+ января п9зо fap OM

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

ПИСЬМА из ЭСКАДРИЛЬИ

3 Творчество

К советско-норвежским
торговым отношениям
	Произошло это в один из обычных лет-
	ных днен. Андриянйий с0 своями летчиками
должен был встретиться в заданном районе
с другим звеном и провести «бой». До сих
пор. в подобных случаях «противники» нро-
изволили поиек друг друга в строю «фронт»,
	а сам «бой» состоял: из двух-трех типовых.
	этак. Андриянкин поступил. иначе. Одну
пару истребителей он поднял на высоту,
приказав ведущему маскироваться солнцем,
вторая же пара звена осуществаяла поиск.
	Между ними поддерживалась’ Иостоанная
радиосвязь. .

Ветретив самолеты «противника». Ан-
	дриянкин атаковал их и связал «00ем».
Этого только и ждала вторая пара; дей-
ствуя внезапно, она стала наносить удар
за ударом по ошеломленяому. «противнику»:
«Вой» прошел в исключительно высоком
темпе. Летчики Андриянкина имели полное
преимущество перед «противником».

— Чт0, наломали вам бока? —— задорно
трунили они над товарищами.

Много еще говорили летчики 06 этом
«бое». Обстолтельно разбиралась каждая
атака, критиковались допущенные ошибки.
Такого возбуждения и боевого азарта в э6-
кадрилье давно уже не было. Все это: на-
поминало фронтовикам давно пережитые
дни боев. Какои тогда, особенно волновал
каждого новый. успех товарищей,
	Ho самое важное заключалось в том, что
Андриянкин проявил в «бою», настоящую
инициативу: такого плана Действий ему
Никто не подсказывал. И хотя Андриянкян
не слелал особых открытий, а mpocto он
умело и своевременно применил испытан-
ный в боях прием, — это красноречиво го-
ворило 0 тактической зрелости молодого
команлира. ПГурховенкому стало чено, что
дяя многих офицеров эскадрильи наступает
пора творческих исканий, в людях пробу-
длилось стремление к самостоятельному 1е-
шению учебно-боевых задач.
	Множество вопросов встало теперь перед
командиром эскадрильи. Он хоропго понимал,
что надо суметь направить инициативу
офицеров на выполнение задач боевой под-
TOTOBRH, использовать ИХ творческий порыв
в интересах общего дела. Нало было сделать
так, чтобы каждый видел перед собой яс-
ную, определенную цель и оо доби-
вался ее.

Командир эскадрильи решил ^ по-наетоя-

шему использовать групповые упражнения.
Еще занимаясь на курсах, Шурховецкий
понял, что при умелой организации: группо=
вые упражнения являются весьма эффек-
тивным средством обучения офицеров. Он
твердо усвоил, что нельзя навязывать лет-
ЧЯкам только свое мнение, надо при отве-
тах терпеливо выслушивать каждого и yMe-
ло поддерживать. того, кто пытается по-но-
вому решить вводную. Надо проводить заня-
тие так, Чтобы подчиненные думали сами,
делали выводы, решали, вак лучше посту-
пить в каждом отдельном случае. Наконец,
сама: обетановка занятий должна способст-
вовать развитию творческой инициативы.
	Этими соображениями и стал руководет-
воваться Шурховецкий на занятиях 6 офи-
перами.

На одном из грунповых . упражнений
командир эскадрильи поставия перед офиз
церами задачу: произвести взлет и сбор эс-.
кадрильи в ограниченное время. Летчики,
руководствуясь боевым опытом, предложили
несколько вариантов решения  вводной. One
нако ни один из способов не позволял: уло-
житься в заданное время, главным образом
потому, что сбор эскадрильи. происходил на
«кругу».

— А я бы сделал так, - — выслущав
офицеров, сказал командир; —= Взлет —
четверками. Сбор — на первой прямой,
разворотом «все вдруг» на сто восемьдесят
тралусов.
	* Окончание Начало см. «Сталинский
сокол» от 4 и 6 января.
		6: анваря 1948 г;. в Москве, в соот
	ветствии © дотоворенностью, достигнутой
в декабре 1947-г. между Министеретвом
Внешней Торовли СССР и Норвежекой
Торговой  Делегацией,  приезжавшей в
Москву, был подписан Протокол о товаро-
обороте между CCCP и Норвегией на
1948 год.

Списки вззимных поставок на 1948. год
предусматривают значительное увеличение
	ще немного времени, и у Жижемского поя-
вились отличные оценки по воздушной
стрельбе, он даже опередил в этом многих
летчиков. 0 причинах усцеха Жижем-
ского много говорилось на партийном
собрании. Те, кто отставал в стрёльбе, вни-
мательно присматривались к опыту этого
летчика, его успех подетегивал. их. Нако-
Hell, командир потребовал контролировать
каждую стрельбу в воздухе: кинопулеметом.
Все это нё замедлило сказаться на резуль-
Татах, — качество огневой подготоввий. по=
вышалось теперь в каждым днем.
	оставляя плановую таблицу, команди»
ры звеньёв особенно тщательно — про-
	думывали комплекс каждого. полета, отре-
мяеь при минимальном расходе горючего и
	моторесурсов дать летчику максимум поздез-
НЫХ НАвыков. :

Но не все, что делал у себя Шурховец-
кий, поддерживалось командирами других
	эскадрилий, Иногла они недоверчиво отно-
	сились к его методическим приемам. Когда
в полку начали обучать летчиков действи-
ям В составе оскадрильи, Шурховепхий
выкрасий свой самолет в белый цвет, .
	— А этот фокус зачем? — спровили его
	товарищи, не скрывая улыбки,
	pertain состав Н-ской авиачасти
т знакомится с работой аэродромной
` метеостанции. На снимке (слева): аэро-
	лог младший техник-лейтенаит М. Со-
	Фото капитана М. Рунова:
	СОРЕВНОВАНИЯ
АВИАМОДЕЛИСТОВ
ШЕСТИ ГОРОДОВ
	. ЛЕНИНГРАД, 6 января. (ТАСС). Большой
спортивный зал Текстильного института
заполнили сегодня юные авизконструкторы:
Здесь состоялись соревнования авиамодели“
стов Москвы, Ленинграда, Киева, Баку, Ри-
ги и Таллина по комнатным летающим мо-
детям.

На стартах 18 раз были перекрыты
всесоюзные рекорды. Схематическая модель
самолета, которую построил ученик 311-й
школы ‘Денинграда Роберт Циммерман, пу-
щенная из рук, продержалась в воздухе
	3 минуты 32 секунды, Прошлогодний веесо-
	юзный рекорд по-этому типу — 3 минуты
17.5 секунлы. Модель ученика 160-й шко-
	ты Баку Виктора Марина, взяв старт с зем-
	ли, продержалась в воздухе 3 минуты,
рекорд страны — 2 минуты 2 ссевунды.
Прекрасный результат показала модель
гилросамолета ученика этой же школы Ар-
маиса Диланяна. Геликоптер ученика-394-й
школы Менинграда Леонида Печенкина
тпотержалея в возлухе 1 минуту 20 ce-
	продержался в воздухе 1 минуту «Vv
‘RYHA. Это достижение также будет 32
тистрировано как всесоюзное. а
	Первое место и ‘переходящий приз Цент-
оального совета Осоавиахима завоевали
	оные авиаконструкторы Баку. На втором   Е
	месте — ототавшие от победителей только
на одно очко MOCRBHUA, НА. третьем — 26-
нинграхиы, :
	3.000. ЧАСОВ.В ВОЗДУХЕ _
ТОРЬКИЙ, 6 января. (ТАСС). Авиацион-
ной станции скорой медицинской помощи
	#   Горьковского областного здравотдела испол-
	нилось 10 лет. За время существования
	станция 6е мелициповий пероонад совершил
	более 6.000 вылетов для оказания неотлож-
ной помощи B самые отдаленные селения
области,

Среди врачей станции 060б0й популярное
врач республики — депутат Верховного
Совета РСФСР Анна Николаевна Полякова,
За 10 лет работы на станции врач Поляко-
88 более 3.000 часов провела в воздухе.
Она спасла тысячи человеческих жизней.
	динат (например, «полюс эклиптики» —
стр, 27, «долгота ‘лунных узлов» —
р. 29), хотя. об’яснения этой системы,
нигде в книге не приводится.

В ущерб полноте и ясности изаожения
автор временами прибегает к такому сокра=
щению предложений, что они теряют в6я-
кий смысл. Что, например, может 03иа-
чать фраза — «Экваториальные координа=
ты неподвижных (?) светил» (отр. 14)?
Повидимому, автор имел в ВИДУ светила,
склонения которых на изменяются, но это
следовало сказать яснее. Г
” Говоря о книге в целом, нельзя не ука-
зать, что основной, актуальный материал
в ней зачастую об’ясняется поверхностно,
В 10 время как маловажным для штурманов.
вопросам уделяется непомерно много ‘места.
Например, уравнению времени и соотноше=
нию между средним и звездным временем
посвящаея целых четыре страницы, тог
1а как этот вопрос мог быть  бовершенно
опущен или сильно сокращен. Ровно
Столько же, т. в четыре страницы,
отведено такому важному для пиур-
нанов вопросу, как применение а0тро-
номической ориентировки в полете; Такая
пропорция явно неправильна для Вниги,
назначение которой в том, соботвенно, и 60=
стоит, чтобы дать штурманам необходимые
введения по применению астрономических
методов в самолетовождении,

Несмотря нА важность этого раздела, ав=
70р ограничился лишь’ общими  рассужде-
циями. Здесь отсутствуют типовые приме-
ры й рисунки, которые облегчили бы ye-
воение материала, неё дается методика на-
блюдения высот светил через астрокуполы
й Через остекление кабин. вообще не гово-
ритея of астрономической навигации, как
о способе бамолетовождения, хотя этот 610=
666 записан в наших наставлениях. Болев
того, автор избегает употребления этого
‘термина. У читателя, добробовестно изучив-
шего книгу, может созлатьея впечатление,
что сам автор не верит в возможность при-
менения астронавигаций в полете, на-
СТОЛЬКО ОН осторожно относится в AGTPO-
	номическим приемам. обеспечивающим 34-
	дачи самолетовождения,

Наличие большого количества недостат-
ков в книге крайне ограничивает п0ль3о-
вание ею и показывает, чо она нуж-
дается в геррезной и основательной пе, 6-
	работке.
Майор Н. КУРАФЕЕВ,
	Шурховецкий подошел к доске и, нари-
совав схему, пояснил свою мысль.

— Но мы так не делали и не сумеем сде-
лать, — сказал кто-То из  присутетвую-
ЩИХ,

— Не делали — будем делать, не умеем
-—— Научимея, —— ответил ROMAHAUD bckag-
рильи,

В другой раз, по условиям вводной,
комавдир группы истребитетей должен был
	принять решение о сближении с бомбарди-
	ровшиками и атаке их. Бомбардировщиви
«противника» находились на значительном
удалении от истребителей и шли к ним
на встрёчно-параллельном курсе.  Шурхо-
вецкий подчеркнуй при э1ом, “ что речь
идет о полете на большой скорости.
Ретая вводную командира, офицеры вы-
сказывали одно мнение: группу надо раз-
	вернуть в сторону «противника» обычным  .
‘разворотом и Затем ити А бб
	разворотом ий затем ATTH ва 602
жение. Но расчет показывал, что, пока ис
требители будут выполнять этот маневр,
бомбардировщики уйдут так далеко, что
скроются из поля зрения, следовательно, и
догнать их будёт нельзя. Тогда командир
принял решение: сделать разворот о «вое
вдруг» на девяносто градусов.

Но командир эскалрильи не только вы-
	сказывал новые мысли. он демонстрировал
	в воздухе различные — с1060бы атак
воздушных и наземных целей. В
учебно-тренировочных «боях» командир эс=
кадрильи всегда имел преимущество над
«противником», а результаты вго стрельбы
по щитам со сложного маневра долгое время
оставались непревзойденными. За 2.5 ты-
сячи часов, проведенных в воздухе, Шурхо-
вецкий сумел отточить своё летное мастер-
ство до виртуозности. Теперь же, глубоко
изучая боевой опыт, он творчески приме-
нял его на практике.

< Каждый полет, который мы выпол-
няем сегодня,—говорил Шурховецкий офи-
церам, — должен отличаться от вчераш-
него. Взять хотя бы полет на стрельбу.
Отличную оценку у нас получает тот, кто
	давт пать попаданий в конус. А разве нель-
	зя давать больше? Можно. Или возьмите
план нашей летной подротовки. Разве неяйь-
зя его выполнить так, чтобы горючее эко-
номилось? Можно. А: сэкономив бензин, MBI
выполним ряд более сложных упражнений
и тем еще выше поднимем напгу боевую го-
товноеть. Но для этого необходимо отыски-
вать новые формы обучения, комплексиро-
вать задание и проводить полеты так, что»
бы не терялась ни одна минута времени, не
расходовалея впустую ни один грамм горю-
чего. В этой работе, товарищи офицеры, ва-
па инициатива, творческий подход в делу
приобретают решающее значение...

Когда Шурховецкий говорил об увеличе-
нии количества попаданий при стрельбе по
воздушным и наземным целям, многим это
казалось очень сложным. Огневая подготов-
Ка летчиков в те дни была невысокой.
Но прошло лето напряженной учебы,
и летчики овладели искусством  снайпер-
ской стрельбы. «Секрет» боль значитель-
ных успехов состоял в той системе обу-
чения истребителей стрельбе, воторой при-
	‘держивалея командир.
	‘Решив резко поднять отневую BETYURY,
Шурховецкий снова обратился за помомью
& партийной организации. Вак он й ожи-
ал, коммунисты помозли ему быстро внёд-
	рить в практику обучения свою сибтему. А
	она состояла из тренировок на земле, шя-
рокого применения кинопулеметов й ком
плекеных стрельб в воздухе.

До этого летчики относились к кинопуле-
мету пренебрежительно: мало пользовались
Им. снимви же подчас не обрабатывались.
	Насколько велико значение этого. аппалата,
	показали летчики звена Гвардии старшего
лейтенанта Логинова, Молодой летчик Жи-
жемский систематически не выполнял
стрельбы. Но после того, Kaw pery-
лярно стали дешифрировать снимви И с их
помошью делать разбор ошибок, качество
	Прошло
	стрельб истребителя улучитилось.
	@ книге
	товарооборота между соеими странами по
сравнению с товарооборотом между ними
за прышлые годы.

Протокол подписали: по уполномочию
Правительства СССР — Заместитель Ми-
нистра Внешней Торговли СССР А, Д. Вру-
тиков, по  уполномочию Правительства
Норвегии — Чрезвычайный и Полномоч-
ный Посол Норвегии в CCCP ~
г-н ХУ. № Bepr.
	ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНОВ
	5 стороне от главного
		Большие трудности испытывал секре-
тарь парторганизации Н-ского авиаподраз-
деления = старший техник-лейтенант Пи-
тенько, составляя отчетный доклад. Orop-
ванный от жизии коммунистов, не зная
их запросов и интересов, плохо предетав-
ляя 0606, как члены и кандидаты партий
повышают свой идейно-теоретический ypo-
вень, Шитенько вынужден был второпях
подбирать факты, подыскивать случайные
примеры. Вот почему в его докладе не бы-
ло глубокого и всестороннего анализа с0-
слояния внутрипартийной работы, многов
звучало неубедительно, не. отражало дей-
ствительного. положения дел,
	Вогда, например, докладчик очень Ger-
10 коенулея вопроса о том, как обстоит
дело с политическим просвещением комму-
нистов, он назвал только две-три фамилии
и отделался общими фразами, что, дескать,
перечисленные люди много работают над
собой. А как они. работают, где учатся,
06 этом не было сказано ни слова, Да это
и неудивительно. Партбюро не контроли-
ровало самостоятельную учебу коммуни-
стов, не оказывало им помощи в овладении
маркеистеко-ленинской наукой. Докладчик
назвал группу отличников боевой и поли:
тической подготовки. Был, в чаетности,
упомянут как отличник капитан Сизов.
Но спустя несколько минут из отчетного
же доклада выяснилось, что у тов. Сизова
ть дисциплинарное взыскание, что   Ha
последней зачетной сессий он Получил две
посредетвенных оценки. Оказаловь, что
коммуниет Сизов слабо знает материаль-
НУЮ часть самолета, тактику — Военно-
Возлушных бил. т.
	Многие важнейшие вопросы жизни пар-
тийной организации были обойдены в до-
вкладе молча eM. Буквально двумя-тремя
словами тов, Питенько осветил состояние
партийно-политической работы в Эвииа-
жах. За довладчик и члены бюро стар-
ший техник-лейтенант Елисеев, лейтенант
Вонопенко пытались доказать, что пар-
тийная работа в условиях, когда люди ча-
eno бывают в длительных командировках,
вообще немыслима. Между тем, именно эти
специфические условия, в которых комму-
нистам подразделения приходится выпол-
нять свой служебные обязанности, как раз
	и требуют, чтобы партийная. работа была
исключительно гибкой, оперативной, пеле-
	устремленной. Политическое обеспечение
задания, которое выполняется вдали от
части, в том и заключается, чтобы в тече“
ние этого периода экипажи не отрывались
от Части, & продолжали жить одной жизнью
с ней; чтобы люди постоянно были в курсе
	вс6х текущих событий; чтобы офицеры и
	сержанты не отставали от своих товарищей
по матксистеко-ленинской полготовке. в
	по марксистеко-ленинской подготовке,
изучений тем политических занятий.
	Факты же говорят о том, что партийно-
политическая работа в окипажах нахо-
juTch на крайне низком уровне. Роль
группарторга экипажа в большинстве слу-
Чаев сводится к проведению совещания
перед полетом. С коммунистами, возвра-
тившимися © залания, никто из политра-
ботников не беседует,
	Членам ВЬАШ(б) этого подразделения при-
ходитея выполнять сложные задания. По-
нятно поэтому, какое огромное значение
приобретает тательно побдуманная пао-
	тийно-политическая работа. Но ° стран»
ное 4610: 0 пропаганде идей совет-
ского патриотизма среди личного co-
	става докладчик не сказал ни слова.
Не потому ли это случилось, что нартор-
ганизация, возглавляемая тов. Питенько,
	танизация, возглавляемая тов. Питенько,
не только не вела активной борьбы за ук-
репление дисциплины, порядка и органи
зованности, за безукоризненное выполне:
ние воинами своего служебного долга, но
й Подчас проходила мимо фактов недиеци-
плинированности,  аморального поведения
некоторых товарищей. не привлекала. в
	плинированности, аморального поведения
некоторых товарищей, не привлекала” к
строгой партийной ответственности. тех,
RTO своим недостойным поступком порочил
высоко звание воина Советской Армии,
	выбо5ое  эвание воина ооветской Армии,
Среди нарушителей дисцинлины оказались
некоторые члены партии, например, штур-
	ман старший лейтенант Байков и другиё.
	Партийные собрания в подразделении
созывались очень редко — один. раз в те-
чение 4 — 5 месяцев — и проходили нё-
организованно, 663 активного участия ком-
мунистов. Собрания не были школой боль-
itenncresirg воспитания членов и канди-
хатов ЖП(6). Это отразилось на всей
	присуждение стипендий
	Ученый совет Московского государствен-
ного университета имени М. В. Ломоносова
недавно обсуждал вопро о присуждении
персональных стипендий студентам на
1948 год. Лучшим отличникам учебы меха-
нико-математического факультета  присуж-
дены стипендии имени Н. Е. Жуковского.
	Первую стипендию имени Н. ЕЁ: Жуков-
ского получил участник Великой Отечесть
	венной войны студент 65-го курса Евгеняй
	Мирославлев. Тов. Мирославлев служил
стрелком-радистом в Н-ской авиачаести. За
свои. боевые подвиги он. награжден орденом
Красной Звезды, медалями «За отвагу» 4
«За оборону Кавказа».
	В  универснте” Евгений  Мирославлов
возвратился после войны — в 1945 году.
Сейчас он’ по всем предметам имеет отлич-
ные оценки и пол руководством профеесорА
	авы: 11а

Булгакова готовиг дниломную работу но
	‚ прикладной механике.
	партийно-политической работе. Она зачахч
ла, ‘перестала быть действенной. Ряд во-
просов предан забвению,

В прениях по докладу выступило всего
несколько ‘человек, Выступавшие резво
критиковали партийное бюро и его секрета-
ря. .

— Докладчик, — заявил капитан Kom
лир, — сказал, что все коммунисты занич
мают авангардное место в учебе и работе.
Тов. Питенько, нев меру расхвалив людей,
мягко выражаясь, приукрасил действитель=
ность. Сегодня я знакомился с учетом прич
@ма и сдачи самолетов и пришел к убеждеч
Вию, ч10 не’ все у нас обстоит так хорошо,
как это нарисовал докладчик. Некоторые
товарищи зазнались, они полагают, что все
уже знают и незачем им учиться. Вот, на-
пример, лейтенант Ермашев. Он всегда виз
учится своими успехами. А на зачетной сес
сии получил четыре посредственных оценч
КИ.

Партбюро, — продолжал тов. Котаяр,
— не знает, как работают коммунисты, как
они живут. Членов бюро, активистов редко
можно ветретить в казарме, они мало общаа
ются 6 массами, не прислушиваются к их
толосу. В этом причина многих наших недоз
статвов. :

Лейтенант Беляев посвятил свое выступ
ление практике распределения партийных
поручений. Он сказал:

— Партийно-политическая работа у nad
пущена на самотек. Коммунисты принима“
ют в Ней слабое учаетие. Многие члены и
кандидаты партии по году не имеют партий
ных поручений. Распределяя поручения,
бюро не учитывает способностей и жела-
ния людей. Подчае поручения даются, & поз
том о них забывают,

Деловым и принципиальным было вым
ступление, старшего сержанта Чагина. Он
сказал’
	—- Идейно-политическая работа бреда
сержантекого состава не проводится. Сер
жанты зачастую предоставлены еамим cobe,
Партбюро считает меня пассивным комму“
Нистом, & Что оно сделало, чтобы приоб“
MGT меня к партийной жизни? Ничего,
Даже когда я сам пришел и попросил по-
ручение, от меня отмахнулись. Многие с6р-
жанты ‘коммунисты могут проводить
беседы среди личного состава Ha
различные политические темы, HO этих
людей почему-то не замечают. Много
У нас говорят о молодых  коммуни-
стзх, 06 их учебе. Но вот уже несколько
месяцев, вак у нас политшкола прекратила
свое существование. Почему это произошло?
Покладчивк ничего 0б этом не сказал.
	Серьезные упреки коммунисты высказых
вали по адресу редколлегии стенной газеты,
которая выходит нерегулярно, от случая к
случаю. В ней не бывает острых критиче-
ских материалов, особенно на партийные
темы. Даже в последнем номере, выпущен-
ном накануне отчетно-выборного собрания,
была всего одна десятистрочная заметка
на партийную тему, она состояла лишь из
призывов критиковать недостатки. Ёстати
сказать, автором этой беззубой заметки яв»
ляется секретарь парторганизации тов. Пиз
тенько._
	Следует. 0с0бо сказать о выступлениях
членов бюро. Они ничего не прибавили к
отчетному докладу. Тов. Кононенко повто-
рил те же факты, что и секретарь партор-
ганизации, «разнес» уже не раз упомяну-
тых на собрании коммунистов. Тов, Елисеев
сетовал на 10, что «сверху не было указА-
ний, что и как нужно делать, не поступили
директивы». Какие еще нужны были Ели-
сееву указания и директивы, когда он в теч
чение года ничего не делал.
	Собрание не было как следует MOATOTOB<
лено. Оно началось с опозданием. Некото“
рые коммунисты пришли к концу доклада,
многие товарищи сидели в шинелях. Ora
неорганизованность, спешка особенно ска-
зались во время выдвижения кандидатов в
новый состав бюро, Был выдвинут, напри-
мер, коммунист старший лейтенант Вуделя,;
имеющий строгое партийное взыскание.
Когда на этом основании тов. Куделя сделал
самоотвод, выступил тов. Питенько и поспе-
шил заверить коммунистов, что выговор,
несомненно, будет енят, что Куделя уже
возбудил ходатайетво o6 этом. В результа-
те Куделя осталея в списке для тайного го-
лосования и был избран в состав бюро.
	Б. КРЕМНЕВ.
	(Наш спец, корр,).
	С УЕ 4 ее: выпускает шар-пилот
— Завтра увидитё, — НЕВОЗМУТИМО. oT- Daen vanurena WN
	ветил тот,

На следующий День Itypxonennat Hed
воздушный «бой» против соседней эскад-
рильи. Когда вышло время, он быстро со-
брал своих ведомых и организованно приз
шел с ними на аэродром, В следующий раз
он поступил так же, и все с тем же резулье
татом. Летчики Шурховецкого видели маши
	HY своего командира, и стоило. ему подать.
	команду, как они быстро остановились на
свое место. Другие же командиры не могли
так быстро собрать после «боя» свою rpyn-
пу, и часть самолетов возвращалась у них
на аэродром вне строя.

—= Ты и в боевой обстановке летал бы
меченым? = спрашивали у Шурховецкого;

— Het, не летал бы, == спокойно отве-
тил тот. — И бейчас уже не буду красить.
свою машину в другой цвет: двух поле-
тов достаточно, чтобы показать летчикам
место их командира.

Й действительно, Шурховецкий больше
не выделял раскраской свой самолет. Одна-
ко. какой бы сложной ни была воздушная
	обстановка. после «боя» его летчики соби-
	рались быстро, и эскадрилья возвращалась
на аэродром всегда организованно. ^
& зз
	В хня Великой Отечественной войны 95.
вадрилья, которой командует ныне Гвар-
хии старший лейтенант  Шурховецкий,
прошла славный героический путь. В н6=
бе Ленинтрада сражались  твардейны, на
подетупах города-героя они наносили емер-
тельные удары по врагу, десятки немецких
самолетов были сожжены ими в. воздуш+
ных боях, Имена летчиков дважды Героя
Советского Союза Поврышева, депутата
Верховного Совета СОСР Героя Совётского
Союза Пилютова, Героев Советского Consa
Чубукова и Горбачевского хорошо известны
	в нашей стране. эти люди выросли в 96-
	калрилье, все они были поочередно ее
	комантирами. Вместе © другими летчиками,
	которые и по сей день продолжают слу
жить здесь, они, нё щадя сил и самой
жизни, защищали свою любимую Родину.
В дни мирной учебы личный состав эс-
кадрильи Шурховецеого в упорном тру-
	де умножает славу, лобытую на поле 0ра-
	ни, История гвардейской части из года в
год пополняется новыми примерами besda-
ветного служения Советской Отчизне, 680
ему Hapony, великой Партии Ленина —
Сталина. Олин из таких примеров -— итоги
учебы за прошедший год: эскадрилья вы
полнила все учебные планы, добилась вы-
сокой боевой готовности, за что она meet
от командования благодарность. -

Подиолкевник В. ЗЕМЛЯНОЙ.

На стр. 85 утверждается, что астрокуно-
лы сфёрической формы дают рефракцию,
которая увеличивается с уменьшением вы-_
соты светила. Это положение верно только в-
случае наблюдения светил с подвесным сек-
бтантом. При наблюдениях с ручным сек-
стантом, в частности с секстантом АС, вели
чина рефракции сферического купола умень-
щаетея с уменьшением высоты светила.

Не обосновано также категорическое за-
явление автора, что «у нас в авиации
применяются абтрокуполы конической фор-
мы» (стр. 85). В действительности такие
вуполы имеют лить незначительное pac-
проетранение.

Автор не советует производить вообтие
измерений высот светил сквозь стекла ва-
бин. Следовало бы указать — Сквозь вы-
пуклые стевла и рекомендовать произ-
водить измерения через плоские стекла,
изготовленные из хорошего плевсигласа,

Методика астроопределений даетея в
Аниге неверно, Автор рекомендует вначале
наметить момент наблюдения, для которого
рассчитать высоту и азимут звезды, по-
cue чего произвести её наблюдение. Такого
рода методика имела некоторый вмыел при
применении старых расчетных  побобий,
когда На производство расчета тратиаось
много времени. В настоящее же время, как
показала практика, удобнее сначала 1п00-
наблюдать свётило, & потом уже пройзве-
сти расчет элементов сомнеровой линий.

Наиболее интересным в книге является
материал, анализирующий ошибки опреде
дения места по методу Сомнера, Тав под=
робно эта тема в книгах по авиационной
астрономии излагается впервые. Но и этот
материал недостаточно доработан, Извест-
Но, Что величина средней вероятной ошиб-
ки при измерении высоты светила coBpe-
менным секбтантом равна 5—10 км; автор
же эту величину принимает равной 20 км.
Поэтому в результате величина ошибки
определения расчетного места получается
у него чрезмерно большой, и это недопу=
стимо искажает прёдетавление читателя 0
точности современных методов астроопреде-
лений в полете,

Автор часто пользуется редко применяе-
MBIMH в абтрономии терминами, 663
которых вполне можно было бы обойтись.
Таковы — «часовой круг», «колюр рав-
цоденствий», «альмукантарат» ит, п, В
книге встречается также терминология, от-
носящаяся к системе эклиптических коор-
	ционная астрономия“

Сейчас, когда приборы и методы астро-
номических определений местоположения
самолета позволяют получать точность по-
рядка 10 км., астрономическая навигация
стала надежным и необходимым средством
самолетовождения. Преимущества примене-
ния астрономической навигации особенно
выявляются в дальних полетах, - когда
другие ‘способы  самолетовождения дают
меньшую точность определения местополо-
жения или оказываются вовсе непримени-
МЫМИ.

В связи < появлением новых авиасек-
стантов и расчетных нособий (авиационно-
го астрономического ежегодника, таблиц
высот и азимутов) ранее вышедшие книги
по авиационной астрономии в значительной
части устарели и не могут полностью удов=
летворить читателей-штурманов. Отсюда
понятно, с каким интересом штурманский
состав вотретил книгу Н. Кривоносова по
авиационной астрономии *,

Содержание книги разбито на четыре
тлавы. В первых трех главах излагаются
вопросы сферической астрономии (небесные
координаты, движение светил, измерение
времени). Последняя ‘тлава посвящена ме-
толам астрономической ориентировки В
полете.

Несомненное достоинство книги  завлю-
Чается в том, что в пей довольно подроб-
но, с умелым применением математического
обоснования освешены вопросы общей аст-
рономии и теория ошибок определения ме-
ста астрономическим путём.

Однако наряду с ясным изложением нё-
воторых вопросов автор допустил немало
ошибок. неточностей, неряшливых ‘форму-
лировок, которые значительно снижают
ценность его работы.

Врелную путаницу внее автор во CHOW
втигу тем. что вместо общепринятого В
авиапиенной астрономий азимута он в pa
ДВ мест пользуется азимутом, отечитывае-
MbIW OT ЮЖНОЙ части меридиана Правда. В
	* Н. К. Кривоносов. — «Куре самолето-
зождения, ч. 1\У. Авиационная астрономия».
Воениздат, 1947 г. стр. 153. цена 4 руб.
	об’яснений устройства таблиц вымт и
азимутов звезд он оговаривается, что
«азимуты звезд даны в навигационном ис-
числении, т. е. в измерении of северной
части меридиана (точка севера) от 0°
70 360° (стр. 97). Но эта фраза не ме-
няет дела, так как На приводимых в каи-
ге рисунках (рис. 40, 41, 42, 62 и 65)
азимут отечитываетея от южной части ме-
ридиана,

Автор дезориентирует читателя, утверж-
дая, что у нас в авиации кроме  «таб-
лиц выбот и азимутов» применяются «таб-
лицы предвычиеленных выевот и азимутов
звезд», которые собтавлены «для широко-
то диапазона широт и долрот» (стр. 99),
Это утверждение неправильно. «Табляцы
предвычисленных высот и азимутов» ох-
ватывали ограниченный район местности и
страдали многими недостатками, . веледетвие
Чего они сейчас и не применяются,

Совершенно неудовлетворительно  изло-
жен в книг раздел «Измерение высот cBe-
тил». Здесь автор утверждает, 910 У нае в
ВВС применяетея ручной авиационный
cexctanr АО. В действительности же секс-
тант АС является устаревшей конструкцие
ей, и им уже давно не пользуются, приме-
няя вместо него сокстанты значительно
более совершенной конструкции. Автор не
тольно детально об`ясняет устройство этого
секстанта, но ип дает подробную мё-
тодику работы в ним, которая никогда и
нИвому ne понадобится. Приводимые тут
же величины вероятных ошябок измерений
высот светил, которые принимлютея и при
расчете в разделе «Ошибки определения
места по метолу Сомнера», далеки от фак-
тических данных

Принцип устройства фокусного уровня
не рассматривается в вниге. Говоря о тех-
нике измерения высоты светила, автор pe-
комендует «пузырек уровня удерживать
ближе к центру поля зрения, стремясь со-
вместить ето с риской на ‘линзе уровня»
(стр. 81). Ошибочноеть этого положечия
  ясна каждому, кто хоть мало-мальски 60-
  прикасался с измерениями высот светил
  CORCTAHTON.
	имени н, Е, Жуковекого
	Тов, Мирославлев — активный общест“
венник. Он быд секретарем профкома @а-
вультета, & во время избирательной камиа-
нии работал агитатором на участке,

Вторая стимендия присуждена студентке
5-го курса Эмме Янкелович. Ona осенью
1941 года ушла из университета на фронт
добровольцем. Вначале была медсестрой, а
затем работала в авиаремонтных _ мастер-
CRICK, .

В 1945 году Эмма Янкелович вернулась
в уннвереитет ин вскоре стала отличницей.
Тов. Янкелович посвяшает свою динломную
работу математической теме.

ретью стицендию заслужил студент 3-го
курса Езтений Ландис. Это самый Молодой
из. стиненднатов. Во, несмотря. на свою
молодость, тов. Ландие уже имеет насколько
научных работ,

Две другие стипендии имени Н.Е № -
	BOBCROPO присуждетьы студентам 5-го курса
	Фаине Туровской и Моисею Хитрикх.