4 mapra 1947 г., № 53 (660)
		личыо овладеть полетами в сложны
		Рассказ

aR KR
БЫТЬ _ г
В АВАНГАРДЕ

С начала 1947 года  Н-ский ‘авпацион-
ный разведывательный полк перешел к
освоению полетов В сложных‘ метеорологи-
чёских условиях. В этом деле полк Уже
достиг серьезных уснехов. Немаловажную
роль. сыграла при этом партийная органи-
зация, боровшаяея 3a то, чтобы KOMMY-
нисты‘и весь личный состав с честью`вы-
полнили  трудную программу ‘упражнений,
связанных‘ с полетами в’‘облаках. ^^*
‚Теперь перед полком встали новые ‘еще
более сложные задачи. И бюро партийной
организации сразу же созвало очередное
партийное собрание, чтобы обеудить пер-
вые итоги нового учебного года,- наметить
задачи коммунистов в дальпейшем совер-
шенствовании искусства полетов в слож-
ных метеорологических условиях: :

- С докладом. выетунил. командир полка.
Он. подчеркнул, что нартийная организа-
ция поступила правильно, именно -вейтас
постазив. на повестку. дня этот. вопрос. Ло-
кладчик привел данные, свидетельствую-
щие о том, что полк. успешно . решает -за-
	дачи, поставленные перел. ним командова-
нием, Почти все экипажи перетити KB. LIOK-
	 кым упражнениям третьего раздела. Бурса
	боевой подготовки. Пример. отличной. ‘уче-
бы показывают коммунисты капитан, Гон-
чар, майор Чернего. Герой Советекото.. (=
wea майор Шалимов, старший, лейтенант
Митротин, капитан  Гладков HD.

_ Отмечая достижения коммунистов, Док-
ладчик указал и на то, что многое. еще
предстоит доделать. Он разобрал недостат-
ки некоторых коммунистов, в частности,
‘старшего лейтенанта Лещева и лейтенанта
Каминова. 0ба они — хорошие летчики.
Но’от коммунистов партийная организа-
ция вправе ожидать большей требователь-
ности к самим себе. Этого подчас нехва-
тает тт. Лешеву и.Каминову. Командир
лично проверял тов. Лещева и установил,
что тот еще не добился жесткой: диспипли-
ны в полете, допускает отклонения от ‘за-
данных курса и высоты:

Командир полка выдвинул. перед рт
организацией ряд задач.  Коммуниеты
должны на занятиях и в полетах личным
примером показать образцы выполнения
приказов, должны больше помогать коман-
дованию в организации учебного процесса.
Болынинство штурманов является комму-
нистами, но’ пока лишь майор Чернего и
старший лейтенант Кантерман’ проявляют
инициативу и настойчивость в’ оборудо-
 вании образцового ‘итурманского класса.

прениях ‘первым выступил летчик
‘старший лейтенант Сзвченко. Он. предло-
‘жил, чтобы дучшие летчики изо числа
‘коммунистов, отлично овладевиие полета-
‘ми в сложных метеорологических  усло-
`виях, провели у себя в эскадрильях бебёлы
‘0 том, какими методами они осваивали по-
‘леты под колпаком:

Командир. эскадрильи — ох Гончар
указал, что парторганизажия должна -60-
лее решительно бороться с проявлениями
зазнайства. Иногда можно слышать, как
отдельные летчики, и среди них — ком-
муниеты, товорат: «Чего нам трениро-
	муниеты, говорят: «Чего нам трениро-
ваться! Сколько. же раз, можно повторять
одно и то же».

Подполковник Марценюк заоетрил. `Вии-
мание парторганизации на том, что для
повышения качества боевой. подготовки
необходимо использовать огромный размах
‘партийно-политической   работы избира-

тельной кампании.

— Мы накопили большой опыт аГита-
пионно- препагандиетекой работы, — то-
ворит on. — Его надо использовать сей-
час для пропаганды лучигих методов обу-
чения ‘слепым полетам, для широкой. ло-
‘пуляризации успехов отличников учебы.

В резолюции, принятой собранием, на-
мечен ряд практических задач, нах реше-
нием которых должна pagorars партийная
организация.
	При обучении полетам в облаках на
«Пе-2» у нас воблюдалась та же последо-
вательность —— вначале короткие прямо-
линейные полеты продолжительностью в
10—15 минут, затем развороты и переме-
	НЫ курса, набор высоты, ООВ, и
т. Л.

Перейдя к ‘полетам на «П5-2», ны,
естественно, стали обращать внимание. ‘ga
ряд специфических особенностей пилоти-
рования этого самолета в облаках. Очень
важно было’ добиться устойчивого положе-
ния машины, чтобы  она-не` кабрирювала,
пе сваливалась в крен, не. `разворачива-
wach, г

Когла начались слепые полеты. она
«Пе-2», перед. летчиками была поставлена
еще ‘олна ‘нелегкая задача: научиться: ле-
тать в сложных метеорологических У610-
виях на олном работающем: моторе. Летный
состав успешно ‘справляется ис эта. 3a-
дачей. .

Мы — ‘разведчики. Поэтому мы учиися
вести разведку в сложных метеорологиче-
ских условиях и каждый полет насыщаем
разведывательными заданиями. Летчики
привыкают к точному (по времени) BBIR0-
ду на заданную цель, учатся фотографи-
ровать 0б’екты (планово и перспективно)
во велкую погоду. При каждом полете, даже
`В зону. экипаж обязан по. рахио доносить
060 всем том, что им замечено. на земле.
Вернувшись на аэродром, командир экила-
жа обязательно оформляет донесение на
разведку. Мы учим летчиков не только ис-
кусству полета в облаках, 0 и yaren D0
использовать облака для успешной раз-
ведки.

Облака — союоник разведчика: он
укрывается за ними и для внезапного вы-
хода на цель ‘и для того, чтобы уйти ‘от
истребителей. Вот к этому’ сейчас и f161-
тотавливает себя личный состав
поиступивший к маршрутным полетам и
«Пе-2» в сложных MereopoaGrIrneckTx
условиях. Группа ‘наиболее отытных” лёт-
чиков поднимается на выешую- ступень—
переключается на ночные. Tote Thr па ca-
молетах «По-2».

Весь наш полк полон gemmmnoern c
честью выполнить требование TMoczexuero
приказа товарища Сталина «<... добиться
Новых, Gore высоких успехов в боевой и
политической подготовке».

Подполковнин И. МЕХАНИКОВ.
	об опыте OAHOTO полка
	Учиться тому, что необхолимо на войне
	1. На земле.
	У нас стало иравилом: если командир
эскадрильи или я, как его заместитель
He уверены в ком-либо из своих подчинен-
вых, или мы знаем, что какой-нибудь
важный элемент не усвоен летчиком или
штурманом, TO мы заставляем их воспол-
пить пробел, не раз и ве два проверяем
‘их знания и только после этого допускаем
‘к полетам.
	hak me на земле проходит подготовка, к
‘полетам в сложных метеорологических ус-
JOBHAX?
	. Изучение теоретических вопросов аэро-
динамики, штурманского дела, метеороло-
THH, радиолокащии, основ слепого полета,
материальной части проводитея в про-
цессе классных занятий и собеседований
KOMaH IAD эскадрильи и пачальников
	‘служб с подчиненными. НЦовселневный кон
	троль и шюверва осуществляются путем
опроса. Просмотр конспектов дает возмож-
ность следить за успеваемостью личного
состава, за усвояемостью материала, под-
‹казывать летчикам и штурманам, на что
следует обратить 0е0б0е внимание во время
самостоятельной учебы. Штурман лейте-
ант Дубровин, например, недостаточно
изучал радионавигационные средства. Это
стало очевидным осле того, как он был
опрошен на, классном занятии. Ему было
предложено подтянуться. Лейтенанта Дуб-
‘ровина обеспечили необходимой литерату-
рой, квалифицированной консультацией, и
вскоре от оказался подготовленным лаже
лучше других как в отношении теории,
так и в отношении практики применения
ралпонавигационных ередетв в полете.
	Quilt показал, что решающую роль в
подготовке экипажей к полетам под колиз-
ком, в облаках играет тренаж на земле.
Этот метод обучения стоит у нае в центре
вниматия. С помощью тренажной установ-
ки в штурманском классе и практических
занятий непосредственно в кабине самоле-
ть мы вырабатываем у летчика практи-
ческие навыки самолетовождения вслепую.
	(еобенно широко мы используем метод
тренажа на аэродроме, ‘непосредственно в
кабине самолета. Здесь летчик привыкает
к расположению приборов и ‘к работе с
рычагами управления: даче газа, закры-
тию и открытию шторки, выпуску щит-
тов, переводу винта с малого на большой
шаг ит. д. Или, -например, штурмалы пе-
‘ред полетом на малых высотах усиленно
тренируются в настройке РИК-10. на при-
водную радиостанцию, применяя моторчик
для того, чтобы не «посадить» аккумуля-
Тор,
	При организации наземного тренажа B
габине бывали случаи, когда некоторые
	летчики убаживалиеь в машину и «®отей-
	живали» заданные им полчаса: мало за00-
тясь об эффективном использовании это-
№ времени. В связи © этим мы вводим сей-
чае такую‘ организацию тренировочных за-
нятий на самолетах: между ними устана-
вливается связь. Командир эскадрильи или
звена все время держит свои эхипажи,
‘сли можно так выразиться, «в боевом на-
_ пряжении». Капитан Гончар, ` например,
KOMAHIVET со своей машины:
	‚ — Старший лейтенант Лещев, запус-
кайте моторы, Ваши действия?
— Есть. запустить моторы! Приетупело
К действиям.
И он рассказывает в последовательном
порядке, что оп будет делать. А в это вре-
мя уже раздается новая команда:

— Старший лейтенатт Короткий, сей-
	час будем пробивать облачность, По варио-
метру установите самолет в набор высоты

его, я невольно  вопомнил некоторых
летчиков, небрежно относящияхея к пред-
полетной подготовке, ‘заносчиво полагаю-
щих, что они уже все знают.

_ Старшие лейтенанты Митролин и Кан-
терман не надеются °на старые знания.
Они еще и еще раз точно расочитывают
маршрут, повторяют основные правила
слепого полета во всех его режимах. А
ведь за плечами каждого из них более
	чем по 150 боевых вылетов в самых раз-
	личных условиях погоды.
Теперь. ‘после войны. Tt. Merpoman 2
	бантерман. поднимаются на новую, более
Вттооку о - ‘ступень: борона маетртичива. ОНИ  .
	‘учатся: сами и учат молодежь.
	..Вдва светалю, когда экипажи нзйтра-
вились на аэродром. Стояла яспая мороз
ная погода. Видимость — 8—10 кило
метров. Температура воздуха — минус
	 124 градуса. Значит, сегодня будут поле-
	тЫ под колпаком, который заменит. ©0б0й
облака.

Отарший ` техник Лейтенант Мамзев
доложил; что машина готова к полету с
закрытой кабиной. Офилеры Митрошин и
Кантерман сели в самолет, опробовали
моторы, ‘проверили приборы, поудобней
устроили свое рабочее ‘место. Когда все
было в порядке, летчик. сказал:

— Можем вылетать. `

Самолет легко оторвалея от’ снежного
	покрова. Мы делаем круг нал аэродромом.
	набираем высоту. ‘Тов.  Митрошин еще
	раз проверил испразноеть материальной
	части. Устанавливаем связь с землей.
При помощи триммеров летчик добился
устойчивого положения машины в гори-
зонтальном. полете. ‘Следуем на ИПМ.
Штурман настроился на приводную радио-
станцию. Командир экипажа закрыл ка-
бину шторками.
— Курс 220 градусов, — слышно в
ларингофоне напоминание штурмана.
_ Митропгин точно повел самолет в гориг
зонтальном фежиме, контролируя полет
	{uo стрелке инликатора РИА. ° эЗемля ему
	Через 10 минут сделали разворот вле-
во. С новым курсом — 120 традусов —
Tos. Митроптин, ‘не видя земли и горизон-
	 та, довел машину до следующего поворот-
	ВОГО’ Пункта.
	гва метра в секунду, скорость нормальная.
Вапти действия?
Й старший лейтенант Короткий расска-

зывает, как он будет выполнять прика-
зание.

Такая организация тренажа обеспечи-
вает эффективность занятий экинажей в
кабинах самолетов, повышает интерес к
учебе, обеспечивает контроль co стороны
командира эскадрильи.

Много сил мы отдали тренировке в овла-
дении ‘радиосредотвами, особенно . РПК.
Нами применялся, например. такой метод:
РИК устанавливался на автомашину, в ко-
торой сидели и обучаемые. Машина отпра-
влялась по определенному маршруту, и
летчики в пути тренировались в практиче-
еком использовании прибора. Таким обра-
зом создавались условия, близкие к дей-
ствительной обстановке в полете, и одно-
временно экономилоеь. горючее. .
	Большое значение мы придаем поеледо-
вательности обучения © учетом индивилу-
альных качеств каждого летчика и штур-
мана. В нашей эскадрилье летный состаз
имеет боевой опыт. Но этот опыт различен.
	Кстественно, ‘различна и летная культу-
	ра экинажей. Ноэтому для олних програм-
ма прохождения Курса боевой подготовки,
особенно упражнений в сложных метеоро-
логических ‘условиях, строится в строгом
порялке и’ послетозательности. Что касает-
ся ‘других, более подготовленных, то им
	не обязательно начинать с азов. Они отра-
	CLTHEAIT те’ же упражнения в более
сложном виме. комплекено.
	В пропессе паземной похготовки звсегла
	выявляетея уровень знаний того или ино-
	летчика, штурмана, воздушного стрел-
ка-радиста. Вто успешно овладевает теоте-
	тическими знаниями, уверенно ш безолеи-
бочно действует на тренажерах. тот, как
	правило, и в воздухе показывает образцы
самолетовождения в любых условиях, в том
число и в сложной метеорологической` об-
становке.

Старший лейтенант

Е. МИТРОШИН.
	2...М. в воздухе
	Вотда после маршрутного полета под
Колшаком ‘на «Пе-2» мы приземлились
на аэродроме, штурман сказал:

т Мигроптин зел самолет замочатель-
Ho!

Старший лейтонатт Кантерман показал,
мне фиксоировавтиеея им через каждые
пять минут показания указателя скорости,
высотомера и компаса. Оказалось, что
курс, высоту и скорость летчик Митро-
шин выдерживал отлично.

Это прежде всего результат ттателр-
ной подготовки к полету. Старитие лей-,
тенанты „Митрошян и Кантерман накану-
не летного дня подробно разобрали, как
они будут производить взлет, строить 5о-
ребочку, набирать высоту, выходить на
ИМИ и как затем уже закроются кол-
пажом.

— На первом этапе маршрута курс
у нас будет 220 градусов, время по-
лета — 8 минут. Посмотри на карту:
так ли? — опраптивах тов. Митрошин.

— Верно; — подтверждал тов. Ван-
терман.

— На втором отрезке курс — 120
градусов, время — 7 минут. На послед-
нем этапе куре’ -—— 10 градусов, время: —
8 минут...

И тов. Митрошин и тов. Вантерман —
бывалые воздушные разведчики. Й вот,
наблюдая, ках они готовились. в  пред-
стоящему вылету, как разыгрывали

ЭТОТ ЭКИПАЖ ОВЛАДЕЛ ТЕХНИКОЙ ПОЛЕТА В СЛОЖНЫХ МЕТЕО-
РОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ. Слева направо: летчик. капитан Н. Гончар, штур-
ман старший лейтенант Г. Кантерман, стрелок-радист старший сержант Третьяков. _
	ИСПОЛЬЗУЯ БОЕВОЙ ОПЫТ
	ских колони, отходящих на Лугу. Летчик
выполнил задание успешно.

Разбирая этот эпизод, руководитель за-
нятий иллюстрировал свой рассказ кар-
	той и схемами. Слушатели узнали, как во
	время войны велась разведка дороге ма-
лых высот, как в плохую погоду отыски-
вались отступающие. вражеские колонны:
	  Такие примеры из боевой жизни, доходчи-
	вые и увлекательные, учат авиаторов
правильно анализировать. обстановку Ha
земле-и в воздухе; подмечать ее. особенно-
CTH и в. соответствии ©. этим выбирать
наиболее эффективные приемы и способы
разведки.

Теоретические знапия летчиков подЕре-
TAISWTCA практической‘ учебой. Мы cTpe-
	‚мимся насыщать тактическими элемента-
	ми ‘почти ‘все рнеаэродромные полеты, в
каких бы атмосферных условиях они ни
проводились.

Для летно-тактических учений мы ис-
пользуем наиболее поучительные опера-
пии, проведенные на’ нашем фронте в
(течественной войне. Так; например, на
одном из последних летных учений мы
разыгпали фэктическую ‚обетановку во0з-
дупгной деятельности › разведчиков нА
Ленингралеком фронте в ` осенне-зимний
периол 1943 — 1944 года. Многоярусвая,
частичнс. прерывистая облачность,  уета-
новившаяся в дни учения, и активные
действия B ‚районе разведки. <охотников»-
истребителей «противника». создали уело-
вия, близкие к боевым..

Успех дальнейшего совершенствования.
нашей боевой выучки. зависит от умелого
‘обобщения и глубокого освозния опыта;
накопленного в Великую Отечественную
войну.

7 Mognonnoonuk A. МАРЦЕНЮН.

Не меньшее значение придавалось и та-
кому элементу, как точное ‘сохранение
высоты, Очень важно было еще при поле-
тах в открытой кабине приучить летчика
к самодисциилине, к тому, чтобы он <чи-
тая грубейшей ошибкой отклонение ‘от за-
ланной Высоты. Следует отметить, что да-
леко не всё летчики обладают Подобной
самолисциплиной. Многие полагают, что
	 двести метров больше или меньше-это’ не
	имеет значения. Между тем при полете
под колнаком тю заданному курсу, расечи-
танному для определенной высоты, точный
	выхол на цель зависит от сохранения этой
	высоты.
‚ Усвоив торизонтальный полет в закры-
	той кабине, летчики перешли к отработке
	наюсра высоты, планирования и разворо-
тов. Наиболее трудным оказалось обучение
вводу в разворот я выводу из него.

Много трула затратили наши командиры
эскадрилий и звеньев на то, чтобы Ga-
учить летчиков точной координации уп-
равления рулями. Вначале все внимание
инструктора было сосредоточено на. отра-
ботке самой техники маневра. Поэтому
при выполнении первых разворотов и ви-
ражей от летчика не требовалось, ‘чтобы
он точно выводил, самолет в заданное на-
правление. Глубокями кренами мы не
увлекались: допускали не более 15 граду-
сов. На ошибках отдельных летчиков, У
Которых получались большие  крены,
командиры показывали, к чему это обыч-
но приводит. Для усвоения точной коорди-
нации движений рулями при  пилотиро-
вании в закрытой кабине применялись по-
леты змейкой, и машина беспрорывно` вво-
дилась в разворот и выволилась из Hero.

Первая проверка техники‘ пилотирова-
ния под котиаком на’ самолете’ «П-2»
выявила, что больпинетво летчиков. уже
может перейти к полетам на’ «Пе-2».

Й вот, наконец, настали дни, когда полк
почти ‘в полном составе’ приступил к поле-
там: пол колпаком. & затем и в облаках е
	ВЫХОДОМ По. расчету. времени на заданные
	OF BETH и < заланием на аэрофоторазведку.
Навыки самолетовождения по приборам, по-
	лученные в результате. кропотливой учебы
	на земле и в воздухе (на «Цо-2»), дали
свои результаты. Подавляющее большин-
ство летчиков первые полеты на боевом
самолете в облаках выполнило на «отлич-
Но» и «хорошо».
	_ В дни войны нам приходилось вести
боевую работу е полевых, мало приспо-
собленных: аэродромов. Приходилось также
делать посадки на случайных, мало при-
тедных. для этого площадках. Ноэтому
сейчас мы ввели в программу обучения
летчиков постоянную тренировку во взле-
тах с полое небольших ‘размеров и в 10-
садках на незнакомых аэродромах.

Во время минувней войны ни один
босвой вылет в полку не производился без
предварительной высылки специального
разведчика погоды. ° Этого порядка мы
строго придерживаемся и сейчас, обучая
летчиков полетам в сложных метеорологи-
ческих условиях. г . 1 {
Воздушная разведка в сложных метео-
рологичееких условиях была обызным
явлением в боевой деятельности пашего
полка. Ирактика учит, что искусство лет-
чика-разведчика  <остоит в TOM, чтобы,
`трамотно оценивая ‘’ обстановку, выбрать
правильный профиль и маршрут полета,
применить наиболее выгодный ©п0с0б дей-
ствия. Шаблона тут быть не должно. Но-
этому на занятиях по’ тактике мы, HC-
пользуя различные . примеры ‘прошлых
боевых действий, обучаем наших летчи-
ков, как ‘нужно разнообразить методы
воздушной разведки применительно к
‘условиям погоды. _ и

На занятиях мы широко используем
примеры из боевой практики. На одном из
	 занятнй по тактике, например, руководи-
	тель подробно разобрал такой боевой эпи-
30]. oO .

Дело происходило в январе 1944 ‘года.
Погода‘ стояла ‘изменчивая. Порой шел
снег. ‘Облачность временами опускалась
почти до 100 метров: В таких условиях
экипаж старшего. лейтенанта Заруднева
вылетел на «Ше-2» AAA разведки враже-

Я стал переговариваться ‘во птурма-
ном, который сообщил: «Приборы под-
тверждают ‘мастерство летчика. `Шарив
«Пионера»-—в центре. Стрелка вариомет-
ра — на ноле. Скорость нормальная.
Главное в слепом полете — выдержка и
спокойствие», - -—— заключил тов. Вантер-
ман, подразумевая ту уверенность, с кото-
рой пилотировал ‘самолет старший лейте-
нант Митрошин.

Когда самолет произвел третий  разво-
рот и стал на последний отрезок. маршру-
та с новым курсом, через ларингофон до
нае ` донеслаеь репзика, брошенная тов.
Мигротниным:

— Приборы не подведут.  Проборвм
надо верить! ‘=

“Эта вера в раба в сочетании с уме-
лым распределением ‘внимания и высокой
техникой пилотирования, пооволяет стар-
шему лейтеназту Митрошину “с тажой
точностью веста садхюлет вслепую. ^_

Закончив ровно чевбз ‘8 минут третий
маршрут полета, тов. Митрошин ‘открыл
HITOPKU YROWREE Аи Ma
шины, ›.

— Мыз Двух. `лилометрах . восточнее
аэродрома, -— передал. он. — Слетали
как будто неплохо. Сейчас можно будет
выполнять это упражнение и с остальны-
	ми экипажами. .
Самолет co снижением пошел. на .по-
	COLKY... : - ee
Майор Г. СОЖИН.
		мненче: если кто-либо летает на боевой
машине, то © <«Но-2»: он, несомпенно, ун-
равится. Это. — вредное зазнайство: He
всегда. летчик; хороию * летающий Ha
«Петлякове», достаточно владеет техникой
	нилотирования -«По-2». (А ведь именно
	Ha самолете этого. типа. нроходит Hla
предварительная тренировка перед тем.
как праступить в полетам в облаках на
боевом. или . учебно-боевом.. самолете.

За полетом в открытой. кабине последо-
вала тренировка в закрытой. Настал. са-
уый важный этап подготовки экипажей к
полетам в сложных ометеоролотических
условиях. При обучении летчика пилоти-
рованию по приборам вначале отрабаты-
вался свободный полет без воблюдения со-
ответствующего режима — курса, высоты,
“HO с сохранением ‘одного элемента, напри-
мер; скорости. Затем к скорости послело-
вательно добавлялись высота, заданный
куре. Упражнения . постепенно  усложня-
лись вплоть до отработки штопора по нока-
заниям приборов. Все полеты выюлняхлись,
¢ инструктором. От уровня его ‘‚методиче-
ских навыков. во многом зависит успех
обучения. Мы добились того, что инструк-
торами стали нани командиры звеньев
(сойчас они самостоятельно проверяют тех-
нику пилотирования). Для них были орга-
низованы. специальные: полеты,. в процессе
которых давались единые методические
указания по обучению: летчиков, и выпол-
нению упражнений, ~. . ~
	 Охновременно было установлено твердое
правило; инструктор вмеливается в полет
лить тогда, когда.нужно поправить ошиб-
ку, или в критические моменты. Проведена
упорная ‘борьба со всякими попытками
опеки CO стороны инструктора, сидящего
во второй открытой кабине.
	Когда начались, полеты: под колпаком,
командиры  зокадрилий и командиры
звенвев были нацелены в первую очередь
на отработку у летчиков искусства сохра-
нения направления ‘полета’ и’ точного выхо-
да к заданной цели. Сохранение направле-
ния и точный выход к заданпюй цели —
основная задача полета в облаках. Вылер-
живание ‘постоянного курса в полетах под
колпаком. отрабатывалось настолько, что-
бы летчик мог свободно и точно соблю-
дать прямую в течение продолжительного
	отибочное! времени.
	зу. определять по’ ‘приборам пространет-
венное положение самолета. В нашем
штурманском классе чмеется достаточное
количество схем, чертежей, разрезов” и мд-
кетов таких приборов; ‘как- «Пионер»; вы-
сотомер. комтае. РИ :и: т; л; Имеются п
	самые приборы в действующем ‘виде. Это
	лавало возможность сочетать лекционный
метод обучения летчиков © практической
демонстрацией. работы ‘приборов.

‚У - летчиков` благодаря этим занятиям
вырабатывалось” на’ ‘земле умение ‘автома-
тически -реатировать ‘на показания’ придо-
ров. В процессе наземной подготовки сёрь-
езное. внимание уделялось и, есля так
можно выразиться, исихозогическому‘Фак-
ropy. Ho собственному ‘опыту я знаю,
что у многих молодых (дан не только мо-
лодых). летчиков; попавития в сложные
метеорологические условия, инстаянктивно
возникает. чувство недоверия к. приборам.
„Припелось. провести. большую учедно-вос-
питательную ‘работу, чтобы: у. летчика. по-
явилась. твердая. вера в-показания_ ирибо-
ров. Успешно для этого использовалась
оборудованная в  штурманском о классе
установка, подобная кабине Линка. С ее
помошью летчики и. штурманы могли. на-
глядно, убедиться в.том, что если, напри-
мер, самолет делает левый вираж-—стрел-
ка «Пионера» действительно отклоняется
влево, а шарик находится в центре, и т. п.

‚Изучение конетрукпии. приборов, _TDCHE-
рювка в беглом чтении их показаний, при-.
обретение навыков. быстрого реагирования
а эти показания -—— вот. оенова приме-
нявшейся нами наземной. подготовки к по-
летам в сложных. метеорологических ус-
ловиях. Эта учеба на земле. велась парал-
лельно < практическими полетами пол
колпаком и в облаках. _

Тревировку начали мы с. полетов ° на
«По-2».. Прежде всего’ проверяли технику
пилотирования на этом самолете, после
чего выпустили летчиков в самостоятель-
ные полеты. 9т0 та ступень обучения,
которую я бы никому He текомендовал
перескакивать. Среди некоторых . боевых
летчиков, в том числе и нашего полка,
было гаспространено такое  оттибочное
	ставлял кроки местности. и схемы OUHOD-
ных ориентиров. Командиры и штурманы
эскадрилий систематически проводили тре
наж, используя немые карты, фотосхемы.
У нас вошло в обычай, что летчик ила
штурман, получивший оценку ниже
«хоро», отетранялея от внеаэродромных
голетов.

Олновременно ‘шло изучение климатиче-
ских и атмосферных условий. в’ налием
	районе. Лотола —— союзник летчика, тогда.  .
	др КИТ
когда ее изучают и с ней считаются. Это.
— основное положение; из. которого. мы
исхолчли, готовясь к полетам в сложных
условиях.

Мы поставили перед летчиками задачу.
научиться свободно различать облака по
внешнему виду и совершенно ясно  пред-
ставлять ©0бе характер,. свойства и. УС-
ловия полета в нах. № занятиям были
привлечены работники метеорологической
станции. Они выступали с, лекциями, док-
	wt ee NE

лалами. делали анализ погоды района за
	последние иесколько лет, советовали, Kah
правильно ориентироватьзяв_ различных
метеорологических «условиях. Были. орга-
низованы практические зачеты ›по опре-
делению облачности и ее характера. Заня-
тия проводились плаломсрио и послужили
теоретической основой для повышения ме-
теорологической культуры летчиков.
	Но. кроме того, мы старались привить
	летчикам и. штурманам ряд. практических
навыков. связанных CO етоль важным эле-
ментом воздушной обстановки, как погода.
Вее летчики и штуфманы прошли с80е0б-
разную <тажировку Ha метеорологической
	rome

станции. .В полку ‘установлен такой. поря--
‘ок: оперативный. дежурный из летного
	док. опора ария Кто ссы М %\-2-^ Ралье К
состава вместе с дежурным по мотеостан-
пии производит. анализ синоптической
карты, оценивает Фактическое ‚ состояние
погоды: Е

В слеком полете. летчик ведет самолет
по приборам. Поэтому теоретическую пох-
готовку экипажей к полетам —1 сперва
под колпаком, & затем п в облаках — мы
начинали © изучения принцииа действия
пилотажных приборов, их устройства и
назначения, © обучения летчика искусст-
	’Праказ товарища Сталина от 25 февра-
ля 1947 г. подчеркивает: ‘«Руководя-
щих принципом боевой подготовки совет-
ских Вооруженных Сил всегда было и те-
перь остаелся — учить войска тому, что
необходимо на войне». С этой точки 3pe-
ния вряд ли нужно доказывать, как важ-
но научить всех наших летчиков летать
в любую погоду.

Если перелистать страницы исторчи на-
шего полка за годы Отечественной вой-
ны, просмотреть лаконичные ‘записи в
журнале боевых действий, то нетрудно
заметить одну характерную” особенность:
мы, как правило, летали в сложных метео-
тологических условиях. Значение Фак-
‘тора погоды в современной войне еще бо-
168 возрастает, Вот почему мы еще ов
	прошлом голу, ‘Учитывая необхохимость
тотовить своих ‘’летчиков-разведчиков К
действиях в обстановке, = максимально
	приближенной к требованиям › совремег-
ной войны, серьезное внимание уделили
овоению полетов в сложных метеорологи
ческих условиях. И

Когда закончилась война, в наней пол-
ховой семье оказалась большая группа
маких л”тчиков, как офиперы Ткаченко,
Гончар, Чмакин, Митрошии, которые, сп9-
собны летать в любую погоду.

Но после войны в полк влилась из
кот группа летчиков, совершенно He
имевших боевого опыта. Мы должны были
подтянуть эту грушпу до уровня лучших
летчиков. Решению этой задачи был 19-
святен прошлый год. В’ результате в
1947 толу нам удалось почти всем 20ста-
вом полка перейти к полетам в сложных
метеорологических ‘условиях, Сейчас мы
перешли на новую, более высокую = CTY-
пень боевой полготовки. Все экипажи. 110
единой программе занимаютея соверитенет-
вованием искусства. полета вие видимости
земли,

( че мы начали? Прежде всего ©
изучения района базирования полка (в ра-
диусе 300 километров). Для_ этого был
икпользован метод облета района Ha Ca-
Уолетах «По-2» п «По-2», причем 10
озвращений из полета летчик обычно CO-