6 мая 1948 г., № 106 (1020).
	зает своих подчинен-
	На снимке; летчики
	я сокол
	СТАЛИНСКИ
	Об осмотрительности в полете
	(ЗАМЕТКИ ЛЕТЧИКА)
т о

будут преследовать немецкие «ОХОТНИвИ»,
	Поэтому после выполнения задания я р
THA пойти 0 своим звеном. сзади, на вы-
	  соте 600—700 метров, а всю группу по-
зел в общем строю: на свой, аэродром. мой
	заместитель.

Мое. предположение. - оправдалось, При
просматривании нижней полусферы сзади
сбоку на бреющем полете я обнаружил лва
«Ме-109». Вражеские «охотники», ма-
скируясь на фоне’ леса, шли к нашему
аэродрому. Легким  покачиванием ” крыльев
я предупредил своих ведомых 0б опасно-
сти. На судалении. 2-—3 километров. от
дэролрона я резко развернулся, влоб © ко-
роткой дистанции атаковал немцев и сбил
ведущего. Через 2—3 минуты был сбит и
его ведомый. Этот успех по справедливости
следует отнести за счет осмотрительности,
умения во-воемя обнаружить противника.
	Обучая авиаторов искусству полета, я
	в первую очередь стремлюсь определить;
развита ли у молодого летчика ©10е0б-
ность вилеть как на земле, так и в возду-
хе. В дальнейшем, совершенствуя ето бое-
вов мастерство, всячески стараюсь пои-
вить ему привычку к осмотрительности В
полете, и

Мололому  летчику, еще недостаточно
владеющему техникой пилотирования,
осмотрительноеть = особенно необхоли-
ма. Но она крайне нужна и тому. ETO
превосходно владеет самолетом, ибо отлич-
ная техника пилотирования и огневая под-
готовка все же не могут заменить, хотя
бы в самой незначительной степени, не-
достатки в осмотрительности. Лучше и
быстрее постигают это искусство звиаго-
ры с отличным зрением, с твердым харак-
тером, те, кто стремится опередить’ врага, и
навязать ему 00й, кто постоянно ишет
противника,

Вак я вырабатывал это гачество y Dor
чиненных?

В 1942 голу в нашу часть прибывали
молодые летчики. Они имели хорошую
летную  подготовку и неудержимо рвались в
бой. Но первые бои показали, что боль-
WHECTBO 13 них не умело слолить за возду-
хом. Это заставило нёс немедленно приету-
пить К учебе.

В промежутках между боевыми вылетами
мы проведили учебные: «бои», Они начина-
лись несколько необычно. Молодой летчик,
выполнял над аэродромом фигуры пилотажа,
з пара условных противников, уйдя в не-
известном направлении, внезапно  возвра-
шалась и атаковывала новичка. Если он
во-время замечал атакующих, то покачива-
нием крыльев лавал сигнал,; ITO BUNT
«противника». Такие атаки повторялись
3—4 раза, после чего начинался возлути-
ный «бой».

Улобство обзора пространства зависит
BO многом от посадки летчика в. кабине. В
полете я обычно полнимаю сидение как
можно выше. Привязываюсь” кренко, но
только поясвым ремнем: Это лает мне в03-
	Передовики учебы
	теней. информапионных сборников и воен-
ных журналов. Читая нужные ему статья,
он делает выписки, заметки, обращается
за консультацией к старшим офицерам.
Вдумчивая самостоятельная ‘работа, упот-
ное совершенствование теоретических зна-
ний помогают офицеру успешно’ редтать
практические задачи. За отличное 6owbo-
метание и хоропиую навигационную подго-
товку лейтенанту Панькову командир но
раз 0б’являл благодарноеть.

Так же настойчиво овладевают летным
мастерством капитан Шатов. и лейтенант
Враснов. Эти офицеры имеют боевой опыт,
однако продолжают настойчиво. углуб-
лять свои знания. Члена... партийного
бюро капитана  Шалова знают в 4a-
	MOKHOCTh 8 HYREMA момент  «волчком»
повернуться в’ кабине, увилоть ‘через’ левое
плечо чаеть правой стороны самолета И
значитетьно увеличить сектор 0020ра вниз.

Обнаружить самолеты ниже себя‘ значи»
тельно труднее, чем в верхней полусфере.
Нам приплож в специальных полетах
тренировать летный состав в обнаружении
противника ниже себя.

В 1943 и 1944 rr. nam полк базиро-
вался на аэродроме вблизи переднего края.
Но программу совершенствования летного
мастерства мы настойчиво проводили в
жизнь. Отреляли по вонусу, вели воэдут-
ные «бои». Каждый учебно-боевой полет
тщательно полготавливалея, В группу обу-
Чаемых летчиков обязательно’ включалась
пара опытных авиаторов, которые исполня-
ли роль «прикрытия» и роль «противника.
Для отработки У новичков навыков. в
осмотрительности опытные летчики во вре-
мя этих полетов старались внезапно ата-
ковать группу.

Упорная учеба дала хорошие результа-
ты. Нам удалось созлать большую группу
летчнков-<охотников». Ро время учебных
полетов «охотники» особенно уепелиню oT-
работали поиски противника и умению
скрытно подходить к дели.

Осмотрительности надо учиться не толь-
во в воздухе, в 6010, HO H на земле,

Всегда надо зорко наблюлать, постоян-
но тренировать свой глаз. Определяй pac-
стояние, запоминай величину и окраску
прелмета. Смотри и запоминай! У летчика
	должна быть епльно развита зрительная
	Огромное значение для авиатора имеет
изучение своего самолета, Взять хотя бы
кабину. В ней размещены десятки прибо-
	ров, рычагов, кнопоЕ и т. п. Во время по-
	лота летчику все время прихедится ими
пользоваться, при этом необходимо до ав-
томатизуа отработать действия, чтобы
иметь больше времени для веления поиека
и ориентировки. Я, например, как только
сажусь в кабину самолета, сразу осматри-
ваю все пространетво вокруг. а после пе-
	  еключаю внимание на показание mprieo-
	Каков в этом омыел-— поясню примером.
В первые лни войны, находясь в готов-
ности Е вылету, вместе © другими летчи-
ками я сидел метрах в 15 от самолета.
Над КП взвилась красная ракета — еиг-
нал к вылету. Векочив в кабину, я стал
запускать мотор, но, оглянувшись влево
вверх, увидел, что три «Ме-110» на уда-
лени 1.000—1.500 метров пол углом 35
—40° пикируют на стоянки. Пришлось
выскочить из кабины и укрыться в щели.

Много раз осмотрительность помогала, мне
взлететь, произвести  посалку или зару-
лить на свою стоянку, не подставив себя
Но  удар противника. :

Из веего сказанного напрашивается вы-
вол: летчик обязан постоянно развивать
B себе чувство осмотрительноети, научить-
ся искать и первым замечать противника
н постоянно совершенствовать себя в этом
отношении.
		Герой Советского Союза
подполковник В. ГОЛУБЕВ.
	Одним из наиболее ценных качеств, при-
стщих летчику, является осмотрительность,
Чем опытнее авизлор, тем лучше он умеет
смотреть и видеть; Боевая правтика. убеж-
дает нае, что летчик обязательно должен
иметь зоркий глаз.

Почему необходимо ‘учить осмотритель-
ности в полете H Rak ‚ ВауЧИТЬСЯ осмотри-
тельности?

Эти вопросы мы попытаемся разобрать в
настоящей статъе.

‚ До 1937 гола мне очень часто приходи-
лось летать на фазных планерах. В это
время я училея зорко видеть все вокруг,
быть осмотрительным. Тренировка оказа-
лась полезной в моей дальнейшей летной
службе.

Участвуя в Великой Отечественной вой-
не, я во время каждого своего вылета
убеждался. что летчику в первую очередь
надо уметь хороню вое вилеть и вести но-
иск. Победить в бою может лишь тот, кто
первым обнаружит евоето противника.

Следует постоянно напоминать истреби-
телю; если ты забываешь 906 осмотрвтель-
ности, о блительности или пренебрегаень
этими качествами, никотда не будешь гро-
so лля врага.

Как же следует вести наблюдение ‘и рас-
предолять внимание в полете?

Истребитель должен  олинаково зорко
смотреть во все стороны. Противник. может
совершить нападение под любым ракуром
п с любого направления. Но чтобы во-вое-
мя обнаружить врага, вовсе незачем, ла и
бесполезно все время «крутить головой»,
не придерживаясь какой-то тверло вырабо-
танной системы. Можно‘ натереть шею до
врови. но прозевать появление противни-
ka.

Летчик лолжен Научиться осматривать
пространство. быстро и внимательно. Нич-
то не должно ускользнуть из поля зрения,
пусть даже маленькая, еле видимая
тачка на горизонте. Ито знает, быть может,
ознаруженная тобой «точка» вскоре ока-
жется вражеским самолетом! НИ

При грушювом полете каждый авиатор
сосредоточивает внимание на своем секто-
ре. Но не будет греха, если он успеет ocy-
шествить контроль и нал другими секто-
рами,

Hato быть все время wa-very!
	Чате всего атаку можно ожилать сзали!
	снизу, со стороны солнца, темното фона,
из ближайшего облака. Значит, этим уча-
сткам надо уделять 006% внимание.
Осматривать_ пространство впереди легче,
чем в’задней  полусфере. Следовательно,
назад и вние смотреть нужно чаще, не
жалея лишних усилий, которые окупятся
с лихвой. Противник не застанет летчика
врасплох,

Наблюдение за возлухом можно сущест-
венно облегчить’ построением таких боевых.
порядков. которые обеспечивают  свобоху
маневра. Так, например, с помотью’ манев-
та нужно просматривать на’ истребителе
зижнюк полусферу.

Невольно вспоминаю один фронтовой.
эпизол. 12 марта 1942 года мы получили.
приказ — нанести штурмовой удар по.
скоплению машин в районе Любани. Tpo-
’рабатывая с летчиками залание, я указал,
что на обратном маршруте нае наверное

‚ —Рогда лейтенант Паньков ведет эска-
дрилью на бомбометание, — говорит на-
чальник штаба части, — все уверены, что
задание будет выполнено отлично.

Штурман Паньков — ‘участник Великой
Отечественной войны. Он успешно разы-
скивал и бомбил тшалельно замаскирюван-
ные об’екты врага. Сейчас опыт и мастер-
ство, приобретенные в боях, он углубляет
в повседневной учебе.

Котда летный состав’ изучал боевые . по-
рядки бомбарлировочной и истребительной
авиации, лейтенант. Паньков одним из
первых доложил своему командиру 9 го-
товности сдавать зачет по этой теме,

Офипера Панькова часто можно увидеть
в штабе в библиотеке за чтением бюлле-
	„НАВСТРЕЧУ
ДНЮ РАДИО
	Командир звена Герой  Советского Союза гвардии капитан В. Громаковский умело обучает и ВОСПИТ»
ных, Летчики его звена славятся отличной групповой слетанно стью и высоким огневым мастерством.
звена В. Громаковского в групповом полете.
	присуждение золотой Медали
		В этом толу впервые вручается золотая
медаль им. А. С. Попова, учрежденная за
	выдающиеся научные работы и изобрете-
	ния в области радио.
Металь присуждена. члену-корреспонден-
	ту Академии наук CCCP B. I. Bosontasy—
ставейшему деятелю советской радиотех-
	ники. Вго исследования сыграли большую
роль в деле строительства мощных радио-
станций СССР. Вологлин известен как ав-
тор оригинальных моделей генераторов вы-.
сокой частоты, открывших новые лерепек-
тивы перед советской. ралиотехникой.
	Выставка ‚История
	радиотехники“
	ЛЕНИНГРАД, 5 мая. (По телеграфу от
наш. корр.). На всех факультетах Ленин-
традекой Краснознаменной BOCHHO-BOSTYTI-
ной инженерной акалемии в эти дни прохо-
дят беседы ш доклады, посвященные изо-
бретателю радио А. С. Попову и доетиже-
ниям советокой радиотехники.
	7 мая состоится общее собрание факуль-
	тета, го начальником инженер-подполвов-
	ник Аариюв. посвященное новейшим. эт-
	крытиям  в облаети радио.
	Высокие показатели в выполнении
учебчо-боевых полетов  бомбарлировочной
эскадрильи гвардии капитана Костелко
явились результатом напряженной зимней
учебы. Решая практические задачи в В03-
Духе. каждый экипаж опирается на зна-
	ние теофии и лобиваетея непрерывного по-
	вышения своего боевого мастерства,

Твардии капитан Костенко славится в
части как опытный офицер-воспитатель,
‘большой знаток летного дела. Он тщатель-
но пролумал план летней ‘учебы и вместе
0 своими заместителями и комантирами
звеньев составил расписание упражнений
для каждого экипажа, Исходя из индивиду-
альной подготовки летчиков, штурманов и
стрелков-радистов, был пересмотрен боевой
расчет, Все это позволило теперь эскад-
рилье организованно приступить к OTpa-
ботке очередных упражнений.

Известно, что плодотворная, учеба, в в03-
духе немыслима, без упорной работы на
земле. Поэтому твардии капитан Костанио
придает наземной подготовке, ИсклЕечителЬ-
Во больное значение, Олним ‘из важных ее
этапов является предварительная подготов-
ка, завершающаяся розытгрьнием полетов,
	Розыгрыши здесь. проводятся живо, ин-
тересно.. дни включают в. себя. ряд вводных
по самы. разнообразным элементам пред-
стоящих заданий, Летчики, пиурманы и
отрелки-радисты отрабатывают и закрепля-
ют навыки в действиях над целью, учатся.
правильно решать задачи в воздухе,
	Чтобы розыгрыш проходил на высоком
теоретическом уровне, а об’яснения сопрю-
вождались показом, командир эскайрильи
заблатовременно поручает своему ‘замеети-
телю позаботиться о том; чтобы в классе
под рукой были макеты самолетов, схемы
боевых порядков, пространственные схемы
бомбометания, навитационная карта и дот-
гие пособия. ,

Иногда молодые летчики или питурманы
не сразу уяеняют себе условия предетоя-
щего полета. В помощь им командир вы-
деляет. опытных офицеров. Заместитель ко-
мандира эскадрильи гвардии старитий  лей-
тенант Караулев, хорошо влалеющий мето-
‘дикой обучения, постоянно помогает моло-
дым летчикам. Пользуясь моделями самоле-
тов, он показывает различные варианты
атак, перестроений и маневров, ‘которые
нужно выполнять в воздухе для того, ‘что-
бы в любых уеловиях сохранить боевой
порялок группы, Еели летчик слабо знает
арматуру самолета или неправально дейст-
вует. рулями, Караулов тренирует егов
кабине машины. у

Во время полетов здесь на учете каждая
минута, Чтобы не «утюжить» возлух. в.
	манлиры экипажей составляют на земле
	подробный штурманокий план полета, по
Которому п действуют от момента взлета до
посадки,
	На. старте, в свободно время. проволат-.
	ся практические занятия. Вели, скажем,
звено гвардии старшего лейтенанта. Матве .
ева. поднялось в воздух для  выполнення
маршрутного полета с бомбометанием п
стрельбой, то летчики звена гвардии лей-
тенанта Федотова, находящиеся на старте,
используют это время для полготовки к
такому же полету... Они тренируются в
	стрельбе из кинопулемета, по самолетам.
	летаюптим по впугу. Штурман звена гвар-
дии лейтенант Романов помогает. экипажам,
об’`яснаяя, как безопибочно и быстро oupe-
	(Снимок сделан с борта самолета майором М. ‹Руновым).
	ЭСКАДРИЛЬЯ
	делять дистанцию до цели, правильно
брать точку упреждения.

Штурман эекадрильи  твардии старшей
лейтенант Пивоваров в это время проводит
беседу с другой групюй офицеров. Среди
летного состава Пивоваров елывет искусным
бомбардиром. Он первым в части добился
точного поражения целей в сложных усло
виях. Своим опытом бомбометантя тов. Пиз
воваров делится со штурманами экипажей:
Эти беседы приносят большую: пользу MoO~
лодым пгтурманам. Все экипажи выполняют
упражнения по бомбометанию с оценками
«хоропю» и «отлично»,
	Изучая выполнение графика, летной пода
готовки, твардии капитан Костенко зорко
следит за учебой экипажей, определяет
степень подготовленности летчиков, пштур-
манов.  стрелков-радистов. Это позволяет
ему своевременно заметить, какой экипаж
требует особого внимания и нуждается в
дополнительных занятиях. .

Олно время летчик гвардии лейтенант?
Шестаков допускал оптибки в технике пич
лотирования. Это не давало возможности
экипажу двигаться вперед, переходить к
выполнению более сложных упражнений:
По указанию ‘гвардии капитана Костенко
командир звена твардии лейтенант Фелотон
стал усиленно работать c летчиком. В тез
чение летного лня Федотов вместе с Шеста»
ковым поднимался по нескольку разв в03=
дух на лвухместном самолете, В воздухе
командир предоставлял летчику полную са-
мостоятельноеть и в то же время  внима-
тельно следил за его действиями, указы-
вал на оптибки. Федотов воелил. в летчика
веру в свои силы, и тот стал смелее дейст
вовать в воздухе. Теперь гвардии  лейте-
нант Шестаков успелтно закончил програма
MY,
	Технический с@отав эскадрильи, возглава
ляемьй гвардии’ капитаном авиационноч
технической службы Елохиным, добросом
вестно обслуживает полеты. Елохин —
высококвалифицированный опепиалиет, хо=
роню’ знаютщий современную авиационную
технику. Он умело руководит  деятельно-
стью техников звеньев. воспитывает техни
ческий состав эскадрильи в духе неуклона
ного выполнения правил экеплоатажии ма-
териальной части.
	Хоропю потрудились механики и млалз
щие авиационные  специалиеты в периол
зимней учебы, Благодаря повышению пх
специальных знаний и умелой эксплоата»
ции материальной части, в эскадрилье ед
было ни одного случая срыва летного за»
дания. Такие механики, как твардии crap
шие сержанты Зубарев, Зуйков, гварлии
отаршина Харитонов. стали подлинными
мастерами свовто дела. По ним равняются
BCG авиаспециалиеть подразделения.
	Цартийная и комсомольская организации
эскадрильи всемерно способствуют повые
шению идейно-политического и теоретиче»
ского уповня летного и технического coe
етава, Пропагантируя требования ‘уставов
И наставлений, коммунисты и KOMCOAPO.TH IES
словом и делом помогают командиру кола,
чивать экипажи, подтягивать отстающих
до уровня передовиков.
	Эекалрилье по заслугам принадлежит во:
дущее место в части. Спаянный коллектив
служит примером для всего летного и тех
нического состава гвардейского полка.
	Гвардии капитан М. КОШУР.
	В акалемии создается большая постоян-
HO действующая выставка «История радио-
техники». Экспозиция состоит из десяти
отделов. Первые стэнды на темы: «От По-
пова ло наших дней» и «Радио на службе
социзлистического  тосударства» _ уже
оформлены. Здесь экопонировано много ис-
торических документов, копяй чертежей и
схем, выполненных Поповым и Яблочко-
вым, & также фотоснимки различных ра-
диоприемниЕов, передатчиков и фотокопии
уникальных экспонатов, полученные из
Музея связи.
	Остальные ‘восемь разделоввыетавки бу-
	AYT подготовлены к открытию летом этого
	года. Большую работу по организации, вы-
ставки проделали инженер тов. Згут и пре-
подаватель кандидат технических Baye тов.
Железнов.
	CTH, Бак одного 1пз лучших штурманов
и мастера меткого бомбометания, а лейте-
нанта Враснова-—как летчика, в совершен.
стро владеющего техникой пилотирования,
	Систематически повышает свой военно-
теоретический уровень адютант  эскад-
рильи лейтенант Семенихин. Он самостоя-
тельно подготовил работы по темам: «0е-
новы оборонительного боя», «Организация
ВВС» и др. Тактически грамотный офицер
умело помогает командиру эокалрильи В
организации боевой подготовки. В этой
эскадрилье лучше, чем в других подразде-
лепиях, налажена самостоятельная учеба
офицерского состава.
		 епиальное открытие русского ученого А. С. Попова
	хушных операциях Великой Отечествен-
ной войны. Радиолокапионные установки
на борту самолета позволяют  летчи-
ку при любых атмосферных условиях
«видеть» местность, над которой он пооле-
тает, и повышают точность бомбометаних,

С помощью определенных радиосигналов
можно управлять самолетом или кораблем
на расстоянии (телеуправление).
	Велико значение телевидения — одной
из молодых отраслей радиотехники. Воз-
можнееть наблюдать события,  происходя-
ще над расстоянии десятков километров,
представляет большую ценность для мир-
ного зтроительства и имеет немалое оборон-
ное значение.

Радиотехника получила поименение и в
медицине. Создавая в организме электро-
магнитные колебания, можно вызвать нуж-
ное прогревание организма. При этом мож-
	  НО’ варьировать распределение нагревания.
	Папример, внутренние органы могут быть
пропреты сильнее, чем поверхность тела.
Радиоволны с успехом применяются TAR-
же для лечения гнойных процессов и 9б-
морожений, Этот метод принес большую
пользу в годы Отечественной войны.
Метеорологи пользуются  радиометодами
для получения сигналов от приборов, уста-
навливаемых на шарах-зондах, поднимаю-
щихся на высоту хо 35 км, Автоматиче-
ские рахдиометеорологические станции, уста-
	навливаемые в трудно доступных местностях
	(на вершинах гор, на ледниках, на необи-
таемых островах), спюсобны работать без
вмешательства человека в течение многих
месяцев. Точное значие метеорологических
процессов и возможность предсказания по-
полы имеют огромное значение для беспе-
ребойной ‘работы авиации,

Геофизики пользуются радиоволнами лля
развелки земных недр и изучения высших
слоев атмосферы (100—350 км.), называе-
мых‘ ионоеферой.

В металлургии радиометоды применяются
для получения опециальных сплавов, в ме-
таллообрабатывающей промышленности —
мя закалки изделий.

Новая наука — ПРадиоаетрономия —
использует радиоприемники для иселедовз-
ния ратиоизлучений. посылаемых солнцем.
	Это позволяет глубже изучать явления,
происходящие на солнце.

Физиологи пользуются  радиометодами
при изучении свойств живой природы, хи-
Мики — для изучения свойств вещества.
Во многих отраслях науки для наблюдения
за различными слабо выраженными явле-
ниями применятся методы усиления, раз-
работанные в радиотехнике.

Радио, изобретенное 53 года тому назал
замечательным сыном PYCCKOrO народа
А. С. Поповым, достигло в нашей ‘стране
высокого уровня развития. Е

В годы сталинских  пятилеток в Conet-
ском Союзе была еозлана мощная радиотю-
мышленность, обеспечившая  выпуск вые4-
кокачественной аппаратуры разнообразного
назначения, Это, в частности, дало возмож-
ность оснастить наши Вооруженные Силы
десятками тысяч раций различной мощно-
CTH. a

В толы Отечественной ‘войны радио ¢H~
грало огромную роль в деле управления
операциями всех родов войск.

Еще в самом начале войны товарищ Ста-
лин дал указания по вопровам организа-
ции радиоевязи, подчеркнув, что радио яв-
ляетея наиболев належным срелетвом. евя-
	3m. 0 том, какой размах получило радио в
	NOAH воины, свядетельствует тот. факт, что
в одной лишь Белорусекой операции 1944
гола связь наших войск обеспечивали око-
ло 30 тысяч радиоустановов.

Огромный размах приобрело использова-
ние радио в авиации. Сейчае немыслимо
пормальное истользорание ооновных ВилоВ
авиации без. ‘Рахиосредетв,

За годы советекой влаети в вашей eTpa-
не выросли замечательные кадры ученых.
Имена таких советеких ученых, как аваде-
мики Мандельштам, Папалекои, Шулейкнн,
Введенский. Берг, Вологдин, Минц и лр.,
широко известны во всем мире.

Выдающиеся работы советеких радиосне-
циалистов неоднократно отмечалиеь сталин-
скими премиями, орденами и оны Co-
ветекого Союза.

Блалодаря неустанным sadoray. HADI и
правительства, лично товарища Сталина,
наша радиотехника непрестанно движется
вперед, к новым и новым высотам:

Профессор Н.:МАЛОВ.
	Неизмеримо велико: политическое. значе-
ние радиовещания, связывающего самые
отдаленные уголки страны с её пентрами,
С каким. волнением. вся страна слушала
московокие радиопередачи в годы Великой
	Отечественной войны! С какой гордостью
	следила Родина за радиосообщениями о
победах Советской Аруни и’ ступала } гул
орудий, салютовавших в Москве нашим
лоблестным войскам! А в‘каким вниманием
слушают советские люли выстунления по
радио руководителей ры й поавитель-
ства!

Огромна роль pamonenranns в Культур
ной жизни страны, Жители самых отдален-
вых уголков Союза одновременно с моск-
вичами узнают о событиях, пропетедиих
в стране и во всем мире, слушают лекции
виднейших ученых, мувыкальные и драма-
тические произведения в исполнении луч-
гих артистов Советского Союза и т, д. Не
случайно поэтому развитию радиовещания в
нангей стране уделяется большое внимание.
Новый пятилетний план прехусматривает
постройку 28. новых радиовещательных
станций и увеличение на 75. процентов
числа радиоприемных точек,

Радио ‘является надежным и’ влинствен-
но пригодным средством связи для твижу-
шихея аппаратов (самюлетов, кораблей, ав-
томантин. танков). Оно оказало также боль-
yt услугу нашим партизанеким отрядам,
действовавшим в годы Отечественной вой-
ны в глубоком тылу Bpara, вдали от ли-
нии фронта.

Система направленной радиопередачи и
приема является основой радионавигации,
обеспечивающей возможность полета и пла-
	вания по зааанному направлению, при лю-
	бой погоде. Радиомаяки сыграли огромную
роль в успешном достижении СеверЕюго по-
люса Героем Советского Союза М. В. Воло-
ПЬЯНОВЫМ, & Также в перелетах Чкало-
ва’ и Громова через Северный. полюс в. Аме-
‘рику. Радио належно обеспечивает повоед-
пезные потребности Воздушного Флота.
Современные ралиолокационные установ:
ки, позволяющие обнаружить а точно опре:
делить координаты ‘самолета (или корабля)
Ha большом расстоянии, управлять движе-
нием войек пои отсутетвии видимости,
сыграли большую  РОаь в можких и в03-
	Ч мая 1895 гола скромный преподава- Неизмеримо вел
тель Минного офицерского класса в Врон-   ние ‘ралиовещания,
	штадте Александр Степанович Попов, впер-
вые публично продемонетрировал  изобре-
тенный им «грозоотметчик» — прообраз
современного радиоприемника.

Шесть лет напряженного трула понадо-
бнлось Попову для еозлания этого прибора,
содержавшего все основные элементы совре-
менных радиоприемных устройств: антенну,
детектор, обратную связь и реле.

Через гол Попов построил первый в мире
Гадиотелеграфный передатчик и 24 марта
1896 года публично передал первую в ми-
ре радвограмму.

Последующие годы своей жизни Попов
посвятил применению радиосвязи в воен-
Е0-морском флоте. Их же (вме с ero
постоянным помощником, недавно скончзв-
шимся П. Н. Рыбкиным) была открыта
возможность приема ралиотелеграфных сиг-
налов на слух. Кроме того, Попов! заметил,
что корабль, случайно оказывающийся на
пути распространения радиосигнала, orpa-
жает его обратно. Это явление лежит в ©6-
нове развившейся в последние годы радио-
локапионной техники.

Изобретенное А. С. Поповым радио,
53 гола назад начавшее свое победное ше-
ствие, беспрерывно развивается. Перел че-
товечеством раскрываются все новые и но-
вые возможности применения замечательно-
го открытия русского ученого.

Влатодаря усовершенствованию важней-
шей части современных радиоустройств —
электронной лампы, радио нашло широчай-
шее распространение 60 всех отраслях
жизни. Прежде всего оказалось возможным
осуществить радиотелефонию. Вслед за тем
увеличение мощности радиоперелатчиков: и
совершенетвование радиоприемников спо-
собетвовали появлению радиовещания,

Значение радиосвязи было по sOCTORR-
ству оценено советским правительством.
21 июля 1918 гола В. Й. Левин подписал
первый декрег о централизации радиотеле-
графного дела. В ве последующие годы
наша партия, правительетво постоянно
занимались вопросами Зазвития радих, dro
позволило советекнм степиалистам ими в
первых ралах мировой радиотехники.
	Рационализаторские предложения
офицеров-авиаторов
	До недавнего времени в Н-ской авхаци-
онной части уделялось мало внимания
рационализаторской и изобретательской ра-
Gore. Пестоянно действующей комиссии
Ho изобретательству и ‘рационализации He
было, и изобретения авиаторов не претво-
рялиеь в жизнь. Так, например, претложе-
ние офицера Ляшенко — усовершенствова-
HM схемы радиостанции, заключающееся в
значительном увеличении дальности ее дей-
ствия при работе на эффективную антен-
ну, оформлено не было и по личного co-
става не доведено. Рационализаторы и изо-
бретатели, как правило, не получали ав-
тореких прав на свои изобретения.

Сейчае в части деятельность рациона-
лизаторов оживилась. Комиссия, созданная
командованием, тщательно изучила руко-
водящие документы, довела их 10 личного
состава; был выработан темник по вопро»
сам изобретательства и намечен  конкрет-
ный плав работы,

В свое время в подразделениях были
проведены  партеобрания, гле коммунисты
	подвергли резкой критике состояние рацио-
	нализаторской и изобретательской работы
в части, вокрыли. основные недостатки и
наметили конкретные мероприятия по
развертыванию ‘деятельности рационалива-
торов. `В настоящее время в части мно-
го рационализаторов. Офицеры Петров и
Ляшенко работают над усовершенствовани-
ем радиостанции малой’ мощности. Офицер

Максимов работает над учебным овето-
макетом. дсобый интерес вызывает изобре:
тение офицера, М. Максимова — ravnacr.
	TE Ee ae SSIES oe ROMAART=
ный ‘измерительный прибор для ремонтз
радиоаппаратуры, позволяющий — произво-
ДИТЬ JO Лесяти ‘пала veoh ne
	Однако в организации изобретательской
и рационализаторекой паять ore
	nun eH ACATOIDEOCTH OND
имеют место серьезные недочеты, — кото-
рые снижают эффективность творчества
личном состава. Изобретателям мало уле-
HOT внимания партерганизации, отехтет-

кА
	BYOT Правильный учег под

ний, 910 лишает изобретая,

р о EO а
анных предложе.
телей возможнос-

ти получать авторекию права.
	Папитан А. ШАРЫХАЛОВ