0 апреля 1948 г. № 84 (998).

Сотни тысяч рублем. экономии
тот рационализатореких
предложений
	В Н-ской части широко развернута изоб*
ретательская. работа, паправленая = на
улучшение . качества, боевой учебы. В 1947
году творческая деятельность изобретате.
лей и рационализаторов части дала возмож»
ность ‘сэкономить сотни тысяч рублей. Бы“
	еее >:

HOCTS  сокономить с

OTH Th pyoaen. Bue
	ложений, которые улучшили методы Bite
плоатации й хранения материальной ча»
сти, повыюили качество ремонта авизцион-
ной техники и значительно упростили ©
изучение и освоение.

В части тироко потуляризируетея опыт
лучших изобретателей и рационализаторов,
В прошлом году было проведено 49 cope
mann и конференций, оргализовано 11
выставок лучших предложений, Работа
пообретателей обсуждалась на партийных
собраниях. Командование части нередко
поощряет лучших изобретателей и рацио-
нализаторов. Меотие ив них были поощуе-
	ны благодарностями, денежными премиями
	и ценными подарками.

Подразделение, где председателем комис-
сии по изобретательству подполковник Nap.
келов. является лучшим в части по pane
онализаторокой работе. В течение rors
здегь разработаню более двухсот предлфже-
ний. Наиболее тнициалливньтыи и настойчи-
выми тапионализаторами яваяютея майоры
(Серегин, Пчелов и Петуховокий. Майор (е-
регин разработал 17 и лично резлизовал 9
предложений. Многие его боНотрувлии,
как, например, действующий макет зави-
симости аэродинамических сил от углов
атаки и ло., являются прекрасными 06»
разцами учебнюо-наглядных пособий и Het.
пользуются в других подразделениях. Boas
raaaisemad Maiiopom Серегиным группа изо-
бреталелей и рационатизаторов внесла 33
год_57 предложений, из которых 35  pea-
лизовала своими силами.

Майор авиационно-технической службы
ов. Пчелов лично , Тазработал и per
	щий прозрачный макет одного из. отечест»
венных электросбрасывателей. ›

Большюй интерес представляют такие
изобретения майора авиациюнно-техничеа
ской   службы Петуховского, как пе
редвижюная компрессорная станция для
запуска моторов и накачивания амортизаци.
онных стоек и ‘колес самолета в полевых
условиях, передвижной краокомет с пр
нудительным наддувом и действующий
прозрачный макет костыльной ‘установка
самолета,

На недавно состоявшейся конференции по.
ивобретатетьетву подразделения нашей ча»
сти заняли четыре первых места. Учебно
натлядные пособия, сконотруированные нач
пими изобретателями, вызвали большой ин»
терёе и получили хоропгие отзывы делега
	Инженер-майор А. НИКИТИН.
	_ Аорошо готовят самолеты
	‚К весенне-летней `
эксплоатации
	Н-ОКИЙ АВИАГАРНИЗОН, 8 ampoa
(Наш  корр.).. Горячая работа кишит cell.
чае на Н-ском аородроме, О раннего ут»
9 позднего вечера, воины вят матери»
альную. часть к весенне-л экетлоз-
тации. Авиаторы с честью справляютоя @
возложенными Ha них” обязанностями:

Отличню работают механик самолета
старший сержант Конкратенко и моторист
младший сержант Белоусов. Им было по-
ручено заменить на учебном самолете мо-
тор и произвести другие работы. В бли-
жайшие дни учебный самолет уже BCTy-
пит в строй.

_ Успешно готовят к весне вверенные им
самолеты стартщие сержанты Шишков и
Алтунин. Они снимают с машин  отепле-
ние, заменяют некоторые части и т. д.

Мастерами своего дела показали cobs
механики самолетов старшины Болдуев и
Хайкин. Оба они лисциплинированные и
исполнительные воины. отлично знают с8*
молеты, умело их экенлоатируют.. Обелуз
живаемые ими машины всегда находятся в
боевой готовности.

Несколько самолетов части уже подго
ловлены к эксплоатации в весенне-летних
условиях. Качество работы -— отличное.
	В ВОЕННЫЕ АКАДЕМИИ
	H-CRHH АВИАГАРНИЗОН, 8 апреля
(По телеграфу от наш. корр.). Многие офи:
церы-авиаторы в этом году поступают на
учебу в военные академии, ° Кандидатамя
для поступления в Военно-политическую
ордена’ Ленина ° академию имени В.
Ленина, утверждены капитаны = Теритин,
Барзельев, майор’ Фокин; лейтенант Глине
ский. Они — участники Великой Отечеоте
венной войны; отличники боевой и поли
тической подготовки. :

В Военно-юридическую академию канди-
датами зачислены старшие лейтенанты Рё-
ва, Долин, младший лейтенант Циренов.

Все кандидаты сдали предварительные
экзамены на «хорошо» и «отлично» &
сейчас готовятся к конкурсным испытави-
ям. В клубе офицеров для воинов, посту“
пающих в академии, ортанизованы вон
сультации. ~
	Экскурсии авиаторов
на предприятия
Азербайджана

BARY, 8 апреля. (По телеграфу ot
	наш. корр.). Сюда прибыла группа авид-
торов Закавказекого военного округа. 0
	вершалощих экскуреии в музеи и на DDO
	чыиленные предприятия Азербайджана.
Личный состав подразделения, ‘где по-
литработником. капитан Королев, поселил
	музей имени Сталина в Кировабаде. Боль-
Юй интерес вызвала экскурсия Ha Te
Бетильный комбинат Кировабада. Авиаторы
познакомились © производственным продес“
сом, < опытом работы лучших  стаханов-
eB.
_ B ближайшие дни группа экскурсантов
тругой авиачасти совершит поездку Fa
одну из крупнейших строек Азербайджана
— течаурокую гидроэлектростанцию,
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	Новы
	С зачетной сессии
	*
„ О новой программе
по физической подготовке
личного состава ВВС
А
	тывались лишь гимнастические комплексы,

TR ATTAIN ne UOnmnemeaatna® ТИ wee a

предусмотренные программой. В них не
‚были предуемотрены очень ценные: для
летного состава упражнения на кольцах
(в каче и иа месте).

Последное время авиаторы почти не за-
нимались акробатикой, которая <©пособ-
ствует трэнировке вестибулярного алитарата,
 Опорные прыжки, развивающие’. смелость,
репительнюеть и ориентировку, в ряде слу-
чаев проводились формально. Так, в одной
из авиалчаетей летный состав прыгал через
гимнаетического «ковла» высотой в 1 метр
(вместо 1 м 20 см}. Такие прыжки по-
лезны, скажем, для учашихся 4-го класса
начальной школы, & не для летчиков.

Особенно важно, чтобы на. занятиях
летный состав хорошо отработал упражне-
вия на гимнастических кольцах в каче и
на месле и контрольные акробатические
упражнения. Весь личный состав должен
уметь выполнять вольные упражнения.

Ученые, работающие в области авиаци-
ONO мелицины и физиолотии; давно дока-
зали огромноу значение хорошо развитых
мыш брюшного пресса (или передней
стенки брюшной полости) при перегрузках.
занимаясь специальными  упражневиями
длЯ мыш живота, нужно добитьея того,
чтобы летчики держали угол (преднос) от
7? до 10—15 сек. С этой целью введены
зачетные нормативы. Так, при выполнении
упражнений на перекладине при висе
хватом сверху лля отличной оценки нужно
‘держать угол (преднос) 15 секунд, хоро-.
meh — 10 секунд и посредственной —
7 секунд.

В авиачастях и учебных заведениях до
сих нор слабо культивируются такие виды
легкой атлетики. как барьерный бег, бег ©
препятствиями, тройной ‘прыжок, прыжки
в высоту с шестом и другие упражнения,
полезные для личного систавя BBC. He
обязательно, чтобы каждый авизтор вышол-
нял все эти упражнения. Допускаетея за-
мена одних упражнений другими, что. поз-
волит личному составу соворшенствоваться
в избранном виде спорта. Так, например,
бег на 100 метров при сдаче нормативов
может быть заменен баръерным бегом на
110 метров, прыжов в длину с равбега —
тройным прыжком © разбега, прыжок в
высоту © разбега-—прыжком с шестом и
т. д. Из метаний, как показал опыт, ваи-
	более полезными для летчиков являются ме--
	тачия диска и молота; в этих елучаях
процессе метания связан с вращательными’
движениями.
‚ В общей системе физической подготовки
эначитетьное место должно  отволиться
спортивным играм. Каждый авиалор должен
играть’ в баскетбол, волейбол, ручной мяч
или футбол. Надо не только уметь играть,
HO и хоропо знать правила итры. Это не-
обходимо для того, чтобы уметь судить
мату и Успепиню выступать на соревнова-
ниях, защищая спортивную честь команлы
своето’ полразлеления, части.

Таким образом катлыя офипео cemseamn:
	И солдат в зависимости от возраста, физи-
ческой подготовленности и личной оклон-
ности должен заниматься и оттачивать
свв спортивное ‘мастерство ‘в кабом-либо
из вилов спорта,

В связи с введением новой пропрамаы пе-
ред. начальниками и преподавателями фи-
зической подготовки стоят большие задачи.
Чтобы успенано и методически правильно
проводить занятия, они’ должны прежде
всего евовместно с начальниками медикик-
ской службы частей внимательно
изучить физические качества и состояние
здоровья авиаторов. Только учитывая ин-
ДИВИЦУАлЬНЫе наклонности личного состава,
можно плодотворно и на высоком уровне
организовать физическое воспитание офи-
церов, сержантов и солдат. 0с0бое внимание
медицинских работников должно быть обра-
щено на то, ках, проводятся занятия с лет-
ным составом. :

Важно, чгобы инструктора физической
подтотовки сумели быстро перестроигь свою
работу. С этой целью в соединениях еле-
дует провести учебно-методические сборы.
Имэнно так и поступили в соединении, где
начальником физической подготовки rpap-
дии подполковник  Портнягин. Здесь на-
 чальники Физподготовки и спорта частей,
собравигиеся на сбор. обобщихи опыт своей
работы и тщательно изучили треборания к
организации и проведению занятий. Были
разучены новыю упражнения, введенные в
программу, а также проведены показатель-
ные уроки по различным видам физической
подготовки. Вроме того, на сборе немало
‚времени было уделено метотике составле
ния учебных планов занятий.

Многосбразные средства физической под-
готовки личного состава нельзя применить,
не имея. гимнастических снарядов, лепко-
атлэтического и другого спортивного обору-
дования. Ноэтому командиры частей дол-
жны ‘позаботиться. об изготовлении такого
инвентаря. Например, в части, где началь-
ником физической подготовки о майор Ви-
нокуров, не жалуются па 10, что у них
мало лопингов батутов и друмй ammpa-
туры. Здесь своими силами ‘улалось изго-
тевить несколько удачных  металличееких
конструкций перэносных гимнастических
колец и много разного спортивного инРента-

ря. Блатоларя этому в Части пефоко испеле-
	зуются  вее вилы епорта для спебизльной
подпумвки экипажей. Летчики, занимаясь
на кольцах, учатся владеть своим телом,
точно ориентироваться в пространстве,
развивают столь необходимое им мышечное
чувство и совершеногвуют свой вестибуляр-
ный анпарат.

При проведении занятий ни в tow слу-
Чае нельзя ограничиваться лишь мятериа-
лами и нормативами программы. Началь-
чики и пренолаватели физической подго-
товки должны проявлять макеимуи  ини-
циативы в использовании различных форм
физического воспитания авиаторов. `Физи-
ческая подготовка — жизненная потреб-
ность авнаторов — должна пополняться
щирокими опортивно-массовыми мерогрия-
тиями, В сочетании с играми и софевнова-
ниями учебные занятия будут способотво-
вать физическому воспитанию личного с0-
слава Военно-Воздуптных Сил.

} Майо П. БАРАНОВ.
	Стремительно развивается современная
авиационная техника. Возрастают  ско-
рость, выгота и радиуе полета самолетов.
Эта в свою очередь пред’являет повышен-
ные требования к физической  закалке
авиалоров. Для того, чтобы отлично овла-.
деть перзокласоной авиационной техникой
H Умело ее экоплоатировать, летный - co-
став должен обладать большой  вынослие
востью,  высокоразвитыми  психо-физиче-
CRAME качествами.

Чтобы стать физически ‘peecroporze pas-
витым, закаленным, ловким и решитель-
ным, нужно систематически завиматься физ-
культурой, и особенно теми видами спорта,
которые способствуют выработве качеств,
необходимых летному составу. Недавно вы-
ила новая программа по физичеекой подго-
TORRE личного состава ` Военно- Воздупиных
Сил. Она отвечает нынешним требованиям
® физическому развитию зриаторов. Про-
грамма, опирающаяся на опыт работы по
физической подготовке в ‘авиачастях и
учебных заведениях, составлена в соотвэт-
ствии с Наставлением по физической под-
готовке Вооруженных Cua Cosa COP a
являетея основным руководством, опреде-
IANWMEN порядок, содержани) и методику
проведения занятий < личным составом.

Бак же надо строить работу в частях и
учебных заведениях, чтобы наиболее полно’
использовать все виды физкультуры и
спорта для укрепления физического состея-
ния авиаторов?

Физичэкое воспитание авиаторов лол-
жно проходить организованно и планомерно,
с учетом возраста, состояния здоровья й
друтих индивидуальных о6обенностей офи-
перов, сержантов и солдат. Никло не 0ево-
бождаетея от зазятий по физической подго-
товке. Весь личный состав разбивается на
$ группы. В первую группу входят лица
m3 старше 35 лет, обладающие нормальным
здоровьем; во вторую — старше 35 лет
(для них предусматриваются пониженные
требования и нормативы). В третью группу
включаются лица, имеющие ограничения 10
состоянию здоровья; занятия в этой группе
должны проводиться по специальной про-
грамме.

Основными формами физической  полго-
товки личного состава, `Военно-Воздупных
Сил являются утренние физические упраж-
нения (физзарядка), учебные занятия, про-
водимые по планам боевой подготовки, и
спортивно-массовая работа. Только сочетая `
вое эти формы, можно добиться веесторон-
него развития организма и совершенствова-:
ния физических и моральных качеств авиа-
торов. Кроме того, для летного состава
должны проводиться спепиаяьные . трени-
ровки, полготавливаютщие организм к пере-
несению перегрузок и других явлений, воз-
никаащих в полете. В. тренировки надо
включать упражнения, наиболее эффэктив-
но обеспечиваюнтие решение этих задач.

В этом году большое внимание должно
быть уделено таким видам спорта, как гим-
настика, акробатика и легкая атлетика,
которые в значительной степеви недооце-
нивались в частях. Между тем. гимнасти-
ка наряму в другими упражнениями  яв-
ляется одним из основных средетв физиче-
ского воспитания летного состава.

Как показала проверка, в течение рята
лет с личным составом в основном: отрабз-

ЗАВАВВАЗСЕИИ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. (0т.
	наш. нерв. по  телеграсу). В Н-екон
истребительной  авизчасти еще B Ha-
чале учебного года классы были обо-
	рудованы тренировочной аппаратурой, Не-
давно эти классы пополнились новыми, 09-
лее совершенными тренажерами, е помо-
1b которых летный состав успешно при-
обретает практические навыки, необходи:
	мые для управления боевой техникой в
возлухе.
		Из историй
опечествениой

авиациа
	Парашют получил широкое применение
ках в военном деле, так ив. различных
отраслях народного хозяйства. В трудную
минуту параптют спасает жизнь летчика.
С помощью парапиютов выеаживаются де-
сантные войзка. снабжаются части. лейст-
	Так ли надо проводить зачеты?
	Руководящий офицерский состав’ Н-ской
истребительной авиационной Части не
первый раз сдает зачеты. В проведении
их у командования и штаба накопился
достаточный опыт. Казалось, эта сессия
должна была пройти ma 601% высокох
уровне, чем прошлые, Однако первый me
день зачетов показал, что проведение
сессии здесь носит формальный характел,
	Начать © того, что комиссия, возглав-
	ляемая подполковником Кюнлратьевым. при-
	ступила к работе с опозданием, Для прие-
ма зачетов не были подготовлены классы.
Принтлось расположиться в кабинете одно-
го из офицеров штаба. Пометоние onasa-
лось настолько тесным, что в нем едва, по-
местились члены комиссии, принимающие
зачеты по таклике ВВС. Здесь небыло ни
доски, ни мела, ни чернил с бумагой. He в
лучшем положении были и офицеры, сда-
вавшие вачеты ‘по Воздушно-стрелковой
пезготовке. B ‘нетопленом’ помещении
они вынуждены былиссидеть в шинелях,
куртках,
	...Йдут зачеты по тактике ВВС. Офипе-
‘ры Бондарь и Васильев только на один
вопрос ответили хорошо, а на остальные
— поверхностно, неконкретно. Чуветвует-
ся, что эти офиперы к зачетам  ‹ерьезно
не готовились, а понадеялись на свои
старые знания. Капитан Пзанько на вопрос
о содержании плана воздушной разведки
отвечал не по существу, капитан ПШавень
не смог обстоятельно раесказать о боевых
порядках войск в обороне. Однако эти
поверхностные ответы вполне удовлетвори-
ли председателя и членов комиссии. Вме-
сто того, чтобы выяснить глубину зна-
ний экзаменующтихея путем хополнитель-
ных вопросов, подполковник Кондратьев
сказал:
	— У меня вопросов’ нет.
То же заявили и остальные офицеры,
принимающие зачеты.
	Bo второй половине дня комиссия сталз
фотеировать прием зачетов. С этой пельв
	подполковник Вюндратьев разделил, вомию-
сию надвое. группы. Сам он вместе © (OL
ним ‘офинером продолжал принимать заче-
	TH по тактике ВВС, а двум другим членам

толи TANT ПтоРоТАТЕ Зачот По
	‘Taka
	(Take полкомиссии лолжны быть председа-
		‚ Примерно на том же. уровне

зачеты по воздущно-стрелновой  подготов-
‘ке. В назначенное время никто из офице-
ров не явилея в класс. Их пришлоеь вы-
зываль на зачеты. Каждому офицеру вру-
чалось  одновременно два билета. В одном
содержалось пять вопросов по теории
воздушной стрельбы, в другом ——^ ПЯТЬ
вопросов по материальной части. Офицеру
приходилось, таким образом, отвечать не на
4—5 вопросов, как это положено, а на
лесять. № ответам кажлый офицер готовил-
	ся не. 15-20 минут. а чае и более.
	Кроме этих нарушений, были и другие.
отметить тот факт, что офицеры
вышестоящего штаба недостаточно серьез-
HO подопети к составлению билетов. Почти
совееи отсутствовали задачи, не было воп-
росов, которые заставили бы офицера
слелать чертеж, схему, натлядно пояснить
	тот или иной закон баллиестики и т. п.
	организационные веполадвки и поверх-
ностные ответы не смущали комиссию.
Она твердо’ добивалась одного — выполне:
ния намеченного графика. А график был
составлен так. что офицерам в этот день
сразу же после полетов пришлось сдавать
	мены По трем ди.
	Кели ко всему этому добавить, что в пе
	GIMVTOBRH Е Сессии для ЗУКОВ
	А» состава здесь не проводилось ни воН-
сультаций. ни ‘лекций. то формальное
ormonnenme титаба к зачетной cecemm  cTa-
	HOP OCT DEM.
Майор А. ПОНОМАРЕНКО.
Забайкальский военный округ.
(По телеграфу от наш, корр.).
	——
“Tie
	Глубокое знание штурманского
дем
	Летчики и штурманы эскадрильи офице-
‘ра Тищенко в течение зимнего периода
учебы плодотворно работали над углубле-
нием своих знаний. тщательно изучали но-
вые темы, повторяли пройденный матери-
зал и теперь успешно сдают зачеты.

Еще в период подготовки к сессии лей-
тенант Ератев уделял 060606 внимание
тем разделам. которые составляли дла него
трудность, как, например, бомбометание 3
планирования. Надо было научиться пра-
Вильно определять высоту и боковое откло-
‘нение. Ерашев обратился к консультанту
Штурману майору Соколову, который окд-
	  зал ему необходимую помощь,
	лейшие попытки едающих зачеты совето-
ваться друг в другом после получения би-
летов. За это. например. была енижена
	телов. за это, например, была снижена
опенка лейтенанту Березину, хотя он не-
	плохо ответил на все осовные и допол-
вительные вопоосы.
	Первые итоги сессии свихетельствуют о
больнюй подготовительной работе,  поода-
ланной руководителями. отдельных диспип-
лин, Так, штурман майор Соколов хороню
оборудовал классе самолетовождения, В ча-
стности, им. изготовлен макет самолета с
компасом и девиационным прибором. Это
помогло офицерам. лучше овладеть техни-
кой определения. северной поворотной
точки. -
	По наиболее трудным вопросам майор
	‘Соколов’ проводил консультации ооганизо-
	вывал чтение лекций. Вроме того, он при-
глашал офицеров для нндивидуальных бе-
сед. Например, вместе е лейтенантом По-
ликарповым он подробное разобрал вопрос о
том. как происхотит отное бомбы.
	Чейтенанту Поликарпову было  предло-
жено рассказать 9б относе бомбы. Он сде-
лал на доске чертеж и умело об’яенил при-
чины относа. Так же успешно отвечал он и
па другие вопросы. Комиссия признала его
знания хорошими.
	Ьтарший лейтенант Ю. КОРШ.

Офицер Ерашев работал самостоятельно
и занималея со своим товарищем—
нантом Метлицким.

На зачете по бомбометанию лейтенанту
Ерашеву пришлось отвечать на вопро о
зависимости ` элементов ‘бомбометания в
плоскости ветра. Летчик подошел в лоске
и © помощью хоропю выполненного черте-
жа дал исчерпывающий ответ. Члены ко
миссии отинодушно пришли к выводу, что
офипер Ерашев вполне усвоил  програм-
MEM материал по бомбометанию, и вывели
ему отличную оценку.

Члены комиссии строго и требовательно
относились ко всем ответам  проверяемых
	_ офицеров. Они решительно пресекали Ma-
	усовершенствование своего изобретения.

В это время в «Вестнике промышиленно-
‚ ети» среди других патентных заявок была
опубликована и заявка Котельникова. Не-
сколько дней спустя автор получил пред-
ложение от фирмы «Ломач и №0», торго-
`вавшей авиационным снаряжением. Глава
фирмы, чувствуя, что на парашюте №-
‚ тельникова можно будет заработать, пред-
  ложил изобретателю средетва для изтотов-
ления нескольких «РЁ-1». Хотя условия
Томача были ‘кабальными, Котельников, по-
нимавший важность своего изобретения для
  русского воздушного флота; принял это
предложение, тем более, что у нео Fe
было денег для продолжения работы.

Через некоторое время было изготовлено
несколько штук «РЁ-1». Теперь. следовало
испытать прочность парапиота, Здесь К -
тельников применил остроумный метод. Он
сел в автомобиль и на скорости 80 кило-
метров в Час открыл ранец парашюта. Ку
пол надулся и так резко дернул, что авто-
мобиль почти мгновенно остановился, A
мотор заглох. Когда после такого сильного
рывка осмотрели паралиют, оказалось, что
он нисколько не поврежден. Можно было
продолжать дальнейшие испытания.

6 июня 1912 года в деревне Салюзи,
близ Гатчины. началиеь летные испытания
«РЕ-1». К кабине аэростата был привязан
восьмидесятикилограммовый манекен, к
которому был прикреплен парашют, Пер-
вый раз манекен был еброшен с высоты
200 метров. Парашют раскрылся и плав-
но опустил груз на землю. Второй раз ма-
некен сбросили с высоты 50 метров. Опять
отличный результат. Скорость снижения
составляла все 1,7 метра в секунду.
Boe, nro был на аэродроме -— летчики,
корреспонденты газет, оценили значение
изобретения. Они горячо поздравляли Ко-
тельникова. Но из начальства. от которого
зависела дальнейшая судьба «РК-1»,
‚никого при этих испытаниях не было.
  Не заинтересовались царские чиновники
парашютом и после того, ках осенью 1912
года были проведены успешные испытания
«РЕ-1» при сбрасывании грузов с самоле-
та

Тогда коммерсант Ломач, решив вернуть
истраченные деньги, отправилея е двумя
«РК-1» во Францию. Продемонстрироваз
там их замечательные качества. (прыжки
с шестидесятиметрового моста в Руане вы-
полнял ученик консерватории Оссовекий),
Ломач „без ведома Котельникова продал ко-
Му-то за большие леньги оба парашюта.
Через некоторое время за границей появи-
	0бразом, каждый офицер, сержант“ 7 L Капитан Е. ЖУКОВСКИЙ.
	тренажеры
	Обращает на. вебя внимание тренажер,
сконотруированный капитаном Зайцевым,
На этом тренажере летчики тренируются

‚в стрельбе по наземным и воздушным це-
aM. Ct
	Макет, сконструированный гвардии стар-
шим техником-лейтенантом Горлеевым, на-
глядно . показывает принципи действия
жидкостного реактивното двигателя,

На-днях офицер. Шаболтас, гвардив. стар
шие сержанты Сальев, Корзун о и Зимин
смонтировали тренажер, представляющий
собой макет самолета co всеми приборами,
хвостовым оперением, шасси и т. д. С по-
мощью аккумулятора на тренажере можно
будет тренироваться в работе со воёми
згрегатами самолета и контролировать по
приборам их работу. За последнее время в
части изготовлено семь новых тренажеров
по различным вилам боевой подготовки. _

Котельников —изобретатель
современного парашюта
	игрушки и приборы и, поошряемый в этом
	Цосле смерти отца Вотельникову, 33-
вончившему гимназню, не пришлось поо-
должать образование из-за недостатка
средотв. Он вынужден был уехаль в про-
	нижней кромке купола, для быстрейшего
‘раскрытия, был пропущен упругий метал-
лический трое. Парашют имел _ снециаль-
ную подвеску, состоящую из системы рем
ней: поясного, натрудного, плечевых 8
ножных обхватов. Подвеска давала воемож-
ность в случае нужды быстро ^отценить
RYHOI, чтобы он не волочил по земле, не
мешал при спуске на воду. Все стропы па-
рашюта были поделены на две чати и
крепились к двум лямкам. Это давало воз-
можноеть при снижении разворачиваться
по ветру, то-есть обезопасить приземление.

Чтобы до получения. патента еохранить
свое изобретение в тайне, Котельников от-
правилея в Новгород й там в глухом ме-
сте произвел испытания «РК-1».

Испытания прошли исключительно удач-
но. Кукла, на которую надели «РВ-1», с
помощью воздушного змея поднималась на
высоту в 60 метров и, будучи отцеплена,
плавно снижалась под куполом паратиюта,
Двенадцать раз подряд образываа Котель-
ников свою куклу. и «РА-1» ни разу не
отказывал. Окрыленный успехом, Котель-
ников помчался в Петербург, подал заявку
на патент и предложил свое изобретение
военному министерству.

`На специальном заседании комиссии под
председательством начальника воздухопла-
валельной школы генерала Кованько изо-
бретатель- продемонстрировал свою модель.
Она действовала отлично,

— dro Bee хорошо, — сказал Кованько,
выслушав  об’яснения  ROHCTDYETOPA, ~~
Только летчику, выпрыгнувшему: ве вашим
прибором, уже незачем будет спасаться.

— Почему? — недоуменно спросил Ко-
тельников,

— А потому, что от удара при раскры-
тии парашють у летчика в воздухе ото-
рвутся ноги, — <об’яенил» Кованько.

Это заявление было настолько абеурд-
ным, 9т0 ни изобретатель, ни другие члены
комиссий в первую минуту не нашли, что
ответить...

Тем не менее комиссия одобрила конет-
рукнию «РЁ-1», но на вооружение при-
HAT OH не был за... ненадобностью.

У обескураженного таким «решением»
Котельникова опустились было Руки, но
он в0500е принялся. за Дальнейшее
	лись фирмы, выпускавшие почти такив же
парашюты и наживавшие на этом огром-
ные барыши. , ;

Царское военное министерство вепомни-
ло о Котельникове в разгар первой миро-
ВОЙ войны, когда экипажи самолетов «Илья
Муромец» потребовали снабдить ‘их пара-
шютами. В это время было изготовлено 70
штук «РЕ-1». Паратиюоты спасли жизнь
немалому чиклу авиаторов. Первым, ro
прыгал с самолета, на, «РЕ-1», был русский
офицер капитан Иванов.

Вскоре парашюты «РЁ-1» завоевали of-
щее признание. Но, когда обратились к
главному начальнику российских  воздуш-
ных сил князю Александру. Михайловичу с
предложением ввести парашюты во всей
авиации, тот начертал на докладе: «Пара-
шют вообще в авиации — вешь вредная».
	Настоящее признание талантливый рус=
	._ ee

ский изобретатель Глеб Евгеньевич Котель-
ников получил лишь после Великой Ок-
тябрьекой. социалистической ^ революции.
Его «РК-1» применялись в голы траждан-
ской войны. Автор изобретения был -пре-
мирован, и ему были созданы условия для
творческой работы.

В 1923 году Котельников выпустил
«РЕ-2» ¢ полумятким ранцем. Эта конот-
рукция оказалась весьма удачной. В том
же году изобретатель построил грузовой
парашют, в 1924 году — корзинный па-
рашют и новую модель — «РК-3».

«РК-З» был первый в мире мяпкий па-
рашют-конверт, четыре клапана которого
убирались посредством резиновых шнуров.
Для удобной укладки парашют имел «co-
ты» и запорные шпильки на общем тросе.
Многие иностранные конструкторы позднее
применили в ©воих парашютах и эти но-
Bele  усовершенствования советекхго
конструктора:

Глеб Евгеньевич вел большую  общеет-
венную работу в Ленинградском аэроклубе.
Будучи 70-летним стариком. он в пт
	ne ны АН Ul B PORE
Отечественной войны принимал активное

участие в противовоздулиной обороне Ло-
	нинграда. В 1944 roxy советекое, прави-
тельство наградило Г. Е. Котельникова —
талантливого изобретателя, пламенного пал-
риотъ Родины — орденом Красной Звезды.
Параиютное дело получило в последние
годы шелокое развитие. Появилось много
различных конструкций парашютов. Bee
они в общем состоят из тех олементов и
основаны на тех принципах, которые раз-
работал еще в 1911 году талантливый
русский изобретатель Г. Е. Котельников.
Инженер-майор С, ВИШЕННОВ.
	вукщие в _TBLTY противника, доставляются   BHHTHO акдизным ЧИНОВНИКОМ. Там он
	еще больше пристрастился к тватру, со
временем стал  актером-профессионалом
й через несколько лет перебрался в Пе-
тербург.

Играя в теалре, «Котельников продолжал
заниматься техникой и свободное время
часто проводил на Комендантском аэродроме,
где в то время первые русские авиаторы
демонстрировали полеты на аэропланах..

Осенью 1910 года во время Всероссий-
ского праздника воздухоплавания Ba Ko-
мендантском аэродроме произошло  траги-
ческое событие: русский военный летчик
капитан Л. Мациевич. летая на «Фармане»,
при аварии самолета упал. е высоты 400
метров и разбилея.

Гибель Мациевича пооизвела огромное
впечатление на Котельникова, ` присутство-
вавшего в тот день на полетах, и он ре-
WHA создать анпарат, позволяющий сохра-
нить жизнь летчика при разрушения ca-
	молета в воздухе. Он ознакомился с рабо-
	тами, которые производились в этой обла-
сти. «Й понял. — писал в своих воспоми-
наниях Котельников, — что для аэроплана
надо создать прочный и легкий парашют.
Сложенный, он должен быть совсем неболь-
шим. А главное — он должен всегда, быть
© летчиком. Тогда летчик сможет спрыг-
нуть © любого места аэроплана. Нигде за
границей создать такого парапиюта He
сумели».

Вскоре квартира Котельникова преврати-
лась в мастерскую, заполненную различ-
ными материалами. В 1911 году был roe
	тов первый образец парашюта «PR-1»
(русский-котельниковский — первая м0-
цель). :
	«Ph-1» cocrosa из небольшого на-
спинного металлического ранца, внутри ко-
торото находилась полка, лежавшая Ha
спиральных пружинах. На полку уклады-
вались стропы, на них — купол. Человек,
дергая за шнур, открывал крышку ранца
и пружины выталкиваля купол наружу, В
	люли и средства лля тушения лесных ш-
	жаров. © парашютом прыгает врач, чтобы
оказать неотложную помощь больному в
отдаленном районе.

„Паралиют с каждым годом Находит все
новое и новое применение.

Создание и усовершенствованив парашю-
та шло параллельно с развитием авиация.
Во многих странах изобретатели пытались
найти надежное и утюбно» спасательное
средство для летчиков. В 1910 году фран-
цуз Вассер сконструировал парашют, пред-
ставлявший собой большой зонт ес спица-
ми. На этом парашюте можно было епу-
ститься с высоты, но беда заключалась в
том. что он был тяжел и. главное, так, гро-
моздок, 910 не помещался на самолете. Те-
ми же недостатками страдали парашюты
изобретателей Эрвье, Ореа и других.

Появлялись и новые конструкции. Фран-
цуз Рейхельт изготовия — плаш-парашют.
Летчик должен был надевать его на себя
и в случае нужды раскрыть. В течение
трех лет — с 1909 по 1911 гол—работал
Рейхельт над изобретением и, наконец, ре-
шился продемонстрировать широкой публи-
ке этот парашет.

В олин из летних дней 1919 гола во-
	круг Эйфелевой башни в Париже  ©обра-
лась огромная толиа. Рейхельт поднялся
на первую плошадку. башни. © высоты
	63 метров ринулея вниз и... разбилея. Его
изобретение оказалось вемдным.

Долю. но безуспению пытались на 3a-
Male совлать надежный mapamior. Эта за-
дача была успетно оешена тишь русским
изобретателем Глебом  Евтеньевичем  Ко-
тельниковым.

Г. Е. Котельников родилея в 1872 году
в семье профессора механики и выешей
математики Петербургекого лесного инсти-
тута. В семье очень любили театр. Глеб с
ранних лет увлекалея HM и принимал
участие в любительских кружках. В то же
	время он очень ALOR мастерить разные