2 изля 1947 г., № 153 (760).
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ.

№
	ИЗ ОПЫТА _ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
	Действия штурмовиков в горах
	признаков, расположения огневых средств
ит, д.

Опыт наших личных полетов показьы
вает, ‘что поиск цели в горах  происходи
успешнее после пристрелочного бомбометаз
ния. Ло бомбометания противник не сы
шил обнаружить себя, Но стоило сбросить
хотя бы одну бомбу, как он немедленно от-
крываз огонь. В это время группа выде
ленных самолетов для подавления огневых
средств противника начинала уничтожать
его. ЗАга штурмовики приступали к вы.
полнению основной задачи по обработн
цели.

Горный театр существенно влияет в
характер боевого применения авиации
	Горный театр существенно влияет Ha
характер боевого применения авиздин,
Районы её деятельности в большинстве
случаев определяются основными направ-
лениями действий наземных войск, кото-
рые часто изолированы друг от друга тор-
ными хребтами. Каждое такое направлен
ко известной степени является самостол-
тельным и требует обеспечения всеми ви.
дами авиации.

Авиационная часть, взаимодействующая ‹
наземными войсками, переходит в. опер.
тивное подчинение командира общевойск
вой части, действующей на `изолии»
ванном направлении. Старший авиационаы?
	‘командир при постановке задач обычно да
	вал нижестоящему командиру общую ори
ентировку в обстановке на данном учаеткь,
указывал расчет сил и определял поряд
боевого действия на Bech период наступь_
ния. Поэтому важно. чтобы  тщательны
предварительная рекогносцировка района
предстоящих боевых действий проводилась
командирами авиационных групп созмет.
но с общевойскорыми командирами.
		`Для управления действиями авиации
авиационного командира обычно размещая.
ся на одной из господствующих высот, в
непосредственной близости от КП общено,
скового командира. Наблюдая за ходом би
наземных войск, командир авиачасти рузо-
водил действиями своих подразделений ¢
помощью радио. Отличное знание райол
боевых действий, детальная ориентиров,
хорошее взаимодействие групи иигурмовико
с наземными войсками и непрерывная
диосвязь 0х станцией наведения, давали
возможность бить врага наверняка ив %-
трудненных условиях горной местности,
	Наиболее верным способом бомбометания
в горах, на наш взгляд, является бомбомет
ние с планирования с Постоянным 511
упреждения в 9°. В первую очередь это и.
носится к действиям по узким и точечны
целям с малых и средних высот,
	Бомбометание же с горизонтального 1
лета хорошо применять только при низки
облачности: Правда, этот способ бомбометь
ния для штурмовиков’ является более трур
ным, но для опытного летчика, он виоли
возможен.
	В мирной учебе при освоении полетов в
торной местности важными задачу
являются: повеедневноз совершенствовани
техники пилотирования, штурманская 10
готовка и тщательное изучение горных р
онов. При этом следует уделять самое срь
езное внимание особенностям метеоролог
ческих условий и тактике взаимодействия
с наземными войсками в наступательных 1
оборонительных операциях в горах.
	Гвардии полковник В. УРЮПИН,
Герой Советского Союза
гвардии майор ВОЙТЕКАЙТЕС,
	матические фотоальбомы. В Доме офицер
и в парткабинете оборудуются — got
выставки. На них будут представлен
исторические документы, репродукции ‘
картин крупнейших русских художнимь
изображавших Москву в различные mi
ве существования, быт, нравы москвичей
портреты виднейших деятелей, прослав
ших нашу славную столицу,

практически становится ‘безразличным =
пользоваться тормозами пли нет, Все вит
мание летчика должно быть сосредоточен
на том, чтобы не допускать отклонений и
прямолинейного направления пробега и №
сить их как можнб раньше, пока действ
сил бокового трения еще может быть п
долено действиями тормозов.
		выгоднее всего атаковать пели одиночными
самолетами с’ разворота, с последующим
планированием. Второй с10соб атаки — 6
круга, нА Halll взгляд, является не менее
эффективным.
Вомбометание целесообразно производить
перед выводом самолета из. планирования
на высоте не ниже 300 м. Направление
заходов на цель в каждом случае будет за-
висеть от положения цели на местности.
Следует отметить, что атаки цели в

горно-песистой местности довольно сложны,
так как затруднителен маневр грунпы. Это
обстоятельство вынуждало летчиков при-
спосабливаться к горным условиям: произ-
водить атаки не с хода, а с обязательными
холостыми заходами для точного определе-
ния заданной цели.

При действии по боевым порядкам войск
и огневым средствам, расположенным на
переднем скате высот, атаки лучше произ-
водить вдоль ската горы или вдоль линий
фронта. Еели же цели находятся на обрат-
ных скатах, то целесообразно пройти над
вершиной горы и затем атаковать об’ект с
планирования со стороны наших войск. Та-
кой способ штурмовки позволял экипажам
все время быть готовыми К отражению
противника и сохранять для этой цели не-
обхолимый боевой порядок.

При атаке цели, расположенной в узкой
долине или ущелье, направление захода
нужно выбирать в зависимости от конфи-
турации местности. Легче атаковать вдоль
ущелья, сбрасывая бомбы с горизонтального
полета.

Во всех этих случаях необходимо выде-
лять Из COCTABS группы штурмовиков и
‘сопровождающих истребителей специальные
самолеты для подавления ЗА и ЗИ цротив-
ника,

Следует остановиться на строе и боевых
порядках штурмовиков в полетах над горз-
ми. Нам кажется, что наиболее выгодной,
в смысле маневренности и обороноспособно-
сти, является группа в составе 4—6 машин,
действующих парами, В условиях неуетой-
чивой погоды, при низкой облачности и
туманах штурмовики чаще действовали
мелкими группами, без прикрытия истре-
бителей или с незначительным количест-
BOM HX.

При наступлении наших войск в горно-
лесистой местности подвижные части
обычно глубоко вклинивались в оборону
‘противника. В этих случаях разрозненные
‘вражеские войска зачастую оказывались в
‘тылу наших подразделений. Линия боевого
соприкосновения, как правило. отеутство-
вала, район боевых действий быстро ме-
нялся. Такая обстановка усложняла штур-
мовикам“ поиск целей. Чтобы облегчить
выполнение задачи, приходилось заранее
изучать район боевых действий по инфор-
мапионным данным наземных войск.

Кроме перечисленных условий, гористая
местность хорошо маскирует цели; Про-
тивник обычно располагал в лесу, на пе-
релних и обратных скатах высот хорошо
укрытыми позициями, усиленными огневы-
ми средетвами.

Иногда одна вражеская батарея стособ-
на была удерживать горный проход. Поэто-
му. еше не долетая до цели, мы. вниматель-
но следили за тем, откуда противник. ведет
отонь, по репышкам определяли  местона-
хождение батарей и, подлетая к ним, вели
огонь на уничтожение расчета и орудия
неприятеля. Такие действия требуют от
летчиков-штурмовиков хороших знаний
системы ПВО противника, демаскирующих
	‚‚Эвено идет на высоту
	Вак и обещали метеорологи, день выдал-
64 тихий и ясный. С самого утра в проз-
рачном небе было спокойно. ‘*
	Именно такого дня и ждал гвардии
дейтенант Бойко. Еще накануне утром
Командир эскадрильи гвардий капитан
Мартынов поставил перед тов. Бойко
задачу — в высотном полете тренировать
звено в технике пилотирования и груп-
повой слетанности. Для бывалого летчи-
ка-истребителя этот полет был не новым.
В годы Отечественной войны тов. Бойко
не разо приходилось и одному и в ‘паре
водить группы истребителей на перехват
немецких < бомбардировщиков. Особенно
поучительными были воздушные сраже-
ния над Киевом. Тов. Бойко Участвовал в
нескольких высотных боях с вражескими
бомбардировщиками и накопил богатый
Опыт.

Ho, как и веегда, летчик не’ понадеял-
ся только Ha старый «багаж» знаний и
на опыт войны. Инициативный и л10бо-
знательный, командир звена сейчас тша-
тельно готовился сам и старательно гото-
вил своих подчиненных.

Групповому полету звена предшествова-
ли одиночные полеты летчиков на высоту,
rie OHH и технику пилотирова-
ния.

Накануне полетов  твардии лейтенант
Ройко собрал звено на поедварительную
	подготовку.
—- Завтра предстоит высотный полет,
— сказал он. -— Будем отрабатывать елё-
	танность в составе звена. № этому полету
Halo подготовитеся особенно тщательно.
	Командир звена заранее продумал 006-
вой порядок и определил место каждого
летчика в trpow. Tos. Бойко решил по-
строить звено клином. При таком постро-
нии ведомым летчикам лучше наблю-
дать за своим ведущим, легче будет дер-
жаться в строю при разворотах.

Гвардии лейтенант рассказал летчикам
06 особенностях пилотирования истреби-
телей на высоте, напомнил, . как
практически пользоваться  кислородным
прибором. Он предупредил, что при Ha-
	боре высоты НУЖНО 0с0бенно внимательно
	следить за температурой и режимом рабо-
ты мотора, строго держаться в строю,
	_ своевременно докладывать ему по радио 069
	всех ненормальностях в работе мотора и
	` ВЫСОТНоГО оборудования.
	В этот же день вечером
+: Мартынов Проводил
	Звено вырулило на старт и, установив
связь 60 стартовой радиостанцией, парами
поднялось ‘в воздух. Через несколько ми-
HYT четверкь «Лавочкиных» в четком
строю устремилась в безоблачное небо.
	В полете Кто-то. ИЗ ведомых,
вк и было  дотоворено на земле,
доложил по’ радио, командиру звена о том,
что мотор на его самолете начинает пере-
	греваться. Гвардии лейтенант Бойко плав-
	но уменьшил газ, перевел свой самолет из
угла набора в горизонтальный полет. За
НИМ то же проделывали остальные летчи-
ки. звено некоторое время летело по гори-
зонту для того, чтобы дать моторам остыть.
Когда же прибор на самолете ведомого по-
казал нормальную температуру головок ци-
	линдров. звено снова стало набирать вы-

Горный театр военных Действий исклю-
чает широкое использование в операциях
танков и тяжелой ‘артиллерии. Заменить их
может с успехом штурмовая авиация.. Она
способна непосредственно ‹ поддерживать
войска на поле боя, сопровождать пехоту в
наступлении, поражать цели на обратных
скатах, скрытых подступах и в «мертвых»
горных пространствах. `Штурмовики также
могут держать под непрерывным воздейст-
	  вием с воздуха подходящие к линии. фрэнта

резервы противника, выполнять. разведыва-

тельные задания и т. д. :
‚ Однако действия штурмовиков в горах
сопряжены с. рядом трудностей, Они услож-
няются рельефом местности, неустойчивой
метеорологической обстановкой, слабо раз-
витой аэродромной сетью,

Горная местность ограничивает возмож-
ность применения авиации на малых высо-
тах, стесняет маневр, усложняет поиск це-
лей. В общем боевая деятельность штурмс-
виков в горах требует от летчиков высокой
техники пилотирования, большой претосто-
рожности. .

Значительное влияние на полет оказы-
вают климатические особенности в горах.
Высокие хребты являются непреодолимыми
барьерами, задерживающими движение 203-
душных масс. Это сказывается на  расире-
делении осадков, температуре воздуха, и т. Д.
В долинах, например, расположенных меж-
ду хребтами, очень часто выпадают  осад-
ки: енег, дождь. А в ночные и утренние ча-
сы там продолжительное время удерживают-
ca туманы. В горах наблюдаются очень рез-
кие изменения температуры и сильные вет-
ры, доходящие порой до 90 км/час, Над
ущельями: перевалами и за гребнями боль-
ших хребтов самолет бросает на 200—300
м. то вверх. то вниз. Все эти обстоятель-
ства обязывают летный состав тщательно
изучать характер. местности, аэродромную
сеть, средства 30С.

При полетах над горами в ясную погоду

самолетовождение необходимо осуществлять

по компасу и посредством визуальной ори-
ентировки. Полеты же над долинами и в
ущельях нужно производить лишь в TEX
случаях, когда летчики хорошо изучили
местность путем облета района или по рель-
ефной карте.

‚Слабо развитая аэродромная сеть в горах

пред’являет большие требования к подго-
‘товке материальной части, знанию дейст-

вующих аэродромов, умению производить
посадку самолета на площадки ограничен-
ных размеров.

Bo время боевой работы над гористой

меетностью  нерелко бывало невозможным
		повторение атаки. Заход на цель и выход   НЯЛСЯ.
	из атаки штурмовикам приходилось, как
правило, делать только в одном  направле-
нии = вдоль ущелья или долины. `Про-
тивник мог вести по штурмовикам боковой
огонь из зенитных пулеметов и МЗА, рас-
положенных на скатах и вершинах хреб-
тов.
Но. несмотря на все эти трудности, бое-
вые действия штурмовиков в.горах имеют
и евои положительные стороны. Сильно
пересеченная местность и . разнообразная
окраска рельефа обеспечивают штурмови-
кам скрытность подхода к цели и внезап-
ность удара, снижают эффективность зе-
нитного огня противника.

Главными 0б’ектами действий штурмо-
BUKOB в горах, являлись боевые порядки
противника на поле боя и войска в пви-
жении.

Исходя из личного опыта, мы думаем, что
	Близится, празднование 800-летия ето-
‚лицы нашей Родины — Москвы. В Военно-
‘воздушной инженерной академии имени
Жуковского: к этому дню ведется большая
подготовительная работа.

Создана лекторская группа в 15 человек
для чтения лекций по истории Москвы
`в акалемии и на крупнейших предприятиях
столицы, р

После взлета и до момента набора нуж-
ной высоты твардии лейтенант Бойко точ-
но ориентировался по заранее намеченным
на земле предметам.
	` Самолет достиг заданной высоты. Риг-
мично гудели моторы. г

Гвардии’ лейтенант Бойко подал коман-
Ду:

— Разворот вправо на девяносто гра-
aycos!

Самолеты, слегка накренившиеь впра-
BO, стали плавно разворачиваться. Летчи-
ки точно выдерживали скорость, дистанцию
и интервалы. Но на втором развороте само-
лет гвардии лейтенанта Бозина резко сни-
зился и приотстал.

— Велик был крен, — заметил коман-
дир звена и по радио указал гвардии лей-
тенанту Бозину на 6го ошибку.
	Следующий разворот звено выполнило
более компактно, а третий — еще лучше.
В течение нескольких минут истребители
тренировались в слетанности звеном, от-
рабатывали развороты строем п добились
правильного их выполнения. Кроме toro,
летчики получили некоторые навыки В
ориентировке в воздухе ва высоте.
	Выполнив упражнения, звено, не нару-
шая строя, пошло на снижение. Летчики
не ослабляли внимания. Еще на земле
командир предупредил их, что при сниже-
нии надо 060бённо строго держаться в
строю, не терять и не увеличивать око-
рости. Малейшее упущение может привестя
к нежелательным последствиям.
	Полет на высоту длился недолго. Но
тщательная подготовка обеспечила хоро-
шие результаты. Летчики успешно отрабо-
	Майю И. ЛОЖКИН.
	НА КОМАНДНОМ ПУНКТЕ
Н-СКОЙ АВИАЧАСТИ. На снимке
(слева направо): майор М. Лобанов,
подполковник М. Новокщенов ‘и майор
Н. Нестеров.

Снимок капитана М. Рунова.
	Yonex рационализаторов
	Маленький серебристый  «самолетик»
медленно ползет по карте. За ним зорко сл6-
дят сложнейшие механизмы, и на экране
«локатора» движутся светящиеся ромби-
кИ-импульсы. Шо их движению мы опре-
деляем скорость этого «самолетика», рас-
стояние до него, азимут.

Самолетов может быть два. Оба они
будут замечены «локатором», и путь каж-
дого можно проследить на экране;

Если вы  ошибетебь, ваша ошибка
будет об’ективно оценена самими прибора-
МИ. .
Такой тренажер для обучения и  трени-
ровки специалистов по радиолокации изго-
товлен группой офицеров авиационной
части. Душой всего дела является инже-
нер-капитан Горшков. Ero идея, его
конструкция тренажера были поддержаны,
развиты и обуществлены офицерами тт.
Музалевым. Чуриковым, Цыганковым, Ни-
кифоровым и гвардии старпгиной Бротт.

Чрезвычайная  есложноеть тренажера
и трудности его изготовления потребовали
упорного трехмесячного труда. Тренажер
представляет  с000й агрегат сложнейпих
механизмов электрической и оптической
части. Он позволяет вести обучение, тре-
	нировку,  сколачивание боевого расчета
наземной радиолокаторной станции’ вне
зависимости от наличия самолетов в в93-
	духе.
Командир части наградил тов. Горшкова
п его сотрудников ценными подарками.
. Капитан А. ЛИХТЕР.
	Авиаремонтники
перевыполняют программу
	ЛЕНИНГРАДСКИЙ  ВОЕННЫЙ ORPYT, 1
июля. (По телеграфу от наш. корр.). Боль-
шой производетвенный под’ем царит в цехах
Н-ской Краснознаменной авиаремонтной ба-
зы. Коллектив ремонтников включился во
Всесоюзное соревнование за догрочное вы-
полнение годового плана в 30-й годовщине
Великой Октябрьской социалистической е-
волюции. -

Еще 20 мая коллектив базы выполнил
полугодовую программу, а сейчае  завер-
тает годовой план. Большинство рабочих
дает две-——две с половиной нормы в смену.
Цех, возглавляемый капитаном Гиндиным,
выполнил месячную июньекую программу
на 174 процента. В цехе лейтенанта Бойко-
ва почти 70 процентов рабочих ежедневно
выполняют нормы на двести-—триста про-
центов. ~

В. мастерских HacunTipaetch MHOTO -cTa-
хановцев, выполнивших годовую норму.

тан Мартынов проводил предваритель- amaytwad wwavwy
‘ную подготовку в составе всей эскад-  Щательная подго
- рильи. Летчики звена гвардии лейтенанта   Шие результаты.
Войко пришли на это занятие, имея полное тали упражнения.
		_ представление о предстоящем полете.
	Когда летчики утром прибыли на аэро-
дром, самолеты уже были готовы ввы-
			(Спец. корр, «Слалинского сокола»).
	„Стрельба“ из фотокинопулемета
		стрелковой службы подробно рассказывают
	зрителям-летчикам ошиоки в стрельбе и ма-
невре, популяризируют опыт отличников.
Фотокинопулеметы также успешно ис-
пользуются для наземных -тренировок. На-
чальник воздушно-стрелковой службы капи-
тан Быковский с помошью авиаспециалистов
сделал простую и легкую переносную трено-
ГУ в рост человека, на которой на. шарнирах
установлен фотокинопулемет, Электронита-
ние берется от аккумулятора, В летный
день эта установка выносится на старт, и
здесь летчики тренируются в прицеливании
по самолетам, находящимся в воздухе. Та-
кие тренировки вырабатывают у авиаторов
хороптие- навыки в прицельной стрельбе по
		ЕВ ро ое ep
Широкое применение фотокинопулемета
в воздушных «боях» и наземных трениров-
	ках способствует росту огневого мастерства
	истребителей, повышает их боевую выучку.
Старший лейтенант Д. ЗЕЛИНЕКИЙ.
		. ЛАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ,
1 июля, (По телеграфу от наш. корр.). Лет-
	чики-истребитети нашей части каждый воз-
_ душный «бой» проводят с применением 9о-
`фокинопулеметов. Е
	Иирокому применению фотокинопулеме-
тов способствует установленный в части
порядок, по которому у каждого летчика ве-
	дется счет «сбитых» в учебном 00ю самоле-
		тов. Тому. кто. в Этом <б0ю» “зафиксирует
	Ha пленку самолет «противника», в специ-
	альной личной карточке отмечается, что он
«сбил» его в учебном бою. Такой ever
	уже открыт у многих летчиков, в том числе
	у Героя Советского Союза капитана Иешен-
	Жо, капитанов Булатова, Бурдилева, Вагина
	- И Других,
	Совершенствованию огневого. мастеретва
	_ истребителей также способствует умелое де-
_ шифрирование пленок  фотокинопулеметов.
	Для этого здесь приспособили узкопленоч-
ный киноаппарат. Нропускаемые через него.
пленки дают четкие и ясные изображения Ha
обыкновенном киноэкране. Во время демон-
	ПОДГОТОВКА К 800-ЛЕТИЮ МОСКВЫ
	ee

Для слушателей нового набора намечен
цикл лекций: «Москва дворянская»,
«Москва капиталистическая» и «Москва
социалистическая». Кроме того, запланиро-
ваны лекции на темы: «Ленин и Сталин
в Москве». «Москва в Великой Отечествен-
ной войне», «Сталинский план реконструк-
ции Москвы».

На факультетах академии Готовятся те-

О неуправляемои развороте самолета
	Неуправляемый разворот самолета, воз-
никающий иногда на пробеге, серьезно
угрожает целости. машины. -

Поэтому статья капитана Н. Бутримен-
ко и капитана А. Чупилко «Устранение
	разворотов на нробеге после посадки», по-
	мещенная в № 69 газеты  «Оталинский
сокол», затрагивает очень важный вопрос
и представляет большой интерес. .

Олнако наряду & правильными и 0б0с-
			‚Нованными утверждениями статья
	жит некоторые неточности, заставляющие
вновь вернуться к этой теме. ~
Прежде всего необходимо подчеркнуть,
что опасен не веякий, & только Так на-
зываемый неуправляемый разворот, во Вре-

мя Которого самолет круто «заносит» с
интенсивно возрастающей угловой —ското-
	стью врашения,

тавили без внимания; но которое, как обу-
дет показано ниже, играет весьма важную
роль. Поэтому ‘равнодействующая (или
суммарная) сила трения всех колее само-
лета будет приложена не в центре оси
основных колес шасси, з где-то ближе к
хвосту самолета.

Кроме того; равнодействующая боковых
и продольных сил трения каждого колеса
будет направлена не против движения, a
под большим углом в нему. Проиехо-
ДИТ STO OTTOFO, 910 в ПЛОСКОСТИ Колеса
на Hero действует трение качения, коэфи-
циент которого во много раз меныне, чем
коэфициент трения скольжения, действую-
	 ти6го в поперечном направлении;
	Поэтому и равнодействующая будет ot-
клонена в сторону действия большей си-
лы. в данном случаев — силы бокового
	  трения (см. рис. 4).
	Ha пробеге после посадки
		цию самолета & самопройзвольному усу-
гублению начавшегося разворота.
Предположим, ato какая-то случайная
причина (неровность почвы аэродрома, не-
синхровная работа тормозов и т. д.) повер-
	нет самолет на некоторый угол рыекания.
	Tak как инертноеть самолета заставит его
	еще не&оторое время продо

WRATH движение
	в прежнем направлении, то машина пойдет
CO сколяьжением или, как иногла выража-
		чительные углы скольжения, не проявляя
тенденции «подхватить» разворот и само-
произвольно увеличить угловую скорость
вращения.

Предположение авторов статьи о том, что
большим выносом шасси относительно. цент
ра тяжести увеличивается склонность само-
лета к разворотам направаения, весьма
спорно. Правда, с увеличением выноса воз-
растает плечо действия сил бокового трения
основных колес относительно центра тяже-
сти, HO 3aT0, с другой стороны,
при этом уменьшается доля веса само-
лета, приходящаяся: на сеновные. колеса, и,
следовательно, уменьшается самая величи-
на силы бокового трения последних, В ре-
зультате величина момента остается неиз-
менной.
	Е

2 ЖЕНИЯ 2”

я “Paacwarmo
”. ВДЯЩЕНИЯ
ЮОЛЕВА
	с неуправляемым разворотом на самолете
обычной схемы служит погашение всех
разворотов и скольжений в самой  началь-
ной стадии, пока дестабилизирующий мо-
мент невелик и машину еще не «подхвати-
10. Это совершенно спразедливо . подчер-
кивают тт. БВутрименко и Чупилко. Они же
приводят правильные примеры причин,
вызывающих первоначальное скольжение
й разворот, а именно: приземление е не-
погашенным сносом, несинхронная работа
тормозов и неодинаковое давление в стой-
ках и пневматиках шасей.
	Следует только подчеркнуть, что любая
из этих причин (& также многие другие)
способна вызвать только первоначальный
разворот, который, будучи своевременно
обнаружен, вполне поддается исправлению,
HO может стать неуправляемым, если его
запустить,
	Говоря о причинах, вызывающих перво-
начальное отклонение самолета от прямо -
	линейного направления пробега, необходимо
	увазать, чт6 весьма часто такой причиной
оказываются собственные действия  летчи-
ка, пытающегося парировать  несущеет-
вующий разворот или реагирующего на не-
значительное отклонение самолета’ столь
преувеличенно энергичным торможением
противоположного развороту колеса, что не-
медленно возникает гораздо более вначи-
тельный разворот в другую сторону. Автору
этих строк приходилось лично наблюдать,
как подобное «раскачивание» машины из
стороны в сторопу заканчивалось неуправ-
ляемым разворотом. Поэтому в случае  воз-
никновзния разворота на пробеге летчик
должен дать Ногу и использовать тормоза
не только быстро и энергично, как это
	EE SE SS SEO RE

Чупилко, но и соразмерно.

Много разногласий существует по воп-
росу о том, следует ли применять тормоза
для парирования разворота, вошедшего в
неупра ляемую фазу. Некоторые летчики
утверждают, что тормоз и в этой стадии
свазывает положительное действие; другиа
полагают, что в данном случае применение
тормоза не только не помогает, но даже
приносит вред. Нам представляется, что
силы бокового трения, стихийно возраста -
	Такой разворот возникает в подавляю-
м большинстве случаев во второй по-
sane пробега. Происходит это потому,
	скорость самолета
	что в начале пробега
	Итак, при наличии скольжения возни-
кают силы, часть которых (а именно  60-
вовое трение основных колес и сила инер=
нии всего самолета) стремитея еще боль-
	бить ‘явление разворота. © другой
стороны, при этом возникает также и си-
ла бокового трения хвостового колеса, дей=
ствующая в сторону погашения скольже-
ния и, следовательно, парирующая разво-
рот, Вели бы не было этой сйлы, то лю-
бой, даже самый незначительный разво-
рот очень быстро превращался бы в не
управляемый, и сохранить направление
пробега удавалось бы только при помощи
крайне точных и четких действий тормо-
зами, в чем легко убедиться, если вспом-
нить имевигиеся случаи посадок © расетопо-
ренным хвостовым кольсом,
Индивидуальные особенности поведения
на пробеге свойственные каждому тину
самолета, главным 06разом И об’ясняютея
различным соотношением моментов сил ‘0о-
кового трения основных й хвостового кол6с.
	_@ще сравнительно велика и аэродинамиче-
	ские силы еще оказывают свое действие.
Другое дело — разворот во второй по-
ловине пробега, когда в распоряжения
	‘’летчива остаются только тормоза (на MHO-
	FOMOTOPHOM самолете также — несиммет-
ричная дача газа). Вели летчик  своевре-
менно заметил начавшийся разворот, то
погасить его при помощи руля поворотов,
	` 8 при нехватке последнего -— при помощи
	тормозов не представляет труда,

этого не требуется особого м Но
чем более запушен разворот, чем больше
успела нарасти угловая скорость враще-
win. Tey трулнее удержать машину, Й,
	Hakone. в какой-то стадии разворота (в
	хакой именно — зависит 9т тина само-
	‘лета. характера грунта ий ряда других ус-
	ловий) никаких ередотв для парирования
зазнорота нехватает. самолет  поодол-
	жает врашаться неуправляемо до тех пор,
	пока не погаснет его поступательная CRO-
	`фость или, в худшем случае, пока не
	‘сломаются шасси.
Петественно возникает вопросе 0 том, ка-
	ковы же причины, порождающие тенден-
	Все изложенное ‘относится, к 200

самолету, но следует иметь в виду, что KOR

дый конкретный тип имеет свои спепяфе
ческие особенности, и не следует впадать в
ошибку, которую допускают многие 28%
ры, пытающиеся распространить опыт 00}

бы с разворотами хорошо известного BM Ci

молета на все существующие типы,
	Данная статья, разумеется, пе. прете_
дует на то, чтобы осветить затронуты
вопрос во всей его полноте. Автор став
своей задачей лишь только об’яснить, 101”
му разворот на пробеге имеет тенденцию *
самопроизвольному прогрессивному возр“
тапию, по каким причинам on B конечноу
итоге может сталь: неуправляемым и каковы ,
оснояные, пригодные для всех самолет
правила борьбы с ним.
	Подполковник М. ГАЛЛАЙ,
летчив-испытатель.
	ются, «юзом», подобно тому, как это по-
казано на рис, 1.

Авторы упоминавшейся выше статья ут-
‘верждают, что суммарная сила трения
(продольного ий бокового) колес, приложен-
ная в центре оси колес, действует в на-
правлении, обратном движению. Данное ут-
верждение нельзя считать точным, Во-пер*
вых, сила трения каждого колёса о грунт
будет приложена в точке соприкосновения
колеса и грунта, д не в центре оси, во BTO-
рых. кроме основных колес, у современного
самолета ‘есть еще хвостовое, которое
тт. Бутоименко и Чупилко совершенно oc-
	Наиболее кардинальным способом полной
ликвидации неуправляемых разворотов яв-
ляется применение трехколееной схемы
  шасси. Из рис. 3 видно, что при 8в03-
никновений случайного скольжения основ-
ные колеса трехколееного шаёси дают ста-
билизирующий момент, действующий в
сторону парирования разворота, а носовое
колесо вообще никакого момента He дает.
	Чем больше относительное значение момен-   ибо является всегда свободно ориентирую-
	та силы трения хвостового  волеса, тем
проше сохранить направление пробега, так
	хак самолет при этом допускает более зна-   утверждать, что основным способом борьбы
	eae

MCA. щие во время неуправляемого разворот
Резюмируя вышесказанное, < можно настолько превышают продольные силы

утверждать, что основным способом борьбы   трения даже заторможенного колеса. что