12 января 1947 г., № 11 (618).
	СТАЛИНСКИЙ Сокол
	ступая в новый учебный год
	Учебкый тод завершен. Он принес лет-
чикам нашей части большие Успехи в бое-
мй и политической подготовке, Проходив-
шие недавно лотно-тактические учения по-
вазали высокую боевую готовность лич-
лого состава, творческое искание новых
форм, методов и приемов. А инспекторские
проверки установили, что наш’ личный ¢o-
став таже глубоко и настойчиво изучает
теорию и историю большевистской партии,
из дня в день обогащает себя политиче.
скими ‘знаниями. ‘

Велик патриотический под’ем авизторов
в свлзи с предстоящими выборами в Вер-
ховные Советы союзных и автономных рес-
публял. В последние дни У нас проходили
зачеты. Опи отразили результаты учебы за
тот каждого летчика, негурмана,  возлуш-
пою стрелка и авиаспециалиста. В эскал-
рильи, которой командует Герой Советского
(оюза капитан Булгаков, насчитывается
сейчас более двадцати отличников боовой и
политической подготовки. 3a истекший
тд летчики катана Булгакова освоили
полеты в состазю звена м оскадрильи. Они
напраженио осзаивахи высотные полеты.
фигуры высщего пилотажа, приемы о воз-
душно боя и хобилиеь немалых успехов.
В эскадрильи Героя Советского Союза ка-
питана Пекрасова недавно были проведены
зачеты по воздушно-стрелковой потготов-
	хо. Многие летчики, в том ‘числе старитие   Оп
	лейтенавты Лысов и Исмогомбетов, хейте-
запты Симченко, Палохич и Полунин, по-
зутиги отличные оценки. Друтие летчики
эскадрильи сдали зачеты с оценкой на
«хомша». ,

За последние дни в похразхелениях про-
делана большая работа тю подготовке к, но-
sony учебпому году. 06060 внимание было
обращено на оборудование учебБых клас-
ов, изготовление тренажной аппаратуры,
схем, чертежей и т. п. У летчиков-тгвар-
jeines офицера  Сапоглва был ^©03-
ан  свобобразный комбинат по из
мювлонию наглядных — пособий. Для
оборудования классов “RK новому  учеб-
поху году требовалось огромное коли-
чество чертежей, схом, мохолей. Для на-
Аядных 1060бий нужны были стеллажи,
столы, подсталиси, В части сумели изгото-
BATh Bee это в короткое время. В одной из
комнат была открыта столярная Macrep-
ская, в другой — чертежная. Пох руко-
золством  млалтего лойтеналта ПУкурата
старпгие сержанты Григанцев, Скорняков,
свржант Архипцев и другие изготовили 60-
100 70 различных схем, чертежей и других
патляхтых пособий, Качество их работы за-
‘луживает больтой похвалы.

Теперь в части оборудовали учебные
классы. Классе аэродинамики, например,
располагает нообхохимым количеством мо-
долей самолетов. Изготовляется аэродинами-
ческая труба. при помои которой о можно
	В и о ute BOO

будет наблюдать характер обтекаемости са-
молета в воздухе. К трубе готовится  спе-
	«одета в воздухе. В трубе готовится ene-
циальная модель самолета «Петляков-2» ¢
работающими моторами. Это позволит лет-
HOMY составу хорошо изучить  гироскопи-
ческий, аэрюдиБамический моменты, реак-
цию винтов, т. е, силы, действующие на
самолет. Другая модель даст возможность
наблюдать вращение самолета вокруг трех
осей =— прохольной; поперечной, верти:
кальной — под влиянием действий рулей и
триммеров. Г
	`роме того, класс располагает множест-
	BoM схем. Среди них — схемы сил, дейст-
вующих на самолет при взлете, при ви-
раже, в торизонтальвом полете, таблица
освовных формул По аэродинамике и’др.
Схема, изображающая полет бомбардиров-
щика на одном моторе, поможет летчику
научиться правильно действовать в прямо:
	приборов, характеризующие правильные
действия летчиков при выполнении этого
полета. За класс аэродинамики отвечает в
части гвардии майор Рымшин. Он прило-
жил много усилий к тому, чтобы помочь
летному составу получить глубокие и
прочиыю злакия по аэрохинамике.

Хорошю оборудованы и другие классы.
Они располагают необходимой  тренажной
	аппаратурой. В штурманском классе, на-
	пример, имеются установка для работы c
прицелом; установка для тренировки в фо-
тографировании, тренажер РИИ-10 ит. п.

Офицеры, но имеющие“ законченного
среднего образования, выражают горячее
звелание повышать свой общеобразователь-
ный уровень. Вот что говорит об этом лет-
чик старший лейтенант Пивцайкин:

— После войвы, когда мы по-настоя-
щему взялись за учебу, я почувствовал,
что мне нехватает общего - образования,
Особенно это заметно на занятиях по
штурманской подготовке, аэродинамике. В
текущем учебном году в систему офицер-
ской учебы будет включена общеобразева-
тельная подготовка. Я © большой охотой
возьмусь за повышевие своето образования.

Это желание характерно для многих офи-
церов. Уже сейчас они знакомятся с про-
траммами средней школы, закупают учеб-
НИКИ,

Большую работу по подготовке к новому
учебному году провели пггабы похразделе-
ний: составили расписание занятий, орга-
ниговали методические сборы руковюлите-
лей занятий. Ма метотическом сборе коман-
дирюв эскалрилий в Н-ской истребительной
авиачасти выработаны, например, единые,
более совершенные метоты обучения потчи-
	ненных.
Напитан А. ГРИШИН.
	Н-ский авиагарнизон
	Занятие в классе Н-ской авиачасти. Лекцию о тактике Военно-Воздущных Сил читает подполковник Р. Федорович.
	и ученый
	многочисленные ученики, изобретатели,
начинающие ученые и инженеры-практи-
Ru. Bee его начинания немедленно подхва-
тывались учениками и развивались ими
дальше. Большую роль в развитии нашей.
авиалии сыграл  «Воздухоплавательный
кружок» при Московском высшем техни-
ческом училище, возникший в 1909 г. Он
состоял из студентов, учеников Н. Е. №у-
KOBCKOTO, занимавшихся  изобретательет-
вом и научной работой в области авиации.
Многие из членов этого кружка стали из-
вестными советскими конструкторами, ажа-
демивами и профессорелги: Туполев, Мику-
лин, Климов. Чудажов, Архантельский,
Квасников, Юрьев, Ветчинкин, Стечкин,
Голубев, Черемухин, Ушаков, Сабинин, Му-
синянц и многие другие.

Пятьдесят лет преподавал Н. Е. Жуков-
ский в Московском университете и.в Выс-
шем техническом училище, Он подготовил
Много тысяч инженеров и научных работ-
ников,

Победа, социалистической революции B
России создала возможность нашим ученым
ивиболео ‘широко и полно применять’ свой
знания на благо Родины, во’имя расцве-
та е® силы и могущества. Заботами боль-
IMCBUCTCKON лартии и советского. прави-
тельства Жуковскому и его ученикам бы-

ли созданы все условия для плодотворной
pai OTE.
	С помощью этих учеников Н. Е. Жуков-
ский смог в весьма непродолжительное вре-
мя своей работы: при советской власти, при
непосредственной поддержке Ленина и
Сталина создать ряд огромных научных
учреждений: ЦАГИ, Институт инженеров
Красного Возхуптногь Флота (ныне — это
академия имени Жуковском) и авиаци-
онную специализацию при МВТУ (ныне—
это Московский авиационный институт).
Телерь в этих учреждениях работают не
только ученики Жуковского, ставтие со-
ветекими академиками, заслуженными де-
ятелями, профессорами, лауреатами Ста-
линеких премий, Героями Социалистичее-
кото Труда, но и мноточисленные их уче-
ники, продолжающие дело, начатое Н. Е.
	JLYROB CREM, A
Hama crpana бережно   хранит память
о Н, Е, Жуковском. Бак во время войны,
так и в мирное время советский народ с
благодарностью вспоминал и ‘вспоминает
имя гениального русского ученого и вели-
Koro гражданина— Николая Еторовича Жу-
ROBCKOTO, верном сына русского народа,
OFHOTO из творцов могущественного совет-
ского воздушного флота.
Анадемин, генерал-лейтенант
О ВиО службы
Б. ЮРЬЕВ.
	коризненная техника пилотирования, рае-
четливые, мгновенно выполняемые дерзкие
маневры помогли нам, ведомым, прикры-
вать ведущих; самим отбиваться от наседа-
ющего противника и избежать етолкнове-
ния самолетов в воздухе. Малейшая оплот-
ность грозила катастрофой.

В таких ожесточенных боях первостепен-
ое значение имеют изворотливость иетре-
	бителя, взаимная выручка и надежная ра-
диосвязь. В тот миг, когда Покрышкин до-
бивал второго немца, ко мне в хвост про-
скочил «Фокке-Вульф». Гитлеровец был от
	меня метрах в тридцати. Секунда, вторая—
и мой самолет мог оказаться сбитым. Вы-
ручили товарищи: OHH TO радно поеду-
предили меня © нависшей опасности. Я
мгновенно произвел резкий маневр, позво-
ливший мне увернуться от отня противни-
ва и одновременно прикрыть выход ПШо-
крышкина из атаки.

Эта воздушная схватка носила, яростный
и ожесточенный херактер. Наша группа
	‘@била около десятщ вражеских самолетов,
‘не потеряв ни одного своего. Потом, на раз-
‘боре боя, Александр Покрышкин об’яенил
наш успех высокой диспиплиной летчиков,
настойчивостью в атаках и умением бить
противника в самое уязвимое место. Он от-
метил также грамотность действий  ведо-
мых. В чем она состояла? Перед нами стоя-

ла задача — прикрыть ведущего, обеспе- }

чить ему свободу действий и выхох из
атаки, Я, в частности, 309 свое внимание
уделял только окружающей среде и само-
дету Покрышкина. Больше для меня виче-
№ не существовало. A как хотелось пу-
стить очередь в проскакивавших мимо ме-
ня «Юнкерсов»! Но сделать этого было
нельзя. Увлекись я атакой, потерял, бы
из виду самолет Покрышкина, оставил бы
ero без прикрытия, а сам очутилея бы
в одиночестве, И кто знает, через минуту
или две меня мог бы сбить противник,
В сложной воздушной обстановке, в’ за-
тязоном неравном бою ведомый должен
строжайше вышюлнять свои обязанности.
Без ‘разрешения ‘или приказания ведущего

OH HH B коем случае не должен атаковать

неприятеля. Однако в иных условиях, как,
например, в свободной «охоте», при блато-
приятных. метесрологическях дачных, ве-
домый имеет возможность проявлять He-
сколько больше инипиативы. Инициати-
ву ведомого  Алексану  Покрышейн
	ми русски
К СТОЛЕТИЮ co THA PORMEHIS

‚Н.Е ЖУКОВСКОГО
		Гениальный р
	Плодотворная и многогранная деятель-
ность Николая Егоровича Жуковокого, сто-
летие со дня рождения которого исполняет-
ся 17 января 1947 года, неразрывно свя-
зана с историей нашей авиации. Еще В до-
революционные годы, Н. Е. Жуковокий 34-
ожил те основы, блетодаря которым моло-
дое Советское государство в весьма корот-
кое время создало свой, не зависящий OT
загранипы мощный воздушный флот. Заслу-
ги Жуковского в этом отношении были
столь велики, что Ленин в известном дек-
рете от 3 декабря 1920 года назвал его
«отцом русской авиации».

Профессор Жуковский был крупнейшим
теоретиком-механиком и обладал исключи-
тельным умением решать сложные пробле-
мы, связанные с инженерным делом. Ему
удалось найти решение труднейнких вопро-
сов, ставивших на долгие оды’ в тупик
многих крупных инженеров ХХ столетия.

Поражает широта научных интересов
Н. Е, Жуковского. Он е одинаковым успе-
хом работал как в области теоретической
механики и математики, так и в астроно-
мии, баллистике, гидравлике, теории меха-
HE3MOB, строительной механике и, глав-
ным образом, в области авиации. Здесь
Николай Егорович сделал особенно много, и
ето по справедливости считают родоначаль-
ником современной теоряи полета. Уже в
1892 г., исследуя полет птиц, он указал
на теоретическую возможность совертения
мертвой петли на самолете. Через 21 год,
в 1913 тюду, штабс-капитан Нестеров
виервые осуществил эту петлю.

Огромное значение хля авиации имеют
	исследования Н. Е. \уковекого’ по теории
	крыльев и винтов. В 1906 г. ученый дока-
зал знаменитую теорему © под’емной силе
крыла. Эта работа, названная им «0 при-
соединенных вихрях», буквально произвела
персворот в наптих знаниях по теории кры-
ла. Нет в мире ни одного учебника, по вам0-
лотам, аэродинамике, гидродинамике и т6о-
рии турбин, где бы не сеылались тенерь
на «теорему Жуковского о под’емной силе».

Разработанная великим русским ученым
теория крыльев является в настоящее вре-
мя важнейшей главой аэродизамики и 0с-
HOBOH инженерных расчетов самолета.
Предложенные им типы крыльев называют-
ся в мировой литературе «крыльями №у-
HOBCHOTO».

Исключительное значение имеют иселе-
дования Н. Е. «Жуковского по воздушным
‘винтам (пропеллера). В этих исследова-
ниях была указана теснейшая связь pa-
боты винта с образующимися в созлаваемой
им струе вихревыми шнурами. Теория эта
‘является триумфом аэродинамики, Она на-
Шла сейчас всеобщее применение при рае-
`чете винтов.
			Снимок капитана М. РУНОВА.
	Методическая.
конференция
	в авиаучилище
	БОРИСОТЛЕБСВ, 11 января. (От наша.
корр.). В Борисоглебском ордена Ленина.
краснознаменном военном училище имени
Чкалова пропа методическая  конферен-
ция. С особым интересом участники
конференции выслушали доклады о мето-

дике наземной ‘подготовки, 06 обучении
теории полета, о тактической подготовке
курсантов.

Интересны были и прения нё ЕЕ
ции. Майор Мальцев остановился на роли
летчика-инструктора в воспитании курсан-
тов. Инструктор должен подготовить умелж-
го воздушного бойца, преданного cBoeti
Родине, отважного и всесторонне образован=
ного офицера. Чтобы выполнить эту слож-
ную, ответственную задачу, летчик-ин-
CTPYETOD обязан повседневно повышать
уровень своих военных и политических
знаний, расширять свой кругозор. Однако
не все офицеры-инструкторы придержива-
ютбя этого правила: Лейтенант ’Малиния
на инспекторской проверке получил плохие
опенки. Возникает вопрос, как может такой
инструктор воспитывать курсантов? Какой
пример подаст он молодым летчивам?

Офицеры тт. Анохов, Дорофеев, Волков
и Киценке указывали на то, что есть такие
инструкторы, которые не интересуются
плейно-политической подготовкой курсан-
тов. Они не понимают, что боевая ‘учеба
должна быть неразрывно связана с поли-
тической.

Некоторые инетрувторы не знают лич-
ных качеств своих курсантов, не изучают
их. Между тем от этого в большой степени
зависит качество летной подготовки буду-
щих истребителей.

Подполковник Пыпеов заострих внима-
ние присутствующих на вопросе осмотри-
тельности в воздухе. 0 значении наземной
френировки горорили полковник Губа и ка-
питан Панкратов. Хорошо ‘организованный
тренаж является важным условием в усво=
ении того или иного вопроса или дис“
циплины в’ целом. В училище же трениз
ревки проводятся лишь от случая к слу-
чаю.

На конференции были намечены путя
	совершенствовеьния методов теоретическоге.
и практического обучения курсантов.
	(Сейчас методические конференции прохо*
	всячески полдерживал, поошрял, вели
она не шла вразрез © ых требовани-
ями, которые пред’ являлись ведомому на-
ры.

`Веломый должен уметь правильно, точ-
нейшим образом оценить воздушную ob cra
новку. Без этого не только нельзя приме-
нить свою инициативу, но и умело при-
Ерыть командира пары,
	Большие творческие возможности у. нас,
советских летчиков. Родина и нам
народ сделали все для того. чтобы мы ста-
	ли первоклассными воздушными бойцами.
Нам вручены замечательные скоростные,
маневренные самолеты. На них можно тво-
рить чудеса. От нае требустся только одно
— творчески непрерывно расти, взаимно
поправлять и дополнять друг друга, совер-
шенствовать и обогащать свои тактические
приемы, вырабатывать и закреплять безу-
коризненную технику пилотирования,
	Только этим путем можно удержать за
собой, закрепить и двинуть вперед местер-
	ство, выучку, добытые в тяжелых боях.
	Отечественная война многому паучила
нас, истребителей. Закрепить этот огром-
ный боевой опыт, . обобщить, усовершенеть
вовать и дальше развить рожденную в же-
стоких схватках формулу боя (высота,
скорость, маневр и отонь). Этому нужно
отдать все: и свой опыт, и свою настой-
чивость, и свое мастерство в обучении
молодежи,

У меня сохранилась одна, небольшая тах-
тическая книжка, подаронная мне Покрьти-
виным. На первой странице Александр
Ивапович написал своим разматиетеги по-
черком:

‚ «Мало уметь самому дралься. Надо
этому учить других, воспитывая из них
отличных, искусных истребителей. 06у-
чая и воспитывая других, сам непрерыв-
но совершенствуй свою профессию, елу-
жи примерм ддя подчиненных».

В этих словах прославленного возлупе-
Hore aca — весь емысл жизни и деятель
	ности советского летчика, путь к еще более
высокому мастерству.
	Герой Советского Союза
гвардии старший. лейтенант
		выгоднейшего винта, ‘и доказали на практи-
ке выгодность постройки таких «вариаци-
онных винтов».

Николаем Пторовичем и его учениками
был разработан также метод аэродинами-
ческого расчета самолета, позволяющий
очень точно исследовать все летные свой-
ства проектируемой машины. Этим методом
де сих пор пользуются наши авиационные
конструкторские бюро. Н. Е. ФМуковеский
разработал и методы расчета устойчивости
самолета и дал несколько весьма важных
исследований по теории прочности крыль-
ев самолета.

Весьма интересна работа Н. Е. Жуков-
ского «0 бомбометании с аэропланов», Ha-
	нисанная в 1916 году, когда бомбардиро-
	вочная авиация только еще возникла. ©
удивительной проницательностью ученый
наметил в этой работе основные типы бом-
бардировочных прицелов и разработал их
теорию,

Н. Е. Жуковский отличалея исключи-
тельной трудоспособностью: им было напе-
чатано свыше 180 работ. Среди них име-
ются и толстые учебники, ставшие ныне
классическими, ‘и многочисленные исслето-
вания по самым фазнообразным вопросам
естествозналия и техники: знаменитое ре-
шение вопроса о гидравлическом ударе в
волопроволных трубах, исследования вет-
ряных мельниц, исследование воды через
трунт, снежные заносы и многие другие
важные залачи техники.
	Bee эти залачи H. Е. Жуковский решал
	исключительно упорно. Всякое решение он
ховодил до конца, т, е. до расчетных фор-
мул и до практических предложений. Ме-
	тол. которым пользовалея ученый, был ис-
	ключительно простым и весьма эффектив-
ным. Перед началом исследования Н. Е.
Жуковский обычно делал предварительный
опыт или собирал все имеющиеся данные
0б изучаемом явлении. Создавалаеь яензя
картина того, что является в данном елу-
чаю основным, а что — второстепениныым.
Залем ученый еразу же, пои разработке
теории, делал необходимые упрощения.
Этим он избегал тех трудностей, которые
стояли на пути его предшественников. Да-
‘лее делался тонко продуманный провероч-
ный опыт, на основе которого уточнялась
теория. И, наконец, делолея полный ana-
‘лиз проблемы с ловедением решения дз
практического результата. -

Н. Е Жуковский был создателем общир-
	ных боев на Львовском направлении, нам
пришлось снова выдержать трудное испы-
тание. Пытаясь приостановить наступле-
ние наших войск, немпы подняли в воз-
дух большое количество бомбафдировщи-
ков и истребителей. Над полем боя непре-
рывно шли воздушные бой.

В олин из дней, характерных  ОХИМИ
метеорологическими условиями, наша, груп-
	ПРОПАГАНДА АВИАЦИОННОИ ТЕХНИКИ
	Преподаватели наттего авизучилища про-
являют большую ‘инициативу в ортаниза-
ции наглядной пропаганды. достижений
авиациокной науки и техники.

Много творческого труда о в создание
наглядных пособий ‘вложил майор Миша-
тин, Он сделал интересный макет, с по-
MOLL которого курсанты получили в03-
можность подробно познакомиться © прин-
цииами действия розктивкых двигателей.
	Майор Дегтярь разрабатывает монтаж,
посвященный истории. развития, авиацион-
ной техники от первых конструкций до
сложных летательных ‘аппаратов наших
дней.

В классе бомбомегания еделаны кагляд-
ные пособия, показывающие расчеты и
приемы точного бомбометания.
	Напитан Г. ИВОНИН.
	ПО/СЛЕДАМ ВЫСТУПЛЕНИИ «СТАЛИНСКОГО СОКОЛА»
	«Газета, которая не дорожит мнением читателей»
	ют советами читателей. Газета приходит в
части на одиннадцатый день после ее вы-
хода.

Редактор газеты «На страже Родяны»
тов. Клименко сообщает, что статья обеу-
ждалась на совещании работников редак-
ции, & также на партийном собрании
коллектива редаклии. 06зор признан пра-
вильным. Разработаны мероприятия по
улучшению работы газеты, оживлению ее
связи ¢ читателями. Приняты меры для
своевременной доставки газеты в части,
	ИЗ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
	Под таким заголовком в № 196 газе-
ты «Сталинский сокол» был помещен об-
ор печати, в котором критиковались не-
достатки в работе газеты «Ha страже
Родины».

Как отмечалось в обзоре, газета делает-
ся только руками штатных сотрудников,
которые плохо вникают в жизнь частей,
допускают грубые ошибки и искажают
факты. Публикуемые материалы — `пло-
хого качества. В редакции  бездушно от-
несятся к письмам воснкоров, пренебрега-

РОЛЬ ВЕДОМОГО В
	3. Свободная
«охота»
	ине как-то Покрышкин. — Покажем Фряцу,
кто хитрее.

Трасса вражеского разведчика стала на
следующий день ‘осью нашей «охоты». Не-
меп обычно проходил здесь на, высоте 8 ты-
сяч метров. Мы поднялись ва 7 тысяч. В
такую безоблачную погоду, какая стояла в
тот день, снизу легче было заметить врага.
Олнако, нам пришлось долго ждать. Враже-
ский разведчик все не появлялся, Мы уже
начинали подумывать, .9то немец изменил
маршрут. Но вдруг впереди себя я заметил
знакомый силуэт.

— Идет... По курсу, выше! — почти
прокричал я.

Мы не стали сразу набрасыватьея на
«Юнкерса». Покрышкин решил пойти на
хитрость. Немцы тоже могли нас заметить.
А чтобы у их экипажа создалось впечатле-
ние. что мы не видим разведчика, мой ве-
дущий продолжает полет прежним ваправ-
лением, как будто расходясь с «Юпкерсом»,
с легким набором высоты, Е

Вражоский разведчик попрежнему летит
на восток. Вот-вот он скроется из глаз. По-
крышкин резко разворачивается. Тенерь
немцу. отрезан путь отхода. Мы пошли на
сближение. Оно заняло немало времени.
Противник неожиданно замечает вь своем
хвосте пару советских истребителей, но
ему уж не уйти.

Резким снижением немец пытается ус-
кользнуть от опасности. О высоты более
чем 8.500 метров мы переводим свои ма-
шины в крутое пике. С короткой дистанции
Покрышкин дает очередь по стрелку и сра-
зу же переносит огонь на правый мотор, Не
выходя из пикирования,. «Юнкерс» разва-
ливается. Больше ни один. немецкий раз-
велчик не проходил по этому маршруту.

Нигле так ярко, как на «охоте», в сво-
	й  болном полете, ‘не проявляется закон Ве“
	имолействия межлу ведомым и ведущим,
Это — высшая форма боевой деятельности
летчиков-истребителей. Эту форму как бы
выносил в себе, отработал, усовершевство-
вал Александр Покрышкин. Настойчиво и
ежедневно прививал он своим летчикам кал
чоство зооких. находчивых «охотников». И

лучших из них он посылал в тылы EpO-
тивника, в самые ответственные и труд-
ные полеты.
	оао ОЗУ ТЕ ЗА И

В свободном полете пары Покрышкин   па из двенадцати самолетов по тревоге уше-
пред’являл к ‘ведомому очень большие тре-   ла к линии фронта. Там в этот момент поя-
бования. И это не случаино: Роль ведомого BHIOCh Ww шестидесяти вражеских бомбад-
в таком полете значительно усложняется.  лировтиков под прикрытием восъми «Фок-
	«Охотник»-истребитель не имеет опреде-
ленного маршрута. В поисках возлутиного
противника он вынужден исколесить нема-
лое пространство. И ведомый должен не-
прерывно следить за ориентировкой, знать,
где сейчас действует пара. Это необходимо
потому, что трудная метеодологическая об-
становка, тактические приемы  «охотни-
ков» неизбежно заставляют пару проходить
сквозь облака или продолжительное время
находиться в условиях плохой вихимости,
	ке-Вульфов» и четырех «Мессершмыит-
тов-109».

Покрышкин возглавлял вторую четверку.
По команде ведущего наши истребители. с
хода бросились в бой. Обстановка сложи-
лас так, что нам некотла было запихать
более выголное положение. Важдая секун-
да была, на, счету. Алеквандр Нокрышкин
всей своей четверкой узтремилея в лобо-
вую атаку. Это был один из испытанных
приемов, наводивших 9с0бый страх на
	Ца, «охоте», в момент атаки противника,
y ведомого имеется большой простор
для инициативы. Он может атаковать вра-
га вслед за волушим. или, по его указа-

нию, лаже первым, в зависимости от 0б-,

становки, Лля этого он должен обладать
точностью удара, отличной и всесторон-
ней летной подготовкой.

Для лучшей осмотрительности в свобод-
HOM полете ведомый держится на увеличен-
ной дистанции, не превышающей, однако,
300 метров. Этой листанцией обеспечивает-
ся большой просмотр зоны, создается воз-
можность заранее обнаружить противника,
если он вздумают обрушиться на пару на-
ших «охотников»,

В свободном полете пары имеет огром-
ное значение ралиосвязь. Ею нужно поль-
зоваться © толком. Не допускаются лиш-
ние` слова. Противяик может засечь на-
правление, район полета пары, и тогда
полет на «охоту» не принесет нужного
эффекта. Покрышкин пикогла не терпел
ллинных фраз в эфире. Доклад о замечен-
ном он требовал в двух-трех словах: на-
правление полета противника, количест-
во самолетов. Дальнейшее он выяснят
вам. Й это было правильно.

В сложной воздушной обстановке, в
бою. возрастает роль ведомого.

Пол Бродами, в перяод самых ожесточен-

Hewes.

Лобовая атака, как и таран, требует от
тетчика-истребителя исключительных  MO-
ральных качеств, огромного нервного на-
пряжения, полной уверенности в своих СИ
лах. Сближение па лобовых занимает бук-
валыно считанные секунды, Почти миновен-
но образуется листания действительного
огня, Олно нервное движение —и ты мо-
жешь врезаться своим самолетом во враже-
скую машину. Опоздаешь мгновение ва-
жаль мшетку — и тебя сразит трасса Bpa-
ra. В лобовой атаке побеждает тот, кто 06-
лалает холодной, расчетливой смелостью,
основанной Ha уверенности в успехе и
правоте своего дела, победит тот, у кото
рого крепче нервы.

Нередко Покрышкину приходилось при-
бегать к такому методу атаки, продикто-
ванному исключительной обстановкой. И
он всегда побеждал своей расчетливостью,
хлалнокровием, смелым и настойчивым
нажимом на противника.

Так было и на этот раз. Покрышкин
сбил первый пемецкий бомбардировщик и
сразу же набросился па ’«Фокке-Вульф»,
впутавиийся в строй «Юнкерсов». 7

Отромная масса самолетов на малом уча-
стке золы значительно усложнила действия
наших ‘истребителей. Особенные трудно-
сти выпали на долю ведомых. Только безу-
	Лохиатые тучи назиели нах морем. Ме-
стами они сливаются с набежавшей волной,
образуют сплошную тумалнулю стену. Меж-
Ду тучами и темной морской водой —— щель
кетров в 25 — 30.

Здесь, между морем и облаками, пролег
путь немецких транспортных самолетов,
направляющихся из Крыма в Одессу. Эту
maccy обнаружил Покрышкин в одном из
	своих разведывательных полетов. В тот HO)
	день мы отправились на «охоту®,

Наши истребители идут в пяти метрах
и волн, Впереди — Александр Покрышкин.
За ним в правом пеленте —  я. Иногде мне
кажется, что водущий вот-вот ‘зароется но-
м в волну. Но. самолет чутв взмывает,
только соленые брызги обдают фюзеляж.

Мы летим несколько в стороне от трас-
вы, Я непрерывно осматриваю пространство
— по сторонам, сзади. И вот, немного сбо-
Ку от моей машины, впереди из-3% облака,
показывается тяжело груженный «Юнкерс-
52», Он держится метрах в тридцати нал
водой. По своему обычаю, коротко сообщаю
Покрышкину курс и поправление полета
зражеского транспортника. Покрышкия уже
заметил его.

— Амакуй, Голубев! Только навернява,
— передает он ‘по радио,

Я быстро долаю небольшой поворот. Кры-
20 машины чуть ли не чертит волны. Все
ближе и ближе к противнику... Бью по
номцу оной очередью снизу в хвост. Чер-
вая струйка дыма узкой дорожкой стелется
за обреченным врагом. «Ю-52» неуклюже
наклоняется нобом вниз и ма всей своей
скорости уходит в воду.

Й над морем, и-над сушей мы ежедневно
выискиваем врага. Несколько дней голряд
пед расположением наших войск, ва боль-
ших высотах появлялея вражеский раз-
ведчик «Юнкерс-88».

— Пало перехватить помпа, — говорит