‚ постоянной
	снеготаеки и’ две волокуши. вроме Told,
воины тыла оборудовали один металлический
спец, так называемый «сугроборез». Прин-
lan ero работы заключается в’ том, что он
споей тяжестью не только срезает бугры
слега. но и растирает их.
	Когда начались первые снегопады, х0-
ропюо подготовленные солдаты и сержанты
аэродромной службы с воодушевлением
взялись 38 выполнение своих обязанностей.

Сквозь метель едва виднеются маяви —-
вышки, по направлению которых тракто»
ристы водят свои машины. Ночью для них
выставляются новые, световые маяки. Сле-
ды гладилок почти тут же заносит енегом,
и поэтому работа трактористово и прицеп-
щиков на первый взглях кажется бесполе?»
ной. Но это далеко не так. Гладилки  де-
лают свое дело. Слой снега все больше уп-
лотняется, заделываются и. срезаются мз-
лейшие неровности, устраняются вся-
кие возможности образования так называе-
мых «енеговых подушек».
	В случаях сильного снегопада, создаю-
‘Tero сугробы и завалы, в ход нусхаются
рельсовые сугроборезы, за которыми опять-
таки пойдут гладилки и окованные желе-
зом катки. А при обильном и тающем ене-.
те применяются катки с шипами. о...
	‚ Опытность и дальновидность капитана
Ипполитова в подготовке к зиме теперь
	положительно сказывается во всем. On то-
	товил‘ не только“ технику. Командир сумел
своевременно подготовить также’ и кадры,
ликвидировать  обезличку в обслуживании
механизмов. На каждый. трактор. заврепле-
но по два травториста. = Так, например,
трактористы рядовые Ceporypos и Токарь
работают на’ одном тракторе «ЧТЗ», рахо-
вые Конев и .Солод--— на другом. За год
датом -Бажан закренлен легкий трактор
«НАТИ.3», Механик старший сержант 1№--
‘гинов. следит за правильной: вкенлоатацией
материальной части тракторов. . Он. же от
‘вечает за их своевременный профилактиче»
ский. ремонт. На прицепных механизмах
работают рядовые. Кравченко, Перепеляк и.
механик прицепной техники рядовой Гре-
‘чаный, Солдат Гречаный как механик нем,
сет личную ответственность за правильное
использование прицепной техники. Он же
является командиром отделения. припешки-
Ков, В боставе которого имеются слесаои и
плотники, которые. производят текущий ре-
‘монт прицепных механизмов.
	Прожевтористы: и стартеры, трактористы
и прицепщики прошли курсе техниче-
  ской и специальной подготовки, стали 3a-
‘четы по эксплоатации аэродромной техния
кии тенор показывают высокие Obpasitet
работы. >

После О на аэродроме они прихо-
дят в свою новую, просторную и уютную
казарму, отдыхают, читают свежие газе-
ты, брошюры. В подразделении систематиче-
‘ски проводятся технические конференция’и
беседы по обмену опытом обслуживания
полетов и содержанию аэродрома в постоян-
HOH готовности... Летное. поле. ‚сейчае в 0б-
	разцовом ‚состоянии.
a Майор А.  ОРДИЕНКО
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
		Аэродром в
		0 THTBCH и и
хозяйственными делами“

Охнажды ночью аэродром По-настояще»
уу  покрылея снегом. Командир 104-
разделения  аэродромного ° обслуживания
капитан Иплолитов поднял всех на ноги.
К утру машины, прицепная техника бы-
‘ди готовы к действию. Но начать уплотне-
‘ние снега на аэродроме в тот день так и
не припгловв: перестала метель, начал мо-
росить дождь.

— Bor уж погодка. — разочарованно
‚сказал капитан Ипполитов и тут же дал
‘приказание младшему лейтенанту Окирте; _

— Работать сегодня не будем. Проверь-
‘те еще раз, чтобы все были на-чеку.
® Младший лейтенант Скирта в десятый
раз шел проверять готовность техники. На
‘окраине аэродрома стояли новые гладилки,
‘катки, угольник,  снеготаски,  волокуши,
‘рельсовые сугроборезы. Во вновь ототроен-
	[HOM rapawe стояли капитально OTPOMOHTH~
	‘рованные тракторы. Для них давно уже
‘было припасено горючее,  незамерзающая
жидкость. Вее ждало зимы, снега. А зима
все канризничала.

Но как бы там ни ‘было. капитан знал,
что время напряженной работы на аэродрб-
ме приближается, и он продолжал гото-
виться к этому периоду.

Й такое время пришло. Пошел  обиль-
ный снег. На аэродром со своей. техникой.
прибыли трактористы и прицепщики.
не прекращали работы вею ночь. Прежде
всего капитан Ипполитов пустил в Ход
тлалилки. Задача, заключалась в том, что-
‘вы непосредетвенно. на грунте создать не-
обходимое уплотнение снега. Работа трак-
торпыми гладилками продолжалась до тех
пор, пока не прекратился этот первый
большой енегопад. Затем были применены
гладкие катки. _

leroy, когда капитан Ипполитов вету-
пил в обязанности командира  подразделе-
ния, он вотретилея с серьезными труднос-
тями. Для размещения личного состава не
было зимней казармы. Bea прицепная тех-
ника, травторы нуждались В капитальном
‘ремонте.

я «За. что. взятьея?» — думал калтитон:

’_ Детняя боввая учеба была в разгаре.
`Лнем. и. ночью не. прекращались полеты.
‚Надо было следить 38’ летным полем: сво-
‚ввременно: выкашивать ‚и убирать траву,
засыпать. ямки, пезти стартовую службу,
‚охранять. технику. Но вместе с тем нахо
было не упустить время, подготовиться к
	  осенне-зимнему периолу обелуживания. по:

slOTOB.
	О зазнайстве и самоуспокоенности =
в теоретической учебе офицеров авнатыла’
	В кругу друзей старший лейтенант Корнев
	частенько сетовал на то, что ему задержи-
вают присвоение очередного воинского зва-
ния. По словам старшего лейтенанта выхо-
дило. что. его незаслуженно «обошли».
	Однако офицеры, хорошо знавшие Ворне-
ва, считали его претензии неосновательны-
ми. Дело в том, что вн давно уже нрослыл
зазнайкой, упорно не желающим ‘работать
над повышением ‘своего военного и полити-
ческого уровня. В журнале учета посещаемо-
сти занятий офицерами авиационно-тех-
	нического подразлеления против фамилии.
	старшего лейтенанта Ворнева пестрели от-
метки: «Отсутствовал по неуважительной
причине». Он получил за это взыскание от
командира. Но когда товарищи упрекали
Корнева, он неизменно отвечал:

=— Ничего не поделаешь, занят хозяйст-
венными. делами, — и добавлял:—Да. мне
все это и ни к чему, я ведь не строевой
вомандир...

Пох разными предлогами. — то поездка
на склад за продовольствием, то. необходи-
мость выдать солдатам, отправяявшимея в
командировку, продовольственный паек —
офицер Корнев всячески  уклонялея от
командирекой: учебы. Да и в часы,  сво-
бодные от службы, его тоже He видели
силящим 38 книгой. Короче говоря, Ёор-
нев вовсе ие” стремился расширять свой во-
внный и политический кругозор,

Вак и следовало ожидать, отставание в
илейном и военном росте отрицательно  ска-
залось на практической деятельности стар-
шего лейтенанта Корнева. Когда-то приобре-
тенные практичеекие навыки в работе
сейчас оказались недостаточными. Низкая
политичеекая и военная подготовка офице-
ра привела к тому, что он стал неполно-
ценным ‘воспитателем своих подчиненных.
Он не сумел даже организовать по-настоя-
щему учебу солдат» А это, в свою очередь,
отражалось на служебных — делах, возло-
женных на старшего лейтенанта. :
	В подразделении хоропго помнят, как од-
нажды на строевом смотре’ командир пору-
чил Корневу командовать отделением иоп
не сумел подать правильную команду.

Как же случилось, что этот офипер, ко-
	торый в хни войны считался неплохим ра-
	ботником, теперь. потерял авторитет не
только У старитих начальников, но и У со-
служивиев?

Ответ один — старший ейтепацт Rep-
нев не нонял новых условий, не учел по-
вышенных требований, пред’являемых. _0б-
становкой мирного времени, }

Старий лейтенант Форнев не ‘уяснил’
себе главного — не имея серьезной идей-
но-теоретической  подтотовки, не бухучи.
всесторонне образованным человеком, оп
не можел быть подлинным’ воспитателем
своих подчиненных, не может успешно. ре-
шаль те большие задачи, которые стоят пе-
ред советскими офицерами.

Невольно возникает вопрос: а какие же
меры по отношенню к Ворневу приняли
старшие начальники, партийная организа-
ция? Вак они допустили, чтобы. когда-то
ненлохой офицер так отстал в теоретиче-
ской подготовке и начал халатно относить-
ся к учебе?

Командир авиатехничёского подразделе-
ния считает, что, наложивна тов. Ворнева
взыскание за пропуск занятий, он сделал
все необходимое, так сказать, исчерпал этим
свои обязанности начальника. Секретарь
партийной организации ‘капитан Семенов’
ссылается на To, что’ тов. Ворнев беспар-
тийный и поэтому, мол, партийная органи-
зация ие может на него воздействовать...

Совершенно очевидно, что отношения
командира и секретаря партийной ортани-
запии к тов. Корневу неправильны, Коман-
yap обязан быть первым воспитателем сво-
их подчиненных. Взыбкание не станет э0-,
фективным, если оно не будет сочетаться ©
другими средствами воспитания. -

Секретарь партийной организации обязан
был путем личного общения и с помощью
офицеров коммунистов раз’яснить тов. Rop-
неву недопустимость такого отношения к по
	литической и военной учебе. hak. коман-
	дир, так и секретарь ‘партииной организа-
ции должны были создать в подразделении
атмосферу непримиримости к зазнайетву и
	недооценке теоретической учебы. Но этого
		`Непрерывное и систематическое 0-
полнение знаний — это лрагоценное каче-
	ство большевика, необходимое каждому со-
	ветскому командиру. Не случайно министр
Вооруженных Сил Маршал Советского (Союза
Н. А. Булганин требует в приказе от 7 но-
ября 1947 г, чтобы советские воины
помнили указания Topapama Сталина
	о том, что в военном деле нельзя стоять на! .
	месте, что надо настойчиво повышать каче-
ство боевой и политической подготовки,
крепить мощь Вооруженных Сил Советекого
государства.
	i сожалению, и в некоторых других под!
разделениях тыла ветречаютея еще отлель-
	ные офицеры, которые... подобно. ВБорневт.
	считают, что они за годы воины «вею науку  .
превзошли». Наивность и ошибочность по-
	добных настроений очевидны.
	Насколько вредны подобные рассужде-
ния, можно увидеть и на примере деятёль-
ности офицера Есеуленко. В годы Великой:
Отечественной войны тов. Есеуленко  хоро-
шо справлялся с. обслуживанием боевой ра-
‘боты летных частей, Этот офицер. веегда
точно в срок выполнял любые задания по
материально-техническому ‹ обеспечению.
Он проелыл волевым командиром;  реши-
тельным, упорным в достижении намечен-
ной цели.

‚ Успех в и: ‘деятельности прош:
лых лет, полученные награды векружили
толову тов. Есвуленко, и он стал считать
‚себя вполие подготовленным _ офицером с
«солидным» боевым. опытом. `

Война окончилась. Rar и вся Советская
Армия, подразделения авиатыла перешли: на
мирное положение и развернули настойчи-
вую учебно-боевую, работу. Одизко Есеулен-
ЕО считал, что ему больше нечему учиться.
	— Чему меня будут учить, — рассуж-
дал он, — когда я ‚ прошел ею войну. На,
практике.

Однако BeRope-me BRIABHIOCh, ITO .0H He B
	остоянии провести теоретические занятия,
так как не обладает нужными теоретиче-
	  скими военными познаниями: и метоличе-
	Нотапенко (справа) ‘у рельефного макета
	Фото капитана М. Рунова.
	-СКАЯ. авиачасть. Подполковник Г. Нотапенко (enpabe) y
местности‘ проводит. с офицерами занятие по общей: тактике.

(Связисты на полевом. занятци
	Ранним утром солдаты и сержанты под-
‚трления ‘` капитана ‘Суфтгулалзе ‘ ры-
	‘разделения   ‚ капитана `Суфгулалзе ^ вы-
шли на полевое занятие по службе связи.
Отрабатывалась тема «Ортанйзания ‘`радио-
	связи в части». В роли должностных лиц
	были солдаты и сержанты.
	Руководитель занятия майор  Полишвай-
	‘ко, исполнявший обязанности ‘‹начальника
связи, поставил задачу. командиру радио-
взвола` солдату Атафонову. Ощенив обета-
	новку, тов. Атафонов принял правильное
	решение и отдал приказ’ взводу. На двад-
‘цать ‘минут раньше ‘установленного. ерока
‘он уже локлалывал руководителю занятий
	о. выполнении поставленной: задачи.
В 11.00 началаев «боевая работа» авиа-
	части. Истребители вели воздушный «бой».
	Начальник. радиостанции сержант Гераси-
мов, работая на’ командном пункте, отлич-
HO  обеспечил командира -авиачасти: связью
по ‘управлению «боем».

Успепеной работе поели ¥ В. даа
помогли также начальники. радиостанций
	наведения сержант Матрохин и секретарь
	  парторганизации подразделения сержант
аи Они доказали на деле, ‘что- от

лично знают‹материальную часть и. умело
  Экеплоатиоуют ее.
	Находчивоств” на полевом занятии проя-
‘вил солдат Котлов, исполнявший роль де-
  журного но связи. В- 13:00 командиру
 ерочно потребовалоеь передать на. аэродром
`радиограмму о вызове истребителей на «пе-
ле боя». Радиостанция на:командном пунк-
те по независящим от начальника причи-
‘Нам оказалась. нвисправной. Солдат Котлов
	al быстро установил радиосвязь с. adPOAPOMOM
обхолным путем. Истребители во- Bpeust п0-
1 звиливь нал `«полем боя». -
	` На полевом занятии четко: работал: радио-
узел (начальник :его:— старшина Векслер).

Присутствовавший во время занятий про-
веряющий инженер-подполковние Толчанов
отметил отличную полтотовку солдат и
сержантов. Солдаты Агафонов и Котлов за
отличную. работу получили благодариость. ©

Майор Н. АЛЕКСАНДРОВ.
		Учтя все возможности и. строго’. расечи-.
	тав время, командир расстазил евоих. лю-
хей тзк, чтобы они работали е нанбольним
эффектом. Прежде всего он отправил. трак-
торы в капитальный ремонт. Для оборудо-
вания старых и изготовления новых при-
ценных механизмов выделил плотников,
кузнецов и механиков, которым установил.
жесткие сроки. Их работой руководил
командир аэоодромно-техническото вэвода
младший лейтенант Скиота.

В рекорлно короткие сроки были изго-
	  товлены три новые. глалилки. -Олин спеп
(три тлалилки) капитально отремонтирован,
сделано шесть новых катков, угольник. две
	ЛЕКЦИИ ОБ ОСНОВОПОЛОЖНИКАХ
	‚„, РУССКОЙ `АВИАЦ
	В. Министерстве ‘высшето образования
	СССР утвержден. план лекций по истории
	русекой ‘науки и техники: ‹ Одиннадиать
разделов плана охватывают различные от.
расли, в том числе авиацию: -»
	ИОННОИ: НАУКИ

‘ложниках русской. авиационной изуки
Н. Е Жуковеком и В; 9. Циолковоком.
_ Специальные левнии посвящаются М. 29-
меносову, Д. Менделееву.
	enn enn ee enn ne en nN NO NE Oe ONT

было читать лекцию по ‘службе тыла ВВС раели, в том числе авиацию: . . ЕО ® чтению яоклий привлекаются. видней-
или проводить групповое ‘упражнение ‘но  ` Hamertero провести лекции .0б основопо- ие специалисты. _
тактике стрелковых войск, на него напала-

В.П. Чкалову
	` Художественно-экопертный совет Воми-
тета по ‘делам искусетв при Совете Мини
строзСОСР одобрил и принял скульнтур=
ную фигуру В.П. Чкалова ддя памятника,
который решено установить в Москве, Ha
площади Курского вокзала,

Фигура’ в. натуральную величину BEI
леплёна . скульмером. ‘лауреатом Сталин-
	‘ской премии И. А. Менлелевичем. Великий
	летчик нашего времени изображен во весь
‘рост с ‘обнаженной головой. На летчике—
‘свитер, на плечи наброшена летная курт-
ка, на ногах — меховые унты. В таком
‘костюме В. П. Чкалов совершил перелет
‘через Северный полюс.

Высота фигуры — 050 7 метров.
	  Вместе с постаментом памятник достигнет
	14-метровой высоты. oO
Фигура ‘будет отлита в бронзе, Архи-

тектурное оформление памятника делает

молодой московекий архитектор в
	0с0б0й трудности; Важно запомнить поправ»
ки на уменьшение плотности воздуха 0
мере под’ема на высоту. Для облегчения
расчетов можно составить табличку попра-
BOR через каждые 100’ метров.

`В зависимости‘ от Условий полета и Hae
выков, которыми обладают летчики, тре-
нировку в определении истинной воздушной

скорости можно проводить тем или другим
с1050бом.

В задачу руководителя входит об’яснить,
Еав плотность воздуха и температура вли-
яют на скорость при изменении 4высоты, с
тем, чтобы каждый летчик сознательно ус-
воил указанные правила и мог на-память
производить расчеты.
	_ AIA того, чтобы научиться по пройден-
ному расстоянию и времени полета быстро
определять путевую скорость, необходимо
на полетной карте известного маспегаба на-
метить отрезки, равные 5, 10, 15,20 и
более километрам.

Условно «пролетая» ‘на карте отрезок
пути за известный промежуток времени (в
минутах или секундах), можно легко oc-
воиться с определением пучевой скорости,
добиваясь максимальной точности (е  по-
грешностью we большей, ‘чем 10 километ-
ров за чае полета).

Для тренировки в установлении путевой
скорости по пройденному расстоянию и вре.
мени полета можно пользоваться ‹ картой
района или ящиком с рельефом местности и
передвигающейся над местностью моделью
самолета, а также ‘часами с секундомером и
приборной доской е управляемыми прибо»
рами.

Исчисление путевой скорости можно про-
ИзЗводиТь также по истинной воздушной
скорости и углу ветра. Напомним, чт? уг-
JOM ветра называется угол, заключенный
между линией пути самолета и направле-
нием ветра. Угол ветра отечитываетея от
направления линии пути ло вектора’ ветра
вправо и влево — до 1800.

На штурманском тренаже поэтому необ
ходимо тренировать летчиков в различных
способах определения ветра.
	‘Производственные. успехи.
- _. авиаремонтников.
	`Патриотический призыв денинградцев 0.
выполнении пятилетки в четыре Toga BE
звал. новую волну социалислического ¢O-
ревнования в авиаремонтной базе, где на-
чальником.  инженер-поднолковник  Таме.
чев. Изо дня в день ‘здесь. увеличиваются
ряды  производетвенников, выполнивших
по ‘две годовых нормы. Е

Знатный  стахановец.- базы ROMMYHUCT.
Семененко еще в 1947 тоду. — в 16.-2e-
кабря — выполнил.  лве годовых нормы.
	вабря =— выполнил. две годовых нормы.
Моторист, кандидат в члены BRII(6). тов.
ПКазачанский 21 декабря 1947 гола. завер-
	MHI план 1948 года и теперь трудится в
счет 1949 года. Такого ‘же успеха. добил-
ся и слесарь: горячей обработки металлов
тов. Мощинекий, -

Сейчае коллектив ИНО ‘Gagu
усиливает” темпы” работы, стремясь’ отие-
тить 30-летие Советской Армии новыми
производетвенными. ‘успехами,

Майер И. ГАВРИШ,

ла робость. занятия с офицерским составом
он откладывал со дня на день. За все лето’
Этот командир так и не удосужилея: прове
сти ни одного занятия.
	Тлядя на тов. Есеуленко, и подчиненные
ему офицеры. стали ‚меньше обращать вни-
мания как на собственную учебу, таки на
боевую подготовку сержантов. и солдат. Не
случайно поэтому авизтехническое подраз-
деление, которым командует тов: Есеуленко,
заняло по учебе последнее место в Части.
Да и в обслуживании летных подразделений
немало, пробелов... Оно и понятно. Офи-
цер, недооценивающий   значения политиче-
ского и военного самообразования, неизбеж-
но отстает. Он не только. не приобретает.
столь необходимых ему новых знаний, но
растранжиривает и ранее приобретенный.
опыт, забывает то, что он познал во. время
войны.

Примеры неправизьного отношения. к
теоретическому образованию, подобные. опи-
санным выше, к счастью, единичны. Ной

им не должно быть места в среде. -офице-
ров авиатыла-
	``Гвардии майор ‘А. МАНДРУГИН. `°

Издание’ трудов К, 9, Циолковского по реактивной технике.
	Оборонгиз выпустил избранные. ‚ работы, личных журналах и сборниках. В это из-_
9. Циолковского «Тотды по ракетной   дДание вошли также и некоторые не опуб-. ^
	Ъ. 9. Циолковского «Труды по. ое
технике».

“Знаменитый: - pyeeriat ня Е. 3.
ны первый в мире ‘дал научное
обоснование пути полета снаряда в  меж-
планетном ^’пространетве. Исключительно
велика ‘роль ‘ето трудов по’ ракетной
технике, ‘в которых GH указал наи-
	‘более рациональные пути и перспективы
	развития этого нового вида техники и дал
	ряд схем ракетных устройств, имеющих
большое практическое значение.

В настоящее издание книги включены
	почти все. наиболее значительные работы
по ракетам, вышедшие при жизни ‘учено-
го, как изданные отдельными книгами,
так и появившиеся в виде статей в раз-
	пивованные ранее рукописи.
Книга содержит следующие работы: «Ра-
кета’и космическое пространство», «Ис
‘следование мировых пространств реактив-
ными приборами», «Космический корабль»,
«Космическая ракета», «Космические ра-
кетные поезда», «Реактивный двигатель»,
«Резктивный азроплан». «Ракетоплан»,,
«Стратопаан полурезктивный», «Топливо.
для ракеты», «Наибольшая скорость ра-
кеты» и другие. ›
’ В книге помещена вводная статья М. К.
Тихонравова. В качестве приложения даны.
предисловие и замечания советского ‘Уче-
ного инженера Ф. А. Цандера к «Избран-
	ным трудам» К. 9.. О издания
1934 года.

своего местонахождения, но и в значитель-
ной степени закрепляется знание района
базирования.
	Определение поправки в курс при извест-
HOM ветре не представляет особой  трудно-.
сти. Во время тренажа полезно дать обучзе-
мым заранее рассчитанную таблицу поправ-
ки при различной силе ветра. .
	Отработав в отдельности определение. пу*
тевой скорости и поправки в курс. по из-
вестному ветру, можно приступить в трени»
ровке летного состава в решении комилокс-
ных задач, но уже добиваясь быстроты и
точности.

Одним из главных элементов, по которо-
му нужно систематически тренировать лет
чиков, является определение бокового укло-
нения от линии заданного пути и введение
поправки в курс (исправление курса). Пе-
ред началом тренировки следует. особо под-
черкнуть важность своевременного. исправ-
ления курса для` точности выхода на задан-
ный ориентир (цель).

Тренировка проводится в классе с ис:
пользованием штурманского тренажера, .по-
летных карт, специальных схем и таблиц,

Тренаж. в определении безопасной высоты
полета может происходить в классе. и на
старте с применением полетных карт, рель-
ефной карты или ящика с рельефом мест»
ности своего района полетов и цели. Летчиз
БИ ДОЛЖНЫ на занятиях иметь карты с про-
ложенным маршрутом, расчетами и’ подня-
тыми ис оцифрованными  превышениями
(высотами) по маршруту — по отношению
Е своему аэродрому.

Перед началом тренировки руководитель
дает краткое теоретическое обоснование и
об’ясняет основные ‘правила расчетов.
	В трудных метеорологических условиях
полета летчики не имеют возможности ин-
струментально определять ‘высоту, Поэтому
важно, чтобы они умели в уме прикидывать
безопасную высоту полета, гарантирующую
от стодкновения самолета с землей, с уче-
том инструментальной поправки и поправки
на рельеф местноети. $ :
	Полковник А. СКОРОХОД.
	Одним из важнейших элементов, го Ro~
торым необходимо тщательно тренировать:
ся, является определение пройденного pac-
стояния в зависимости от скорости и вре-
мени полета. Следует твердо запомнить ко-
личество километров, проходимых самоле-.
том в одну минуту ‘при различных ти-
повых скоростях полета. Зная эти величи-
ны, можно быстро установить пройденное
расстояние за любое время полета: путе-
вое время надо умножить на количество ки
лометров; проходимых самолетом в минуту
при определенной екорости.

B дальнейшем следует переходить к тре-
нировке в определении пройденных рассто-
яний за 5, 10, 15, 20 минут при тех же
скоростях. Можно тренироваться в установ-
лении ‘пройденного расстояния по путевой
скорости за 6 минут полета. Отбросив в зна-
чении путевой скорости третью цифру, мы
получим расстояние, проходимое самолетом
3a 6 минут полета, а следовательно, узна-
ем, какое расстояние проходит самолет в
одну. минуту.

Умение исчислять в уме путевую  ско-
роеть и пройденное расстояние позволяет
летчику быстро и легко вести контроль пу-
ти по дальности, выявлять расчетное место
(РМ), а также глазомерной прокладкой и
счетом в уме восстанавливать ориентиров-
RY.

После того как летный состав отработает
‘навыки в определении направлений, рас-
стояний и в вычислении пройденного пути,
нужно переходить к комплексному решению
всех элементов глазомерной прокладкой на
нолетной карте.
	Изучив способы определения своего ме-
стонахождения глазомерной прокладкой. на
карте, следует перейти к тренировке в опре-
делении района своего местонахождения
	‘чазомерно, мысленной прикидкой, без кар-
	ты и с последующей проверкой этих резуль-
татов на карте. Этим достигаются не тэль-
ко отработка и отшлифовка  глазомерного
определения направлений, расстояний, вы-
Зислений пройденного пути и выявление
	ренаж по к
	Хороший птурманский глазомер и уме-
ние быстро делать приближенные расчеты
в уме помогают летчикам и штурманам из-
бежать грубых _ ошибок в. самолетовожде-
нии в сложной и быстро. меняющейся 06-
	становве, когда нет возможности о произве-.
	ъ инструментальные измерения и рзс-
четы... Вот: почему важен систематический
тренаж летяого состава в этих видах на-
вигационной подготовки.

Прежде чем применять в полетах штур-
манекий глазомер и приближенные раече-
ты в уме, следует в совершенстве отрабо-
тать нвобходимые навыки на земле, ис-
пользуя тренировочную` аппаратуру, итур-
манские инструменты и решая различные
залачи но быстроту и точность. Разумеет-
вя, тренировка должна быть регулярной,
пелеустремленной и последовательной.

Для того, чтобы штурманский  тренак
был достаточно эффективным и полезным,
а занятия проходили интересно и разно-
образно, штурманский класс должен быть
оборудован действующими макетами, при-
борами_ и учебно-наглядными пособиями.

Основным условием, гарантирующим
высокое качество тренажа, является хо-
рошая подготовка’ руководителя.

Руководитель обязан заранее наметить
план каждого занятия с указанием элемен-
тов, подлежащих отработке, и конкретной
учебной пели. Следует также обдумать ме-
толику проведения  тренажа, учитывая
имеющиеся оборудование и инструменты.
После этого составляется подробный кон-
снект & достаточным количеством задач и
примеров. _

_ На тревировочных занятиях по изуче-
нию озйона полетов рекомендуется нсполь-
зовать полетные: карты, схемы, фотосним-
ки характерных ориентиров, карту нави-
тационной обстановки, немую карту и таб-
лицу магнитных путевых углов, расстояний
	вигационной подготовке
	‘по неизвестному маршруту после BBIMOTH Cy
ния пилотажа в зоне стрельбы MIM BO3-
Душного боя. Летчику указывается по ра-
дис ориентир, на который. ему. следует
выйти. Он на-глаз определяет направление
на заданный ориентир и по радио доносит
‘руководителю полетов. Последний решает,
итти ли летчику на этот ориентир или ог-
раничиться. поступившим донесением.
Тренаж в.определении расстояний про-
	изводится на тех картах, которыми летчи-.
	ки привыкли пользоваться вы = полетах.
Каждый летчик, штурман должен научить-
CH, зная масштаб. карты, мысленно. пред-.
ставить себе отрезок,. равный одному. сан-.
тиметру, а после этого  трениреваться. в
тлазомерном откладывании. на бумаге или
на карте. отрезков в. 5, 10, 15 сантимет-
ров, проверяя результаты при’ помощи
масштабной линейки.

Кроме того; необходимо, чтобы ‘летчики
умели правильно определять расстояния по
градуеной сетке’ карты.

При определении расстояний на карте
можно пользоваться и пальцами руки, ла-
		идном планшете прямыми сантиметровыми
отрезками в 5, 10, 15 сантиметров и т. д.

“Существенное ^ практическое значение
имеют навыки летчиков в глазомерном оп-
ределении в полете расстояний до того или
иного ориентира. - Здесь можно с успехом
прибегать к вертикальным углам визирова-
ния, нанеся сдве-три метки на плоскости
крыла или используя расстояние от фюзе-
пляжа до элерона, а также самые элеропы.
Тренироваться в определении с - самолета
расстояний до ориентиров следует, по воз-
можности, в каждом ‘полете.

Умение определять в уме истинную воз-
душную скорость очень важно лля летчи-
ха — в первую очередь истребителя, \кото=
рый вынужден часто менять профиль ноле-
та. Решение этой залачи не представляет
	  и времени полета от. освовных ориентиров
на свой и запасной аэродромы.

Тренаж можно проводить по-разному; В
частности, практикуется черчение на-па-
мять схем и важнейших ориентиров Ha
  бумаге, клаесной доске или на земле.

Весьма полезно в процессе занятий при-
бетать. к учебным кинофильмам и проекци-
онному фонарю с фотоенимками. отлельных
ориентиров,

Большую пользу’ приносят рассказы: уже
летавших воданном районе летчиков 0 ха-
рактерных особенностях района,

Особое внимание: должно уделяться ‚иЗу-
	чению отличительных признаков тех ори--
ентиров; которые на первый взгляд каЖут-.
	ся похожими друг на друга, хотя отлича-
ются один от другого ЕаКИМИ-ТИбО особен-
Ностями.

После каждого полета полезно  опраши-
вать летчиков относительно того, как наб-
людались © воздуха те или иные м
ры, что замечено нового:

Каждый летчик и штурман должен умегь
на-глаз, с возможно большей точностью,
определять направления на карте. Для это-
го необходимо сначала натренироваться в
определении восъми основных направлений,
а уже потом постепенно переходить к мел-
ким углам, добиваясь точности ло 3—50.
	‚Это достигается систематическим вычерчи-
	ванием на бумаге заданных направлений,
глазомерным определением их на карте, ©
последующей проверкой при помощи транс-
портира.

Наряду с этим нужно тренировать лете
Чиков в глазомерном определении направ-
лений на местности по странам света, кон-
тролируя везультаты ‘по компасу.

По мере отработки прочных навыков в
определении направлений на земле можно
переходить к тренировке в воздухе. Наи-
больший эффект получается при. полетах