7 anpena 1948 r.. Ne 82 (993).

ОТЧЕТЫ И ВЫБОРЫ КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНОВ ‚ Отаханевцы поелприятий   = = Ламати тимуьэд ФРУНЗЕ
ОТУЕТЫ И ВЫБОРЫ КОМСОМОЛЬСКИХ ОРГАНОВ

отахановцы предприятий
рассказывают воинам
	@ производственных успехах
	ЗАПАДНО-СИБИРОКИЙ ВОЁННЫЙ Of-
УГ, 6 апреля. (По телеграфу от’ наш
	GAME, RUE тедурафу 9т наш.
норр.). В окружном Доме офицеров
состоялась встреча генералов, офицеров,
	оржантов и солдат ‘с руковолителями и
отахановцами новосибирского завода имени
нина.

Работники завода познакомили собрав-
шихея. с иоторией своего предприятия, ко-
торое за годы войны многократно отмеча-
лось правительством и завоевало право
вечно хранить знамя Госухаретвенного Кю-
митета Обороны. Вопны узнали о том, как
трудится коллектив завода, борясь 3a д0-
срочное выполнение плана послевоенной
сталинской пятилетки. -

В заключение собравшиеся с большим
интерзсом прослушали выступление кол-
лектива художественной самодеятельности
Н-сокой авиачасти.
		Спортивная хроника
	© Закончился розыгрыш первенства
страны по классической борьбе, который
был проведен в Шербакове и Запорожье. В
	нанлегчайшем весе победу одержал заслу-
женный мастер спорта С. Спирядонов
(Львов). В полусреднем весе первое место
завоевал львовский борец’ В. Трубчанинов.
Победителем в полулегком весе вышел ки-
евлянин Ялтырян. Первое место’ среди’ бор-
цов тяжелого веса занял неоднократный
чемпион СССР и Европы заслуженный ма-
стер спорта И. Коткас (Таллин). С, Спири-
донову, В. Трубчанинову, А. Ялтыряну и

И. Коткасу присвоено звание чемпионов
СССР на 1948 гол.
	© В Свердловске проходит традиционный
матч сборных баскетбольных команд вось-
ми городов. Мужская команла Москвы вы-
играла со счетом 59:35 у баскетболистов
Баку. Москвички победили ташкентских
спортсменок с результатом 76: 12. Без по-
ражений идут также оба коллектива ли-
товской столицы: мужская команда Кауна-
са обыграла тбилисцев, а женская — сбор-
ную Ленинграда, Баскетболисты Риги одер-
жали Победу над коллективом Таллина.
	© Розыгрыш лично-командного первен-
ства Москвы по плаванию собрал’ около
тысячи пловцов. столицы. ‘Наиболее упор-
ная борьба происходит в группе первораз-
рядников и мастеров, которые оспаривают
звания чемпионов Москвы. Заплыв на 100
метров брассом прошел в остром соперни-
честве между двумя сильнейшими пловца-
ми страны — Мешковым («Торпедо») и
Бойченко («Спартак»). Победа досталась
Мешкову, который проплыл ‘стометровку за

1 мин. 9,2 сек. Время Бойченко — 1 мия,
10,5 сек. Стометровку брассом у женщин
выиграла  динамовка Соболева —   мин;

27,8 сек. Отличный результат был показан
торледовцем Ушаковым в заплыве воль-
ным стилем ‘на сто метров. — 59,2 сек. У
	женщин эту дистанцию выиграла К. Ва-
сильева (ЦДКА) — 1 мин 119 сек. Ва-
	сильева (ЦДКА) —   мин, 11,9 сек, Ва-
сильева была. также победительницей в за-
плыве на 200 метров на боку — ее время
3 мин. 5,4 сек, Вчера Ушаков ‘завоевал
первое место в плавании вольным стилем
на 400 метров {4 мин. 47,4 сек.). Сегодня
последний день соревнований.

О Подведены итоги соревнований по гим-
	настике между командами ‘главных и
	‚центральных управлений Министерства: Во-
	оруженных Сил Союза ССР. Первенство за-
возвала команда гимнастов Главного шта-
ба и управлений Военно-Воздушных Сил
	ВС. СССР, которая набрала ‘510,1 балла..
Мужская команда авиаторов, занявшая пер-
	вое мэосто, показала отличные результаты
по прыжкам через «козла». Четыре чело-
века из восьми получнли оценку в 20
баллов из 20’ возможных. Женская коман-
да ВВС поделила 1-е и 2-е места.

В индивидуальных соревнованиях  так-
же отличились гимнасты-авнаторы  капи-
тан Жуковский (59,4 балла из 60 возмож-
ных) и капитан Костров (59,2 балла). Сре-
ди гимнастов. старшего возраста в коман-
де ВВС хорошо выступили полковник По-
пов, инженер-полковник Захаревский и
подполковник Комонов. Команде авиато-
ров присуждены вымпел и грамота ИДКА.
	визцию практически до пуля, так Ran
девиация ‘не ‘списывается, а устра-
няетея на 24-х румбах. Чуветвительный
элемент компаса, не имеющий  механичо-
ских частей, свободен от ошибок трения и
застоя. .
	Говоря 06 эксплоаталии групповых про-
тивонылевых фильтров (стр. 417), авторы
допускают ряд неточностей. Авторы реко-
Mey? устанавливать ‘этот фильтр по
стрелке, нанесенной на корпусе  прибота:
Исследования, проведенные в последнее
время, показали, что наиболее целесообрае-
30 устанавливать фильтр против стрелки,
		падания в гироприборыт волокон фильтра. qt
краски, отелаивающейся от внутренней
стенки коробки фильтра»
	Губую принциоиельную оптибку допу-
	стили авторы, утверждая, что истинный
курс определяют по показаниям компаса
(стр. 10). Известно, что истинный кур
получается только после внесения  пелото
ряда поправок, о которых авторы вепоми-
наЮТ значительно дальше — в главе о
магнитных компасах. Явную оптибку ona
допускают также на странице 316, заяв-
ляя, чт «датчик компаса «ИЛЕ-44» опре-
делят магнитный курс». «ИДЕ-44», ках
в всякий другой матнитный компас, дает
копаеный Куре.

В заключение считаем долгом предупре-
дить читлчеля, что в книге не все блато-
пелучно с иллюстрационным материалом.
Так, например, рис. 75 и 90 перепутаны
местами и, судя по подписям, должны быть
размещены наоборот. На рис. 47, 60, 66
ий 84 кинематика приборов изображена так,
что при изменении измеренной величины в
большую сторону стрелка откленяехя В
	‘Но этим широким и светлым корило-
рам, по лестницам ‘вместе со своими
сверстниками когда-то бегал веселый,
	белокурый Тимур’ — сын легендарного
героя гражданской войны Михаила Ва-
‘сильевича Фрунзе. Мальчик сидел в
этих классах, где и сейчас сидят дети,
держал в руках, может, эту самую указ-
ку, отвечая урок по географии...
	В школе № 57 Киевского района Мо-
сквы Тимур Фрунзе получил семилет-
Hee образование, отсюда перешел” в
спецшколу, которую успешно ‘закончил,
а затем уехал в Качинскую школу во-
‘енных летчиков,

Когда разразилась война, Тимуру
Фрунзе было всего лишь 18 лет. Войну
он встретил словами:

— Мое место в небе, в боях!
	И он начал добиваться отправки на
фронт. В 1942 году Тимур получил на-
значение на Северо-Западный фронт,
Здесь молодой истребитель участвовал
в нескольких воздушных боях и в од-
вом из них, сражаясь один против 7 не-
`менких «Ме-109», геройски’ погиб. По-
смертно’ летчику Тимуру Михайловичу
Фрунзе было присвоено звание Героя
Советского. Союза.

..5 апреля’ этого года исполнилось 25
лет со дня рождения Тимура. Школа,
где учился и воспитывалея в течение
многих лет герой-летчик, отметила этот
день сбором пионерской дружины, по-
священным памяти своего питомца,
	В 3 часа дня около 100 делегатов от
классов, друзей Тимура, с которыми он
учился, товарищей по ‘фронту, препода-
вателей школы собрались у могилы
юного героя на Ново-Девичьем  кладби-
ще. Под звуки траурного марша пионе-
ры возложили на могилу большой венок
из живых цветоз, Затем выступили пре:
подаватель Ф. Логовская, товариле Ти-
мура по совместной учебе артиллерист
майор. „1. Гервиц, комсомолка Я. Амосо-
ва; Все очи тепло говорили о’ славном
сталинском соколе, бесстрашном легчи-
ке-истребителе Тимуре Фрунзе.

Вечером в школе состоялся торжест-
венный сбор пионерской дружины. На
сбор приехали‘ гости: тетя Тимура — се-
‘стра Михаила Васильевича Клавдия
Васильевна Фрунзе, бывший командир
соединения, в котором служил - герой,
генерал-майор авиации А. Простосердов,
	бывшая классная руководительница Ти-
мура Л. Э. Куманина и его школьный
товарищ ВБ. Васильев, служивший в го-
ды войны в Советской Армии бойцом-
авиадесантником.

Открывая сбор дружины, старший пи-
онервожатый М. Жадина сообщила, что
в память о Тимуре в школе решено
создать музей. Организованный истори-
ко-биографический кружок уже присту-
пил к работе и собрал ряд интересных
документов о жизни Тимура. Среди них
множество фотографий, сделанных са-
мим Тимуром, писем, которые он присы-
лал с фронта, ит. д.

Члены  историко-биографического кру-
жка Яна Амосова; Лена Петрова и Жа-
на Фомина рассказали о сборе материа-
лов для музея.

Внимательно был выслушан рассказ
Клавдии Михайловны Фрунзе о жизни
и революционной деятельности .. отца
Тимура — Михаила Васильевича, а Так-
же о детских и школьных годах самсго
Тимура. Она. передала в дар школьному
музею несколько книги школьных тет-
радей, принадлежавших ученику 5 кл.
57-й школы Москвы Т. Фрунзе. Среди
них книга, которую подарил Тимуру
5 апреля 1937 года К. Е. Ворошилов.
На первой странице рукой Климента
Ефремовича сделана надпись: «Дорого-
му Тимуру. К. Ворошилов».

С воспоминаниями о своем бызшем
учелике выступила учительница Л. Ку-
манина, Генерал-майор авиации А. Про-
стосердов поведал пионерам и гостям о
боевой деятельности офицера’ авиации
Тимура Фрунзе, рассказал о его послед-
нем бое,

На сборе был оглашен приказ по’ дру-
жине о присвоении лучшему пионерекс-

му отряду ‘имени Тимура Фрунзе, а так

же о выпуске рукописного. литературно-
го журнала, посвященного герою. В
школе об’явлен конкурс на лучшее сти-
хотворение, рассказ, рисунок о жизни
ее бывшего Ученика.
	*
	В школе, где учился герой-летчинк
	ВМЕСТО ОБЗОРА ПЕЧАТИ
	БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЕ КОР

РЕСПОНДЕНТЫ
		старший лейтенант Й. Бурим: <.
	‘этой статьи ничего не вызывает у  HATA
телей, кроме глубокого возмущения»,
	Эт негодование читателей вполне по-
нятно. В начале статьи сказано,  напри-
мер, что командир эскадрильи  калитаз
Барский давно убедился в тои, что лейте-
нант Кленов «учится без должного рве-
ния, не с полной отлачей сил».

Явную налтраслину возвели на человека
досужие корреспонденты. «Нам точно из-
вестно, — пингут тт. Триус и Бурим, —
что за время пребывания лейтенанта Вле-
пова, в эскадрилье, где командиром капи-
тан Барский, со стороны последнего лей-
тенанту Влепову не было никаких заме-
чаний о том, что он учится без должного
рвения, не с полной отдачей сил. Наобо-
рот. лейтенанта Клепова всегда ставили в
пример, как лучшето летчика по технике
пилодирования», ^

Далее корреспонденты утверждают, что
экипаж тов. Влепова входил в состав зве-
на старшего. лейтенанта Ковзалова и чт
последний часто собирал экипаж и летал
с ним. И здесь недобросовестные коррес-
понденты все перепутали и исказили.

«Никогда экипаж лейтенанта Влепова,
— продолжают тт. Триус и Бурим, — в
составе звена Ровзалова не был, Ясно по-
этому, что старший лейтенант Ковзалов
He mor собирать экипаж Елепова и летать
с НИМ».

Чех дальше в лес, тем больше дров!
Фантазия бойких авторов неудержима. Сво-
его высшего предела она достигает, когда
они описывают «отличный» налет на ар-
тиллерийские позиции «противника». :

Такой «излет» действительно имел ме-
сто, но вся бела в том, что он далеко но
был отличным, Экипаж сбросил бомбы не:
по пели (артпозициям), а за пределами
полигона, что явилось даже предметом
специального разбора, Неудовлетворитель-
ная работа экипажа была отмечена и в
приказе по части.

Без зазрения совести авторы — статьи
искажают и другие факты. — Штурмана
эскадрильи Лялина они, например, иревра-
тили в Лямина ит. т.

Видимо, редактор газеты тов. Степанов
не воспитывает у своих полчиненных чув-
	ства отвелотвенности за порученную pabo-
	TY, эз4 выШшлнение BOWHCKOTSO долга.
	Политотдел, чьим органом является га-
а «Сокол Ролины». обязан навели в
	seta «Сокол Родины», обязан навести
редакции большевистекий порядок.
		Газета «Сокол Родины» задумала бла-
Toe дело — широко покавать отличников
боевой и политической подготовки.

Инициатива газеты заслуживала бы
	всяческого поошрения, если бы федакция
при этом помнила 06 одном элементарном
правиле — знать 10, © чем пишешь. №
сожалению, этого правила придерживаются
не вое сотрудники редакции газеты «(о-
кол Родины».

В № 25 по рубрикой «Люди нашей
части» была опубликована корреспонден-
ция сотрудника газеты майора Херсонского
«Заслуженная похвала». `Получив этот
номер газеты, читатели были справедливо
возмущены  недобросовестностью  коррес-
понлента: что ни абзан, то выдумез,

Автор, например, пишет:

«В звено прибыл молодой штурман
`Тяшков. У него не было боевого опытга,
в его летной книжке числился незначи-
тельный налет».

Авиаторы Н-окой авиационной части
сообщают нам, что это не соответствует
действительности. Лейтенант Тишков не
молодой штурман, только что прибывший
в часть, а летчик, проработавший 6 лет
инструктором в  авиаучилище. Вот уже
пва года служит он в части и имеет налет
2.500 часов,

Корреспондент пишет о молодом летчике
Сорокине. Но такого летчика в Части во-
все нет. Веть лейтенант Сорокин, но он че
молодой летчик, а штурман е семилетним
стажем.

Напутал автор и в других местах своей
невразумительной корреспонденции.

«Известно, — писал  Салтыков-Щед-
рин, — что ничто так не окрыляет фан-
тазию, как отсутствие фактов».  Сотруд-
ники релакции газеты «Сокол Родины» на
	деле шлтвержлают 579 высказывание вВ®-
	лиИкого русского. сатирика.
	ПОВСЕДНЕВНО ВНИКАТЬ В ЖИЗНЬ
АРМЕЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ _
	известно, что секретарь комсомольской OP-
ганизации эскаприльй Давьков является
нарушителем воинской длециплины, что 9я
имеет пять взысканий. Тем не менее” 16-
пииельных мер к нему не принято до сих
пор.

0 низком уровне культурно-маебовой 09-
боты: говорило на конференции курсант
Краснощеков:

— Мы давно не видели новых винокар-
тив. Зато «Катей бесемертный» идет У
нае двадцатый раз. №югда механик Тыея-
ков и моторист Чепанов попросили лнже-
нер-капитана Лизгунова помочь в ортани-
зации самодеятельности, он грубо ^ отка-
зал им.

Справедливыми были и критические за-
мечания делегатоз конферэнция, обращен-
ные к капитану Macrae. В учили
он ни разу не был и сейчае продолжает
«руководить»... Из’ кабинета,

Слехует сказать о недостойном отноше-
вии к критике некоторых политработвиков.
Например, неверных был выступление
полполковника Северинова, который воолри:
нял критику комоомольцев Rag «Nocara-
тельство» на авторитет отдельных  полит-
работников,

Видимо, некоторые  полнитработники до
сих пор не понимают того, что критика
есть важнейшее условие нашего успешного
движения вперед, пот’ема  внутоисотозной
	работы.
Гвардии майор В. ДЬЯЧЕНИО.
	скания, У нас не популяризируется опыт
лучних молодых воинов, тех, кто неодно-
кратно получал ‘благодарность командова-
ния 38 отличное обслуживание матерзаль-
ной части, А ведь это мотло бы сыграть
больную роль в повышении качеетва уче-
бы п работы комсомольцев и всей молоде-
stuf
	Содержательным было выступление сер-
жанта Староверова. Он сказал:

-—— Недостатки в работе комсомольцев
об’ясняются. тем, что некоторые товарищи
не соблюдают требования наставлений и
инструкций. Среди нас есть и такие ави:
аторы, которые ленятся лишний раз про-
верить тот или иной агрегат самолета пе-
ред его вылетом.

Механики старший сержант Сидорян и
старшина Крук, летчик лейтенант Лавы-
дов и сталяний лейтенант” Муханов и дру-
гие критиковали бюро за то, что оно He
воспитывало комсомольцев в духе заботяи-
вого отношения к уходу за материальной
частью.

Собрание потребовало от нового бюро, в
состав которого BOULTE передовиел боевой
и политической Подготовки, повысить 0т-
		своих служебных обязанностей.
` Подполковник Г, ЗАЛУЦИИЙ.
	В течению двух дней проходила KoMco-
мольская конференция Фрунзенского авиа-
цонжюто училища летчиков. После доклада
начальника политотдела  подполкозника
(ердюка развернулись оживленные прения.
Сакретарь комсомольской — организации
учебного подразделения тов. Анисимов под-
Rope справедливой критике работу комсо-
мльского руководителя старшего  лейто-
ната Сергеева.
	— Tos. Сергеев — редкий гость в под.
разделелиях, —— сказал тов, Анисимов, —
Он появляется среди курсантов лишь для
7010, STOOL поругать за недосталки, но CaN
He оказывает нам практической помоши.
	Другие делегаты конференции, также
отмечали, что некоторые комсомольские ру-
ководители оторваны от молодежи, не зна-
уг ее жизни и запросов; Так,  наиримео,
ни плохо помогают комсомольеким ор
танизациям наладить  лекционную про-
татанлу. Tes. — Сергеева — интересует
лишь Количество = прочитанных — лек-
ний к докладов, а между тем качество их
и тематика далеко не ‘удовлетворяют слу-
шалелей. При планировании лекций не
учитываются - запросы курсантов, Давно не
читались, например, лекции о выполнении
пятилетнего плана, © международном поло-
жении, Недостаточно ’ пропатанлируются
хитижения советского искусства, науки и
техники. В училище ретлко бывают леяте-
ди науки, искусства, литературы. масте.
	Оживленно беседуя, летчики, воздуш-
ные стрелки, мотористы, авиамеханики п.
рядовые заполняли помещение ° клуба
Н-ской авиационной части. Отчетно-вы-
борное комсомольское собрание открылось
тю в назначенное время,

Секретарь комсомольской организации
тов. Шаров в своем докладе ‘уделил серь-
езноо внимание эксплоатации и сбереже-
нию авиадионной техники.

— Наша первоклассная авиационная
техника требует к себе бережного отноше-
ния, умелой эксплоатации на земле и в
в0атух6; — сказал секретарь комсомоль-
стай организации, — От. мотористов, ме-
хаников, воздушных стрелков ‘и летчиков
вю многом зависит безотказная работа ва-
молотов, моторов и вооружения, Цедовмотр
при подготовке материальной части к б0е-
вому вылету может. привести к поломкам,
& иногла и к более серьезным проиешест-
виям, Комсомольцы должны понять, 4rd
повьииение качества летной подготовки
авиаторов находился в прямой зависимости
от ом, как нз земле механики, мотори-
CTH, оружейники будут соблюдать правила
технической  эксплоатации, насколько
строго они’ будут выполнять YOTSBEI, BE
струкпии и наставления.

— Чтобы умело экоплоатировать мате-
ризльную часть, — продолжал докладчак,
— нало хорошо ве изучить. 910 особенно
	„Блокнот агитатора“. № 9
	Вышел в свет «Блокнот апиталора» Во-
оруженных Сил СООР №9.

Блокнот открываелся статьей кантилата
юридических наук майора юстипии И. По-
бежимова _ «Точно выполнять все ‘требу-
BIHHA BOHECKON ДИСЦИПЛИНЫ»,

Статья полковника М. Окурихина посвя-
щена великому патриоту наллей Родины —
А. М. Горькому. Статья полковника П. Ях-
	спорта, хотя есть возможность устраи-
вать встречи с ними.

Далее делегаты говорили о том, что
секретарей комсомольских организаций за
последние полгода почти не собирали, не
инотруктировали, А ведь большинство ком-
сомольских руковохителей нуждается в по-
моши старших товарищей,
	Тов. Сушков в своем выступлении за-
явил *
	— Мы находимея под боком у комео-
мольских руководителей. Тем не менее ни-
кто из них пе помогает нам. Даже старший
лейтенант Сергеев не считает нужным про-
явить 0 нас заботу, хотя это ео прямой
долг. В комсомольской оргатизации отдела
материально-технического обеспечения учи-
лища нет плана работы. А тов. Сергеев но
обращает на это внимания,

—- С ноября прошлого года, — сказал
лейтенант Михайлов, — я работаю секре-
тарем комсомольской организации учебной
Чаоти. За это время никто не поинТересо-
валел, как я справляюсь с возложенными
на меня обязанностями. А вель я молотой
комсомольский работник. Мне нужна по-
МОЩЬ.

Многие делегаты говорили об отсутетвти
контроля за деятельностью организаций
ВЛЕСМ co стороны ‘тов. Сергеева. Они от-
мечали, что политотлел нередко допускал
проведение таких собраний, на которых
присутетвовало не более 50 процентов co-
става комсомольской организации. Статиний
лейтенант Сергеев проявлял беспринщии-
ность в своей работе. Ему было, например,
	В обстановке деловой критики
	OTHOCHTICA к нашим молодым авиаслециа-
листам. Обязанность каждого комсомольца
— помочь отетающим товарищам изучить
материальную часть в совершенетве.
	Далее секретарь комсомольской органи-
зации привел цифры, свихетельствующие
0 том, что комсомольцы правильно пони-
мают ©вои задачи. За отчетный период
члены ВЛЕСМ получили 538 поошрений.

Однако не все комсомольцы выполняют
поставленные перед ними  залачи. Так,
	например, тов. Бикмаев, обслуживая Ca-.
	молет «По-2», довел его до такого состая-
ния, что’ машину нельзя было выпускать
в воздух. Тов. Бикмаев забыл о воинском
долге, халатно относилея к выполнению
своих обязанностей. А комсомольская орга-
низация прошла мимо этого Harta.

Ничего не сделали члены бюро для
предотвралцения грубых нарушений инст-
рукции, допускаемых  комсомольцем-ору-
жейником тов. Вяткиным.
	После доклада развернулись прения,
Бюмсомольцы подвергли резкой критике
деятельность членов бюро. Так, моторист
	сержант Воронов справедливо отметил, что
бюро. не в. курсе: тоге, как. прохотит. слу-
жебная. деятельность комсомольцев..

— Члены бюро не знают, — сказал
сержант Воронов, — кто из комсомольцев
и за чю получает поопрения или вы
	лакова рассказывает 0б успехах Народно-   сборах гвардии полковник Лобов прочитал   нию военных знаний политработников, ре-
		освободительной армии Китая.
	КРИТИКА
И БИБЛИОГРАФИЯ
	тему «Действия скоростных! шено провотить систематически.

приводят довольно сложный метод подбора
жесткости каждого из амортизаторов, учи-
тывая расстояние его от центра тяжести.

Нам кажется, что тут следовало бы болез
ватегорично выскавалься за  симметрич-
ность расположения  эмюртизаторов. При
симметричном расположении становится
возможным применение однотимных аморти-
заторов на всех точках опоры приборной
доски, что позволяет избежать излишнего
	НА СНИМКЕ (слева направо):
генерал-майор авиации А. С. Про-
стосердов, бывшая классная руко-
водительнина Тимура Фрунзе—Л, Э.
Куманина, сестра М. В. Фрунзе —
Клавдия Васильевна в группе. пио-
неров.

Фото и текст А. ФРИДЛЯНСКОГО.
	БОЕВАЯ УЧЕБА ПОЛИТРАБОТНИКОВ
БЕЛОРУССКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 6 ап-   истребителей по отражению масснрованного

ВАСЯ а:
	Цо-   налета бомбардировщиков».
	реля. (По телеграфу от наш. корр.). По-
литотлел Н-ского авиасоелинения организо-
	В заключение было провелено занятие
	вал для офицеров-политработников чтение, по изучению боевого опыта Великой Отече-
лекпий по оперативно-таклической подго-   ственной войны. Политработники детально
товке и военному искусству Советской Ау-   разбирали действия истоебительной авиа-
		пии в наступательных операциях войск
3-го Белорусского. фронта.
	Такие занятия, способствующие углубле-
	Недавно. в соелинении были проведены   З-го
	трехдневные занятия политработников. Ha

„Ириворы на самолете”
	RORCTPY RIM приооров, а о собредоточилн
свое внимание главным образом на таких
приборах, которые уже прочно вошли в
экеплоатацию, а отчасти даже и устарели.
Они оправхывают это учебным характером
книги. До некоторой степени с этим можно
сотласиться, так как учащимся нужно дать
	Литература mo приборному оборудованию! конструкции приборов,
	самолета пополнилась новым изданием
книги Д. А, Браславекою и С. С. Логуно-
ва — «Приборы на вамолете»*). о Ёнига
ма является переработанным и. раситирен-
ным изданием труда тех же авторов, вы-
пущенного в 1941 голу.
	Рассчитанная на студентов авиационных
техникумов в качестве учебного пособия,
она может быть также использована и В
практической работе инженерами и  тех-
никами эксплоалационной службы Военно-
Воздушных Сил. Правда, вопросам экспло-
атации и ремонта приборного оборудования
в книге не уделено достаточного места, но
TEN не менее инженер и техник извлекут
из нее немало полезных сведений по кон-
струкливным особенностям приборов, по
методам их проверки, No определению  оти-
бок приборов, по подбору  трубопроволов
Inga
	Внига состоит из десяти глаз. В первой
изложены основы авиации с точки зрения
применения авиационных приборов. Вторая
Глава посвящена общим сведениям
авиационных приборах, их классификации,
размещению на самолете, влиянию различ-
ных условий эксплоаташии на их работу. В
последующих главах рассматриваются рав-
ные группы приборов, как-то: манометр
ческие, электрические, механические, ги-
роскопические, навигационные приборы и
АВТОПИЛОТ.
	3a последнее время авиационные прибо-
ры приобретают все большее значение В
системе авиационного оборудования. Разви-
тив двигателей, в особенности реактивных,
заставляет конструкторов изыскивать. #9-
вые методы контроля работы мотора. По-
вышение требований к аэронавигации  по-
буждает конструкторскую мысль работать
над приборами, которые позволяли бы не
только летать в любое время суток и 20-
да, HO также и Производить «еленой
ззлет» и «еленую посадку».
	№ сожалению, авторы He ставили перед
собой залачу раесмотреть в книге новейшие
	*) Д.А Браславский и С. С. Логунов.
‹ и на самолете». Оборонгиз. Москва.
1947 г. Стр. 524, цена 18 руб.
	а ое  pemnr «ложнения ИЗВОдСТВа И эксплоатации.
понятие и о таких приборах, которыю_ ‘те-  1 ВЕНЕ р НН
	’ Авторам должно было быть известно, что
в некоторых конструкциях приборных ло-
сок, в которых центр тяжести сильно уда-
лен от геометрического центра, прибегакт
даже к таким конотруктивным приемам;
как дополнительное подвешивание грузов
на облегченную (менее  загруженную)
часть доски с тем, чтобы все установлен-
ные амортизаторы были однотипны.

Авторы рекомендуют подбирать аморти-
заторы так, чтобы статический прогиб их
под весом приборной доски был равен 1.5
—2 мм. Было бы правильнее, если бы
вместо приблизительных данных авторы
воспользовались конкретной цифрой, ука-
заиной в таблицах ГОСТа, а именно:
1,8 мм, которая обеспечивает минималь-
ную собственную частоту амортизируемого
оборудования б9з нарушения прочности
амортизаторов. :

Yuycr#an apropbl yrasar, a To, 40 e-
личины прогибов 1,5—2 мм о относятся
олько в резиновым  амортизаторам: Для
пружинных амортизаторов величина стати-
ческого штиба булет значительно выше
4 мии больша.
	Совертених излишне в книге описание
устаревших иностранных дистанционных
компасов «Патин» и «Магнесин». Злесь
вполне можно было бы ограничиться опи-
санием компаса «ИДЕ-44», который вы-
полнен конструктивно лучше и при мень-
шем веее и габарите практичееки дает те
же точности.

В книге ничего не сказано о компасах е
гироскопической стабилизацией. Конструк-
ция и принцип действия этого типа ком-
паса досталочно хорошо разобраны в oTe~
чественной литературе (см. брониеру Коз-
лова © дистанционном компа с
гироекопической стабилизацией), их нем
следовало бы в учебнике рассказать.

Диотанциочный компас с гироскопиче-
ской стабилизацией позволяет свести 16
	ряют свое значение. Однако вельзя He
заметить, что книга только выиграла бы
от описания новейших конструкций.
	Удачна глава книги, посвященная элек-
трическим приборам, Налтисана она  про-
стым и четким языком. Авторы совершен-
но правильно включили в нее раздел, да-
ющий общие сведения по’ электротехнике,

В настоящее время уже совершенно оп-
ределению наметился переход от механиче-
ских приборов к электрическим, которые
обеспечивают большую валежиность работы
и позволяют получать без погрешностей
дистанционные = показания, что особенно
важно на многомоторных самолетах, rie
точки замера удалены на десятки метров
от приборной доски. Монтаж электрических
приборов сравнительно прост, их показа-
ния на зависят от высоты и температуры.
	Эта глава, по нашему мнению, принесет
наибольшую пользу читателям, в TOM чи-
сле и работникам экоплоатащионной служ-
бы:

Не менее удачным является и описание
гироскопических приборов, & также и а3-
опилотов 4-42 и АП-45. Стоит лишь
пожалеть, что в книге не’ разобрана ни
одна из существующих конструкций олек-
трических автопилотов. А между тем. са-
ми авторы пишут, что «электрические ав-
топилоты в ближайшее время вытеснят с
самолета все остальные типы автопилотов
и налолго завоюют прочное место на, само-
лете» (стр. 500).

По поводу отдельных недостатков кни-
ти_ нам шредетавляетея необходимым  сде-
лать слелующие замечания.

Описывая способы амортизации прибор-
ных досок © целью уменьшения вибрации,
авторы указывают, что точки крепления
амортизаторов желательно расположить п
возможности симметрично относительно
пантра тяжести доски (стр. 45). Далее они
	В № 23 пл той же рубрикой «Люди
нантей части» редакция выступила ©0 ста-
	В  тей < высотам мастерства». Авторы ее
	сторону уменьшения показаний. Охемы,, — сотрудник  редавции капитан П. Сав-
используемые авторами, во бельшинетве чу и капитан М. Лисицкий шШроявили
nee киль исключительную —‘безответетвенность. He
	своем заимствованы из’ других’ учебников
co воеми присущими им нодосталвами.
Нвудачен также подбор чериежей.

На редактирование книги (редактор В. В.
Савицкая) следовало бы обратить большее
внимание. По своему значению и содержа-
нию книга этого вполне заслуживала,

Инженер В, ДРАБНИН,
	дав 060е труда ознакомиться: © жизнью и
работой офицеров, чтобы напиеаль о них
правдивую сталью, авторы = недобтаток
фактов восполнили беззастенчивой выдум-
кой. хе

Вот чю пишут по поводу «творчества»
Савчука и Лисицкого читатели газеты —
  заместитель командира эскадрильи  стар-
‘mai лейтенант Г. Триуе и командир звена !