1{ августа 1948 г., № 189 (1103),
	С тела
armen Mi.
	гожин не ограничивает только работой 9
солдатами. Он оказывает большую помощь
руководителю в изготовлении Натлялных
пособий; Так, например, к теме «Вооружен-
ные Силы СССР». он, начертил ряд схем:
«Разгромтрех походов Антанты», ‹ «Роет
Вооруженных Сил в годы сталинсвих пя»
тилеток» и другие. По теме «Изгнание не»
мецко-фашистеких войск из пределов на-
шей Родины» он нарисовал схемы лесяти
сталинских” ударов. Кроме того, тов. Poro-
жин организует экскурсии в музеи, кол-
лекливные просмотры кинофильмов.
	Коммунист Рогожин много работает над
повышением своего  идейно-теоретического
уровня. Он законелектировал все главы
«Краткого курса истории BRIT(6)», сейчае
изучает биографии В. И. Ленина и И. В.
Сталина. сибтематически Читает худо
жественную литературу, которую умело
использует на политических занятиях в
соллатами. Когда проходили тему «Мораль
ный облик советекого воина», тов. Рого-
жин в свободное воемя прочел co sell
группой книги B. Полевоко «Повесть о на-
стоящем человеке». Изучая тему «Совет
ский патриотизм — твижущая сила социа-
лиетического гобударетва», прочел отрывки
из книг «Молодая гвардия» А, Фадеева ‘и
«Люти с чистой совеотью» П. Вершиторы,
	— Отарший сержант. Рогожин-——умелый
й надежный. помощник, — отзывается о
нем руководитель группы техник-лейтенант
Теванов. — У наб в группе не стало пло-
хих оценок, мало и посредственных, Й в
уго большая заслуга тов, Рогожина,
	Такими же активными и  деятельными
помошниками руководителей политических
SAAT зарекомендовали ceéa старшина
Полосков, стартий свюжант  Борисовекий,
сержанты Буленков, Сухин. младший сер-
жант Неделько и другие. Политработники,
партийные и. комеомольские организации
оказывают помощникам руководителей кон-
кретную помошь, заботятся об их политиз
ческом и культурном посте. В части ежв-
	месячно проводятся методические совеша-_
	ния, на которых помощники руководителей
делятся опытом, получают инструктаж,
слушают лекции Ha политические темы,
по вопросам методики.
	Партийные и комсомольские организации
подразделений часто ставят на обсуждение
бюро и общих собраний ‘вопросы,  касаю-
щиеся работы помоешников руководителей
политзанятий В Чаети заведен журнал
«Опыт лучших руковолителей  политзаня-
Ттий й их помошников».
	Повседневная забота о  руководителях
политических занятий и их помошниках—
одно из важнейтих условий успешного вы»
полнения ими своих ответетвенных обязан-
ностей по политическому воспитанию вои-
чов-авиатолов.
		СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
		Малолетки, инженер-капитан
	Прохоренко, старший техник:  .
	В Качинском авиационном училище состоялись государствен:
	ные экзамены, Большинство выпускников
	отличные знания. Курсанты Сердюков, Гончаров, Фотинов, Левин,
Антипов и другие закончили училище по: первому разряду, .
	обучению и воспита-
	>; geet aye
Много умения вложили в свой труд по
	нию молодых летчиков офицеры-инструкторы тт. Герасимов, Ко-
пылов, Семенов,. Крыжановский, Клепач и преподаватели капитан
	За шесть лет работы в должности . лет=
чика-инетруктора у меня выработа*
лись определенные приемы подхода к 06у-
чаемым, Умение распознавать людей и
учитывать их индивидуальные качества в
процессе учебы. Но каждый новый выпуск
молодых летчиков, каждый лень учебы
дают возможность сделать ‘новые наблюде-
ния. обогатить опыт.

Курсантьь последнего. выпуска в начале
обучения имели ряд существенных  недо-
работок в технике пилотирования: Так, нА-
пример, у куреанта Гончарова не получа-
лась посатка: он не всегда точно опреде-
  GA расстояние до земли после выравни-
вания. У него же слабо была отработана. и
осмотрительноеть, Я раоспросил курсанта,
как он распределяет внимание при  посал-
ке. Из ответов Гончарова можно былю 3а-
КЛЮЧИТЬ, ЧТо © ЭТОЙ стороны все у него
‘обетойт блатополучно, Предетояло  Доис-
ваться, в Чем же истинная причина опитб-
кп летчика. Начал я е того, что детально
раз’яенил ему технику выполнения BCeX
элементов посадки: В ближайший летный
лень во время предполетной подготовки Я
проверил, хорошо ли он. знает задание,
умеет ли пользоваться арматурой в кабине
й правильно ли направляет взгляд при
посалке. После этого. поднялся с ним В
BOBIYS.

В: момент посадки я умышленно ввёл
высокое выравнивание: Курсант Гончаров
заметил ошибку; но. когда етал  исправ-
лять ее; самолет коснулся колесами земли,
Тут-то я и заметил, что курсант рано. пе-
реносит взгляд на капот и создает трехто-
-Чечнов положение самолета, ‘упуская 13
поля зрения землю. :
	Приптина опгибеи клана, была, обналу-
жена. Теперь нужно былое найти 610606
ее устранения. Лело осложнялось тем, что
	2. Тесная

TH ED

MED elk

sae

LOA RTE

Когда руководитель политических 3aHA-
rai старший лейтенант Петькин выбыл
йз подразделения на продолжительное Bpe-
мя, занятия © группой стал проводить его
помощник старший сержант Рогожин. На
инопекторекой проверке группа получила
отличную оценку; За усердие в работе
командир соединения наградил старшего
сержанта Рогожина именными часами.

Принимая награду, коммуниет Рогожин
заверил ‘командира, что он будет еще луч-
ше работать и учиться. Его слова не рас-
ходятся с делом. Не так давно старшего
сержанта, Рогожина назначили помощником
руководителя другой пруппы.

Свою деятельность старший сержант Po-
Гожин начал < того, что обстоятельно по-
знакомилея с солдатами группы, узнал, кто
как учится, кому нужна какая ПОМОШЬ.
Рядовой Миловилов отетазал в политполго*
товке—он был недостаточно грамотен. По-
мощник руководителя решил заняться
в ним изучением русского языка. Он учил
солдата писать, читал в ним велух лите-
ратуру. Тенерь рядовой Миловидов хоровто
усваивает учебный материал, принимает
активное Участие в беседах.

— Товари старший сержант, научите
нас составлять Конопекты, — в такой
просьбой обратились к Рогожини солдаты
Пономарев и Гуревич.

В тот же день, в. часы массовой работы,
Рогожин провел беседу: «Как составлять

ШС

с А

et ty
	  конопект». Помощник руковолителя He .OT-
	раничилея только этой беседой. Bo . время
занятий он показывал, как ведутся кон-
слеклы, исправлял ошибки, Учил вести.
запись прочитанного. :
Увидев, что солдаты Ехин и Еравлов
отстают, тов. Рогожин пришел им
на помощь, Он подобрал в библиотеке не-
обходимую литературу и порекомендовал
воинам нрочесть ее, & потом беседовал C
ними, чтобы выяснить. как они усвоили
	й   прочитанное, Вели Товариши плохо равби-
	Валиев в материале, то старший сержант
раз’яснял им еще и еще раз; Постепенно
у людей птививалея вкуе к политическим
занятиям; Солдаты стали более старательно
учиться и добились хороших показателей,

Некоторые солдаты плохо знали  геогра*

фическую карту. Старший сержант penn
провести с ними Несколько  Кополнитель-
ных занятий.
_ = Чтобы легче было: читать карту,
нужно научиться нахолить ориентиры, —=
пояснял Рогожин, == Хорошими ориентира-
ми являются моря, океаны, реки, большие
города,

П№%мошник руководителя peter строгий
учет посетаемости занятий. Если  соллат
по независящим от него причинам  po-
пустит занятие, то Рогожин обязательно
побеседует с ним 10 теме; поможет наз
веретать упущенное;

Свою деятельность старший сержант. Ро-.
	показали хорошие и   лейтенант Pou,
	*
	Семья советских авиаторов пополнилась политически грамот-.
ными, преданными делу партии Ленина—Сталина, культурными
молодыми летчиками.

_ Ниже мы печатаем письма офицеров Семенова и Pond, pac-
сказывающие об их. ‘опыте обучения курсантов, .

L Как. ‘я обучатю- кур сана гов
	пределять внимание в Момент пробега, за-
тем мы перешли к занятиям на рулежном
самолете. Я проверил посадку курсанта в
кабине и дал. ему задание нь по 89р0>
дрому.

Самолет побежал по ‘полю. Bor kypearr
‘развернул машину на 180° и начал py-
лить в обратном направлении. После ер-
вой же рулежки стало заметно. чо canoe
дет увлонилея в сторону. Я об’яснил обу-
чаемому, как нужно сохранять прямоли-
нейность лвижения. При выполнении cae-
Туюшей рулежки он уже выдерживал 3а-
	данное направление. После 15==20 таких
	упражнений Городецкий научилея точно
сохранять направление в момент пробега,

В нашем училище много внимания уде-
ляется обучению курсантов  стоельбе по
	наземным и воздушным. целям, Работа прз-
полавалелей в Класвах и летчиков-инст-  .
рукторов на аэродроме, в тире. на тренаж-   _
	ных площадках, последовательная отра-
	ботка практических навыков в воздухе
	приносят хорошие результаты.
	Гон чаров болезненно переживал свой Heyé-.
	пехи в: летной подготовке. Поэтому я
прежде всего постарался привить ему уве-
ренность в том, 410 он может в совершен-
стве овладеть самолетом. _ -
На контрольных полетах при посадке я
  подсказывал курсанту, как нужно распре-
‚делять внимание, вводил различные оптиб-
	  ки. заставляя исправлять их. B результа-
	те курсант Гончаров освоил технику  10-
садки и стал совершаль ев безупречно,
	Пришло время заняться отработкой 00-
мотрительноети y курсанта. Сперва я стал
тренировать его в кабине самолета —
учить работать с арматурой велепую. По-
сле того, как он отлично освойл 970, мы
перешли к другому виду тренировки -— К
работе вслепую в одновременным ‘наблюде-
нием за самолетами в воздухе;

В полетах Гончаров следил за самолетами,
летающими по кругу, В зоне и ваходящи-
Mace Ha старте; Вскоре куреант Гончаров
стал строго соблюдать правила осмотри-
тельности.

Курсант Городецкий допускал  отклоне-
ние самолета, на пробеге. В поисках  пря-
чины этой ошибки я снова прежде  веего
постарался выяснить, как Городецкий
распределяет внимание в момент пробега.
Ответы курсанта подтверждали, что он
твердо знает порядок лействий летчика на
последнем этапе посадки. Я поднялея 6
ним в воздух. При заходе на посадку ни-
каких ошибок курсант не допустил, После
посадки же, на пробеге, Горолецкий поте-
рял направление, так как ето внимание
быле отвлечено наблюлением за  посалоч-
ными знаками. Мне стала ясна причина
его опгибок. Я начал заниматься ¢ этим
курсантом отдельно. Сначала мы лобились
того, что он твердо усвоил, как надо pac-
	связь теорим с
	  попадания, После такого упражнения. обу-
чаемые, стреляя в воздухе по конуеу,
старались зайти под ракурсом не больше
чем ?/.. Благодаря этому им удавалось
успешно выполнять задачу,

Так, шаг ва шагом курсанты yoema-
лись. в. необходимости глубокого. > moyTeHHs
теории воздушной стрельбы.
Преподаватели цикла воздушной стрельбы
 оздали специальную электрифицированную
лабораторию, в воторой курсанты  отраба-

‘тывают навыки в припеливании. Сперва
произволилаевь тренировка в прицеливании
По неподвижным  силуэтам вамолетов пол
	различными ракурсами. Вуреант должен
	известное число раз прицелиться правиль-
но, после чего он переходит к более слож-
ному упражнению: прицеливанию по, появ-
ляющейся цели. Упражнение может услож-
нятьея: преподаватель . в стом случае
уменьшает время нахождения пели в поле
зрения;

Летом мы обучаем воздушной стрельбе’ на
аэродроме, где имеются ‘кинопулемет; ма-
кеты самолетов, конус; прицелы. Здесь
курсанты тренируются в стрельбе из кино-.
пулемета по взлетающим и вадяшимея са-
молетам. Церед полетом на стрельбу у. нае
проводятся тренировки из кинопулемета,.

ТЛИЧНИК боевой и политической
подготовки лётчик-истребитель Н-ской
авиачасти лейтенант А. Аликин все по-
летные задания в течение лета выпол-

няет на «отлично»,
Фото майора Т, Мельника:
	Отличная работа
. CBABHCTOB
	Недавно связисты нашего. подразделения
провели занятия в полевых условиях. Пе-
ред выездом в поле они тщательно прове-
рили свою аппаратуру. Радист старший
сержант Костюков опробовал радиостанции,
Электромеханик Младший сержант Гобрие
зарядил аккумуляторы. Линейщики отре-
ментировали кабель, катушки, станки. Ме-
ханик телеграфа сержант Семичев прове-
рия аппараты. Много и настойчиво трени-
ровалиеь телеграфисты, добиваясь .быстро-
ты передачи и приема. Шоферы хорошо
полготовили автомашины для дальнего
рейса.

Й вот дана команда — выезжать! Одна
за другой выходят автомашины в поле,
Путь был нелегкий, Он простиралея на
несколько десятков километров по нросе»
дочным дорогам. Но машины преодолели
его без единой остановки.

На месте занятий автомашины были
разтружены и епрятаны в укрытиях, 34-
маскированных ветками, Команда линей-
	щиков сержанта Гаврилина быстро навела
	телеграфно-кабельную линию. Бместо дез
фицитных фарфоровых изоляторов, были ¢
‘успехом применены дубовые колышки. Без
малейшей задержки сержант Семичев уета-
‚новил аппараты, подключил проводники,
	Связисты заняли места у аппаратов; Де-
журный телеграфиет младший сержант Po-
	манчук четко отвечал на вызовы и 0ез
‘искажений передавал цифровые и буквен-
	‘ble TOKCTHI. .
Радисты старший tepmant Rocroxron,
	‘сержант Танптунов, младший сержант Пи-
липенко и офрейтор Калитин замаскирова-
ли свою радиостанцию, провели выноеное
	устройство на ВП командира, связались ©
сбседними радиостанциями. Рядовой Ман-
	гушев, работая одновременно шофером и
зарядчиком, искусно замаскировал 6в0ю
	зарядчиком, искусно замаскировал свою
автомашину и BO- -время заряжал  аккуму-
ляторы.

Связисты ‘старшего лейтенанта Жукова
действовали: во время занятий особенное
‘успешно. Командир чабти многим из нах
об’явил благодарность.

Старший сермант Ю. СТЕПАНОВ.

Он
	Маркони мел по другому пути.
	продолжал з присущей ему набтойчивостью
	искать, где бы позаиметвовать, a проше
	съзоать, украсть изею. поехал 24а советом
в иворно к профессору физики Роза. Тот
	сообщил Маркони, are ‚ электромагнитные
	ввчны изучают в Англии, Америке. Фран
	ции, Германии, но ние не доетагнуто
чло-нибуль значительное. Только в Pocent
	некто. Понов сделал интересное открытие,
	Профессор Роза посоветовал Маркони сле-
дить за журналами.
	Й вот январекая книжка журнала, из-
	лаваемого Русским физико-химическим 00-
	ществом, попала в руки Маркони. В ней он
нашел подробное описание и ехему грозо-
	  отметчика А. С. Попова. Воспользовавигиев
	этоми материалами, Маркони _ построил
приборы и, уложив их в запломбирован-

ные ящики, весной 1896 года отправился
В АНГЛИЮ.
	Иепольауя обширные знакомства, Марко-
Ни стрехился в одному — как можло ско-
рее получить палент, который бы явился
несокрушимой защитой «изобретателя»,
При этом Маркони не хотел вокрывать дб
поры До возмени запломбированных ащи-
ков. Один из лондочеких адвокатов по Hae
тентному праву на вопрое Маркони, можно
ли уладить 910 дело; ответил: «Да, можно
найти выход», Он рекомендовал «изобрела»
телю» получить предварительный патент,
воторый в обиходе называют  «зонтич-
ным патентому. :
	Этот «зонтичный патент» и подучия
Маркони 2 июня 1896 года. Сущность его
«изобретения» держалась на протяжении
года в строгой тайне. Завеса тайнственно-
сти была снята Только летом 1897 года,
вогда схема приборов Маркони была onys-
ликована В июльском помере английского
журнала. Оказалось, что схема ралиопри»
винива Маркони в точности совпадала со
схемой первого в малое грозобтмелчика, изо=
бретенного русским ученым А, С. Попо-
вым _ .
	Но как бы там ни было, в Анилии уже
учреждено акционерное общество с капи-
	...Наютутил день сдачи выпускных 84-
	четов. Один за другим  поднималиевь в
	воздух самолеты.
	Буреант Гончаров отиравилея в полет. 6
майором Князевым и в пилотажной зоне
безукоризненно выполнил задание.

Самолет идет на посадку, кагаетея ко-
лесами земли точно у «Т». Из самолета
выходят Гончаров и Ёнязев, Пожимаа ру
EY курбанту; офицер говорит ему:

— Отлично летаете. `Работайте, совер:
шенствуйтесь, й из вас выйдет искусный
rerun,

От Гончарова. не олбтали и ero товари-
щи — комсомольцы Жуйков и Долженко,
отлично сдавшие выпускные экзамены,
	Старший лейтенант Н, СЕМЕНОВ.
	практикой
	Снимки дешифрируются на аародроме В
передвижной фотолаборатория. Преподава-
Чель анализирует ошибки, допущенные при
	стрельбе, дает курсантам нужные указания.

Ь занятиям на аэродроме преподаватели
тщательно готовятся, подбирают задачи,
	которые решаются. курсантами в течение
	всего летного дня в а MeaAY по-
летами.

Bo время тренировки курсантов я
стрельбе по конусу преподаватель следит
за правильностью приемов прицеливания,
выясняет причины ошибок и дает указа-
ния, кав от них избавиться.

«Знать отлично теорию воздушной
стрельбы —- значит и отлично стрелять».
Это. правило. подтверждаемжя практикой.
Следуя ему везде — B классе, в тире, на
аэродроме, —Щ мы приучаем курсантов В
практике стрельбы опираться на знание
теории.

Выпускники, сдавшие ‘государотвенные
	экзамены, —тт. Фотинов; Фоменский, Мо-
	гильный, Левин, Пыжов и другие = доби-
лись отличных результатов в воздушно-
стрелковой подготовке потому, что ни
‘умело применяют свой теоретические зна=
	ния на практике.
	Старший техник-лейтенант П. SOHO,
	Воздушно-стрелковая подготовка имеет
первостененное значение для летчика. On
должен отлично знать теорию воздушной
стрельбы и иметь прочные навыки в при-
пеливании и велений сгня. —
	Нерело мной стояла задача доказать
курсантам, что воздушная стрельба —
сложное . искусство и настоящий  лет-
чик обязан в совершенстве владеть им.
Лля этого, утверждал я, Мало знать
устройство припела и уметь брать необхо-
димое угловое унреждение в зависимости
от скорости цели и ракурса. Необходимо
также усвоить теорию воздушной стрельбы,
чтобы уметь в любых условиях самостоя-
тельно выбрать наиболее орт ме-
тол стрельбы,
	Б процессе обучения я старался каждое
доказываемое мною теоретическое положе-
ние подкренлять правтикой. Так, например,
доказывая курсантам, что выгоднее. веего
стрелять под малыми ракурсами == !/4,
2/,,— я давал им возможность произвести
принцеливание под разными ракурсами по
движущейся пели. Таким образом они
убежлалиевь в том, что при стрельбе нод
малыми ракурсами условия прицеливания
лучше, так как меныше угловая скорость
пели, и OSTOMY возрастает вероятность

Притина
и библиография
	^_^ Интересное начинание
	В клубе, rie начальником капитан
Г. Фельдмак, лля офицеров и членов их се-
мей регулярно ‹ проводятся тематические
вечера из цикла «СССР — наша Родина».

Последний вечер был посвящен теме
«Мировое значение русской культуры». В
фойе клуба была организована выставка о
	RUSH и творчестве великих леятелей рус-
	ской культуры, науки, литературы и ис-
кусства. С лекцией выступил действитель-
ный член Общества по распространению
политических и научных знаний ‘Bpowbeccop
Вороздин.

Леклор ярко и убедительно показал прио-
ритет нашей Родины в различных обла-
стях науки, литературы и искусства. Он
рассказал о величайших достижениях вы-
дающихея деятелей русской культуры.

После лекции состоялась художественная
	часть. Были ибвнолнены произведения ком-

позиторов Глинки, Чайковекого, Мусоргоко-
го, поэтов и писателей Пушкина, Горького,
Чехова. Маяковского. После концерта де-
монстрировались киножурналы- «Наука и
техника» и «Советское искусство». В 34-
включение был показан цветной кинофильм
«Слава Москве».

Вечер произвел на офицеров хорошее
впечатление:

В настоящее время клуб готовит 0ч6-
редной вечер из цикла «СССР — наша Po-
дина». Тема этого вечера — «CCCP —
великая авиационная держава». С рабока-
30м о сваем боевом пути выступят летчи-
ки — Герои Советского Союза. Будут ис-
полнены песни, художественные произвело:
ния, Показаны киножурналы и. кино-
картины 0 жизни, работе и учебе совет:
сних авиаторов.
	‘bapa капитан ый лы

днНоевязи — прием на слух. Талантливый
изобретатель сконструировал тогда te
лефонный приемник, который значительно
увеличивал дальноств приема. Не успели
за границей как следует освоить это новое
свойство радиосвязи, как А, С. Попов изо-
брел «резонаторную станцию», которая
	co в мире обладала точной настро .
	Известно, что именно Россия была пер-
вой страной в мире, осуществившей прак
тическую линию радиосвязи. Это было в0
время так называемой Гогландекой pote
ды в 1900 году при снятии с камней по-
терпевшего аварию броненосца «Генерал-
адмирал Апраксин».

усскому ученому, изобретателю радио
А. С. Понову принадлежит и другое важ-
ноз открытие, Он первым в мире, иблы-
тывая свой радиоприборы на море, yora-
новил, что электроматнитные BOW OT hae
ются от кораблей. Таким образом, одно из
крупнейших достижений нашего ‘века _
ралиолокация также открыта русской нау-
вой и 66 талантливым представителем
А; С: Поповым: = -

На вопрос, кто является истинным изо-
бретателем радио, повесть Юрия Вебера со-
вершенно определенно отвечает, что радио
изобретено в России. Это гениальное ot
крытие руеского учёного А. С. Попова до-
ставило неувядаемую славу ею Творцу и
русской науке.

34 Годы существования советской влас-
ти наша отечественная Тадиопромышилен-
ность не только избавилась от иностранной
зависимости. но и заняла’ велущее место В
увре. Тысячи квалифицированных радио
специалистов, получивших при воветекой
въасти неограниченные возможности для
Своего творчества. успешно продолжают
совершенствовать радио, открытое нашим
великим соотечественником А. С. Поповым.

Редакция журнала «Новый мир» посту-
пила совершенно правильно, напечатав по-
весть Юрия Вебера, бесспорно имеющую
большое воспитательное значение.
	Гвардии полковник С. МАРАСАНОВ.
	Повесть о велином русенок отирыиии
	связи. англичанин, дж называл бредовой
мечтой, которая Может-де parte Ha ум
аишь профаву. За:

Но Попов опрокинул чванливые утверж-
дения заграничных ученых, В осуществле»
нию своей идеи он пробивалея «обторож»
30, настойчиво, сквозь изнурительную ч8-
щу чбрновой работы, потребовавией столь-
	RO ео страсти, сволько и  тернения...».
	Труд многих бесвонных ночей увенчалея
успехом, Россия стала родиной радио.

Но с того момента, когда А. С; Попов
‘Читал ©вой первый доклад и демонетриро-
‘вая первый в Мире. радиоприенник, нача:
лась другая страница этой истории...

В итальянском университете в Волонье
професор Риги демонстрировал студентам

опыты Герца, На лекциях час10 появлялея
молодой человек высокого poeta, мудой, в
	узких молных панталонах. 910 был вольно-.
	слушатель 1ульельмо Маркони, проиехоля-
ший из богатой семьи,

В повести Юрия Вебера хорошо. раввры-
Ta натура этого ловкого дельца. В погоне
за славой и деньгами он Не брезговал ни-
какими средетвами. Вак-то однажды, полу-
чив от отца круцную сумму денег, Марко-
ни отправился в’ Болонью и закупил там
полный набор аппаратуры, которую демон-
отрировал на уняверситетоких лекпиях
профессор Риги. Маркова пыталея сделать
прибор для приема сигналов на расстоянии,
lO Из этой затеи ничего не получалось.
	гусский же ученый А, С. Попов доби:
валея одного успеха за другим: 24 марта
1896 года в том me зале Петербургокого
унизерситета, ге Попов читал год тому
назал первый доклад, он вновь. лемонстри-
ровал свой радиоприемниЕ. Глава руесвих
физиков профессор Петрушевсвий, бывший
учитель Попова, стоял у доски A Banden
‘вал буквы. Векоре на доске появались
слова. Это была первая в мизе телеграм-
Ma, принятая по радио.
	хелуйски  преклонявитимиея перед Been
иностранным. В результате этого многие
открытия и изобретения, оделанные в Рое-
сии, замалчивалиеь, присваизалиев  зару-
	Бежными учеными, овпаривавшими  ватем
	приоритет русских в том или ивом науч-
ном открытии. Ho русекие ученые как
BHIHO Wg повести, не сокладывали оружия
ни при каких обстоятельствах. это были
люди, которые видели в борьбе за разви-
тив производительных сил Родины poe
высокое жизненное призвание, Отетаивая
самостоятельноеть, честь. и достоинетво
стечественной науки, они внесли неоцени-
	мый вклад в мировую науку и культуру.
	Одним из таких ученых — патраотов ©во-
ей отчизны был изобретатель радио А. С.
Попов.

Автору повести удалось раскрыть харак-
терные черты, присущие русскому учено-
му. Ясный ум, ноукротимая сила духа, му-
жество, несгибаемая воля, бескорыстие,
свромность, душевное благородство — pve
зяи лучшие свойства русского характера
напили свое воплощение в герое повести—
A. С. Попове:
	Решить проблему использования  элек-
тромагнитных волн пытались ученые всего
мира; Этим занимался  итальянен Риги,
француз Бранли, анрлийский физив Лолж
H многие другие, но все они, оставаясь в
рамках абстрактной теории, терпели не-
удачу. И только русский ученый А, 6. По-
пов увидел ‘10, что было скрыто от дру-
гих, только он пришел в смелой и лерзно-
венной мысли использовать электромагнит:
ные волны для беспроволочной телеграфий.

Эту мысль А. С. Попов впервые выска-
зал еше в 1889 году на лекпий в Ирон-
штадтоком мореком собрании. В то время
мало кто верил, что это предсказание сбу-
actea. Герц, практически  подтвердивший
существование электромагнитных волн, за-
являл, будто они никома неё найдут праж-
тического применения в связи. Возможность
использования электромагнитных волн дла

1 gy
	талом в сто тысяч фунтов  стерлинтов!
	Миллион рублей золотом! Рекламная шу-
меха, от профессореких статей в газетах
	‘10 ярлычков на сличечных коробках. mo0-
	славляла Маркони, как «творца бесиоово-
лочной телеграфии».

Итальянский «ученый», которого даже в
Английской печати называли «натентным
авантюристом», действовал энергично и
настойчиво. Он пред’явил претензии даже
России, которая’ является родиной радио.
После долгих разбирательств в Povey
ему было отказано в выдаче. патента,

Маркони направил своих агентов в Гер-
manny, Полав ваявку, посланцы неутоми-
мото итальянца требовали вылачи патента.
	Тогда-то немецкие ученые вепомнили АС  .
	Попова, истинного изобретателя радио. На
основании неопровержимых  локазательств
было установлено, что приоритет в изобре-
тении принадлежит русской науке. В вы-
	sage патента Маркони было отказано ий в
	Германии. =

В своей повести Юрий Вебер убедитель-
но раскрыл патриотизм русского ученого,
ero беззаветное служение своей Родине,
свсему народу. Автор описывает  следую-
щий факт из жизни А. С. Попова. Круп-
ная американская фирма прислала, Попову
письмо, в котором содержалось -предложе-
ние оставить Россию и переехать в Амери-
ку. Русский ученый прочел письмо и с
негодованием сказал: -

«Я — русский человек и вбе свой зна-
ния, весь свой труд, вебе свои достижения а
	ныею право отдавать Только моей pote.
	Пусть меня не понимают, все же я reps
	ем, что родилея русским. И вела ne 60-
временники, 10, может быть, потомки на-
шв поймут, как счастлив я, что не за py-
бежом, а в России открыто новое срелство
СВЯЗИ». .

Автор повести показал и те трудности,
которые пришловь преодолевать талантли-
вому ученому-пзобретателю в гнетуших ye-
ловиях старзй парокой . Россив И вее же
наша страна в развитии радио шла. вие-
реди всех других. В 1899 году в России
было открыто новое великое свойство pa-
	В зале физического кабинета Санкт-Не-
ербуогекого университета собрались круп-
нейшие ученые страны.

Первые доклады были утомительны ий
скучны. Но вот`к левторскому столу подо-
Зыел молодой преподаватель кронпетадтской
минной школы А. С. Попов. Около часа го-
ворил он о порошках, о металлических 36е7-
нах и опилках. Рассказывал 0 том, как
создавалея прибор, который сейчас весе ви-
дят на столе и который может быть приме-
нен дия передачи сигналов на расстоянии.
Напряжение в зале с каждой минутой на-
растало. Из скупой речи Попова присут-
ствующие поняли, что сделано величайшее
открытие — телеграфия без проводов!

В этом же зале в свое время. провозгла-
CHA свой периодический закон великий
русокий химик Менделеев, здесь же. впер-
вые о евойх-внаменитых математических
формулах докладывал Чебъинев, о новой
системе органической химии рассказывал
Бутлеров. А теперь новую страниду в’ на
уке открывай русский учёный-—изобрета-
тель радио А. С. Попов.

Этим эпизодом и начинается повесть
Юрия Вебера «История похищенной идеи»,
напечатанная в журнале «Новый мир»
№ 6 за 1948 под.

Ham народ по праву-гордится тем, что
радио — воличайшев завоввание - челове-
ческого разума-—фохилось в нашей стране.
Советские люди с ЧУвством глубокой приз
знательноети произносят имя своерозвели-
кого соотечественника А. С. Попова, дав-
него ийру мопучее оружие культуры и
прогресса. Вот почему читатель с удовлет-
ворением. ветретит повесть, в которой
правдиво рассказано о величайшем откры-
тии. сделанном русским ученым;

Ценность повести Юрия Вебера состоит
В Том, ЧТо она восстанавливает  истериче-
скую правду, которзя на протяжении мно-
‚тих лет извращалась, HOHEPAAaCh правя-
шими классами старой ‘парекой России,