4 октября 1950 г., № 236 (1769),
	Вода, о которой веками мечтали люди,
придет на поля, ий жизнь в безводных сте
пях возродится,

Рис и хлопчатник, виноград и други
сельскохозяйственные культуры появятся
там, где. сейчас голая, безводная степь.

Энергия Сталинградекой  гидроэлеклро-
станции превратит полупустынлый край в
пветущий базис, & Волго-Ахтубинскую
пойму — в жемчужину Волги,

Весь край покроется садами и лесами,

(талинградекое волжекое море, огромная }

сеть оросительных каналов. грандиозню
лесонасаждение и закрепление песков —
все это благоприятно отразится на меет-
ных климатических условиях, на течении
воздушных потоков, на выпадении осадков,
Конец придет суховеям. Вот почему кол.
хозники с тавой уверенностью говорят, что
огромный край, по. размерам своим равный
большим европейским государствам, волею
великого Сталина превратитея в цветущий
сад. Так оно и будет.

Уже сейчас, вооруженные передовой ми-
чуринской наукой, колхозники выращив-
ют богатые урожаи. В Сталинграде откры-
вается на днях областная выставка про
мьпиленности и сельского хозяйства. Экс
понаты выетавки прекоаено иллюстрируют
передовые достижения облаети, Но впеди
еще больше возможностей. Величественные
стройки коммунизма на Волге открывают
перед советскими людьми необъятные 1-
ризонты, Уже сейчае они вносят поправки
в пооскты будущих агрогородов, в планы
механизации и электрификации колхозных
хозяйств, развития местной промышленно
сти. Й урожайность полей подниметея 1
жизнь будет еще счастливее.
	мунизма, твердо и решительно заявляют.
«Вон американских империалистов из Ве
рен! Мир победит войну!».

На почетную вахту мира встал трудовой
Сталинград. Как и весь советский наро
	‚ еталинградцы заняты мирным созидатель:
	ным трудом. Знаменосен мира великий
Оталин ведет нае к торжеству omacyHitaia,
Буржуазным странам не по плечу рабо.
ты таких невиданных масштабов, каки
проводятея у нае. На строительство saat
менее мощных гидростанций в буржуазных
странах уходят десятки лет, и порой строи:
тельство не бывает доведено до конца.
Мы из года в POX повышаем урожай
ность полей, преобразовываем природу, 3
сельское хозяйство  капиталистических
стран, так же как и промышиленноеть, пр
ходит в упадок. Нигде в мире нет боле
засоренных, хищнически — используехых
земель. чем в империалистической Амери-
хе С полей США ежеголно смываютя
	ливнями и выдуваетея ветрами три Middle
лиарла тонн земли, содержащей 40 мил.
тионов тонн калийных солей. Низку
	урожаиноесть американекие «ученые» пы“
таютея оправдать вылуматным ими Ga
коном» убывающего плодородия.

Руководимые великим Сталиным, эм
уверенно и быстро идем к заветной пел.
Грандиозные стройки, начатые 10 и.
циативе товарища Сталина, совекие ли’
ди любовно назвали всенародными  61р0й-
ками коммунизма.
	Пройдет совсем немного лет, и в дейст
вие вступят сталинские етройки коммуниз
ма. Возле зорода-героя плотина  прегра-
дит реку, и могучая энергия многоводной
Волги переключится на народное  хозяй:
CTRO страны.
	Индустриальный Сталинграл еще боль-
ше поднимет евою промышленность. Tos
побежит по проводам к сердцу великой
индустриальной державы — в нашу ©лав-
ную столицу. в Саратов, Астрахань и дру.
гие области страны.

..Мы Зримо ощущаем коммунизм. [9
волительством Сталина наш народ-богатыуь
строит и построит его.
	Подполковник А. ВЕРХОЛЕТОВ.
(Спец. корр. «Сталинского сокола»).

г Сталинград.
	строительства Сталингралской ГЭС,
М. Сытина запускают «вертушку» для
		СТАЛИНСКИЙ
	сталин
		ские стро
	Великие
	пять лет голодало Поволжье. И вместе с
голодом обрушивались на людей, из народ
зловещие его спутники: тиф, чума, холе-
ра... Так было веками.

И все это кануло в прошлое и не пов-
торитея больше никогда. Большевики п0-
шли в наступление на засуху!

Уже поднимаются, крепнут дубки на го-
	солз скоро   бударственных лесных защитных полосах,
	Мощные защитные лесные полосы прох9-
дят вдоль Волги и Урала. Но это только
начало великого преобразования природы.
Наступление продолжается!

(Сталингралекая плотина поднимет уро-
pens Волги, и около города-героя  обра-
зуетея большое водохранилище. Новое мо-
pe! Отсюда волжекая вода пойдет самоте-
ком по Сталинградекому  магистральному
каналу и оросительно-обводнительной си-
стеме в сторону реки Урал”

На правобережье, к югу от Сталинграда,
лежит Сарпинекая низменность с цейью
озер: Сара, Цаца, Барманцак, Пришиб,
Ханата... Большинство из чих высохло.

В сторону Сарпинекой низменности так-
же отойдет магистральный канал, и волж-
ская вода заполнит пересохшие озера. Они
будут, служить ‘как водохранилища. С по-
мощкю насосных станций, работающих на
дешевой электроэнергии, вода будет пере-
даваться по разветвленной сети обводни-
тельных и оросительных каналов на Чер-
ные земли и в Ногайские степи, В эту оро-
	сительно-обводнительную систему вместе с
многоволвой Волгой включаетея и пени-
	стый Терек,
	‚Коммунизм — это есть Советская
	власть плюс электрификация BCCH
	страны‘.
		Там, где будет плотина.
	память погибших героев Сталинграда, стро-
итеяи гидроузла поклялись работать по-
сталинградеки и героическим трудом
возвеличивать боевую славу города, нося-
щего имя любимого вождя,

На том месте, где плотина преградит
многоводную Волгу. сейчас работают изы-
скатели: геологи, тидрологи, топогоафы.

Весь водный район строительства 1300-
фоздил юркий катерок № 17. На нем ра-
ботает группа гидрологов под руководством
Ивана Гавриловича Феоктистова. У бере-
тов и на еередине реки, на различных глу-
бинзх гилрологи измеряют еворость тече-
ния, расход воды...

Много сейчае работы у геологов! Поеле-
довательно, шаг за шагом они старатель-
но изучают профиль речной долины. . На
волжеких берегах и на песчаном острове,
на бревенчатых плотах, что иокачиваются
на Волре, стоят буровые вьыышки. Под руБо-
водством инженеров и техников рабочие
ведут глубокую проходку на самых  раз-
личных учаетках.

Тлубоко под водой бур пронизывает
речное днб, на десятки метров врезаяеь в
скрытую рекой земную толщу. С помощью
обеадных цилиндров геологи извлекают ©
речного дна «пробу» земной породы, по-
следовательно изучая характер наплаето-
ваний, структуру грунтов. —

Порой буровые скважины начинают
фонтанировать. ITO —— артезианокие воды.
Гидрогеологи упорно ишут подземные воды,
определяют их движение, химические
свойства. Й это неспроста: подземные во-
ды могут причинить строителям немало
беспокойства.

Многочисленные данные, полученные
теологами и гидрогеологами;,  обрабатыва-
ются «камерально», то-есть  составляетея
общая геологическая карта речной долины.

Конструктор увидит на этой карте и
слабые, волонроницаемые груты — самые
опасные для строителей — и более надеж-
ные, твердые породы, прикрытые слоем
речного ила. Они-то и явятся опорой буду-
щей плотины. :

Образцы почв и подземных BOX попада-
ют в лаборатории. Здесь изучаются физи-
ческие свойства пород, производится хими-
ческий анализ грунтов и подземных вод.

Сталингралекая гидроцентраль строится
на века. Вот почему такое отромное внима-
ние уделяется изыскательеким работам,
вот почему развелывается каждый метр
речной долины е тем, чтобы наши инже-
неры-проектировники в нужных местах
предусмотрели и гидроизоляцию, и би-
тумные перекрытия, и многое, многое дру-
гое. Ни грунты, ни веды Ее должны пре-
поднести строителям. никаких «еюрпри-
вов».

..Таавного геолога Василия Дмитриевича
Галактионова мы ветретили у замолета. Он
только что вернулся с трассы —— оематри-
вал оползни на берегах Волги, которые с
самолета видны обобенно рельефно. Теперь
уже точно известно, где нужно будет’ про-
извести профилактическое — обвалованне,
чтобы оползни не угрожали строительству.
	— Наш маленький авизотряд, — гово-
рит главный геолог, — хоропю помогает
экепедиции. Разведку трассы мы часто ве-
дем с воздуха.

Почти каждый день в маленькой поса-
дочной плошадки изыскательевой экепеди-
ции поднимаются два самолета «Поликар-
пов». Их пилотируют Николай Чернышев
и Алекеандр Садовников. Воздушные раз-
ведчики летают вдоль  траевы будущего
Сталинградекого  матистрального ‘канала,
над Сарпинекой низменноетью, над райо-
нами Черных земель и Ногайских стеней.

Самоотверженно работают изыскатели во
тлавё се коммунистом начальником 9KC-
педипии Леонидом Алексанлровичем Нрипо-
тень. Бурильщики Антипов, ° Коробицын,
Нечаев, Митин и многие другие значитель-
но перевыполняют нормы. Они проявляют
подлинный трудовой героизм, работая в
жару и непогоду, днем и ночью. -

Объяеняя характер работ. главный ин-
женер строительства, лауреат Сталинской
премии С. Р. Медведев говорит:
	А БЕРЕГАХ  многоводной Волги,
возле легендарного города-героя,
по инициативе товариша Сталина

будет построен один из величайших гидре-
\2лов в мире — Сталинградевая

В эти дни на Волге ни днем ни ночью
не замирает жизнь. Сверкая огнями; плы-
вет селепифельно белый теплоход «Год
семнадцатый». Гулько бъет плицами колес
по воле работяга-бухсир. Он тянет ¢ ни-
зовья караван нефтяных барж. На пебча-
ном острове, что на два руказа рассекает
реку. горит большой костер; там круглые
сутки работают бурильщики.

Еше не развиднелось, а на переправе
уже собрались люди: топографы, гидроло-
ти, тидрогеологи, рабочие изыескательской
экспедиции Сталинградской ГЭС. На кате-
рах прогревают моторы. :

Bee ждут восхода солнца...

Коротая время, задорный, вихрастый
топограф Варков ходит по доскам прича-
ла и, вдыхая свежий волжекий. ветерок,
восторженно декламирует:
	я
планов наших

люблю громадьб,
размаха

шаги саженьи.
Я радуюсь
маршу,
которым идем

в работу

и в сраженья.

Варков пытается раньше положенного
времени проскочить на катер. Рулевой за-
меча-  его и останавливает.

— Ла мне же некогда, — горячо убе-
ждает Варков рулевого. — Сейчас солнце
взойлет. Дорога каждая минута дневного
времент. Хорошо вот бурильщикам, —по-
казывает он рукой на остров, —. они мо-
тут и ночью работать. А для моей оптики
свет нужен...

...Светлеет восток. Из-за песчаной кром-
ки левобережья, где чернеют контуры бу-
ровых вышек, величаво восходит батряное
солнце. И вот ya see бескрайнее речное
раздолье засверкало золотистыми бликами.

Первые лучи солнца  осветили екали-
стый утес. что возвышается над перепра-
вой. На ето вершине, ‘на берегу великой
реки, стоят два скромных обелиска. Ha
них написано: «Вечная память защитни-
кам Сталинграда, героям-воинам, павшим
юемертью храбрых в боях е немецко-фа-
шистекими захватчиками в 1942 —
1943 rr.». г

И совсем недалеко. у дороги на перепра-
ву, видчеются мемориальные доски, напо-
минающие о легендарных днях великой
битвы: .

«Здееь держали оборону воины полков-
пика Батюка».

«Здесь стояли насмерть гвардейцы».

Сталинград! Город-герой, ставший вим-
толом несокрущимой стойкости, твердости
и мужества советеких людей, символом
всепобеждающего могущества социалиети-
ческой державы. У стен легендарного го-
pola дважды решалась судьба нашей 0т-
чизны. Гений великого Сталина принес
нобелу и в дни Царицынской обороны, и в
беспримерном в ибтория войн Сталингвад-
еком сражении, ознаменовавшем коренной
перелом в Отечественной войне,

Славные герои Оталинграла, не щадя ни
крови, ни самой жизни. защищали честь,
езободу и независимость Отечества. Onn
сражалиеь за счастье поколений; за свет-
zoe будущее — коммунизм!

..Отройная девушка-комеомолка, только
что прибывшая на сталинградскую строй-
ку, нритихшая и строгая, остановилась у
обелиска и читает имена погибщтих героев:

«Лейтенанты Коргынь и Пуков, красно-
армейцы Плашков. Антонарян, Алеымбек,
медсестра Дмитриева...».

— Мелеестра Дмитриева. — дрогнув
уголками губ, тихо шенчет девушка и,
подавив печальный вздох, добавляет: —
Наверно. молоденькая была...

На братской могиле воинов алеет венок
из свежих пветов. Его возложили изыска-
тели Сталингралекой ГЭС. Почтив светлую

PRR ELE IR

— (ейчае в основном идет разведка
«переднего края», собредогочиваются глав-
ные силы. Болышое внимание уделяем под-
бору кадров. Но это еше не вое. Нам нуж-
но обеглечить и «тыл» строительства, его
материальную базу.

«Обеспечить тыл» — это значит в
кратчайший срок проложить ю стреитель-
ных площадкам отличные шоссейные доро-
ти. провести железнодорожную ветку, сде-
лать на Волге причалы, построить склады,
мастерские. гаражи, создать машинно-тех-
нический парк,
	Возле древнего приволжевотго Cede CAM
вырастут благоустроенные многоэтажные
корпуса жилых домов, предназначенных
для строителей. Будут построены школз,
дом культуры, кинотеатр, почта, матазины.

-— К маленькому селу мы пристроим
целый город, — говорит Степан Романович
Медведев. Все : подготовительные работы
нам надо закончить к 1951 году, когда на
берега Волги придет и ветупит в действие
стромная армия строителей. Задача, Ko-
нечно, трудная, но мы с ней справимся.
Ведь нам помогает вся страна.
	и бульдозеры, еамоходные гидромониторы и
землееосы. Промышленноеть выпустит ме-
ханизированные и полностью автомативи-
рованные заводы для приготовления бето-
Ha.

..Тепло прощаясь в тот вечер с моло-
дежью, начальник «Сталинградгидростроя»
сказал:

— Чтобы помогать строить Сталинград-
скую гидроэлектростанцию, не обязатель-
но работать на ее строительной площадке.
Ведь многие из вас восстанавливают  Ге-
роический Оталинград, многие работают на
заводах, на фабриках. И вот каждый из
вас на своем участке может оказать по-
сильную помощь нашему строительству.
Вот к этому я вас и призываю. Подумайте
H pemure..

i молодежь города-героя решила!  Ком-
сомольцы судоверфи выступили с почином:
работать только по-стахановеки. шире
	развернуть борьбу зз экономию и бережли-
	вость, за выпуск еверхилановой продукции
для новостройки. Этог славный  почия
подхватили все сталинградекие предприя-
тия.

Коллектив экекаваторного завода обязал-
ся в октябре выпустить сверх плана мощ-
ный экскаватор. Астати сказать, коллек-
тив этого завода одним из первых в стра-
не отгрузил свою продукцию для ВУЙбЫ-
шевского гидроузла, строительетво которо-
го. начинается раньше, чем в Сталинграде.

Сталинградевий трактооный завод даст
для великой стройки тракторы и передвиж-
ные ремонтные мастерские, Многие ста-
хановцы завода переходят сейчае на 00-
служивание нескольких станков, рациона-
лизируют производственный процессе, вы-
свобождают рабочую силу для  рговострой-
ки, На СТЗ преднолагаетея еще шире раз-
вернуть подготовку механиков, электриков,
ноферов, рабочих других специальностей с
тем, чтобы обученные кадры емогли при-
нять участие в строительстве Сталинград-
ской гидроэлектростанции.

И так повеюду. Небывалый подъем и
радоеть царят в городах и селах Нижней
Волги. Пафосом созидания охвачена вся
страна. Жизнь станет еще краше. И про-
мышленность и сельское хозяйство неук-
лонно идут вперед. И климат и самый об-
лик земли переменятея. Большевики не
ждут милостей от природы. Они ноко-
ряют ее,
	ветром, блекли, клонилиесь к земле и засы-
хали молодые хлеба. Мелели озера и высы-
хали речушки, ясчезала вода в колодцах.

«Куда ни глянешь, — писал А. С. Ce-
рафимович, — везде истрескавшаяея су-
хая земля, горький. жесткий полынок, бу-
рые обнаженные плешины глинистых €0-
лончаков. на которых ничего неё растет.
Сухой, знойный ветер ходит по степи, и
степь курится пылью, как пожарише.
Уходя вершинами в молочное небо. ходят,
крутяеь, черные смерчи... Зной струится и
колеблется над буграми. Неутолимая жаж-
да мучает и палит».

До советской власти чуть не каждые
	Вся страна помогает
	0 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ магистра
лям страны мчатся эшелоны.
«Сталингралекой ГЭС» — напиеа-

но на вагонах. Таким поездам диепетчеры
особенно охотно дают «зеленую улицу». Но
Волге плывут тяжелое груженые пароходы,
баржи и плоты. .

Все это идет в Сталинград, на великую
стройку коммунизма. Й веюду установлен
обтественный контроль за выполнением
заказов. за прохождением грузов, предназ-
наченных для сталинских новострое\.

(Со всех концов страны в адрес «Сталин-
традгидроетроя» ежедневно приходят де-
сятки писем и телеграмм. Люди различных
возраетов и профессий выражают свое же-
лание принять участие в строительстве ги-
дроузла. Вот некоторые из этих писем:
	«Мы. с оружием в руках оборюнявшие
горох великого Сталина, горим желанием
принять участие в величественной етройке
Сталинской эпохи. Знаем токарное и еле-
сарное дело. Д. № Рубанов, В. И. Герасн-
мов. Г. Вострома».

«Прошу сообщить, когда надо выехать
на строительство», — запранивает старый
металлист-монтазкник. бывший строитель
Днепрогэса А. Д. Иокатилов.

Сталингражекий обком партии направля-
ет на строительство лучших KROMMYNHCTOB-
	добровольцев. Комеомольцы и молодежь го-.
	родз-героя также изъявляют  етремление
помочь строительетву.

...Тыеячи юношей и девушек  Сталин-
града заполнили летнее здание Госцирка.
С докладом 0 величественных стройках
коммунизма выступил начальник «Сталин-
традгидростроя» Ф. Г. Логинов. Это был
увлекательный рассказ о сталинском плане,
0 том, как партия и мудрый вождь ведут
советский народ к великой цели нашей
жизни и борьбы — к коммунизму.

Доклад вылился в задушевную беседу с
комеомольнцами. ве мололежью, ветупающей
	в жизнь. А когла тов. Логинов назвал имя.
	товарища Оталина, в зале вспыхнула гро-
MOBAH овация.
	=— Отроительство нашего гидроузла, —
говорил Ф. Г. Логинов, — будет оснащено
по последнему слову техники. Тем, кто
строил первенец электрификации — Вол-
ховскую ГЭО, такие машины и во ене не
снились. Новостройка получит самую но-
вейшую, лучшую в мире строительную
технику: мошные шатающие эвокаваторы
	ЗГЛЯНИТЕ на карту Нижнего Цо-
волжья. и вы увидите, что боль:
шинство населенных пунктов

«прижимается» к Волге, к Сарпинеким
озерам и маленьким, пересыхаюнтим в жар
кое лето речушкам. А вокруг раестилают-
ся необъятные степи, покрытые ковылем и
полынью. Поближе к реке Урал и Каспий-
скому морю степи переходят в полупусты-
ни, Там много солончаков и голых песков.
Здесь рождаются суховеи;

Издавна этот край первым принимал
на себя удары злого и палящего суховея.
Тогда облако пыли и песка затмевало рас-
каленное солнце и. обжигаемые горячим
	В наступление на засуху!
	К заветной цели
	РЕОБРАЗОВАНИЙ природы, даль-

нейшее развитие экономики

страны — это одна сторона де-
ла. Но есть другая, не менее важная сто+
рона, о которой хорошо сказал председа-
тель укрупненного колхоза’ имени: Сталина
тов. Уманекий.

— Ченинеко-сталинская  электрифика-
ция, — заявил он,— преобразовывает ду-
ши человеческие... ‘

И это именно так. Электрификация,
предпринятая в таких грандиозных  мас-
штабах, ускоряет сложный процесе стира-
ния граней между городом и деревней.

За годы советской власти коренным об-
разом изменилиеь села, деревни. Ha ме-
сте церкви и кабака там стоят школы и
клубы, избы-читальни и агролаборатории.
Машины и наука пришли па колхозные
поля!

Каждый день мы поднимаемся все выше
и выше. Скоро на месте разбросанных,
разобщенных сел вырастут красивые агро-
города. Уже разрабатываются проекты кол-
хозных домов, электрифицированных и ра-
диофицированных, с водопроводом и други-
ми коммунальными удобствами. Еще более
массовое распространение на селе полу-
чат такие специальности, как электрик,
гидротехник, механик, комбайнер, лесоме-
лноратор, моторист. На селе появятся ин-
женеры и техники.
	В селах и сейчае наблюдается огромная
тять к знаниям, а будет еще большая.

«Электрификация переродит Россию», —
писал В. Й. Ленин. Великий Сталин бли-
стательно осуществляет мудрые. ленинекие
предначертания.
	`Советекие патриоты, сражавшиеся у
стен Сталинграда и штурмовавшие Берлин,
вернулись к мирному труду. Они пришли
на берега Волги-реки, на стройку комму-
низма. Строители Сталинградекой_ ГЭС в
числе 115 миллионов советских граждан
единодушно подписали Стоктольмекое Воз-
звание сторонников мира. Подписи герои-
ческих сталинградцев — грозное предуп-
реждение американо-английским — агрессо-
рам, проливающим кровь свобололюбивого
	корейского народа. Трудящиеся города-ге-
роя, участники всенародной стройки ком-
	+ ндрологические изыскания на месте
Инженер-гидролог И. Манжос и работнииа
	определения скорости течения реки.
	-- ОДНА ИЗ ВЕЛИЧАИШИХ
	% НИ В ОДНОЙ СТРАНЕ МИРА нет и не строится гидроэлектростанций,
равных Куйбышевской и Сталинградской. Они будут давать электрознергин
больие, чем все электростанции Италии, все электростанции Швейпарии a
	Швепии, вместе взятые,
	ж КАЖДЫЙ ГОД Сталинградская гидроэлектростанция будет передавать

электроэнергии:
СТОЛИЦЕ НАШЕЙ РОДИНЫ — МОСКВЕ — 4.000.000.000 — киловатт:

часов,
РАЙОНАМ ПЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫХ ОБЛАСТЕЙ —- 1.200.000.000
		ОБЛАСТЕЙ —- 2.800.000.000 киловатт-часов.
ПРИКАСПИЮ И ЗАВОЛЖЬЮ для орошения и обводнения земель —
		\\ СТАЛИНГРАДСКИЙ ГИДРОУЗЕЛ БУДЕТ СОСТОЯТЬ из гидро-
электростанции, бетонной водосливной и земляной плотин, судоходных шлюзов.
По плотине будет проложен магистральный железнодорожный мостовой переход.

\ РЕКИ ВОЛГУ И УРАЛ СВЯЖЕТ Схалинградский магистральный обвод-
нительный канал. Вго поотяженность — 600 километров.

% 600 МИЛЛИОНОВ КУБИЧЕСКИХ МЕТРОВ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ

потребуется выполнить при строительстве Сталинградской гидроэлектростаниии и
	магистрального канала
	% 7 МИЛЛИОНОВ КУБИЧЕСКИХ МЕТРОВ БЕТОНА И ЖЕЛЕЗОБЕ-
ТОНА будет уложено строителями гидроузла.

\ В РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА гидроузла, обводнительных и оросительных
систем принимают Участие тысячи инженеров ‘и техников различных мини-
стерств и учреждений, лучшие научные силы Академии наук СССР и Всесоюз:
ной акалемии сельскохозяйственных ‘наук имени В: И. Ленина.
	Главный геолог В. Галактионов (слева) и летчик Н. Чернышев перед вылетом

на трассу  Сталинградского обводнительного. канала.
ee ee URE ETA крова ча
	Снимок спеи. корр.
	«Сталинского сокола» Е. УДОВИ

ЧЕНКО. .
	Снимок спец. корр. «Сталинского сокола» Е. УДОВИЧЕНКО