sagan 1947, г. № 152 (759).
	+e
	комсомольцы Г OTOBATCH
K TAKTRYECKOMY VUERHIO
	‚ 9 комсомольцев-активистов нашей части,
помимо работы, связанной с выполие-
нием прямых служебных обязанностей,
много других забот, До того, как
начнутся полеты, нужно успеть нодгото-
вить «тартовки», выпустить «боевые лиет-
ки», вывесить на видном месте витрину
отличников учебы, пополнить папку вы-
630% из газет новыми материалами.
	Комсомольцы делают все это с душой,
G OTOHRKIM,
	Члены ВАВСМ летчики гвардии лейте-
панты Сибикеев и Рыжков, гвардии млад-
шие лейтенанты Рубановский и Дубов ye-
пешно провели воздушный «бой», проявив
при этом смелость, умение, ‘находчивость.
Не успели летчики сесть на свой азподрам,
как на старте уже висел «бозвой лис-
05», рассказывающий о их уснехе.

Отдельные авиаторы плохо справлялись
‹ некоторыми элементами посадки. Комсо-
молец летчик гвардии младший лейтенант
Мисюров взялся провести беседу на тему
«Борьба с разворотами на пробеге после
осадки». Xopomio подготовленная беседа
дала молодым летчикам много полезного и
поучительного. Член бюро ВЛКСМ гвардии
старший сержант Макеюков рассказал
звиаторам о том, как надо выруливать
	‚самолет на старт.
	вождение бомбардировщиков к цели па
заданных высотах», В этой беседе гвардии
майор использовал интересные прамеры
из фронтовой практики. Коммунист гвардии
капитан Ермак рассказал молодым авиз-
торам 0б особенностях воздуценого боя на
заданной высоте. .

Носкольку во время учений наша чаеть
будет действовать ¢ другого аэродрома,
мы назначили в наземный эшелон  групп-
комсоргов; все они тщательно проинетрук-
тированы.

Однако еще Be BCe комсомольцы пока-
зывают пример высокой дисциплины и
организованности. «Были у нас‘ ‘случаи
халатного отношения отдельных члейэв
ВЛЕСМ к своим обязанностям. Комсомоль-
ская организация не проходит мимо этих
фактов, а строго. взыскивает е тех, вто
нарушает воннекие уставы и наставления.
Так было, например, с авиамехаником
сержантом Кокориным. и

Rak правило, после летного дня мы
собираемся, обсуждаем итоги работы, па-
мечаем пути устранения выявленных
недостатков. Совещания Эти очень корот-
кие. Они занимают мало времени, но зато
позволяют комсомольцам всегда быть в кур-
се дела, знать о том, как выполняется план.

Вот итоги, одного обычного летного дня.
Bee комсомольцы летчики выполнили пос-
тавленную перед ними задачу. Особенно от-
личилавь члены ВЛЕСМ механики
старшина Исаев, гвардии сержант Рахма-
нин, рядовой Тимко. Комсомолец сержант
Шнанов во время запуливания самолета
на стоянку допустил халатность. Решено:
выпустить к утру «боевой листок», по-
священный успехам летчиков и механи-
ников, задачам очередного летного дня;
секретарю комсомольской — организации
подразделения обсудить на совещании акти-
ва вопрос о поведении Ншанова, раз‘яснять
комсомольнам и всему личному составу, в
чем состоит ошибка, еержанта..
	Как бы ни был заполнен трудовой
	день, каждый комсомолец считает овоим
долгом. прочесть евежие газеты, порабо-
тать нах. книгой. Вомеомольцы старший
	сержант Заботин, гвардии сержант Раееу-
лов, гвардии стариеий вержант Редькин н
другие всегла находят время для само-
образования.

Большим недостатком в налией деятель-
ности является то, что мы пока очень
мало внимания уделяем досугу летчиков,
механиков, мотористов, слабо интересуемея
	их бытом. Мы еше слабо пропагандируем
	уставы ° и наставления, военную при-
сягу, боевые традиции части.

Нам еще много надо поработать, чтобы
комсомольская жизнь в части, в подраз-
делениях была полнокровной, била клю-
чом. Но мы будем настойчиво добиваться
этого!

Гвардии лейтенант A. МАРИНЫЧЕВ,

секретарь комсомольской организации.

Прикарпатский военный округ.
	Герои-авиаторы
на кинопленке
	Тыеячи метров пленки  засияли советь
ские кинооператоры на фронтах Великой
Отечественной войны о подвигах героев
авиаторов. Значительная часть этих мате?
риалов вошла в журналы «Новости днях’
	й енециальные выпуски 00 отдельных во-
	венных операциях. но многое еще хранится
в фильмотеке Центральной студии хрони-
кальных фильмов. Здесь в картотеке под
рубрикой «Авиация» имеется несколрко
сот карточек.

Замечательные кинохокументы сберега-
wren для истории Великой Отечественной
	войны. Отлельные сюжеты посвящены лей-
	ствиям нашей авиации в боях за Оталин-.
град, на Орловско-Бурекой дуте, на Вуба-
ни, в Ворсунь-Шевченковекой и Берлин-
ской операциях и т. д. ь

Вот, например, кадры, относящиеся в ле-
ту 1943 года. Тема их — «Налет нашей
авиации на железнодорожный узел Орел».
В то время наша бомбардировочная авиа-
ция наносила удары по резервам против-
ника. Кинокадры показывают один из 29+
родромов авиации дальнего действия. Мы
ВИДИМ Подготовку самолетов к операции;
Крупным планом сняты дважды Герой Co-
ветекого Союза Молодчий, Герой Советского
Союза Андреев и летчик Чумаченко. Бом-
бардировшики поднимаютея в воздух. Еше
несколько калров, и мы видим их летящи-
ми над об’ектами. Показаны взрывы на
территории противника, пожары. Удав
бомбардировщиков был точен.

1945 год. Короткий, но очень яркий ку-
вок ленты. Наши истребители из части
полковника Покрышкина взлетают © шоссе
Бреслау — Берлин.

В фильмотеке хранятея материалы, поз
казывающие помощь наших летчиков пар-
тизанам, санитарную авиацию, подготовку
летных кадров для фронта.

Друтая серия. сюжетов-——«Подарок акадез
Maka». Bachata передача летчикам самоле-
та, построенного Ha средства’ академика
Образцова. Сюжет «В фонх Главного В9=
мандования Красной Армии» показывает
передачу авиационной части целой эскад-
рильи самолетов «Трудовые резервы», по-
строенной на средства трудящихся.

А вот и знаменитая «Пчелка» Феранон-
та Головатого. Сюжет назван-— «Самолет Фе-
рапонта Головатого разит врага». На плен»
ке мы видим летчика Еремина, которому
Головатый передал самолет. Заенят во3=
душный бой.

Большой интерее представляет серия
кадров 1945 года «В родных местах».
В ней показана ветреча трижды Героя Co~
ветского Союза Ивана Кожедуба с товари-
mama но летной школе. Митинг. Выступ-
ление Кожедуба. Самолет, на котором Ео-
желуб учился летать.

Многие кадры показывают  героинь-
летчиц: На экране можно увидеть в0уче-
ние. медалей «Золотая Звезда» Герою
Советском Союза капитану Долиной,
Герою Советского Союза Зубковой. Вот
славная  летчица Герой Советского Союза
Гашева, совершившая во время Вели-
кой Отечественной войны более 1.600 ноч=
ных вылетов на бомбардировщике.

Многие из кадров, заснятых в 1941 —
1945 гг., сейчас используются как мон
тажные куски в новых художественных и
‘декументальных кинофильмах.
		По следам наших выступлений
	«ОФИПЕРСКИИ КЛУБ»
	Нод таким заголовком 6 июня в
«Сталинском соколе» была опубликована
передовая статья, в которой говорилось о
плохой работе клуба авиачаети, где полит-
работником офицер тов. Чунаев. В своем
письме в редакцию начальник клуба ка-
питан Франчук сообщает, что работники
клуба обсудили передовую статью и при-
знали критику правильной. Намечен ряд
	на питание основным топливом от главно-
го насоса.

Топливная система требует весьма
тшательного ухода, так как она находить
ся под большим давлением.

Для хорошей работы двигателя обе Ной
подача к  форсункам очень чистого
топлива. Это об’ясняетея строго огранич
ченными отверстиями в фореунках. ‘`Поэто-
му №66  топливозаправщики должны
быть снабжены специальными фильтрами,
которые предохрёняют от попадания гря-_
зи в топливный бак самолета.

На ряде реактивных самолетов возни-
кали пожары при резком изменении режима
работы. Это случалось потому, что двигате-
ли имеют плохую приемистость. При по-
пытке резкого изменения режима работы
двигателя число оборотов изменяется резко,
но наступает срыв потока на лопатках ком-
прессора и количество воздуха, проходящего
через двигатель, упадет, тотда как насос по-
дает большое количество топлива в камеры °
сторания; топливо He все cropaer,
часть его накапливается в нижних каме-
рах, и при наклонах самолета оно выли=
вается или выбрасывается из сопла и
догорает вне двигателя. Попадая на по-
верхности самолета, горящее топливо вы-
зывает пожары. Поэтому рёзкое  измене-
ние газа недопустимо.
	Минимальное число оборотов ротора
двигателя, ‘при котором обеспечивается
надежная работа, растет вместе с подия-
тием самолета на высоту. Таким образом,
на больших высотах нельзя сбавлять 060-
роты до таких значений, при которых на
небольшой высоте двигатель работает нор-
мально. .

На первых самолетах с ВРД топливные
спетемы не были приспособлены для пе-
ревернутых полетов или полетов в уУсло-
виях отридательных перегрузок. Сейчас
для этого применяются топливные баки
GO специальными перегородками, клапа-
нами и другими устройствами, которые
сохраняют пормальные условия питания
двигателя на всех режимах полета,
	Перед запуском двигателя необходимо
проверять работу электрических насосов
подкачки топлива, так как при отсут-
ствии топлива в магистрали от баков до
главного топливного насоса переход двигате-
ля на нормальную работу невозможен.
	Кандидат технических наук
инженер-подполковник Н. ЖОВИНСКИЙ,.

Кандидат технических наук

инженер-подполновник А, КРАВЕЦ,

КИЕВСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ. Командир эскадрильи капитан И. Калина (справа) проводит с летчиками тренаж в
	Снимок капитана Т. Мельника.
	наводке из Фотокинопулемета. Наводит старший лейтенант В. Кокорин.
	Недооценивают физическую подготовку авиаторов
	Б папке начальника физической подго-
товки Н-ского. авиапионнего соединения
старшего лейтенанта Прусакова хранится
множество директив, планов, телеграмм, рае-
писаний по спорту. Глядя на эти документы,
можно подумать, чт0 0 спортивной
работой в ‘соединении все обстоит благоно-
лучно: в планах на летний сезон намечены
различные мероприятия, приказы устанав-
ливают сроки их провеления..;
	\% сожалению, эти планы и директивы
не выполняются. В чем же дело?
	Прибывший в мае нынешнего года на
должность начальника физической подго-
товки соединения старший лёйтенант Пру-
саков застал довольно неприглядную кар-
тину. Лето было не за горами, а в соеди-
нении никто не думал о подготовке к епор-
тивному сезону и началу второго тура за-
очных соревнований. В результате сезон в
частях открылея е болыпим опозданием и
прошел на низком спортивном уровне.
	Слача норм на значок ГТО злесь ортани-
	чает этого. Не принимает мер для налажи-
вания спортивной работы и начальник фи-
зической  полготовки ВВС военного округа
майор Резников. Вместо того, чтобы прие-
	хать в соединение и на месте помочь моло-
	дому начальнику физической подготовки
тов. Поусакову, майор Резников чуть не
	ожелневно шлет директивы, пиркуляры,
	запросы с требованиями различных сведе-
НИЙ.
	В соединении нет штатных начальников
физической подготовки. Подобрать их дол-
жен был майор Резников. Но он этого свое-
временно не сделал.

Необходимо принять срочные меры Е
налаживанию физкультурной и спортивной
работы в соединении. Авиаторы, как и вее
наши. воины, должны принять активное
участие во втором туре массового заочного
спортивного соревнования.

Гвардии ‘майор А. МАНДРУГИН,
	(Спец. корр. «Сталинского сокола»).
	зована. слабо, ежедневная тренировка лич-
ного состава по программе второго тура со-
	ревновании не проводится; не организова-
ны  сотезнования и межу зекатьильами.
	ны соревнования и межу зекалрильями.
Нередки случаи срыва плановой физиче-
екой полтотовки.
	Очень бедно выглядит спортивный горо-
док соелинения. ps3 турняка и брусья,
	футбольные ворота и ямы для прыжков —
	вот и все спортивное оборудование. А ведь
при желании необходимый спортинвентарь
можно было изготовить своими силами.
	Б соединении пренебрежительно OTHO-
сятея к спортивной работе, не считают фи-
зическую подготовку важной чаетью бое-
вой учебы. Например, во всех подразделе-
ниях утверждены спортивные комитеты,
но они, как правило, бездействуют. Партий-
ные и комсомольские организации не при-
ниматот мер к тому, чтобы ить их ра-
боту.

RayS также не ведет никакой масс-во-
спортивной работы. а политорган не заме-

Инициатива, новаторетво, сметка ком-
сомольцев направлены к тому, чтобы
лично научиться владеть оружием,
сложной аппаратурой. Комеомолец сержант
Грибенко, например, вложил немало тру-
а, чтобы изготовить прибор, позволяющий
летчикам Ha земле учиться пользоваться
вислородным оборудованием. В дни, Кота
летчики совершают полеты, этот прибор
всегда находится Ha старте и служит
учебно-тренировочным пособием.
	‚ В газетах печатаетея много материалов в
	‚ домощь летчикам-истребителям. Комсомолец
	рядовой Чепший систематически следит за
печатью. Самые интересные статьи он
вырезает и помещает их в специальную
папку, которой могут в любое время
пользоваться все авиаторы.

Сейчас у нас идет леятельная подготов-
кд ок предстоящему летно-тактическому
учению. Мы заранее продумали, что ` надо
будет сделать комсомольской организации: в
подготовке и проведении учений, разработа-
ли план действий, созвали собрание, на ко-
тором обсудили один вопросе — «0б аван-
тардной роли комсомольцев на учении». Со-
брание членов ВЛЕСМ прошло по-деловому,
оно вызвало оживленный обмен мнениями.
На собрании выступил командир части.
	‘Выполняя указания собрания, по ини-
циативе комсомольцев проведено. совещание
молодых механиков по электроенецоборудо-
ванию. На этом совещании комсомольцы ме-
ханики гвардии сержант Калашников, сер-
жанты Грибенко, Быковский, Конов нодели-`
циеь своим опытом.

‚ Коммунист Терой Советского Союза
твардии майор Голячков беседовал 6
комсомольцами летчиками на тему «Сопро-
	Пропаганла есшесшвенно-научнЫых знаний
		«Было ли начало и будет ли конец мира? ».
Лекция сопровождалась ° демонстрацией
цветных диапозитивов и явилась хороним
дополнением в циклу лекций по диалек-
тическому и историческому материализ-
МУ.

А возможноети у этого клуба большие.
Речь идет не только 00 организации н6-
вого цикла лекций, но и 06 организации
экскурсий, оборудовании при клубе выс-
тавки и т. п.

В клубной библиотеке имеется большое
количество естественно-научной популяр-
вой литературы. Эта литература пропа-
гандируется недостаточно: В чоетноетя,
не используется такая возможность, как
организация постоянных витрин в 0иб-
лиотеке и читальне,

Не лучше ofcrowr дело е пропагандой
естественно-научных знаний и во многих
других Домах офицеров и клубах. Сейчае
задача состоит в том, чтобы коренным
образом улучшить эту работу, добиться
TOTO, чтобы пропаганда естественно-на-
учных знаний была высоко илейной по
своему содержанию.

Гвардии лейтенант Ю. ЗУБКОВ.
		Пропаганда  естественно-научных 3Ha-
ний — одна из важных задач Домов офи-
церов и влубов.

Совсем недавно в клубе Н-ской авиа-
части офицер тов. Замескин провел беседу
‚с сержантеким составом о строении вселен-
ной. Тов.  Замескин тщательно и
серьезно подготовилея к этой беседе, пред-
	варительно прочитал ряд научно-нотуляр-
	вых книг по этому вопросу. На беседу с0-
бралось больное число сержантов. Олу-
шали ее с неослабевающим интересом, бы-
10 задано много, вопроеов. Беседа расши-
рила знания воинов-авиаторов 0 веелет-
ной и о земле, многих из них натолкнула
на  мыель серьезно заняться — изуче-
нием естественных наук.

В этом же клубе с целью пропаганды
сталинекого пятилетнего плана восстанов-
ления и дальнейшего развития народного
хозяйства младшим лейтенантом. Дмитрие-
вым была прочитана лекция «Ископаемые
богатетва. наней Родины».

В сожалению, еще в ряде Домов офл-
церов и клубов пропаганда  естественно-
научных знаний явно недооценивается,
‘клубные работники относятся к ней, как
в чему-то второстепенному.
	сом. Для увеличения скорости полета _не-
обходимо повыейть расход тонлива и давле-
ние; Это достигается уменьшением  количе-
ства топлива, перепускаемого обратно в 63-
ки. Для полдерживания определенного чие-
ла оборотов двигателя или его изменения
следует танже изменять подачу топлива К
фореункам.

Для того, чтобы разгрузить летчика от
непрерывного управления топливной си-
стемой, применяютея различные автоматы:

Топливная система реактивного самоле-
та состоит из двух систем — самолетной
ий системы двигателя. В самолетную cucTe-
му входят: баки, насосы подкачки, краны,
фильтр низкого давления и трубонроводы.

Большая тяга, развиваемая ВРД на боль-
ших скоростях, требует большого количества
топлива; запасы его на реактивных само-
летах весьма велики. Для размещения
топлива используют самолетные и подвес-
ные баки. Большое распространение сейчае
получили мягкие топливные баки, обладаю-
ие большой живучестью.
		C ГЛАВНОЕ
		unbmp wuzwore AAGNEKURN, Koanaw ynpabnenur

Qunbmp Focovore angacaugn \

ДЕГУЛЯ ТР ПОСТОЯНСТВА ОбОрОтоб
(ЧЕНПрОВЕШНОЙ Muna)
	Подача топлива из подвесных баков в
двигателю может осуществляться давле-
нием сжатого воздуха, который подается в
эти баки через редуктор из компрессора
или за счет давления от скоростного на-
пора. 3

Подача топлива из баков к главному топ-
ливному насосу осуществляется при помощи
насосов низкого давления с электрическим
приводом. Избыточное лавление, создаваемое
	Естественно-научная пропаганда в боль-
шинстве  стучаев носит эпизодический
характер. Отбутетвуют , продуманность, и9-
леустремленноеть в‘выборе тем. Темы ча-
сто выбираютея не в силу их значитель-
ности и актуальности, а случайно. Слабо
учитываются запросы офицерского состава.

Клуб H-croro авиагарнизона накопил
ценный опыт пропаганды естественно-
научных знаний. В евое время здесь был
организован специальный лекторий. Лек-
ции читались регулярно, в определенной
‘последовательности; Так, например, были
прочитаны лекции: «Сотворение мира и
происхождение солнечной системы», «Про-
исхождение и развитие жизни на земле»,
«Мозг и сознание», «Чарльз Дарвин u ero
учение», «Учение академика Павлова».
Лекции сопровождались показом  нагляд-
ных пособий и в ряде случаев. демонетрл-
цией опытов ‘и неизменно вызывали у
офицерского состава большой интерес. ©
большим успехом прошел вечер заниматель-
ной физики.

Олнако сейчас этот участок работы ока-
залея забытым. За последнее время была
прочитана всего лишь одна лекция —

этими насосами, составляет 0,5—0,8 атмо-
сферы. Благодаря тому, что  самолетная
система находится нод давлением, необхо-
`Димо 06060 тшательно следить за нрочно-
стыю и герметичностью всех соединений
топливной системы.
  Из главного топливного насос» топливо
через ряд регуляторов и автоматов подается
‘к форсункам двигателя. Эта система нахо-
‘дится под высоким давлением (от. 30`до 99
`атмосфер). Величина давления, принятая в
данной системе, зависит от типа двигателя,
`расхола топлива; типа форсунок и тидрав-
лических потерь. Значительные давления в
‘топливной системе двигателя требуют весь-
‚ма надежных трубопроводов и соединений.
Поэтому трубопроводы обычно делатт из
стальных труб.

Магистраль высокого давления располо-
жена на двигателе и состоит из главного
‘Hacoca, дроссельных кранов или клапанов,
  при помои которых летчик осуществляет
‘управление двигателем, и автоматических
регуляторов. обеспечивающих подачу  топ-
	OQLYH KL
	[ПРЕДОКЛАНИТЕЛЬНВИВ
АЛЕПАН бен.
ДАВЛЕНИЯ ,
	ГАЙОМЕПРИЧЕСКИ
BET YNAMOL
	п боиии OGIAITKIA
		MATH GANA д
hr
	YE PATH LIE
BAARAHE
	Коммунисты. пропагандируют уставы Вооруженных Сил
	ТЕХНИКА И ЭКСПЛОАТАЦИЯ
	1 опливные системы
		ния е пог’емом самолета на большие выео-
	ты может привести к резкому падению п9-
дачи насосом топлива.

Для того, чтобы обеспечить нормальное
питание ВРД при полете на больших высо-
тах. необходимо увеличить давление Ha
	входе‘ в насое. Это достигается установкой
	непосредетвенно У топливных баков (или
внутри их) дополнительных насосов, Tak
называемых насосов подкачки  («бустер-
помп»). Это насосы низкого давления, но
	большой произволительностй, что обеспечи-
	вает полачу необходимого количества TOL-
лива к двигателям, резко. уменьшает вы-
деление газов и воздуха из топлив, улуч-
шает наполнение основных насосов и тем
самым предохраняет систему от возникнове-
ния кавитаций.

С под’емом самолета на большие  высо-
ты лавление, создаваемое насосами подкач-
ки, падает и при этом перед главным на-
с0сом из топлива выделяются газы, воздух
и пары, ухудшающие нанолнение главного
насоса. Критическая выеота, при которой
наступает перебой в подаче топлива, долж:
на быть больше потолка самолета. В по-
THBHOM случае топливная система ограни-
чит предельную высоту полета самолета.

Влияние ускорений, возникающих при
полете с переменной скоростью (ло величи-
не и нанравлению), на топливные системы
реактивных самолетов, имеющих насосы
подкачки, сказывается меньше, чем у само-
летов. не имеющих этих насосов.

Воздушно-реактивный двигатель не яв-
ляется высотным. Шо мере под’ема само-
лета на высоту тяга, развиваемая BPI,
падает из-за уменьшения плотности возду-
ха, поступающего в двигатель. Для сохра-
нения постоянства качества смеси, & также
с пелью предохранения лопаток газовой
турбины от обгорания необходимо умень-
шать количество топлива, подаваемого к
двигателю.

Давление, создаваемое главным  топлив-
ным насосом, зависит от расхода топлива
через   форсунки. Следовательно, ‘по’ ‘мере
под’ема самолета на. высоту надо’ умень
шать и давление топлива. Это достигается
тем, что часть топлива перепускается 0б-
‘ратно в баки или в магистраль перед насо-
	’ Партийная организация H-cxoro гвар-
{ейском штурмового подразделения оказы-
вает  действенную помощь командиру в
воспитании личного состава в духе точ-
ного соблюдения и выполнения устазов
Вооруженных Сил Союза ССР. Пропаган-
де уставов посвящаются лекции, доклады,
беселы.
	_ Доклах на тему «Дорожить честью A
	славой своей части — долг каждого вои-
	на» сделал недавно командир эскадрильи
Герой Советского Союза гвардии старший
лейтенант Петров. Коммунисты тт. Вол-
ков, Лешенов, Кузнецов и другие про-
вели беседы е личным составом об уетав-
ных требованиях, © дисциплинарной
практике в Советской Армии.
	Серьезное внимание уделяется нагляд-
ной пропаганде уставов. В комнате полит-
просветработы вывешены красиво написан-
ные выдержки из приказа товарища
Сталина о присвоений Части гвардейского
звания и Указ Президиума Верховнаге
Совета Союза ССР о натраждении части
двумя  орленами Советского Союза, вы-
держки из Устава внутренней службы и
Дисциплинарного устава, а также полный
текст военной присяги. Здесь же размеще-
на фотовитрина ветеранов части..

Постоянная пропаганда уставов помо-
гает повышать качество боевой и поли-
тической подготовки личного состава. .

Гвардии старший лейтенант
д. КАМЕНКОВИЧ.

лятор постоянства оборотов, барометриче-
ский регулятор, предохранительный кяа-
пан высокого давления, коллектор и фор-
сунки. Для перепуска топлива из Ma-
тистрали высокого давления в баки име-
ются обратные клапаны, сборник обрат-
пой магистрали и магистраль Bosppata
топлива в: бак.

Регулятор постоянства оборотов цен-
тробежного типа, в зависимости от за-
тяжки пружин, обеспечивает  (измене-
нием количества перепускаемого из маги-
страли высокого давления топлива) по-
	дачу такого. количества топлива к двига-
	телю, которое необходимо для полдержа-
ния постоянных оборотов. двигателя.
	Барометрический регулятор  (анероид-
ного типа) изменяет подачу топлива к
форсункам в зависимости от высоты по-
лета. На некоторых типах‘ двигателей
(например, на английском ВРД «НИН-1»)
регуляторы расположены на насосах и
изменяют производительность последних в
зависимости от числа оборотов и высоты
полета.

Кроме указанных регуляторов, в сиете-
му двигателя может входить ряд автома-
TOR пусковой системы, могут уетанавли-
ваться ‘автоматы предельной температуры
газов и др. В таком виде топливная CH-
стема осуществляется на многих самолетах.

Кроме основной топливной системы, на
реактивных самолетах имеется еще пу-
сковая топливная система, которая рабо-
тает тогда, кома число оборотов ротора
еще недостаточно для надежной работы
тлавного топливного насоса.
	Раскрутка реактивного двигателя при
запуске производится  электростартером
(у большинства английских двигателей)
или от небольшого бензинового мотора м0-
тоциклетного типа (у немецких двигате-
лей). В последнем случае на двигателе
расположена система питания топливом
пускового мотора, которая ` представляет
собой обычную топливную систему поршине-
	вого двигателя. работающего на бензине. По-
	сле раскрутки ротора пусковой насос подает
тонливо через перенускные и редукпион-
ные клапаны к клапану управления ий
отсюда — к форсункам. Пусковая система
автоматически отключается. тогда, когда
давление повысится настолько, что  глав-
ный топливный. насос ‘обеспечит ‘устой-
чивую работу двигателя. В этом случае
перепускной клапан, являющийся запор-
ным, отключает пусковой насос от топ-
ЛИВНОЙй системы-—и двигатель переходит
	(Система питания топливом в воздушно-.
реактивном двигателе (ВРД) играет чрезвы-.
чайно важную роль в процессе образования
тяги. Топливная система ВРД значительно.
отличается от топливной системы  бензино-
вого поршневого двигателя по применяемому
топливу, способам подачи его в камеры сго-
рания и применяемым агрегатам.

В качестве основного топлива, применяе-
мого ДлЯ ВРД, употребляются керосин, га-
зойль, соляровое масло и др., т. е. сорта, ко-
торые принято называть тяжелым топливом.
На большинстве ВРД. теперь применяется
тракторный керосин с прибавкой одного про-
цента масла. В качестве же пускового топ-
дива употребляют бензин и керосин.

Керосин, как известно, не является одно-
родной жидкостью: в нем содержится значи-
тельное количество’ воздуха, газов и некото-
рых фракций, которые могут интенсивно
выделяться при низком наружном давлении.
В насос в этом случае поступает смесь га-
зов и жидкости. При под’еме на высоту, по
мере падения наружного давления, количе-
ство подаваемой жидкости будет уменьшать-.
ся, и, наконеп, на предельной (критичеекой)
BHICOTe струя жидкости перед насосом может
разорватьея, подача насоса упадет до нуля.
Это явление называется кавитацией,

Если упругоств паров топлива близка к
давлению на входе в насос, тов магистралях
перед насосом происходит интенсивное выде-
ление паров. Это резко уменьшает подачу
топлива и может привести даже в полному
прекращению подачи его насосом.

При низких давлениях в магистралях
топливных систем — в таких местах, как
фильтры, — может скапливаться большое
количество воздуха, что также может  при-
вести к перебоям в работе насоса. Переох-
лаждение топлива в магистралях  самолет-
ных систем, хотя й влияет благоприятно Ha
уменьшение выделения воздуха, газов и па-
ров, приводит к увеличению гидравлических
сопротивлений из-за возрастания вязкости
топлива. Вязкость керосина в четыре раза
больше, чем у бензина. Увеличение гид-
равлических потерь при понижении давле-
	По материалам английского авиационне
го журнала «Фляйт»,
	лива для заданного числа оборотов, высоты
И. предельного давления. ,
Принципиальная схема топливной си-
стемы салолета с ВРД изображена на
рисунке. Топливо из баков к топливному
Насосу подается электрическими насосами
подкачки через” распределительный кран
и фильтр низкого давления. На двигате-
ле расположены насосы, клапан управ-
ления, фильтр высокого давления, регу-