15 мая 1947 г., № 112 (719).
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	Отличники боевой и политической подготовки на’ занятиях по радиосвязи.
На снимке (слева направо): командир авиаэскадрильи Герой Советского Союза
гварлии капитан И. Нестеров, преподаватель гвардии майор Н. Ломов, ‘летчики
	гвардии капитан И. Костыгин и гвардии. капитан К, Демин.
Снимок капитана М. Рунова.
	0 чем говорят итоги одного смотра
‘художественной самодеятельности
	закончившийся недавно смотр худож?
ственной самодеятельности авиационных
частей и подразделений Приволжского воен-
ного округа обнаружил серьезные недостат*
LH B идейном содержании репертуара, вы-
явил ряд серьезных недостатков в руковод-
стве самодеятельностью со стороны *отдель-
ных политорганов и политработников.
	Некоторые политработники еще до сих Пол
недооценивают значение художественной
самодеятельности в деле политического, во-
енного и культурного воспитания личного
состава. Эта недооценка привела к сниже-
нию  требовательности при выборе репер-
туара для концертных программ. В програм-
мы ряда коллективов, выступавших на смо-
тре (например, коллектива клуба, где па-
чальником лейтенант Топольекий), прони-
кли слабые, безыдейные, малохудожествен-
ные произведения,

В программах танцовальных коллективов
почти  отбутствуют танцы народов СССР,
русские и солдатские пляски. Вместо этого
программы засорены всевозможными «па-
родиями» на русские народные танцы,
«комическими» плясками.
	Слабо отражена в репертуаре авиацион-
ная тема, тема героизма сталинских соколов.
Руководители коллективов выпустили Из
поля зрения такие замечательные художс-
ственные произведения на авиационную те-
му, как «Повесть о настоящем. человеке»
В. Полевого, «Страшное оружие» и «У-2»
Соболева и ряд других. А ведь отрывки из
этих произведений с успехом можно читать
с: эстрады.

Плохо и мало помогают ‘политработники
и руководители коллективов начинающим
писателям. На смотре выступило несколько
молодых авторов. Младший лейтенант Нови-
ков читал свои стихи «Снега Росвии», кур-
сант Буланов-—стихи «9 мая» и «Русскому
народу», курсант Сучков—стихи «Россия».
Эти произведения незрелы, требуют серь-
езной переработки. Их авторы нуждаютех в
систематической помоши. Между тем, в клу-
	бах литературные кружки не ор-
ганизованы, консультанты И ква
лифицированные руководители в помощь
начинающим поэтам и прозаикам не при-
	назинающим  Подэгам и нрозаивам не apes
влечены.

На недостаточно высоком уровне нахо-
дится и исполнительская культура участни-
	ков самодеятельности. Наиболее плохо в
этом отношении обстоит дело в оркбетрами
народных инструментов. Для большинства из
них характерны прамитивность, дурной
вкус, отсутствие ансамбля, разрыв между
вокалистами и оркестром.
	Многие из певцов-солистов, выетупивших
	на смотре, переоценили свои. силы и в@з-
	можности, Выбранные для’ показа арии из
опер «Иван Сусанин» Глинки. и «Пиковая
дама» Чайковского оказались исполнителям
не по плечу. Отсутствие систематических
	занятий и опытных руководителей приведо
к значительному снижению художественного.
	уровня исполнения, —

В подобном положении находятся и хо-
ровые коллективы, также не имеющие ква-
лифицированных и опытных руководителей.
Хоровым коллективам клубов, где началь-
никами старшие лейтенанты Сорокин и Де-
мидов, даже не удалось добиться удовлетво-
рительного звучания голосов.

Между тем возможноети для плодотвор-
ной работы. художественной самодеятель-
ности в частях и подразделениях округа
имеются. Доказательством этого является
опыт работы самодеятельного. коллектива
Н-ской авиачасти.

Массовость, высокий али И художе-
ственный уровень репертуара, хорошее ка-
чество исполнения ‘свидетельетвуют 0 ви-
стематической и углубленной работе этого
коллектива, о внимании  и‘помощи, которые
ему оказывает политотдел,

На смотре выявилосе ‘немало одаренных
чтецов, музыкантов, певцов, плясунов. 069-
60 должны быть‘ отмечены ‘смешанный
четырехголосый хор под. руководством
	  жены офицера Е. Пулиховой, чтецы етар-
	ший сержант Щукин, младший сержант Ге-
рухин, тт. Спиридонова и Таздыкина, пев-
цы старший лейтенант, Рябовол, старший
лейтенант Мухин, тт, Смолина и Стрели-
на. }

Необходимо, чтобы политработники частей
и подразделений покончили © недооценкой
роли и места художественной самодеятель-
ности в общей системе воспитательной .ра-
боты, осуществляли бы повседневное и де-
HOBOG руководство: кружками и коллекти-
вами.   . an
	Гвардии майор А. ТИЩЕННО.
	Приволжский военный округ.
	‘ЩЕНИИ БОЕВОЙ УЧЕБЫ»

Ракига сообщил, что редакционный кол-
пектив газеты «Защитник Отечества» об-
судил обзор и признал критику правиль-
ной. Намечены конкретные мероприятия. по
улучшению освешения хода. боевой‘ учебы
и опыта Отечественной войны. 4%

P унководитель полетов
_ На полигоне
	командном пункте полигона имелась пла-
новая таблица полетов. в которой было
	указано, какие экипажи, в какое время и
	0 каким целям будут бомбить и стрелять,
какие номера и позывные установлены
дая отдельных самолетов.

На полигон прибыли молодые летчики,
чтобы перенять опыт своих старших то-
варищей, как бомбить и стрелять, как
лучше строить маневр, заходить на нель.

Чтобы не отвлекаться во время полетов,
руковедитель назначил себе в помощь од-
ного из офицеров, которому поручил запи-
сывать все свои замечания.

_ Равно в назначенное. время прибыла
первая группа самолетов и, не задержи-
	ваясь, приступила к бомбометанию. Узкая
	цель и боковой ветер не повлияли на
меткость  бомбометания: бомбы одна 3a
другой точно поражали цель.

Руководнтель полетов непрерывно наблю-
дал за экипажами самолетов, корректировал
по радио их действия, указывал на дону-
щенные ошибки. Вместе с тем он. избегал
мелочной опеки, стараясь не сковывать
инициативу летчиков.

Одна группа была перенацелена в воз-
духе: перед ней была поставлена задача
—Щ атаковать. другую мишень. Экипажи
приняли приказание командира ‘и успешно
выполнили новую задачу.

Погода неожиданно изменилась == в
районе полигона ‘пошел сильный дождь.
Руководитель полетов но радио предуп-
редил об этом все группы, вылетевшие с
аэродрома, и дал указание о порядке вы-
хода на цель. }

Атаковав заданную цель, командиры
групи докладывали 0б этом по радио на
командный пункт и, снизившись до высо-
ты бреющего полета над лесным масси-
вом, уводили группы на свой аэродром.

По окончании летного дня я попросил
помощника руководителя показать сде-
ланные им записи. В специальной тетра-
ди были аккуратно записаны вее замеча-
ния руководителя полетов. Тщательно бы-
ли зафиксированы: время прибытия само-
летов на цель ий ухода от нее, недостатки
в боевых порядках и маневрировании, от
	дельные ощибки экипажей, характеристи-.
	ка действий командиров групп в воздухе.

Тщательный и точный обмер отклоне-
ний точек падения б0мб дал возможность
подготовить к послеполетному разбору
ясную картину бомбометания групи и от-
дельных экипажей.

Разбор был обстоятельным ий поучи-
тельным. На основании личных наблюде-
ний и записей командир подробно ироана-
лизировал действия экипажей, дал им
конкретную оценку и указал, как в даль-
нейшем предотвратить ошибки.

Из двух приведенных нами примеров
можно сделать вывод о том, какое важное
значение имеют в нашей летной учебе
четкая организация и умелое руководство
полетами на полигоне и насколько велика
роль руководителя полетов на полигоне.

Гвардии майор В. ЧИРЬЕВ.
	Командир в заданное время вывел
группу точно на цель. Однако вместо то-
то, чтобы немедленно атаковать ев, груп-
па была вынуждена встать в круги бес-
цельно «утюжить» воздух. На’ земле был
выложен крест из полотнищ, 4

Руководитель полегов на полигоне офи-

цер Боев беспомощно разводил руками и
искал способа передать. ведущему и всей
группе, что на командном пункте поли-
гона вышла из строя ‘радиостанция и зет-
чикам необходимо немного подождать.
‚ Командир группы капитан Ермаков —
боевой и дисциплинированный офицер. Он
твердо помнил правило, что без радиосвя-
зи с КП бомбометание нельзя производить.
Терпеливо ждал он, пока по радио переда-
дут разрешение на атаку.

Прошло немало времени, пока на поли»
гон доставили другую радиостанцию и
связь с самолетами, находящимися в воз-
пухе, была, наконец, установлена. Бом-
бометание началось... но о тут выявились
неподготовленность и неосведомленноеть
полигонной команды. Наблюдатели предпо-
пагали, что бомбометание будет произво-
хитьея по’ одним целям, а бомбы сбрасы-
вались. на другие,

Обнаружились недостатки и в. самой: ор-
ганизации полетов. Не вылерживалось вре-
мя прибытия самолетов на цель и ухода
от нее. Одни группы прилетали раньше
заданного времени, другие, наоборот, за-
паздывали. № тому же в некоторых грун-
пах не соблюдался заданный боевой поря-
док, нарушались дистанции и интервалы,

Были допущены ошибки и при стрель-
ах по наземным мишеням: одни дет-
чики открывали огонь с увеличенных
дистанций, другие предпочитали низкий
вывод Из никирования или забывали о
противозенитном маневре.
	Вончилось тем, что’ один из летчиков
проявил явную недисциплинированность:
когда после атак вся группа. ушла в рай-
он. сбора, он осталея над’ целью один и
сделал еще два захода на стрельбу.

Вее эти нарушения, однако, не прив-
лекли внимания руководителя полетов. За
весь день он по радио не сделал ни одно-
го замечания, ничего не подсказал летчи-
кам, не делал он и записей для предсто-.
ящего разбора, хотя имели место тактиче-
ские ошибки и недостатки в технике пи-
лотирования. 0бмер попаданий бомб был
‚ произведен наспех и небрежно. Отоит ли
удивляться тому, что на разборе летного
дня этому руководителю, собственно, и го-
ворить было не о чем,

Иначе обстояло дело на соседнем поли-
гоне. Руководитель прибыл сюда задолго
до начала полетов и лично тщательно про-
верил готовность полигона, мишенную 0б-
становку, состояние радиостанции, знание
должностными лицами своих обязанностей
и наличие средств связи — словом, сде-
лал все то, что требует Наставление по
производству полетов.

С аэродромом вылета была налажена
прямая телефонная и радиосвязь. На
	В подразделёнии Героя Советского Сою-
за офицера Козлова проведены сборы ко-
мандиров звеньев. Участники еборов учи-
лись методике преподавания, составлению
конспектов, личных планов работы, пла-
	ТАСС уполномочен заявить, что сообще-   ке или неподдержке со стороны СССР како-
ние каирской газеты «Аль-Ахрам» о том,   то-либо требования Египта в организации
что в беседе И. В. Сталина с 9. Бевином Со-   0б’единенных наций.
ветское Правительство обещало но `поддер-  ’ Что касается отношений между Англией
живать Египет в организации 0б’единен-   п Египтом, то о них было сказано, что это
ных наций, не ‘соответствует действитель- дело Антлии и Египте. и СССР, согласно

тл АРА
	фе т  ом =

le .

“RR беседе не затплагивалея вопрос 06 onra- своей неизменной 1 политике невмешатель-
	“BR беседе не затрагивалея вопрос 06 opra- CBUCH неизменнон политике ыы
низации 06’единенных наций и о поддерж-   ства, не думает вмешиваться в это дело,
	`К ВОЗОБНОВЛЕНИЮ РАБОТЫ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКОЙ
< КОМИСОНИ {10° КОРЕЕ
	в Москве письмо, в котором, конетатируя
согласие Советского Правительства на ¢0-
зыв совместной комиссии. сообщил, что им
	дано указание американскому командующе-
му в Корее провести немедленные приготов-
ления к созыву вновь комиссии в Сеуле,

САО: -
	10 мая было опубликовано продолжение
переписки между В. М. Молотовым и
Маршаллом 0 Корее. В письме

В. М. Молотова от 7 мая предлагалось уско-
	1 рить возобновление. работы Совместной С0-
	ветско-американской комиссии по. Корее.
В ответ на это письмо г-н Маршалл при-
слал 13 мая через поверенного в делах США
	‚ Конференция Национального совета
советско-канадской дружбы
	ТТАВА, 13 мая. (ТАСС). 10 ‘мая в
Оттаве закончилась Всеканадская  конфе-
ренция Национального совета  советеко-
канадекой дружбы. На ‘конференции при-
сутетвовали 200 делегатов,  предетавляв-
ших различные организации чнеленноетью
от нескольких десятков до десятков тысяч
членов, действующие во всех крупных го-
родах Канады. Среди. делегатов находились
представители почти ‹ всех крупнейших
профсоюзов Канады, представители ‹ меет-
ных комитетов  советско-канадекой друж-
бы, представители научных и культурных
организаций и печати, четыре депутата
канадского парламента от сониал-демокра-
тической партии, сенатор Бушар, предсе-
датель канадской Конфедерации труда Мо-
шер, представители молодежных, нцерков-
ных и спортивных организаций и многие
другие.

С привететвенной речью на rondepenman
выетупил поверенный
Канаде Белохвостиков, отметивший, что
дружба между канадским и советским на-
родами возникла в годы второй мировой
войны, в период общей борьбы против
врага веего прогреесивного человечества—
гитлеровской Германии.

Белохвостиков заявил, что после побело-

носного окончания войны перед Советским
Союзом и Каналой так же, как и перед
другими 0б’единенными нациями, встала
задача установления’ прочного демократи-
ческого мира, который должен устранить
угрозу новых агрессий и войн.

Говоря о том, что задача обеспечения
прочного демократического мира до послед-
него времени остается главной задачей и
что ее можно решить лишь путем усилий
(0б’единенных наций, работающих в духе

искреннего сотрудничества и взаимного до-

верия, Белохвостиков заявил, что Совет-
ский Союз борется именно за этот путь
искреннего международного сотрудничеет-
ва» Советский народ, заявил . Белохвости-
ков, ценит дружбу с другими народами, в
том числе с канадеким народом. Он умеет
делать различие между народом и теми по-

в делах СССР в

шений с Советеким Союзом, Филнотт. пред-
ложил обмен научными достижениями,
литературой, студентами, спортивными
командами. Филпотт заявил, что история
убедила его в том, что Советский Союз
точно выполняет свои планы и что стра-
ны, сотрудничающие е Советским Союзом,
будут итти вперед вместе.с ним. Он выра-
зил уверенноеть, что канадские промыш

`ленники‘ скорей пожелают иметь прибыли,

чем депрессию и новую войну.

С докладом на тему «Сотрудничество в
Арктике» выступил известный полярный
исследователь и специалист по развитию
Севера д-р Стифансон, заявивший, что раз-
витие северных областей в Советском Co-
юзе стоит на гораздо более высоком уров-
не, чем в Америке и Канаде,

Стифансон отметил, Что американцы
пытаются дать образование `отсталому сез
верному народу эскимосам на Аляске толь-
ко Ha английском языке. В Советском (9:
юзе эскимосы рассматриваются, как и все
остальные граждане Советского Союза, и
имеют своих собственных докторов, учите-
лей ит. д.

Конференция приняла несколько резо-
люций и избрала делегатов для вручения
этих резолюций канадекому правительству.

В основной резолюции говорится, что
мир среди наций является гарантией безо-
пасности Канады и что торговля между
странами также является необходимым
условием для расширения канадской эко-
номики, для обеспечения работой и для
процветания канадского народа.’ Дружеские
отношения, говорится в резолюции, & так-
ще экономический и культурный обмен с
Советеким Союзом являются для Канады
основой для достижения этих целей, Дру-
жеские отношения с Советским Союзом,
которые развились в годы войны, сильно
ухудшились в течение последних двух лет,
Интересы Канады, мира’ и процветания ка-
надекого народа требуют в первую очередь
мероприятий по восстановлению дружбы
между Советским Союзом и Канадой. Резо-
Люция предлагает правительству выету-

ай О а Е с ав а a
	АМЕРИКАНСКАЯ КАНДИДАТУРА НА ПРЕСТОЛ
ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХА В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
	НЬЮ-ИОРК, 9 мая, (ТАСС). Газета «Нью-

Йорк тайме» публикует сообщение коррес-
пондента агентства Норт Америкен Ньюс-

пейперс Альянс (НАНА) из Стамбула, в ко-
Штаты.
заинтересованы в том, чтобы примас грече-

тором говорится, что Создиненные

ской православной церкви в Северной и 0ж-
ной Америке архиепископ Атенагорас, нахо-
дящийся в Нью-Йорке, стал преемником ны-
нешнего Вселенского Вонстантинопольекиго
патриарха Максимоса, который, как ожи-
дают, в скором времени откажется от своего
сана в связи с болезнью. Корреспондент за-
являет, что, хотя представители Соединен-
ных [Штатов открыто не говорят о своей
поддержке Атенагораса, работники военной
американской. разведки проявляют интерес
к этому вопросу.

Атенагорае недавно посетил Трумэна.
  Атенагорае являлся ранее турецким гражда-
‚ нином греческого происхождения, в настоя-
щее время имеет американское гражданство
в поддержнвает самые близкие отношения с
турецким правительством.

Греческое правительство благосклонно
относитея к проекту замены Максимоса, Ате-
нагорасом, хотя считает нежелательным
от’езд Атенагораса из Вашингтона веледет-
вие оказываемого им влияния на получение
фондов на греческие «нужды». Корреспон-
дент НАНА высказывает предположение,
‘что. избрание Атенагораса даст возмож-
ность государственному департаменту США
бороться с «пропагандистсвим аппаратом
Советского Союза».

ee
	й экономическии © Разработка проекта новой
саботаж»   болгарской конституции
	ТОКИО, 11 мая. (ТАСС). Американский   СОФИЯ, 14 мая. (ТАСС). Специальная
журнал «Ньюс уив», распространяемый в  парламентская комиссия заканчивает разра-_
Японии, опубликовал недавно статью под   ботку проекта новой конституции Болгарии,
заголовком «Японский экономический сабо-   В ближайшие дни проект будет представлен
таж». В статье отмечается, что в Вашингто-  на рассмотрение Великого народного собра-
не усиливается подозрение в отношении то-   ния,
го, что японцы умышленно  саботируют  ‘В обсуждении проекта новой конститу-
восстановление экономики своей страны и ции приняли участие все слои болгарского
что они разрушили свою экономику больше,   народа. Подавляющее большинство предло-
чем немпы свою после первой мировой вой-   жений, поступивших в комиссию, разраба-
ны. Японцы, говорится лалее в статье, как   тывающую проект, направлено в тому, что-
и немцы после первой мировой войны, стре- бы отразить в новой конституции как мож-
мятся увильнуть от уплаты репараций и  но полнее и правильнее завоевания народа
добиться получения займов от США, в борьбе с фашизмом и реакцией.
	УЧЕБА КОМАНДИРОВ ЗВЕНЬЕВ
	HOB полетов, организации розыгрыша по-
лета. ;
После сборов. Coan организованы ‘Ноле-
ты и стрельбы по щиту и конусу.
Старший лейтенант Н. КУВШИНОВ.
		Обобщение опыта эксплоатации самолетов
	Доклады вызвали оживленный обмен
мнениями, Летчик подполковник Разоренов
дополнил выступления инженеров ценными
обобщениями из своего опыта полетов на
больших высотах. Интересным также было
выступление летчика майора тов. Мирнова,
который `рассказал, каким образом дости-
гается высокий классе в технике пилотиро-
вания, как летчики должны действовать р-
чагами управления при выполнении фигур
высшего пилотажа на высоте.

Материалы’ технической конференции
изучаются сейчас всем летным и техниче-
ским составом соелинения. -
	Гвардии лейтенант A. LUEMEHES.

В Н-ском истребительном авиасоединении
состоялась техническая конференция по’
обобщению - опыта эксплоатации самолетов
на больших высотах. На конференции при-

_сутствовали не только офицеры технической
службы, но и летчики, начальники снени-
альных служб и отделов.
	С докладом об особенностях эксплоатации.
моторов выступил инженер-подполковвик
тов. Ровкун.

° Инженер-майор Байксв поделился опытом
экеплоатации кислородного оборудования,
инженер-майор тов. Малыгин сделал с00б-,

щение о подготовке авиационного о
НИЯ.
	Отвечаем ——
	По следам выступлений «Сталинского Сокола»
	«ЗА КОНКРЕТНОСТЬ В ОСВЕЩЕНИИ БОЕВОЙ
	Под таким заголовком в № 99 «Сталин-
ского сокола» был опубликован обзор пе-
чати, в котором шла речь о недостатках
газеты «Защитник Отечества» в освеще-
нии боевой учебы,
	Ответственный редактор подполковник
	ев SA Pe

nt eonpoon читтемй  ПОоШеречное равновесие самолета на взлете.
	2 АРА ДИЗЕЯ
		Гвардии лейтенант Наумов обра-
тился в редакцию с просьбой’ об’яс-
нить, почему при взлете с боковым
ветром самолет кренит в сторону
ветра и почему летчик при этом от-
клоняет штурвал, :

Ниже печатается ответ на вопрос
гвардии лейтенанта Наумова.
		ответственно, небольшим поперечным уси-
лием на ручку или штурвал управления.

Следует учесть, что е каждой секундой
разбега указанное отклонение непрерывно
уменьшается #10 двум причинам; во-первых,
благодаря увеличению эффективности элеро-
нов, связанному с увеличением скорости, и
во-вторых, в силу того обстоятельства, что
по мере роста скорости непрерывно умень-
шается относительное значение скорости
ветра. Иными словами, уменьшается угол
скольжения, а следовательно, и вее его. по-
следствия, выражающиеся, в частности, в
тенденции самолета к крену (см. рис. 2).

После отрыва от земли, вовремя выдёр-
живания, летчик должен в интересах сох-
равения прямолинейности траектории дать
самолету крен в сторону, противоположную
сносу. Дая этого, естественно, требуется
некоторое дополнительное отклонение вле-
ронов.

На самолетах некоторых типов, обладаю-
ших сильной тенденцией к самопроизвольз
ному развороту на разбеге (обычно в сторо
ну, противоположную направлению. враще>
ния винтов), ‘иногда рекомендуется с самого
начала разбега энергично отклонить элеро-
	‘НЫ В сторону возможного разворота. Вапри-
	мер, у самолета с винтами правого враще-
	ИСАМЕЛЕЙ СТОН
WB MECIOE
	ния, обладающего большой склонностью к
развороту влево, целесообразно отклонять
штурвал в левую сторону. При. этом левый
элерон будет поднят, а правый — опущен,
Этим достигается уменьшение эффективного
Угла атаки, а следовательно, и уменьшение
аэродинамического сопротивления консоль-
ной части левого крыла и’ увеличение эф-
фективного угла атаки и вопротивления
консоли правого крыла. В результате воз-
никает некоторый момент рыскания, на-
правленный вправо и в какой-то. етенени
	смягчающий тенденцию мащины к разворо-
	ту (см. рис. 3).
	ную сторону. Это, вообще говоря, полезное
свойство и вызывает на разбеге е бокови-
ком тенденцию к крену в наветренную
сторону. - —

Для парирования данной тенденции лет-
чик вынужден давать определенное отклоне-
ние элеронам, Однако величина указанного
отклонения будет различной у разных само-
летов. Она зависит от угла’ полеречного
крыльев, от расположения крыльев относи-
тельно фюзеляжа, от. величины боковой паз
русной поверхности всего самолета и т, -д,
Естественно, что самолет е большим углом
поперечного У, с высоко расположенным
крылом и высоким‘ фюзеляжем будет при
боковике обнаруживать большую тенденцию
к крену, чем машина, не обладающая пере-
численными конструктивными ‚особенностя-
ми. Кроме того, на величину требуемого от-
клонения эдеронов сильнейшее влияние
оказывает степень эффективности  послед-
них. При высокой эффективности элеронов
один и тот же кренящий момент может быть
погашен ценой гораздо меньшего отклоне+
ния, чем при малоэффективных элеронах,

_У большинства современных ‘самолетов
тенденция к крену на разбеге с боковым
ветром очень легко парируется весьма не-
значительным отклонением элеронов и. со-
	I NONE SIGIR
		Вюогда взлет выполняется при боковом
ветре, направление результирующей скоро-
сти движения самолета относительно возду-
ха определяется kak равнодействую-
щая скоростей У; и У. (см. рие. Т). то-есть
	СИИНЕРДИЯ
BAIRD RINE E г   ОА р
ДЯЗ6ЕГА
		ИН
			  Рис.. № 1.

У, — скорость самолета относительно
земли,

\У, — скорость самолета относительно
ветра,

У — суммарная скорость самолета отно’
сительно воздуха,

ВО — угол скольжения.
не будет совнадать с плоскостью симметрии
самолета, Иными словами, в данном случае
происходит скольжение.

Подавляющее большинство современных
самолетов и, в частности, все наши ‘отече-
ственные машины благодаря наличию у
них угла поперечного У крыльев и ряду
других конструктивных параметров 0бла-
дают положительной поперечной  ‘устойчи-
востью. Они стремятся погасить скольжение
при помои накренения в противополож»
	Рис. № 3.
Разумеется, отклонение элеронов для по-
	добной пели производится только у тех
редких типов самолетов, у которых тенден-
ция к самопроизвольному развороту на взле-
те столь велика, что для ее парирования
приходится мобилизовывать все средства и
способы. Соображения поперечного управле
ния в данном случае отходят на второй
план. Нормальным же следует считать та-
кое положение, при котором сохранение На»
правления на взлете полностью  обеспечи-
вается рулем поворота. а элероны  иеполь-
зуютея для управления самолетом в попе-
речном отношении в соответствии с выра-
ботавшимися у каждого летчика привычны-

ми рефлексами. р
Летчик-испытатель майор’ М: ГАЛЛАЙ.
	ENEBULID Vi RERLEDLIENE BACMED,
РРР ty GEMAEILA AGLIVOANNOE,
	YOR CHOROMEHAS BONEMPEPOIGHD SHEWOLUREDICR