‚ мая 1947 г, № 10? (714),
			Сегодня — День радио
	*«

Председатель Всесоюзного научно-
технического общества радиотехники
и электротехники им. А. С. Попова,
заместитель министра связи СССР

А. ФОРТУШЕНКО
		Совешска
	шехника
	Радиодело в нашей стране начало быстро
развиваться лишь после Великой Октябрь-
ской социалистической революции. Влади-
мир Ильич Ленин со всей своей гениально-
стью и прозорливостью оценил значение ра-
дио, как могучего средства воздействия па
широкие массы и как наиболее надежного
средства связи, и сделал все возможное для
развития радиотехники в Советской России.

Уже в декабре 1918 года Денин подписал
постановление Совнаркома о создании «ла-
боратории с мастерской НАПиТ», которая
в том же году была организована в Ниж-
нем-Новгороде. В этой лаборатории е 1918
по 1924 год сосредоточивалась вся научно-
исследовательская и практическая работа
по радиотехнике, В, И. Ленин постоянно ин-
тересовалея ее деятельностью, давал лабо-
ратории конкретные задания по строитель-
сву в наиболее крупных городах страны
радиостанций, по изготовлению необходимо-
го количества передающих радиостанций
средней и малой мощности, по разработке
типовой приемной аппаратуры и др.

Заботы и величайшее внимание Ленина
к Нижегородской радиолаборатории воодуше-
BHAA BCOX ее сотрудников на новые успехи
по конструированию и производству радио-
ламп, Впервые в мире в этой лаборатории
еще в 1919 году была создана конструкция
мощной радиолампы © медным анохом водя-
ного охлаждения, которая впоследствии стае
ла основным типом мощных радиоламп, К
августу 1922 года Нижегородская радио-
лаборатория под руководством М. А. Бонч-
Бруевича закончила сооружение в Москве
12-киловаттной вещательной радиостанции,
} то время самой мощной в мире.

Наиболее широкое развитие в нашей
тране радиосвязь. получила в годы сталин-
ских пятилеток, в течение которых была со=
здана промышленная база, построена развет-
вленная сеть широковещательных станций
и узлов.

Создание современной советской радио-
техники неразрывно связано с именем
товарища ‘Сталина. Разработка всех планов
развития радио у нас проходила под нено-
средственным руководством товарища
(талина. Благодаря большой заботе. нашего
великого вождя о развитии, собственной pa-
диопромышленности>› боввтекий Союз Bee’
время идет впереди-в деле создания мощных
радиовещательных   станций.

К началу. Великой” Отечественной войны,
наша страна ‘занимала первое место в Евро-
пе по суммарной мощности радиовещатель-
ных станций. В период войны по заданию
товарища Сталина была построена еще одна
новая; самая современная по технике и са-
мая мощная в мире радиостанция. Во вре-
мя сталинградской битвы она начала свои
передачи.

Для отромных ‘ территорий Советского
Союза радиосвязь имеет исключительно.
важное значение. Радио стало орудием с0-
ветского правительства и большевистской
партии в деле мобилизации трудящихся на-
шей страны на быстрейшее осуществление
воциалистического строительства. Свыше
COTHA ‘радиовещательных станций. рабо-
тает сейчас в различных местах Советеко-
го Союза. Ежедневно через эти  радиостан-
ции происходят передачи на 70 языках с0-
ветских народов. Центральные радиовеща-
тельные передачи из Москвы ретранслиру-.
ются по всей стране десятками других ве-
шательных станций, многими тысячами
радиоузлов...

Большую роль для великого дела нашей
победы сыграло радиовещание в годы
	радио, или радиотелеграфия — высшее д9-
стижение современной техники. В самом
начале Великой (течественной войны была
открыта телеграфная связь с Нью-Йорком
и Лондоном.
	Следует = отметить разработанную
ЦНИИС ом` под руководством инженеров Ко-
	_ тельникова, Черенкова и Ганина так назы-
	‚ ваемую однополосную радиомногократьу —
OPM, установленную еще в 1939 году Ha
 одной. из крупнейших радномагистралей,
Система ОРМ показала хорошие результаты
в эксплоатации.

Ba годы советской власти было преодоле-
_но отставание русской радиотехники, кото-
рое имелось у нае до революции, В наетоя-
щее время Советский Союз располагает ле-
редовой техникой радиосвязи, & советские
ученые занимают ведущее место в общем
развитии современной радиотехники.

Налим ученым по справедливости отво-
цитея одно из первых мест в таких важней-
ших областях радиотехники, как изучение
распространения электромагнитных волн,
изготовление антенн, первых русских (газо
вых) радиоламп, разработка целого ряда
теоретических и технических вопросов в 00-
ласти радиоприема и др,

Ведущая роль нашим учетым принадле-
жит в области изучения «нелинейной радио-
техники», в такой новой отрасли радиотех-
ники, как ультракороткие волны и др.

`В решениях партии и правительства не-
однократно подчеркивалась неэбходимость

всемерного развития радио. Большие работы
по развитию радиосвязи в нашей стране нз-
`мечены в новой сталинской пятилетке.
  Предусмотрено строительство 55 мощных те-
леграфно-телефонных радиопередатчиков. в
том числе 20 передатчиков в центральных
  районах для усиления радиосвязи с Дальним
‘Востоком, Казахстаном, Средней Азией и
Закавказьем. Будет установлено 28 мощных
радиовешательных станций, что увеличит к
: 1950 году радиоприемную сеть по сравне-
Гнию с довоенной на 75 процентов. Только 38
один прошлый год общая мотщность  совег
/CKUX радиостанций выросла более чем на
:700 киловатт. Новые мощные радиовеща-
  тельные станции построены в Москве, 1е-
  нинграде, Риге, Львове, Минске, Браснояр-
 еке, Симферополе и других городах. Органи-
зовано 9 новых международных связей, в

Пятилетний план предусматривает далее
восстановление и техническую реконструк-
цию телевизионного центра в Москве и
строительство новых телевизионных центров
в Ленинграде. Киеве и Свердловске:
	В новой сталинской пятилетке создаются

радиопередатчики и приемники, которые
будут устойчиво работать в любых услови-
  ях. Новые радиовещательные станции 0бес-
 дечат высокое качество. звучания радио-
передач и увеличение дальности вещания.
Для обеспечения обмена телевизионными
телеграммами между крупнейшими центрами
страны получат развитие специальные ра-
‚Диолинии на -дециметровых и сантиметро-
вых волнах, что явится весьма ценным до-
‚ бавлением к существующей сети линий
  СВЯЗИ.

‘Современная радиотехника, развивающая-
ся овобенно быстрыми темпами, находит все
  более широкое применение в хозяйственной
` жизни нашей страны, медицине, метеороло-
гии, геологоразведке и во многих других 0б-
ластях жизни.
  Наша советская радиотехника непрестан-
но совершенствуется, она служит Родине.

Великой Отечественной войны с немец-
ко-фашистскими захватчиками. Голов Вер-
ховного Главнокомандующего Генералисси-
муса Советекого Оо1оза товарища Сталина
	по радио не раз звучал в эфире, воодущшевляя
	всех советских людей на новые подвиги во
имя любимой Родины,
	В минувшей войне радиосвязь. зачастую
являлась единственным средетвом управае-
ния войсками, Радиостанции различных ти-
пов нашли ‘самое широкое применение во
всех родах советских войск.
	Как известно, особое значение имебт при-
менение радио в авиации. Радио не
только обеспечивает связь самолетов с зем-
лей, связь между самолетами в воздухе, но
является также средством аэронавигации.
Необходимость полетов во всякое время года
и суток, в любую погоду вызвала разработку
специальных средств вождения самолетов с
помощью радио, Уже сейчас самое широкое
применение в нащей авиации, имеют радио-
навигационные приборы: радиопеленгаторы,
	радиоп9ду компасы, радиокомпасы, радиомая-
	ки и другие приборы.
	Тренаж по определению ракурсов с применением фотокинопулемета. Занятия проводит гвардии старший лейтенант
		А. Рогов (справа).
	Снимок капитана М. Рунова.
	VAHUBPEMEHHO с обучением летчика плаБ>
‘Ной работе сектором газа отрабатывается и.
	другой важный элемент группового взлета
— сохранение направления на разбеге:
Ответственность за сохранение ирямолиней«
	ного

движения НЗ взлете

лежит целиком -
	на ведущем, так как ведомый орнентирует-
ся только по положению его машины. На
предварительной подготовке к полетам-мы-
рассказываем молодым летчикам, что со-
хранение направления по ведущему — де-
ло небольшой сложности. Так как первые
полеты в паре выполняются на учебно-бо-
евом самолете с командиром эскадрилья
или звена, а ведущим идет опытный `лет-
чик, то возможность отклонения на взлете
исключается. Это, однако, не означает,
что молодой летчик может приступить к.
самостоятельным полетам в паре; не имея
яеного представления о своих действиях на
случай отклонения ведущего — как в сто-
рону ведомого, так и в обратную сторону.

При выдерживании направления на
взлете молодые летчики часто лопускатот
опгибку, ‘порождаемую неуверенностью и
перестраховкой: желая гарантировать себя.
	OT столкновения с ведущим, летчик почти
инстинктивно дает правую ногу, и потому
самолет уклоняется вправо. Если эту
оттибку оставить без внимания, то впослед-
ствии, при взлете звеном или эскадрильей,
может действительно произойти столкно-.
вение, но, конечно, не с ведущим, & с са-
молетом, взлетающим сзади.
	Чтобы изжить этот недостаток, мы даем
	летчикам дополнительную тренировку —
сначала в производстве одиночных взле-
тов, & затем в паре с контролером на yueb-
	Обелиск на острове
	Гогланд
	Обучение летчинов
групповому взлету
	ЛЕНИНГРАД, 6 мая. (По телеграфу от
наш, корр.). В ноябре‘ 1899 г. из Кронитад-
та в Либаву вышел броненосец «Генерал=ах-
мирал Апраксин». Пройдя несколько миль
при шторме, в условиях пурги и плохой
видимости, корабль наскочил у острова
Гогланд на подводные камни,

Чтобы как можно ‘скорее поднять ко-
рабль и исправить его повреждения, было
решено руководить всеми лаботами из Пе-
тербурга. Вначале предполагалось проло-
жить от ближайшего телеграфного пунк-
та — на острове Котка — до Гогланда
подводный телеграфный кабель. Но серьез-
ной помехой оказался лед. В тому же цар-
ское правительство не соглашалось на боль-
шие затраты. Тогда морское миниетерство,
зная 06 опытах А. С, Попова с беспрово-
лочным телеграфом, предложило изобрета-
телю установить радиосвязь между Гоглан-
дом и Коткой. В сравнительно короткий
срок А. С. Попов вместе е П. Н. Рыбки-
ным при помощи солдат  телеграфиой
команды оборудовали две первых в России
радиостанции -— на островах Гогланд и
Котка. На высоких утзсах были установ-
лены мачты высотой в 60 футов. 6 фев-
‘раля 1900 г. радиостанции приступили Е
работе.

На этом историческом месте будет воз-
двигнут обелиск. Комитет по делам ис-
кусств при Говете Министров СССР пору-
чил проектирование обелиска ленинград-
скому архитектору М. А. Шепилевекому,
	Архитектор сообщил нашему корреспон-
денту:

— Обелиск высотой в 35 метров будет
установлен на одном из утесов скалисто-
то берега. Памятник предполагается сде-
тать из нержавеющей стали, ‘а поста-
мент — из гранита. Постамент украсят
две бронзовые доски с описанием событий,
которым посвящен обелиск.
	ЛЕТНЯЯ НАВИГАЦИЯ
НА ЛИНИЯХ АЭРОФЛОТА
	ВИЕВ, 6 мая. (ТАСС). На авиалиниях
Украины началась летняя навигация. Пер-
вым отправился из Киева в Симферополь
самолет летчика Гарбера. Через 3 часа 20
минут он приземлился в Симферополе.. От-
крылись новые воздушные линий, связыва-
ющие столицу Советской Украины с курор-
тами Крыма и Кавказа. Самолеты регулярно
совершают рейсы по маршрутам: Киев —
Адлер и Киев — Минеральные Воды,
	ТЮМЕНЬ, 6 мая. (ТАСС). Вчера ‘в аэро-
портах Свердловска, Тюмени, Челябинска,
Молотова и Казани в торжественной обста-
новке был поднят флаг летней воздушной
навигации.
	Bee аэровокзалы хорошо подготовились Кв
	Боздушным перевозкам грузов и пассажи-
ров. За лето самолеты Свердловского управ-
ления Гражданского воздушного флота пе-
ревезут сотни тысяч пассажиров и десятки
тысяч тонн различных грузов и почты.
	`БАБУ, 6 мая. (ТАСС). На воздушных ли-
ниях Азербайджана началась летняя нави-
гация. В 5 часов 45 минут первым с ба-
KHHCKOPO аэродрома поднялся в воздух са-
молет, пилотируемый Брусничкиным. Он
взял куре ‘на Москву. Вслед. за ним старто-
вало еще несколько машин на Москву, Ста-
линград, Астрахань, Харьков.
	Из опыта Отечественной войны извеетно,
что быстрый, организованный взлет груп-
пы истребителей, несомненно, служит пред-
носылкой для уснешного выполнения Goe-
вого задания. Быстрый взлет необходим
не только, например, при отражении нале-
тов вражеской бомбарлировочной авиации,
но также при базировании истребитель-
ных частей на передовых аэродромах и
вылетах на сопровождение своих самоле-
тов.

Мне хочется поделиться опытом обуче-
ния групповому взлету в нашей части.
	Обучение начинается с того момента,
когда летчики приступают к тренировоч-
ным полетам парой. Совершенно ясно, что
после того, как хорошо отработан взлет в
составе двух самолетов, приходится тра-
тить значительно меньше усилий и труда
для освоения взлета звеном и эскадрильей.

Основное требование, пред’являемое на-
ми к летчикам, сводится к тому, чтобы
они с первых же вылетов научились пра-
	BHABHO распределять свое внимание и, не.
	допуская ни излишней медлительности, ни
вредной торопливости, правильно реагиро-
вали на действия ведущего и на поведение
самолета. ЦПилотируя учебно-тренировочный
самолет из второй кабины и замечая ма-
лейшие неточности в действиях молодого
летчика, командир звена после каждого
взлета личным показом и советом помогает
устранять недостатки.
	Сидя во второй кабине, командир при-
учает молодого истребителя действовать
сектором газа так, чтобы плавность дви-
жений сочеталась в большой точностью.
Слишком резкая или, напротив, замедлен-
	Благодаря исключительному вниманию
товарища Сталина к развитию радиотехники
радиосвязь в нашей стране. в настоящее
время находится на весьма высоком техни-
ческом уровне. Известно, что в CCCP
имеется значительное количество  труд-
ных линий связи, Их трассы имеют боль-
шую разность по долготе, с протяженность
свыше 5 тыс. км., и, кроме того, проходят в
северных широтах, сильно подверженных
магнитным возмущениям. В результате на-
пряженной работы, проводимой советскими
радиоспециалистами, работающими в промые
шаленности, по эксплоатации и в научно-ис-
следовательских лабораториях, у нас достиг-
нута большая устойчивость радиосвязи, ко-
торая с каждым годом все увеличивается.
	Весьма характерной для советской радио-
		‘связи является борьба за систематическое том числе с Южной Америкой.
‚ повышение   рабочих. скоростей радиотеле-   Пятилетний план предусма

¥TTVawTs it
	повышение раодочих своростей радиотело-
графирования. Разработанные в ЦНИИСе
фототрансмиттеры позволяют увеличить ско»
рость передачи до 1.000 слов в минуту. В
1943 году фототранемиттер был установлен
на связи Москвы с Нью-Иорком и показал
большую эффективность. Врупные * амери-
канские радиоспециалисты весьма высоко
оценивают технический уровень советской
радиосвязи.

Советские радиоснециалисты наряду ¢
вовершенствованием радиосвязи, работаю-
щей по коду Морзе, давно уже трудятся
также над внедрением буквопечатания. Еще
в 1922 оду А. Ф. Шорин в Нижегородской
радиолаборатории проводил опыты по ис-
полъзованию на радиосвязях телеграфной
аппаратуры Бодо. В 1938 году инженера-
ми ЦНИЙС’а тт. Верби и Новиковым была
разработана шестикратная аппаратура Бодо-
радио. А вскоре инженеры тт. Игнатьев,
Гурин и Козлов разработали девятикратную
аппаратуру Бодо-радио, которая является
основным типом на ‘наших радиосвязях.
	За последние годы значительное развитие
получила у нас передача изображений па
	ная работа сектором газа является наибо-   Но-тренировочных самолетах. Лишь тогда,
	когда обучающийея уже уверен в 666е, а
командир звена дает хорошую оденку дей-
ствиям летчика на взлете, мы снова до-
пускаем его к полетам в паре на боевом
самолете. Когда молодые летчики полно-
стью овладевают взлетом в составе пары,
мы приступаем к полетам звеньями.
	Разбирая особенности группового взлета, `
мы на предварительной подготовке особен-
но заостряем внимание летного состава на
сохранении направления на взлете. Здесь
же устанавливается порядок выруливания
и расстановки машин на старте, опреде-
ляется, какие самолеты занимают взлетную
полосу и какие — нейтральную, указы-
вается очередность взлета.

В начальных полетах в составе звена
ведущим первой пары, как правило, идет
командир эскадрильи, а второй — коман-
дир звена. Успех группового взлета зави-
сит от ведущего. Он должен давать газ
плавно, но энергично, строго выдерживая
направление. В момент отрыва ведущий
ни в Коем случае не может принаравли-
ваться к ведомым путем уменьшения ско-
рости своего самолета. Это чревато тем,
что ведомые или обгонят ведущего, или
же, резко убрав газ, потеряют скорость
	на взлете, что в большинстве случаев” за °° ~
		Хорошая Ннатренированность летчиков в.
	выполнении взлета в составе пары и зве-
на позволила нам перейти к выполнению .
взлета всей эскадрильей при минимальной

затрате времени,
	Капитан П. КРИВОНОС.
	лее характерной ошибкой молодых летчи-
ков. От этих недостатков они освобожда-
ются Постепенно, по мере накопления
опыта.
	Для ускорения процесса обучения мы
	  проводим дополнительную тренировку. Два
	самолета устанавливаются на земле точно
на Таких же интервалах и дистанциях,
которые должны выдерживаться на взлете.
Под наблюдением командиров молодые лет-
чики учатся работать сектором газа в
темпе, обеспечивающем безопасный взлет
пары; В тот момент, когда самолеты тро-
гаются с места, мотор у ведомого должен
делать несколько больше оборотов, чем у
ведущего. Этим достигается одновременный
взлет пары. Летчики тренируют свой глаз
в определении заданного интервала и ди-
станции в полете по отношению к веду-
щему.

Особенно важно, чтобы действия веду-
mero с самого начала были максимально
точными и не создавали дополнительных
трудностей для обучаемого. Ведущий само-
лет в большинстве случаев пилотируетея
командиром эскадрильи или его заместите-
лем. Если во время взлета обучаемый все
же допускает ошибку и в результате рез-
KO увеличенных оборотов скорость ‘самоле-
та превышает скорость ведущего, то по-
следний, в свою очередь, обязательно дол-
жен увеличить наддув, не допуская вы-
скакивания молодого летчика вперед. Если
же, во избежание выскакивания, ведомый
резко уменьшает наддув, то он рискует
потерять скорость на взлете. Последствия
мотут быть самые нежелательные.
	Радиосвязь в системе боевой подготовки авиаторов
	Основатели и вожди Советокого государ-
ства Ленин и Сталин всегда придавали
огромное значение развитию и оснащению
радиотехническими средствами наших Во-
оруженных Сил.

Еще в 1919 тоду в одном из своих
распоряжений Ленин писал: «Абсолютно
необходимы для  Южфронта = кавале-
рийские радиостанции, а также полевые
передвижные легкого типа, имеющиеся в
большом количестве на складах главного
военного инженерного ‘управления. Сделай-
те немедленно распоряжение о срочной
передаче Южфронту по 650 штук того и
другого типа. Этого требует Сталин, кото-
рый очень жалуется на недостаток связи.
Напишите мне, что именно Вы сделали, а
кстати закажите для меня в Гвиу крат-
кую сводку общего числа радиостанций у
них и распределение по войскам».

В голы мирного строительства благода-
ря успешному завершению сталинских пя-
тилеток радиотехника в нашей стране по-
лучила широкое развитие. Советские
Вооруженные Силы в достаточном коли-
честве оснашены современным радиообору-
дованием, обеспечившим надежное и непре-
рывное управление войсками, в том числе
и авпапией, в годы Великой Отечествен-
HOH ВОЙНЫ.
	Исключительно широкий размах опера-
ций, высокая маневренность войск, пре-
дельная насышенность боевой техникой и
тесное ° взаимодействие различных родов
войск являлись характерными особенно-
стями военных операций второй мировой
ВОЙНЫ.
	Организация и проведение этих опера-
ций, & следовательно, и осушествление
тесного взаимодействия авиации с назем-
ными войсками, как это показал опыт Вели-
кой Отечественной войны, оказались в0з-
можными благодаря належно действующей
связи, в системе которой радиосвязь
являлась основным, а иногда и единст-
венным средством. Вот почему радиосвязь
в авиапийи должна занимать и занимает
Видное место в системе боевой подготовки
	авиационных штабов, летного состава
частей связи.

Известно. что в авиации применяется
	различная и весьма сложная радиодаппала-
тура — самолетные и. наземные  радио-
станции,  радиокомпаеы, ралиомаяки, ра-
диооборудование для производства слепой
посадки. В годы Отечественной войны в
авиации нашли широкое применение и 0о0е-
вое использование и другие новые мощные
радиотехнические средства. Радиотехника
беспрерывно и весьма быстро развивается,
создаются новые способы и методы управле-
ния на земле и в воздухе,
	Исходя из этого, авиационные команди-
ры при планировании и проведении боевой
подготовки должны придавать серьезнейшее
значение вопросам грамотного использова-
ния радиосредств при освоении новых мето-
дов и способов организации управления
авиацией на земле и в воздухе.
	_Радиосредства нужны для связи с само-
	летами, действующими над полем боя. Эта.
	связь позволяет авиационному командиру,
находяшемуея на своем ВП вблизи линии
фоонта, или авианаводчикам, находящим-
ся © радиостанпиями наведения на таком
же удалении от линии фронта, направлять
удары своих машин именно туда ив то
время, где и когда это наиболее выгодно в
интересах наземных войск.
	В процессе боевой подготовки штабов
авиачастей и летного состава радиотехни-
ческие: средства должны обеспечить надеж-
ное и непрерывное ‘управление авиацией
не только при действиях ве над полем
«боя», но и в других условиях учебно-бое-
вой подготовки, например, при  отраже-
ний массированных ‘налетов бомбардиро-
вочной авиации «противника». Естествен-
HO, Ч10 в этих случаях от авиационных
штабов и летного * состава, кроме всего,
потребуются безупречное знание и правиль-
ное применение всех средств радиосвязи.
	Поэтому при проведении командно-штад-
	ных игр и летно-тактических учений нве-.
обходимо включать элементы использова-
ния всех видов радиотехнических и
при решении общих и чзстных задач.
Задачи, которые приходится решать при.
проведении командно-штабных игр и летно-.
тактических учений, сводятся, во-первых,
к тому, чтобы обеепечить надежное управ-
ление по радио в тех случаях, когда авид-
дионный командир во время наступатель-
ной или оборонительной операции будет.
находиться на своем командном пункте. в.
этом случае успех управления будет обес-

печен при условии бесперебойно действую-
щей радиосвязи.

Следует, во-вторых, учесть, что управ-
ление авиацией должно быть обеспечено на
земле и в воздухе не только на подготови-
тельном этапе, но и на всех других эта-
пах проведения операций. 060б0е внима-
ние должно уделяться вопросам. непрерыв-
ной и надежной радиосвязи, обеспечиваю-
щей руководство частями и подразделения-
ми, а также связи, создающей надёжное и!
непрерывное управление в период переба-
зирования и главным образом во время!
	‚Наиболее напряженных этапов «боевой» де-
	ятельности.

Большое значение при управлении авиа-
цией в различных условиях боевой обета-
HOBRA имеет заблаговременно организован-
	Ная и хорошо продуманная система опове-
щения, наведения и управления самолета-
ми по ‘радио с земли. Эта важнейшая зада-
ча успешно может быть решена лишь при
правильном использовании радиотехниче-
ских средств.

Таким. образом, вся система управления
‚с использованием средств радиосвязи дол-
жна позволить авиационному командиру
Е быть в курсе воздушной и наземной
обстановки, своевременно принимать  соот-
ветствующие решения, а следовательно, и
‘влиять на ход «боевых» действий на всех
этапах проводимых операций.

Серьезное внимание должно также уде-
‘ляться’ вопросам взаимодействия между
различными видами авиации. Радиосвязь в
этих случаях является также основным
средством, обеспечивающим это взаимодей-
ствие не только на земле, но и в воздухе
между самолетами. Большое значение име-
‘ет радиосвязь при организации воздушной
разведки.

Успешное выполнение задач учебно-
боевой подготовки требует от каждого офи-
nepa штаба отличных знаний структуры и
основных положений службы связи в авиа-
ции, тактико-технических данных само-
летных и наземных радиотехнических
средств, организации и обеспечения управ-
‘ления на поле боя, основных принципов
‘организации радиосвязи на земле и в

‚ воздухе И Т, Д.
В свою очередь летный состав должев
отчетливо представлять себе основные
  принципы организации радиосвязи — pa-
`лиосетей наведения, оповещения, управле-
‘ния и взаимодействия © другими вилами
‘авиации, а также с наземными войсками
в процессе боевых действий, знать на-зу-
бок тактико-технические данные самолет-
ных и наземных  радиосредетв, основные
 прилципы и в1060бы их боевого использо-
  вания, иметь достаточные практические
навыки в работе с радиоапиаратурой.

Важнейшим условием правильного реше-
ния вопросов, связанных с обеспечением
надежного и непрерывного управления ©
использованием радиосредетв, является не-
допущение в процессе учебно-боевой под-
готовки вредной практики различного ро-
да условностей упрощенчества,

Для вынолнения большой и ответствен
ной задачи, стоящей перед авиаторами по
использованию радиотехнических средетв,
‘первостепенное значение будет иметь пра-
вильная и хорошо продуманная организа-
‘ция учебного процесса, глубокое творче-
ское использование опыта Великой Отече-
ственной войны, знание дальнейших пер-
спектив развития радиотехники и ее приме-
	Полковник С. ФРОЛОВ.
			Почему штурмовики не выполнили задания по стрельбе.
		Качество выполнения боевого задания
	Стало быть, в розыгрыше полетов основное
внимание ‘надо было уделить именно. этой
стороне полета вместо рассуждений о том,
что летчик обязан принять от механика са-
молет и расписаться в журнале,

Вак же проходил полет?
	На первых порах экипажи неплохо про-
вели маршрутные полеты до цели и гра-
MOTHO произвели противозенитный маневр
перед атакой. Но самый удар по об’екту они
построили неверно. Летчик ведущего самоле-
та гвардии старший лейтенант Сидоренко
неправильно зашел на цель и тем самым
поставил в затруднительное положение сво-
их ведомых. Атака, естественно, была без-
результатной: все снаряды легли мимо’ цели.
Второй заходена стрельбу также был побтро-
ен непродуманно: огонь открыли с большой
дистанции, с пологого угла планирования.
	Мимо цели выпустили весь. свой boe-
комплект и ведомые летчики гвардии лейте-
нанты Басов и Белоуско. Их ошибки — от-
сутствие учета силы и направления ветра,
большая дистанция открытия огня, малый
угол планирования, а также неточный рас-
чет высоты вывода самолета из атаки.
	Напрашивается вывод о том, что подраз-
делению следует уделять больше внимания
предварительной подготовке, особенно розы-
грышу полетов.
		Закавказский военный округ.
	подготовки К полетам не нашел должного
		зависит не только от грамотного пилотиро-   применения. Розыгрыш проводился формаль-
вания самолета, но и от тактического и ог- но, по шаблону, независимо от того, что
_невого мастерства летчика. Умелый маневр , представляло собою задание — полеты по
в сочетании с точным огнем всегда обеспе- кругу, в зону или на боевое ‘применение.
чит успех в штурмовых действиях. Это Нам показали несколько планов розыгры-
подтверждается богатым опытом, накойлен- ша полетов. Все они, как две капли воды,
ным в Великой Отечественной войне. Совер= похожи друг на друга: имеются ‘стандарт-
шенствовать тактическое и огневое мастер- ные вопросы, переходящие из одного пла-
ство летчиков сейчас, в период мирной уче- на в другой, безотносительно к особенно-
бы,— важнейшая задача каждого команди- ‚стям метебрологической обстановки, усло-
ра. Однако не всюду этому придают должное вий задания и т. д.
значение. Кое-где учеба поставлена по шаб-   На этот. раз летчиками, „готовившя-
лону, примитивно, полеты на задание про- мися к выполнению боевых стрельб,
ходят без тщательной, всесторонне проду- специальный розыгрыш’ полетов He Lpe-
манной предварительной и предполетной ‚водилея. Дело ограничилось разговорами
подготовки. :    поводу предстоящего задания. Летчикам
Разберем полет звена «ИЛ’ов», которое   На земле ставились примитивные. вопросы

водил на штурмовку командир эскадрильи 03 Учета трудностей, могущих встретиться
гвардии старший лейтенант Сидоренко. Во’ В воздухе. Командиру экипажа гвардии лей-
время этой штурмовки летчики не выполни-   ТеНанту Басову, например, был задан во-
ли боевой стрельбы йо наземным целям,   Рос о том, какие обязанности выполняет

Другого результата нельзя было и ожидать,   Летчик при приемке самолета В
ибо экипажи, и прежде всего сам ведущий,  2 ГВардии младшему лейтенанту ‘аврову—
 0 правилах запуска мотора. Проводилась

Плохо подготовились к заданию, в деталях x
не изучили учебно-боевой задачи и по-, Ще короткая проверка знания техники пи-
рядка стрельб на полигоне, недостаточно  ЛОтТирования, причем вопросы были связа-
тренировались в ведении огня по движу-   ИЫ Главным образом со взлетом и посадкой,
ОйСЯ ВБИ, Нетрудно догадаться, насколько этот «ро-
зыгрыш» полета был далек от той задачи,

Известно, например, какое большое влия- которую предстояло выполнить на стрельбах.
ние На качество выполнения полета 054- / ведь летчикам предстояло лететь по неиз-
зывает розыгрыш его на земле. вестному маршруту, отыскать цель и нане-

Олнако в эскалрилье гвардии старшего сти по ней штурмовой удар при сильной
	лейтенанта Сидоренко этот важнейший этал противовоздушной обороне «противника».! (По телеграфу от наш. корр.).