№ 182 (1096),
	СТАЛИНСКИЙ CO
	‚ ЖУРНАЛ.
РУКОВОДИТЕЛЯ
 ... ПОЛЕТОВ .
	Одних -из существенных Условий ус
пешного совершенствования ‘летной подто-
товки экипажей является умение ружоводи-
теля ‘полетов кралко и грамотно отразить в
своем журнале ход летного дня,

В журнале должны, быть зафиксированы
не только: грубые нарушения“ детной ‘диз-
пиплины. или правил техники пилотирова“,
ния, но И малейшие отступления от уста-
новленных норм, могущие послужить: при-
чиной летного” происшествия.” Для веесто*
роннего и’ глубокого анализа. полетов важ-
но также фиксировать факты образцового
выполнения экипажами 8 BCex требований
летяой службы и условий задания. Тавим
образом, журнал руководителя полетов дол-
жен об’ективно отражать весь летный день,
вое его теневые‘ и положительные стороны,

Однако некоторые офицеры, которым
приходится руководить полетами, ошибочно
полаталот, что в своем журнале они долж-
ны делать записи только о случаях явно-
го нарушения дисциплины и 0 тубых
ошибках в технике пилотирования.  Оено-
вываясь на личном опыте, мы считаем, что
	руководитель полетов обязан Фиксировать
	в журнале весь процесс летного дня.

Здесь должны быть отражены такие на-
рушения и отибки, как, например, op.
‘мально проведенный прием самолета от
механика, руление на повышенной скоро-
сти, срезание круга, выполнение на малой
выюоте четвертого разворота ит, д,
C другой стороны, в журнале должны так-
‘же найти место и записи о положительных
‘фактах. Скажем, при полете по мафшруту
экипаж или командир группы принял ре-
‘шение ‘возвратиться на свой аэродром
и3-за плохих метеоусловий; летчик такой“
то грамотно исправил ошибку, допущенную
в момент посадки: командир умело управ»
‘лял группой при фаботе на полигоне — об
этом ‘надо сделать запись в журнале. Речь
идет о фиксации тех положительных MO-
‘ментов, которые могут быть использованы
в качестве поучительных примеров при
Вазборе полетов и позволят командиру об’.
ективно и Бсесторонне оценить результаты
летного дня, обобщить и проанализировать
действия всей группы и каждого из эки-
пажей. В журнале руководителя полетов
должно быть отражено вытюлнение всех
элементов, составляющих содержание учеб-
ной задачи летного дня. Грамотные и 1а-
коничные записи в журнале воскреслт в
памяти руководителя полетов весь летный
день и’ помогут ему сделать обстоятельный
разбор.

Однажды во время полетов, которыми ру-
ководил гвардии майор Мусатов, Олин из
летчиков, производя расчет на посадку,  до-
пустил ошибку. 0б этом в своем журнале
тов: Мусатов записал слелующее: «Летчих,
	‚ производил четвертьги разворот резко, низ»
	Ко, машину разоолтал».
	C амол ет =.
	 POXOTHHKS:

HO PONT a
“00 NOATOT
	в раионе аэрод

рома.
	1/4. Несмотря на тавое выгодное  положе-
ние, он был своевременно обнаружен кур-
сантом. Вторично. «охотник» совершил нае
падение на Бондаренко во момент, когда
тот выполнял Маневр для атаки конуса.
Но и в этот раз безрезультатно. Бондаренко
	даже во время атаки цели продолжал вести
наблюдение за BOGNYXOM й OORADY RUA
	Отличных результатов добился и курсант
Жирков. В то время,. когда он вел воздуш-
ный «бой», его пытался атаковать «охот-
ник». Курсант Жирков-в Этот момент при-
кфывал ведущего. Он быстро обнаружил
приближающийся к месту «боя» самолет,
опознал в нем «охотника» и подал уста-
новленный сигнал,
	Курсанты, Бондаренко и Жирков на раз-
	боре полетов были поставлены в прамер
всем мололым летчикам. :
	Аорошо научились вести поиск против-
ника в полете и наблюдать за воздушной
обстановкой курсанты Рудаков и Утоплен-
ников. Не было случая, чтобы. «охотник»
приблизилея к ним незамеченным,
	Однако имеются случаи и беспечного
поведения курсантов В воздухе.  Самоле-
ты таких курсантов были запечатлены на
пленке кинопулемета, и после этого в их
	рабочих книжках появилась запись «Был.
	сбит «охотником».
	Опыт боевых дейетвий показал, Fo By
воздушном бою решающее значение имеет
внеёзапность первой атаки, Эта внезапность
может быть достигнута только при умелом,
тактически грамотном поиске‘. противника.
Фактор внезапности ‘лает нападающему мо-
	ральное и тактическое превосходство и, Бак
	правило, сводит на-нет вое преимущества
противника и ставит его в положение обо-
роняющегося. Даже опытный воздушный
боец, атакованный внезапно, зачастую
терпит поражение. = .

Поэтому офицерский состав нашего yu-
лиша уделяет особое внимание обучению
	лища уделяет 0с0бое внимание обучению
курвантов осмотрительности в полете —
	наблюдению 8 воздушной обстановкой,
поиску воздушного противника.
	Привить обучаемым навыки осмотритель-
	ности, научить их грамотно строить полет
с целью поиска противника за короткий
промежуток времени невозможно. Поэтому
мы начинаем учить ‘всему этому ‘уже в
подразделениях первоначального обучения.
Злесь курсантам прививаются первые на-
	выки наблюдения за воздушной обетанов-
хой. Их учат смотреть за чем. что лелает-  .
	ся в районе полета. В каждом полете куу-
	сантам ставится задача докладывать иИН-
	структору о всех замеченных ими самоле-
тах, :
	Особенно же большая работа в этом пла-
HO ведется о в полразделении офицера
Жданова, где курсанты, самостоятельно вы-
летевшие на боевом самолете, совершенет-
ВУЮТ св0е воинекое мастерство. ‘Офицеры
Жданов, Бурлуцкий, некоторые. коман-
лиры звеньев и  летчики-инструктеры
участвовали в воздушных боях на, фронтах
Отечественной войны. Они знают пену вне-
затным атакам и потому особенно. вдумчи-
во и настойчиво обучают. своих воспитан-.
ников искусству поиска противника.
	Обычно з летный лень в районе полетов
	курсантов этого подразделения патрулирует
самолет-‹охотник». Заведен твердый поря-
пов! какое бы летное задание ни выполня-
ли вуманты, где бы они ни находилиеь—
в зоне, на марируте, в районе стрельб, —
За ними непрерывно“ следит зоркий тлаз
«охотника», полстерегая их на каждом ша-
ГУ 07 момента взлета до Посадки, Залача
обучаемых заключается в том, чтобы не
дать возможности «охотнику» незаметно,
внезапно атаковать и сфотографировать их.
	Выделенный ‹самолет-«охотник» вооружен
хинопулеметом; он имеет отличительную
окраску и специальный условный знак. =—
красную стрелу. Обнаружив этот самолет
в воздухе и опознав его, курсант. подает
условный сигнал. Чтобы опенить навыки
	обучаемых в осмотрительности, на самоле-
	10 бохотнике» вылетает заместитель. коман-
дира подразделения: Ежедневно на разборе
полетов он в течение 10—15: минут анали-
зирует поведение курсантов в воздухе. и
допущенные ими ошибки. за а

Еели курсанта ‘«ебивают» в ‘течение
последнего периода обучения, то он снача-
ла получает предупреждение, ав случае
повторения замечания о допущенных им
фактах халатности и беспечности заносят-
ся в его выпускную аттестацию.
	Бее эти мероприятия принесли xopommne
результаты. В начале учебы курсанты не
всегда замечают все, что делается вокруг
них в воздухе. В последний же’ период
учебы большинство из них оказывается
наетолько натренированным, что какие бы
хитрости ни применял «охотник», ему не
улается атаковать внезапно.
	. Отарший лейтенант Осадчий, действуя
Rak «охотник» в районе стрельб по кону-
су, пыталея внезапно атаковать курсанта
Бондаренко, в то время когда тот находил-
ся в зоне ожидания, «Охотник» зашел со
стороны солнца, сзади сверху под ракуребм

Тишина и свежесть летнего утра. Ве-
тер едва колышет листья. деревьев. В
южной части неба быстро движутся тя-
желые дождевые облака, а над аэродромом
появляются голубые разводья..

Полчаса тому назад с полигона лоло-
жили, Что высота облачности там триста
метров. Командир: полка высылает одного
из летчиков на разведку погоды в районе
предотоящих полетов; Начальник метео-
службы уверяет, что облака скоро разой-
путся. Летчики с надеждой  поглядывают
на уведичивающиеея голубые просветы
среди облаков. Самолеты, < которых меха-
ники сняли сейчае чехлы, обнажили своя
yo блеска протертые капоты.

Новый день боевой учебы. авиаторов
начался,

Вомандиров экипажей, подходивших в
своим машинам, ветретили механики, Они
доложили о готовности малериальной части
® полетам. Приемку самолетов летчики про-
зводили в установленной последователь-
ности. Они убедились в полной 3a-
правке баков горючим и маслом, ща
тельно осмотрели оборудование кабин,
проверили исправность. вооружения и у6т8-
HOBRY прицелов.

Лейтенант Гаврилов осматривал  орга-
ны приземления, проверял контровку гаек,
в Шарнирных узлах, состояние пневмати-
5ов, исправность тормозов.

— Молодеп! Все будет работать, как
часы, —вылезая из-под плоскости. говорит
офицер своему механику Полякову.

Лейтенаят опразляет гиннастерку и идет
докладывать о готовности командиру звена.

В 510 время на. соседнем самолете стар
ший лейтенант Ольховой; сидя в ‘кабине,
спрашивает своего механика старшего сер-
жанта Мальцева:

— Полная заправвз воздушной системы
должна показывать сколько атмосфер?

— Пятьдесят, — быстро отвечает ме.
Xana,

— Почему же у вае только сорок? Не-
медленно доведите до нормы.

Это было единственное замечание, KOTO.
poe могли слелать летчики ‘при’ приемке
	 Атитационно-пролаганлиотокая. работа ’пиальных занятий, читать для
играет. вебьма. важную ‚роль в, общей си-  довлады, проводить © ними беседы и
creme б0е80й и политической подготовки, в   щеполитические и специальные темы,
	же широко следует популяризировать UT
личников” боевой: и   политической MOAPOTOB:
ки,

Это, обстоятельство было учтено при
развертывании ’агитациенно-пропатандиет-
ской работы во период подтотовии к поле»
там. С тёхническим составом части был
проведен ряд бесел. Отличник боевой уче-
бы авиамехание Терентьев поделилея‘сво-
им опытом оболуживания полетов на фрон-
те Авиамеханик Чаплый провел беседу на
	тему «Вак я готовлю самолет ввылету”о
	Беседы отличников оказали. 5015108. влия=
ние на технический состав. мобилизовали
людей на образцовую подготовку ‘ матери-
альной части в полетам.
	Kpome того, накануне полетов © рядо-
вым и сержантским, составом офицер Хох-
лов провел политинформапию на тему
«Честно и добросовестно выполнять. свой
воинский долг. — таково веление  Роди-
ны». Он напомнил младиим авиаспециали-
стам. о требованиях военной присяги, наз-
вал механиков и мотористов, показывяаю-
ших образцы дисциплины и офганизован-
ности, лобросовестното отношения .К вы-
	полнению своих служебных обязанностей,
	и призвал всех равняться по передовивам.
	Полеты прошли четко и организованно.
Командир части отметил, что полетное за-
лание было выполнено хорошо,  Достиже-
нию успеха. во: многом способствовали кон-
кретная` и целеустремленная агитация #4
пропатайла,.
	_ Значение агитапионно-пропагандистсквой
работы в повышении качества боевой вы-
учки авиаторов. убедительно. подтверждает-
ся следующим примером. В одном из. под-
разлелений отдельные штурманы не. вылол-
HE упражнений по  бомбометанию.
Командир решил созвать конференцию лет-
ного состава. На конференнии. был дан
анализ проведенных бомбометаний, BORDBI-
ты причины невыполнения упражнений.
	Отличники боевой ‘подготовки Kamaran Op-:
	лов, тварлии лейтенант [ерасько, капитан
Устимов и другие поделились своим опы-
том, рассказали товарищам, как. надо пра-
BUIBHO производить расчеты при ®омбомо-
тании, учитывая направление и силу вет-
ра.’ Авитаторы путем. синдивидуаль-
ных и грунпновых бесед › распространили
опы’. мастеров бомбового.: улата срели всех
	штурманов части. Результаты не замедли-
ли сказаться. Процент выполнения упраж-
	нений но бомбометанию значительно повы-
CHACHA.
	Большое внимание ‘паллийные и поли-
	тические работники частей уделяют нал
тлядной агитации. На видных местах вы-
вешиваются люзунти. плакаты. пропага-
дирующие требования уставов и ‘наставле-
ний, призывающие личный состав’ образцо-
во провеети полеты. ‘Выставляютея еие=
	отражаются задачи летного дня, раз’яс-
няется характер упражнений. Здееъ же раз-
мещаются фотоснимки экипажей,  ус-
пешно выполнивиих задание. Атитаторы-—
летчики и штурманы обычно’ проводят бе-
седы у этих щитев, передают личному ео=
ставу опыт’ бомбометаний и стрельб  от-
личных групп и экипажей, ‘а также’ подз
робно разбирают ошибки; причины. невы-
полнения упражнений.
	Бесь личный состав частей и подразле-
лений сейчас настойчиво совершенствует
	свою боевую выучку, неустанно трудится
над выполнением сложных и о ответетвен-
ных задач летнего’ периода обучения. Ус-
пешному решению этих задач подчинена и
вся атитационно-проратандистская работа.
Гвардии полковник
А. ГОРБУНОВ:
	ре полетов командир эскадрильи ‘обратил
внимание ОВ на имевшийся у них
недостаток: :
	Майор подошел ‘к радиостанций. взял
	микрофон, 30 тут же, посмотрев в
	EES ‚ТЫ

небо, положил 60 обратно: послед
ний самолет выровнялея.

Мехавики и мотористы снова собрались
в кружок и уселись на шелковистой тра-
вв. Секретарь партийной организации
	принес свежие московекие газеты, Комму-
	нисты старшина Котов и <тарший сержант
Комлев тут же провели громкие читки
наиболее интересных сообщений.
Руководитель полетов, улучив `свобод-
ную минуту, проверил радиосвязь сеполи-
оном и пелентатором. После ‚это ‹он НИ
разу не взялея за микрофон до окончания
	и замечаниях с земли не было
необходиуости. В воздухе все; происходило
так, как намечалось: сроки, выдержива-
лись, соблюдалиеь все правила.  Руково-
дитель полетов только сверял ‹ по   чавам
выполнение каждого элемента ‹ полета: 1
время ›от времени делал. те; или! иные _за-
ниси в своем журнале.

Когда последняя пара самолетов косну-
лась посадочной полосы, майор. _вагля-
HY Ha Wack.

—; Минута в минут! ь

Навстречу рулийшим по нейтральной
полосе самолетам бежали механики, кото-
рые сопровождали их до заправочной ЛИ

никакой
	MRE, где начиналаев подготовка. матери.
альной части ко второму полету, :
Передав самолеты на попечение меха.
  ников, летчики довлалывают . командирам
звеньев о выполнении задания, а Te, B
  вю очередь,  рапортуют koMananpy
эекадрильи,
Старший лейтенант Андреев. слелав!
	несколько вонкретных замечаний, касаю-.
щихея полета, в. частности, указал на
ошибки B padere сектором газа, лоту-
щенные лейтенантом Олифером. Затем
Андреев отправилея к руководителю по-
летов доложить © выполнении ‘задания.

°В «боевом листке» в это время  Появи-
лась новая заметка, Заголовок ве. гласил:
«Первый успеху. :
	Подполковник М, МАНКНАВЕЕВ.
	укреплении BOMECKOH диспипливы и 119-
рядка. Она является могучим средством по-
вышения коммунистической сознательности
	войнов-авиаторов, мобилизации их Ha УС?
  петиное релтение залач, поставлюнных перел
	воинами Министром Вооруженных Сил (9-
wea... OCP Маршалом Советского °(0ю3А
	 . А. Булганиным. Аорощо ортанизованные
	ий проведенные на высоком идеином уровне
лекции, доклады и беселы вооружают авиа-
торов новыми знаниями, раептиряют их во-
енный, политический и культурный круго-
300. воспитывают в духе советекого натри-
	отизма и напионалыной гордости, в Духе
	верности. военной присяге и воинскому
долгу, гоовности любой пеной. затищать
интересы своей’ социалистической Родины.
	‹ Руководствуясь историческими постанов-
лениями ЦЕ ВЁП(б) по идеологическим. в9-
просам, политорган, партийные и комеб-
мельские организации Н-ского авиасоедине-
ния ‘многое сделали для того, чтобы под-
нять агитационно-пропагандистекую фаботу
Ha уровень требований еетодняшнего дня.
Илейное содержание со оначительно повы-
	тейлось. Чаще стали  читалься лекции и
	доклады, проводиться ‘беседы по. вопросам
истории и теории большевизма, о совет-
ском патриотизме, о путях постепенного
перехода от социализма к коммунизму й
другие. Видное место занимает пропаганда
советекой военной идеологии, ‘уставов и
наставлений, приоритета советских ученых
в развитии авиационной науки ‘и техники;

Известно, что успех агитационно-пропа-
гандистской работы зависит в значитель-
ной степени OT того, насколько она кон-
кретна, ‘целеустремленна и действенна. По-
этому в частях и подразделениях доби-
ваются того, чтобы каждое мероприятие,
проводимое партийными и комсомольскими
организациями, агитаторами и пропаганди-
стами, было тесно увязано с характером
задач, над рецением которых сейчас рабо-
тает весь личный состав соединения. При
этом центр тяжести агитационно-пропаган-
дистекой работы переносится на период
предварительной подготовки в полетам.

В эюм отношении поучителен опыт
агитационно-пропагандистокой работы. в
одной. авиачасти.
	Предстояли полеты. Заместитель коман-
дира по политической части детально вы-
яснил, какие задачи будут решать летчи-
ки, ознакомилея с характером и особенное
стями предстоящих полетов. Затем он по-
советовалея с командиром, как лучше ор-
танизовать  агитационно-пропагандистевую
работу, на что следует при этом обратить
060606 внимание. Агитация и пропаганда
велись с учетом задач, которые предстояло
выполнять экипажам. Были прочитаны
доклады, проведены беседы с. летчиками на
темы предстоящих‘ учебно-боевых  задзя.
С докладами выступила Герой Co-
	ветекого Союза тов. Семенюк и пругид
	офицеры, имеющие богатый боевой опыт,
отличники боевой подготовки.
	* Авиамеханик-— боевой‘ помощник летчика.
Or его политической  соонзтельности и
	  уровня специальной полготовки. от ео от-
	ношения в выполнению своих. служебных
обязанностей во многом зависит уепех в
воздухе. В. олном: из. подразделений. напой-
	мер. был случай. когла по вине млалших
	звиасцециалистов самолет во-время He вы-
рулил на старт. В другой раз из-заенлохой
	подготовки материальной части летчик. вы-
	нужден был вернуться на аэродром, He
выполнив задания. Командиры и политра-
	  ботники, партийные ‘и комсомольские ор-
	ганизации должны постоянно заботиться 9
политическом воспитании младших авиз-
специалистов, о повышении их деловой
квалификации. Необхотимо. кроме cie-
	те пары собрались в звенья, Руководитель
полетами. наклонилея в - приемниву,
велушивается, Обычный треск, и затем
отчетливо. ‘доносится издалека: . «Аиет-
30»! Я «Аист-33». Пристроилея к вам».
	Через. несколько. секунл слышится
аналогичный  доклал ведущего другой
пары своему команлирм звена, Майор
	снова отошел OT радиостанции. и стал
следить за самолетами, описывающими.
Bat зэродромом круг, Небо сияло голубиз-
ной.

Механики самолетов, все время ‘внима-
тельно следивиие за полетом своих
командиров, собралиеь теперь у только что
вывешенного «боевого листка» утреннего
выпуска. Аншлаг «Отлично про-
‘ведем летный день!» венчал две’ 3а-
метки, рассказывающие 0 ‘TOM, что надо
сделать летному и техвическому составу
между. первым и вторым полетами. Пос-
‘`ледняя колонка была чистой. Она пред-
назначалась для сообщения © результатах
первого полета.

Руководитель полетов время от времени
прислушивалея, не ведут ли в воздухе
летчики излишних разговоров, Но’ в эфи»
ре был полный порядок. Наконец, из рай-
она .озера Б.сдонеслась знакомая команда:
«Выполняем вариант № 1», и снова
BCA смолкло,

Присутствующие на старте, заслонясь
‘от солнца ладонями, стали пристально
вглядываться в Небо. Майор взглянул
на чЧаеы и подошел в радиостанции. Шо
его расчетам выходило, что самолеты уже
должны были показаться в районе aapo-
	дома. -
— «Аист-30>! Я «Поляна»: Доло-
ite, me находитесь, Прием, `— запро-
вил он Андреева.

— «Поляна»! Я «Аист-30». Подхожу
К вам.

И, действительно, вскоре в голубом не-
бе показались крохотные точки,

‚== Идут отлично, — проговорил де-
журный по полетам.

. ~~ Вроме одного, — ‘не отрывая взгля-
да. от самолетов, 3aMeT майор» —
чуть не дотянул крайний: -——Аз’ютант эскад-
рильи, услышав замечание руководителя
полетов, сделал в своем блокноте соответ-
	ствуюшщую запись, чтобы потом на p3a3hd-

На снимке: Герой Советского Союза
гвардии старший лейтенант. Н; Пургин—
отличник боевой и политической под-
готовки, Мастер: ‘меткого   бомбардиро>
вочного удара. В период летней учебы
он успешно выполняет, все полетвые за-
дания, : :
Фото майора И. Цветкова.
	Результат тренировки
Ho Земле
	На, разборе группового полета” командир
эскадрильи сказал:

— Слаженно действовало: звено лейте-
нанта Федорова. Летчики выполнили все
указания, которые я’ дал во время предва-
рительной подготовки. Отмечаю, что экипа-
жи точно выдерживали интервалы и ди-
	станций. строго’ держалиеь евоего места, В
	строю. за умелые действия летчикам ‘9то-
то звена об’являю благодарность. Звено же
старшего лейтенанта  Савченкова неудов-
летворительно выполнило’ задание. Воман-
лир звена нарушил мой Указания, `укло?
HAICH. BIEBO после взлета: не выдерживал
	ззланную. высоту полета в момент  ебоа
	прупны. Поэтому он потерял ее и первый
Этан полета _ совершил - самостоятельно... в
	  отрыве от товавитей...
	С теми, кто попадает на пленку «охот-
ников», ведется больмая’ воспитательная
работа; О допущенной. ими  небрежноетя
говорится на разборах полетов, в старто-
вых «боевых листках». Этим. курсантам.
делают предупреждение их снова и снова
проверяют, знают ли они правила  осмот-.
рительности и маскировки полета.
	Вопросы. обучения курсантов  осмотри-`
тельности обсуждаются на строевых сове-
щаниях, на комсомольских и я
собраниях.

`Внезанные атаки «охотников»: и
удачными чаще всего в те моменты, когда.
самолеты возвращаются после выполнения
задания. В это время внимание некоторых
курсантов ослабевает, ими овладевает бла-
годупгное настроение, которое и приводит
К «потерям».
	Вурсант Усов был «сбит» «охотником»
TOTAa, когда он меньше веего ожидал это-
го — на кругу перед третьим разворотом:
Курсант Мищенко был  сфотографирован
«охотником» несколько раз при возвраще-
нии с маршрутных‘ полетов. При этом кур-
сант так и не заметил «охотника».
	Часто «охотники» атаковывали курсан-
тов при выполнении ими заданий, но в 216
время обучаемые, как правило, бывали 00-
лее внимательны, и поэтому атаки «охот
ников» в большинстве случаев оканчива-
лись неудачно. Однако иногда всё свое
внимание курсанты сосредоточивают на це-
ли и не замечают, как к месту боя под-
ходит новый самолет. Так, курсант [de
дольский во время учебного воздушного.
боя н6 заметил, как ero почти в упор
«раестрелял» «охотник». Этот случай раз-
бирался во всех летных трупнах подразде-
		И, наконец, были случаи. когда куреан-.
	  TB оказывались «ебитыми» на пути в рай-
	ону выполнения задания; Например, кур-
cant Куракан был атакован «охотником»
	В то время, когла он направлялея в район
	воздушного «боя», т. е. в момент, когда
должна быть проявлена особенно высокая
бдительность.

Разборы и анализы этих ошибок при-
несли большую пользу курсантам. Теперь
«потери» от «охотников» стали у нае ред-
хим явлением. :
	Гвардии инженер-Капитан
М. ПЛУЖНИК,

Сталингралское ‘авиаучилище,
		, Два звена выполняли одно и то же зада-

ние, а результат различный. Чем это of’-
яеняется? Быть может, уровень подготов-
ки летчиков не одинаков? Нет, подготовка
У легчиков примерно равная. Все’ они,
окончив авиаучилище, “в одно время ‘при-
были в полразлеление. -
	° Дело в том, что старший лейтенант Сав-.
ченков мало уделяет внимания отработке
на земле отдельных элементов полета.
	Ве, случайно летчики этото звена при вы-
	полнении задания в воздухе допустили. рядх
серъезных опибок.
	Соверлтенно. другая картина, наблюдаетея-
в звене лейтенанта, Федорова. Здесь комЗН=
дир уделяет серьезное внимание наземной
подготовке, - строго. контролирует, Kak под-
чиненные LOTOBATCA KE полету, своевремен-
HO лает We нужные указания: =

Тотовясь к полетам. лейтенант Федоров
непременно использует тренажную аппара-
туру, обучает авизторов умению правильно
выдерживать интервалы“и ‘дистанции, 60-
блюдать режим полета; порядок выполне-
ния различных перестроений. Команлир лб-
бивается, чтобы летчики твердо усвоили,
что основой успеха групшового полета яв
ляютея строгое выдерживание своего места
в строю, хорошая осмотрительность и евое-
временное выполнение приказаний ведущее
		о Такой невразумительной записью  в0с-
пользоваться при разборе полетов, конечно,
нельзя, таж как, прочтя ее. не yanaets $
причине оптибки летчика.

Офицерам, BBITOMASIOUWAM ен
‘руководителей полетов. необходимо owe
нить: чем сложнее отрабатываемое экипа-
жами задание, тем труднее руководителю
полетов вести контроль и наблюдение 3%
действиями авиаторов на земле и в возду*
уе. Поэтому руководитель полетов должен
накануне летного дня детально изучить
плановую. таблицу; ознакомиться ло сивоп-
тическим картам с.ожидаемой метеорологи»
ческой „обстановкой и т. д. Только будучи
всесторонне подготовленным, руководитель
полетов. сможет высвободить время ДЛЯ
того, чтобы фиксировать в процессе летно-
о дня В своем журнале в‘е «мелочи». _

При интенсивных полетах руководитель
почти весе время замят управлением” само-
летами по’ радио. В таких случаях cle
дует ‘поручать одному из’ наиболее omur-
вых ‘офицоров-летчиков ведение залтисейв
журнале под наблюдением руководителя поз
летов. Выделенных для этой цели офицеров

необходимо накануне летного дня проинет“
руктировать; они должны также хорошо
знать” плановую таблицу.

Такого же порядка в ведении’ журнала
следует придерживаться и руководителю
полетов ма полигоне.

По окончании летного дня всё ‹ вамеча-
ния, занесенные в журнал. обобщаются и
	`знализируютея руководителем полетов.
	Грамотные и точные записи в жЖурналв
являются ценнейшим материалом для глу-
бокого и поучительного разбора  летном
дня, проверенным средством повышения
боевой подготовки авиаторов и предушех-
дения всевозможных летных происмествий.
	Подполковник В. КУЗНЕЦОВ.
	Стрелковый тренаж
	}  ПРИМОРСКИЕ ВОЕННЫЙ ОКРУГ; 3 ав-
rycta. (По телеграфу от наш. корр.). Ha
аэродроме, сразу же за стоянками «бамоле-
‘Тов, оборудована, стрелковая площадка,
Здесь расположены, кабина для тренировки
‚В слепых полетах и стрелковый тренажер,
Неподалеку от площадки врыты! в’ землю
`два ‘шеста, на них подвешен конус‘ нату-
ральной величины, Bee это оборудование
используется для систематической трени-
ровки летного состава в стрельбе по воз-
	  душным целям.
	Постоянная тренировка на’ зехуле — вот
что неизмеяно приносит успех. - .
	Старший лейтенант П. ТРУХМАН о
	=) 4d (=
	ЗАМЕТКИ О ЛЕТНОМ ДНЕ

самолетов. Материальная часть была подго.
товлена отлично и своевременно,

Приняв от механиков самолеты,  детчи-
ви доложили командирам звеньев о. своей
готовности, Командиры звеньев, в CBO
очередь, отрапортовали 06 этом командиру
эскайрильй,

Ад’ютант выстраивает офицеров для
встречи командира.

— Товарищи офицеры, — обращается
старший лейтенант Андреев к летчикам, —
задачи летного дня, изложенные в плано-
вой таблице, остаютея без изменения, Ме-
теообстановка для произволетва полетов
благоприятная. Высота облачности тысяча,
метров, ветер западный, 6-7 метров в
секунду. Подробнее 0б этом скажет метео-
ролог.., .

Отарший техник эскадрилья  инженер-
капитан Коптев предупреждает летчиков о
необходимости: строго вылерживать режим
работы мотора в связи © высокой окру-
жающей температурой. Тов: Коптев ‘напо-
минает о грамотном торможении, учитывая
жесткость посадочной полосы, которая, как
наждак, стачивает резину шасси. °

С целью контроля готовности летчиков
к полету старший лейтенант ‘Андреев ‘за-
дал некоторым офицерам ‘вопросы, вытека-
ющие из плановой таблицы, ‘и, yoerns-
	шиеь, что все подчиненные уепешто епоа-
	BITCH в задачами дня, определил поря1ок
выруливания самолетов $0 стоянки.

Когда старший лейтенант. Андреев до-
вкладывал. руководителю полетов о. готов-
ности его экипажей, на аэродром вернулся
разведчик погоды. Он сообщил, чго`в рай-
онв полетов видимость хорошая, небольшая
облачность редеет и, повидимому, скоро
совершенно рассеется.

Несколько минут енуста донесли с поли-
юна: «Высота облачности —1000 метров,
готовы к работе», Руководитель полетов
aA последние распоряжения, напомнил о
диспиплине в воздухе и на стадуге.

По сигналу командира на вех самоле-
тах одновременно заработали моторы.

В установленное время лвинулея к стар.
ту самолет старшего лейтенанта Анлреева,
		Следом за ним, соблюдая очередноеть, BE-
руливали остальные машины.

...Руководитель полетов прибыл на парт
за час до их начала и принял доклад
от дежурного. Сняв планшет, он посмотрел
вверх, Голубые `разводья` между облаками
увеличивалиеь; утренняя дымка таяла.

— Хоропю, — сказал рН по-
летов.
	проверил ‘работу
	Руководитель полетов
	телефона и радиостанции, осмотрел ракет.
	ницу и бинокль и, найдя вое в порядке,
	стал осматривать разбивку старта.
	— А зачем так далеко воткнули Te
флажки? — майор указал рукой, —
Перенесите их ближе сюда, чтобы при
выруливании на предварительный старт
самолеты не делали крутых разворотов.

Дежурный отправился Выполнять, ‚ при“
вазание. vee
	Руководитель полетов сидел перед радио-
‘станцией с микрофоном в руках и 6м-
трел, как выруливала на взлетную полоеу
первая пара «Яковлевых». Вот‘ самолеты
	Бедуший пары
	  остановилиеь Teper «TT»,
		отарший лейтенант Андреев поднял левую
руку = запросил © готовности своего ве-
домого. старшего лейтенанта `Илясова. Тот
ответил. тоже поднятием руки, Майор вагля-
нул на часы. Было 7 часов 59 минут,

В приемнике послышался голое:

— «Поляна». Я «Аиет-30». Разрешите

взлет, Прием.
— сАпот-30». Я «Поляна». Barer
разрешаю, — произнес майор.

Самолеты устремились влерел по 661%-
вированной полосе. В момент отрыва от
земли первой пары вторая пара начала
разбег, ‘

Одна за xpyro пары = самолетов
уходят в воздух. № указанному срокузли-
ния предварительного етарта пуетеет.

— Начало хорошее, — говорит фуково-
дитель полетов и ‚ поднимается с места,
чтобы проследить за взлетевшими самоле-
Tami.

Дистанции между парами постепенно
сокращаются, На’ предусмотренном разворо-
	‚ Ча-днях, звено   лейтенанта
выполняло упражнение _ по
стрельбе. ‚ Накануне полетов

Пилипенко
воздушной
вомандир
	’ривел подчиненных на стрелковую  пло-
щадку и провел с ними тренаж, Лейтенант
Пилипенко сперва заставил летчиков  по-
тренироваться в прицеливании. Когда xe
они этот элемент хоропго отработали, Пили»
пенко стал учить их точно брать  упреж-
дение „при стрельбе по движущемуся Ко-
нусу.

Заключительным этапом была стрельба
Из кинопулемета пб перемещающемуся ко-
нусу. Офицеры: вели. стрельбу ‘согласно
Тасчетам, которые они сделали для выпол-
нения упражнения в воздухе. Поеле mpo-
явления ‘и дешифровки пленки командир
созвал летчиков, указал им на ошибки й
посоветовал, как’ избавиться ‘от. них.

личная тренировка на земле: помогла
авиаторам успепно выполнить задание 8

ли