1947 г.. № 521 (653).
	9 марта 1947 Coy
		Сборы мастеров
	самолетовождения
	ОДЕССВИЙ ВОЕННЫЙ ОБРУГ. (По те
пеграфу). Закончились семихневные
инетруктивно-методические сборы  штур-
манов авиачастей. На сборах были. подве-
дены итоги боевой учебы за прошедший
год и даны методические указания по
эронавигационной и  бомбардировочной
подготовке. Гвардии подполковник Bopo-
Hen ‘подробно осветил перед собравшимися

А Па бебная ых
	ВДОХА MV AR

pepcvekTHBbI развития штурманской елуж-

OP ATITIIATITING mT.
	Be A OO НИ

‘ы в связи © развитием авиационной тех-
	ники.
Участники сборов с ‘интересом прослу-
	$ м ЕЛЕ ЗЕ

пали доклалы  инженер-капитана Тимо-
феева -—— «Теопия радиолокации» H rsap-
lua майора Драбука — «Устройство и
лействие радиолокационных бомбардиро-

рочных прицелов».
	Нрактические занятия по использовению
радиолокации Для целеобнаружения и
самолетовождения провел майор Светозо-
ров.. В заключение состоялись инструк“
тивно-метохические полеты штурманов в
закрытой кабине на восстановление ориен-
тировки. Полетами руководил гвардии пода
полковник Воронец.° Несмотря на сложные
метеорологические условия, полеты были
выполнены на «отлично» и «хорошо».

На практических ‘занятиях по бомбоме-
танию участники сборов получили ценны
методические указания.

„На сборах выступили Герой Советского
Союза майор Мартынов, майоры Викторов,
Григоренко, Лобов, Нигматуллин. Они ob-
менялись опытом ‘учебно-боевой работы,
накопленным. за истекший год. Boxsmof
пнтерес вызвали выступления майора Ру:
пометова, посвященное полетам на боль-
шие расстояния, и капитана Пахомова 0
самолетовожлении на предельные радиусы:
	Кроме того был просмотрен и обсужлен
PAN специальных учебных фильмов, до-
монстрирующих наиболее харахтерные
моменты из.деятельности авиации в годы
Великой Отечественной войны. Особенное
внимание привлекли фильмы  «Бомбоме-
тание ¢ пикирования © самолета «ПЕ-2»
ий «Мействия истребительной авиации».
	Старший технин-леитенант
М СЕРГЕЕВ.
	Успехи молодых
рационализаторов
	Известно, что после определенного колиз
чества часов полета необходимо произвести
на моторе подтяжку гайки упорного под-
шинника. Для этой трудоемкой работы тре
бовалось не’ менее половинти рабочего хня:
	Как сократить время для подтяжки гай-
ки упорного подшипника?
	Авиапионный механик  старигий сер
жант Клюев предложил сделать для под
тяжки гайки открытый шарнирный ключ;
Сейчас «ключ Клюева» широко  приме-
няется во многих авиачастях. Подтяжка
гайки отнимает теперь всего 3-—4 ‘мину
ТЫ.

При зарядке бортовой системы самолета
сжатым воздухом латунная трубка, призо-
едмняемая к зарядному штуцеру, часто л0-
малась. Мехамик самолета старший cep-
жант Боровик внес предложение: заменить
латунную трубку гибким бронированных
шлангом ий переделать соединительные
штуцера так, чтобы гри их раз’единении,
не могло произойти никакой  залержки;
	Это предложение также было принято и
реалазовано.

Рационализаторской  работо в нашем
	полку придается большое значение, Здесь
ведется тщателвный учет предложений,
лучшие оационализаторы  поотпряются, 38
истекший год личный состав внес более
110 рационализаторских предложений,
большинство которых уже реализовано,
	Большую помощь молодым рационализа
горам оказывают  спепиальные  техииче-
ские бюллетени, пропагандирующие от-
дельные пролложения.
	Старший лейтенант Н. АРПАЗОВ.
	новном/проходило в общем потоке наземных
pollen... 4 }

На случай встречи’ с разрозненными
групиами немцев на марше и в местах но-
вой дислокации каждому подразделению
придавалось несколько счетверенных зенит“
нЮ-пулеметных установок; обеспечивались
охранение колонны, прикрытие, разведка
силами стрелковых отделений или взвода,

ичный состав на марше постоянно ha-
ходилея в боевой готовности: в подразде-
лениях имелись беевые расчеты, в составе
колонны была дежурная команда в 15—

0 человек, вооруженных пулеметами, ав
томатами и винтоввами, Начальний колон
ны являлся и начальником 66 обороны,
Выхделялись расчеты по 8—5 человек, от
ветственные за наблюдение по проги
танковой и ‘противовоздушной обороне.
_` Подразделения, как правило, двигались 1
-—2 колоннами. Когда они ВЫХОДИЛИ В
пункты сосредоточения й в зону аэродрома,
на основе предварительной рекогносцировки
принималось решение 06 организации
круговой обороны. При этом использова“
лись удобные рубежи, учитывались скры-
тые подходы и наиболее угрожаемые нд-
правления. Эти рубежи, в зависимости от
наземной обстановки, приспосабливались к
6бороне: prance. стрелковые окопы и, как
правило, организовывалея опорный взвод-
ный пункт. План обороны прёдуесматривахл
отражение противника, на. подступах в rap-
низону, расположенному на аэродроме, В
подразделениях выделялись дежурные =
по нескольку десятков человек,  которы9
проводили «прочесывание» местности:

В ночное время устраивались засады, В

местах, наиболее вероятных для появления
противцика, выст

авлялись секреты. Как
правило, на ночь хля усиления караула
выделяли 0606ую дополнительную Коматду.

Примеры боевых действий авиационно-
технических подразделений нагляхно сви
Го о УЗО 0’
	детельств Нообхол

у от 0 EL EEA EN OME т
и у необходим eR Viet
OC ROBOT HOT Oe TH pa звернутой
	ал (ПОДГОТОВКИ офицеров, cep-
KANTO и солдат авиационного тыла. Дич-
ному составу подразделений тыла BRC
А бои 429
	род являютея почти те же требования в

области общевойсковой подготовки, что Я
к любой другой воинской части Boopy-
женных Сал Союза ССР.
	Майор `В. СЛИВИНСКИЙ.
	Умело ис
	Тлубокой осенью 1944 года. полк офи-
пера Лысенко базировался в Польше. Вре-
мя было горячее. Севернее Варшавы на-
	а пехота форсяровала Вислу и На за- тему, он не
падном ее берегу заняла небольшой плац- подробностей т‹
дарм. Удерживать этот изрытый глубоки-, лета, а всестор
ми извилистыми траншеями. опутанный бые и сильные
	ПОЛЬЗУЮТ
	  предварительной и предполетной подготов-
ке он уместно приводит примеры из б-
‘вого опыта, Иллюстрируя какую-либо
PMY, он не ограничивается пересказом
подробностей того или иного удачного вы-
‘лета, а всесторонне анализирует его сла-
Sule и сильные стороны. В дни мирной
	боевой опыт
	колючей проволокой кусочек земли прихо-  учебы, так же, как и на войне, тов. Лы-
	дилось с большим трудом: немцы omecTO-
ченно контратаковали. Облегчая положе-
нию наших пехотинцев, «Ильюшины».
ежедневно наносили удары по немецкой’
обороне. В вылетах принимали участие и.
штурмовики тов. Лысенко. Лля противо-
	 лействия нашей авиации немцы наеытмли.
	Я р КТ па сах соо ар ооо бт мае:

этот участок обороны большим количест-
вом зенитных средетв. Летать с каждым
днем сфановилозь вс® сложнее п с®ж-
Нее. ‘
	Офицер Лысенко старалея как можно
тщательнее готовить каждый вылет.
Влумчивый, пытливый командир, он хоро-
о знал, что ничто так не опасно’ для
«Ильюшиных», как шаблон в действиях н
боевых порядках. Нёмцы привыкли к то-
MY, что группы «Ильюшиных» большей
Частью применяют правый пеленг с по-
следующим левым разворотом над целью.
Соответственно этому они организовали
свою зенитную оборону.
	Однажды тов. Лыюенко получил задачу
— большой группой нанести удар го
опорному пункту, в районе которото не-
мепкие зенитки особенно свирепзтвовали.
Как раз накануне группа из другой час-
ти, применяя пеленг с левым разворотом,
понесла потери.
	Проанализировав неудачные действия
предыдущей группы, командир решил ис-
пытать новую, еще не применявшуюся
схему нанесения удара. .Он обдумал -де-
тали предстоящего полета.  Убедив-
шись в правильности избранного  спо-
с0ба действий, командир собрал лет-
чиков, включенных в боевой. рас-
чет, и провел с ними розыгрыш. На еле-
пующий день 25 экипажей одновременно
нанесли успешный, .без потерь, птурмовой
удар по артиллерчйским батареям в райо-
	не опорното пункта. Во время пребывания
	штурмовиков нед полем боя зенитная  ар-
тиллерия немцев была настолько парали-
зована, что оказала лишь слабое. сопро-

тивление,
Что обеспечило такой успех?
	Над этим вопросом‘ задумывались мно-
гие летчики из соседних полков и, раз-
бирая действия тов. Лысенко. приходили
к одинаковому выводу: успех был обегпе-
чен смелой, удачно проявленной инициа-
тивой командира. творческим подходом Е
решению боевой задачи. Вся группа была
разбита на пять подгрупп. Три из них
Лысенко сделал уларными и повел вепо-
средственно на подавление основной пели,
a ДВЕ оставшиеся пятерки прелназначил
непосредственно для подавления зенитных
средств. Одна из них в левом, & не в пра-
BOM пеленте зашль в глубь вражеской
территорий И © тыла ударила го зенитным
батареям немцев в тот момент, когда сам
Лысенко. возглавлявший ударную группу,
стал пикировать на озновную пель. Пос-
ледняя, пятая по счету. пятерка подошла
к полю боя с другого направления и ста-
ла штурмовать зенитные точкя тогда,
когда последний самолет уларной Группы
выхолил из пикирования. Таким образом,
и начало атаки, и выход из нее оказа-
лись надежно прикрытымя. Немпы были
ошеломлены появивиимиея е разных на-
правлений самолетами и оказали слабое
сопротивление. Летчики офицера Лысенко
успешно выполнили залачу.
	С тех пор прошыю многр времени. Офя-
пер Лысенко сейчас командует другим пол-
разделением. Но в напряженные буднич-
ные дни учебно-летной подготовки он по-
стоянно стремится творчески использовать
опыт войны. Руковоля тренировкой своих
летчиков, наблюдая за их действиями нал
полигоном, он при опенке каждой эво-
люпии не илет ни на какие скилки. Ha

сенко — противник шаблона и И
ма. Решая любую учебную задачу, он, в
зависимости от ее условий, выбирает раз-
личные способы действий. Недавно пред-
стоял штурмовой налет на полигон, пред-
‘ставляющий узел сопротивления.  Готовя
летчиков к полету, командир невольно
вспомнил свой удар © разных направлений
по опорному пунЕТУ, о котором мы упо-
минали.
	— А ведь ив самом деле, мното есть
общего. в. обстановке, — сказал. он своим
	вылет. подчиненным, обобщая разбор давнишней
	штурмовки. — Опорный пункт, по кото-
рому мы будем действовать завтра, хорошо
защищен зенитной артиллерией. Если мы
нанесем «удар» © одного направления,
«противник» окажет сильное сопротивле-
ние. Мы прибегнем к : иному ‘способу дей-
СТвий.
	Ш тов. Лысенко подробно изложил свой
план. Оеновная идея сволилахь К TOMY, что
четыре пары, участвующие в налете, за-
ходят с разными курсами и На разных вы-
сотах. Это позволит дёзориентировать 3е-
нитную артиллерию «противника». Время
удара для трех пар было дано одинаковое,
и только’ четвертая, ведомая Героем Совет-
ского Союза гвардии майором Волгиным,
должна была его нанести на тридцать се-
кунд раньше. Такое исключение было
сделано для того, чтобы пара тов. Волги-
на, применяющая бреющий полет, раньше
других выскочила на. пель и подавила
огонь зенитных орудий до подхола основ-
ных групп. Другим парам было указано
появиться над полигоном на разных BH-
сотах и с разными курсами.
	Штурмовка предстояла сложная. Одно-
временность удара зависела от точного
соблюдения расчетного времени полета.
Командиры пар — офицеры Васильченко,
Киселев, Лунев и Вюлгин тщательно про-
рабатывали задание. Утром командир вы-
ехал на полигон. Удар был назначен на
11.30. На полигоне командирам пар был
заранее указан линейный ориентир (про-
селочная дорога), необходимый для  по-
строения атак. В целях безопасности
командир приказал строить заходы таким
образом, чтобы пары, подошелшие к поли-
гону < противоположных сторон. атаковали
цели по 0бе стороны этой дороги, He пе-
ресекая ее. Летчики, участвовавшие в по-
лете, строго выдержали все условия, и
штурмовой удар по полигону был нанесен
в полном соответетвии со схемой.
	Вечером, разбирая полеты, командир
подробно остановился на примерах 9$-
фективности `налета е разных направлений,
указывал на сложность ем выполнения во
фронтовых уеловиях. Для легчиков этой
чаети` стало непременным правилом свою
наземную и летную подготовку вести с
учетом опыта боевых действий. Это с 060-
бенной яркостью выявилось на одном из
последних летно-тактических учений. про-
водившихся совместно с наземнеги подраз-
делениями. Поддерживая «синих», штурмо-
вики успешно применили способ нанесения
удара по данным собственной разведки —
прием, & которому летчики неоднократно
прибегали во время бобруйской операпии
й сражения за Польшу.
	Важдый день па своих «Ильюшиных»
летчики этой части. выполняют разные
учебные задания: разведку ий бомбомета-
ние, групповую слетанноеть. В каждом
полете они умело пользуются навыками и
знаниями, добытыми в годы войны.

Капитан Г. СЕМЕНИХИН.

разведку погоды летал капитан А. Вол-
обстановку и особениости предстоящих
Снимок капитана Т. Мельника.
	сложных метеорологических условиях на
	Перед началом учебных полетов в
	ковой. На, снимке капитан. А. Волковой об’ясняет офицерам метеорологическую обстановку
	полетов.
	Против условности в обучении курсантов

Полноценная подготовка курсанта воз-
можна только в такой школе, в которой
учебный процессе организован правильно,
HocuT целеустремленный характер и алч-
шен каких-либо условностей. От oro,
насколько будут приближены условия 0бу-
чения к реальной ‚обстановке, во многом
зависит качество ‘° подготовкя  курсанте,
слушателя. Некоторые же преподаватели
забывают 0б этом и допускают условности
в обучении курсантов, особенно при слож-
ных практических работах.

На выпускных экзаменах те курсанты,
во время обучения которых преподаватели

вводили условности, обнаруживают, Kak
	правило, ряд серьезных недостатков.
В чем заключаются эти недостатки?

Посредственно усвочв теорию авиадви-
тателя и самолета, курсант не умеет ‘ана-
лизировать работу материальной части,
Поэтому, обнаружив в ней ту или иную
неисправность, он не всегда знает, что
нужно предпринять.

В плохом усвоении’ учебного материала
нередко бывает виноват сам  поеподава-
тель. В самом деле, может ли курсант хо-
рошо понять тему, если ев преподносят
так сухо и неинтересно, в отрыве от
эксплоатации современной материальной
части, как это делает преподаватель в од-
ной из школ капитан Давбань, кото-
рый, кстати, и не следит за усвоением.
материала, курсантами? Такие же резуль-
таты будут и в том елучае, если препода-
	ватель  «натаскивает» курсантов, по-
стоянно вмешивается в их ответы, — либо
задавая много ненужных наводящих во
	просов, либо многословно дополняя их.
Так, преподаватель! ”. техник-лейтенаня
Кузьмин в присутствии товарищей.
поверявших его работу, на ‘зачетах в
классном отделении беспрестанно. короек-
тировал ответы курсантов, задавал им
иного наводящих вопросов и таким обра-
зом HE позволял отвечать самостоятельно.
	Второй недостаток — отсутетвие долж-
ных навыков го производетву  регулиро-
вочных работ и ; нарушение технических
требований при монтаже теталей и агрега-
	тов самолета и лвигатёеля — 0б’аеняетеа  .
	тем, что при отработке ряда сложных
практических упражнений некоторые прб-
подаватели и инструкторы ‘ограничивают-
ся рассказом ‘али лемонстрапией действий.

Кое-где, например, ие  выполняет-
ch такое упражнение. как поем
й эвакуация в места вынужденной посал-
Ka аварийного самолета. 06 этом чаше
всего только рассказывается. Иногда же
в качестве ‘об’екта для этого упражнения
берется полуразрушенный планер легкого
учебного самолета. В результате такого
упрощения из комглекеа операций выпа-
дает ряд элементов. созтавляющих основ-
ные трулности этой работы.

На занятиях по подготовке материаль-
ной части к боевому полету и при прове-
дении экоплоатадионно-тактических уче-
ний зачастую исключаются такие упраж-
нения, кзк снаряжение бамолета боеком-
плектом, чистка авиавобруженяя и про-
верка спепоборудования.
	Наблюдается также стремление свести к
минимуму выполнение практических работ
в ночное время и разгрузить учебный 8эро-
дром от занятий зимой. Этим наноситея
прямой ущерб ^ практической подготовке
курсантов.

Много условностей допускается на заня-
тиях с курсантами: ремонт  радиа-
торов и баков не завершается  гид-
ропробой; воздушные винты после ре-
монта и плавки лопастей ne  про-
веряются: ремонт нервюр и других элемен-
тов конструкция самолета производится не
на, самолете, а на отдельных деталях или
обломках самолета. Вее эти условности
мептают привить курсантам нужные прак-
тические навыки.
	Нричиной формального заучивания кур-
сантами положений Наставления по инже-
нерно-авиационной елужбе и невыполне-
ния этих правил пря проведении. работ по
техническому обслуживанию материальной
части являются также условности в 0бу-
чении. Иной раз курсанта на словах учат
правильной организации рабочего места и
правильным приемам работы, & на деле он
повседневно видит нарушения Наставления
	по инженерно-авиационной елужбе и не-
	уловлетворительную организацию фабочих
мест и самих работ.
	Так, на одном учебном ‚ аэродроме ‘са-
молеты были расположены в 0-
порядке, поверхности многих из. них 34-
внежены я обледенели. Колеса шасеи ряда
самолетов находились до осей во льду.
Инструмент в бортовых сумках был по-
крыт ржавчиной или поломан. Эксплозта-
пионный инвентарь (воронки, бидоны, вед-
ра м пр.) содержался в неудовлетворитель-
Hom <остТояняй.
	Естественно, что проверка курсантов.
обучавшихся на этом аэродроме, обнару-
жила, что они не знают важнейших для
авиатора вопросов по конструкции матери-
альной части и 66 техничеекому обслужи-
ванию. г

Характерный случай произошел на учеб-
ном аэродроме. Курсант, сдавший вынуск-
ной экзамен. правильно ответил на вопро,
как проверять плотность электролита. По-
сле. ответа ему предложили поделать эт0.
Но из-за плохой организации. рабочего ме-
ста электролита не оказалось. а вмезто
него была дана вода.  Ареометр в BOC,
ввилу ве меныней, по сравнению < эдек-
тролитом. плотности погрузалея более
	Ночью немцы почти со ‘всех сторон нз-
чали обтекать аэродром. Впоследствии ИЗ
показаний пленных стало известно, что
противник имел задачу захватить его в
эту . ночь, чтобы эвакуировать по воздуху
сво окруженную группировку.
	Как только начались активные действия
противника, нал аэродромом на небольшой
высоте появились три самолета «0-62», с
которых были сброшены ракеты. Немцы с
земли предупредили своих летчиков о том,
что. аэродром занят нашими частями, После
этого противник открыл ружейно-пулемет-
ный ‘и минометный огонь, перешел в на-
ступление с четырех сторон. Все наши’ под
разделения, находившиеся в обороне, от-
крыли ответный огонь. Немпы были отбро-
шены на 2-3 километра. В результате
боя было уничтожено до 180 гитлеровцев
и свыше 150 взято в плен,

Угром На аэродром стали прибывать
истребители части гвардии подполковника
Козаченко,

В течение первой половины дня обста-

новка оставалась спокойной, работа на
летном полё шла своим чередом, но вее
же часть личного состава находилась В
обороне и во всех направлениях действо-
вали патрули.
В середине дня патрули донесли, что в
двух ближайших к аэродрому деревнях 60-
средототилась большая группа немцев. Раз-
ведка подтвердила эти донесения, . Вскоре
немцы подожгли обе эти деревни.

Для уточнения данных наземной развед-
ки был выслан самолет, Офицер Маркелов
проштурмовал скопление противника И
определил, что в этих деревнях находится
не менее 3.000 немцев и, кроме того, во
ржи рассредоточены группы противника по
10—15 человек.

На штурмовку немцев вылетели еще два
самолета. Противник стал скрытно обтекать
аэродром © севера и сосредоточиваться В
одной из близлежащих деревень. Командир
подразделения майор Шальнов, оценив об-
становку, принял решение сформировать
ударную группу при двух ручных и трех
спаренных зенитных пулеметах, установ-
ленных на автомашинах, и внезапным УДа-
ром атаковать противника в этой ‚деревне.
Группа майора Шальнова скрытно. подошла
на близкое расстояние к деревне и открыла
	глубоко, чем в электролите. Бурсант, не
работавший < ареометром в процессе обу-
чения, & лишь слышавший о TOM, как,
проверяется удельный вес, при виде такой
«ненормальности» стал втупиЕ WH не смог
пообразить, какая жидкость им` проверяет-
СЯ. .
	Приведенные примеры показывают, Kak
губительно отражаются такого рода уелов-
ности на качестве подготовки курсантов.
	Преподаватели и чнетрукторы должны
заботиться 06 обеспечении занятий ма-
теризльной частью и инструментом, чтобы
проводить практические работы. по тех-
ническому обслуживанию и’фемонту <амо-
лета и двигателя 6ез условностей и 0т-
клонений от требований программы.
	Следует образцово ортанмзовать рабо-
чее место, добиться такого состояния ма-
териальной части, которое отвечало бы
требованиям Наставления по инженерно-

авиационной службе.
	Велика заслуга тех. преподавателей а
инструкторов, которые воспитывают в
курсантах внимательность, самостоятель-
ность и инициативу в работе, не допуска-
ют условностей в процессе практического
обучения. Их выпускники. как правило,
обладают отличными знаниями и навыка-
ми. Рот чо пишет в отзыве о бывшем
курсант командир части Герюй Co-
ветского Союза гвардии подполковник
Лыевнко: р
	«...Гваодий старший сержант Уруб-
	ков С. Ф. знает свое дело и отно-
симя к своим обязанностям  верьез-
но и с должным вниманием. Закре-
	пленный за ним самолет. и, двигатель он
подготовил к экеплоатации так, что его
самолет является лучшим в нашей части.
При осмотре комисвия ‘не обнаружила в
нем ни одного дефекта. При проверке зна-
Hat uo специальности Урубков ответил на
все вопросы без единой запинки».

Надо полностью изжить условности в
обучении курсантов. Преподаватели и. ин-
структоры обязаны проводить обучение ‚ и
воспитание молодых авиационн кадров
не в искусственных, а в реальных усло-
виях, в’ соответствии с требованиями се-
годняшинего дня;

Нужно твердо помнить злова из приказа
Министра Вооруженных Сил (Союза
ССР Генёралисеймуса Cosercroro Союза
товариша Сталина о том, что «Руководя-
щим принпяном боевой голготовки совет-
ских Вооруженных Сил всегла было и те-
пёрь обтаетея =— Учитьевойска тому, что
необходимо на войне». Священный долг
наптих преполавателей и чнструкторов —
с честью выполнить приказ вождя.
	ружейно-пулеметный огонь. Деревня 34r0-
релась, из нее на большой скорости выеха-
ли 12 автомашин с солдатами противника.
4 автомашины были уничфожены, осталь-
ным удалось уйти. Бой длилея два Часа.
Немцы в панике бежали, потеряв убитыми
120 человек. ранеными — 150. С нашей
стороны благодаря правильно принятому
тактическому решению, внезапности и. рб:
шительности удара потери были незначи-
тельными.

В течение веего дня бойцы, оборонявитие
аэродром, уничтожали разрозненные груп-
пы немцев. С наступлением ночи была
организована круговая оборона аэродрома.
Участие в ней принял летный и техниче-
ский состав авиационного полка, причем
тлавное внимание было уделено охране
самолетов, Летный собтав находился .He-
посредственно у машин, технический —
занимал оборону в 50 метрах от мест
стоянок самолетов, а вокруг аэродрома во
всех направлениях были выставлены пар-
ные дозоры. Так же охранялея автотранс-
порт подразделений аэродромного обблужи-
вания и склады боеприпасов.

Ночью группы немцев по 6-10. человек
пытались обойти аэродром и пробиться на
запад. Они уничтожались или захватыва-
лись в плен небольшими нашими отрядами,
состоявшими из бойцов подразделений, обо-
ронявших летное поле.

Утром у аэродрома немцы не были обна-
ружены. Подразделения получили ,. возмож-
ность начать нормальную работу.

Еели бы комаплиры не приняли раши-
тельных мер по организации обороны
аэродрома, при недостаточной общевойеко-
вой подготовке личного состава он был бы
захвачен противником и использован им
для эвакуации своих окружённых acteil.

Подобные эпизоды были не редкостью в
дни Великой Отечественной войны.

При совершении марша в период пере-
дислокации на новые ‘аэродромы авиацнон-
но-техническим подразделениям зачастую
приходилось вступать в ‘перестрелку с от-
дельными группами противника, причем в
page случаев эти перестрелки перераетали
B OOH.

Перед началом марша подразделения
авиационного тыла вели разведку. Исполь-
Зуя сведения наземных войск, они изучали
пути предстоящего движения, которое в 06-
	ИЗ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
		немцев, самохолная пушка снялась е огне-
вой позиции и поехала догонять свою
часть. 9

Вскоре прибыло 35 наших автоматчи-
ков © двумя ручными пулеметами. Шо дого-
воренности © командиром подразделения аэ-
родромного обслуживания эта группа заня-
на оборону на бывшей огневой позиции са*
мохолной ПУШКИ.
	С наступлением темноты немпы открыти
сильный ружейно-пулеметный огонь по де-
ревне и, продолжая вести огонь, перешли
в атаку. Автоматчики, д также личный 69-
став подразделения, находившийся на юж-
ном участке обороны, о?крыли по гитлеров-
пам огонь. Немцы, ветрогив организован-
HOO сопротивление, откатились назад, но
Через 30-—40 минут вновь перешли B Hae
ступление с севера. Тогда открыли огонь
наши бойцы, занимавшие северо-западный
участок обороны деревни Озеро. Подпуетив
немцев на близкое расстояние, они пере-
шли в контратаку. Гитлеровцы кинулись В
близлежатщеб болото, часть ` из них пото-
нула в нем, а другая часть была взята в
плен.

Ночь прошла спокойно. Ha рассвете вле-
дующего дня д0зоры ий секреты доложиля,
что до 30 немцев провочилось на правом
фланге северного участка обороны, Коман-
дир подразделения выделил 22 человека,
которым предстояво уничтожить проеочив-
шуюся группу противника. Окружив 66,
они взяли в плен 15 немцев, а остальных
уничтожили. -

Через несколько часов на арродром ста
ли прилетать наши самолеты с офицерами
связи, Они выяснили готовность аэродрома
K приему летных частей, В этому же вре-
мени прибыли остальные автомашины и
личный состав подразделения. Это позволи-
ло шире развернуть работы по подготовке &
приему и обслуживанию эскадрилий.

Остаток этого дня ва аэродроме прошел
спокойно. Группа автоматчиков ушла.
исходу дня сюда прибыло второе подразделе=
ние зэродромного обслуживания под коман-
хованием майора Шальнова.

История Великой Отечественной войны
знает множество примеров героических
боевых действий личного сбетава авиацион-
но-технических подразделений. Эти при-
меры свидетельствуют 0 том, TO
военные будни авиационном тыла
заполнялись He только самоотвер-
женным трудом по обеспечению боевых
действий наших летчиков, но и зачаетую
непосредственной борьбой с врагом. Лич-
ный состав авиатехнических подразделений
в самых сложных увловиях наземной 090-
остановки прояваял стойкость и обоганизо-
занность. На лучших традициях и приме-
рах из недавнего прошлого мы должны вос-
питывать молодых воинов служб тыла Во-
	‚ енно-Воздушных Сид.
	нанести им серьезные потери даже в тех
случаях, когда он имел значительное ЧИс-
ленное превосходство. Действия врага раз-
бивались 0 СТОЙЕОСТЬ наших. бойцов И
офицеров из подразделений  аэродромного
обслуживания.

Вот один ТИПИЧНЫЙ Пример.
	Утром 6 июля 1944 года на аэродром
«Озеро» прибыл первый эшелон   Н-екого
подразделения аэродромного ‘обслуживания.
Ono должно было подготовить аэродром к
экоплоатации и принять истребительные
авиаполки. Остальная часть подразделения
— 20 60 процентов’ техники и личного ‹0-
става -—— задержалась в’ нескольких де-
сятках ‘километров: труппы противника
перерезали ‘ей дорогу,
	До полудня обстановка в районе аэро-
дрома была спокойной. Но днем внёзанно
начался артиллерийский, пулеметный и
ружейный обстрел. Командир подразделения
аэродромного обелуживавия майор Алек-
сашин решил укрыть весь специальный
автотранспорт и Часть личного состава В
соседнем совхозе. Для непосредственной
обороны аэродрома была оставлена группа
бойцов и офицеров, вооруженных винтов-
ками и автоматами.
	Расставив силы, командир подразделения
выехал на разведку и обнаружил большое
скопление немцев. Возврашаясь ©’ развед-
ки, тов, Алексашин увидел в деревне Озеро
самоходную пушку наших бронетанковых
частей, отставшую из-за небольшой неис-
правности. По договоренности е команди-
ром ес решили пустать в дело. Пушку вы-
двинули на удобную огневую позицию, в
600 метрах от участка обороны аэродрома,
на возвышенность, засеянную рожью, от-
куда хорошо просматривалась местность.
	В исходу дня на дороге е севера показа-
лась колонна‘немцев. Отдельными группами
она двигалась в. направлении к деревне.
Пушка открыла огонь по противнику. Нем-
цы свернули.с дороги, заняли две близлежа»
щие деревни, укрылись во ржи между этими
пунктами, HO огня нв открывали. Рассвяв

Но, как это ни странно, есть еще 0т-
дельные командиры, которые не понимают,
зачем личному составу авиационного тыла
нужно изучать развёрнутый куре общевой-
свовых дисциплин. По их мнению, он н®
имеет прямого отношения к основному наз-
начению авиатехнических подразделений.

Эти командиры забывают то, чему учит
опыт войны. Сопровождая  наступаю-
щие наземные войска, наша авиация
быль часто вынуждена  перебазировать-
ся Ha аэродромы, в районе которых
еще находились остатки разрозненных, но
значительных CHA противника. Нередко
эти вражеские группы имели специальную
залачу — захватить ‘аэродромы, чтобы
	‚эвакуировать самолетами свой личный со-
‘став из окруженной советекимя войсками
	группировки войск противника, вывеети
из строя материальную часть, аэродром-
ное оборутование й сборужения. Увиято-
	жить наш личный. состав.
Маршруты наземных эшелонов летных и
	’авизтехничееких Частей в таким вновь за-
	нятым аэродромам часто проходили через
районы, где еще гнездилиеь разрозненные
группы немцев, оказывавшие организован-
нов сопротивление.

При правильной организации обороны
аэродромов и автоэшелонов на марше про-
ТивнНику Не удавалось захватить их или