13 февраля 1948 г. № 36 (950).
	й СОКОЛ
	СТА

J1HH

CK YH
	Нлассные занятия
роволят формально
	В 8 часов 30 мин. старший лейтенант
Мосин собрал группу офицеров подразде-
ления и приступил, к занятиям. Летчики
расположились в углу казармы на табу-
ретках. Открыв блокнот, старший лейтенант
Мосин об’явил:

-— Тема занятий:  «Последовательность
работы летчика при Выполнении бомбоме-
тания. Выход на цель, боковая наводка,
прицеливание и сбрасывание бомб», — и, 34-
  крывая блокнот, добавил: — Прошу запи-
сывать... :

Положив тетради на колени, летчики
приготовились вести записи. Но. воины ©
трудом воспринимали устные  об’яснения
руководителя об углах  никирования.

старшего лейтенанта не было HH одной
	схемы, с помошью которой он мог бы иле
	люстрировать излатаемый материал. М -
син пыиался помочь авиаторам выразитель-
ными движениями рув. Но, заметив, что это
He дает никаких результатов, вырвал лист
из блокнота и начертил схему. Однако
примитивное «учебное пособие» тоже Me
помогло — возникало много вопросов. Ока-
завтись в затруднительном положении,
руководитель неожиданно об’явил:

— Эти вопросы разберем в следующий
раз... А сейчае пойдем дальше, — пого-
  BOHM о прицеливании...

Но и «поговорить о прицеливании» без
прицела оказалось так же трудно, как и
рассказать об угле пикирования без сие-
пиальной ехемы, .
	Случайно посетивитий это занятие офи-
	цер Карачев приказал руководителю п06-
дать в штаб за учебными пособиями и си-
луэтами самолетов. Котда посланный  вер-
нулея, надобности в пособиях уже не бы-
‘10: подошло время перерыва.

Следующий час отводилея треважу в
кабине самолета. Летчики должны были
‘изучить расположение приборов, рычагов,
‘управления и агрегатов в кабине. Руково-
дитель капитан Поляков построил группу
и вывел ее из казармы к самолету. Но са-
молет-тренажер не был полготовлен к за-
нятию. Капитан Поляков вызвал ны
машины и приказал открыть кабину.
нако часовой без разрешения cay
начальника не допустил механика к Ca-
молету. Нока устранялись «организацион-
ные неполадки», бесцельно тратилось пра-
гоценное учебное. время. Наконец, офице-
ры приступили к тренажу. Но что полез-
ного мог дать этот тренаж, если в кабине
на приборной доске нелоставало — мнотих
приборов!

На следующий день капитан Горбаченко
с группой летчиков проводил штурманский
тренаж — изучалея район базирования. В
тесной комнате, где собрались офицеры, не
было никаких учебных пособий. За ие-
большим столом сидела группа летчиков,
Развернув карты, они отыскизали харэк-
терные ориентиры, определяли путевые
углы, наносили на карту зоны   по-
летов. Все это делалось е большим  тру-
дом, так как в тесноте летчики не могли
свободно действовагь линейкой,  каранда-
mow. В следующий чае занятий офицеры
изучали инструкции по экеплоатации аэро-
дрома и полигона. Внимание летчиков от-
влекала легкая музыка, доносивиаяся из
казаомы, -— кто-то включил радио.
	Вознихает ‘вопрос: почему 2 в подраз=
делении на таком низком уровне  прово-
дятся классные занятия, непроизводитель-
но расходуется учебное время?

Основная причина кроется в формальном
выполнении  организационно-методических
указаний по проведению классных, завя-
тий. Верно, штаб части разработал и доз
вел до подразделений планы наземной под-
тотовки. Но офицеры штаба забыли © том,
что. необходимо . систематически  контроли-
роваль качество клаксных завятий, строго
следить за тем, как используется учебное
время, забыли, что они обязаны настойчи+
во бороться ‘за ‘установление четкой воин-
ской дисциплины и порядка на занятиях.

Старший ` лейтенаят Мосин имед ‘конс-
пект. Но что это, за конолект! В` карман»
ном блокноте наспех были заполнены две
странички: указывались цель занятия, те-
ма, узловые вопросы. Дальше, очевидно,
должно было следовать подробное изложе-
ние существа темы с учетом опыта ми»
нувшей войны и боевой учебы. Но, как
заявил Мосин, из-за недостатка времени он
отказался от конспективного изложения 6+
мы и  отраничился предусмотрительной
концовкой: «По содержанию смотри Taxne-
то учебные пособия». Конспект был явно
непригоден для столь ответственного заня»
тия, подготовка самого руководителя быль
недостаточной, и все же капитан Поляков,
утвердил конспекл без единого замечалия и
допустил старшего лейтенанта Мосина в
проведению занятий.

Капитан Поляков, капитан  Горбаченко
готовились в проведению занятий так же
	‘Плохо. как и Мосин, и имели такие HO
	поверхностные. конспекты, утвержденные,
Е сожалению, руководящими офицерами:

В прошлом году некоторые офицеры по-
лучили плохие оценки. Казалось бы,
следовало сделать из этого  серьез-
ные выводы и принять  решитель-
ные меры для улучшения = тедре-
тической учебы. Однако ив новом учеб-
	ном голу организация и качество классных
	занятий в отдельных подразделениях нахо-
дятея на низком уровне. Больще oro,
здесь есть офицеры, которые пытаются 06’
яенить свою слабую требовательность И
формальное отношение к, теоретической уче-
бе <0б’ективными» причинами. Они заяв-
	ляют:.
	—-`Аак же можно поднять-качество класоч!
ных занятий, когда-у нас нет класеов?

Действительно, в части большие затруд
нения с учебными помещениями. Имеющи»
еся класеы еще до сих пор не оборудова*
ны, и подчас занятия приходится прозо-
дить в казармах. Но это ни в коей етепе-
ни Не снимает ответственности с офицеров
руководителей за качество проведения
занятий. Разве старший лейтенант Мосин
не мог-бы, проявив необходимую распоря“
дительность, обеспечить свои занятия учеб
	ными пособиями и тем самым поднять ка-
	чество уроков? Разве нельзя было своевре
MOHHO подготовить самолет-тренажер 11a
группы капитана Полякова? Разве суточ-
ный наряй He в состоянии установить по-
	Тядок и тишину в казарме в рабочие ч3-
	вы?’ Все это можно сделать, если OTHO-
стись к организации занятий более требова-
тельно.

Подполкозник В. КУДРЯВЦЕВ,
	схемами, рисун“
	эщания офицеров”
	влияли на качество обучения летчиков по-
летам по приборам, способствовали эконо-
	‚мии расхода торючего, а также рациональ-
	ному использованию ‘учебного времени.
		В Н-ской бомбатлировочной ’ части вот!
	уже несколько лет регулярно проводятся
методические совещания офицеров. На них
присутствуют начальник и офицеры шта-
ба, начальники служб, инженеры, коман-
диры оокадрилий. Руководит ими  коман-
дир части. На совешания нередко пригаа-
шаются командиры звеньев, старигие тех-
ники и командиры экипажей.

Совещания эти способствуют повышению
методической подготовки руководящето с9-
става, помогают командиру части устано-
вить единообразие в обучении летчиков
технике пилотирования, боевому примене-
нию, Улучшить организацию наземной
учебы. р

Так, например, когда перед частью,
встала задача обучить группу молодых
летчиков водить самолеты по приборам,
штаб части составил программу, дал
эскадрильям указания по организации на-
земной и летной учебы. ознакомил Bech
личный состав с новыми задачами. Коман-
дир части поставил задачу — обсудить ос-
новные вопросы методики обучения летчи-
ков слепому полету и наметить конкрет-
ные мероприятия.

Методическое совещание оказало помошь
командирам эскалрилий и звеньев в 60-
ставлении методических разработок, 0600-
шило и\ сделало достоянием руководящего
состава опыт лучших метолистов. летного
обучения. Главное внимание было уделено
командирам звеньев. С ними проводились
специальные занятия по разработанной
программе.

Для то, чтобы научить летчиков
пилотировать но приборам, требовалась
соответствующая учебно-тренировочная
аппаратура. Нужно было, чтобы летчик,
тренируясь на земле, чувствовал себя, как
в условиях настоящего › слепого полета.
Аппаратура; имевшаяся в части, не удовле-
творяла таким требованиям. Командир Ha
совещании поставил’ задачу-— создать аппа-
ратуру силами! части. Был разработан план,
намечены вопросы, выработаны условия ий
об‘явлен конкурсе на создание лучних тре-
нажеров для слепого полета.

В это дело включился весь коллектив
авиачасти. Творческая мысль и силы были-
направлены к одной цели — устранить
недостатки, улучшить качество учебы. Дет-
чики, штурманы, техники приходили Kf
командиру с рационализаторскими предло-
жениями, планами и готовыми макетами
своих изобретений.

Многие рационализаторские предложения
не имеют индивидуальных авторов и явля-
ются плодом коллективного творчества. это
можно сказать, например, об электрифици-
рованной кабине, Jamel летчику возмож-
ность зрительно запомнить расположение
всех приборов в кабине и ло автоматизма
отработать все движения. связанные с уп-
равлением самолетом, мотором, вооруже-

нием. вабина легко переносится из класса
	Hd аэродром.
	Пропаганда пер
	Недавно в Н-ской авиачасти был прове-
ден вечер отличников боевой и политиче-
ской подготовки. На вечере выетупили пе-.
редовые воины тт. Вандранюв, Синицын,
Анисимов и другие. В своих выступлениях
они подробно рассказали о том, как доби-
лись высоких показателей в учебе,  поде-
лились опытом работы по повышению CBO-
их военных и политических знаний.

Вечер принес большую пользу авиато-
рам. Многие из них, следуя примеру пере-
довиков, етали после этого еще настойчи-
вев овладевать воинским мастеретвом.

Такие вечера проводятся в  подразделе-
ниях систематически. Инициатором в этом
деле является партийное бюро. Помогая
командиру в обучении и воспитании  в03-
душных бойцов, оно повседневно пропаган-
дирует опыт передовиков учебы. Для это-
го здесь используются самые И
ные формы и методы работы.

По поручению партийного бюро комму-
		Командир поставил задачу перед методи-
‘стами полка — улучшить качество  воз-
душно-стрелковой ‘подготовки, © вскрыть
причины, по которым отдельные экипажи
не выполняли упражЕений по воздушной
стрельбе. Внимательное изучение “етого ио-
казало, что наземная подготовка страдала

крупными методическими недочетами: т6о-

ретическая учеба находилась па низком
уровне,  нецелеустремленно ” проводилась
тренировка на аппаратуре, недооценивалось,
значение кинопулемета.

Методическое совещание помотло руво-

водителям огневой подготовки методически
правильно готовиться и умело проводить

занятия и тренировки. Летчикам, штурма-

нам и стрелкам-радистам прививалея вкус

в пользованию учебно-тренировочной атта-

ратурой. В тире наладилась  сибтематиче-
ская тренировка в стрельбе»из  смециаль-
ных установок по движущимся целям. В
классе, тире и на аэродроме в помошью
кинопулемета летчики учились метко стре-
лять по воздушным целям. .
Прошло немного времени, и летный с9-

став стал стрелять хоропю и отлично. Эзено

старшего лейтенанта Мулина все упражне-
ния 10 стрельбе выполнило отлично, за
что было натраждено ценными подарками.
Заботясь о высокой боевой готовности ча-
сти, командир чутко реагирует на все про-

белы в боевой учебе, умело разрешает вое

методические вопросы.

Когда началась подготовка материальной
части к зиме, методический совет и здесь
нашел свое место. Ио указанию командира
майор Проценко, инженер-капитан Юрасов и
уругие офицеры заблаговременно изучили
недочеты прошлых лет, проакализировали
организацию, приемы и методы работы лет-
ного и технического состава, обабщили
опыт. На методическом совещаний были
заслушаны их обстоятельные доклады, наме-
чены практические мероприятия, которые

РИБАЛТИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКР:
тами: Герой Советского Союза капи
о виками задание, -

*

Авиаторы—ке

В один из зимних дней поотнлото года в
клубе и штабе Н-екой авиачасти были вы-
велены короткмю об’явления, привлекшие
внимание всегс офицерского состава. До
сведения авиаторов доволилось, что в еуб-
боту в меством высшем учебном заведении

состоится публичная защита диссертации

майором Клячкиным на соискание ученой
степени кандидата технических наук. Тема
диссертации — «Применение газовых тур-
бин в авиационных двигателях» — интере-
совала многих офицеров части.

Тов. Плачкин настойчиво Готовилея Е
	BOTH

ИБ

В

-КиИЗНЬ.
	защите этей диссертации, много работал в
библиотеках и научных учреждениях, ез-
дил в Москву на консультацию. Майор
	Фото капитана М. Рунова. \
	Авиаторы—кандидаты наук
	СОР ТАЩИИ   Пионной техники.
	части. Сейчас здесь почти все офицеры
в свободное от служебных занятий время
регулярно учатся.

В прошлом году девять офицеров окон-
	чили вечерний университет маркеизма-ле-
	нинизма. Лучние оценки получили майор
Александров, старшие техник-лейтенанты
Субычев и Панченко. В этом году в’ уни-
вереитете занимаются 27 человек, из них
11 — уже на втором курсе.

Многие политработники учался на заоч-
ном факультете Военно-политической ака-
демии имени В. И. Ленина. ‘Подполкозних
Тюсин. например, все зачеты сдает е от-
личными оценками. На третьем курее ус-
пенно занимается майор Котов.

На историческом факультете Государот-
венного педагогического института oby-
чаютея семь офицеров. Отличниками учебы
стали полковник Терехов, старший лейте-
Hau? Ковалев, младший лейтенант Степа-
ненко. =

Несколько групп офицеров занимается
повышением общеобразовательных знаний
и сдает зачеты за среднюю школу. Для
них организованы вечерние консультации.

Офицеры часто выступают ве лекциями
и докладами по самым разнообразным во-
просам. Только за последнее время в клубе
части прочитаны лекции и доклады на
темы: «Значение волевых качеслв офице-
ров», «Лорожить войсковым товарищеет-
вом», «Приоритет. русских вы в авиа-
ционной науке» и друтие. Намечено прове-
сти цикл лекций по разным И авиа-
	Майор С. ТУРУШИН,
А. ПРИМОРОВ.
	Дучшие методисты провели в полразделе-
	‘ниях беселы, рассказывали и показывали,
	как лучше организовать рабочее место, по-  дил в MOCRBY Ha консультацию. Mal
пуляризировали опыт передовиков, преду-  Клячкин успешно защитил диссертацию.
	преждали от новторения прежних ошибок.

По указанию командира полка на одном
методическом совещании изучалась и 060б-
щалась методика обучения эскадрильи капи-
тана Кравцова. Внедрение опыта работы
методических совещаний в Н-ской бомбарди-
ровочной части дало хорошие результаты:
в эскадрильях повысилось качество боевой
учебы, возросло число отличников боевой и
политической подготовки.

Майор В. ЖУКОВ.

Вапитану Ещенко за работу «Южнорос-
сийский Союз рабочих» присуждена ученая
степень кандидата исторических наук.

Хорошая инициатива передовых офице-
ров нашла одобрение и подлержку У
командования части. Созданы ‘грунны по
подготовке к сдаче кандидатского минимума.
Сейчае в этих грунпах занимаются десят-
ки офицеров-авиаторов. Одни из них го-
товятся стать кандидатами технических
наук; другие — исторических наук.
		нисты-агитаторы в свободное от занятий
время проводят беседы о достижениях OT-
	личников учебы. Они рассказывают . вои-
	нам о TOM, как передовики овладевают
военным делом, как они выполняют свой
воинский долг перед Родиной. Часто парт-
бюро организует беседы отличников УЧчЧе-
бы с солдатами и сержантами, организует
их выступления перед микрофоном радио-
узла части.

Не так давно по инициативе а
го бюро было проведено совещание отлич
ников боевой и политической HORLOTOBRA
На совещании обсуждалея важный bond
	оначительных успехов в подготовке к
защите. диссертаций добились участники
Великой Отечественной войны подпотков-
ник Драпкин и майор Фрейлихер. Нервый
из них заканчивает работу надо диссерта-
цией «Революционное крестьянское движе-
ние на Харьковщине».. Тема диссертации
майора Фрейлихер — и Boli-
на в Испании»,

Постоянная тяга в расширению своего
кругозора, к повышению знаний характерна
тля офинерекого состава этой авиационной
	(Спец. корр. «Сталинского сокола»).
Н-ский авиагарнизон.
	Выпуск технико - методических журналов
	цуски иллюстрируются
ками и таблицами.
	„Образ советского воина в художественной литературе“
Центральный Дом Красной Армии име-   ведений, посвященных Советской Армии и
	стоялся первый вечер из этого цикла —  3 также поэты А. Сурков, М. Матусовекий,
	М. Светлов, М. Голодный, И. Френкель и
другие.

Во втором отделении выступили 1. Ленч,
Г. Рыклин. Б. Ласкин.

я Н-ОВАЯ АВИАЧАСТЬ, 12  фезраля.
yAORCCTECHHOW ABTepatype (По телеграфу от наш, спец. норр.). Здесь
ведений, посвященных Советской Армии и   Регулярно выходит отпечатанный на ма-
ве воинам, выступили лауреаты  Сталин- ММИНЕе бюллетень. В нем обобщаются газет-
ской премии Н. Тихонов, Герой Советского   ИЫ® и журнальные материалы о новин-

Co Я ‘ках авиационной техники. помещаются
юза генерал-майор Il. Bepmmropa,  } asuaranma on Tewau. в Bavuamted
	ные и журнальные материалы о новин-
‘ках авиационной техники, помешаются
зннотании по темам, которые изучаются
личным составом. Значительное меето в бюл-
летенях занимают вопросы методики пре-
подавания и воспитательной работы © под-
чиненными. Большое внимание уделяется
обмену опытом лучших методистов. BeTe-
ранов Великой Отечественной войны. Вы-

но тяжелая работа по снабжению  парти-
заноких отрядов и вывозке раненых.

Как-то майору Овчаренко и его летчи-
кам пришлось в воздухе прикрывать от
вражеских самолетов митинт, на котором
‘выступал Тито. Более 5 тысяч  предста-
‘вителей всех ‘районов многострадальной
Югославии собралось в горной долине на
Антифашиестское Вече. Это были люди с
чиетой совестью и ясной лунюй, нламен-
ные борцы за свободу и независимость
своей Родины.

В памяти советских летчиков осталоеь
много хороших воспоминаний © далекой
братокой Югославии и ee тероическом ‘на-
роде. .

Ho когла сталинокие соколы, выполнив
боевую задачу, возвратились на авиабазу
в итальянекий город Бари, занятый тогда
англо-америкатокими войсками, они уви-
дели растленный буржуазный мир, где ‘вее
подчинено доллару.

’ Однажды в Овчаренко подошел  амери-
‘канский летчик и спросил, не продаст ли
‘он свою машину.

Овчаренко ответил:

— Самолету хозяин не я, а мой народ,
уоя Родина. Самолет — это мое оружие,
моя честь. А честью советские люди не
торгуют... °

Американец неловко усмехнулся, так и
не поняв этой простой советской истины.
Однако он не унимался:

— Скажите, мистер, американский ист-
ребитель «Лайтнинт», по-вашему, хорошая
матина?

— Безусловно.
	Американед исчез, а на другой день ©о-
вершил посадку на новеньком «Лайтнин-
ге» рядом с  нашей стоянкой.

— Давайте  моняться самолетами, —
предложил американец, — «Лайтнинг» —
это один из лучших американских иетре-
бителей,

— Ho в воздушном бою намного хуже
нашем, — напрямик рубанул стоявший
здесь капитан Шукин,

Американец в смущении ретирозалея.
	— Много странных и вместе в TEM по-
учительных случаев пришлось нам наблю-
	Эти издания пользуются большой попу-
лярностью ‘у всего личного состава. Вюл-
летени помогают офицерам в подготовке в
проведению занятий.
	Содержательные — технико-методические
бюллетени регулярно выпускаются в пода
разделениях инженер-подполковника Jans
шина и инженер-майора Ocerpena. (ue-
редные номера были посвящены вопросам
зимней эксплоатации материальной части.
	дать на

па совещании оосуждалея важный ВоП-  ни М. В. Фрунзе в честь 30-летия Совет-
рос: как лучше организовать помощь 014  ской Армии проводит цикл вечеров: «Тебе,
стающим в учебе: Передовые воины Советская Армия, наш вдохновенный
ряд ценных предложений. В частности, п труд». Вчера в Краснезнаменном зале  c0-
их совету были организованы — в pa стоялея первый вечер из этого цикла —
решения командира — дополнительные за+} «Образ советского воина в художественной
нятия с отстающими товарищами. Ta литературе». В зале собралиеь генералы,
занятия проводили передовые воины. адмиралы, офицеры и члены их семей.

Ставший лейтенант М. КОЛОСОВСКИЙ.  y Вотупитетеное слово сказал. пиоаталь

Приморский военный округ.

Пасмурным серым утром самолеты вы-
рулили на старт. Оркестр не играл им
бравурных маршей и никто не  произно-
сил напутственных речей... Короткое про-
щание с фронтовыми друзьями, рукопожа-
тия, и самолеты один за другим взмывают
B meta...
	(Собрав труппу над аэродромом,  Овча-
ренко первым пробил. облака. Летчикам
важно было незамеченными пересечь ли-
нию фронта, чтобы вражеские посты
ВНОС не навели на, них свои самолеты.
Первый этап полета проходил блатополуч-
но, Сквозь рваные облака промельвнула
голубая лента Дуная, и сплошная пелена
вновь закрыла землю.

Но почему же не слышно работы назем»
ной радиостанции? Цоечему радио не доно-
CHT знакомых налевов: раздольных PYCCRAX
песен, украинских хороводных, волжеких
частушек?.. Для советоких авиаторов это
было загадкой. Почему союзники в войне
— англичане и американцы, с которыми
была предварительная договоренность, ——
не помогли ориентироваться советеким лет-
чикам в столь тяжелом и большом переле-
те?.. Впоследствии Овчаренко узнал, что
англичане и американцы не передавали по
радио наших пластинок лишь потому, что
пени были русскими, советскими,
	Несяя «Петь на Волге утес» или веселая
	залихватекая «Дайте в руки мие гармонь»
у американцев и англичан считались...
«красной пропагандой»...

Только благодаря высокому летному ма-
стерству и большому опыту командира
Овчаренко, его заместителя . Шужина и
штурмана Лебедева группа не сбилаесь ©
маршрута.

Почти на всем маршруте была густая об-
лачность. И! вдруг она оборвалась, вокруг-—
ни облачка. Внизу виднелась серзя земля,
а вмереди—бескрайняя синева Адриатиче-
ского моря...
	сказы об офицерах
		фронта и далее через страны, еще овку-
пированные немецко-фантистскими войска-
ми: Румынию, Венгрию. Югославию..
	Последняя посадка на фронтовюм совел“
ском аэродроме. С особой тшательностью
проверяется материальная часть самолетов,
в баки до предела наливается горючее.

Овчаренко собирает летчиков. Все бое-
вые, крепкие. заторелью ребята, бывалые
воздушные бойцы. Штурман Лебедев 0б’-
SCHACT маршрут, показывая на карте рай-
оны, насышенные средствами ПВО против-
НИКА.

— Ha этом участке, — nopopar сегур-
ман, — местность гористая.  Выюота
2.500—2.600. метров» покрытая лесом,
Ориентировка, затруднена. И на участке
Н. местность также гориетая, однообразная,
без характерных ориентиров...

— Помните, друзья, — оказал в завлю-
чение Овчаренко, — что для истребителей
этот полет — необычный и в своем роде
рекордный. Верю вам и надеюсь, что при-
‘каз Родины мы вее выполним с честью...
	Рас
Мой попутчик майор Овчаренко уклады-
вал в походный чемодан свой несложный

багаж и \ и дело посматривал на часы.
До отхода поезда оставалось немного. вре-

мени.

И вдруг резко и повелительно затрещал
телефон. Овчаренко взял трубку и, выслу-
	шав, коротко бросил: «Есть. иду!» Торопли- -
	во, находу одеваясь, он крикнул мне: «Не
жди. Срочно вызывают в штаб...».

Но я решил ждать. Через полчаса Иван
	Иванович (Овчаренко вернулся радостный,
	возбужденный, улыбающийся...

— Хорошую новость мые сейчас с00б-
щили, — сказал он. —  Оказывает-
ef, eme в 1944 году постановлением
Антифашиюлекого Вече народного освобожде-
	wus Югославии я был награжден орденом
	Партизанской звезды 1-й етепени. Ja три-
девять земель, как говорится, разыскала
меня югославская партизанская награда.

&.В купе ватона, кроме нас, никого не
было. А дальняя дорога наводит на
размышления, на воспоминания, И Овчарен-
ко рассказал мне о некоторых их из
своей боевой жизни.

фз хх
	В 1944 году, когда Овчаренко уже имел
около пятисот вылетов, его срочно отозвали
с фронта. Ему предстояло выполнить важ-
ное задание, а какое—он и сам не знал.

Это были незабываемые дни, когда геро-
ическая Советская Армия вела победное на-
ступление. А где-то далеко, в югославеких
торах, партизаны маршала Тито вели нерав-
ную борьбу с фашистами. Туда, на помощь
партизанам, как позднее узнал Овчаренко,
и направлялась групиз советских самолетов.
Предполагалось временно базироваться Ha
аэродроме англо-американских войск в рай-
оне Южной Италии.

И вот был получев боевой приказ. Груп-
па в составе 1% истребителей, под командой
Овчаренко, вылетела на выполнение этого
задания. Маршрут пролегал через линию
	Вокруг самолетов вспыхнули клубочки
зенитных разрывов. Это били немецкие
зенитки, расположенные на побережье. Но
уже поздно—пройдено поеледнее препятет-
вие. Самолеты летят нах морем.

Вот и Бари — портовый город Южной
Италии. В ето районе находится аэродром.
Самолеты снижаются на посадку. Ho...
советоких летчиков вновь ожидал англо-
американский «сюрлриз». Хотя союзники и
были предупреждены о прибытии  совет-
ских самолетов, но тем не менее аэродром
(в том числе и посадочные полосы) оказа-
лись доотказа загроможденными американ-
скими бомбардировщиками.

Ироизвести посадку трудно, а горючее
уже на иеходе.

И в эту критичесвую минуту Овчаренко
услышал по радио рубекую речь. Говорил
прилетевитий другим мартрутом командир
группы траненортных самолетов. Он сори-
евтировал наших летчиков, как лучню са-
дитьея в этой трулнюй обстановке.
	Через день советские транепортные ca-
молеты, груженные боеприпасами и медика-
ментами,  прикрываемые истребителями
майора Овчаренко, взяли куре на аэродром,
сооруженный югославокими партизанами В

горах. Сели авиаторы буквально на «пя-
тачке».
	етчикам не дали опомниться. Дружеские
руки подхватили Овчаренко и стали подбра-
сываль вверх... Советоких летчиков обии-
мали, целовали. Это была поистине трога-
тельная встреча воинов-славян, дружба ко-
торых крепла в боях, в огне войны.
	«Живео Сталин!» раздавались  возгла-
сы, и вое здесь собравшиеся, взявиись 34
руки, ритмично покачиваясь, — пели:
«Оталин — Тито». «Сталин — Тито»...
	Б тот день сталиновие соколы’ были
представлены марщалу Югославии Иосипу
Броз-Тито. Легендарный герой-полководел
встретил их попросту, радунино. В шине-
ли внакидку, он поднялея из-за своего
стола, поздоровался со всеми и подробно
расепросил о перелете.

У маршала Тито советекие летчики
уточнили задачу, которую им предетояло
выполнять. Началаеь большая булничная,
	чужбине, — вспоминает 0вча-
	  ренко. — Все мы тогда здорово соскучи-
‘лись по родной русекой земле. по совет
	CREM людям, — закончил свой рассказ
мой спутник, ,

Из других источников я узнал, что 0в-
чаренко образцово выполнил боевое зада“
ние командования, Советежой Армии п
обслуживанию партизанских pafonos [ro
славии и был награжден орденом Врасно-
го Знамени. O Tou, что п югославекие
партизаны с благодарноетью вопоминают о
ратекой помоши и боевой работе совет“
ских летчиков, красноречиво говорит юго-
славокий‹ орден Нартизанской звезды 1-й
	степени,
OCR которым награжден майор 0вча-
	Совсем не пришлось отдыхать Овчарел*
во после дальней командировки. Вновь

» ожесточенные воздушные бои Ha
ронтах Великой Отечественной войны,
му, участнику обороны Ленинграда и
 вы на Курокой дуге, довелось сра-
жаться под Варшавой, Будапештом и Ве
ной. На многих. мапгинах воевал Овчарен-
к. С каждым годом  совершенствовалась
наша- материальная часть, совершенство
валась и тактика воздушного боя. Овча-
ренко пытливо изучал опыт проведенных
боев, тщательно анализировал их и нахо-
дил новые, наиболее эффективные оиюо-
бы и приемы боя. Семнадцать вражеских
самолетов сбил майюр Иван Иванович 5
чаренко. Он совершил 520 боевых выле-
тов в качестве ведущего. И сейчас он, ве
хущий летчик-командир, умело и любовно
обучает молодых авиаторов.
	В 1947 году на воздушном параде в
День Воздушного Флота СССР перед ту
ковохителями партии и правительства, пе-
ред великим Сталиным майор Овчаренко
стремительно пронесся в группе CROPOCT-
ных истребителей, и диктор тогда назвал
его имя...

За успешное освоение новой Явиацион-

дс:
	НИ Че ЧЕ

ной техники майор Овчаренко награжден
орденом Красного Знамени.
	JN — человек, который всегда идет

oe
	BITEDC TH
	Майор А. ВЕРХОЛЕТОВ,