СТАЛИНСКИИ СОКОЛ
	13 января 1948 г., № 10 (924).
	‚Г Традиционный мотонросе имени В, П, лналова

р еде ЧЬИ,

ee ete Ht AS чоннннте тие
	Среди юношей лучшего результата
хобились мотоциклисты  «Трудовых
резервов». Дистанцию в 35 км. они
закончили за 1 час 59 мин. 03 сек.
	Интересно прошли 30-километро-
вые гонки на мотоциклах с коляска-
ми. На этих машинах было наиболее
тяжело преодолевать трудно пепесе-
ченную местность. Требовались х9-
рошая Выносливость, физическая
подготовленность участников. Как и
в прошлом году. первой здесь была
команда Н-окой части MBO, возгла-
вил которую капитан Панкратов. Ее
время — 2 часа 30 мин. 07 сек.

ем.
	Мужские команды в составе э че-
лозек участвовали в гонках на 70
км. По условиям соревнований время
прохождения дистанции  заочитьва-
лось по последнему финиширующе-
му. Здесь первое месзо завоевали
динамовцы co временем 4 ч6са
33 мин. 40 сек. Главный судья co-
ревнований 0. 9. Чкалова вручила
сильнейшим мотопиклистам спортив-
ного общества «Динамо» ^ переходя-
ший приз.

На снимке: участники кросса
на старте,
Фото Г. Чистяковой.
	В воскресенье, 11 января, у Хиу-
кинского речного вокзала состоялся
очередной традиционный мотокросе
имени Героя Советекого Союза В. П..
Чкалова. ,

В шестой раз сильнейшие мото-.
пиклисты етраны оспаривали пере-
	ходящий приз имени славного ©та-
тинекого сокола — фарфоровую ва-
зу в портретом героя.

Перед началом соревнований со-
стоялся парад более 130 участников
кросса  — ` представителей jobpe-:
вольных спортивных обществ «Дя-
намо», «Труловые резервы», «Буре-
вестник», «Торнедо», «Зенит»,
«Труд», клуба Осоавиахима и воин-
ских частей Московского военного
округа. Их приветствовала главный
судья соревнований — жена погиб-
шего летчика 0. 9. Чкалова.

Первыми стартуют женщины. Они
разыгрывают личное первенство на
манинах различных Елассов.

Снежные. заносы и обледенение
дорог Усложнили и без Toro тяже-
лый 35-километровый путь, по ко-_
TOPOMY ‘ следовали: мотоциклисты.
Лучшее ‘время показали мастера
спорта `0. Зинеева, И. Озолина, &
также Д. Кузьмина.
	_ Коммунисты—
передовики
	боевой учебы
	Н-СКИИ АВИАГАРНИЗОН, 12 января.
(По телефону от наш. корр.). Н-ский
истребительный нолк занимает одно из ве-
дущих мест в соединении. Немалую роль в
достижении успеха сыграл партийный кол-
лектив полка. Коммунисты стали верными
помощниками, надежной опорой командира
в деле воспитания и обучения воинов-авиа-
торов. Личным примером они показывают
образцы ‘выполнения воинского холга.
	Эскадрилья, которой командует член
партии капитан Башкатов, по всем видам
учебы держит первенство. Всесторонне об-
разованный офицер, имеющий за своими
плечами боевой опыт, коммунист Башткатов
зарекомендовал себя не только прекрасным
мастером воздушного боя, но и умелым вос-
питателем своих полчиченных.
	Большим авторитетом в части пользуется
коммунист старший лейтенант Палагии.
Его звено— передовое. Как один из лучигих
офицеров, мёстерски владеющий авиацион-
ной техникой, старший лейтенант Палагин
назначен на должность штурмана эскадри-
Thy.
	На проверке политзанятий только пять
коммунистов получили хоронтие оценки, 0с-
тальные пятнадцать человек —— отличные.
Среди отличников — член партийного бюро
полка  стариитна Фалин, член партийного
бторо эскахрильи старший сержант Савель-
eB, кандидат партии старший сержант Ус-
тименко. Всем нм об’явлена благодарность,
а коммунисту старшему сержанту Резинов-
скому предоставлен отпуск на родину. *

Подготовка и проведение отчетно-выбор-
ных партийных собраний вызвали еще
большую активность членов и кандидатов
партии. Каждый из них стремится ознаме-
новать это важное событие новыми дости-
жениями в боевой подготовке.

Материальная часть в полку хорошо под-
тотовлена к эксплоатации в зимних услэ-
виях. Вее вооружение нристреляно. Попол-
нен фонд учебной литературы; изготовлены
новые схемы, чертежи и другие наглядные
пособия. Классы тактической и штурман-
ской подготовки, материальной части, аэро-
динамики и другие дооборудованы и попол-
нены новыми экспонатами. Большую 19-
мошь в этом большом и важном деле ока-
зали офицеры коммунисты Федоренко,
Емельяненко. Крестьянинов и другие.
	Демобилизованные
авиаторы — сталинские
стипендиаты
	Среди сталинских  стипендизтов 1948
года в Московском государственном  уние
верситете им. М; В. Ломоносова много де-
мобилизованных воинов-авиаторов.

Вторично удостоены Оталинской стипен-
хии студентки \У куреа Герои Советского
Союза Екатерина Рябова и Антонина 3у0-
кова. Во время Великой Отечественной
войны эти отважные девушки служили
штурманами В легкой  бомбардировочной
авиации. Сейчас они учатся на механико-
математическом факультете университета и
по всем предметам имеют отличные
оценки.

Переональную стипендию имени И. В.
Сталина получают  демобилизованный во-
ин  орденоносец Сергей Тренин и сту
дентка У курса Раиса Надеева,  участво-
вавшая в боях против немецко-фалиист-
ских захватчиков в рядах Н-екого авиа
подразделения.

Сталинская стинендиатка — учаетница
Великой Отечественной войны орденоносец
Ирина Тюлина под руководством профессо-
ра Рахматуллина готовит динломную pabo-
ту на тему «Обтекание полого усеченного

конуса сверхзвуковым потоком».

ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ ПАРТИЙНЫХ ОРГАНОВ
	за партийность в военной науке
		В обстановке высокой активности и де-
товой большевистской критики прошло от-
четно-выборное собрание в парторганиза-
ции кафедры истории войн и военного

искусства Краснознаменной военно-воздуш-
ной акалемий.
	Пе случайно стержневым вопросом на
собрании явился вопрое о партийности в
военной науке, 06 улучшении преподавания
истории войн и военного искусства, так как
в пропелом на этой кафедре имели место с\-
пественные ошибки и нелостатки.
	Предыдущее отчетно-выборное собрание,
проходившее более года назад, отмечало
«недостаточную принципиальную борьбу
парторганизации за высокий ‘уровень
учебы и научных работ по курсу истории,
особенно в вопросах преподавания военного
искусства. Имело место также чрезмерное, в
отдельных случаях, восхваление западного
буржуазного военного искусства и роли
иностранных ВВС во второй мировой вой-
He».

Слозовательно, задача секретаря партий-
ной организации тов. Корец состояла 8
том, чтобы в своей практической деятель-
ности мобилизовать внимание коммунистов
кафедры на непримиримую борьбу с недо-
статками и: серьезными ошибками, возгла-
вить борьбу за партийность в преподава-
нии такой важнейшей дисциплины, как
история войн и военного искусства.
	В своем отчетном докладе секретарь пар-
тийной организации тов. Rope справедли-
BO отмечал, что путем к исправлению не-
остатков явилось углубленное — изу-
‘чение всеми коммунистами и работ-
	Корец самокритично признал, что и он до-
пустил оптибку в своем выступлении на во-
енно-теоретической конференции, ограни-
чившись поверхностной критикой немецкого
плана «Барбаросса», не подвергнув глубоко-
му анализу и научно-доказательной критике
порочную немецкую военную доктрину и.
немепктю военную идеологию.
	Выступившие на отчетно-выборном 600-
рании коммунисты отметили, что Ba-
фелра недовыполнила годовой план
научно-исследовательских работ. Это 05 Яс-
няется отчасти теоретической  робостью
коумунистов. А давно бы пора преодолеть
эту робость! Силы для этого на кафедре
имеются.
	«Надо только больше веры в свои силы,
	—говорил товарищ ‘Эланов на фило-
софокой дискуссии, — больше pots
этих CHI в активных боях, в mocta-
	новке и решении жгучих современных про“
блем. Надо покончить с небоевыми темпа-
ми в работе, стряхнуть с себя ветхого Ада-
ма и начать работать так, как работали
Марке, Энтельс, Ленин, как  работазт
Сталин».
Отчетно-выборное собрание веколыхнуло
политическую активноеть коммунистов пар-
тийной организации кафедры истории войн
и военного искусства Краснознаменной во-
енно-воздушной академии и. нацелило их
на решение важнейших задач в деле вос-
питания: боввых, идейно закаленных офи-
перских кадров сталинской авиации.
	Майор А. ВЕРХОЛЕТО
	никами кафедры марксистеко-ленинской
теории, которая идейно вооружает пре-
подавательские кадры, помогает им пра-
Вильно понимать развитие’ современ:
ного общества, боротьея против byp-
жуазной идеологии и по-настоящему, по-
партийному воспитывать советских авиато-
ров в духе коммунистического мировоззре-
HEA,

На отчетно-выборном партийном собрании
члены ВЕП(б) подвергли развернутой криз
тике работу секретаря парторганизации
тов. Корец, а также вскрыли нелостаткя и
ошибки, допущенные отдельными коммуни-
стан кафедры. В соответствии с новыми,
повышенными требованиями He полностью
еще перестроил свою работу  военно-исто-
рический кабинет, возглавляемый коммуни-
стами Вымекаевым и  Оденовой. Отмеча-
лось, что коммунист Чернобровкин  подге-
товил недостаточно ` квалифицированную
лекцию © великом русском полководне
Александре Невеком. Были вокрыты также
и другие недостатки в работе парторгани-
зации. 0 том, что отдельные комму-
нисты кафедры еще не полностью  пере-
строили свою работу, говорил в своем вы-
ступлении и начальник кафедры  комму-
нист Агеев:

— Мы еще не взялись за коренную пе-
реработку конспектов лекций. Некоторые то-
вариши ограничились тем, что сделали
ветавки, отдельные исправления в свои ста-
рые конспекты, тогда как надлежало заново,
с учетом важнейших исторических указа-
ний нашей партии, переработать эти темы,
подать их в новом свете.

Секретарь партийной организации тов.
	О коллективности в работе партбюро
	решаться. чем активнее будет деятельность
	всего партийного бюро. как органа -коллек-
	THBHOTO PYRGBOACTBa.
	Надо отлать должное секретарю партий-   тийное бюро сколочено как орган коллек-.
	тивного руководства, от активности каж-
	ого его члена зависит успешная деятель-
ность нев только самого бро, но и всей
партийной организации.

Отсутствие коллективности в работе пар-
тийного бюро — одна из существенных
причин тех недостатков, о которых гово-
рил в своем отчетном докладе тов. Ряби-
Huu. Веледствие слабой проверки исполне-
ния осталось, например,  невыполненным
решение парторганизации о лосрочяой сда-
че курсового проекта. За отчетный нериох
с молодыми коммунистами не было прове-
дено ни одной беседы. Планы работы пар-
тийного бюро не доводились до сведения
всех коммунистов.

Й глубоко правы были выступившие 8

ee een
	ной организации старшему технику-лейте-
канту Рябинину: его доклад на  отчетно-
выборном собрании был самокритичным, С
большевистской прямотой тов. Рябинин
вскрыл перед конмуниетами недостатки в
собственной работе и деятельности партор-
танизации в целом.

— Мы многое упустили В своей работе.
Мы недостаточно занимались идейно-поли»
тическим воспитанием коммунистов. Мы ма-
10 проявляли оперативности и инициативы.
Мы не всегда тщательно готовили партий-.
ные собрания, Мы по-настоящему не нала-
дили проверку исполнения партийных ре-
шений. Мы не добились того, чтобы ликви-
дировать недобтатки в учебных програм-
мах. Мы... ит. д. :

Слушая секретаря нарторганизации, Row
мунисты первого классного отделения и
курса факультета электроснепоборудования
Военно-возлушной инженерной академии
ичени Жуковского были удивлены: почему.
‘тов. Рябинин говорит «мы», когда следова-
ло’ бы сказать «я», Ведь, по. существу,
коммунисты не чувствовали: работы . пар-
тийного. бюро как- органа ›коллективного.
руковолства- Члены бюро тт. `бемин и
Смирнов не проявляли ни активности, ни
инициативы. За все брался сам тов. Ря-
бинин, забывая о том, что работа партий-
Horo бюро должна строиться на коллектив»
ных началах. Ведь от того, насколько пар-
	В звиачасти, тдв секретарем  первич-
ной парторганизации майор Петров, было
провелено партийное собрание с повесткой
дня:  «Авангардная роль коммунистов
в освоении и сбережения техники».

бстоятельный доклад еделал старший
инженер тов. Гузовекий. Он отметил аван-
тардную роль коммунистов в освоении ма-
териальной частя, Все коммунисты, выпол-
няя приказ Министра Вооруженных Сил,

всех коммунистов.   CTBERROCTH самих членов партийного bn-
Й глубоко правы были выступившие в   ро. Партийный долг каждого из них —
прениях капитан авиационно-технической   работать, проявлять инициативу, которая
	способствовала бы повышению уровня всей
кеятельноети партийной  отганизании Ни
	ты Бакушкин и Самохвалов, заявившие 0   ‚ деятельности партийной организации. Ни
том, что партийная организация могла   тов. Семин, ни тов. Смирнов не оправдали
работать плодотворно, если бы ‘активное   сказанного им доверия. Вот почему партий-
участие в партийной жизни принимали все   ное собрание избрало в состав ‘бюро дру-
	[AX КОММУНИСТОВ.
	члены бюро, а не один тов. Рябинин.
Коммунисты лт. Янович и Рудченко
справедливо. указывали на то, что. ка-
кими бы качествами ни обладал
секретарь партийной организации, он
	один неё в состоянии заменить собой пар-   бюро. — залог дальнейшего улучшения ра»
	боты партийной организации,
Майор Н, КРАВЧЕНКО,
	Он призвал летно-технический состав
по-большевиетеки отнестись к наземной
подготовке, чтобы затем полученные зна-
ния применить на практике.

Партийнюе собрание приняло то
но решение.
	Младший техник-лейтенант
Н. МОЛЧАНОВ.

тийное бюро. задачи, стоящие Wepel каж-
дой партийной организацией, ° сложны и
уноготранны. Й тем успешнее — они будут
	СОБРАНИЕ ОБ ОСВОЕНИИ И СБЕРЕЖЕНИИ. ТЕХНИКИ
	ле секретарем  первич-! стали больше и серьезнее изучать боевую
	тежмнию у.

Коммунтет старший техниЕ-лейтенант
Романов, выступая на собрании, сказал:

— Beg знания техники нельзя грамот-
HO экоплоатировать материальную Часть
как на земле, так и в воздухе. Это — фун-
дамент, без которого  невозможню пражти-
чески освовть фаботу того пли другого
згрегата.
		Этой простой истины не уяснили себе ни
секретарь партийной организации тов. Ря-
бинин, ни члены бюро тт. Семин и Смйр-
нов, Именно поэтому странным показалось
заявление тов. Семина: «Тов. Рябинин не
привлекал нас к работе».
	Допустим, что это так. Секретарь пар-
тийной организации, безусловно, повинен в
том, что члены партийного бюро слабо уча-
ствовали в жизни партортанизации, но ведь
9%) HH B какой степени не снимает ответ»

ПОБЕДЫ ТРЕХ ЛИЛЕРОБВ
	пораже-   лья Советов».

канадскому хоккею
	ния, понесенного несколько дней тому на-.
	зад в Риге, москвичи на этот раз сыграли
дружно и сильно, добивиюись победы 69
счетом 7:0.

Сейчас у московекого «Динамо», сы-
rpasmero семь матчей, 10 очков из 14
возможных.
		Первенство СССР по
	В Москве, Таллине и Риге состоялись
очередные игры на первенство CCCP ао
канадекому хоккею. В этих матчах три
московские команды — ПДКА, «Снартак»,
«Динамо», являющиеся лидерами ледяного
турнира, одержали новые победы и снова
вписали в свой актив по два очка.

В минувшее воскресенье на московском
стадионе «Динамо» встретились ховкеисты,
слоличных клубов — «Спартака» и ВВС.
Примерно. равная игра первого периода
обернулась для коллектива звиаторов не-
узачно. Гол, забитый вратарем команды
летчиков Ворониным в собственные. воро-
та, дал сепартаковцам преимущество в ох-
ну шайбу.

Два сильнейших игрока коллектива ВВС
Виноградов a Жибуртович, получившие
серьезные повреждения, вынуждены были
	покинуть лед, и ослабленная команда ВВО
	He смогла противостоять  натисву более
сильного противника. В течение второго и
последнего периодов  спартаковцы довели
счет голов до 8:0 в свою пользу.

Этой игрой московекий «Спартак» рань-
те всех закончил первую половину хоЕ-
кейного турнира, выграв ‘все 9 матчей
первого круга и набрав 15 очков из 18
возможных.

# #*

В тот же день московские динамовцы
играли в столице Эетонии со своими тал-
линекими олноклубниками, После пораже-

и

— Hy, братцы, и натерпелея я стра-
ха! — после одного из боев рассказывает
Лосев, — ...Вее, думаю, кончено. Посмот-
рел я Вниз на черные волны, аж м0р03
по коже продрал.

Образ штурмана Валентина _Сухова He-
ликом выдержан в плане постоянной 60яз-
ни 3& свою жизнь. Никакой другой веры
у него нет: «А во что ты веришь? —
спраптивает он у одного из своих товари-
me. —- Uro rede поможет? Воля к жиз-
	Вчера в Риге местные динамовцы pH
нимали хоккеистов Центрального Дома
Красной Армии. Рижане, имеющие в своем
активе победы над двумя сильнейшими
коллективами Москвы — «Спартаком» и
«Динамо», в. отчетном матче выглядели
гораздо слабее обычного и вынуждены бы-
ли yorymuTh более сильному коллективу
армейских хоккеистов. Героем матча был
Бобров, который вбросил в ворота хозяев
поля пять шайб. Три тола забил камитан
Команды ПДА Тарасов. Динамовцы суме-
ли ответить только одним голом, что спас-
л0 их от «сухого» счета.

°С результатом 8:1 команда IRA выиг-
рала эту встречу, и сейчае после шести
игр у нее 9 очков из 12 возможных. Риж-
ское «Динамо» после такого же количест-
ва игр имеет 8 очков.

зос*х
	`’завтоа в Москве в очередном матче Ha
	первенство СССР ветречаются хоккеисты
Военно-Воздушных Сил и общества «Вры-
	‚— Весь день на нервы действует. Играют
  разные симфонии да эти, как их, рапео-
quo.

— Heymenn не любить музыку?
	— Вак не любить, — обиженно возра-
зил старшина. — Люблю. Частушки o6o-
жаю. песни веякие, джаз — ничего. Но
	ранеодии да эти, как они, увертюры, страсть
не люблю».

Их нравственные устои © достаточной
полнотой выражены в реплике командира
звена Кабарова: «Мотор — не девичье
 cepane, не изменит».

Беден и засорен вульгаризмами язык ге-
роев. Это — не живой русский язык, на
котором говорят офинеры-летчики. «Елки
зеленые! — восклицает в повести летчик-
истребитель Гонтарь. — Начальство про
пало. Братцы, пахнет жареным».

Ни возвышенных чувств, ни благородных
устремлений, ни достоинства людей, Kak
советских партиотов, — ничего этого не
знают герои Г. Свирского. — Превозмогая
страх, они выполняют. долг солдата. Они
нд военной службе — и стараются нести
службу честно. Но ведь так же поступали
солдаты и до Великой Октябрьской conna-
листической революпии.

Теперь наши люди уже не те, какими
они были тридцать лет назад. Важнейшим
завоеванием Октября являются новый ду-
ховный облик и идейный рост людей как с0-
ветских патриотов. «Духовный облик ны-
нешних советских людей, — говорит то-
варищ Молотов, — виден, прежде всего, в
сознательном отношении к своему труду,
как к делу общественной важности и ЕзЕ
к святой обязанности перед Советским го-
сударством». Партия Ленина— Сталина вос-
питала советских людей, и в том числе на-
ших воинов, в духе большевистской пар-
тийности, высокой идейности и сознатель-
ности, воспитала в них чувство личной от-
ветственности за дело защиты воциалисти»
ческой Родины.

. Советские авиаторы -— высокоидейные,
сознательные воины, патриоты своего  в0-
циалистического ‘` Отечества. Широк их
культурный кругозор, богаты их духовные
запросы. Их боевые подвиги, дела, учеба,
их повеедневная жизнь направлены на бла-
то Родины, на укрепление ее могущества,
на защиту ве интересов. Всего этого чита-
тель не найдет в Повести Г. Свирского
<Заповель дружбы». В этом ее основной и
	главный порок. :
‚Майе А. ИВАНСКИЙ.
	Новому составу партийного бюро е пер-.
	вых же дней следует твердо запомнить, что
коллективность в деятельности партийното
	Больше того. Стремясь все же показать,
какие чувства владеют советскими воина-
ми, писатель исказил их образы, принисал
нашим воинам несвойственные им черты.
Выше мы уже говорили о выдуманном
`Г. Свиреким, насквозь фальшивом «кон-
  фликте» между долгом и чувствами. С
‘удивительной последовательностью автор
  старается проеледить в каждом своем пер-
 `сонаже внутреннюю борьбу между страхом
и воинским долгом, между «злым» и «до-
		высокая идейность, духовное богатство, глу-
бокое осознание той возвышенной пели,
ради которой они идут в бой и совершают
чудеса героизма. Перед писателем, саедо-
вательно, стояла задача не только описать
дела и поступки своих героев, во и рас-
крыть истоки их героизма, показать ог-
ромную роль большевистекой партий в вос-
питании сознательного, отважного; умелого
и культурного воина — доблестного за-
шитника страны ‹ социализма. Именно в
этом и заключается в первую очередь цен-
ность хуложественного произведения.
	`Подходя е таким критерием к оценке
повести Г. Свирского, читатель убеждается,
что автор совершенно не понял всей важ-
ности и серьезности стоящей ° перед ним
задачи. Образы совегских летчиков лолу-
чились у него внутренне опустошенныхи,
выхолощенными, лишенными того огромие-
го духовного богатства, которое характер-
но для людей, воспитанных партией
Ленина — Сталина.

Герои повести Г. Свирского живут, ра-
ботают, героически дерутся с’ врагом. Но
их дела и поступки не освещены идеей со-
веётского патриотизма, большевистской пар-
тийностью. Правда, 0 командире  эскад-
рильи майоре Диковеком писатель. говорит,
3т0 он «целыми ночами просиживал» над
произведениями классиков  марксизма-ле-
нинизуа, читал «Избранное» Маяковского,
учебник английского языка и «Морскую
душу» Соболева. Приводятся также выпи-
санные Диковским слова М. И. Калинина
0 том, что для коммуниста обязательно
партийное поведение в полигической, 0б-
щественной a даже в личной жизни. Но
вся беда заключается в том, что автор по-
вести не только не раскрыл огромного зна-
чения этих слов на конкретных фактах й
событиях, но даже и не поставил перед
с0бой этой задачи,

В повседневных заботах и тревогах re-
рои Г. Свирского совершенно позабыли о
тех возвышенных идеалах, которыми жи-
вут советские натриоты, и превратились, по
существу, в каких-то «космополитических»
‘воинов. которые просте сражаются, не за-
давая cede вопрова, во имя чего‘они это
делают.
	Aro великой, возвышающей советского.
воина силы, этого качества, воспитанного
в человеке сталинской эпохи  большевист-
ской партией, не заметил Г. Свирский. Й
паэтому уже с первых страниц повести
встает выдуманный автором и совершенно
несвойственный нашим летчикам «вон-
фликт» между воинским долгом и чувет-
вом страха, чувством сохранения собетвен-
ной жизни;

Летчики нарушили военную присягу —
не выполнили боевого приказа, в самую
опасную минуту бросили командира. Сде-
тали они это потому, Что все остальные
чувства затмило чувство страха. Послело-
летный разбор, который проводит благопо-
лучно вернувшийся после боя коман-
дир эскадрильи майор Диковский,  це-
ликом состоит из его проетранных рассуж-
дений о низких волевых качествах ведо-
мых. Он весь выдержан в острых «обля-
чительных» тонах и, по мысли командира,
должен наставить подчиненных на Путь
ИСТИННЫЙ.

— Трудно, — рассуждает Диковекий,
— сознательно пойти на смерть. В послед-
нем полете Кабаров we смог заглушить
страх — нервы не выдержали, & в сле-
дующем, я уверен, выдержит любой огонь!

Вее остальные описанные в повести со-
бытия холжны, по замыслу автора, разре-
THUTS это, вымышленное им же самим, про-
	тиворечие между воинским долгом ий ЧуБ-.
	ством самосохранения. Длинно и с огром-
ным количеством неинтересных и малозиа-
чащих подробностей, свидетельствующих о
неумении писателя обобщить  виденное,
рассказывается 0 жизни и боевой работе
эскадрильи. :

Персонажей-в повесги много: Кабаров,
Сухов, Диковский, Лидов, Фиснюк, Гон-
тарь, Яловенко, Лосев, Tomes, Вустов-
ский, Ручьев. Образы одних разработаны
детальнее, других — лишь намечены. мно-
гих из них отличают друг от друга толь-
ко фамилии. Мы знаем, Что это советские
авиаторы, самоотверженно борющиеся с вра-
гом в далеком Заполярье. Читая 0б их Goe-
вых делах, мы, естественно, стремимся уз-
наль их внутренний мир, их мысли, стрем-
	ления, интересы. Советских воинов отличают
	В дальнем углу вместительной, HO Y8-
Kok и низкой землянки, ^ выдобленной в
склоне неглубокого оврага у края аэродро-
ма, собрались летчики, Вернувшись с зада-
‘ния, они горячо обсуждают подробности
недавнего боя.

Немцы встретили наши самолеты силь-
ным огнем. Ведущий пошел на прорыв.
Выйдя на цель, он направил свою машину
в пике. Красные трассы  захлестнули са-
_ислет, Веныхнул . мотор.
	— Нико, — продолжает рассказчик,
— больше не пикировал. Сбросили бомбы с
горизонтального. Попали в какие-то скла-
ды на причалах. Ну, да чорт © ними! Вы-
шли из огня. Виражить мне нельзя: надо’
группу собирать. Кричу стрелку: где.
командир? Не видно, говорит. Цель закры-
та черным дымом. Так и пришли обратно.
Без него.
	— Если бы мы пикировали за майором,
— заявляет штурман Сухов,—то наверняка
там и остались бы. Разбросали бы сво
кости по норвежским скалам.

— Думаю, что правильно поступили, —
подтверждает и командир звена Кабаров.
н хочет убедить самого себя, что все бы-
10 сделано так, как подеказывал долг, но
в глубине сознания неотступно  сверлит
мысль: «Бросили командира, бросили».
Этот эпизод, открывающий собой по-
Весть Г. Свирского «Заповедь дружбы»”,
выглядит фальшиво, неестественно и дает
всему произведению неверное, ложное на-
правление.

Советский народ законно гордится слав-
ными сталинскими воколами, крылатыми
сынами своей социалистической Отчизны.
Наши летчики во время Велихой Отечест-
венной войны внесли неоценимый вклад в
дело победы, показали изумительные 0б-
разпы ‚героизма и отваги, сознательного
выполнения своего долга, верности воен-
ной присяге. Они бесстрашно, ни минуты
не колеблясь, отиравлялиеь на самые
опасные задания И даже на смерть, так
как были воодушевлены благородной ите-
ей служения социалистической Родине.
	* Г. Свирский. «Заповель дружбы». Но-
‘есть Воениздат. М. 1947. Стр. 207.
	`брым» началом. Ни одно событие, описан-   ни? Это красиво звучит. Репеает все-таки
Hoe B повести, не обходится без подобной   металлический осколок!»
	Герои повести «Заповедь дружбы»,
жизнь которых не облагорожена  высо-
кой идеей служения Родине, остаются
в плену своих индивидуалистических, низ-
менных инстинктов. Даже слава, хобытая
в боях за Родину, их не привлекает,
	Когда звено Кабарова совершило под-
виг, в землянке, где жили летчики, поя-
вился плакат: «Звено Кабарова взорвало
причалы во вражеском порту. Новыми co-
крушительными ударами по врагу завоюем
благодарность Родины». Какие же чувства.
вызвал этот успех у авиаторов? Никаких.
«Просто, — как утверждает автор, —
каждый думал о своем». Лосев, полулежа
на нижних нарах, подечитывал, через сколь-
KO недель его очередь ехать в отпуск.
«Еще такой успех, и выйдет порт. из
строя. Тогда в отпуск пойду. Солнце, ябло-
ки, виноград. Есть же на свете такие ве-
щи?». Сухов, лежа на втором ярусе, при-
жимался щекой к грубому  холоту. «Te-
перь, наверное, только на Киркенес и бу-
дем ходить. Дней десять подряд, —думал
он. — Десять дней?! Даже по два вылета
в день — двадцать. Многих мы не досчи-
таемся через десять дней. А мне почти ве-
зет, Верно, летчик у меня, что надо. И
дальше ‘бы так. Тьфу, тьфу, — не стла-
ayn»
	Будучи идейно опустошенными, герои
повести «Заповедь дружбы» предстают пе-
ред нами также людьми с узким RYABTYD-
	‘ным кругозором, ограниченными интеллек.-
		туальными запросами. Они ничего не чи-
тают, ничем не интересуются, их эстети-
ческие вкусы оставляют желать много’ луч-
mero.

«— Выключи, пожалуйста, радио, —
просит электрика Тощева  тридцатилет-
ний стрелок-радист Аустовекий.
	` «психологической борьбы».

На готовящемся к боевому вылету само-
лете электрик Тощев меняет сгоревший
электромоторчик, подгоняющий патронную
ленту. «Ше-2» ушел в бой, и Тощеву ка-
(ered, что в спешке он потерял в кабине
  2890 отвертку. Электрика мучает совесть:
отвертка может зажать где-нибудь тяги
пли при пикировании понасть в лицо лет-
чику. Время вышяо, а самолет не возвра-
  табтея. Электрик уже чувствует себя

Губийцей. И тут в сознание закрадывается

ЕСА РОТЕ
		мысль’ «Прилетит, засудят за отвертку. А.
	не вернется... кто узнает! ».

Все кончается  благопонучао. Тещев
«побеждает» самого себя и рассказывает
обо всем замполиту. Самолет задержался
по другой причине, Отвертка находитея под
навесом капонира. Но зачем все эти не ха-
раклерные для советских авиаторов «сом-
нения» — сказать или ‘умолчать о простул-
ке, который может привести к трагических
последствиям? ,

Таков не один Tomes, Таковы Сухов,
Кустовский, Кабаров, Лосев, Яловенко.

После долгих поисков экипаж Вабарова
обнаруживает в море сильно охраняемый
вражеский караван. И вот какая мысль
первой приходит в головы летчикам:

«Зачем лезть в пекло, на верную
смерть? Шевельнулась такая мысль у Cy-
хова, но не ренился ве высказать, отогнал
ee ot себя Кабаров, чолчал Кустовекий...>

Летчики отРоняют от себя эту мысль,
напалают на Караван. проявляют изуми-
тельную храбрость. Но зачем же обесцени-
вать эту храбрость выискиванием. какой-то
психологической  раздвоенноети у совет-
ских воинов?

Вой, воздушные схватки показаны в по-
вести, как нечто роковое, ужасное. Дей-
ствующие лица то и дело борются со стра-
хом.