7 man 1948 r., No 107 (1021).
		СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	Александр Степанович. Попов
	_ Растет число классных
		рана-
		аа ст
			Komco some wat” mecrepe
радиосвязи.
	Библиотечка служит XOMBA пюдепорьем в
учебе молодежи. Активное Участие комсо-
мольская организация приняла, в подготов-
ке и проведении технической конференции,
посвященной экеплоататии  алиостанции,
	Передовые CBAFACTHI~ ROMTOMOT DAL По зада-

рае м
	ice Tan >.

Повышая свою квалификацию, ROC
мольпы ‘подразделентиясв то же время овл8-
девают смежными’ специальностяут. что
очень важно. лля. военного parmera. Tak, pa-
	дист первого. класса комсомолец сертатт
Алилуев получил специальность ‘пюферз-
этектоомеханика. Шофер-электромаханих
	ефрейтор‘ Буравеп отлично овладел CIT
FIDHOCTHIC PACA.
	В боевой ‘учебе наша организация fo
	стигла значительных успехов. 95 проце“
тов наших. комсомольцев— умелые рахясты;
среди них, .13.. ралиетов ‚ 1-№  КлАе»
са, в их числе комсомольцы сержант. To-
‘отев, старшина Филин и стартий сержант
`Корманчук, ие значком «Отлич-
ный радист»,

‚ Личный состав изщего. подразделения
лостойно ветречает Лень рахио. Соетоялись
бесеты. хоклады о роли радиосвязи в Вели-
	rok Отечественной войне, 0 развитии радио
	в нашей стране, Аорошие, левдии прочитал
коммуниет Геопрйев на темы: «Достижения
	рубских ученых в области parm», © «Pot-
	сия — родина рахи
5.   APXAHTERDCHYA.

Н-екий авиагарнизон.
		‚1 На комеомольском собрании было’ приня-
то решение: каждому комеомсльцу стать
отличным радистом. Е
Молодые связисты горячо взялись за.Де-
ло. Прекль  всего мы помогли  комантиру
создать в позравделении - LOPOLTY 10 учебную
базу. Силами комеомольцев и несоюзной
мололежи были оборудованы плассви для” 3а-
нятий, зуммерные столы, (Мы) сдали
чакже монтажи радиостанции и ИЗРОТОвилИ
`фавличные ‘охемы. Хорошая’ ‘материальная
база значительно способствует повышению
качества теофетической учебы, дает в03-
можность ралистам. постоянно тренировать-
Комсомольцы оказывают всемерную пПо-
мошь тем товарищам, которые не успевают
в Учебе. Пример в этом деле  повазывает
сектетарь комсомольской организации млад-
ший сержант Беленький. В начале прош-
лото года он был ралистом третьего класса.
Теперь Беленький повысил свою квалифи-
канию, слав зачеты ’ на радиста 1-го
	класса Свой опыт переловой евязиет пере-
	дает другим комеомольцам. Так, например,
он помог: сержанту. Горохову изучить мате-
риальную ‘часть радиостанции и овладеть
техникой работы на ключе; Они’ вместе. де-
журили на радиостанциях, а тренировка‘ в
действующей сети, как известно, = луч-
щая закалка лля ралиета. На основной ра-
пии тов, Беленький работал сам, & на вто-
рой, действующей паюаллельно,  трениро-
валея Горохов. & 1 Мая сержант’ едал за»
четы на падиста 2- класса ‘и теперь
продолжает самостоятельно” соверттенство-
вать свое ‘мабтерство.

Постоянно оказывают помоть товарищам
сержант Сармаев и другие комсомольцы.

По инициативе комсомольской органива-
пии в потразделении создана библиотечка,
з ней собрана литература по  ралиосвязи.
	Говорит р
	Более 200 радиоточек, расположенных
` потилитолии РюРннота потолка’ ‘в oolpe-
	Раниосредства —
на службе авиации
	тия наземных войек на переднем крае. Ес.
ли в первые дни Великой Отечественной
войны, веледствие недостаточното исполь-
зования радиолвязи в истребительной авил.-
ций, применялось непрерывное патрулиро-
вание больших групт ‘ самолетов в зоне
прикрытия наземных войск, то с примене-
нием радвосвязи это уже не требовалось.
Истребители мотли быть вызваны ©0 своих
аэродромов в нужный момент и наведены
на самолеты противника или на друтие
пели, В ходе боя командир истребительно-
го авиасоединения мог © помощью радио
своевременно наращивать силы и`атим са-
мым решать исхол воздушного боя.
	Блатодаря птирокому использованию ра-
	RROCBAZH B авиации перенацелизватию
штурмовиков и бомбардировщиков явилось
	одним из важных методов непрерывного и
	оперативного влияния нашей авиации На
ход боевых действий наземных’ войск.

Без помощи радио невозможно было бы
осуществить належнюе и непрерывное ут-
равление стремительно наступающими вой-
сками в операциях, проведенных Советской
Армией в 1943, 1944 и 1945 roman, oco
бенно при проведении Берлинской опера-
ции, когда за первые сутки наступления
наша авиация ‘совериила 17.500 самоле-
товылетов.

Услехи на полях сражений в современ-
ных боях достигаются усилиями всех ро-
дов войск, их согласованными по времени
и месту действиями, Без радиосвязи, лей-
ствующей мпновенно и безотказно, `управ-
лять современным боем нельзя.

Без применения радию нельзя  осушест-
влять согласованные бозвые действия Во-
‘енно-Вовдушных Сил в целом и кажтюго
самолета (группы) в отлельности, а тажже
нельзя  лобиться четкого взаимодействия
авиации с наземными войсками н Военно-
Морским Флотом.

В годы войны возникла и достигла
большюло. развития новая область примене-
ния радио — ралиолокация. Она, дала воз-
можность своевременно предупреждать 0
появлении вражеской авиации и  очно
определять местонахождение бамолетов про-
тивника. Самолетные ралиолокационные ус-
тройства позволяют определять высоту
подета самолетов, обнаруживать нетрияте-
ля в возлухе в темноте ‘и вести по нему
точный прицельный отонь. Они прехупре-
ждают. пилота, о заходе противника в хвост
самолета, лают’ возможность выйти’ само-
лету на заданную цель независимо от
времени суток и ‘состояния погоды, произ.
водить бомбометание по невидимым целям,
опознавать принадлежность. самолетов
wT. I.
	Радиооборудование самолетов, игравшее
по недавнего времени вспомогательную
роль, превратилось сейчас в важный вид
вооружения, обеспечивающего — решение
весьма сложных и ответственных ‹ задач,
возлагаемых на авиацию,
	Развитие и широкое внедрение радио в
звизнии требует от авиаторов Bee . bores
глубокого изучения этото мощного средет-
ва связи.

Оглядываясь на путь, пройденный ра-
диотехникой за полвека, мы не только от
мечаем грандиозные успехи, достигнутые
блатохаря радио, но и видим, какие бес-
предельные горизонты открывает перед
всем человечеством дальнейшее развитие
этого замечательного орудия прогресса на-
уки, техники и культуры, открытого на-
шим соотечественником! — русским уче
ным А. С. Поповым.
	Гвардии подполновник Г, T, МАХОРИН.
	Великий русский ученый Александр
Степанович Попов, изобретатель радио,
правильно определил его значение для во-
енного дела. Он сразу же использовал ето
для беспроволочной овязи между судами
флота, а в 1899. году провел первые оны-
ты по радиосвязи © воздушным шаром.

Вот уже более полувека, служат военно.
му делу средства радиосвязи, Нет ни 0-
ного рода войск, в котором бы они широко
не использовались.

Особенно большое применение налью ра=
дио в авиации. Радио, как средство связи.
самолета с землей, впервые было примене-
но в 1911 тоду. Полковник русской армии
Сокольцов сконструировал  радиотелеграф-
ную (нокровую): установку для. самолета,
при помощи которой в ноябре месяце To
го же гола впервые в мире была, осущест-
	влена, односторонняя Ас (самолет
— земля). Е

Олносторонняя — талиосвазь (самолет—
	земля) применялась ло 1917 года, после
чего благодаря появлению ламповых прием-
ников была решена проблема двусторон-
ней радиосвязи. : :

В условиях отсталой в политическом и
технико-экономическом отношении царекой
России радио не нашло пгирокого примене-
ния.

Гениальное изобретение великого русско-
го ученого получило подлинное признание
и самое широкое развитие лишь при ©0-
ветекой власти.
	Налии талантливые ученые, инженеры и
техники, работники промышленности 38
роды сталинских пятилеток дали народному
хозяйству и Вооруженным. Силам ралиодая-
паратуру самото разнообразното  назначе-
ния и в остаточном количестве.
	Советский Военно-Воздущный Флот осна-
тен совершенной аппаратурой как для
связи, так и для радионавигации.

Радиосвязь в авиации является елинст-
венно належным средством, обестечиваю-
прим связь самолета с. землей. Особенно
большое значение радио приобрело теперь,
котла самолеты имеют большую скорость,
лальноеть и высоту полета.

В годы Великой Отечественной ‘войны
ралиосвязь в авиации сыграла `поключи-
тельно важную роль. Ралио с успехом ис-
пользовалось при выполнении боевых за-
даний. При помощи радиосвязи командир
мот своим подчиненным, находящимея 3B
возтухе; оставить задачи, руководить  в03-
тушным боем и помогать летному составу
отыскивать воздушные и наземные цели.
Летчик, со своей стороны, мог обменяться
живым словом с командиром, находивтимея
в воздухе или на земле, уточнить обста-
новку п получить необходимые указания.

Поиек и обнаружение воздушных и на-
земных целей вследствие возроснгих. скорю-
стей современных боевых самолетов,
особенно в сложных метедусловиях, явля-
ются делом довольно ‘сложным, Успешнее
выполнение этих задач, а также своевре-
меннюе донесение команлиру возможно
только при помощи ратио.
	Система наведения по ралие напгих ист-
ребителей на самолеты противника с На-
земно-наблюлательных пунктов широко ис-
пользовалась во время войны. Радиосвязь
позволяла авиапионному командиру, ‘нахо-
хящемуеся на КП вблизи линии фронта, на-
правлять удары своих’ самолетов. именно. на
те цели и в ‘0. время, когла это было
наиболее рыголно нашим войскам.
	Ратиосвязь дала возможность по-новему
разрешить залачу авиационного  прикры-
			адиоузел...
	ПРИМОРСКИЙ ВОЕННЫЙ ОЕРУГ, 6 мая.
(По телеграфу от наш. корр.). Новыми
успехами в боевой учебе встречают связи-
оты Н-ской части День радио. Недавно в
одном из подразделений была проведена
проверка знаний  радиотелеграфистов. ‚ Из
общего ‹ числа проверенных  радиотов

18 процентов сдали испытания на первый

ruacc, -46 процентов — на второй, &
остальные подтвердили свою классную
квалификацию:

Повышению квалификации радистов епо-
собетвовали правильная организация учеб-
ного процесса и индивидуальная  Фабота
офицеров е подчиненными. Здесь широко
применяются дополнительные занятия LIS
тех, кто отсутетвовал на уроках. Иракти-
куется обмен опытом работы первокласеных
радистов, проводятся теоретические конфе-
ренции по изучению материальной чаюти
радиостаниий.

00б0е внимание в HO,
ляется отработке «ночерк:
четкой и правильной пере
этой целью радисты работ
Морзе. По телеграфной лен
правильно ли он передает
образом быстрее добивает
в. работе.

В воспитании классны
шую помощь командования
сомольокая опгавизапия.
ЛИЧники помогают отстаю
В конце прошлого гола коз
Тору Дятлову было присвое
телеграфиста третьего кла.
ская организация вскоре т

‘готовиться и сдать зачеты

рого класса.

Во Дню ралпо мололые
рапортуют. Родине новыми
вой и политической учебе.
	Лекции по радиотехнике

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 6
мая. (По телеграфу от наш. корр:). Авиз-
торы Н-ского соехинения пгироко отмечают
День радио. Офицеры-овязисты
Куренков, Шмаки и другие прочитали
лекции и доклады, посвященные изобрета-
телк: радио А. С. Попову, роли радиосвязи
в Великой Отечественной войне, о радио на
службе авиации.

Классы связи оборудованы новыми наз
глядными пособиями. В ‘отной ‘из частей

Терский,

офицеры Коновалов, Макаров, Кудинов и
Баранов слелали оригинальный прибор, ко-
торый натлядно показывает принцип рабо-
ты талиолокатора, трубки остеолографиче-
ского отметчика. В авиаподразделении, где

начальником связи капитан Камар, обору-
дованы новые макоты, показывающие. уст-
ройетво и принции работы радиостанций.

В подразделениях организованы выстаз-
ви ралиоатиаратуры,

Ралиоузел часто транслирует о. интере-
	‘ные передачи, из Москвы,; Тат, в. горьк®в-
cKHe cae были переданы отрывки ив про-
изведений. великого русского. писателя
	«Детство», «Мои университеты» в. испол-
нений артистов московских театров,
- Чедавно’ передавались отрывки, из. пт9-
изведений . лауреатов Сталинских ‚ премий
П. Павленко «Счастье» и.А, Гончара «Зна-
меносцы» „Ежедневно. радиоузел о треноли-
рует обзоры ‹ центральных газет, концерты
и спектакли московоких театров,

В училище имеются воины родом BB
	Грузии. Азербайджана и Армения. Для них
	устраиваются ецециальные  радиопередачн
на родном языке’ из Tenanem, Баку a Kpe-
pana.

В прелмайские лни радибурел передавал
корреспонденции из газет 9  тероическом
труде советских людей, ‹ местную  ин-
формацию об успехах авиаторов в 60580й и
	политической полготовке. Нелавио транеля.
	рювалея большой концерт солдалокой худо-
жественной самодеятельности,
> Уощеху работы ‘радиоузла Bo Mie
Ром способствует умелое ее планирование.
Как правило; радиопередачи  проводялея в
строгом боответствии с распорядком дня в
училище. Работники политотдела напраз-
ляют и умело контролируют работу узла.
Радиоузел училища играет’ большую
роль в военном, политическом и  культур-
ном воспитании молодых авиаторов.
	_ Подполковник И, ВОЛОНИТИМЮ,

Закавказский: военный округ.

этой целью радисты работают на аппарате   на территории военного городка, в. 001-
Морзе. По телеграфной ленте ралист сулит,   житиях курсантов и в служебных зланиях,
	радиоузел  Бировабадского
	правильно ли он передает знаки, и таким   обслуживает
образом быстрее добивается единообразия   авиаучилиша.
	В воспитании классных радистов боль-   мают лекции, доклады и беседы Ha поли-
	тические и военные темы, Большой инте-
рес у радиослушателей вызывают’ лекции
по истории и теории большевистской Tap-
тии. перелачи. посвященные скизни и Je-
	В конце прошьаюого года комсомольцу ефрей-   ятельности великих вожлей советского нат
тору Дятлову было присвоено звание радио- \рода В. И. Ленина и И. В. Сталина.
	телеграфиста третьего класса. ’`Комеомоль-  К чтению лекций привлечены  хоропю
ская организация вскоре помогла ему под-   подготовленные офицеры, Так, нед: по
	подготовленные офицеры. 1ак, недавно по
радио выступил лейтенант Загалевич. Он
живо и увлекательно рассказал молодым
радиослушателям о героических лелах ком-
сомольцев в лни Великой Отечественной
	рапортуют. Родине новыми успехами в б0е-   войны и их участии в восстановлении и
	дальнейшем развитии народного хозяйства,
в выполнении плана послевоенной сталин-
ской пятилетки.

Содержательные доклады и. беседы пере-
давались в дни подготовки” к выборам в
местные Советы депутатов  трудяцхихся.
Перед микрофоном выступали доверенные
лица, кандидаты в депутаты, агитаторы.
	В периол полготовки к 30-летнему тюби-
	‚Центральное место среди передач зани
	начальником связи капитан Камар, обору-   лею героической Советской Армии транели-
	ровались очерки, посвященные Историй
Советской Атмии. Отличники’ боевой и
политической подготовки провели рях бесея
	В подразделениях организованы BRICTAB-   тероическом прошлом и настоящем нашей
	гопизлиетической Родины,

А. С. ПОПОБ

Пронью. пятьдесят три года’. етого зна
менательного дня, когда талантливый рус-
ский ученый Александр Степанович “Попов
на заседании Русского физико-химического
общества впервые публично ‘продемонотри-
ровал передачу электромалнитных сигналов
без проводов. За этот сравнительно корот-
кий срок ралистехника, ‘вызванная Е
жизни А. С. Моповым, стала  самостоя-
тельной многогранной отраслью науки, над

разрешением проблем которой трудится гро-
мадный отряд ученых, инженеров и изо-
бреталелей.

о Александр Степанович Попов родилея в
1859 году из Урале, Будущий  изобрета-
таль радио прошел тяжелый, полный ли-
шений путь, нрежде чем получил. высшее
образование. В 1883 roxy A. C.. Tonos
блестяще окончил университет. Через год.
после окончания университета, Попов был.
приглаен на преподавательскую работу в
Минный офинерокий класс в Кронштадте.
В то время лучшие кадры электриков
тотовились в Минной школе ив’ Минном
офипероком классе -— одном. из. первых
элоктротехнических учебных заведений в
России. Здесь трудились В. Н. Чиколев и
А Н. Лолыгин, испытывал свои «евечи»
I. H. Яблочков. В Минном офлцерском
классе А. С. Попов проработал восемнад-
пать лот, сочетая преподавательскую ра-
боту с плодотворной  научно-последова-
тельской. теятельноетью, посвященной изу-
чению электрических явлений,

Изобретение Поповым. радио явилось
плодом долголетнего. труда. Илею связи 0ез
проводов при помощи электромагнитных
волн Александр Степанович вынапгивал
долго. Еще в 1889 году, т. е. за шесть лет
до демонстрации своего изобретения, он
высказал в кругу своих учеников следую-
шую мысль:

«Человеческий организм не имеет еще
такого органа чуветв, который замечал бы
элеклромагнитные волны в эфире. Еели бы
изобрести тажой прибор, который заменил
бы нам электромагнитное чувство, то его
можно было бы применять и в передаче
сигналов на расстояния».

Ясный ум, глубокие познания в области
электротехники, неустанная работа в лабо-
ратории, пелеуютремленность в  исканиях
позволили А. С Поюву yenemmo pemmrs

— ИЗОБРЕТАТЕЛЬ РАДИС
	проблему, над которой беснлодно работали
такие видные иностранные ученые, Rak
Тесла, Прне, Элисон, Белл. и ‘многие дру-
гие.

Опираясь на передовую научную мысль
своего времени, Александр Степанович
сконетруировал свой первый  радиоприем-
ник, из скромности названный им «грозо-
отметником». Публичная демонстрация это-
то прибора состоялась 7 мая 1895 года.
Этот день справедливо считается днем. рож-
дения радио... о

Описание «грозоотмехчива» Попова  бы-
ло помещено в январоком ‘номере «Жур-
Hana.  Pyeckore физико-химического ©б+
щества» в 1896. году.

24 марта, 1896 года Алексанир Отепано-
вич Цопов вместе со своим ближайшим пю-
мопником П. Н. Рыбкиным продемонюетри-
ровал передачу сигналов Морзе с записью
на ленту ва расстоянии 250 м. В резуль-
тате усовертенствования аппаратуры По-
пову уже через год удаежя установить
связь между кораблями при помощи радио
на расстоянии до пяти километров,

В июне 1897 года Попов ‘указал в от-
Чете «0б опытах электрической сигнализа-
ции без проводов, произведенных на мин-
‚Ном отряде», что радиюсвязь между дву-
мя судами прерывалась при появлении
‘между ними третьего судна, Это явление
‘отражения радиоволн впоследетвии легло в
основу новой отрасли рапиотехники — ра-
диолокации. Когда американцы Тэйлор и
Юнг в 1922 тоду своими опытами лишь
подтвертили наблюдение Попова, то амери-
канекая печать стала представлять дату
опубликования результатов их работы, как
день рождения радиолокации. Несостоятеть.
ность. такого заявления. очевидна.

В августе-сентябре 1899 гола ‹лаль-
ность радиосвязи между кораблями ‹ была
доведена ло 25 вм., а в ноябре Toro же
года рентено было применить радиосвязь. в
работах по спасению броненосца «Генерал-
	адмирал Апракеин». еевшего на камни у
	острова Готланд. В феврале 1900 годз ра-
диосвязь была установлена с островом Го-
пламя (43 вереты).

Командир Кронттадтокого порта, адмирал
Макаров по этому поводу прислал А. С
Tlonosy телеграмму; «От имени всех
кронитаттеких моряков сердечно приветсг.
	20-х голах была построена: мощная: радио-
вещательная станция BIICHC: (100 xsr.).
Проектирование и постройку этой‘ радио-
станции обеспечила группа вилных совет
	ских инженеров под руководством А. 1.
Mug. 37a. xe о група.  paapato-
тала проект. радиовещательной  станиии
	мошностью 500 квт. и осуществила, е® по-
	слронку. Станция такой же мошноети по-
	явилась в ЧУЩА только на год позже. В по-
слелующие голы эти. же. инженеры. To
строили оят мощных коротковолновых Dae
диостанций, :

К началу Великой Отечественной войны
Советский Союз по суммарной мощности
анал занимал, первое место в Ев-

. Значение радиовещания в годы войны
было нризмеримо., Именно, в эти ды
исключительное значение Валио как сред-
ства агитации и пропаганды проявилось
особенно сильно.

Ната. радиопромытленность полностью
обеспечивала необходимыми радиосредства-
ми Вооруженные Силы Советского С0ю33.

В голы войны по’ личному . указанию
товарнща Сталина. была построена новая
мощная радиостанция, строительство ‘кото-
рой является одним“ из крупнейших AOCTH-
жений мировой! радиотехнической мысли.

Советские ученые, работающие в 0648-
сти радиотехники, елёлали! очень иного хля
успешного развития теоретичеекой мысли и
Фозлания ‘различных Технических  содруже-
ний и устройств. 7

Советская радиотехника во многих OTHO-
‘шениях обопнала технику катиталистиче-
CRUX epmany; о
‚ Выполняя сталинские указания, совет
‘кие ученые, инженеры, рабочие и связи-
сты неустанно работают над дальнейшим
развитием: и совершенствованием. о гечест-
венной: тохвики, нал. разработкой новых
технических средств для народного хозяйе
ства  и Вооруженных Сил. По ‘указаниям
партии и лично. товарища Сталина в CCCP
оздана мощная радиотехническая промыш
ленность, которая развивается изо дня в
день вместе с лругими отраслями народного
хозяйства. Несомненно, что уже в ближай-
щее время наши’ советские. ученые п инже:
веры впитут немало новых славных стра-

ниц в историю развития этой отрасли
RAVER.
	Инженер-полковник Н. САБЕЦНИЙ.
	кебывалый размах реализации изобретения
нашего великого соотечественника А. С. По-
лова,

мобы обеспечить тазвитие русской 7а-
	тиотехники, Владимир Ильич Ленин 2: де-
	кабря 1918 года подписал Положение - 06
организации ‘зв’  Низжнем-Новгороде  радиола-
бораторни. Во главе этого научного учреж-
	ления был. поставлен талантливый инженер.
	Мл А. Бонч-Бруевич. Скоро’ здесь собралась
значительная группа научных работников.

Нижегородекая радиолаборатерия сыгрз-
ла крупную роль в развитии советекой ра-
лиотехники и, в частности, радиовещания,
Лаборатории удалось быстро разработать
усилительные и стенераторные электронные
лампы, и уже в конце 1919 гола там ус-
пешно проводились опыты. пе. - радаотеле-
фонной передаче. ‹ a

Ленинское. положение ‘©: ратиолаборато-
рии было планом работ, расечитанным Ha
много лет. Этот декрет — олин из много-
чиоленных. примеров того, как: прозорливо
Владимир Ильич Денин  схватывал суть
дела и как лальновилно давал указания на
будущее.
	17 марта 1920’ тода Владимир Ильич
подписывает постановление Совета’ 0боро-
ны © строительстве в самом срочном’ по-
рядке центральной радибтелефонной стан-
пи в Москве: е радиусом” действия 2.000
верст,

Владимир. “Ильич лично контролировал
Ход Этого строительства, оказывая 6му воё:
	мерную помощь. Так неустанными заботами  .
	В. И. Ленина, под ero непосредственным
руководством и по его указандям” создаваз
лась база, на которой” в дальнейшем ши-
  око развернулось: советское: ратиовешание.
	_ Товарищ Сталин придавал. болышое зна-.
	чение радио,. как, оперативнейшему, срехет-
  ву. связи, еще в годы гражданской войны.

Сталинская политика индустриализации
страны. обеспечила создание мощной. отече.
  ственной радиопромышленноети, слтособной
рещать, сложные  залачи производства
современной. аппаратуры, Эа годы, сталян-
еких пятилеток вся наша страна  покры-
лавь современными мощными радиоцентра-
ми связи и вешания, Вее оборудование. для
этих центров было изготовлено премышлеп-
ностью CCCP.

Советекие вещалельные радиостанция
всетла являлись наиболее мошными. В
	ЕЛЬ РАДИО

By Вас с блестящим успехом Валтего изо-
бретения. Открытие беспроволочного теле-
графного сообщения от Кутсало до Гоглан-
да на расстоянии, 43 верст есть крупцей-
шая научная победа».

Однако для дальнейшето развертывания
работ Попов не получит нужной ма-
териальной и моральной поддержки. Ему
пришлось столкнуться с косностью и бю-
фократизмом царбких чиновников, не во-
ривнтих в снособность русских людей са»
мостоятельно решать новые технические
проблемы.

Надеждам А. С. Попова на оснащение
его радиостанциями руеското флота Apu
жизни изобретателя не суждено было осу
ществиться. Царские чиновники сдавали
заказы иностранным фирмам, так как это
сулило им личные выгоды.

Ценой невероятных, усилий Попову Уда-
лось организовать небольшую пон
ную мастерскую, изготовлявиую всего 12
ралиостанций в го.

Иностранные фирмы пыталиеь заполу-
чить в свои руки изобретение Попова и
сулили ему миллионы. В 1898 году. круп
нейшая американская фирма ‘предложила,
Цопсву неограниченные средетва на его
опыты, при условии, чо оон оставит Рос-
сию и переедет в Америку, Достаточно, мол,
его согласия, и ему будет отпущено 30 ты-
сяч рублей с правом бесконтрольного их
расходования, Полобное предложение Попов
получил и от английских фирм.

Ни на первое, ни на второе предложение
Попов не ответил.

«Я русский человек, — говорил он
своему друту Рыйкину, — и все свои
знания, весь свой труд, все свои доети-
жения я имею право отдавать ТОлько
моей Родине»,

Известно, что некоторые иностранцы ©
‘усерлием, достойным лучшего применения,
ло сих пор пытаются‘ воскресить давно OT-
вергнутое мнение о том, что приоритет в
‘изобретении радио принадлежит, якобы,
‘отальянцу Маркони Несомненно, что 9TH
‘рецидивы имеют под собой прежде всего
‘политическую почву.

Маркони, предприпучивый делец, под»
держанный английскими капиталистами,
подал свою патлентную заявку 2

времени хранилась в секрете. После опуб-
ликования его патента в 1897 году стало
очевилным, что приемная схем» Маркони
была совершенно тождественна CO CXe-
МОЙ «грозоотметчика» Попова.

Маркони попытался в 1897 году запа-
тентовать свое «изобретение» в России.
  Ofgako эта попытка закончилась  неулз-
чей, Александр Степанович Понов на за-
прое о новизне изобретения в. своём ответе
YRagag:.

«Передача сигналов. с помошью  элек-
 трических импульсов, возбужденных при
посредстве различных вибраторов и прием-
ников с чувствительными трубками или
слабыми контактами, не представляет ново-
сти дия морекого ведомства, где работа в
  этом направлении проводится < 1895 года.
Все источники электрических колебаний,
‘перечисленные в спецификации господина
Маркони, по существу известны и вопля
в курсы специальных учебных заведений
MOPCROTO ведометва...».

Векоре после смерти великого русскою

ученого (он умер в 1906 году от Ерозоиз-
лияния в мозг, всего 46 лет от pory), в
связн © дискуссией о приоритете в изоб-
ретении радио, Русское физико-химическое
общество создало комиссию, в которую
вошли о виднейшие — ученые, Вомис-
сия эта запросила мнение ряла  крупней»
щих иностранных ученых и расомотрела
все ранее сделанные высказывания по
изобретению ^ радио. Нз основания тща-
тельного: изучения всех материя лов комис.
сия) специальным решением окончательно
установила приоритет славного предста»
вителя русской науки.

В Росели — родине радю — 40
Октябрьской революции; вследствие поли-
тической и ‘индубтриальной ‘отеталости
страны, радиосвязь внедрялаевь крайне мех-
‘енно и робко. Только Великая Октябрь-
ская социалистическая революция ‹ корен-
пым образом изменила судьбы отечествен-
ного радио,

История радио в Росени после Октябрь:
ской революции 1917 гола целиком связа:

Ha с именами В И. Ленина a
Сталина.
В. И. Ленин и И. В. Сталин оценили

огромные возмозлиости радио как средства
массовой пропаганды и агитации, как неза-
менимого способа распространения знаний

июня 1896   и приобщения народных масс в достижени-

ола, которая в течение значительного  ям культуры, Советская власть придала