СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ.
	7 января 1948 г., № 5 (919).
	К выборам. в местные Советы депутатов трудящихся
	Фото Ф. Кушнерова.

Баку. Плошадь имени Низами.

Ji One CTH
		чи

*
Говорят бакиниы
	  9 американцев не вышло,
а мы сделали
	Четвертый десяток лет работаю я на нефтяных промыслах
Баку. До революции был простым чернорабочим у подрядчика
Джаваниирова; бился в нишете, не видел просвета в жизни.

Советская власть, большевистекая партия принесли тру
дящимся избавление т рабекого, подневольного труда ча канн-
талистов. Труд стал делом чести и славы, доблести и геройства.
Открылись лирокие пути к творчеству, мастеретву. В первые же
годы воветокой власти я овладел сложной профессией бурильши»
ва.
	Невозможно сосчитать скважины, которые ховеловь мне про-
бурить На своем трудовом веку. Работал я на территории Ленин-
ког района, нь Баиловокой горе; в бухте Ильича, бурил в мо-
pe a zane водил в Узбекистан, где поставил вышку № 1. Boxee
шой Труд! Достаточно сказать, что только в одном Лениноком
районе Баку мы, бурильцики, пробурили более  10 тысяч сква-
хин общим Протяжением esttine 4.300 тызач межров. _
	Давать стране из Тода в год больше нефти = этим патрио-
	‘ичесвим желанием проникнуты все чувства и мысли бакинцев. -
	Еще задолго до Великой Отечественной войны меня начал вол
новать один вопрос: нельзя” ли добывать нефть из-под самого ros
рода? Ведь пол Баку тоже залегают богатые нефтеносные пласты
	3% была полегкая задача. До сих пор скважины уходили в
маю вертикально. Я хотел осуществить наклоннов бурение: на.
	чать работу на каком-нибудь пустыре и вести скважину пол го-.
	родокие постройки, туда, где геологи показывалт наличие неф-
mm, Американцы пробовали в Калифорнии ‘осуществить такого
рода бурение. Ничего у них ве вышло. Бурение было неточным:
(тр каждый раз проходил мимо плата.

То. что оказалось не`под силу америкаяцам, сделали мы,
	советские нефтяники! Вместе со своей бригадой я из бухты
Итьича повел первую скважину под городской базар. Веё свое
	мастерство вкладывала моя бригада в выполнение этого прави--
		Говорят бакинцы
	Работаю в счет 1951 года
	В самом начале Отечественной войны на мапгиностроитель-
HOM заводе им. Шаихта было учреждено переходящее красное
знамя. В первый же месяц оно было волружено возле моего стаж»
ка И с той поры ло самого конца войны осталось здесь.
	«Не только выполнять, но всегда перевыполнять норму!» —
этот девиз стахановцев — переловиков производства я подхватил
еше в 1936 году, когда после учебы в школе ФЗУ стал к стан*
RY Ha заводе. Экономя каждую секунду при семей креплении’
	обрабатываемых деталей, непрерывно рацибнализируя пройзвод-
	ственный процесс, я ежегодно выполнял 2—3 головые нормы:
«Не успокаиваться на достигнутом, неустанно добиваться
новых успехов», — так сказал я себе. когда наш завод вместе
CO всеми предприятиями страны включился во Веесоюзное сопиач
пистическое соревнование за досрочное выполнение послевоенно-
Го пятилетнего плана. В первый год пятилетки я выполнил свы»

ше двух годовых норм и дал влятву в следующем голу завончить
свою пятилетку. .
	Слово коммуниста — крепкое слово. В феврале 1947 ма а
выполнил третью годовую норму, через несколько месяцев —
четвертую, а в октябре, в канун 30-Й годовщины Великой км
тябрьской революции, — пятую.

Сейчас я работаю в счет 1951 гола и надеюсь к концу пяти»
тетки выполнить еще 5 толовых норм, А удается — и больше! ©

Bee трудящиеся Баку охвачены сейчас стремлением
досрочно выполнить гениальные сталинекие предначертания. То
карь нашего завода Али Ашраф Касимов уже имеет на своем счез
ту 4 выполненные годовые нормы. Литейщик Бакинского паро-
возного депо Анхриасов ежедневню дает по 3—4 нормы. Врига=
да мастера Ахмедова на заводе им. Парижской Коммуны недавно
начала работу в счет 1949 года. /

Побывайте на любом баюиноком предприятии, и вы узнаете
о многих примерах трулового героизма. В ответ на призыв ленин
градцев выполнить пятилетку в 4 тода коллективы многих
бакинских предприятий обязались выполнить пятилетку в
3—3,5 rozal -

Так оно и будет. Рабочий класс Баку не раз доказывая свою
беспредельную преданность Родине, большевистской партии,
великому Сталину. Бакияцы идут a будут итти в первых рядах
строителей коммунизма,

А. АКОПОВ.
	тонарь, депутат Варховного Совета Азевбайджанекой ССР.
			СОПИАЛИСТИЧЕС
	А. БУЗДАКОВ,
председатель исполкома
Бакинского городского Совета
депутатов трудящихся
	Ha овраинах Баку выроели врупные,
прекрасные рабочие городки: Сумгаит, по-
сели Сленана Разина, Китова, Шаумяна,
	 Монтина. Кагановича, Джапарихзе и другие
	с многоэтажными домами, замечательными
творцами культуры, светлыми, проторны-
	11 января 1948 года трудящиеся Bary,
Kak и всей Азербайджанекой ССР, будут
выбирать депутатов в Местные Советы. К
этому‘ военародному празднику бакинцы
приходят с замечательными успехами, одер*
жанными под руководством родной боль»
шевистской партии, под мудрым водитель-
ством гениального вождя и учителя совет-
ского народа товариша Сталина.

Баку — город революционных традиций.
Зтесв великий вожль туулящихея товарищ
	Сталин `влохновлял и организовывал Gorb-
	eB   Ho 6 ADHSMOM.   aa ками,
ов Закавказья на борьбу с царизмом.   „и библиотеками, школами, детскими сада-
	Там. где wy
	Рабочий. класе Баку неоднократно довазы-
вал свою беспредельную проданноеть, боль-
шевистекой партии:

Трудящиеся Баку по праву гордятся сво-
ими  завоеваниями. Великая = партия
Ленина — Сталина сказочно преобразила
наш родной Баку, превратила его в цвету-
ший сопиалистичеевий город, являющийся
олицетворением великих завоеваний всего
азербайджанского народа.

Бакинская нефтяная . промыполенность,
оснащенная По последнему. слочу новей-
ней техники, является гордостью могучей
советекой индустрии. При советской власти
было, разведано и освоено 20 богатейших
нефтяных месторождений. Густой лес вышек
вырос на Апшероне. Новые нефтедобываю-
шив тресты —= «Молотовнефть», «Авизбе-
	кознефть», «Вагановичнефть», «Бузовны-
нефть» — возникли рядом: 0’ старыми” ба-
	лаханскими, биби-эйбатсвими. й oypax &H-
скими нефтепромыелами.

Разительная перемена произошла ий В
нефтеперерабатывающей промышленности
Баку. Построен ряд новых крупнейших
нефтеперерабатывающих заводов, a cytie-
ствсвавшие  заволы коренным образом pe-
	  конструированы я значительно расширены,
	Производство одного бензина увеличилось
	но  ставнению с пореволюционным врзме-
	нем более чем в 47 раз! .

За это же время в Баку построены сот-
ни предприятий, создано много новых от-
раслей промьиленности” манкиностроитель-
ная, Химическая, трикотажная, обувная,
текстильная, пищевая; стекольная, д6рево-
обрабатывающая и другие. В настоящее
время в Баку представлены почти все отра-
сли социалистической промышленности!

Вместе с ростом промышленности корен-
ным образом изменилось лицо’ самого Ба-
ку. Он стал одним из самых благоустроен-
ных городов Советекого Союза.
	Вот где можно удивиться. упорству  с9-
ветекого человека!

На городском плане Баку 1913 года Ба-
иловокая гора Тутым мысом врезается в мо-
ре, но зато сразу же за этим мысом воды
Каспия глубоким и обширным полукружь-
ем вторгаются в Апшеронский полуостров.
На голубом поле Чернеет надпись «Бухта».

..Авкуралный ‘трамвайчик бежит у
плоского подножья горы. На коричневой
вершине ве вознесен монументальный  па-
мятнию: брензовый Киров — великий граж-
данин Баку, — словно. задержавшиеь Ha
минуту на открытой ветрам и солнцу rope,
широким, просторным взмахом руки
приветствует город нефти, город мужествене
ных и закаленных искателей и лобытчиков
«Черного золота». «Бухта Ильича», — ro-
ворит кондуктор:

Но бухты нет. Там, где некогда шумело
море, возвышается величественный. лес
нефтяных вышек. ов:

Героической песней звучат рассказы 6а-
кинцев о том, как они, советские люди,
партийные и непартийные большевики, от-
теснили Каспий, освободив землю для йовой
жизни, \

Еще до революции геологи показали на-
личие богатейших нефтеносных нластов. в
районе бухты. Жадными глазами начали
смотреть на нее нобели, манташевы, рот-
шильды — «нефтяные короли» Баку. После
долгих раздумий они решились осушить
бухту.

Дореволюционная история борьбы с мо-
рем походит то на нелепый анекдот, то на
жуткую. трагедию. Ежедневно в бухту мед-
тенно втягивались баржи и шаланды, до-
	  верху нагруженные землей. Месяц за меся-
	Е И ТЕ РТИ а:
цем вручную, лопатами грунт Фбрасывалея
в море.

Советская власть открыла новую, вияю-
щую страницу в истории бухты, Старожи-
лы рассказывают: весенним днем 1922 го-
да на Баиловекой горе, там, где сейчае ето-
ит бронзовый Киров; стоял оно живой,
окруженный группой инженеров, партийных
п советских работников. Первый” секретарь
ЦЕ КП(б) Азербайджана обсуждал с нами де-
тали грандиозной ио тому времени стройки.
		(ИЙ БАКУ.

ноября выполнили годовую программу, до-
стигли довоенного уровня и к началу но-
вого года дали много тысяч. тонн сверх-
плановой нефти, Подхватив призыв ленин-
традцев «Нятилетку — в 4 года!», многие
‚ предприятия Баку выдвинули свои встреч-
ные, ные планы: они обязуются выполнить пя-
,Но-   тилетку в 3—3,5 года. Среди передовиков
мяна,  социалистического соревнования-—6-й про-
ругие   мысел требта «@рджоникидзенефть», меха-
‚ными нический завод имени Сталина и другие.
орны- Кажлый день творческого, вдохновенного
	труда рождает героев-тружеников. Всему
Ваку известны сейчас буровые мастера
	Й мы добились своего! Впервые в мире наклонная скважина
уа15 Нефть:
	За успешное овладение методом наклонно  налравленното Oy-
рения правительство присвоило мне высокое звание. лауреата
(талинской премии. Я горжусь страной, в которой труд ученого
1 рабочего, писателя и художника окружен одинаковым почетом!

Ага НЕЙМАТУЛЛА, буревой мастер,
депутат Верховного Совета Азербайджанской ССР,
лаурзат Сталинской премии.
	[Широкий путь
к науке
и знаниям
	До 1917 тода в Росеничиаочитывалоев всего лишь 22 Bpa-
ча-азербайлжанца, в Баку не было ‘ни одного медицинского вуза
аи научно-исследователеского института,
	Тяжелый и тернистый путь предетояло преодолеть азербайд-
занцу, чтобы стать образованным, культурным человеком. В
1911 голу, когда после окончания школы я заявила, что хочу
стать врачом, на меня смотрели, как Ha сумасшедшую. В Азер-
байлжане в то время не было ни одной женщины-врача.
	Много предрассудков пришлось сломать мне, много пережить
трудностей, но ю революции так и не удалось осуществить свое
заветное желание. Только в 1923 году я вышла из стен Биев-
ского мелицинекого HECTETYTA C дипломом врача.
	(оветекая власть, партия Ленина — Сталина принесли куль-
гуру и знания в Азербайджан, Перед нынешней молодежью пги-
ко открыты двери школ, техникумов, инетитутов. Олин Азер-
байджановий медипинекай институт, созданный при советской
власти, выпустил уже 7.000 врачей.
	22 п 7.000! Эти цифры красноречиво поворят о Культурной
серолюции в СССР, о созданной вовой, советокой интеллигенции,
ббпрелельно преданней народу, Родине.
	Широкие горизонты творческих поисков и перзании открыты
перед нашей интеллитенцией. В Баку, например, за голы совет-
ской власти созданы Научно-иоследовательские институты: ма-
тяряй й медицинской паразитологии, эпидемиологии и мижро-
биологии, охраны материнетва и младенчества, туберкулезный я
офталмологический. Это в городе, где 10 революции было всего
4 больницы © общим количеством 915 коек!
	Как о самоь большом счастье, мечтала я; дочь врестьявина,
08 образовании. Если бы че советская власть. пришлось бы мне
похоронить свою мечту. А сейчас я не только врач, но и канди-
JAT медицинских наук, работаю над докторской дисоертацией,
ROTOPYH надоюсь защитить в будущем году.

С. АХУНДОВА-БАГИРБЕКОВА,

кандидат медицинских наук,

депутат Верховного Совета СССР.
	ЦИФРЫ И ФАКТЫ
		Е ФР ЕЕ ога  4.

ми, больницами и другими лечебными и аку известны сейчас буровые мастер

культурно-просветительныхи = учреждени-   АШраф Кербалай и Теймур Джанбахиш:

ants. они в два раза превысили свою довоенную
	Bee эти доотажения были завоеваны
трудящимися Базу на основе неуклонного
осуществления. ленииохо-сталинокой нацио-
нальной политики большевистской партии,
при братокой помощи
русского нарота. Вот почему, когда раздал-
ся гром  Отечествениой войны, бакинцы,
как один человек, поднялись на защиту
великих завоеваний социализма,

Bary превратился 8 могучий арсенал
войны. в

Barnett, помни: нефть нужна везде —

На суше, в воздухе и на воде!

—этют лозунг, вывешенный в первые дни
войны на бакинских улицах и площадях,
влохновлял нефтяников все’ военные. годы.
Находясь в рядах Советской Армии. бажин-
пы с достоинством оправлати высокое зва-
‘ние советских воинов. Около 100 Героев
`Советового Союза дал Азербайджан, половиь
`на из них является бакинцами. ›

Трулящиеся Баку торхятся тем, что они
6 честью выполнили долг перед. Родиной,
внесли свой вклад в демо разгрома немецко-
бфамистевих и ящонових захватчиков и 10-
сле войны с энтузиазмом принялись за вы-
полнение сталинского пятилетнего плана.

He в чем нееравнимы масштабы ны-
нешних работ. Достаточно сказать, что 06°-

ем. буровых работ в поошлом году по одна-

му лишь тресту «Вузовнынефть» в 10

раз превысил 0б’ем бурения по всей азер-

байлжанской нефтяной промышленности за
1919 тод, вб’ время английской интервен=
  ЦИИ.

Воодутеваяемые большевистской парти

ей; нефтяники Баку самоотверженно тру-

дятся над выполнением гениальных ста-

линских предначертаний. Передовые тресты

«Сталиннефть», «Орлженикидзенейтв»,
«Кагановичнефть» и другие ‘уже в конце

и поддержке. великого

пору вырасти 2 UY PE YUE ay ee
ны в счет 1949 года. Высоких скоростей
бурения добилась бригада Ашурбекова,
также намного. опередившая время: уже в
ноябре минувшего года она вдала промыс-
ловикам скважины в счет третьего года
новой сталинской пятилетки. По полторы-
две нормы ежедневно дают бригады Дарья
Кули, Осипа Цатурова, Самеда Искандер
и ‘многих других. .

От бурильщиков и промысловиков He
отстают рабочие заводов нефтяного маши-
ностроения. Коллектив завода имени Дзер-
жЖинского, производящий тлубокие насосы,
‚выпустил в прошлом тоду ‘сверхплановой,
продукции более чем на 3 миллиона руб-
лей. Крупцых успехов добились  зазоды
имёни Шуидта. имени Монтина. Последний
8 раз завоевывал первенство BO Bcecois-
Ном социалистическом соревновании. Это
‘знамя и сейчас, развевается над заводом.
Свыше 90 проц. рабочих этого зазода ра-
ботают с превышением норм. Славой неу-
томимых тружеников покрыли себя также
токари механического = завода имени
Сталина тт. Baxpowees, ° Середенко и
другие, выполнившие по три годовых нор-
мы, :

Готовясь к выборам в местные Советы
депутатов трудящихся. бажинцы клянутся
‘п вирель заботиться о своем родном городе,
славить его самоотверженным трудом. Они
  хоропго- знают, что товари Сталин лично
интересуется жизнью Баку и бажинцев... В
одной из своих приветственных телеграмм
08 полнисалея как старый бажинеп. Баку
должно стать постойным своего великого
  раждалитна. Товарищ Сталин потребовал
превратить Bary в образцовый город, и мы
  сделаем BCE, чтобы с’ честью выполнить
указание любимого ‘вождя.

де шумело море

Нет; не легким был труд бакинцев, дерз*  промысле еще не считается поблестью:

нувших покорить море. Вдохновением и тру
ловым пафосом был отмечен каждый день
Новой стройки. С пиотивоположных концов
бухты в море потянулась дамба. Первую
тачку земли на строительстве этой громал-
ной подковы, призванной отгородить бухту
от моря, высыпал сам Сергей Миронович,
Дамба росла с каждым днем. Наконец, oc-
таливь одни узкие ворота, соединяющие
бухту с морем. Тогда сюда пришли земле-
Coch, собранные на бавинских заводах.

Днем и ночью машины выкачивали со дна
Каспия жидкий ил и через. дамбу перегоняли
его в бухту. Вода в ней стала черной. ка
нефть. Ил оседал. Сантиметр за сантиметром
поднималось морокое дно, оно начало про-
ступать под водой. А ил, перемешанный ©
песком, шел и шел по трубам,

Тольно два года понадобилось бакинцам,
чтобы выгнать всю воду за дамбу. Был

1924 год — год смерти великого вождя и

учитвля трудящихся Владимира Ильича
Ленина, кога Над  проохшей бухтой
поднялась первая нефтяная вышка. Свет“
лым именем Ильича была названа эта новая
земля.

.. @ вот мы илем по ней. 0т моря оста;
лось лишь одно слово — «бухта». Сотни
вышек треста «Сталиннефть» теснятся на
обширной площади. Круглые сутки бесшум-
но работают насосы-чкачалки, извлекающие
вефть из скважин. Неожиданная тишина
цари  на промыслах. Почти не видно лю-
лей. Труд здесь механизирован: небольшая
бригада нефтяников обслуживает десятки
вышек.

0’ деятельном, вдохновенном труде тут
свидетельствует все. Вот контора. 3-го про-
мысла. В помещении почти никого нет.
начальник промысла  демобилизованный
офицер’. Алибеков, ‘и парторг Алексеев, и
геолог: Мовсесян == вее находятся. как. го-

нефти в сутки.

Пе-
ревыполнить не н& 5, 4 wa 40, 80, 100
процентов — только так можно заслужить
уважение товарищей!

3-й промысел свовобразен. Вышки здесь
расположены не’ только на суше, ном в м0
ре, в открытом море, == в 3—4 километ-
рах от берега. А одна буровая смело забра-
лась не больше не меньше как за 25 кило-
метров от суши!

Ставить вышки и бурить морское дио
было делом новым и чрезвычайно нелегким.
Нужно было, во-первых, создать железобе-
тонное основание, возвышающееся над во-
дой: во-вторых, производить в. море буро-
вые работы, которые требуют нескольних
месяцев труда. Каспий ве —— капризное
море. Отправляясь на работы, бригады бу-
рильщиков всегда брали с с0б0й аварийные
пайки. Сколько раз приходилось им бедет-
вовать в штормовую погоду на маленьких
искусственных островках среди разбушевав-
шейся стихии! Но нефтяники — крепкий
народ. Уже перед войной первая морская
буровая начала давать по 200—300 тонн

Теперь в море стоит свыше 50 вышек.

Правда, и сейчас не обходится без неожси-
данностей. Совсем недавно разгулявшийся
десятибальный шторм снес вышку, разор-
вал трубы, по которым нефть подавзласт
на сушу. Освободивииеь, нефть начала
бить фонтаном. Риекуя жизнью, нефтяники
в отчаянную иепогодь приблизились На ка.
терах к фонтану и мпого часов укрощалт
его, направляя в новые трубы. В этой‘ борь
бе людей с морем особенно отличился старый
мастер Курдюков. почти четверть века от
давигий славе нефтяного Баку.
о Кипучей трудовой жизнью живет 3-1
промысел вместе с0 всей бухтой Ильича
вместо 60 всеми промыслами передовог
треста’ «Сталиннефть». Призыв ленинград
	Старший лейтенант
А. НОНДРАТОВИЧ.
	ворят здесь, «В. расположении».
	На стене висит стенгазета «За добычу
нефти!» Послутнайте, что написано в оной
из заметок: «Ниже своих возможностей ра-
ботал Тазиев Бахит, вылолнивший норму
На 105 процентов», Выполнить норму Ha
	— Llextp
азербайджанского.
искусства
	Авербайджан —= одна из древнейших стран с богатыми исто
рическими и культурными традициями. Он дал миру одного на.
величайпих представителей «восточного Ренессанса» — тения
Поэзии ХП века Нибами-Гянджеви, тончайшего лирика XVI orn
летия Физули, проникновенного мыслителя Мирза-Фатали Ахун
дова.

Несмотря на это, до революции  ззербайджаневая культура
всячески потиралась, считалась второсортной. Хозяева Аворбайле
Жана — царокие сатраты и их прислужники ботачи-ззербайда
жанцы — преклонялись перед иностраетциной, не ставя HH Bd
что национальную литературу, театр, искусство.

Собственно говоря, театра; как такового, до революции в
Азербайджане просто не было. Елияичные группы полулюбителей:
полуаклеров влачили в Баку жалкое существование. Азербайдла
жанка вообще не имела права появляться на театральных предз
ставлениях даже в качестве зрителя.

Только с установлением  советекой власти начался подлиня
ный распвет ‘напионального искусства нашето народа. Cepme
Азербайджанской ССР — Bary стал также центром новой куль
туры, национальной по форме, социалистической по содержанию:

10 театров насчитывается сегодня в Баку. Актеры играют
на азербайлжанском, русском и армянском языках. (о епены

_ввучат произведения мировой и русской драматургии, произве=
ления ‘наших писателей и композиторов. В Баку были созданы и
поставлены первые азербайджанские оперы «Лейли и Меджнун»,
«Кер-бглы», «Ветен», удостоенная Сталинской премии. Элесв
впервые азербайджанцы увидели национальный балет «Девичья
балиня». Я счастлива и горда тем, что мне довелось  ибраль в
этом” балете главную роль.

За годы советокой власти в Баку выросли лесятки чаланта
ливых актеров. Большую помощь нам оказали русские артистич
ческие снлы. Я, например, училась в Ленинграде, народные арм
tern республики Жасмен, Мирзия Ханум Давыдова также в00
приняли многое от лучивих мастеров русской снены. Сейчас У
наб есть своя высшая школа сценического искусства — Бажинч
акий театральный институт.

‹ Расцвет сопизлистичесвото искусства = лучшее свидетельч
ство торжества лениноко-сталинокой национальной политики.
Гамзр АЛМАСЗАДЕ,
народная артистка Азербайджанской ССР.
	ЦИФРЫ И ФАКТЫ
		`° До 1917 года в Баку не было никакой государственной тора
говли, кроме немногих лавок — «монополек», продававших водку:

Развитие ‘государственной торговли, удовлетворение насущных
нужд населения стало предметом особого внимания советскога
правительства, болышевистской партии. Сейчас в Баку работают
тысячи магазинов и ларьков. На одних производственных пред»
приятиях имеется 890. магазинов и 513 столовых, обслуживающих
рабочих. Только за 9 месяцев минувшего года в Баку было реали-
зовано различных промышленных и продовольслвенных товаров
на 3 миллиарда 593 миллиона рублей. .

С огромным воодушевлением встретили трудящиеся Баку
историческое постановление партии и правительства о денежной
реформе и отмене карточной системы. Ежедневный оборот
торговых предприятий столицы Азербайджана достигает сегодня
19.5 млн. рублей.
	ОЧАГИ КУЛЬТУРЫ
	310 электролампочек — вот все освещение дореволюционно-
го Баку,
	Ныне город освещают Многие тысячи О о лвяиь  ар
почек. Электросеть Баку имеет 47.500 абонентов. F130 wane *P-
кого света поражает всех, кто впервые посешает Город 4 io oy
го золота». Уже в наше время Максим Горький писал: <
же, как в Неаполитанском заливе, в ‘черном зеркале Каспия от-
ражаютея тысячи огней». Г
	ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ТРУДЯЩИХСЯ
	Стоит ли говорить, что не только в Баку. но и во всей цар-
о России не было ни одного санатория или дома отдыха для
рабочих.

Только в нынешнем году в санаториях Баку отдыхало и ле-
чилось более 15.000 производственников. Кроме того, в городе
непрерывно работает 18 детских и, 21 пришкольный санаторий,
где Е и Получают полный курс лечения десятки тысяч
детёй, \ и
		В 1914 году на всей территории России насчитывалось 224
клубно-просветительных учреждения.

Сегодня только бакинские нефтяники имеют 99 Дворца кульз
туры и свыше 300 красных уголков. Кроме того, в городе рая
ботает до 40 домов культуры и клубов других профессиональ“
ных организаций. :
	НЕВИДАННЫЙ РОСТ.
	До революции в Баку имелось всего три библиотеки. Общее
число читателей никогда не превышало 700 человек.

Сегодня в городе свыше 400 массовых и специальных биб-
лиотек, обслуживающих до 300.000 человек и располагающих
фондом в 4 миллиона томов. Только библиотека имени Ахундова
имеет около полутора миллиона томов.
	СОВРЕМЕННАЯ КАНАЛИЗАЦИЯ
Старый Баку совсем не имел канализации. Вместо нее были
примитивные подземные каналы, которые не столько очищали,
сколько загрязняли город.
Теперь протяженность уличной сети ка
составляет 159 километров, Длина ливне
километр,

нализационной линий
сети’ превышает 41
	До революции Баку не имел ни одного высшего учебного зач
ведения, ни одного научно-исследовательского учреждения.

Сегодня в ‘городе’ 10’вузов, 30’ техникумов. Один Азербайд=
жанский институт им. Азизбекова ‘уже дал стране свыше 7.008
командиров нефтяной промышленности.
	Баку == крупнейший научный центр республики. В нем имеет“
ся более 70 научно-исследовательских учреждений. В 1946 гоз
ду постановлением правительства была учреждена Академия
наук Азербайджанской CCP,