14 мая 1948 г. № 113 (1027).
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	в стрелок-радист стар-
ший сержант. Л. Комисаренко -хо-
рошо овладел своей специальностью, он
—отличник боевой и политической под-
готовки. На снимке: старший сержант
Л. Комисаренко перед вылетом на оче-

редное задание,
Фото майора М. Рунова,
	 Не выполняют решения:
комсомольского собрания
	Активно, На высоком идейном уровне
прошло отчетно-выборное — комсомольское
  собрание в организации, — возглавляемой
старшим сержантом Паниным. Докладчик
и выступавшие в прениях  комеомольцы
резко критиковали членов бюро за отор-
ванность от молодежи, за неуловлетвори-
  тельное руководство = идейно-теоретиче-
ской учебой молодых авиаторов. Собрание
  осудило также нарушителей воинской дис-
	циплины и потребовало от нового состава
	бюро изжить отмеченные недостатки.

С тех пор прошло несколько месяцев.
Какие же изменения — произошли за это
время в организации? Выполняется ли
наказ комсомольцев? В сожалению, все
осталось нопрежнему.

Секретарь комсомольской ° организации
старший сержант Панин оправдывает свою
бездеятельность тем, что он сразу же Mo-
сле отчетного собрания техал в отпуск, &
	его заместитель сержант Чепдаков... забыл:
	© решении,

Не интересуется деятельностью  комсо-
МОЛЬОвОЙй организации -и’ заместитель
командира по- политчасти. Он не’ ‘знает
нужд, занросов  молодежи.

Комсомольцы хорошо помнят выеступле-
ние на отчетно-выборном еобрании по-
	мощника начальника политотдела 110 Daho-
	те среди комеомольщев. Он говорил о необ-
ходимости улучитить работу комсомольской
организации и обещал помочь вновь из-

бранному бюро. Но вее это осталось толь-
хо обешанием.
	А работы в организации — непочатый
	  край! Многие. комсомольцы месяцами не
получают никаких поручений. ‚ Некоторые
	члены ВАКСМ, как, например, тт. Нагибов,
Петров и Воскресенский, ни pasy не вы-
полнили порученного им дела. Тов. Петров
		9& это время он не получал ни одного
поручения, ни разу не выступал Aa cob-
раниях.

Еше хуже обстоит дело с политическим
просвещением комсомольцев.

Пора покончить с застоем в комсомоль-
ской работе. Надо энергично взятья за
дело и в ближайшее время устранить име.
ещиеся недочеты.

Лейтенант Н. СИМДЯНОВ.
	Забайкальский военный ‚округ.

‚› дВУГИ® Не успешно — и функции
poormrareett

Но Данилевекого йе’ убтокаиваля эти
первые успехи. Он знал, что похразделе-
ние только выходит на правильный. путь,
и старался всеми мерами развить актив-
ность и полезную инипизтиву офицеров.
~ Ba это время в эскалрилье были прове-
лены. два собрания партийной opra-
низации. На одном из них с докла-
дом of авангардной роли коммунистов
выступил командир эскадрильи. Он ука-
зал на 10, что некоторые  летчики-ин-
структоры, проводя воспитательную р3б0ту
с фурсантами, допускают серьезную оший-
KY — не используют в своих беседах
факты из жизни подразделения, слабо
пропатанлируют традипии ©воето  учили-
ша.
	После партийного» собрания в практике
‘политического и воинекого-воспитания кур-
сантов почувствовалось заметное улучше-
ние. Летчики-инотрукторы стали более об-
стоятельно готовиться к бесвлам и прово-
дить их регулярно два раз» в неделю. в
часы политмассовой работы. Они знаками-
ли молодых авиаторов < историей училища,
рассказывали им об Алекоее Маресьеве и
других славных питомцах этого ‘учебного
заведения, беседовали © ними о благорол-
ных чертах советокого воина, 0 военной
присяге, раз’ясняли им уставы Советокой
Армии, пользуясь примерами ‘из жизни
полразлеления. Эта повселневная звоспита-
	тельная работа положительно сказывалась
	на дисциплине и успеваемости курсантов.
Повысилаеь политическая сознательность
молодых авиаторов SORSNDRAM, улучии-
лось качество их учебы. 5. :
	Вникая в методику работы командиров
звеньев, капетан Данилевский с удовлет-
	ворением отметил. что старший лейтенант
Горбуненко при ‘обучении свонх летчиков-
HHCTDYRTUDOB  тчиТывает ’ уровень по1го-
	Старшего лейтенанта Цитроновх вызва-
ли к командиру эскадрильи. Не догадыва-
ясь, по какому именно вопросу собирает-
ся беседовать ¢ ним командир, он все Re
имел основания предполагать, что тфазго-
вор будет не из приятных... Прошло уже
больше месяца с тех пор. как  Цитронов:
принял звено, а диоцинлина, здесь. все еще
оставалась неудовлетворительной. .

«Правда, — лумал Цитронов, — нару»
шения-то в большинотве случаев незначи-
тельные. Но ведь большое воетда с малого
иачинается...».
	Команлир эскадрильи капитан Данилев-
ский встретил команлира, звена, ‘Bas BOOT- ,
да. mpmseriape. WH pasropop on moBeT coB-
сем не так, как ожидал Цитронов.

— Я, кажется, вам ‘беготня вечер ис-
портил. — сказал командир. эскадрильи,
доставая из стола папку. —— Но Что по-
делать, коли служба требует. Bor нала-
дим дела, тогда посвободнее будет. `

Он немного помолчал, доставая нужные
‚бумати, а затем продолжал;

— С вашим плавно“ ^ я познакомился.
Содержание его мне понравилось. Вы `на-
метили неплохие мероприятия по’ воспита-
нию курсантов. Но есть в плане очень
‘серьезный недостаток, of которого все
ваши замыелы теряют’ пенность.

Старший лейтенант Цитронов  подви-
зжулся ближе к ‘столу и весь обратился в
слух.

— В графе. «Вто проводит», — сказал
Данилевский, — у вас почти всюду фи-
гурирует только ваша фамилия. Можно
потумать, что вы He доверяете своим” ин-
структорам...

— Нет, я им доверяю, товарищ капитан,
— возразил Цитронов.

— А почему же они у Bat неё занима-
Ются воспитанием курсантов?

Не дожидаясь ответа. командир эскад-
рильн продолжал:

— Вель что получается: вы MeveTeCh,
волнуетесь. стараетесь всюлу поспеть, а
инструкторы ваши в стороне стоят, елов-
но их все э10 не касается,

— Это верно, — согласился Питронов,
— некоторые из них неправильно нони-
мают свои обязанности: мы, мол, лолжны.
обучать. & не воспитывать.

— А почему они так настроены? Tax
вы думаете?

— Трудно сказать, = задумалея Цит-
ронов. — Может быть, я сам отчасти В
этом  виновал.

— Ве отчасти. а в первую очередь вы

виноваты. И я вместе с вами. У нас 1п9-
велось считать, что лело инетрукторов—
	учить леталь, ий все. Больше с них нечего
	спралнизвать.   : з
— Хорошо еще, что сейчас командиры
звеньев взялись за, лело, — продолжал

он, — А TO ведь и они были чем-то
вроде связных о командиру эскадрильи.
Вомэск все сам делал: и беседы проводил
с курсантами; и в город их увольнял, —
одним Словом, все заботы Ha т его плечах.
лежали,

\А какой толк от этого? Какую пользу
приносит такая практика? Решительно
никакой. 3а подчиненных работаем, а 0
своих делах подчас забываем.

Взять, к примеру. хотя бы вашу ра-
боту. В чему приводит Манера 3a все
‘браться самому? Вы даже поговорить ©
тем, с кем нужно, нэ успеваете за хеньъ,
д на методическую ORMOTORRY и лру-
	В Ленингралекой краснознаменной воен-
но-воздущной акалемни проводится конкурс
на лучшее учебно-наглядное ‘пособие. Нз-
значело жюри пол предселательетвем. на-
чальника факультета инженер-похполковни-
ка Карпова, установлены темы, подлежа-
щие разработке.

По. условиям конкуреа должны быть из-
тотовлены механические; гилролинамиче-
	Из истории
отечественной
авиации
	тие но менее важные дела у вас нелвЗ-
тает времени. Так ведь?
— Совершенно верно, — согласилоя
старший лейтенант, .
_ — Теперь, надеюсь, вы поняли свои
упущения, — сказал командир  эскад-
рильи. — Нужно  ‘летчиков-инструкторов
прежде всего поставить . сна свои места.
Они должны стать настоящими  команди-
рами своих. груши, научиться pO только
обучать, но и умело воспитывать подчи-
ненных. Jla ‘не робейте, смелее принимай-
Tech за устранение нелостатков, а TO, я
вижу, вы до сих пор чувствуете себя ин-
структором. & не комантиром звона. Дер»
жите контакт © группарторгом, ‘обращай-
	тесь в НУЖНЫХ случаях в первичную парт-
		рганизацию.
	Заявление   Советского, Правительства
по поводу. казней в! Греции.
	ливишееося ‘преследование демовратов В
вождается Масоовыми казнями греческих
‘иартте, активное участие в борьбе с не»
	& в делах в Афинах тов. Н, П. Чернышев
передал Министру Иностранных _Дел Гре-

vas

нужным обратит \ ‘вармение   Грезоевог
звали в COBCTOROM нароло массовые казни
о стее  втемя в Греции. Эти казни
	Бак ‘известно, 38 последнее время УП ое
Грегити приняло! широкие размеры“ и сопровожлае
патриотов, в числе которых не мало принимавши
	мецкими захватчиками.
	В связи с этим Советский Поверенный в делах в
	по поручению Советского Правительства mf
ции Цалдарису нижеслелующее заявление:
: «Советскоё. ‘ Правительство считает ну
	Правительства, на возмущение, которое вызвали В соверговАля 3 [vet ВЕ КАЗНИ
греческих демократов, имеющие место В настоящее время в Треции,
rae свое время против германских оккупантов, He

а ата алан: kanes се а
	Сювотекая оошествен,
	цивилизованното мира.
	этих казней возмушающих совесть Иэ*
	HOCTE ожидает немезтентюто ОЕ А а
‘потов   Советское Правительство целиком Фазделяет, эти чувотвх советской общест.
				Непринужденная беседа с, Бапитаном
Ланилевоким явилась для молодого коман-
лира ‘звена как бы поворотным ПУНЕТОМ
в его леятельности. On понял, ¢ чего
нужно. начинать борьбу за дисцинлину и
успеваемость в подразделении; понял, что
теперь взаимоотношения. © курсантами
ему нельзя строить так, как в бытность
ето летчиком- инструктором. От него, коман-
дира звена, требуется не только личное
воздействие на курсантов. Он должен вли-
ять на них прежде всего. через летчиков-
инструкторов. Это повысит и его автори-
тет н авторитет. инструкторов.

Цитронов, ‘конечно. не собпралея 0т-
	  гораживаться от курсантов. Он знал, что
	в некоторых случаях необходимы те ин-
ливилтальные беселы. которые он 1пр0во-
	ил с ними. Во главное свое внимание
командир звена решил переключить на
	летчиков-инструкторов, Направлаять их д6-
ятельность, повышать их методическую
EYABTYDY, контролировать  сзмостоятель-
ную работу — вот в чем видел он теперь
свою основную обязанность,
	Для капитана Данилевокото как 418
нового командира эскадрильи разговор ©
Цитроновым также имел немалое значе-
ние. Он убедился в том, что некоторые
командиры звеньев и летчики-инструкто-
ры нечетко понимают свои служебные
обязанности. Устранить эту путаницу
значило найти ключ в правильной орга-
низапии учебы и всей жизни в эсвал-
рилье. Посоветовавшиеь < ceKpe-
тарем парторганизации, Данилевский на
следующий день собрал. командиров звень-
ев и лал им указания, как нужно прово-
дить учебно-метолическую и  политико-
воспитательную работу в подразделениях.
Командиры звеньев, в свою очерель, ‘раз’-
яенили  летчикам-инструкторам, чем они
лолжны заниматься.
		Гезультаты
	тшательнои
	‘наземной ПОДГОТОВКИ
	Олин за лоугям истрев
	воздушную цель. В этой группе летчиков тост
находился гвардии лейтенант  Грушкин. — Вы до
Poaminn орана ‘прартии `лейтенаят‘ Афа-   Ва, — сказал
	отели’ атаковали   красный пучок света. Лампочка заятлась
	в стороне от изображения сетки прицела.
— Вы допустили ‘ошибку, начните оно»
ва, — сказаж Бегучев.
Снова в луче прожектора видна только
пель. ФЛетчик вновь Производит наводку,
	насьев внимательно наблюдал за действия- основа в луче прмахмьтора DM толь
ци своего похчиненного. Четчик ‘неумело   пель. Летчик вновь производит наводку.
строил маневр, открывал ‘огонь © большой   Опять на экране появляется сетка прицела,

а& затэм загорается и контрольная лампочка.

дистанция, неправильно’ занимал’ огневую у
о aun, пжитаят в Ко-   На Этот раз свет ее совпал с перекрествех
	дистанции, неправильно завис ©
позицию. Бак и следовало ожидать,
нусе’ пробоин He овазалюсь.

В следующий лень полетов KO
	В еледующий лень полетов командир
эрена снова полетел в воздух’ вместе с Гру-
шкиным. И хотя ва старте Афанасьев по-
	казал летчику, как нужно строить маневр,
заходить на цель, определять ракурс и
брать упреждение, ‘все же’ результаты
стрельбы и на этот рав были неутептитель-
ными. Летчик не имел навыков в стрельбе.

Команцир звена стал вырабатывать эти
	навыки У Грушкина при ломющи система-_
	тичееких тренировок Ha земле.
Пэрвое занятие проводилось на, тренаже-
ре лля прицеливания и ведения огня.
Лейтенант Грушкин занял место. в каби-
не. Командир звена дает вводную. Групкин
наводит пулемет в цель, нажимает на га-
шетку. Пули лесли сзади круга: неправиль-
но определена упрежденная точка. Командир
звена указывает на эту опкибку, вам сапит-
	ся к припелу и открывает огонь. Пули но-
	пали в центр мишени, 1еперь снова у пу-
	сетки прицела.

=—Цель поражена, —отмечает Бегучев.

— Световой прицел и другие тренаже-
ры, — расоказывают командир эскалряльн
гвардии капитав Зуев, — хороню помогают
лэтчивам в выработке навыков в стрельбе.
Взять хотя. бы летчика Швецова, до трени-
ровок он стрелял плохо. Тренировки помог-
ли ему стать метким стрелком.

Занятия на тренажерах позволили reap-
дойцам в значительной степени овладеть
	приемами меткой стрельбы. Важно и то, что
	вся это трэнировочная аппаратура изготов-
лена своими силами. Так, кабина для трени.
ровки в припеливанийи сделана по проекту
офипэра Трибкова. Он же сконструировал
макет синхронной установки, которая 06-
легчает изучение малзриальной части. во-
оружения. Автором светового тренажера
является гвардии лейтенант Бегучев. Офн-
nep Савицкий сконструировал ценное
приспоеоблени» для. установки кинопуле-
	Рапионализаторы. части создали много в
других  интереоных пособий, которыми
снабжэны учебные классы. В кажлом клас-
се имеется прицел, установленный на тре-
ноге, треноги с макетами самолетов и ко-
нусов, которые можно ставить пол различ.
	ными ракурсами. В классе воздушно-етрел.
	ковой подготовки из моделей самолетов
смонтированы боевые порядки бомбарли-
ровщиков, истребителей. }
Все этя ‘тренажеры и макеты по возлуш-
‘Но-стрелковой подготовке умело истользу-
ются авиаторами в учебе. Летчики-истре-
	 битехие каждым днем добиваются все луч-
ших и лучших показателей в. стрельбе. Так.
	например, летчик лейтенант Вишняк, пло-
хо стрелявший раныйе по конусу. теперь
отлично выполняет упражнения. Метко по-
пажают цели гвардии лейтенанты Бегучев,
Воронцов; Поляков, Петрутпенко. 0 хорошей
вездушино-стрэлковой` подготовке  авиалу-
ров-рварлейпев говорит такой пример. На
	Ges YLT PAR BUH о подготовке [— авиато-
ров-гвардейцев горорит ‘такой пример. На
последних стрельбах по конусу, в которых
принимало участие много ‘экипажей, все
летчики выполнили задание на «отлично»
и «хорошо».
Следует также отметить, что успениному
выполнению задач в воздухе, наряду с тре-
	нажем, способствует хорошая  теоретичес-
кая подготовка летчик”в-истребителей, Это
		ная сжесия. Девяносто ‘процентов летного
состава подразделения сдали зачеты по воз-
душно-стрелковой подготовке - с отличными
опенками-
	Майор М. ВЕРБИНСКИЙ.
- {По телеграфу от ‘наш. корр.). 7
Прибалтийский военный округ.
	После Великой Октябрьской. социзлиетя-
ческой революции Анатолий Георгиевич
всю энергию, знания, силы, изобретатель-
ский талант вкладывает в разрешенне про-
блемы ветроэнергетики.

Крупнейший. швелский” ученый Сванте

ррениус не раз высказывал мысль, что
энергию ветра нельзя использовать, T. Е,
невозможно построить дешевые аккумуля-
торы, которые были бы способны собрать
энергию ветра в период ее избытков и`от-
давать в периот слабых ветров. Е

Эту «неразрешимую», тю мнению запад-
ных ученых, проблему блестяще разрешил
А. Г. Уфимцев. В 1919 тоду он изобретает
инерционно-кинетический зккумулятор, ко-
TOPE запасает энергию He Ha доли се
кувх, а на десятки минут, от одного поры-
ва ветра до следующего. Залем он разра-
батывает конструкцию ветродвигателя и
башни для. него.-Н. Е. Жуковский, позна-
комившийея © работами Уфимцева, xapak-
теризовал. их как имеющие исключитель-
ную государственную важность,

В 1922 году Совет Народных Комисса»
ров ассигнует Уфимцеву средства на по“
стройку опытной ветростанции.

Помощь, забота партии и правительства
вдохновляют изобретателя,

Стройная сорокаметровая башня высит-
ся нал Курском, На вершине— ветряк. Яр-
кие электрические лампы заливают 631
НЮ ровным и сильным светом,

Мечта стала реальностью.
	B 1928 roxy в Уфимцеву в гости при-
ехал Алексей Максимович Горький. Весь
день провели они вместе, Горький эпако-
мился с работами изобретателя, раесматри»
вал чертежи и одобрительно хмыкал в УСЫ;
Был он весел, разтоворчив.

Посещение Горького влило новую энер-
гию в изобретателя. Он коветрупрует вет“
ростанцию мощностью в 100 тысяч кило
ватт. Но довести дело до’ конца Уфимце:
ву не удалось. В июле 1936’ года Анато-
лий Георгиевич скончался.

Уфимцев страстно любил свой наро
для него он всю жизнь творил и работал,
	Л. НАГАНОВ.
	5) BH ему он завещал свой трулы.
	товки и индивидуальные особенности каж-  Активно, на высоком
лого из них. Так, например, старший лей-   прошло отчетно-выборное
	Tenant  эверев, обладающий большим
опытом летной работы, был слабо потго-
товлен в теоретическом отношения, Тов:
Гербуненко обращал ето внимание на 80-
просы - практической аэродинамики.
старшего лейтенанта Игнатова, недазно
закончивитего училище, командир звена
больше учил практике работы, поскольку
у Того еще не: было опыта,

На очередном совещании. тов. Данилев-
ский с похвалой отозвалея © работе стар-
шего лейтенанта Горбуненко и потребовал
ст других командиров эвеньев, чтобы они
тоже учили. своих офиперов в первую оче-
рель тому, в чем те бюльше всего нужда-
ются. В другой. раз он порекоменловал
	  брать пример во старшего лейтенанта Шн-
	кина, в звене которого каждый случай на-
рушения дисциплины разбирается со всеми
курсантами,
	Так, упорно преодолевая трудности, опи-
раясь на партийную и комеомольскую о7-
ганизации, чувствуя постоянную. поллерж-
RY командования, ‘капитан Данилевский
сумел хорошо наладить учебно-воспитатель-
	ную работу в подразделении.
	лемета Грушкин. Он повторяет упражнение   мета на самолете,
	и добивается точности в TABOR.

После нескольких таких занятий на тре-
нажере летчик научился точно наводить в
упрежленнтю точку и метко поражать цели.
	Гвардии лейтэнант Грушкин стал вытол-
	нять унправения Ha «отличню».

При обучении летчиков-истребителей в
эскадрилье, которой командует гвардии ка-
питан. Зуев, широко. используется трэни-
ровочная аппаратура. В классе установлен
стрелковый тренажер. Он прост пю своему
устройству и состоит всего-из двух. треног.
На одной из них смонтированы два yer
и установлена Фара самолета. «По-2».
второй треноте ‚находится рейка с Ей
ями для. определения. ‚упрежденной точки и
сигнальной лампочкой. № этой рейк» прик-
реплена. планка, на которой помешается мо-
дель самолета. Этот миниатюрный самоле-
тик может принимать различные полоюже-
ния, при этом соответственно перемещается
и планка, с воторой un соединен.

Мы вошли в этот класс в тот. момент,
Kora командир звена гвардии лейтенант“
Бегучев начал трэнировать летчика гвардии
лейтенанта. Швецова. Богучев дал водную,
ракурс, скорость, дистанцию. Лэтчик-стал
ловить. в прицел освещенный макет самоле-
та. Котда, по его мнению, цель оказалась в
перекрестии, он нажал на кнопку. Затем
включил второй прицел, сетка которого тут
же спроектировалась на экране. Выстрол
произведен. Но поражена ли нель?

— Сейчае мы это проверим, — говорит
Бегучев.

— Нажмите на кнопку! — приказал он
летчикт.
	Ha другой сторове. экрана вепыхнул
	ни другой, двухцилиндровый, мощностью в
15—18 сил.
	Теперь можно делать летательные аппа-
	раты. Уфимпев строит два аэроплана ©о-
	вершенною оригинальной KOHCTDY RIE
		Coho сферическую поверхность малой вы-
	ПУБлости, & ВИД в Плане — круг. Такую
форму крыльев’ изобретатель выбрал из
соображений веса. Tan K 0бод; рас-
чаленный проволоками `наподобиё’ велоеи-
пелного колеса с0 спинами, представлял
наиболее легкую: конструкцию.

Денег, которые дал купец на реализацию
изобретения, нехватило. Анатолий Teop-
гиевич тратит все свои небольшие сбереже-
ния, закладывает домик, перешедитий к, не-
му по наследетву от родителей. Наконец; в
1908 году он заканчивает постройку биро-
тативного двигателя, а через два года —
сфероплана.

Весной 1912 года в Москве открычась
воздухоплазательная. выставка. Это была
первая массовая демонстрация достижений
русской авиационной техники.

«Особенно отралною отметить те обетоя-
	Тельетво, что среди экенонатов этой выста-
	‘Бы немало аппаратов, псотроевных рус-
скими конструкторами, по проектам рус-
ских. изобретателей... Вее это свидетель-
‘ствует © ‘возможностях дальнейших успе-
‚хов русекого воздухоплавания», —  гово-
‚рил, открывая выставку, отец. русской
авиации профессор Н, Е. Жуковский.
  _ Ha стэнде № 111 был экепонирован би-
ротативный мотор Уфимцева. Этот. двига-
тель был, пожалуй, олним из самых с9-
`вершенных на выставке. Изобретатель по-
туча большую серебряную медаль.
Уфимпев так и не сумел пустить в про-
H3BOACTBO CBOH лвигатели. В  правитель-

сетвенных кругах держали тегла твердый
	курс на внедрение иностранных моторов,
хотя они и во многом уютупали  моторам
стечественной конструкции.

Изобретеняя Уфимцева, не вотретившие
в дореволюционной России’ поддержки; не
были запатентованы Анатолием Георгиеви-
чем. и впослелетвии они были вновь «изо-
бретепы» за границей. Биротативный дви-
гатель был запалентовав в Америке в
1922 году: Е не

Время шло, и состояние лел в зекадрилье
заметно улучитилоеь: поднялась ‘успевае-
мость курсантов, все реже приходилось
		нированвости,
Капитан Данилевокий видел. что коман-
диры звеньев по-новому взялись за рабо-
ту. Они перестали метаться от одного Е
другому в стремлении успеть все сделать.
самим, Опираясь на: летчиков-инотрукто-
ров; на партийные. и комсомольские орга-
низации, они уверенно руководили учебой
и воспитательной работой в звеньях.
Больше всетмо радовало Данилевского” то,
что теперь каждый офицер чувствовал ©е-
бя ответственным за боеспособность эскадь
рильи. Летчики-инструкторы уже не огра»
ничивали круг своих обязанностей обуче-
нием курсантов. а выполняли — одни 60-
	Эскадрилья -капитана Данилевского в0-
время подготовилась к летней учебе, Сей-
час злесь уже начались полеты. Командир
эскадрильи капитан Данилевокий живет
одной мыслью, одним стремлением — дать
стране новый отряд высококвалифициро-
ванных. преданных Ролине летчиков.
	Капитан И. СВИРИДОЧКИН.
(Спец, корр. «Сталинского сокола»).
` Ватайское ‘авиаучилище,
		Конкурс на лучшее учебно-наглядное пособие
	ские, электрические или комбинированные
	модели. Для поошрения авторов лучигих 9б-
разпов учебно-наглялаых пособий началь-
	Виком академии установлены три  денож-
ные премии.
	Вонкуре на лучшее учебно-натлялное
	пособие мобилизует творческую мысль пое-
полавательското и инженерно-техническото.
	состава на улучшение учебно процесса,
ускорит подготовку лабораторий к новому
учебному году и будет способствовать ожи-

влению изобретательской работы в акаде-
№ИИ.
	‚ Итоги конкурса будут подвелены в июне
нынептнего гола.

Изобретатель А... Уфимщев»
	В Любовью; -— илут развыми путями к
	GIHOH И 1т0й же пели-—к возбуждению в
	народе своей разумной энергии, и
добрю и красоту»,

В ссылке Уфимцев наряду с другими
изобретениями продолжает работать над
биротативным авиационным двигателем, за-
думанным еше до ареста, в 1900 году. У
него нет необходимых книг, не < кем по-
советоваться: В глухом ° городинЕке
№ всего приходится доходить своим
умом, Наконец, работа завершена. Правда,
пока сделаны только ‘чертежи, & не сам
двигатель, но изобретатель уверен, что
найденное им решение правильно — aapo-
план © таким двигателем может и будет
теталь.

Уфимцев посылает свой проект в Москву
и Петербург.

Как долги и томительны недели и меся-
цы ожидания! Уфимцев ходит ежедневно
На почту и каждый раз слышит стереотип-
но-равнодутиное: «Вам ничего нет».

Ответ пришел лишь, спустя семь месяцев,
когда Анатолий Георгиевич уже потерял
надежду получить его. Схватив конверт
большой красной  сургучной — печатью,
Уфимцев убежал в лес. Долго. не мог ре-
шитьея распечатать письмо, От волнения
стучала в висках кровь... .

° Заключение, подписанное царбким чи-
новником, было оскорбительным, издева-
тельским. Изобретение было названо «чу-
шью», «галиматьей», а сам автор — неу-
чем.

° Не разбирая дороги, брел Уфимцев по
лесу. Е

«Правильно оценил ЧИНОВНИК его проект
или это своеобразная месть царекого при»
хвоствя политическому преступнику?» .—
вот вопрос, который мучил изобретателя.

Несколько лней Уфимцев вновь и вновь
проверяет раечеты. Ошибки нет. Тогда при-
ходит решение — построить юйствующую
молель двигателя.

Модель еделана. Она отлично работает...

Тяжело на луше у-изобретателя. Вель не
0 себе, не о личной славе или. деньгах
	кончилась неудачей. Простыни для обтяж-
ки крыльев, взятые дома без етроса, ото-
брали родители, а денег на покупку мате-
риала не было. :

Но Уфимцев недаром был внуком гени-
ального русского самоучки-астронома
Семенова, блестяще  доказавшего ошибол-
ность некоторых астрономических расчетов
крупнейших западных ученых, в тм
числе и знаменитого французского физика
Араго. От деда Анатолий Георгиевич унз-
следовал, видимо, не только выдающиеся
способности, но и огромное упорство в до-
стижении поставленной цели,

Уфимцев впоследствии все же осущест-
вил свою мечту и построил летательный
аппарат.

Дело о подпольной типографии уже за-
былось, и вдруг через несколько лет совер-
шенно случайно полиции удалось напасть
на след изобретателя ротационной манины,
Уфимцева арестовывают и препровождают
в Петропавловоклю крепость. Юноша
	заточен в олиночную камеру. Здесь он про-
	водит 11 ‹ месяцев. (Суд приговаривает
Уфимцева к ссылке.

0 молодом  изобретателе узнает Мак-
сим Горький, Он шлет Уфимпеву в ссылку
	MUChMO, посылает деньги нз оборудование
	мастерской.

А, М. Горький так, характеризовал Уфим-
цева:

«...Уфимцев — поэт в области научной
техники, юноша, обладавший несомнен-
ным талантом изобретателя. Сосланный
	в Семиреченскую область, кажется Каркалы,  .
	живя там под строгим надзором людей не-
вежаственных и суеверных, не имея необ-
	АбДИмых инструментов и материалов, он
изобретает оригинальный дригатель, yco-
вершенетвовал пиклостиль, работал нал
	новой системой охотничьих ружей, Черте-
жи его двигателя я показывал инженерам
в Москве, п они говорили мне, что изобре-
тение Уфимцева очень практично, остроум-
но и талантливо...

Это юноша дз ряда тех прекрасных меч-
		думал он, работая над двигателем, & 0 ела-
‘ве. русской науки, о своем народе...

Носле револкции 1905 тодао Уфимцева,
по общей амнистии освобождают, и он едет
в Бурск.

Враждебно ветретили курокие обывате-
ли и чиновники Уфимцева. За каждым его
шагом следит. полиция, с ним боятся раз-
товаривать. Й ко всему этому болезнь —
прогрессирующий туберкулез — «дар» Пе-
тропавловекой крепости, пересыльных тю-
рем,

И все же Уфимпев не сдается. Он дол-
жен завершить начатое и построить лета-
тельную машину, Но где взять деньги?

После лолгих поисков Уфимцеву удается
уговорить богатого курского купца Бажено-
ва дать ему 5.000 рублей на реализацию
изобретения. Договор был. кабальным —
все предстоящие прибыли и даже ABTOpCTBO
они делят. пополам.

Анатолий Георгиевич приступает к’ из-
‘готовлению «сердца» свой будущей   ле-
тательной машины — биротативного дви-
гателя, — первого русского авиационного
мотора. У него совершенно оригинальная
` конструкция, Вал © винтом вращается в
одну сторону, а цилиндры с другим вин-
тои в противоположную. Принцин  биро-
тативиости позволял удвоить  относитель-
ное число оборотов, а, ‘следовательно, и
мощность двигалеля, при. том же числе
оборотов цилиндров. Что же  касзется
винтов, а их было два, то вращение в
противоположные . стороны - уничтожало
эффект закручивания струи и тем повы-
malo козфициоент полезном — действия
винтов, особенно при больших мощностях.
  Огромное значение имело то, что вращение
цилиниров созлавало энергичное охлажде-
ние, даже во время работы мотора на ме-
сте.
	Двигатель. имел большое  преиму-
щество перед чисто ротативными NOTO-
рами иностранных фирм, Важно было и то,
что двигатель Уфимпева при весе в 40 aT
облалал мощностью в 80—90 4. с., в 00
время как французекий мотор «гном» при
весе 76—80 кг лавал только 50 л. с.

Анзтолий Георгиевич строит 183 лвига-
леля: биротативный, шестицилиндровый,
	После лолгих поисков жанлармам удалось
обнаружить подпольную типографию. 000-
бенное внимание полипии привлекла  не-
большая ротационная машина  оригиналь-
ной конструкции. Эксперты заявили, Что
такую мантину они видят впервые, и очень
хвалили 6$ производственные качества.
Ретапия, по мнению экспертов, была сде-
лана кустарным способом и, видимо, здесь
же, в Курске.

Безуспенно жандармы разыекивали изо-
бретателя и строителя машины. Впрочем,
кому бы пришло в голову, что это — не-
приметный юноша в Ученической шинели
ий фуражке, на выгоревшем околыше вото-
рой сохранились следы герба — скрещен-
ных веточек с буквами «ВРУ» — Курское
реальное ` училище.

Зато Тотю Уфимцева, или «Физика»,
как его прозвали товарищи по училищу за
страсть к изобретательству, хорошо знали
в революционном кружке. По его поруче-
нию Уфимцев изобрел электрическое по-
ро для размножения  прокламаций, затем
сделал и ротационную мапину собственной
конструкции лля полпольной типографии.
	Изобретательская мысль юноши работз-
ет в различных направлениях. Qu изо-
бзетает способ пветного ‘фотографирования,
затем конструирует бесклапанный  двух-
тактный двигатель.

Интересна судьба этого изобретения.
Увидев в Москве газовый двигатель, Уфим-
цев был страшно разочарован, рептив поче-
MY-T0, чо в 60 — двигателе не
ничего нового. Он даже не счел нужным
запатентовать его. Между тем двигатель
подобного тина был запатентоваю во Фран-
ции много лет спустя. Примерно в это вое-
мя окончательно вырисовываютея Ba oc-
	новных пути. по которым в дальнейшем.
	пойдет изобретательская жизнь Анатолия
Георгиевича Уфимцева: он мечтал paspar
	ботать п слелать машину для летания по
	возлуху и сконструировать  ветродвига-
тель. . .