№ 188 (110%). _
	10 августа 1948 г.,
	СТАЛИНСКИЙ . СОКОЛ
	и понятно: от исправности тракторов, кат-   тел для выполнения задания по мало знз-
ков, гладилок, от наличия средств подогре-  ^_ о т ——
ва, утепленных помещений для ремонтни-   на &

ков во многом зависит успех зимней ‘уче-
бы авиаторов. Солдаты, сержанты и’ офи-
перы аэродромно-технического - нодразделе-
ния старшего лейтенанта `Цвигун 38 лето
	ни - капитально
		H-CRAW АВИАГАРНИЗОН, 9 авгу-
ста. (По телеграфу от наш, sopp.).
В Н-ской авиачасти во время тренировоч-
ных прыжков с параниотом. произошел та-
кой случай, Солдат Павлов зацепился пз-
раанютом за хвостовое оперение самолета.
Машина начала терять Управление.

Павлов быстро перерезал ножом не-
		комому. маршруту. Перед вылетом. штуриен

лейтенант Дружинин не проверил исправ-
ность РИК. В результате этой беспечности

экипаж. попал в затруднительное положение.
	Маршрут полета пролегал над горными
	хребтами. До половины - маршрута цо-
ода.’ блатоприятствовала” полету, Но
дальше стояла облачность. Экипаж решил
вести самолет на приводную радиостанцию.
Включили. РИК. но. он оказалея неисправ-
ным, Пришлось прибегнуть к другому ©и0-
‹0бу: запросить пеленг. Последний был
быстро и точно передан на самолет ралио-
пеленгаторным пунктом  млалието лейте-
панта Сыченко. Но радист старший  сер-
жант Молчанов не омог принять его, так
как в этот момент в эфире была плохая
прохолимость. Продолжая полет, самолет
вамного мклонилея от аэгодрома посадки.
	Почуветвовав. STO © самолетом что-то
пеладное, дежурный пелентаторикик и ра-
дист приняли меры к тому, чтобы найти
самолет и помочь ему исправить ошибку.
Они регулярно перехавали в эфир пеленги
и, наконец, добились своего. Экипаж, полу-
чив пеленг, определил свое местонахожде-
ние и вышел к своему аэродрому. Не про-
яви пеленгаторщики бдительности, самоле-
	ту пришлось бы совершить вынужденную -
	в воздухе
и горючее
	посадку, так как он пробыл
больше положенного вгемени
было на исхоле.
					Результат. плохой подготовки
к полетам... руководящего
	состава.
	принимая в них участия, Розыпрыйт прово-
дил офицер Огнев, который, — Кстз-
ти’ сказать, должен был участвовать в
вылете в качестве посредника. Составлен-
	ный таспех Огневым план розыгрыйта по-  !
	летов содержал вопросы, добрая половина
которых не имела отношения к. предотоя-

щему вылету.. ,. . Е
— ИКомандир подразделения. — сказал,
	например, Огнев, приступая к розыгрышу.
.

полетов, -— Дает указания летному соста-
BY nepel полетом в составе группы;
	В. роли командира вы, офицер Губарев.
(мгвечайте.
Офицер Губарев  поднялея. с места
	и, пожимая плечами, недоуменно заявил

— Завтра ведь я не летаю, & буду ру-
воводить полетами.

—- Ничего. ничего, oimeraiire, — пов-
торял Огнев. :

Офицер. Губарев на протяжении 10. ми-
нут излагал содержание. задачи, которую
должны были летчики решать в воздухе.
В сущности, он говорил не о. TOM, что
должно доводиться до сведения летного
состава перед вылетом, & рассказывал 0
содержании первого этана предварительной
подготовки,

Этот ответ не удовлетворил Отнева, и‘
тем же вопросом он. обратилея. к офиперу
Волошину, который также не’ должен
был принимать участие в  предетоя-
щих полетах. Ответ офидерь Волоптина, не-

многим разнился от того. что было сказал
	не Губаревым,

Остальные вводные носили такой же от-
влеченный хараклер. Внимание  участни-
ков полета не заострялоеь. на таких суще-
ственных вопросах, каю особенности метео-
обстановки, хотя температура воздуха. 8
те дни доходила ло --45 градусов. Ско-
рость. самолетов «противника», = утоя
встречи с ними и радиус разворота, группы
перед началом атаки-—фажторы, о обеспечи-
вающие точный выход самолетов в задан-
ный район, также не являлись предметом
разбора. Очень мало было сказано и о
случаях наоущения лиспиплины при про-
ведении полетов, которые имели место «6B
этой части в недавнем пронитом, oy

Даже в результате езоль плохо подто-
товленного и неумело проведенного ззня-
тия тов. Саломатину оталю. ясно, что ни
он, ни остальные офицеры ne  п-
готовились к выполнению сложно полег-
ного. задания. Вылет пришлось ре
на два ДНЯ.

В части, о › вотерой идет речь, есть мно-
то отличных. воздушных бойпов -—— учает-
ников Великой Отечественной войны. Эти
офицеры способны с честью выполнить
самое сложное задание, Однако  разобран-
ный нами случай свидетельствует 0 ‘том,
что ‘несерьезное отношение отлельных ^пу-
ковохящих офицеров к организации прет-
варительной подтотовки влечет за собой
недопустимую трату учебного времени, та-
рушают ‘планомерный хол летной ‘учебы,
тормозит рост боевой выхчки воинов-авиа-
	торов. Е
Гвардии майор Д. ВЛАДИМИРОВ.

Туркестанский военный округ.
	_ Авиационные командиры обязаны так
строить боевую подготовку, чтобы каждый
чае учебы в классах, на аэродроме, в по-
лете был максимально использован для по-
вышения боевой вытчки авиаторов. Выеокое
чувство личной: ответственноети 34 рост
	Офицер Саломатин, исполнявший в, ATO
время обязанности командира части, ©
проведению розытрьпиа полета не  подго-
товилея и присутствовал на занятиях, Ae
	EXCTBAMA 3OC
	В некоторых. районах суровы и Kall-
ризны метеоролотические _ условия. етом
ясные дни бывают очень, редко. Часто идут
дожди, а зимой бушуют метели, дуют по-
	  рывиетые ветры.
	В таких условиях маршрутные полеты
без использования средств земнфго обеспе-
чения  самолетовождения (30С) почти
невозможны. Вот почему в таких районах
служба 30С приобретает 06000 важное зна-
чение; Географические. и климатические
особенности. несомненно, усложняют ее ра-
боту. Например, во время сильных метелей
нередки обрывы антенных систем  радио-
станций и завал антенных мачт. Для обес
печения бесперебойной работы средств 306
Ha точках строятся стационарные деревян-
ные мачты, которые укрепляются металли-
ческими оттяжкзами.

‚ Челенраторы ‘размещаются в специаль-
вых помещениях, приемник ‘ пеленгатора
устанавливается ‘на’ втором ”отаже, антенна
поднимается над зданием ва. 80—100 Catt.
тиметров.

Вот в таких условиях работает радиопе-
ленгаторный пункт лейтенанта Руднева,
Весной этого‘ года” из-за повышенной влаж-
ности воздуха и обраяования сильного инея
изменились величины вопротивления в ан-
тенных” фидерах пелентатора, что привело
& ошибкам при пеленгировании, ‘доходив-
шим до 15 градусов. Только замена фиде-
ров исправила положение,

Bo время магнитных бурь наблюдаются
длительные перерывы радиосвязи из-за
непрохожления волн, ‘особенно коротких.
	Однако ралиопеленгатор успешно страв-
ляется с работой. Много раз он выводил
самолеты на правильный курс, помогал им
найти аэродром. Лейтенант Руднев, началь-
НИК связной радиостанции младший cep
жант Гаврилов и пеленгаторщик старивий
сержант Врайнюков отдают все свои силы
обеспечению полетов. Командование’ неод-
нократно отмечало их отличную работу,
	Что же помогает радиопелентаторному
пункту лейтенанта Руднева беспечебойно
обеспечивать работу средств 300? Прежде
всего — инициатива и творческий подход
к делу. Здесь ежедневно ведутся  рачио-
наблюдения за прохождением различных
волн. Хоромто’ изучив Bee помехи и причи-
ны, порождающие их, подчиненные Рудне-
ва знают, в жакое- время. суток или годаи
	в. каком направлении ©вободно проходит.
	радиоволна и в каком не проходит. С уче-
том: этого они ре ‚волны для связи
< самолетами.

* Опыт этого’ радиопелентаторното пункта
используют тругие точки. Сейчас начали
	вести радионаблюления пеленгаторы млад-
	ших лейтенантов Израклевекого и Сыченко.
	` Находясь веетда в боевой готовности,
пеленгаторщики - помогают самолетам в
	трудных условиях полета сориентироваться
и точно выйти на аэродром посадки. Харак-
мерный случай был весной этого года. Эки-
	паж старшего лейтенанта Нахмурина выле-
	ое! боевой и политической
подготовки — моторист сержант

Д. Григоренко и механик старший
сержант Д. Середин осматривают мотор

после полетов.
Фото капитана Б. Дубровина,
	К зиме все готово

Зима на Южном Урале бывает ‘обычно
суровой. В просторах стеней есть где’ раз-
туляться вольному ветру. Снежные заносы
на дорогах и аэродромах зимой — частое
‘явление,

Поэтому обязанности командиров частей
й тыловых подразделений в деле подготов-
ви к зиме здесь особенно ответственны.

Из года в год второе Чкаловское авиа-
пионное ‘училище первым среди других
авиационных ‘частей округа рапортует о
‘готовности к зиме. Командование училища
заблаговременно принимает все меры к то-
му, чтобы зимняя учеба в классах H Ha
аэродромах проходила без помех.

Й сейчае училище идет первым в’ нодго-
товкё к зиме. Здесь давно составили 0б-
стоятельный план всех необходимых ре-
монтных и строительных работ, выделили
бригады столяров, штукатуров, кровель-
щиков, установили для них задания.

Многие работы уже закончены: заготов-
лены и привезены дрова, отремонтированы
печи, приведена в порядок отопительная
система здания ‘училища.

Серьезное внимание было обращено На
	‘`многообразное аэродромное хозяйство. ‘Это
	Этот случай показывает Также, что
	летчики и штурманы обязаны заботливо
относиться в аппаратуре, установленной
на самолете, и уметь пользоваться сред-
ствами 300. Большинство экипажей отлич-
но понимает значение 300 и не пренебре-
гает ими даже при хороших условиях по-
лета и отличном знании маршрута».
	Показателен в этом отношении экипаж
старшего лейтенанта Сусуева. “Штурман
лейтенант Хмаров отлично знает дислока-
цию и ‘условия работы средотв 30C на
траесе. по которой совершаются полеты.
	Перет вылетом он всегда сверяет частоты
	и позывные приволных и пеленгаторов,
убеждается в том, что заявка на обслужи-
зание полета сделана и средства 300 бу-
лут работать во время полета. Вместе с
ралистом Хмаров тщательно проверяет pa-
дионавитационную аппаратуру. Он запра-
шивает пеленг с земли и, получив 619,
тает ответную квитанцию, т. е. заранее
		Олнако есть еще. отдельные летчики и
штурманы, которые нренебрегают средства-
ми 300 и подчас не умеют ими  пользо-
ваться. Так, штурман старший лейтенант
оалозный однажды после полета возмущал-
ся, почему, мол, приводная станция, кото-
рой своевременно была дана заявка, не
работала. В действительности станция ра-
ботала. но тов, Залозный не связалея с
ней лишь потому, что, настраивая свой ра-
диополукомпас, он перенутал данные ра-
боты приводной станции.
	Инженер-капитан А. СЛОБОДНИК.
	сколько строп. Цолотнище параппюота 60-
рвалось’ с оперения. Оторвавитиеь от само-
лета, Павлов раскрыл запасной парашют и
благополучно приземлился. Велед за ним
сел на землю и; самолет.

_Хладнокровие и выдержка солдата Пав-
лова спасли жизнь. ему и экипажу само-
	АСТЕР воздушной стрельбы лет-
чик-истребитель лейтенант Н, Но.
	виков. С каждым днем он оттачивает

свое мастерство, показывая отличное

выполнение всех полетных заданий,
Фото майора Т. Мельника,
	Отличная работа
авиаремонтников
	‚Врупных производственных успехов до-
билея коллектив самолетного цеха Н-ской
авизремонтной базы. Вот уже второв ло-
лугодие он держит переходящее Красное
знамя. Цех из месяца в месяц  перевы»
полняет задания. Здесь немало людей, рз-
ботающих в счет программы 1949 года.
‚ Пример высокопроизводительного труда
показывают комсомольцы. Отлично рабоч
тает секретарь организации ВЛВСМ Ван-
чугов, награжденный почетной грамотой
ЦЕ ВЛКСМ и почетной грамотой обкома
комсомола.

Ванчугов — один из активных рая
ционализаторов авиаремонтной базы. 38
полугодие он внес более 15 ценных пра.
ложений. Регулировка под’ема и выпуска
шасси раньше производилась с рабомю:
щим мотором. Поэтому самолет приходи:
лосв выкатывать из ангара, а после
гулировки опять ставить на место, 910
отвлекало от производства 10 — 15 че
ловек. Теперь регулировка шасси произво
дитея в ангаре при помощи › небольшого
элетродвижка, который тов. Ванчугв сам
смонтировал. На этой работе сейчас 34
нят воего лишь один человек.

Не менее ценным было и другое рацио»
нализаторское предложение Ванчугова —
0 восстановлении амортизационных 0106
шасси, выбракованных из-за глубокой кор-
розийности рабочих поверхностей пиков
Теперь коррозийные поверхности штоков
отшлифовываются о на станке, затем путем
хромирования восстанавливаются и снова
шлифуются до нужных размеров,

Недавно авиаремонтная база получила
задание: отремонтировать в ‘короткий срок
несколько истребителей. Основная тяжесть
работ: ‘легла на самолетный цех. Начальния
цеха призвал комсомольцев пюказать’ при»
мер ‘в выполнении = этого важного 38{h
ния. Комсомольцы по-боевому взялись 38
дело. Самолеты были выпущены из ремон“
т& в указанный срок.
	Майор В. ЖУНОВ.
		ЗВЕНО ОТРАЖАЕТ НАЛЕТ БОМБАРДИРОВЩИКОВ.
	B небо взвилась. ракета, — сигнал к вы-
лету. Самолеты быстро поднялись в в03-
дух и легли на Куре.

— Внимание! — послышался в шае-
мофонах летчиков голое ведущего. — На
встречном курсе идут бомбардировщики
«противника». Приготовьтесь к атаке!

Звено истребителей стремительно ата-
ковало «противника». Старший лейтенант
Ворченко умело управлял действиями
группы,

Старший командир, наблюдавший 3a
выполнением задания, отметил отличные
действия звена офицера Борченко.

Майор И. ТИТОВ.
	«Противник» готовился совершить на.
лет с воздуха на важный промышленный
об’ект. Летчикам звена старшего лейтенан-
та Борченко было приказано отразить Ha-
лет бомбардировщиков.

В выполнению этого ответственного за-
дания воздушные воины хорошо подгото-
вились. В процессе предварительной под-
тотовки летчики последовательно отраба-
тывали с1000бы - ведения воздушного
«боя», уточнили место сбора звена, изучи-
ли порядок прихода на аэродром и роепу-
ска на посадку.

..Ha рассвете летчики звена старшего
лейтенанта Борченко вырулили на старт.
	Из истории
отечественной
авиации
	отремонтировали ангары, построили на
зэродроме гараж для тракторов, кузницу,
компрессорную, складское помещение; от-
ремонтировали атрегаты зарядно-аккуму-
ляторной станции, привели в порядок водо-
маслогрейки, подготовили к зиме жилые
помещения. Все это сделано своями рука-
ми. из подручных материалов.
	В полную готовность приведены гладил-
	ки, катки, грейдеры и весь остальной не-
обходимый для работы. на аэродроме зимой
приценной инвентарь. Приведен в порядок
спецавтотранепорт.

Таким образом, зиму авиаторы. ветретят
	BO BCCOPY RH. 3 о
: Майор Ф. ЛУШНИНОВ.
	Повысить классность — задача каждого радиста
	Радисты. нашего подразделения усиленно
готовятся к осенним испытаниям. Занятия
проводятся на всех радиостанциях.

Отлично учатся комсомольцы сержанты
Сосов и Гузиков. Они уже стали радистами
1-го класса и продолжают  совершенетво-
вать евои знания и навыки. Младший ‚сер-
sant Никишов — радист 2-го класса —
	жно иметь какую-нибудь опорную среду, и
только реактивное движение не нуж-
дается в этой, среде:
Широкое развитие резктивной техники
в нашей стране оказалось возможным лишь
после Великой Октябрьской социалистиче-
ской революции. . Нартия Ленина —
Сталина создала деятелям советской науки
вее условия для творческого труда, Имен-
но в советский период наиболее  плодо-
творной была деятельность талантливого
русекого ученого К. °Э. Циолковекого.
	В своем письме товарищу Сталину Ци-
олковекий писал»
	«Мудрейний вождь и друг всех трудя-
шихея, товарищ. Сталин!
	BOW ©вв0ю жизнь я мечтал своими тру-
дами хоть немного продвинуть человечество
виеред. До революции моя мечта не могла
осуществиться. —
	дить Октябрь принес признание трудам
	самюучки, лишь Советекая власть и пар-
	тия Ленина — Сталина оказали мне дей-
ственную помошь. Я почувствовал любовь
народных масе, и это давало мне = CHIBI
продолжать работу... ».

Ракеты с жидким топливом были виер-
вые предложены и конструктивно . разра-
ботаны этим знаменитым русским ученым
и изобретателем,  пророчески  указавитим,
что. «за эрой аэропланов винтовых должна
следовать эра аэропланов реактивных».
Циолковский разработал несколько проек-
тов ракет и научно обосновал применение
ракетного двигателя,

Еще в 1903 г. К. 9. Циолковокий в
работе «Иселедование мировых — проет-
ранств реактивными приборами»  предло-
жил примемять для реактивных двигателей
различные жидкие компоненты = горючей
смеси (топливо — жидкий водород, окис-
литель — жидкий кислород) и высказал
мысль 0 возможноста использования этих
жидкостных ракет для передвижения не
только в пределах земной зтмосферы, во и
для полетов в безвоздушном пространетве.
Циолковский подробно, разработал матема-
тическую теорию движения ракеты’ и
впервые рассчитал, ‘как’ булет двататьея
ракета, вес которой непрерывно убывает
	стремится стать радистом 1-го класса. Мо-
лодые связисты ефрейторы Граков, Яким-
пов и Устинов готовятся повысить свою
классность. Опытные радисты охотно по-
	могают молодежи овладеть искусством пе-
pelat на ключе и приема ‘на слух.
	Младший сержант И. БАСОВ.
	вследствие сгорания топлива.  Циолков-
ским были также разработаны способы
управления ракетой в полете при. помощи
рулей из тугоплавких материалов, разме“
щенных в струе газов, выбрасываемых ‚из
KaMepE сгорания.
	Для охлаждения сопла- Циолковский
впервые предложил использовать один” из
компонентов смеси, заставляя его цирку-
лировать в пространстве между двойной
стенкой сопла.
	В своих дальнейших работах Циолков-
ский Установил ‘возможность ‘применения
реактивного двигателя для полета в ат“
мосфере, с использованием в качестве оки-
слителя кислород воздуха. В труде «Стра-
топлан полуреактивный» Циолковский в
1932 г. показал возможность построения
подобной машины и’ указал границы при
	менения. самолета с воздушно-реактивным
	впервые
го’ двига-
аппарата
вращаемым
реакцией
	двигателем. здесь. Циолковский
применил схему винтореактивыого
теля, Tle тяга для движения
создастся воздушным винтом, вр
поршневым мотором, и прямой
емеси газа с. воздухом.
	Большие изыскания в области исполь-
зования жидкостных ракет были сделаны
	русским ученым Ф. А. Цандером. Он мно-
	го занимался теоретическими работами по
вычислению скорости истечения газов.

Цандер предложил ряд 1060608 повышения
эффективности лвигалеля.
	Врупные экспериментальные работы по
жидкостным ракетам были проведены в
Советском Союзе М. К. Тихонравовым, В
1934 г. его жидкостная ракета с XBOCTO-
вым оперением совершила несколько удач-
ных полетов,

В период Отечественной войны  совет-
ские изобретатели дали Красной Армии
мощное оружие, которое немцы называли
«черной смертью» или «адекой пушкой»
и т. д. Наши воины любовно называли это
оружие «Катюшей», То были гвардейские
реактивные минометы, Их снаряжы нано-
сили противнику большое поражение. Рё:
активные снаряды, футасные и бронебой-
	ыы ‚Юыли удачно. применены и в ABLES
	Наша страна является передовой в 6)
ласти создания самолетов с жидкости
реактивными двигателями. ели подобные
двигатели нашли свое применение, напри“
мер, в Германии только к концу войны
(1944 г.), то в Советском Союзе гораздо
раньше летчик-испытатель капитан Г. 8.
Фахчиванджи проводил испытания первом
в Мире уеактивного самолета.
	Эначительных успехов достигла Halls
страна и в создании воздушно-резктивных
двигателей.
	1948 г, постановлением Совета Ми»
нистров CCCP конструктору А. М. Люль-
ка за реактивный двигатель новой конот-
рукции присвоено звание лауреата (1%
линской премии,
	„На празднике, посвященном Дню Bos
душного Флота ОССР, 25 июля 1948 г. нз-
щи прославленные летчики демонотрирова-
ли на Туинском аэродроме новые реак»
тивные . самолеты конструкции Туполева,
Ильюшина, Лавочкина, Яковлева, Микояна
и Гуревича и выполняли на многих из них
высший пилотаж,

Bo велх странах Западной Европы и
Америки так называвмые историки авид-
ции исписали горы бумаги, силясь докд-
зать, что именно их государству принад-
лежит ‘честь того или иного открытия,
Деятельность же русских исследователей и
изобретателей в области завоевания 803
	духа и, в частности, по реактивной Tex:
нике замалчивается. -
	Даже приведенные, далеко ещё не пола
ные, материалы показывают приорчтет оте-
чественных конструкторов и исследовате-
лей в созданий теории и изобретении 06“
новных элементов реактивной техники.
	Палиа страна является родиной Теактив=
	ной техники.
	аща страна--родина реактивной техники
	жение дирижабля в требуемом ‘Haupapae-
нии без помощи рулей. .

Мысль © том, что ракету можно He-
пользовать для  под’ема — и перемещения
людей по воздуху, впервые была выеказа-
на известным русским › революционером-
народевольцем `Н. И. Вибальчичем. Нахо-
дявь в одиночном заключении,  пригово-
ренный к казни, Вибальчич составил. про-
ект реактивного летательного аппарата,
названного им по терминологии того. вре-
мени «воздухоплавательным = нрибором».
Очевидно, что идея этого. реактивного. ле-
тательного аппарата, использующего энер-
тию пороха, явилась результатом обияр-
ных исследований Кибальчича в облаети
взрывчатых веществ. Он. представил = по-
дробное изложение этого проекта. с. рисун-
ками и вычиеслениями. Проект был  запе-
чатан царскими чиновниками в Конверт и
«приобщен к делу». Только через 36 лет,
в 1917 ©, после революции, пакет . был
векрыт и проект был опубликован,
	Над проблемой реактивного аэроилана в
	конце 80-х годов работал русский изобре-
	татель киевский губернский инженер Геп-
венл. В 1887 г. изобретатель выпустил в
Киеве брошюру «Общие основания устрой-
ства воздухоплавательного парохода  (па-
ролета)», Спроектированный  Гешвендом
зероплан должен был двигаться Вперед с
помощью реактивной силы пара, который
из котла по трубке подводилея к ряду на-
вадков — еопел, расположенных под кры-
лом. Проходя через сопла, пар увлекает
большую массу воздуха и вытекает в ат-
мосферу. Аппарат был рассчитан ча под`-
ем четырех человек,

“Возможность полета ракеты в пуетете
впервые была обоснована А. П; Федоровым
в 1895 г. Им была издана бропиор» «Но-
вый принцип воздухоплавания, изулточа1о-
щий. атмосферу как опорную с05ду», ме
указывалось, что при всяком движений,
кроме реактивного, движущееся т8л9 дол-
		Большую роль в развитии реавтивных
внарядов_и боевого применения ракет сы-
трал известный русский артиллерист ге-
нерал-лейтенант К. И. Константинов, пред-
ложивший в 60-х годах принлого  столе-
тия ряд ‘боевых ракет оригинальных кон-
струкций. Русская армия успешно приме-
няла ракеты, Константинова в боях. Вон-
стантинов пытался также применить pa-
кеты для передвижения аэростатов. В
1856 г. в журнале «Морской сборник»
была опубликована его статья  «Воздухо-
плавание», В этой статье  Константииов
описывает опыты на Петербургском ракет-
ном заводе, Благодаря изобретению специ-
ального прибора для измерения движущей
силы ракеты Константинов на основе по-
лученных результатов счел возможным
«обсудить применение ракет к перемещо-
нию аэростатов». Константинов в Течение
	ряда лет продолжал работать нал совер-
шенствованием ракет, В 1862 г. ему

улается сконетруировать ражету с двумя
	камерами,  соеспюзивающими = TOO POT CUI
Cropaliite BSPbIBYATOH cMecH.

В 1849 г. русский военный инженер
штабс-капитан Третесский в своем труде
«0 способах управления  аэростатами»
предлагал в качестве источника реахтив-
ной силы для управления полетом  aapo-
статов в горизонтальном направления ис-
пользовать пары воды или спирта, газы и
сжатый воздух, : ,

В 1866 г. капитан 1 ранга Соковнин
предлагал построить дирижабль, который
поддерживалея бы в воздухе и переменал-
ся вертикально с помощью баллонов, на-
полненных аммиаком, а горизонтально не-
редвигалея бы реактивной силой сжатого
воздуха, вытекающего из труб, распото-
женных в, корпуее дирижабля. Атмосфер-
ный воздух должен был засасыватьея и
сжиматься C помошью специального дви-
	гателя, ожатый же воздух — 6 силой вы-
	пускатьея из изогнутых труб. Последние,
по мысли изобретателя, следовало изгото-
вить поворотными, чтобы обеспечить дви-
	Принцип реактивного движения был
давно известен в нашей стране. На протя-
жении длительного времени русские уче-
ные и изобретатели плодотворно работали
в области применения ‘реактивной техни“
ки в артиллерии и авиации. Целый ряд
интересных идей в этой новой отрасли на-
уки был впервые предложен русскими
изобретателями и учеными-—Константино-
вым, Третесеким, Соковниным, Иваниным,
Вибальчичем и другими.

Особенно крупный вклад в дело разви-
тия реактивной техники сделал знамени-
тый деятель науки №. Э. Циолковский. Ра-
боты всех этих исследователей далеко опе-
редили аналогичные работы за границей, и
в процессе своего развития зарубежная’
реактивная техника в значительной мере
опиралась на открытия русских ученых.
Многочисленные документы неоспоримо до-
казывают. что наша страна является ро-
Диной реактивной техники.

С давних пор в русской армии получи-
ло широкую известность применение раке-
ты © твердым топливом в качестве  сиг-
нального средства, Боевое применение этих
ракет известно в виде «огненных стрел» и
	осветительных, зажигательных,  фугазных
и осколочных снарядов,
Первое предприятие для изготовления
	пороховых ракет в России было основано
в 1660 году в Москве; Позднее Петр 1
ввел ракеты в военном деле для сигнали-
зации. Сигнальные ракеты того времени
достигали высоты 800—1000 метров,

В 1809 г, производство paket было
сконцентрировано в Государственной вови-
ной  пиротехнической — лаборатории. В
1832 г. в Петербурге была учреждена пи-
ротехническая артиллерийская школа, ко-
торая тотовила спениалистов-ракетников,
Воввые ракеты — сочетание — пороховой
ракеты с разрывной осколочной гранатой
—= широко применялись русскими  вой-
сками при штурме крепости Ак-Мечеть в
1853 г, и при обороне Севастополя 8
1855—1856 гг. ‘
				Доцент, кандидат. техничесних наук.
инженер-подполковник А. КРАВЕЦ.