16 мая 1947 г., № 113 (720),
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ

ВБ помощь руковолителю боевой учебы
г чемоезь руководителю оодевои учебы
	Треназкеры и метолы их иепользования
	При переходе’к комплексным задачам
нужны тренажеры с агрегатами, относя-
щимися к данному комплексу: запуску
мотора, выпуску шасси, пикированию,
связи и проч. Здесь нежелательно также
нагромождение агрегатов и устройств,
	Отрабатывая более сложные комплексы,
мы постепенно подходим к натуральной ка-
бине, осваивая в ней ряд задач, начиная
от осмотра кабины и кончая элементами
пилотажа, радиосвязи и т, д. Эта заклю-
чительная часть системы’ наземного тре-
Hama должна довести работу летчика в
кабине до автоматизма, как того требу-
ют Курсы боевой подготовки. Важно
помнить, ‘чт0’-в отработке. навыков
HO скорости выполняемых фпераций нет
предела, а поэтому тренировяу нужно TD0-
должать все время.

В некоторых иностранных комплекеных
тренажерах применяется имитация 00-
становки работающего мотора, стрельбы
оружия и прочих шумовых эффектов. Это
достигается путем воспроизведения запи-
санной на кинопленку работы мотора, ору-
RUA, а также других звуковых эффектов.
В комплексных кабинах тина кабины
Этингофа или Кирьянова это может и дол-
жно быть осуществлено.
	Следующим важным требованием к
тренажерам является об’ективность в оцен-
ке результатов. Так, заключение о точно-
сти определения ракурса руководитель заня-
тий должен давать не на основе своего лич-
ного мнения, а согласно показаниям прибо-
ров. На стрелковых оптических тренажерах
применяется контрольная точка. 910 060-
бенно важно на первых стадиях трениров-
ки. Увидев ошибку, летчик исправляет ее,
& при «попадании» он испытывает чув
ство удовлетворения. Это вызывает у не-
го желание повторить упражнение, что и
требуется. У тех тренажеров, где в 1е-
зультате попадания бомбы или’ пули
загорается лампочка, взрывается пиро-
патрон и т. п., всегда будет больше же-
лающих тренироваться, даже во внеучебное
время. Важдый с удовольствием стреляет
в тире, ye висят мишени, = пада-
ющие при правильном попадании; На вы
ставке наглядных пособий есть тренажер
по запуеку мотора. Если действия были
правильные, то после всех операций на-
чинает вращаться винт самолета. Если
же пропустить что-нибудь, вращения не
последует,

Последним требованием в тренажерам
нужно считать удобство’ пользования и
культурноеть оформления, Тренажер хол-
жен заинтересовать обучающегося, развить
в нем спортивный интерес и постоянно
привлекать его к работе,
	Выводы.
	Тренажеры — это чрезвычайно важное
средство, обеспечивающее повышнение каче-
ства боевой подготовки летного бостава.
	Существует. принципиальное. различие
между назначением наглядного пособия и
‘тренажера. Тренажер служит для ‘отработ-
ки у летчика практических навыков, ав-
томатизма в управлении ` агрегатами само-
лета. Можно прекраено изучить теорию по-
лета и материальную. часть самолета, от-
лично знать, как летать, но, не имея
практических ‘навыков в управлении ма-
шиной; нельзя летать на ней без риска
ля жизни. т
	Пусть при помощи лекций, бесед или
занятий с использованием наглядных по-
собий нам удалось передать летчику оп-
ределенные знания и закрепить. их в его
памяти. Но’ этого мало. Нужно уметь уп-
равлять агрегатами ‘самолёта, обладать
практическими навыками, автоматизмом в
управлении техникой.
	Вак это достигается?
	Для отработки y летчиков многих на-
выков необходимо, чтобы упражнения’ со-
провождались работой мотора или проводи-
лись В полете. Такая тренировка связана ©
большими затратами. Чтобы летчик, мог хо-
рошо летать, безупречно работать с аппара-

турой, его нужно сначала натренировать на
каких- то специальных а. маптинах,
На тренажерах.
	Трубейшей ошибкой некоторых инетрук-
торов является рассуждение, что учить
летать нужно только в воздухе, делать все
только на самолете. Нет, это не так. Все,
чему можно научиться на земле, ‘надо сде-
лать на земле, и тогда в воздухе останет-

ся меньше работы, будет меньше ‘sarpar,
потерь.
	Твардии инженер-майор . Mopos, автор
оригинального тренажера. для отработки
бомбометания ‘с пикирования ‘и стрельб по
наземным целям, приводит следующий
пример, иллюстрирующий значение трени-
ровки. Испытанию подвергались два лет-
чика: один вообще никогда не производил
пикирования, а другой имел 30 пикиро-
ваний, но выполнял их плохо. Первый лет-
чик ‘После’ упражнений на тренажере и
трех вывозных полетов стал бомбить толь-
ко На «отлично» и «хорошо». Второй лет-
чик, произведший до тренировки 30 бомбо-
метаний и имевший тогда неудовлетвори-
тельные результаты, после’ тренировки
стал выполнять задания на’ «хороно» и «по-
средственно». Благодаря тренажу было сэко-
номлено до 20 вылетов на каждого лет-
Чика.
	Приведем некоторые цифры. В полку,
где начальником воздушно-стрелковой
службы был: инженер-капитан Клименко, в
результате тренировки на тренажере Поли-
това выполнение стрельб по воздушным це-
IAM поднялось на 94 процента, по на-
земным — до 97. Можно было бы назвать
немало подобных цифр, но и этих доста-
точно для того, чтобы стали ясными не-
обходимость и рентабельность тренажеров.
	Тренажером может быть как действую-
щий самолет, так и отдельные его агрега-
ты или их макеты, а также специальные
тренажные установки, сделанные для от-
работки тех или других навыков по Yyuo-
	равлению. винтомоторной группой, по
штурманскому  глазомеру, по — стрельбе
ит. x,
	При помощи тренажера можно отрабо-
	тать навыки По целому комплексу задач
или отдельным задачам. Например, можно
тренировать только определение ракурса
самолета, его тип или дистанцию, момент
открытия огня. Но есть возможность отра-
батывать и весь комплекс стрелковых за-
дач. В связи с этим тренажеры могут
быть. и комплексные ‘и элементарные, в
зависимости от. задач, подлежащих реше-
HHI.
	Принцициально неверен поэтому спор о
	т0М, НУЖНЫ

ЛИ

Только IT
	во сложные тренажеры — для простых
или сложных условий тренировки.
	Вее зависит от периода обучения. Сна-
чала оборудование ‘должно быть проше,
условия легче, отводимое время — боль-
ще. Так, например, в начале обучения лет-
чика воздушной стрельбе бесполезен комп-
лексный тренажер Кирьянова или Бонда-
ренко и вполне подходит тренажер Ничи-
ка. Летчика нужно сперва научить, как
распознавать тип самолета, затем его ра-
куре, дистанцию и пр. После усвоения
элементарных навыков надо переходить к
тренировке их комплекса, то-есть пользо-
ваться более сложным тренажером. В хкон-
це концов. летчика нужно тренировать на
комплексном тренажере (типа Кирьянова),
где учитываются не только данные  стрел-
ковых задач, но и комплекс всей воздуш-
ной обстановки — связь с землёй, атаки
противника, зенитный огонь и другие oc-
ложнения, которые могут создать даже
более сложную обстановку, чем наблюдает-
ся при действительном полете.
	Таким образом, полезны и простой тре-
нажер и сложный, простая обстановка и
сложная. Решает вопрое степень натре-
нированности летчика. Надо помнить ос-
новное дидактическое правило: от простого
— к сложному, от частного — к общему,
от конкретного — к абетрактному,
	9т0 не означает, что тренажер можно
конструктивно оформить как угодно, что
можно допустить произвольное размещение
агрегатов и приборов или заменить нату-
ральные детали макетами, принципиально
отличающимися от действительных, и т. л.
Нет, нельзя этого делать, даже если тре-
нажер элементарный. Пусть мы тренируем
летчика в работе с пусковым насосом.
Этот насос нужно поставить Так, как он
стоит на том самолете, на котором летает
летчик. Если повернуть его другой сторо-
ной, то мы рискуем привить летчику вред-
ные навыки, а этого нужно опасаться
больше всего.
	Б то же время совершенно не обяза-
	тельно, а иногда и не желательно, чтобы
при освоении навыка в работе с ПН-[ на
тренажере были и все остальные агре-
таты. Нет нужды тренировать летчика в
работе с этим устройством на самолете. В
данном случае элементарный тренажер бу-
дет состоять почти из одного ПН-[Г. То же
можно сказать и 0б отработке других на-
BHIEOB,
	харченко «Вак мы обучаем штурмовиков
стрельбе по’ наземным целям»,
	В отделе «Техника и эксплоатация»
напечатано окончание статьи профессора
генерал-лейтенанта — инженерно-авиацион-
ной службы Пышнова «Динамика сле-
пого полета» и продолжение статья про-
фессора  Отечкина «Теория реактивных
двигателей». Здесь же опубликована ста-
Thi инженер-майора Самочетова . «Даль-
ность и продолжительность полета резк-
тивных самолетов». „= И
	` В отделе «Воинское воспитание» поме-
щена статья майора Сбойчакова «Воспи-
татие ветносливости».
	„Вестник Воздушного Флота“, № 4
	ОФИЦЕРЫ ОВЛАДЕВАЮТ _
МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКОЙ ТЕОРИЕЙ
	водителей, от их умения правильно и глу-
боко раз’яснить тему. Поэтому их подбору
	политотдел уделил много`внимания: Руко-
водить группами поручено работникам
политотлелов, = заместителям командиров
	полков по политической части, секретарям
партийных организаций и командирам ча-
стей,

Большую помошь ‘руководители групи
получают на семинарах. Оживленно прохо-
дят занятия семинара в части, где полит
работником офицер Тяпков. Здесь рукова-
дители групп марксистеко-ленинской уче-
бы заблаговременно извещаются о дне за-
нятий, об очередной теме, поставленной на
обсуждение участников семинара. Причем
каждый из них обязан подготовить доклад,
хотя выступает с ним кто-либо один из
слушателей по указанию руководителя се-
минара. Докладчик излагает материал в та-
ком виде, в каком будет его читать в груп-
пе для офицеров. Доклад всесторонне обсуж-
дается, а руководитель семинара подводит
итог выступлениям и дает указания о м6го-
дике проведения занятий. Руководители
трупп учитывают замечания и затем са\мо-
стоятельно дорабатывают тему,
	эалогом успешной учебы офицеров яв-
ляется`и создание необходимых условий для
их самостоятельной работы. Политработ-
ники учли это и оборудовали классы марк-
систеко-ленинекой подготовки. В них офи-
церы после летного дня проводят время
за книгой. В классах имеются географичес-
кие карты, схемы, диаграммы, необходимая
литература, подшивки газет и журналов.
Для офицеров регулярно проводятся  кон-
сультации по отдельным главам «Краткого
курса истории ВАП(б)», читалотея лекции и
доклады.

Хорошую инициативу проявил политотдел
Н-ского авиасоединения, организовав в
августе прошлого года вечерний лекторий.
В нем раз в неделю читаются лекции, при-
чем в этот день в частях не проводятся ни-
какие другие партийные MoponpuaTHa yaa
офицеров.

В своем постановлении «0 росте партии
и о мерах по усилению партийно- -организа-
ционной и партийно-политической работы
с вновь вступившими в ВКП(б)» Централь-
ный Комитет партии предложил ликви-
дировать неправильную практику невмеша-
тельства партийных организаций в дело са-
мостоятельного изучения коммунистами
марксистско-ленинской теории. Это указа-
ние Центрального Комитета ВКП(б) в пол-
ной мере относится и к организации марх-
систеко-ленинской подготовки офицеров в
системе комзндирской учебы. Как бы. хоро-
ши ни были лекции и доклады, но если они
не закрепляются самостоятельной работой
над материалом, то слушатели He могут
приобрести прочных знаний,
	ва последнее время политорганы, пар-
тийные и комсомольские организации уси-
лили контроль за ‘самостоятельной подготов-
кой офицеров. Этот контроль осуществляет-
ся путем индивидуальных бесед с офицера-
ми. Часто проводятся товарищеские cobece-
дования по теоретическим вопросам со всеми
	офицерами. Б частях создана такая  обета-“
новка, при которой офицеры, не: желающие.
	серьезно работать над расширением своего
идейно-политического кругозора, встреча-
ее осуждение в среде своих товари-
щей.

Марксиетеко-ленинское образование по-
мотает офицерам в их работе по воспитанию
и обучению подчиненных, Командир эскад-
рильи Герой Советского’ Союза майор Свет-
	личный систематически повышает свои тео- :
петические знания Сейчас он заканз-
	ретические знания. Сейчас” он закан-
чивает изучение «Враткого курса истории
ВЕП(б)». Упорная учеба. дала хорошие ре-
	зультаты, В последнее время офицер Свет-.
	Личный стал чаще выступать перед подчн-
ненными с докладами и лекциями, прово-
дит беседы с солдатами и сержантами.
Другой командир эскадрильи —— старитий
лейтенант Клюев изучил и законепектиро-
	вал восемь глав «ЁАраткого курса ` истории.
			учебу личного состава. постоянно заботятся _
	о бытовых нуждах и запросах своих подчи-
ненных. Его эскадрилья—лучшая в части,
Прошедшей зимой большинство офице-
	ров-авиаторов кропотливо и усилчиво рабо -
	тало над повышением своих знаний. В этом,
	безусловно, большую помошь им ‘оказала _
	командирская учеба, регулярно проводив-
шаяся в частях. Эта учеба не должна-- пре-
рыватьея и теперь, в период летней боевой
подготовки ‘авиаторов. Нельзя забывать
уроки прошлого лета, когда в отдельных
эвиачастях нашлись такие  руковохители,
	которые под предлогом сильной загружен--
ности летчиков учебными полетами ‘пере-.
	стали заниматься марксистеко-ленинской_
	похготовкой офицеров. это вуелно сказалось
	не только на илейном росте наших ‘офицее -
	ров, но и на качестве боевой подготовки.
	Политорганы должны теперь так ортани-
зовать командирскую ` учебу, чтобы ona
умело сочеталась © летной подготовкой
авиаторов, научить офицеров в любой 0б-
становке, какой бы трудной она ни была,
находить время для непрерывного пополне-
НИЯ своих теоретических знаний.
	Марксистеко-ленинская учеба офицеров.
	проводимая непрерывно и В летнюю . ПОРУ,
	будет способствовать успешному выполне-
	нию первомайского. приказа Министра. Во-
оруженных Сил Союза ССР и поможет до-
	стигнуть новых успехов в боевой и полити-
ческой подготовке войск. .

Полковнин И, ВОЛКОВ.
	Министр Вооруженных. Сил Союза
ССР генерал армии Булганин в’ первомай-
ском приказе № 21 обязал генералов, адми-
ралов и офицеров «...еще больше и лучше
работать с подчиненными, учить их и вос-
питывать в духе безупречного выполнения
воинского долга». Эта почетная и OTBETCT-
венная задача может быть успешно решена
офицерами только при том ‘условии, если
они сами будут изо дня в лень овладевать
	марвсистеко-ленинекой наукой, йбо только
	ова позволяет правильно ориентироваться в
обстановке, понять внутреннюю связь собы-
тий, предвидеть их ход и перспективы раз-
вития.

После постановлений ЦК ВКП(б) по идео-
логическим вопросам в нашем ° соеди-
нении, как и всюду в Советской Армии,
заметно улучшилось качество  теоретичее-
кой подготовки офицеров. Они глубже 0с0-
знали необходимость повышения своих зна-
ний и настойчиво изучают историю и тео-
рию большевистской партии. Это положи-
тельно сказывается и на политической ра-
боте среди авиаторов, на состоянии  воин-
ской дисциплины, организованности и по-
рядка в частях, на боевой и политической
подготовке личного состава.

Основной формой идейно-теоретической
подготовки офицеров является . самостоя-
тельная работа над книгой. Однако это ни
в коей мере не умаляет значения марксист-
ско-ленинской подготовки офицеров в си-
стеме командирских занятий,

Успех марксистеко-ленинской подготовки
офицеров в системе командирских  заня-
тий во многом зависит от правильного
комплектования групп. Опыт показывает,
что там, где группы укомплектованы лодь-
ми одной служебной категории, там занятия
проходят более плодотворно. Так, например,
в Н-ской части созданы три группы: ‘одна
из них включает ‘штабных офицеров и
командиров эскадрилий, другая —= коман-
диров и техников звеньев, третья — стар-
ших и рядовых летчиков. Такое комплекто-
вание групи обеспечивает подбор слушате-
лей примерно с одинаковым уровнем теорз-
тической подготовки, создает обстановку для
активного участия офицеров в ‘обсуждении
изучаемых тем.

В другой части политработники подошли
формально к подбору групп. Занятия здесь
до последнего времени проводились одновре-
менно со всем офицерским составом, причем
в основном только читались лекции. При
такой организации командирекой учебы
нельзя было проверить не только, как, гото-
BATCH офицеры к занятиям, но и их посе-
щаемость. На семинарах, которые, кстати
сказать, проводились редко, многие офице-
ры совсем не принимали участия в творче-
ском обсуждении тем.

Качество занятий в группах марксиетеко-
ленинской учебы во многом зависит от руко-
	С ИНСНЕКТОРСКИХЛ -
ПРОВЕРОК ПОЛИТЗАНЯТИЙ ©
	На инепекторской проверке политических
занятий 75 процентов слушателей грун-
пы офицера Еремина получили оценку
«отлично», остальные — «хороню»;

В этих успехах большая заелуга руково-
цителя политических занятий техника-лей-
тенанта Еремина и его помощника старше-
ro сержанта Чернова. Тщательная подготов-
ка к каждому занятию, правильная методи-
ка, умелое использование наглядных посо-
бий, повседневная работа со слушателями—
все это обеспечило высокие показатели всей
группы на проверке.

Тов. Еремин и его помощник, тов. Чернов
к каждой теме всегда имеют наглядные
пособия, организуют со слушателями
самостоятельную подготовку. С наиболее
слабыми товарищами, а также с теми, кто
отсутствовал в части в дни учебы, помош-
ник руководителя группы тов. Чернов регу-
лярно проводит дополнительные занятия.
	Дружно работают тт. Еремин и Чернов,
После каждого семинара руководителей
политзанятий тов. Еремин рассказывает
своему помощнику, на что в данной теме
следует обратить внимание. С этого момента
они оба начинают готовиться к предстояще-
му уроку. Еремин подбирает и изучает не-
обходимую литературу, составляет конспект
занятия. Чернов готовит диаграммы, схемы,
плакаты.

Свой рассказ на занятиях тов. Еремин
строит интересно, насыщает его фактами из

_ В переловой
	На территории авиаремонтной базы, где
начальником odunép Ениосов, порядок
и чистота. Дорожки между цехами посыпа-
	ны песком, во дворе разбиты клумбы и
	ТНИКИ.

Ваза организована на новом месте. Рань-
ше на ее территории стояли полуразрушен-
ные помещения, валялись тысячи тонн
металлического лома. Воллектив базы  на-
пряженно работал по оборудованию цехов,

общежитий.
В  похах сейчас имеются станки,

инструменты и приспособления, облегчаю-
щие труд рабочего и намного повьинающие
производительность. Всё это оборудование
изготевлено своими силами под’ ‘руковод-
етвом собственных изобретателей и рацио-
нализаторов.

`Мотор, прежде чем поступить в раз-
борку, подвергается тщательной обмывке.
Горячей водой с примесью химикатов с не-
го смываются грязь, масло. Смытая  кон-
сервационная смазка не выбрасывается, а
собирается и используется частично или
как смазка для механизмов или ‘в смеси с
опилками поступает в котельную и заме-
няет топливо. Предварительная промывка
моторов горячей водой в зимние месяцы
этого года резко повысила производитель-
ность труда. Применяя горячую воду в сме-
си с дешевыми химикатами для промывки
моторов, база экономит большое количество
горючего, ‘

‚ На базе тшательно продуман и органи-
зован каждый процесс ремонтных работ.
Разобранные детали авиационных моторов
	по лифту поднимаются в моторный
цех. Здесь определяется степень при-
годности их для дальнейшей работы.
				Путем упражнений, при выполнении ко-
_ торых обучаемый должен осознать каждое
движение, каждый прием, понять их не-
обходимость: у летчика появляется уме-
ние управлять тем или другим агрегатом
самолета. Это весьма ответственный пе-
рнод обучения, когда ни в коем случае
нельзя торопить обучаемого, Все его вни-
мание, все способности (а также и обу-
чающего) должны быть сосредоточены на
правильности движений. Когда летчик Ha-
учится правильно и вполне ^ сознательно
выполнять данное действие, когда он смо-
жет дать себе отчет о каждой операции,
обосновать вв — целесообразность, тогда
можно сказать, что он усвоил эту onepa-
цию. Умение — это первая стадия в при-
обтетении навыков,
	После этого надо перейти к отработке
навыка, то-есть такого умения, которое
выполняется без контроля сознания. При-
ведем пример. Когда вы спускаетесь бегом
по знакомой лестнице, то бесполезно со-
ображать, нужно ли ставить ногу через
одну или две ступеньки. Й даже наоборот,
если вы впутаете в этот процесе свое соз-
нание и начнете считать ступеньки, то
наверняка собъетесъ,
	Отсюда следует, что навык — это. бес-
сознательное повторение ранее отработан-
ных (сознательной тренировкой) движе-
НИЙ:
	Научив летчика умению управлять, ска-
жем, краном под’ема и выпуска шасси,
нужно отработать У него навык в этом уп-
равлении. Когда речь шла: об умении, лет-
чику рассказывали и показывали, как
браться за кран, каким должно быть пер-
в0е движение и для чего оно требуется, к
чему второе движение, как оно выполняет-
ся ит. д. Теперь же путем систематичес-
вого упражнения, то-есть осознанного
действия под постоянным контролем соз-
вания, мы все меньше и меньше обращаем
внимание на мелкие операции и думаем
не 0 том, как делать, а что’ делать. Tan
внимание постепенно переключается на все
более крупные операции, между которыми
рука автоматически, в результате навыка,
сама проделывает более мелкие операции.
В конце концов для под’ема или выпуска
шасси становятся достаточным одного лишь
_ импульса сознания — «поднять шасси», и

рука сама проделывает все необходимое: в
мускулах руки отработаны необходимые
рефлексы и их последовательность.
	Богда радист выучил азбуку Морзе a
умеет работать на ключе, он постепенно
проходит процесс отработки своих профес-
сиональных навыков и, в частности, пе-
редачи текста. Сначала он должен был
соображать, какими знаками передается
данное слово, каким образом нажать на
ключ, чтобы получилась точка, тире, ка-
ковы должны быть интервалы ит. д.
Позднее он стал. думать лишь о том, ка-
кую букву надо передать, а все остальное
делается без контроля. сознания, автомати-
чески, потому что OH, как гово-
pat, «набил руку»: Квалифицированный
радист хумает уже не о букве, а о целых
словах, а позднее — о фразах. Подобно
тому, как раньше были отработаны точки,
тире, а затем буквы, так теперь запомни-
лись и целые елова.
	Некоторые летчики, долго летавиие на
одном и том же самолете, при входе в ка-
бину одним .взглядом осматривают само-
ет, Автор этих строк однажды очутился
в неудобном положении, проявив Е такому
петчику претензию за неосмотр кабины.
Четчик ответил, что он осмотрел кабину, и
На .устроенном ему тут же экзамене под-
робно рассказал о состоянии ее: он заме-
тил отремонтированное накануне крепле-
ние люка, обнаружил чьи-то перчатки под
риденьем, проверил атмосферное давление
на высотомере, давление воздуха в борт-
баллоне и тд. На в0проб 0 том,
He @CTh aH это обычное — состояние
кабины и когда же он успел все это уви-
деть, летчик ответил, что он именно 0ос-
мотрел все по порядку, по мере того, как
открывал люк, ставил’ ногу на подножку,
поднимался в кабину. Осмотрено было все,
хотя и бегло.

Эти примеры показывают, какое значе-
ние имеют навыки и ‘их отработка путем
сознательных упражнений по определен-
Hol системе,
	Вышедший в свет четвертый номер жур-
нала «Вестник Воздушного Флота» откры-
вается передовой статьей «В совершенстве
овладеть методикой обучения».

В отделе «Тактика» опубликованы
статьи: полковника Верова «Авиация в
борьбе за крупные населенные пункты» п
полковника Шаурова «Истребители е ЖРД
и их боевое использованиё».
	Отдел «Боевая подготовка» открывается
статьей полковника Шолохова «Опыт вы-
сотной подготовки истребителя». В этом же
отделе напечатаны статьи: инженер-под-
полковника Ивашечкина «0 методике обу-
чения летчиков воздушной стрельбе» и Ге-
роя Советского Союза подполковника За-
	ОТЛИЧНЫЕ УСПЕХИ
	жизни своей части, конкретными примера-
ми. Все основные вопросы изучаемой‘темы
	оценку   иллюстрируютея наглядными пособиями.
	Особенно широко используется географиче-
ская карта.

Руководитель политзанятий заметил, что
использование одних и тех же наглядных
пособий притупляет внимание и: интерес
слушателей. Тогда тов. Еремин начал изго-
товлять Пособия к каждой теме.

Тов. Еремин не ограничивается формаль-
ным об’явлением списка рекомендованной
литературы, а заранее по возможности под-
бирает ее-и раздает слушателям, указывая,
на ч№ следует обратить особое внимание.

Во время самостоятельной подготовки
руководитель рассаживает слушателей груп-
пами по три человека; так, чтобы в каждой
из них был отличник; который в любой мо-
мент мог бы помочь товарищам. Co своим
помощником он делает обход этих групп во
время самостоятельной подготовки, консуль-
	ТИрует слушателей, помогает им составлять
	конспекты. Так, при изучении темы «05-
щественное устройство СССР» тов. Еремин
роздал по группам «Краткий курс истории
	BLIN(6)>, «Вонетитуцию СССР» и другую.
	литературу, указав в них страницы,   кото-
рые надо прочесть.

Между ужином и отбоем у сержантов
есть час-полтора свободного времени. Стар-
ший сержант Чернов всегда старается _ис-
пользовать это время, чтобы побеседовать. с
	  В моторном цехе мы наблюдали‘ работу
построенного силами базы станка по: вы-
‚вертыванию гильз из блоков мотора. Рань-
ше’ эта операция производилась ‹ вручную.
Гильза нагревалась в масле, а затем с
большим усилием восемь человек ее вывер-
тывали в течение двух часов. Сейчас  гиль-
зу вывертывает один человек, затрачивая
на эту работу 30 минут, .

Вкладыш коренного подшипника колен-
чатого вала, на первый взгляд кажущийся
простой деталью, работает в моторе в на-
пряженных условиях. Разрушение одного
из них обычно приводит к аварии мотора.
Производетво нового вкладыша еложно, Ha
базе разработаны специальное  оборудова-
ние и технологический процесс восстано-
явления вкладышей. Оборудование включает
в себя электромагнитный патрон, позволя-
ющий закреплять тонкостенный вкладыш
при шлифовке его поверхностей, и меритель-
ную машину, которая дает точность  3а-
мера до двух микрон. Этим достигается He
только высокое качество работы по восста-
новлению вкладыша, HO и значительно
снижается его стоимость.
	Отремонтированные моторы перед от-
правкой их заказчикам проходят консерва-
цию для длительного хранения: Раньше
моторы консервировали сроком на три ме-
сяца, 8 затем, вели мотор не использовал-.
ся, он, согласно техническим условиям, пе-
ребиралея для осмотра и конеёрвировался
вновь. На базе разработали новый техно-
логический процесс консервации,  рассчи-
танный на хранение мотора в течение года.
Оборудование для этого процесса позволяет
одновременно закачивать горячее масло в.
мотор, вращать мотор вокруг оси и вра-
шать коленчатый вал. Все операции меха-
низированы. Проязводительность установки
весьма высока.
	сержантами и старшинами $ прочитанной
		1. Тренажер — важнейшее средство для
отработки умения, навыков и профессио-
нального автоматизма.
	*.` Отработка умения: “выполнять ту
или иную операцию должна производиться
путем глубоко осознанных, теоретически
обоснованных, пунктуально. выполняемых
операций.

3. Отработка навыков производится на
элементарных тренажерах путем система-
тического повторения упражнения.
	4. Профессиональный автоматизм в вы-
	полнении. сложных заданий вырабатывает-
ся на комплексных. тренажерах одновре-
менно с отработкой различных навыков, 6о-
ставляющих данный комплекс. Обстановка
работы на тренажере должна постепенно
усложняться, а время, отводимое для вы-
полнения задач, — уменьшаться.

5. Оценка выполнения упражнений при
тренаже должна быть об’ективной.
		исли занятие: проводится в виде’ беседы,
тов. Еремин сначала дает возможность вы”
сказаться тем, кто учится послабее, затем :.
		предоставляет слово более сильным. После
каждой. такой беседы техник-лейтенант
Еремин сообщает секретарю партийной. о
ганизации ‘младшему лейтенанту Баранову,
Rak прошло занятие, кто из слушателей
	нуждается в помощи. № отстающим при-
		Большую помощь руководителю политза-
нятий оказывает и комсомольская организа:
ция (секретарь—старший сержант тов. Цып»
лас). Вопрос о политической учебе комсо-
мольцев. часто ставится на обсуждение 0б-
шего собрания.
	В том, что группа‘тов. Еремина на ин-
спекторской проверке получила такую высо-
кую ‘оценку, немалая заслуга также и
командира эскадрильи старшего лейтенанта,
Закревского. Командир часто присутствуст
на политзанятиях, проверяет, как готовится
к занятиям тов. Еремин, оказывает ему
необходимую помошь.
	ввиационные механики группы тов. Ере-
мина показывают пример не только в поли-
тической учебе, но и в боевой подготовке,
в работе на материальной части.
	Майор А. ГОРЛИЕННО.
	Опыт Отечественной войны,  требо-
вания Генералиссимуса Советского Союза
товарища Сталина и качественный. скачок
в развитии авиации выдвигают перед ру-
ководителями боевой подготовки, препо-
давателями и инструкторами задачу —
учить летчика лучше и быстрее, Для
этого должны быть использованы BCE
способы. весе возможности.
	Сильнейшее средство общения человека
с внешним миром — зрение. Самое  образ-
ное представление у человека — зритель
ное, самая лучшая память у него —
зрительная (мы не говорим 06 исключе-
ниях). Значит, использовать при обучении
нужно главным образом орган зрения.
Таким образом, наглядные пособия явля-
ются одним из сильнейших средетв повы-
шения качества подготовки летчика.
	Роль Учебно-наглядных пособий более
или менее оценена, но вопрос об исполь-
зовании тренажеров до сих пор вызывает
сомнения. Нужно помнить, что навыки
нельзя приобрести слушанием лекций или
просмотром операций: они отрабатыва-
ются тренировкой. Нужны тренажеры,
использованием которых навыки можно до-
вести до профессионального автоматизма.
	Одним из главных факторов тренировки
является время, Не надо его терять: ему
нет цены. Каждый свободный чае следу-
ет использовать для тренажа. Тренировать
летчика надо во всем: в технике пилоти-
рования, стрельбе, связи, штурманских й
других специальных навыках, и
организм ий мышление.
	Инженер-капитан Л. ШМЕЛЕВ.
		Хорошо работает столовая в Н-ском авид-
подразделении. Здесь всюду видны порядок,
забота об удовлетворении запросов aBHaro-
ров.
	В столовой (заведующая тов. Кулагина)
всегда чисто и уютно. Помещение ее худо-
жественно оформлено. Посетители обслужи-
ваются культурно и быстро. Повар тов. Вер-
еняк за умелую и добросовестную работу
недавно получил ‘благодарность от коман-
дир части.

Гвардии майор Князев ежедневно бывает
в столовой, проверяет меню, раскладку и
качество пищи,
Младший лейтенант

М. ГАЙДАМАНЧУК,
	нарементной базе
	Ь каждом пехе видна работа изобретате-
	лей и рационализаторов, Обращают на себя _
	внимание станок для шлифовки фасок кла-
панов; гидравлический пресс для правки
коленчатых валов, станок для лапингова»
ния гильз и многие другие,

°За короткое время на базе аи
	и внедрено в производство 15 новых тах.
	нологических процессов. Изготовлено 6бо-
лее 30 станков и приспособлений ориги-
‘нальной конструкции, Оказана большая
техническая помощь другим ремонтным 0р-
ганизациям и заводам авиапромьишленно-
ern.
	5& внедрение передовой технология в
	производство ремонтных работ энергично 60- .
	рется начальник базы офицер Ениосов. Лю”
бое новое изобретение, способствующее со-
вершенствованию технологического процес-
са, всегда поддерживается им и становится
достоянием всех специалистов,

На базе много молодых  производствен-
ников: воспитанники ремесленных учили,
вольнонаемные рабочие. Все они до недав-
него времени не знали авиационного мото-
ра, особенностей его ремонта, сборки и ис-
пытаний. Начальники цехов инженер-ка-
питан Чернов, старший  техник-лейтенаит
Лукьянов, майор АТС Величко и другие су-
мели хорошо поставить техническую учебу,

Большую помощь командованию оказы-
вает партийная организация. Коммунисты
повсюду идут впереди-—и у станка и на
учебе. Парторги цехов старшины Ширяков,
Москат, старший сержант Чернышев, пока-
зывая образы . внсокоптойэротитатената
	труда, передают другим свой опыт работы.
	Инженер-капитан В. ПИМЕНОВ.