4`марта 1947 г., № 53 (660),
		Теоретическое образование
офицеров ыы
			просьбу Предсь,
	В Президиуме Bbepxoenoce
``“ бовета ОСОР Г
	Совета СССР удовлетворил
СССР тов. Сталина Иосифа
	 СССР, ввиду большой перегруженности а В Bk
Подано» Renvoruorgo Copeta CCCP nasHaual Министром Вооружен.
	Николая Александровича,
	авиационный спорт
	го совета Осоавиахима СССР
a Ш ПШ. Кобелевым
	ствительными центрами развития  зви4.
пионного спорта я расшарения авизаион-
но-массовой работы. Они пмжвы пищию
распахнуть двери для трудящейся мололе-
	жи. желающей научиться летать. ва ва: ,
		ших учебных и спортивных CaMoleTay,
Эта работа имеет 0с0б0 важное значение,
вели учесть необходимость  полготовкя
авиационных кадров для разнообразны
нужд народного хозяйства Советского. (у.
	юза.
Необхолимо дать молодежи возможность
	И Ч 4 в

УЧИТЬСЯ летать на планерах, а также си.
	стематически <овершенствоваться и тре
нироваться нашим старым планеряетам и
мастерам планерного спорта.

Еще шире аэроклубы должны развивать
парашютизм. Парашютный спорт выраба-
	1тывает смелость. отвагу и другие цочные
	качества, необхолимые настоящему ста-
THHCKOMY авиатору. Сотни смелых napa:
	шютистов получили звание мастера пара-
	шютного спорта, тысячи молодых людей
обучены парашютным прыжкам. К эту
виду спорта постоянно. стремятся’ совет-
ские юноши и девушки. Их стремление
Зэроклубы обязаны также полностью удо-
влетворить.

К «большой» авиации советская More
дежь часто мдет через авиамолелизи. Шо
этому повседневное руководство авиамоде-
льными кружками, созтание новых крух-
ков и постоянная и’: помоть в работе —
одна из основных залач аэроклубов,

Нет сомнения в TOM, что © помощью
широкого авиационного актива — опыт
ных авмамолелиетов, планеристов, —пата-
пютистов. мастеров парашютного и пла-
нерного спорта, летчиков и авпалехников,
демобилизованных из состава Военно-Воз-
лушных Сил; — аэроклубы Осоавиахима
широко развернут  авиационно-узссовую
таботу в стране,
	ных Сил СССР. генерала армии Булганина
	ся в школе охотно согласились почти 3вев  Дателя Совета Министров
офиперы. Лишь незначительная часть из  об освобождении его от
них обязалась работать самостоятельно  .СССР рвилу большой пе
	Общеобразовательная учеба вошла в 00-
шую программу боевой подготовки. Прика-
зом по части все учебные часы в четверг,
‘а также вечерние часы во вторник и в
пятницу отведены для занятий в школе.
При школе ежедневно проводятся консуль-
TAUHM, вглушатели. получают ответы на
	ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ
	ЗАБОТА КОММУНИСТОВ О КАЧЕСТВЕ
БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ.
	(С собрания партийного актива)
Выполняя приказы Министра Вооружен-  гие выступавшие. указы
	ных Сил Союза ССР, коммунисты Н-ского
авизсоединения повседневно повышают
©в06е ‘Военное мастерство, мобилизуют бес-
партийных офицеров и сержантов на борьбу
За высокое качество учебы, отличное несе-
ние службы; укрепление дисциплины и
воинского порялка. Коммунисты приложили
много усилий Ana того. чтобы помочь
	‚командованию в0-время и организованно
начать новый учебный год. Члены  пар-
_тийных бюро майор Сизов. капитан Ми-

°ощенко и другие, проявив энергию и ини-

циативу, хорошо оборудовали классы,
оформили их всеми необходимыми нагляд-
‚ ными пособиями. И это. несомненно. яви-
	лось ОДНИМ Из важных условий успешной
	. учебы.
	Большевики-авиаторы везде и во всем
служат примером. Умело и бесперебойно
держит связь радист старшина Исаев, от-
	‚лично знает и выполняет свои обязанно-
‚сти бортмеханик старшина Манжула. Весь
личный <обтав гордится успехами экипажа
`коммуниста Городилова. Этот экинаж и в
	учебе, и в дисциплине, и в работе имеет
отличные показатели. С
	-: Подобных примеров можно привести мно-
„го. Однако: коммуниеты не успокаиваются
	на достигнутом. Они изо дня в день доби-
ваютея еще более высоких успехов в боевой
	и политической подготовке.
	EE IEE ИРУ

тийного актива)

гие выступавшие: указывали на сущест-
венные недостатки в устройстве. быта
воинов. Партийные организации еще вплот-
ную не занялись этим большим и важным
делом, вопросы бытового и культурного
‘обелуживания редко обсуждаются на засе-
даниях партийных бюро и на собраниях,
коммунисты не вникают во’ все мелочи
быта. Правда, в последние дни кое-Что сде-
лано; но это только начало.
Собрание прошло активно.

выступило 15 человек.
Следует. однако, отметить. что выету-

В прениях

Тенерзлиссимус Советского Союза
товарищ Сталин в своем приказе от 23 фёв-
раля 1947 тода обязывает генералов,
адмиралов и офицеров неуклонно повы-
шать свои теоретические — военные и
политические знания. Это требование —
развернутая программа дальнейшего совер-
шенствования boenol Подготовки наших
воинов.

Авиационная техника развиваелея  сей-
чае особенно быстро. Авиаторам предстоит
овладеть новейшими достижениями науки
и техники, которые вносят подлинный
переворот в современную авиацию. Без
настойчивой, упорной работы над расши-
рением своего кругозора’ офицеры-авиаторы
не смогут в совершенстве познать совре-
	следует. однако; отметить. что выету- HO смогут в совершенстве нознать совре-
павшие товарищи, вскрывая недочеты ком- менную сложную авиационную технику и
мунистов в учебе, несении службы и Ante методы ее боевого применения.
	мунистов в учебе, несении службы и дис-  Методы ее боевого применения.
пиплине, почти не останавливались на Поэтому каждому летчику, штурману,
TOM, как надо оргзнизовать партийно-по-  авиационному специалисту необхотимо
	литическую и политико-воспитательную
работу, чтобы она была более нелеустрем-
ленной и способствовала повышению каче-
ства учебы. Из 15 участников прений на
этих важнейших вопросах подробно оста-
новился только подполковник Коваль.

Не говорили на собрании и о таком
важном деле, как использование для про-
паганды сталинского приказа актива аги-
таторов; выросшего в AHA подготовки Е
выборам в Верховный Совет РОФСР. Между
тем такой ак”ив в соединении имеется.
Так, в части. где секретарем партийной
организации капитан Верещагин, в дни
NOATOTOBRH к выборам проявили себя епо-
собными агитаторами старшина Нельсон,
старшие сержанты Болдырев. Евдокимов,
Богаев и другие Накопилея здесь и
опыт агитационной работы: только с 1 по
8 февраля в части было проведено 20 лек-
ций, ‘докладов и бесед на различные темы.
Как сейчас работает этот актив? Что он
сделал и что ему предстоит сделать? Как
использовать опыт агитационной работы?
Эти вопросы должны были интересовать
партийный актив.

иметь высокий уровень общего образова-
ния. Минимум этих знаний дает средняя
Школа.

Война многим помешала получить cper-
нее образование. Авиаторы и сами чувст-
вовали необходимость повышать свой зна-
ния. С первых дней учебы в мирных усло-
виях они стали изыскивать способы для
общеобразовательной учебы. Одни на-
чали заниматься в кружках.  кото-
рые были организованы в частях, дру-
гие — в гарнизонных клубах, третьи само-.
стоятельно засели за учебники физики,
химии, математики, география. Ho ota
учеба не всегда давала нужные результа-.
ты, так как ее зачастую не контролирова-
ли. Партийные организации не уделяли
внимания офицерам, нуждающимся в по-
мощи. Отсутствие знаний по математике,
физике, химии и другим  лиспиплинам
сказывалось часто на правтической рабо-
те офицеров, не давало им возможности
досконально овладеть боевой техникой. А
Это нерелко мешало успешному выполне-
нию авиачастями веего комплекса учебно-
боевых задач.
	Постановление, принятое собранием ак-  У нас политотдел и партийные органи-
тива по докладу тов. Грачева, во многом   З2ЦИИ усилили свою заботу о теоретическом
] . образовании офицеров. Теперь уже можно
восполнило пробелы прений. рассказать о первом опыте организация

Собрание потребовало от всех коммуни-   общеобразовательной подготовки,

CTOB глубоко изучить приказ товарища И
	EE TEE

Сталина, повседневно повышать свои воен-  Готовясь к новому, 1947 учебному году,
ные, политичеекие и специальные знания. политические и партийные работники вме-
	сте с вомандованием стали искать такие
формы учебы офиперов, которые дали бы
им возможность регулярно заниматься .0б-
щеобразовательными дисциплинами, Тогда
	было решено непосредственно при чаети
	создать среднюю школу для взрослых.
	Командование при содействии местного
органа народного образования обратилось с
ходатайством в Министерство просвещения
РСФСР, которое и разрешило открыть в
нашем гарнизоне школу. С помощью по-
литотдела была приобретена школьная
библиотека. Книжный фонх ее обеспечил
половину слушателей учебниками и учеб-
ными пособиями: Перед началом занятий
	политработники, побеседовав ¢ каждым
летчиком, штурманом, техником, тщатель-
	HO учли степень общеобразовательной
подготовки офицерского состава. Занимать-
	Беседы по
	совершенствовать легное мастерство, тех-
ническую и штабную работу. умело сбере-
гать и экеплоатировать технику. Собрание
обязало партийные организации широко
развернуть среди личного состава пропа-
ганлу приказа товарища Сталина, кон-
кретнее заниматься боевой учебой, работой,
бытом и дисциплиной, обсуждать эти вол.
росы на заседаниях бюро и общих собра-
ниях. добиватьея авангардной роли комму-
нистов, глубже вникать во всю многогран-
ную жизнь частей. Ностановление обязы-
вает партийные организации усилить но-
литико-воспитательную работу с офипера-
ми и сержантами: проводить лекции, лок-
лады, беседы и т. д.: улучшить художеет-
венную самодеятельность, стортивно-мас-
совую работу °_

Актив рекомендовал партийным и ком-
сомольским организациям провеети в на-
чале марта общие собрания, посвященные
приказу №10; На этих вобраниях надо
будет до конца вскрыть недочеты в дея-
тельности партийных и комсомольских ор-
танизаций, наметить конкретные меро-
	приятия, направленные на обеспечение
	ия Министра Вооруженных Cay
.„ ссповной его’ работой,
	ттнинцу чбодоны дал завятий B WRG,
ри школе ежедневно проводятся консуль- bcerep H 0 a3B И вать
‚ции, влушатели получают ответы Ha ¥

merase STTATITET SG Ee natmnaatrrY er а
	Беседа с председателем Центральног
генерал-лейтенантом авиации
	Авиапионный спорт заслуженно поль-
зуется большой понулярностью в нашей
стране. Он привлекает тысячи  люби-
тёлей, желающих учиться . летать Ha
самолете, прыгать с нарашютом, парить
на планерах... Советские молодые люди
стремятся овладевать сложной авиацион-
ной техникой в с радостью отдают этому
голезному занятию каждый  своболный
час.

В годы Великой Отечественной войны
авиапионно-массовая работа была значи-
тельно сокращена. Многие аэроклубы бы-
ли закрыты. Их личный состав влился в
ряды Советской Армии й самоотверженно
	сражался за Родину. Много отважных воз-
	тушных воинов, ныне Героев ‘Советского
Союза и орленоноспев, вышло из стен 0с0-
авиахимовских аэроклубов. и.

Сейчае имеются Bee возможности для
  того. чтобы снова возродить советский
авиационный спорт. Для этого Централь-
ный совет Осоавиахима СССР наметил ши-
рокую программу развития авиациочино-
‘массовой работы.
	Значительно расниряет евою леятель-
	ность Центральный азооклуб СССР имени.
	В.  . Чкалова. В пем ©оздаетея авиаспор-
тивный отряд, который об’единит лучших
воздушных виртуозов столипы. Составле-
ны группы гервоначального обучения пи-
лотов; будушче летчики учатся в них 0ез
отрыва от производства. Большое место в
работе Пентрального аэтоклуба займут па-
рашютный и планерный спорт. `
	Также значительно расширили свою pa-
	OOTY и уже добились немалых успехов
парангютно-планерные клубы Москвы. Ёз-
зани, Стерлитамака... В ближайтем буду-
щем возобновят свою деятельность —2300-
клубы Москвы, Ленянграда, Киева, Мин-
ска. Одессы и других торолов. ‘
	Этим зэзроклубам предстоит стать дей-
	Четвертый месяц офицеры нашей части
наряду с повседневным освоением теорети-
ческих основ авиации и практической
летной подготовкой ‘старательно повыша-
ют свой общеобразовательный уровень. В
ближайшее время в школе“будет проводить-
ся проверка знаний офицеров по всем
предметам и во всех классах. Уже теперь
ость основание сказать, что офицеры
добились хороших результатов. Пример в
учебе ‘показывают офицеры-коммунисты:
капитан Павленко. капитан Косолапов,
старший лейтенант Попов, техник-лейте-
напт Махалов и д. Старший лейтенант
Вобликов  тотовитея к’ поступлению на
заочное отделение авиационного института.
	Политотдел и партийные организации
подразделений строго контролируют учебу
коммунистов, оказывают помощь отетаю-
щим. По поручению партийных бюро под-
разлелений коммуниеты тт. Косолапов и’
Филандыш. оказали помощь нескольким
офицерам в освоении наиболее сложных
разделов физики и математики,
	Следуя примеру своих командиров и
воспитателей, начал учитьея и сержант-
ский состав. Половина сержантов, не
имеющих среднего образования, успешно
повышает свои знания. Тт. Комендантов.
Ерасовский, Толстых — отличники уче-
бы. Механики сержанты Овчинников, Куд-
рявпев, Присяжнюк и Босбах. имеющие
законченное среднее образование,  посту-
пили на заочное отделение университета,
	Трудно переоценить значение общеобра-
зовательной учебы офицеров и сержантов.
Техник-лейтенант Махалов рассказывает:

— Изучение физики помогло мне узнать
много нового © работе мотора. что очень
	необходимо в моей повседневной практике.
	Глубокое изучение математики  облег-.
	чило освоение теорий стрельбы и 60мбо-
метания.

Авиаторы совершенствуют и свои поли-
тические знания. Не ограничиваясь заня-
тиями в школе, многие из них учатся в
вечернем университете  маркеизма-лени-
низма, самостоятельно изучают историю
большевистской партия. .
	Повышая свой  общеобразовательный
уровень, офицеры-авиаторы воплощают 8
жизнь требование Генералисёимуса Совет-
ского Союза товарища Сталина о повы-
шений теоретических — военных и поли-
тических знаний. т

Вия Б. БЕЛКИН.
	географии Х
рассказывает слушателям 0 морях и океа-
	нах, омывающих нашу  Ротину, © полно-
	водных реках, обильных рыбой, о непрохо-
димых лесах, богатых пушным зверем.
Очень подробно он говорит о тех преобра-
зованиях, которые произошли в нашей
стране в результате выполнения  сталин-
ских пятилетних планов,
	 ’ Вружок занимается регулярно. Воины <
интересом слушают беседы летчика тов.
Брюлло.
	Лейтенант Н. СИДОРОВ.
	Учиться и работать сегодня лучше. чем
	вчера, а завтра лучше, чем сегодня. упор-
“BO совершенствовать свое военное мастер-
	ство, глубоко изучать и умело использо-
вать опыт Великой Отечественной войны
— таковы стремления кажтого члена и
кандидата ВЕП(б). 06 этом говорили ком-
	„.мунисты на состоявшемся недавно собрании
	партийного актива. 0беуждая свои задачи,
вытекающие из приказа № 10, участники
собрания не обольщались успехами, а 69-
средоточили свое внимание на имеющихся
еще недостатках. Подполковники Зотов,
Семенченко, майор Орлеанский, капитаны
Бубнов. Козлов и другие, выступая в пре-
ниях по докладу, смело вокрывали про-
махи в работе коммунистов, вносили цен-
ные предложения.
	— У наших офицеров и сержантов. —
	сказал майор Орлеанский. — велика жаж-!
	да к учебе. Следует подлерживать это бла-
городное стремление воинов, хорошо орга-
низовать занятия. Нужно укреплять дие-
циплину и порядок, `Офицеры-коммуниеты
обязаны сами неукоснительно соблюдать
Уставы внутренней и дисциплинарной
службы и требовать этого от своих подчи-
ненных.
	О необходимости дальнейшего укрепле-
ния дисциплины и воинского порядка го-
ворил и Ноднолковник Зотов.

— У нас еше имеются недопустимые
случаи, — сказал он, — когда отдельные
товарищи, в числе которых бывают и
коммунисты, являются на уроки с опозда-
нием на 5—10 минут.

_ Вапитан Бубнов; выступая в прениях,
резко и правильно поставил вогрос о по-
	вышении ответственности коммунистов. за
	организованность в учебе и работе. Он
	сказал. что Часто при выполнении заданий
	HO бывает дежурной мапгины, вследствие
чего аккумуляторы приходится  полвозить
на. тележке. Такие факты не единичны.
Bee это отрицательно влияет на работу.
	В своем приказе товарищ Сталин тре-
бует от всех командиров и начальников.
чтобы они, обучая и воспитывая подчи-
ненных, постоянно заботились 00 их быте,
питании, устройстве и обмундировании.
Военнослужащие должны во-время и пол-
	ностью удовлетворятьсЯ всем положенным
	им довольствием. этому вопросу партий:
ный актив также улелил внимание. Мно-

©
Летно-методические сборы в училище
	ший лейтенант Данилевский. _Участникя
сборов детально обсудили этот уров п
приняли единую схему организации и 6
держания предварительной подготовки,
Основное звено схемы —— детальный Por
зыгрьии полета.
	Обстоятельный доклад об использования
тренажной аппаратуры и рулежного сало
лета сделал старитий лейтенант Епцифанов.
Одной из причин летных проислтествий Ha
самолетах «Ла-Т» было то, что на этих ca
молетах трудно удерживать направление
На р43бёге и‘ особенно на пробе. Систе-
матическое использование  рулежного са-
молета позволило во второй половине 1946
года почти полностью избежать летных
происшествий из-за разворотов oa земле.

На сборах был также разобран Bonpoc
о ведении летной документации, о. заполие-
нии летного дневника курсанта и его 14:
бочей книжки.
	Заключительное занятие на тему «Орта:
низация летного дня» провел с упеетяика:
ми сборов генерал-майор авиации. Матвеев.
На конкретных приметах он показал недо-
статки, которые нередко ‚ имели место в
организации летного дня и тормозили вы-
полнение плана. летной работы в 1946
году. Тов. Матвеев дал ряд указаний. ко-
	торые помогут: обеспечить высокую эффек.
тивность летного ANA. :
	0006 На восток,   заметили вблизи ст.
Нечаянное один «Ю-52», летевший на зы-
соте 1.000 метров. После первой xe are
ки транопортный самолет загорелся. Oxsay
ченный пламенем, он все же успел призем-
литься в районе Болгорка, но в результа
те второй атаки «Ю-Б2» взорвался,

условиях низкой облачности «охот
ники» обычно летали в составе пары, В
ясную погоду, когла противодействие врз-
жеских истребителей - усиливалось, наши
летчики часто вылетали 2—3 парами.
Этим обеспечивались взаимное прикрытие
й поиск целей на различных высотах.

В ясную погоду «охота» 34 транепорт-
ными самолетами, летящими на малых‘ вы -
сотах. оказывалась делом более сложным,
чем при низкой облачности. Снижаться
истребителям было невыгодно, так как
они могли подвергнуться нападению е верх-
ней полусферы, a aro вынуждало бы их ве-
ети бой с истребителями противника в не-
выгодных условиях. Поэтому в ясную пого-
ду «охотники» действовали на высоте в
3.000—6.000 метров и нападали главных
образом на те самолеты противника, кото-
рые появлялись на ближних подступах к
линии фронта, где вражеские Mam wa
обычно пероходили к набору высоты (сле-
дуя на нашу территорию) пли снижались
(при возвращении с нашей территории).
Применяя метод «засад» (маскировка ‹оли-
цем или облачностью), «охотники» подка-
рауливали отдельные немепкие самолеты и
группы их в тот момент, когда они произ-

водили перестроения для перелета линия
фронта или для Возвр

ащения на свой аэрод-
ром.

В других случаях «охотники» следова-
ли ‘за самолетами противника © превыше
чием и в стороне, внезално нападая на отор-
вавшиеся от группы машины. Бывало п
так: воспользовавшись удобным моментом,
наши истребители наносили Удар по само-
летам, замыкающим строй. и тотчас выхо-

неа ма мы
	an eee ee

ARAM из боя под прикрытием другой пары

Охотников».
	‚ Бозвращаяюь из района «охоты» на свой
аэродром. наши летчики перелетали линию
Фронта каждый раз на новых участках,
переходя иногда на бреющий полет или
маскируясь облакали. При этом особое ви-
мапие уделялось отоечению «разведки в
хвост» и маскировке своего S9D0 LDOMS.
	Гвардии майор В, ДРОЗДОВ,
	(Продолжение следует)
	В Батайском училище проведены сборы
заместителей ‘командиров  подразлелений.
Основной пелью этих сборов была раз-
работка единой методики обучения кур-
санта в воздухе и на земле.

Анализ летной работы за 1946 год по]
казал, что одним из главных недостатков
B обучении молодых летчиков являются
слабая методическая подготовка инструк-
	торов. различное понимание ими техники   0)
	выполнения отдельных элементов полета и
фигур высшего пилотажа. ‚Недостаточно
глубоко продуманы и’ систематизированы
занятия по предварительной подготовке
курсантов. В учебных подразделениях не
всегда правильно использовались трена-
жеры и рудежные самолеты.

Во время подготовки к сборам была про-
ведена большая работа. Летчики-инструк-
тора создали методические разработки по
всем упражнениям КУЛГа и № технаке
выполнения фигур пилотажа на самолете
«Ла-7». На сборах эти разработки были
тщательно проверены и приняты для
практического использования. № качалу
весенне-летних полетов инструктора пэлу-
чат ценное пособие для проведения с кур-
	сантами наземной и предварительной под-
готовки.
	Б ходе сборов было проведено °показа-
тельное занятие по предварительной подго-
товке летной группы. Руководил занятием
заместитель командира эскадрильи стал-
	Вразжеекие самолеты. взлетавшие с бето-
	нированного  вэродрома, уничтожались
«охотниками» в тот момент, когда они вы-
ходили из зоны прикрытия зенитных
средств, где наши летчики имели возмож-
пость снижаться до высоты бреющего по-
лета и наносить внезапный  улаф.

Опыт показал, что атаки по транспорт-

НЫм И связным самолетам” выгоднее всего
производить с пологом пикирования сзади
сверху: Огонь недо открывать с расстоя-
ния в. 400—600 метров и лишь тогда,
когда имеется полная уверенность в усне-
хе. В противном случае наши летчики, не
открывая огня, заходили па повторную
атаку, предельно еближалиеь с самолетом
противника и, по возхожности уравнивая
скорости, расетреливали его в упор. После
этого они уходили в новый район и там
искали другие цели,
° «Охотники», блокировавитие аэроузех,
действовали внезанно и при обнаружении
больших групи вражеских бомбардировши-
ков или истребителей, возврашающихея па
свой аэродром. В этих случаях наши лет-
чики обычно занимали выгодную исходную
позицию, маскируяеь солнцем или облач-
поетью, и атаку. производили на повышен-
ной скорости в момент захода вражеских
самолетов не посадку.

Борьба на воздушных путях не ограни-
чивалась только блокировацием основных
аэроузлов противника. Гвардии капитан
Лавриненков много внимания уделял также
транспортным самолетам на основных мар-
шрутах их полетов, остававшихея в сфере
досягаемости «охотников».
	Атакуя транспортные самолеты на, мар-
шруте их полета, «охотники» стремились
сблизиться с ними на пределыю короткое
расстояние. Если самолет противника шел
на высоте 50—100 метров, то его атако-
вали обычно сзади сверху; если высота по-
лета доходила’ до 200—300 метров, то ата-
ка могла производиться и енизу сзади, что,
как правило, обеспечивало ее полную вне-
запность. Сближение же осуществлялось
всегда в хвост. Огонь сразу из всех огне-
вых точек с малых дальностей давал от-
личный результат: самолет воспламенялся
или разрушался. Если же загоревшаяся ма-
шина успевала произвести посадку, то
«охотники» добивали е6 на земле.

Так было, например, 30 января 1944 го-
да, когда «охотники» под командованием
гвардии капитана Лавриненкова, выйдя в
район восточнее Олессы и следуя влоль
	Младшие звиаспециалисты ‘Н-ской ча-
CTH проявляют большой интерес к геогра-
	осевой и политической учебы, на хальней- фии. Они хотят как можно лучше изучить
шее укрепление дисциплины и воинского! свою великую Родину, ее неисчислимые
	природные богатетва.
	С честью выполнить приказ товарища
Сталина, проявлять большевистскую ga-
боту о высоком качестве боевой и поли-
тической подготовки, итти в авангарде
беспартийных воинов — святой долг
большевиков-авиаторов.
	Подполковник Г. КОВАЛЕВ.
	ИЗ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
eee
	По инициативе летчика млатшего лей:
	тенанта Брюлло в части создан reorpadr-
ческий кружок. В нем пожелали занимать-
	ся механики самолетов, мотористы, стрел-
	KH по вооружению и прибориеты.
	занятия проходят в часы массовой рабо-
	ты. Беселы проводятся у географической
	карты. Руководитель кружка тов. Брюлло
	машин, и тут же шрмоходила трасса тран-
портных самолетов противника, летав-
ших из Одессы к линии фронта на Днепре.
Полеты самолетов связи служили верным
признаком того, что где-то здесь фасноло-
жен крупный Штаб, обычно пРироко поль-
зующийся транспортной ввиацией,

Таким образом, выбор. этот района ©03-
давал. особо благоприятные Условия для
действий наших «охотников» на, вражеских
воздушных и наземных коммуникациях.
	_ Действия истребителей-„охотников“
	ца возду
	ных и наземных коммуникациях.
	очи получали ясное представление 0 том, этого немецкие истребители, базировав-
какими группами, но каких высотах и в! шиеся главным образох на етапионалетух
	каких Направлениях 905ычно производит
свои полеты вражеская авиация, где pac-
положены еэ аэродромы и посадочные пло-
щедки, по каким дорогам происходят наи-
более интенсивные перевозки войск и rpy-
зов. ’
Хорошее знание воздущной обстановки и
района действий помогало «охотникам»
правильно строить свои полеты, совериать
внезапные нападения на вражеские комму-
никации. Для этих действий выбиролись
те районы, где базировалась основная мас-
са вражеской авиации и где движение всех
видов его транспорта было наиболее интен-
сивным. Районы эти подбиралиеь из така-
го расчета, чтобы «охотники» имели 303-
можность находиться пад территорией про:
тивника в течение 20—30 минут. Нан-
большие успехи лостигались при действиях
в районах, удаленных на 50—100 кило-
метров от линии Фронта: там противник,
как правило, ослаблял маскировку, & так-
же зенитное прикрытие войск и грузов.
	Примером, показывающим значение вы-
бора района для операций «охотников» во
	зраньескюм тылу, могут служить действия:
	истреоителеи Н-ской гвардейской части.

В конце 1943 и начале 1944 гола нем-
цы вынуждены были для снабжения своих
войск. отрезанных в Крыму, пользоваться
мелкими судами, курсировавтими вдоль ce-
верного побережья Черного моря, а также
транспортными самолетами, перевозивиими
грузы и войска из Олессы и Николаюва в
Крым. Кроме того, нашей воздушной развед-
Кой отмечалось интенсивное движение ав-
томашин с различными грузами па шоссе
Николаев-—Олесса, & также значительное
железнодорожное движение между этими
городами.

Побережье Черного моря почти не при-
крывалось зенитными средствами, что поз-
воляло нашим «охотникам» безнаказанно
со стороны моря появляться над террито-
рией противника, Обилие дождей вызвало
«размокание» ‘полевых аэродромов: из-за

Опыт Беликой Отечественной войны дает
основание утверждать, что боевым свойст-
вам и возможностям истребительной авиа-
ций в наибольшей мере соответствуют
«свободная охота» и наступательные воз-
душные бои. Современные средства радио-
обнаружения значительно облегчают HeT-
ребителю самую трудную область его бое-
вых действий — поиск вражеских само-
летов. Однако никакие технические средет-
вы не освобождают летчика-истребителя от
необходимости искать воздушного против-
yuma, Поиск составляет неот’емлемую часть
	Каждого полета истребителя, точно так же,
	Kak, например, визуальная ориентировка
входит составной частью в дрттие способы
самюлетовождения.

‚ Поэтому-то применение истребителей от-
личается наибольшей эффективностью в
тех случаях, когла им обеспечена инициа-
	тива в выборе времени и способа боевых
	действий, проводимых методом «овободной
ОХОТЫ м.

Превосходство летно-тактических дан-
ных самолетов-истребителей, а также воз-
роспее в ходе войны тактическое мастер-
ство советских летчиков позволили многим
истребительным авиасоелинениям уже в
1943—1944 гьдах создать спепиальные
труппы «охотников» и предоставить им
инициативу действий на тех направлени-
ях, гле вражеская авиация проявляла наи-
большую активность.

История Великой Отечественной войны
двет немало примерв исключительно ус-
пешных действий истребителей-‹охотни-
ков». В настоящей стать» мы подробно
остановимся лишь на особенностях их дей-
ствий по вражеским комууникациям.
	ВЫБОР РАЙОНА
ДЕЙСТВИЙ
	При подготовке к выполнению задания
«охотники» главное внимание уделяли изу-
чению характера деятельности противника,
а товже выбору и ознакомлению с районом
действий. Используя данные зазвелки,
	аэродромах Николаева и Одессы, не могли Благодаря правильному использованию 0б-
	своевременно оказывать противодействие
вашим «охотникам».

Оценив обстановку, командир части, ба-
зировавшейся тогда в районе Аскания Но-
Ba, принял решению перебросить одну
эскадрилью под командованием гвартии ка-
питана Лавриненкова (ныне тварлии под-
полковник, дважды Герой Советского’ Сою-
34) на зэролрюм К. с задачей произво-
дить «евободную охоту» на вражеских ком-
муникащиях в районе Одессы, Николаева,
Снигеревки, Херсона.

Аэродром К. был расположен па `тлубоко
вдававшейся в море Кинбурнской косе. Это
позволяло нашим  истребителям-‹охотни-
кам» в кратчайший срок выходить в ближ-
ний тыл врага. Так, например, в ‘район
Николаева отсюда можно было долететь за
10 минут, тогда как на этот же полет из
райюно, Аскания Нова уходило 20 минут.
Соответственно полет в район Одессы с
аэродрома К. требовал всего 15 минут, a
из района Аскания Нова — 25 минут. В
TOMY же песчаный грунт аэродрома №. да-
вал возможность производить взлет и по-
садку в дождливую погоду, то-есть в то
время, когда авиация немцев могла дейст-
вовать лишь`© аэродромов, оборухованных
бетонированными полосами. Гвардии капи-
тан Лавриненков вскоре установил, что
райрн Херсона для «охоты» невыгоден:
вблизи города не было лействующих аэрод-
POMOB, движение по дорогам обычно осуще-
твлялось ночью, полетов транспортных
машин не наблюдалось. Кроме того, район
прикрывался сильными зенитными средет-
вами,

Зато район города Николаева был более
удобным для действий «охотников». Здесь
находился аэроузел противника, над кото-
рым непрерывно пролетали его машины.
На железнодорожном узле часто возникали
большие скопления эшелонов. По автома-
тистраля. Николаев — Олесеа наблюдалось
интенсивное двустороннее движение CBTO-
	становки и мастерству советских летчиков
результаты налетов оказались исключи-
тельно эффективными. За короткое время
«охотники» уничтожили в воздушных боях
30 и на аэродромах — 10 самолетов про-
тивника. Кроме того, были уничтожены 9
падювозов, 112 автомашин, 5 вагонов, 1
катер и пр.

Как же действовали наши истребители,
какие тактические приемы они применяли?
Для том чтобы ответить на этот вопрое,
надо рассмотреть раздельно тактику дей-
ствий «охотников» на воздушных и на
наземных коммуникапиях,
	БОРЬБА
НА ВОЗДУШНЫХ
ПУТЯХ
	Перед вылетом на уничтожение трап-
	спортных самолетов противника «охотни-
ки». получали необходимые данные от стан-
ций радиообнаружения. Однако, как пока-
зал опыт, транспортные самолеты часто
летали над морем и вдоль линейных ориен-
тиров на высоте 50—100 метров и даже
нике, что создавало большие трудности для
их обнаружения радиолокаторами.

После первых потерь, понесенных ог на-
IHX «охотников», транспортные самолеты
немцев перестали летать из Одессы в Арым
вдоль северного побережья Черного моря, а
уходили далеко в море, приближакь К
Крыму © юго-запада.

Истребители-«охотники», естественно,
не могли перехватывать их в открытом. мо-
ре. Тогда гвардии капитан Лавриненков
стал систематически блокировать аэродро-
мы вылета транспортной авиации и в 069-
бенности аэроузлы Одессы и Николаева.
Чтобы не быть замеченныхи, наши HeTpe-
бители ходили на, небольшей высоте, в CTO-
роне, от аэродрома; они избегали, населен-
ных пунктов, а для мескировки пользова-
лись облачностью.