилом поддерживал
и обвиняемый Стефанов. Он показал:

«:.. Прошло несколько месяцев, и я лично
узнал, что ведется уже эктивная работа, в
огуществление обещанной  югославекими
руководителями помощи. 06 этом мне с00б-
щил Цицмил при моем посещении ато вил-
	лы НЗ п пороге, в марте 1948
ие
		Стефанов также признал, что и он, сов-
местно © Павловым, принял участие в дея-
тельности центральной тройки антигосудат-
	ственного заговора во главе с Иостовым.
«..В октябре 1948 гола имела ме
	«...р ФБТЯОре 1940 Тода имела место
встреча нае ‘троих: Ностова, меня и Пав-
лова в кабинете у Костова; Это и была,
‘оботвенно. пентруальная тройка  загово-
		Личными признаниями обвиняемых, по-
казаниями свидетелей и другими материа-
лами дела установлено, что пПреетупные
труппы Тито и НКостова, действуя заодно,
по ‘заранее намеченным планам и в ио-
стоянно полдерживаемом контакте, исполь-
зовали дружеские чувства, питаемые бол-
тарским народом к его славянским братьям
—ютославским трудящимся, и популярную
идею федерации южных славян обратили в
средство для достижения своих подлых Te.
лей, чтобы лишить болгарское демократи-
ческое государство его национального ©у-
веренитета. превратить в прихаток титов-
	веренитета, превратить в придать тив
ской Ютославии и в новую колонию аме-
риканского и английского империализма.

Обвиняемый Костов, 0 договоренности
© его белградскими единомышленниками,
злоупотребляя своим служебным  положе-
нием. принял зависящие от него меры,
	чтобы обеспечить свободное проникновение
	госу-
	югославских агентов в болгарекие
даретвенные учреждения.
	Югославскому военному этташе подпол-
ковнику Возславу Ристичу, а впаследствии
его преемнику — полковнику  Шраготину
	KR охраняемым законом сведениям, COCTAB-
	ляющим государственную тайну, под нред-
логом необходимости изучить состояние
	болгарской армии для создания елинооб-
	разнюй структуры и системы обучения по
образцу югославской армии, с. учетом-ле
	образцу югославской ‘армии, с: учетом-де
предстоящего. образования. федерации.

` Широкий доступ был обеспечен чинов-
никам югославского посольства. в Софии. ?
в  осталеню = бопралювуию. таполелениа.
	включая Государственную плавовую   ко-
	миссию и Главную дирекцию статистики,
где они также получили возможность уста.
навливать шпионские связи и добывать
секретные ‘материалы. :

В течение двух е лишним лет, по май
1948 года, в Министерстве внутренних
дел подвизалея специальный  предетави-
тель полицейско-шиионокой ‘службы Pan-
новича — Иован Божевич.. Официальный
шпион получил достун к наиболее секрет-
ным сведениям и насаждал свою ‘атентуру.

Полтвердив на следствии ato  оботоя-
тельство, Костов далее показал:

«...Началось чуть ли не своего рода
идолопоклонничество перед’ Югославией и
Tuto, Or воех болгарских ‘учреждений и
организаций посылались, одна за другой,
делегации для изучения государственного
и общественного устройства Югославии,
чтобы потом копировать их у нас, & так-
же завязывать связи ос соответствующими
югославскими организациями.

Этот ярко определившийся уклон в ©то-
	юну Югославии насажлалея и поотрялея
	с целью затушевать в глазах нашей 06-
щественности историческую роль CCCP u
Советской Армии в освобождении Болгарии
от. немецких оккупантов и в строительст-
5е новой Болгарии.

Югославия Тито выдвигалась как новый
‘образец для подражания, более близкий к
болгарским условиям и более доступный
для Болгарии...».

Павлов об этом показал:

«...Дело дошло до ‘того, что мы почти
официально сумели протащить мнение, что
болгары отстали от ютославов, что послед-
ние более смело и радикально решают во-
просы хозяйственного и политического пе-

реустройства. страны, что мы должны
учиться у них и перенимать их формы и
методы работы. При этом на все лады
превозносилея Тито как наиболее выдаю-
males политический деятель Ha Балка-
Wax...»

Toone провала плана образования феде-
рации, как ее замышляли Тито и Костов в
ущерб коренным национальным интересам
болгарского народа, на передний план бы-
1& выдвинута задача отторжения _ Пирин-
ского края и присоединения его к Юю-
славской Македонии.

Во исполнение договоренности < Джи-
	ласом, достигнутой в марте 15945 года,
Костов оказал содействие  ютославским
агентам Лазо Колишевскому и Димитру
	Блахову в их националистической работе
среди македонцев в Болгарии.

Начиная от официальных  представите-
лей македонского правительства Колишев-
ского, которото Ностов знал по совместно-
му нахождению в 1943—1944 тг. в за-
ключении в Плевенской тюрьме, и Влахо-
ва, известного ему еще с 1933 тода по
эмиграции, и кончая советниками югослав-
ского посольства Перо Манговсним и Бла-
Гоем Хаджи-Панзовым, всем этим тайным
и явным агентам и эмиссарам Тито, при
полдержке Костова, была обеспечена воз-
MOMNOCTh действовать в открытую в поль-
	зу отторжения Пиринского края и присо-
	единения его к Югославии.
_ Обвиняемый Блатой Хаджи-Панзов, при-
	‚ бывший в декабре 1947 годана должность
	Я возразил. что такое развитие собы-
	тий будет иметь плохое отражение в пар-
тии и в народе и оттолкнет людей от нас,
потому что Димитров пользуется авторите-
том народного вождя, и поэтому мы сто-
им за наш болгарский вариант.

Вопреки этому Тито настаивал, что мы
должны воспринять политику решительных
действий, иметь своих людей на всех
командных высотах и располатать  доста-
точно организованной силой, которая бы
сумела парализовать в момент первого же
Удара противников нашей потитики.

Когда наступит момент. сказал Тито, и
вы станете преемником  Димитрова, нужно
суметь быстро овладеть партией и прави-
тельством и провозгласить присоединение
Болгарии к Югославии. После этого будет
уже легко, заверил меня. Тито, ‘и ютостав-
ская помощь доделает ‘все остальное.

Тито 06060 подчеркнул. что план подоб-
ного решительного с10соба действия яв-
ляется не только его планом, но что этот
план согласован и одобрен американцами,
которые со своей стороны ных поддер-
ЖКУ.

В заключение разговора  Тито еще раз
рекомендовал поскорее. переходить в реши-
тельным действиям, ибо дело’ зашло дале-
ко, и возврата назад уже нет...».

Тито в последующем разговоре  предло-
жил Костову воспринять и повторить в
Болгарии его опыт, усыпляя блительноеть
масс и своих противников методом двули-
‘чия, испытанным уже им — Тито — и
дававшим до сих пор хорошие результаты.

«...Дело у нае повелено так, заявил
Тито, что отхол от СССР и еб союзников
будет поставлен как вопрое национальной
чести и достоинства, ссылаясь на 10, 910,
мол, не считаются с национальным доето-
	‘инетвом югославов. отрипают их участие
	В освободительной войне против. немцев,
вмешиваются во внутренние дела страны,
третируют. Ютославию. как И.
ного союзника ит. д.

Тито пояснил, что, играя на национали-
стических чувствах и не снимая пока л0-
зунга о социализме, продолжая еще первое
время славословить СССР и. вместе © тем,
отворачиваясь.. на, деле. от СССР и поощряя
капиталиетические элементы в стране, он
— Тито использует неизбежную pear-
цию, . которую вызовет в этой связи ето
поведение y CCCP и стран народной де-
мократии, ив результате сумеет постепен-
но перевести Югославию на рельсы англо-
американского блока.

Но вину за эт0 перед массами, сказал
он с усмешкой, мы`возложим на страны
народной демократии: во главе е СССР, ко-
торые якобы отказывают нам в помощи и
сотрудничестве и принуждают нас искать
эту помошь и сотрудничество там, где нам
в них не отказывают. Ure же. касается
тех людей внутри Югославии и югослав-
ской компартии, которые попытаются вос-
стать против такой нашей ориентации, ло-
бавил Тито, мы достаточно подготовлены,
чтобы расправиться © ними самым реши-
тельным образом, но это уже будет делом
рук Ранковича.

Прощаяеь со мной. Тито рекомендовал
побеседовать и © Ранновичем...».

Встреча Костова с Ранцовичем  состоя-
лась в тот же вечер, во время их еовмеет-
ной прогулки по парку Евксиноградекого
дворца.

«..Ранкович мне заявил, что, товоря от-
кровенно, он считает одной из наптих сла-
бостей то обстоятельство. что. по его дан-
ным, мы не имеем единого руководетва, и
работа протекает несколько партизански и
неорганизованно. А следовало бы, mol
черкнул он. подобрать небольшую грунпу
наиболее доверенных людей и < их помо-
щью направлять и руководить всей  рабо-
той. _ .

Ранкович указал также. что следует
усилить свое влияние в армии и органах
МВД, чтобы создать реальную силу заго-
вора, на комрую и опереться в случае
необходимости.

Затем Ранкович’ подчеркнул, ‘что надо
ориентироваться He более решительные
способы действия, не останавливаясь перед
тем, чтобы, в случае необходимости, обез-
вредить и уничтожить силой своих  про-
THRHHKOS...3¢ 0  ae
	Вроме того, Ностов сообщил Павлову и
Стефанову, что югославы настаивают на
том, чтобы его группа провела необходи-
мую подготовку и у себя в стране с тем,
чтобы Болгария как можно скорее пошла
по тому же пути, по какому ведет Юго-
славию Тито.’
	«...Л раз’яенил им ©мыел и значение
	TOMO, что предпринимает Тито в Юо-
славии, & также ‘необходимость организо-
ванной работы с нашей стороны, если мы
хотим рассчитывать на лучшие результа-
THI.

Павлов и Стефанов, выслушав мои 0б’-
яснения, каждый в отдельности, дали своё
	зоглажию. на, совместную ‘со мной работу по
	выполнению плана, 0 котором было догово-
рено с Тито. Таким образом. я и мои бли-
жайшие сотрудники — Павлов и Стефа-
нов — составили своего рода центр, в0з-
главивший вражескую работу...».

Обвиняемый Павлов, подтвердив это 0б-
стоятельство. показал:

«...Как сообщил мне Ностов, после‘ его
Встречи с Тито в Евксинотрадеком дворце,
Тито его уведомил о предстоящем оконча-
тельном разрыве с СССР, рекомендовал этот
путь проделать и в Болгарии и чем ско-
рее, тем лучше.

Как заявил мне Костов в разтоворе,
имевшем место в его кабинете в ПВ. Тито
	Прямо поставил перед ним вопрос, что не-
	обходимо всеми спюсобами добиваться овла-
дения руководством партии и управлением
государством, назначая своих надежных
людей на ответственные посты. Нужно
быть решительными, советовал Ностову
Тито, только в этом случае успех будет
обеспечен, а, если поналобится, Ютославия
готова оказать всяческую помощь, в том
числе и военную. .

Наряду с этим, по sarenenm Hoctora,
Тито поставил вопрос © том. что надо уб-
рать с ‚пути Георгия Димитрова с, ето п9-
литикой дружбы и сотрудничества ¢ CCOP
и, если понадобитея, ликвидировать этого
старика...»; ,

Павлов также подтвердил, что в 1948
тоду Ностовым, -еоглаюно дотоворенности ©
Тито и Ранковичем, был созданв Boara-
рии руководящий центр заговора ето —
Павлова — участием. Он показал: .

«..Шю мнению Костова, нам необходимо
оформить самостоятельные, друг от друга
независящие линии деятельности, которые
бы возглавил центр с тем, чтобы поста-
вить конечной целью подготовку захвата
государственного  алтарата и овладение
	рувоводетвом партии, имея в вилу после-
	дующий отрыв Болгарии от СССР и пере-
вод ве на рельсы англо-американского. бло-
ка, единственно способного обеспечить хо-
зяйственный под’ем в Болгарии и установ-
ление внутри страны режима, подобного
западным демократиям.

Костов, Стефанов и я должны были со-
ставить тот центр, в руках которого соере-
лоточились бы все нити затоворщической
работы. Костов далее подчеркнул решаю-
щее значение нашего контакта, с югослава-
ми, которые, по его словам, уже имели
«развязанные руки» для оказания нам э0-
фективного содействия и обещали такое
содействие. . :

Я согласилея как с тем, что необходимо
более активно вести нелегальную рабогу,
так и с предложением Ностова войти в ©-
став центральной тройки затовота...».

Обвиняемый Стефанов, каки ив Ha
следствии полностью подтвердил, ato on
был уведомлен Костовым © результатах,
достигнутых в переговорах с Тито в Ев-
кеинограде.

Стефанов по этому поводу показал:

«...В этой же беседе Костов поставил ме-
ня в известность о том, что он имел личный
разговор с Тито, во время которого они
рассмотрели весь круг вопросов нашей
совместной работы в Болгарии,