/ 1 ИЮНЯ 3930 Be OM Ne м

т НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
  parata ` СЛУПТАТЕЛЕЙ АКАДЕМИИ

СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

Одним из важнейитих средетв повытие-
	‘вия уровня Теоретической подготоввй ©71у-

Е С а
	иалелей являетея’ их самостоятельная
научно-иселедовалельская ‹ работа. . 6 этой
целью у нае, в Денинградекой военно-воз-
ушной инженерной  анадемии, работает
ряд научно-технических кружков. РУко-
водят ими опытные педатоги и методисты
кандидат технических наую доцент Ky-
Jame, ‹довлор технических наук профес-
cop Рословцев, доктор технических наук
профессор Данилов, кандидат технических
наук доцент Семов и другие. .

Руководители кружков проводят совеща-
ния, на которых ‘обсуждают соо влушате-
лями задачи их научно-исследовательской
работы и темы предстоящих исследований.
Членам кружков оказывается помощь» в с0-
составлении плана,‘ для них проводятся
конеультащии. ее

Основная форма фаботы в кружках ——
доклады. Планом работы кружка преду-
смалриваются проектирование оригиналь-
ных конструкций, изготовление чертежей
и моделей, экскурсии на ближайшие пред-
приятия и в научно-исследовательские ин-
ституты, небольшие экспериментальные и
иеслеловательские работы. Тематика ио-
следований  побтроена с Учетом уровня
подготовки слушателей и каличия лабора-
торной базы для экспериментов. Нри’ этом
подбираю? возможно более конкретные те-
мы, связанные с решением отдельных тех-
вических вопросов. Разработка такого за-
дания посильна слушателю и может быть
произведена им без ущерба для его основ-
ных занятий. _

Как правило, члены кружков глубоко
изучают не только вею рекомендуемую им
литературу, но и найденные ими самими
дополнительные пособия; все они часто
бывают на консультациях преподавателей.

Работа кружков в нашей академий от-
мечена рядом серьезных лостижений. Од-
зако ееть У нае и недостатки, которые
необхолимо в ближайшее время изжить. №
чиелу ведостатков относится, например, TOT
факт, что ° технические кружки созданы
только при специальных кафедрах. Ез-
федры же теоротической механики, химии,
физики, математики и другие не привле-
вают етушателей в научной работе, тотда
как именно здесь имеются для этого боль-
шие возможности. В кружках при этих
кафедрах можно было бы с успехом зани-
малься освещением трудов и биографий
творцов математики, механики, физики,
химии, углубленно изучать темы, связан-
ные с читаемыми курсами, на ярких и
убедительных примерах показывать  при-
оритет нашей науки`перез иностранной и
роль наших ученых в развитии науки и
техники, ]

Другой очень Важный недостаток — 9710
10; что в коужках, Кав правило, доклады
делают только слушатели, тогда как было
бы весьма полезным AIA дела время от
времени слушать грамотные с технической
стороны и методически правильно побтроен-
ные доклады руководителей кружков или
привлеченных к этому делу професооров,
доцентов. Метод тёкого рода «показа» раз-
були в слушателе еще более сильную лю-
бовь к творческому исследованию. О`этой
же пелью необходимо на конкретных при-
мерах доказывать Участникам научно-тех-
нических кружков, что порученное им ле-
ло веть не простая тренировка ума, а pe-
шение жизненно важных праклических 3а-
дач науки и техники.

Практика показала, что для пользы
дела к каждому слушателю, из’явившему
желание  оаниматеся  Ннаучно-иселелева-
	Поезд несся на юг. Младший лейтенант
Волченков ехал в часть, в которую был
назначен после окончания авиаликолы,

В штабе есединения он ветретиля @
лейтенантом Осиповым, который служит в
той же части. Осипов стал рассказывать
молодому летчику о славных традициях
части, о полковой жизни, крепкой друж0е
офицеров. И все же какая-то робость вла-
зела сейчас Волченковым: каж его ветре-
тят, как.ему держать себя?

Вепоминалиеь слова начальника колы:

«Вы теперь — офицер советской авиа-
‘tin. Это высокая честь. Надо дорожить
честью своего мундира, гордиться им, но-
‘сить ео сб. бвойственным советекому вой-
ЧУ достоинством».

`За окном показались заводские трубы,
потянулись дачные домики.

— Вот мы и приехали, — оказал лей-
тенант Осипов. — Через двадцать минут
будем в гарнизоне.

Лень клонился в вечеру. Осищов пред-
ожил млалшему лейтенанту переночевать
т вого, а утром явиться ® начальству.

— Сейчас в штабе никого нет. Отдох-
нашь в лороти, приведешь себя в порядок,
а завтра предетавииться командиру, —
посоветовал лейтенант.

Вечер летчики провели за тазговорами.
ЗВолченков говорил о том, как учился ле-
таль. Осипов также рассказывал 0 6666.
Ox —- старший летчик. На фронте ему
побывать не пришлось. Теперь он Много
работает над собой, воема внимательно
прислушивается к словам ветеранов, пе-

_..Вомандир чаоти, высокий, стройный
полполковник, тепло встретил летчика.
Мното лет назал кончал он ту же школу,
ottyvia приехал Волченков.

После часовой беседы поднолковние с0-
ставил себе первое впечалление 0 MOI0-
том офицере, его кругозоре и уровне тео-
ретических внаний. я

— Устроитевь, — оказал командир, —
я я представлю взо офицерокому составу
users, У нас такой порядок: на офицер-
ском собрании вновь’ прибывиий расска-
зывает о себе товарищам.

Через несколько дней еостоялось это
знаменательное событие в жизни молодого
офицера. В полковом клубе собрались офи-
перы. Волнуясь, говорил младший лейте-
нант о своей жизни и учебе в школе, ©
том, что будет честно служить Родине.

Офицеры хотели знать все 0 молодом
летчике, которого принимали в ©вою 60е-
вую семью. Й когда кончил он говорить,
со всех сторон посыпались вопросы о том,
кадов ето налет и © какими типами ма-
шин он знаком, не было ли у него слу-
чаев нарушения дисциплины, читает ли
он художественную литературу.

Затем ветераны чаюти рассказывали ©
тероическом пути полка, о воздушных б0-
ях в годы Отечественной войны, о 10бе-
пах нал врагом.

— Мы побеждали, — говорил один из
старейших летчиков части капитан Гла-
308; — He только потому, что горячо лю-
бим Родину и полны ненависти в фашист-
секим захватчикам. Мы непрерывно дви-
тались вперед; оттачивали свое боевое ма-
стерстве и потому успешно били немцев.
Й сейчас мы сильны тем, что упорно
учимся, шатаем в ногу © развитием
и внедрением новой  техниви. ;

Быстро пролетали дни. Волченкову бу-
хвально нохватало времени. Он го-
товилея к полетам. Много часов подряд
проводил офицер на аэродроме, в кабине
тренировочного самолета. или возле трена-
‘mepa. С летчиком занималея его ведущий
— лейтенант Осипов. Важ-то  еразу при-
	Наглядные пособия в
	тлянулиеь они друг другу, и (еипов. по-
просил, чтобы Волчёнкова дали ему в ве-
домые. Теперь он стремился как можно
быстрее Подготовить ел к тренировкам B
воздухе,

Однажды к млалшему лейтенанту подо-
шёл командир звена.

— Как дела? — спросил он. = Може-
те ли сдавать зачеты?

— Готов ‘по воем дисциплинам,  т08з-
риш старший лейтенант, — ответил Вол-
ченков.

Зачеты младший лейтенант сдал отлич-
но, Только ‘по радионавитации получил. он
четверку.

Начались лни учебы в воздухе. Первый
полет в зону на двухместном истребителе
с Волченковым совершил командир эскад-
рильи. Он и определил конкретно, с чего
начать летную подготовку.

Волченков все уверенней ‘управлял са-
молотом. Полеты по кругу он созершал 110
всем правилам, не ошибалея при расчете
на посадку и мягко, с полуопущеняым
хвостом, приземлял машину. Но от внима-
ния командира звена не ускользнул один.
промах млалиего лейтенанта...

Собираясь совершить заход на посадку
и переходя. от второго. разворот» к третъ-
ему, Волченков близко подошел в а9родоо-
му. Отаритий лейтенант Зыков mo радио
приказал ему отвернуть вправо. Летчик
на команду ‘не реагировал. Тогда старший
лейтенант запросил, как летчик слышит
его. Ответа не последовало. Оказалось,
Ролченков не заметил, что в воздухе or-
бовдинилея шнур шлемофона.

«Надо дать пополнительную тренлровку
в радиосвязи» —= залисал У себя в блок-
ноте командир звена.

— Учтите это в полете строем, —ока-
зал он ведущему Волченкова.

Летчик Упорно преодолевал трудности.
На равборах полетов он подробно анали-
зировал свои ошибки. На замечания
командиров реагировал правильно и быст-
po ‘устраняя ‘недостатки,

Успепено действовал  Волченков и при
стрельбе по щитам и конуеу. В его полет-
ном листе редко появлялась оденка «хоро-
пю», чаше веего — «отлично».

Прошло. полгода. В один из  нелетных,
пасмурных дней в. общежитие прибежал
посыльный из штаба: младшего. лейтенаи-
та Волченкова вызывал в себе командир
полка.

— Вот, читайте, оварит Волчениов,—
сказал командир, протягивая ему лиет бу-
	маги, исписанный мелким, красивым п®о-
черком. —

Письмо было из ШКОЛЫ, от командира
эекалрильи, в Которой учился летчик.
	Команлир запрашивал 0 том, как летает
	ето питомец младший лейтенант  Волчен-
ков, какие недоработки были обнаружены
при вводе его B строй. «Это нам нужно
знать лля того, чтобы @ще лучше  гото-
вить кадры», — говорилось в нисыме.

Младший лейтенант стоял смущенный И
эзволнованный:

— Ваше слово НС самым верным,
товари подполковник, — сказал летчик.

— Ну, что ж. Напишу, что кадры го-
товят они неплохо. Правда, мне говорили,
Что в полете вы не замечаете, есть ли ра-
диосвязь или нет. Дело это прошлое, Ho
оказать 06 этом стоит. Вашей же службой
я ловолен. Успехи в летной и наземной
подготовке показывают, что слово офице-
ра вы держаль умеете, Благодарю 2a
службу.

Й командир полка кренко пожал руку
молодому истребителю.

Старший лейтенант А. МАЛЬКОВ.
Н-ский аэродром,
	помощь боевой учебе
	тельским \Фрудом, следует прикреплять Waa
учного работника, прелодавателя, Ha gate.
дании кафедр’необходимо обсуждать каждую
тему и утверждать омиски литературы, do
вкладчик, прежде чем выступить на засвдая
нии кружка, обязан представить свой yo
клад для обсуждения на кафедре.

’ Как’ показала практика, для ослуталелей
весьма полезно уже в первого куроа при“
нимать ‘учаютие ‚в. научно. исследователь“
ской работе, Естественно, что при этом
руководителям следует учитывать разницу
	Тв подготовке участников крулука и В соот.
	Oe

вететвии с уровнем их эманий выбирать
формы участия‘ каждого из них в иссле
дованиях.

Деятельность слушателей не должна 84+
мыкаться в. Рамки кружка. Плоды их
труда следует делать предметом обсужде-
ния на научно-технических конференциях
слушателей, Во вашей академии Taxus
конференции проводятся систематически,
заждый год.

Всего На таких конференциях в академ
мии было заслушано и обоуждено 70 x0
влалов, авторами которых были слушая
тели не только старших, но и 2-10 и 3-0
rypeos, B обсуждении привяло участие
более 100’человек. 20 авторов были пре
мированы начальником академии.

На конференциях демонотрируютея тавя
же экопериментальные работы, выполнен“
#ые в лаборалориях факультетов. Органиа
зуюлся специальные  выютавки учебно
наглядных пособий, созданных ° слушате-
тями — изобретателями и рапионализам+

МИ.

` Проведение научно-технических конфе
ренций способствует оживлению научно“
последовательской деятельности слушатеч
лей и развитию у них интереса в 60
стоятельной работе в различных облаютях
авиационной науки И техники,

Польза налучно-технических крузжжов й
конференций очень велика, Болышинетво
участников научно-исследовательской ра“
боты —— отличники учебы. Приобретенный
в кружках опыт ощи используют в своей
учебной практике. Работая в RDYARAY,
слушатели расширяют свой кругозор, у“
лубляю  познания в области своей буду
щей’ ‹пециальности,  приобреталт опыт
самостоятельной творческой работы, Aime.
нерные навыки.

Дентельность научно-технических кружз
ков и проведение научно-технических кон*
ференций полезны и для самих кафедр,
так как позволяют им улучшить ©вязь со
слушателями, создать вокруг себя значи“
тельный актив. А 910 ведет к повышению
успеваемости н& курсе, факультете, в
a :
Заслуживает большого внимания организ
зация  окепериментальных исследований.
Постановка экопериментов, позволяющих в
лабораторных условиях добиться праклти“
ческих результатов, тюдтверждающих Или
развивающих теоретические положения,
заинтересбвывает слушателей, прививает
им самостоятельность в работе, стремление
& глубокому изучению теоретических вот“
		 Науано-исследовалельскую работу слута-
телей следует строить таким образом, чтобы
ее результаты могли быть использовалы
при курсовом и дипломном проектирований.

Проведение ежегодных  научню-техни“
ческих конференций должно стать  тфади-
	цией факультетов всех академий RAB
важное средетво — идейно-политическом
воспитания и ‘теоретической подготовки
слушателей,
	Инженев-подполковник М. ЮРКЕВИЧ.
	ТАРШИЙ авизмеханик Н-ской двиачаёфи старшина А. Кашковский —‘ отлич-
		ник боевой и политической
	Тов. Кашковский . систематически
	вместе со своими подчиненными младшими авиаспециалистами. всегда своевременно
обеспечивает готовность материальной части К полетам; На снимке: стар
	Фото майора М, Рунова,.
	шина А, Кашковский за работой.
	ХОРОШО ПОЛГОТОВИЛИСЬ К ЛЕТУ
	Связисты полразхеления офицера Кули»
	кин. Они тшательно готовятся Е KAaRLOMY
	ша систематически работают нал повыше-, уроку. Составляемые ими конспекты утвер-
нием своих военных и политических 3Ha-   ждаются офицерами, которые контролируют
	ний, настойчиво овлалевают технивой,
	Вю время очерелных полетов ралиет сер-
жант Шорников обеспечил надежную радио-
связь. В виле поошрения ему был предо-
ставлен краткосрочный. отшуек. Под’ руке-
ROACTBOM сверхерочника старшины Семено-
ва он успешно закончил ремонт радиостан-
ции, которая будет использована во время
полетов. Многие отличники учебы, в том
числе и старшина Семенов, заслужили бла.
тодарность командира части 38 отличные
успехи в учебе,
	Недавно в подразделении закончено 000-
рудование учебных классов, пополненных
макетами отдельных узлов и arperaros,
монтажными схемами и другими наглядны-
ми пособиями. Все было изготовлено сами-
ми связиетами. В классах наряду © дру-
тими лисцинлинами изучается. материалье
ная часть новой аппаратуры. Занятиями
туководят связисты 1-го власеа сверхерот-
ник старшина Вулюкин и сержант lem
	На инженерном факультете  Военно-
воздушной инженерной зкадемии им. проф.
Жуковского началась весенняя  экзамена-
циониая сессия.

Лабораторные работы, О задания,
контрольные работы и зачеты остались по-
зади. Пришло время подведения итогов
больпюго труда, затраченного. стушалелями
и педагогами академии.

Открыли экзамены слушатели 4. -го курса.
В эту сбссию им предстоит едать экзамены
по иностранным языкам, политэкономии и
специальным дисциилинам, }

. Первый экзамен по иностранным язы-
кам: письменный перевод co словарем, чте-
ние и перевод неизвестного технического
текета без. словаря, беседа в экзамиватором
На технические темы-——тпожазал. что болБ-
	Политотдел Н-ското авиационного соеди-
нения шрувел однодневный семинар атита-
торов подразделений. .

На семинаре были прочитаны  левдий:
«Воспитание воинов в духе coporckorm
	патриотизма». «Борьба советокото нарола 33

выполнение нлан» новой сталинекой пя-
тилётки в четыре года». «Фезральскай

ПОЛЕТЕ
	инструкторы правильно сочетают необходи-
мость в допуске отклонений со своевремен-
ным исправлением ‘допущенных ученивом
ошибок. А «золотая середина» здесь 066-
бенно полезна.

Эффективно сократить лизпазон отклонен
ний каждом детчика помотает вигнально-
переговорное ‘устройство, по которому
	командир передает необходимые указания.
	обучаюмому.
	хол учебы.

Записи в журнале занятий свилетельст-
вуют © хорошей успеваемости воинов. Вак
правило, отличные опенки получает ком
сомолет ефрейтор Тимофеев. Бывший теле-
фонист, он сейчас овладевает новой для
него зпециальностью; ему недавно присвое-
	‘на квалификация оадибта 3-го класса.
	отделении проводной связи особенно отли-
чаетея солдат Смирнов, работающий быст»
ро и четко.
	Нолкотовка к лету была своевременно и
полностью” завершена” устроены новые
вводы, перетянуты линии, заменены стол-
бы, аввумулаторы nepenceunt 1 На летнюю
зарялву.

‚ Воины-евязисты прилагают всв вилы в
TOMY, чтобы отлично обслуживать летнюю
учебу авиаторов, -

Старший лейтенант Я. ШВАРЦМАН.
	шинетво слушалелей хорошо овладели тех-
никой перевода и могут свободно излатать
свои мыели о современной авиационной
технике на английском, французском или
немецком ‘языках. 78
` Превосхолные анания английского языка
		Курса отличник учебы капитан авизцион-
но-технической службы Иванов, техник-
цейтенант Задорожный, техник-лейтенант
Нусберг.

Общий итог первого экзамена показал,
что четырехгодичный труд слушателей и
педагогов не пропал даром. Результат
его = высокие знания слуттателей, необ-
ходимые им для того, чтобы стать ввали-
фицированными спепиалистами своего дела,

Капитан авиационно-техничесной
службы К. ПАВЛОВСКИЙ. -
	приказ и ловлал Министра Вооруженных
Сил и задачи агиталоров», «0 междуна
родном положении». -

олитработник офицер Молодцов расека-
зал ©, задачах атиталоров в борьбе за по-
выптение качества боевой и политической
Подготовки личного состава.

Капитан П. ТЫЧКИН.

В академии пачались экзамены
	Учеба агитаторов
	Проверка знаний по. специальной подготовке и уставам
	В Н-ском подразделении связи недавно
проводилась проверка знаний рядовых и
сержантов по специальной подготовке,
уставам Вооруженных Сил СССР.

В числе. успешно выдержавших эту
проверку много членов и Кандидатов
ВКП(б). Отличные и хорошие оценки по-
лучили коммунисты сержанты Ёраенухин,
Ермолаев, ефрейтор Ерастов и другие.

fT a А TR Pe орда ge ee ivan

ки пилотирования. В этот период активное
вмешательство в управаение самолетом со
стороны инструктора не требуется. Это
лишь будет создавать у летчика сомнения
В том, правильно ли он выполняет данный
элемент полета. Разумеется. однако, что
инструктору в воздухе следует все время
быть «на-чеку», т. е. слегка держаться за
управление и в любое время быть готовым
исправить оттибки, которые в этот период
тоже возможны,

` Указания по ОПУ в это время сводатея
Jo минимума и Носят;, ‘главным ‘образом,
характер. предупреждений или замечаний с
тем, Чт0бы летчик с каждым полетом
улучшал качество техники пилотирования.
Например, перед четвертым разворотом еле-
дует предупредить летчика: «Не пройдите
«Т» (если он подобную ошибку допустил
в предыдущем полете), или обратить внима-
вие на планирование: «Опять большая
скорость планирования» ит. л. Ценность
этих указаний будет состоять в том, что
летчик. исправит ошибки немелленно.
	Ha этом этапе обучения  инотрукторами
допускаются наибольшие погрешноети в
методике. У отдельных инструкторов проч-
но укоренилась привычка: до последних
полетов перед самостоятельным вылетом
подсказывать обучаемым по СПУ: «подтя-
ни», «сбавь Газ», «выравнивай» и т. д.
Бывает и так, что, не утруждая себя paa-
ворами, обучающий командир сам произ-
водит эти действия. Будет ли у летчика
полная уверенность в TOM, TM после ТАКИХ
постоянных исправлений он, выполнит все
элементы в самостоятельных  польлах?
Вполне очевидно, что такой уверенности. не
будет. Это обстоятельство об’ясняет нам,
почему иногда летчив при самостоятельных
полетах допускает больптие отклонения п
невоевремение их исправляет.
	Характерно, что недостаточно увёренные
в своих силах летчики при первых  cayo-
отоятельных полетах показывают нееколь-
во худшие результаты. зем во полетах €
инструктором. Следовательно, менее уве.
ренным летчикам вадо дать больше полез
тов,

Показателем того, что летчик приобрел
прочные навыки, будет являтьсв самостоя-
	Вюммунисты не только сами успешно
овладевают знаниями, но и добиваются
высокого качества учебы всех войнов под
разделения,

По инициативе ‘партийной оргамизации
здесь недавно была проведена техническая
конференция, Широко  пропаланлируетея
опыт отличников учебы.

Старший лейтенант Д. БЕЛОВ,

ланы схемы и надписи. которые об’ясняют,
как нужно правильно выполнять регла-
ментные работы, предпюлетный и послепо-
летный осмотр самодета, В изготовление
этих монтажей много творческой  мыели
вложили офицеры Дуплякин, Папышев и
Тейченко.
	КИЕВСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. (От наш.
корр.). В подразделении майора Поборчего
большое внимание уделяется созданию н0-
вых нашлялных пособий. Здесь имеется,
например, радиостэнд, пользуяеь которым,
молодые специалисты изучают радиоаииа-
рат, осваивают его настройку, ведение ра-
диоперелач.

На шитах, выставляемых на Зэродроме
B tim работы на материальной части, сде-

В ПОМОШЬ
ЛЕТЧИКУ

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ
	‚ телыное исправление ИХ летчиком  свиде-
	тельствует о нормальном ходе обучения.
Наюборот, всякое испозвление ‘отклонений
самолета инструктором В тот момент, ког
Да он сам их только что заметил, сковы-
вает активность обучаемого и снижает ва-
чество усвоения.
	Однако отклонения самолета, допускае-
мые летчиком до того момента, когда он
сам заметит я исправит ошибку, могут
бытв различны по евоей величине и колеб-
люЮтбя от крайне незначительных лю очень
больших. Предельные ‘отклонения от
нормального профиля  кавого-либо эле-
мента полета, которые донуекает летчик до
момента самостоятельного исправления
ошибки, можно назвать дизмазоном откло-
нений.

Разумеелея. при обучении в полете
	нельзя позволять летчивл AJONVCKATh Tak
	отклонения, которые не гарантировали бы
безопасность полета. Чем же в Таком слу-
чае определяется предельное отклонение,
то-есть Момент, когда инотруктор вмешти-
вается в управление раныше, нежеля
ошибку исправит летчик?

Прежде всего — конструктивными 060-
бенностями данном тина самолета. Важдый
инструкюр обязан хоропо знать, какие
возможны величины отклонений для дан-
	ного типа самолета, твердо помнить мини-
	мально и максимально допустимые скоро-
ти ит. д
	Во-вторых, предел допуска ‘отклонений
зависит от уровня летной подготовка само
го’ инетруктора. Каждый инетрукор  пол-
жен отчетливо Знать, ло Каких пре-
делов допустимо отклонение ‘самолета
or безопасного положения. Наконец,
вполне очевидно, чо при  Ууслюжненных
метеоусловиях, полетах ночью, при выпол:
нений взлеть и посадки на полосу ограни-
ченных размеров допустимый предел  or-
влонений значительно сокращается. Прак-
тика обучения показывает, что при вопро
азвеления Lemke повазаннюго He 856
	навыки в обмотрительности достигли более
высокого уровня.

Теперь нам следует научить летчика 0п-
ределять дистанцию до другого” самолета,
своевременно выходить из атаки, постоянно
видеть все. самолеты, участвующие. в. Учеб-
HOM воздушном бою. примедясь правильное
	маневрирование. ели летчик  обучалея
	строго последовательно, то все элементы,
связанные с воздушным боем. не являются
длн него абсолютно новыми. Обычно до-
сталочно одного-двух провозных полетов,
чтобы у аетчика появилоеь умение само-
стоятельно вести учебный воздушный 60й,
опустим, мы поставили перед собой зада-
зу: на учебно-боевом самолете  подгото-
ВИТЬ Из молодо  легчика воздушного
«аса»; нам пришлось бы для этого сделать
десятки полетов и тем не менее цели мы
не достигли бы, так как дальнейшее
совершенствование летчика должно итти
путем самостоятельной тренировкй.
Несколько иначе обстоит лело е обуче-
НИМ Такому элементу полета, как посадка.
Может ли инетрумор успокаиваться На
том, чо летчик, хотя и допускает откло-
нения (высоко выравнивает, ° допускает
взмывание, делает «козлы» и т. {.). она-
в. исправляет эти ошибки 068 помощи
обучающего в управлении и без подсказы
ваний по СПУ? Нет, выпускать летчика
при такой подготовке на самостоятельное
выполнение полета будет преждевремен-
ным: Надо добитьея, ятобы диапазон этих
отклонений сократилея до минимума. На-
выки для выполнения посалки у летчика
должны развиваться в такой степени, что-
бы он мот вамечать отклонения и исправ-
ЛЯТЬ ИХ в самом начале,
зьмем, к примеру, опытных летчиков,
Ведь у них самолет н8 поездке тоже иног-
да взмывает. Но эти взмытвания так быстро
и умело прекращаются, Что порой со стар-
та трудно определить, было взмывание или
нет. Отсюда следует сделать вывод, что та-
RAM элементам полета, как взлет, раечет й
посадка, летчика следует обучать на 106-
	BHDOROU ROH Manithe fo приобретения ay
прочных навыков.
Третий этап обучения характерен тем.
	зто В это время инетруктор обязан 060-
бенно строю относиться в ВАЧеству техни-
		отклюнения или исправлению их в сам
«зародыше», когда помощь инструктора в
управлении и подоказывания по СПУ о
сутетвуют.

Каждый конерольно- проверочный поле
при самостоятельной тренировке име? пез
лью’ установить, какие элементы летчик
отработал и в чем требуется дополнитель»
ная тренировка. Поэтому проверочный по“
лет должен производиться се фижеанией
всех отклонений, допускаемых летчиком. В
некоторых случаях такой полет следу
использовать для показа и последующем
повторения тех элементов полета. пря вы»
	полнении которых летчиком допущены
ыиибки.
	Вследствие перерыва в полетах навыю,
приобретенные в технике пилотирования и
боевом применении, могут быть до некото“
рой степени утрачены, Перерыв особенно
сказываются на летчиках. имеющих не
большую тренировку в каком-либо виде
легной подготовки. Например, летчик, толь
ко что научившийся летать по приборам;
имел продолжительный перерыв в полетах
в облаках. Вполне естественно, ему eof
ходимо дать показательные полеты, BO BPO
MA которых оп восстановит утраченное уме-
ime. Аналогичная вартийз может быть 6
выполнением элементов полета по кр
и в зону. При этом молодым летчикам ино-
48 приходится давать большое количество
вывозных полетов, добиваясь полного вос-
становления утрачённых навыков. ^ т

Совершенствуется в лотном  мастеротве
только тот летчик, к которому пред’яваяе
ются все более й бол% повышенные  трё»
	эования, который сам никогда не успокаие
вается ‘на достигнутых успехах.
	Бот почему высокая требовательность в
технике пилотироватия является гаране
тией от всякого рода неприятностей и ‘09ез
спочиваюг неуклонное движение летчиков
5 вершинам летного мастеретва_ .
	Подполковник В, KOYHER.
	Обучение летчика любым новым элемен-_
_ там полета обязательно начинается с 1п0-
каза. Это первый этап обучения,

Показ инструктора должен быть безуп-
речным по чистоте исполнения, Если 0бу-
чающий неправильно выполнит показывае-
MEI Элемент полета. то и летчик будет
выполнять его неверно. Второе требованиз,
вред’являемое к показу, собтоит в том,
ато летчик обязан твердо знать, как ‘ рас-
пределять внимание в полете. Это дости-
тается прежде всего тщательной подготов-
кой к полету на земле, когла летчик не
только ИзуУЧает движение самолета в  в03-
духе при выполнении какой-то эволюции и
соответствующие действия рулями  управ-
ления, но и отрабатывает при этом  поря-
дов распределения и переключения внима-
ния.

Желательно, чтобы обучающий командир
Фороткими пояснениями по СПУ в в03-
пухе направлял внимание летчика на 06-
новное в показываемом элементе каж перед
началом, так и в процессе ео выполнения.
Например, перед показом ранверемань ин-
структор говорит: «Выпелню  ранверсман,
запомните, как будет прозклироваться го-
ризонт». Во время выполнения фигуры он
дает пояснения: «Смотрите, пе горизонт»,
«екорость 250», «сваливаю самолет»,
‘«убираю газ» ит, д, Если летчик не уб-
вопил технику выполнения данного элемен-
та полета и не в состоянии точно Выпол-
Hat, 6го самостоятельно. показ повторяет
ея.

Второй этал ==. воспроизведение о покз-
занного, котда летчик выполняет  отраба-
тываемый элемент полета самостоятельно.
(бычно при этом обучаемый допускает
‘некоторые отклонения от установленных
нормаливов. Надо ли в таких случаях ин-
структору постоянно вмешиваться в унрав-
ление самолетом, пресекая тем самым ма-
aetioryi omminy?
	_ этого, на наш взгляд, делать не следует.
Оттибки при повторении нового элемента
полета вполне естественны, & самостоя-
	Когда обучение находится на этане вос-  1
	произведения показанного. указания [16
СПУ должны носить характер коротких
напоминаний of отхлонениях. Главная
цель, преследуемая при этом, cecronr 86
том, чтобы летчик самостоятельно испра-
вил ошибку раньше, чем инструклор вы-
нужден будет вмешаться в управление.
Формы этих напоминаний в пропвесе обу-
чения следует несколько изменять. Напри-
мер, в начале повторения показанного в
таком элбменте полета, как  побадка, 05
ошибках надо говорить более подробно:
«правый врен>», «енос вВлевох, . «высоко»,
«упускаетге вправо», В последующих ноле-
тах педесообразно предоставить обучаемону
самому определять отклонения, лить ` наз
поминая при Этом: «крен», «снов», «высо-
та», «направление», Постепенно указания
пе СПУ следует сокращать и в конце в10-
рого этана упражнения обходиться 068 вих.
Показателем усвоения данного элемента
полета будет являться самостоятельное ис-
правление отклонений самолета летчиком
без напоминаний по СПУ и без помощи
инструктора в управлении,
Приведем несколько примеров. Мы 06у-
Чаем летчика выполнению маневров при
ведении воздушного боя. До этого при от»
работке предшествующих элементов полета
летчик должен был приобретя навыки в
свободном пилотировавий самолета бед при-
боров. научиться определять запасе chop
CTH, пространственное положение машины,
поведение ее при различных  Эволюциях
ит. д. Естественно при этом, Что у лет
Чика постепенно освобождалось внимание
©? вонтоола зз приборами и, следовательно,