4 июля 1947 г., № 155 (762),
	- СТАЛИНСКИЙ СсОЖОЛ
	В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ БОЕВОЙ УЧЕБЫ
	В маршрутном
’› полете“
	На-днях Герой Советского Союза майор
Завадский, майор Гришанов, старшие лейте-
нанты Некрасов и Лунев в Н-ской авизча-
сти совершили маршрутный поает на болБ-
шой высоте. Задание было выполнено от-
ЛИЧНО.

Своими высокими показателями летчики
обязаны тщательной подготовке как экви-
пажей, так и материальной части.

Командир части умело руководил подго-
товкой к полету на высоте. Перед. вылетом
он проверил готовность экипажей, задал
летчикам ряд вопросов, на. которые потребо-
вал четких и быстрых ответов.

— Uno называется резервом времени?
— спросил командир старшего лейтенанта
ЛТунева.

— Peseppom времени, -— ответил
старший лейтенант, —` называется время,
‘протекшее с момента возникновения’ .не-
‘остатка кислорода, вызванного отсутетви-
	На темы летней учебы
	СТАРТЕР И ФИНИШЕР.
	сел нормально. Командир летного
подразделения об’явил стартеру бла
тодарность.

Ефрейтор Корнеев всего полгода
работает финишером. За короткое
время он хорошо овладел этой скром-
ной, но очень важной  специально-
стью.

Когда финишер разрешает  экина-
HAM посадку, он исключительно вни-
мательно следиг, выпущены = ли
шасси и щитки на самолетах. Если
это требование не выполняется, 0H -
не разрешает летчикам садиться, 38-
ставляет их итти нз второй круг.

Как-то тов. Корнеев заметил,
что самолет заходит на посадку ©.
убранными шасси. Финишер быстро
передал об этом руководителю  поле-
тов и дал красную ракету, запрещаю-
ую посадку. Самолет ушел на вто-
	BALE еее

СТАРТЕР

Стартер и финишер— ответствен:
ные люди на старте. От их растороп-
ности и распотятительноети зависят

ности и распорядительности зависят
четкий выпуск самолетов в воздух,
обеспечение нормальной посадки и
руления машин по’ рабочей площади.

Стартер лично производит выпуск
машин в воздух. следит за ними В
пределах круга аэродрома, особенно
за взлетающими и заходящими на
посадку самолетами. Он наблюдает
за изменением ‘направления ветра,
запрещает под’ем в воздух, если са-
молет близко от линии исполнитель-
ного старта.
	—

На обязанности финишера лежат
обеспечение посадки, наблюдение за
шасси планирующих самолетов, руко-_
водство их рулением по нейтральной
полосе. Он размещает посадочные
знаки по указанию руководителя по-
летов.

Усердно работает в дни полетов
стартер сержант Супруненко. Расто-
ропный, энергичный сержант прояв-
ляет много заботы о подготовке и
сохранении стартового имущества.
Сержант приходит на аэродром еще

задолго до начала полетов и помогает

дежурному по полетам. Хорошо усво-

“ив ввои обязанности, тов. Супрунен-
—` Ко внимательно следит з& самолета-

лосу.

ми, выруливающими. на линию ис-
полнительного старта. Стартер доби-.
вается, чтобы самолеты занимали
места строго и точно по линии флаж-
Ков, ограничивающих взлетную по-

Много внимания стартер ‘уделяет
самолетам, находящимся в воздухе.
Все наблюдения он своевременно пе-
редает руководителю полетов. Од-
нажды, наблюдая за машинами В

нажды, наолюдая за машинами в
воздухе, сержант Супруненко заметил,
что один самолет стал резко снижать-

--6я. Летчик вел машину на вынуж-
`денную посадку. Стартер  немедлен-

но доложил 06 этом руководителю
полетов. Последний дал летчику по
радио четкие и ясные указания, как
лучше произвести посадку. Самолет

обучения ночным полетам
	нятив решения на выпуск молодого летчика
в полет в более сложных условиях, чем он
	по кругу и в зопу.
	ние бамолета и. особенно, при ограничен”
ной видимости. горизонта,
	Особенности
	Когла инструктор или руководитель  008-
		о 4

ночным полетам, у него, естественно, может
возникнуть вопрос 0 том, насколько здесь
применимы обычные методы обучения. Бес-
спорно, ночью значительно труднее летать,
чем днем. Но в самой системе обучения нет
ничего принципиально нового. Летчика при-
ходится учить не с азов, a ЛИШЬ приспо-
сабливать к ночным условиям ранее приоб-
ретенные им навыки. Подтверждением этому
может служить то обстоятельство, что авиа-
тор с болышим лётным стажем осваивает
ночные полеты гораздо быстрее, чем моло-
ой летчик, только что прибывший - 23
	Школы.
Разберем характерные ‘особенности ночно-
	го полета.
Сложность полета ночью вызывается

прежде всего слабым освещением, & иногда
полной невидимостью окружающего — зем-
ти, горизонта, небосвода. Вследствие этого
значительно труднее воспринимать и опре-
хелять положение самолета в пространстве.
Летчик вынужден пилотировать манину по
приборам гораздо больше, чем днем. Из-за
плохой видимости некоторых ‘ориентиров
приходится пользоваться другими призиа-
ками, по-иному распределяя свое внимание
по элементам полета.

Днем, к примеру, перед началом вырав-
нивания Ha посадку можно при любом рас-
чете устанавливать высоту в 6 — 8 метров.
	Ночью же эту выевоту летчик в состоянии
определить, лишь находясь над пространст-
вом, освещенным лучами. прожектора. Если
же выравнивание производить, He долетев
до луча прожектора, то летчик рискует по-
дойти к земле под углом или, наоборот, на
слишком малой скорости. Таким образом,
важно самолет направлять на луч прожек-
топа с нормальной скоростью и на гаранти-
	рованной высоте.
В ясную ночь при сильной дымке усло-
	вия полета иногда труднее, чем при высо-
	кой. сплошной облачности, HO чистом,
	прозрачном воздухе. .
Бывает также, что летчик, днем безуко-

ризненно выполняющий расчет и. посадку
на взлетно-посадочную полосу с любым бо-
ковым ветром, ночью не может устранить
даже небольшой снос.

Все это говорит о необходимости. деталь-
ного, до мелочей изучения особенностей ноч-
вых полетов и практического выполнения
каждого элемента в отдельности. Главная
роль в этом деле принадлежит инструктор-
	скомту составу.
	BOA BHABMUUCLH LUpeoull ide

Днем, помимо горизонта,
под самолетом проетранетво‹ дает представ-
ление о положении машины по отношению
& «плоскости» земной поверхности. Ночью
земля способна помогать летчику только В
TOM случае; еели на ней имеются световые
точки. или же она. просматривается в ви-
де пестрой местности. Это значит, что есть
возможность различать, скажем, лес, поле,
реку, шоссе, населенный пункт! и т. д. Чем
сложнее условия полета, тем летчик все бо-
‘лее вынужден прибегать к ‘приборам для,
контроля положения самолета, то-есть час-
тично, а иногда и полностью переходить к
слепому самолетовождению. При полном от-
сутствии видимости горизонта, и земли полет
должен совершаться по второму варианту,
то-есть но приборам.

Ориентировка. Чем лучше просматривает-
‘ся земная поверхность, тем точнее можно
визуально определять положение самолета.
Вели наиболее характерные ориентиры (ре-
ки, озера, лесные массивы, шоссе, насе-
ленные пункты) видны с воздуха, то де-
‘тальная ориентировка ночью, хотя и труд-
нее, чем днем, все же вполне осуществи-
Ma.

Новое, с чем сталкиваешься в ночное
время, заключается в том, что для ориен-
тировки исключительно важное значение
приобретают световые ориентиры. При поз
‘летах по кругу и в зону —> 910 линия
стартовых огней, световое «Т» и световые
точки; при полетах” вне’ аэродрома, — све-
томаяки, освещенные населенные пункты,
города. Ночью видимость’ освещенных пун-
клов значительно лучше, чем днем. Опас-
ность таится в том. что, не зная конфи-
гурации световых ориентиров и степени
освещенности, можно не опознать пункта,
особенно, когда ночной экипаж пренебре-
тает показаниями компаса и не ведет
контроля за пролетаемой местностью по вре-
мени, я

Для того, чтобы летчики овладевали по-
летами над затемненной местностью, как
это обычно и проибходит в боевой обета-
новке, надо выбирать маршрут с наимень-
шим количеством световых точек и вне
крупных населенных пунктов. Даже в аэро-
дромном полете надо привыкать свое ме-
стонахождение и направление полета оп-
ределять по компасу и времени, что в зна-
чительной степени облегчает ориентировку.

Высота. В любых ночных условиях зри-
тельное восприятие высоты почти совер-
шенно теряется. Если из строя выходит
высотомер, то тлубинным глазомером не
может быть обеснечена безопасность ноч-
ного полета. Следует отовориться, что при.
хорошей видимости земли и при натрени-
рованности зрения к полетам на опреде-
ленной высоте, скажем, на 500 метров,
эту высоту все же можно: определить при-
близительно по тому, насколько“ четко: вид-
ны. наземные ориентиры и ясны их раз-
меры. о

Выпадение глазомерного определения вы-
соты особенно сказывается при таких эле-
ментах полета, как выдерживание на взле-
те и расчет на посадку. По той же при-
чине невозможна визуальная посадка при
невидимости земной поверхности. Отетюда
необходимо сделать следующий вывод: при
распределении внимания на приборы. боль-
ше всего внимания следует уделять контро-
лю за высотой полета и особенно в такой
ответственный момент, как расчет на по-
садку.

Путевая снорость. В зависимости от вы-
соты пилот днем по перемещению самолета
относительно земной поверхности замечает
В той или иной степени скорость полета.
Ночью же по мере ухудшения видимости
наземных ориентиров это движение стано-
витея мало заметным, и создается пред-
ставление, будто машина’ висит в воздухе.
Перемещение самолета бывает довольно
отчетливым лишь при наличии световых
ориентиров. Точно так же енос самолета,
может быть обнаружен только по огням.
Эти особенности проявляются при заходе и
расчете на посадку. Не видя бокового пере-

все вилимое   летал

до этого, может привести & нежела»
тельным последствиям. Практика показы“
вает, что излишняя напряженность посте.
пенно исчезает по мере тренировки, и лет-
чик начинает чувствовать себя столь He.
уверенно, как и дем, .

Разобранные особенности ночного полета
дают ‘основание, на наш взгляд, сделать сле-
дующие обобщения методического характеч
ра:

1. Во избежание потери представления
о пространственном положении самолета
летчик должен быть обучен пилотирова-
нию по приборам. Попадая ночью в слож-
ные условия, он обязан уметь восстанав-
ливать нормальный режим полета. Если
по каким-либо причинам летчик не имеет
достаточных навыков в полетах по приб-
рам, то не следует торопиться в выпуском
его в самостоятельный полет.

2. Исключительно важно строго соблю-
дать правило летного обучения — переход
от простого к сложному. Обучение следует
начинать в сумерках, затем. тренироваться
в светлые ночи и постепенно. переходить к
полетам в более сложной обстановке.

3. Главное заключается в том, чтобы
обучаемый привыкал последовательно рас-
прёделять внимание по отдельным элемен-
там ночного полета, приобретал способность
правильно оценивать положение самолета,
умел быстро и точно реагировать на 00-
‘становку.

Постараемся на конкретных примерах

выполнения элементов полета по кругу и
в зону показать некоторые изменения в
технике ‘ пилотирования и таспределении
внимания, которые проявляются в отдель-
ные этаны ночного полета.
° Взлет. Взлет может выполняться © грун
та аэродрома или с взлетно-посадочной по-
лосы. В обоих случаях необходимо соблю-
дать следующие два ‘условия: сохранез
ние прямолинейного движения на разбеге
и правильный под’ем хвоста (имеетея в
виду самолет с двухколесными шасси),

Сохранять направление на разбеге и
взлете можно только при видимости харак-
терного контура местного предмета Ha го-
ризонте в стороне от взлета или при на-
личии светового ориентира на границе аэро
дрома. Иначе получается аналогия со Baie
том велепую, то-есть по приборам,

Взлет в грунта аэродрома ис слева от
нейтральной нолосы в основном осущест
вляется на световой ориентир. Взлет в
взлетно-посадочной или с ограниченной по-
NOCH производитея справа от линии старто*
вых огней, И в том и в другом случае
инструктор должен добиться от обучаемого
правильной постановки самолета пере
взлетом, Рекомендуется показать летчику,
как по отношению к капоту самолета дол-
жен  проектироваться световой ориентир;
& на взлетно-посадочной полосе, кроме’ то
го, — и линия стартовых огней. Это луч>
ше всего делать сначала на самолете с не-
работающим мотором, на линии исполни“
тельного старта.

При взлете на один лишь отдаленный
световой ориентир необходимо учитывать,
что по мере приближения к нему, — к
концу разбега и на выдерживании, — ори-
ентир будет визироваться несколько даль

‘ше в сторону, чем в начале разбега. Когда

взлет осуществляется с взлетно-посадочной
полосы, то может быть упущено направ-
ление вправо, -—— обучаемый будет стре-
миться смотреть на ‘всю линию стартовых
огней и параллельно им совместить на“
правление взгляда.

Направление может быть упущено в на
чале разбега до под’ема хвоста, так как
капоты мотора спереди заслоняют летчику
местность.

Особенность в направлении взгляда при
отрыве от земли выражается в том, что на
протяжении всего взлета приходится емот-
реть с левой стороны фюзеляжа на свето-
BOK ориентир. При взлете на машине ©
двухколесными шасси У летчиков обычно
наблюдается тенденция нелостаточно полз
	мещения машины но отношению к земле,   нимать XBOCT Из-за опасения «передор-
летчик о создавшемея сносе судит MWS   MATS». Отрыв самолета В данном
по посадочным огням. случаев происходит на меньшей скоро»

Трудности в определении поступатель-   сти с последующим «проваливанием» Ca-
	ной скорости самолета должны быть уч-   Молета. Нри- невидимости поверхности 2910
	CHEE HW При аэродромных полетах над за-
темненной местностью. Зоны пилотажа и
воздушного «боя» необходимо обозначать
световыми точками.

К этой отличительной черте ночного по-
лета особенно надо привыкать при заходе

и планировании на посадку. Летчик Дол-

жен отрешиться от своих суб’ективных
ощущений и чаще обращаться к показани-
ям приборов. и особенно к указателю  скоро-

дрома это’ приводит к трубому удару
шасси о землю. Ночью необходимо хвост
поднимать нормально, так же, как и днем;
ориентируясь на видимую черту горизонта
или на огни на границе аэродрома.

Когда самолет отделяется от попадаю
щихся неровностей аэродрома, нельзя под-
рывать машину при недостаточной скоро“
сти. Только к концу разбега следует под-
держивать. самолет движением ручки Ha
	CTH. себя, тем самым смягчая удар колесами 9
Влияние ночной обстановки Ha летчика.   землю при посадке.
	Своеобразие ночных полетов, однако, не
исчерпывается одними об’ективными приз-
наками. Нельзя игнорировать новые, не-
обычные впечатления, которые получает
летчик от темноты, световых ориентиров,
освещения кабины, выхлопков мотора и
т. д. Создается определенное психологиче-
ское напряжение, которым до известной
степени тормозится ход усвоения ночного
полета. Чем сложнее условия полета, тем в
большей степени проявляетея напряжен-

ар АР.

Отрыв самолета, как известно,  опреде<
ляется по прекращению толчков, & выде»
живание осуществляется с постепенным
отходом от земли и набором скорости, тре-
буемой для под’ема. Так как выдержива“
ние практически происходит раньше, чем
машина достигла границы аэродрома, то
направление полета сохраняется по свето:
вому ориентиру для взлета, Лишь после
перехода на набор высоты выбираются
характерные ориентиры на горизонте или
	ae eee

Th. местности впереди самолета.
Этого обстоятельства нельзя не учиты-

‚ КОЧНЕВ
вать, 060бенно при переходе от вывозных Подполковник В. КО
	вать, 0с00енно при переходе от вывозных подполковник В.

полетов к самостоятельным, Поспешное при- (Окончание с ледует)
Г
	ПРЕПОДАВАТЕЛИ ПОВЫШАЮТ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ
	ЛЕНИНГРАД, 3 июля: (По телеграфу
от наш. корр.). Офиперы-преподаватели
Ленинградской Краснознаменной — военно
воздушной инженерной академии много
работают над повышением своих политиче-
ских знаний. Многие научные работники
закончили изучение П] тома Сочинений то-
варища Сталина, По этим трем томам в

академии состоялось семь вводных лекций
и семь семинаров. Особенно успешно про-
щел семинар, посвященный работе товарища

алина «Марксизм и национальный во
прос». Сделанные на эту тему инженер-май“
	ee eee

орами Стукач и Ворожейкиной дока
получили высокую оценку.
		— Ну, а теперь разойтись по самолетам,
подвесить бомбы и поставить пулеметы,
Быть всем в боевой готовности в семи ноль-
НОЛЬ.

Уяснив поставленную задачу, каждый
экипаж старался как можно быстрей и луч-
ше подготовить свою машину в вылету.

Первыми подготовили машины экипажи
командира звена тов. Минеева, за ним —
звено тов. Бабурского. Так же хорошо и чет-
ко действовал экипаж тов. Куликова и др.

Время — без десяти семь, а эскадрилья
гвардии майора Николаева уже готова к бое-
вому вылету.

Семь ноль-ноль. Раздается команда:

— 0160й! Снять бомбы, пулеметы и при-
готовиться к занятиям...

Лейтенант Н. ЛУНЬКОВ.
	СИГНАЛУ ТРЕВОГИ
	о Е ee ee т Е а 9;

рой круг, & затем благополучно при- ем или неисправностью кислородной
землилея. ‘аппаратуры, до появления в организме
Однажды тов. Roptiees обнаружил резких расстройств, приводящих в потере

на четвертом развороте сразу два са- сознания.
_молета, которые: одновременно захо- — Отлично, — сказал командир.
	дили на посадку. Финишер поставил
06 этом в известность старшего на-
чальника по полетам. Посадка была
запрещена.

Ивдавно в части состоялись труп-
	— А что вы предпримете, если на высоте
У вас откажет кислородный прибор и пре-
кратится поступление кислорода?

— Если бы это случилось в боевой
обетановке, — пояснил тов. Лунев, — TO
	повые полеты. Действия  ефрейтора я бы в течение восьми минут закончим
Корнеева заслужили одобрение коман- бой, после чего ушел бы на безопаспую
дования. высоту. >
	Велика и ответственна роль CTap-
тера и финишера в период летней
учебы авиаторов. Самолеты больши-
ми грунпами взлетают с аэродромов.
Летчики выполняют самые разнооб-
разные задания. участвуют в летно-
тактических учениях. Интенсивность
полетов требует. от стартеров и фини-
шеров 0с0бой сноровки, энергичной
деятельности, расторопности и о вни-
мательности,

Долг командиров авиатехнических
подразделений, и в Частноети комен-
дантов аэродромов, повседневно руко-
водить работой стартовых нарядов,
учить их четкости в обеспечении
полетов. : :
		— А чм вы будете делать, если. п25-
тупление кислорода прекратитея на высоте
потолка. самолета? — спросил далее
командир.

— В ту же секунду, — не задумыва-
ich сказал летчик Лунев, — я начну
пикировать с возможно большей скоростью,
допустимой для моего самолета, так как
резерв времени на этой высоте измеряет
‚ся секундами.

— Правильно, — подтвердил командир.

Он задал еще ряд вопросов старшему
лейтенанту Некрасову и майору Гришано-
ву. После этого летчики пошли в самоле-
  там и поднялись в воздух.
	Они поддерживали непрерывную CBs»
се наземной радиостанцией, сообщали о
самочувствии. Достигнув высоты в 4.000
метров. тт. Некрасов и Гришанов надели
	кислородные маски, несмотря на то, что
самочувствие У некоторых на этой высоте
	бывает прекрасным. детчики твердо
знают, что самочувствие при выполнении
полетов на’ высоте — вещь обманчивая,
		обморок может наступить внезапно.
Благодаря систематической ` тренировке
	и соблюдению режима питания, рекомен-
дованного врачом, летчики довольно легко
переносят перепады давления при быстром
наборе высоты и при пикировании. Для
укрепления здоровья они систематически
занимаются специальными гимнастичеки-
ми упражнениями. Летчики, кроме’ того,
прослушали ряд. лекций по авиационной
медицине.
	Старший техник-лейтенант
М. CEPIEEB.
	СОВЕЩАНИЕ ОТЛИЧНИКОВ
  УЧЕБЫ:
ПРИМОРСКИЙ ВОЕННЫЙ ОКРУГ, 3 иЮ-
	ля. (По телеграфу от наш. корр.). В. клубе
Н-ского авиационного гарнизона состоялось
	совещание отличников боевой и политичес-
кой Подготовки И знатных воинов соедине-
ния. На совещании присутствовали лучшие
командиры экинажей, авиамеханики,
	Начальник политотдела соединения в св5-
ем докладе поставил перед отличниками уче-
бы ряд конкретных задач, Затем передовые
воины поделились своим опытом. Лейтенант
Латерный рассказал о том, как его звено
борется за отличное выполнение летных за-
даний. Лейтенант Коваленко говорил о по-
титическом воспитании подчиненных.
	Все выступавшие единодушно заявили,
что они приложат все силы к тому, чтобы
День сталинской авиации и 30-ю годовщи-
ну Великого Октября встретить новыми ус-
пехами в боевой и политической учебе.
	СТАРШИЙ ТЕХНИК ЭСКАДРИЛЬИ УЧИТ МОЛОДЕЖЬ
	Только что закончились полеты, Летчики
варулили самолеты на стоянки. Техниче-
ский состав приступил к послеполетному
осмотру машин.

Этим делом руководит старший техник
эскадрильи гвардии старший техник-лей-
тенант Вопылов. Он подходит к каждому
самолету, справляется у механиков, какие
замечания высказали летчики о машинах,
организует заряжку их бензином, маслом.

Особенно долго задерживается тов. Вопы-
лов У машин, обслуживаемых молодыми
механиками. Гвардии старший техник-лей-
тенант учит их практическим показом,
	прививзет им навыки в эксплоатапии са-
		пользуется наглядными схемами, чертежва-
ми, приводит примеры из практики экенло-
атации самолетов в боевых условиях.

..Ha самолете, обслуживаемом механи-
ком Рудником, мотор сильно трясло в возду-
Хе. Летчик жаловалея на этот недостаток.
Как устранить тряску, в чем ее причина?
Механик не мог этого определить. Котда к
машине подошел офицер Вопылов. механив
предложил заменить магнето или снять
карбюратор. —

Тов. Копылов не разрешил сделать это-
го. Он знал: не может быть, чтобы вполне
исправный мотор был причиной вибраций.

Старший механик тщательно осмотрел
самолет. Он выявил. что винт на машине
был покрашен краской невысокого каче-
ства; -

— Надо привести в Порядок окраску, —
сказал тов. Копылов, — и мотор не будет
тряети.

Так оно и получилось.

Много труда и энергии отдает офицер
Копылов организации проведения лётного
дня. Он продумывает все детали подготов-
ки материальной части: тщательно плани-
рует работу, правильно расставляет силы,
добивается обязательного выполнения еже-
дневного плана.

Большое внимание в своей работе стар--
ший техник Копылов уделяет воспитанию
техников и младших авиаснециалистов.
После каждого рабочего дня он проводит
технические разборы, популяризирует при-
меры хорошего отношения к труду. глубоко
вскрывает недостатки. .

Эскадрилья, где старшим техником тов.
Копылов, занимает первое место в авиачасти,
Лучшие люди эскадрильи — гвардейцы-
механики тт, Смирнов, Теплышев, Сучков,
Совяков. Они отлично справляются © пору-
ченным им делом.
	Гвардии лейтенант П. УЛЫБЫШЕВ.
	В понятие «условия ночного полета»
входит два фактора: видимость горизонта и
просматриваемость наземных ориентиров. В
зависимости от этих факторов и условия
полета подразделяются на простые и слож-
ные. Условия полетов тем проще, чем луч-
ше и дальше виден горизонт и просматри-
ваются наземные ориентиры. Вот почему
условия полета считаются наиболее проеты-
ми в явную, ‘лунную ночь и особенно в
зимнее время, когда свет отражается от
снежного покрова, & воздух. прозрачен и
чист.

Сложность выполнения ночных полетов
возрастает по мере ‘ухудшения видимости
горизонта и наземных ориентиров. В лет-
нюю жару даже в ясную ночь, но при силь-
ной дымке слабо различим. горизонт, & иног-
да становятся невидимыми даже такие
ориентиры, как населенные пункты, леса,
реки. Наиболее сложны полеты в темную
ночь при снлошной и низкой облачности.
Й, наконец, в дождь, в снегопад горизонт
и наземные ориентиры совсем не видны, а
видимость световых точек очень ограниче-
на. В зависимости от условий можно отме-
тить два варианта полетов.

Пеовый вариант. Горизонт в той или иной
	‘степени виден, а. положение самолета отно-
	сительно горизонта летчик определяет, реа-
гируя рулями управления на все изменения
заданного режима полета и контролируя
правильность этих исправлений по показа-
ниям приборов.

Второй вариант. Горизонт и земля совер-
шенно не видны, и полет осуществляется
только по приборам, _

Последний вариант относится к сленому
самолетовождению. Он обладает всеми ха-
рактерными особенностями полета по при-
борам, независимо от того, совершается ли
днем в облаках и тумане или же ночью.
Разница в данном случае состоит только в
освещении приборов и в сложности заверпта-
ющего этапа полета-—посадки. Поэтому мы
ограничимея рассмотрением лишь первого
варианта.

Полеты ночью, как правило, протекают
при достаточной или ограниченной видимо-
сти горизонта и наземных ориентиров. Ноч-
ная обстановка в различной степени влияет
на зрительное восприятие летчиком положе-
НИЯ самолета в пространстве, на характер
визуального наблюдения местности, высоты
и скорости полета.

Определение положения самолета в
пространстве. Задача летчика в ночном по-
лете. так же, как и.в дневном, состоит в том,
чтобы вести самолет в требуемом профиле,
исправляя отклонения или колебания мапти-
ны вокруг трех ее осей вращения. В про-
стых ‘условиях делать это нетрудно, Tak
как все отклонения от профиля полета
исправляются по зрительному восприятию
положения самолета относительно горизон-
та. При равных метеорологических и ат-
мосферных условиях, конечно, ночью труд-
нее определять пространственное положе-
	В пять часов утра был дан сигнал
тревоги. Несколько минут спустя личный
состав Н-ской бомбардировочной авиаэскад-
рильи прибыл на аэродром. Никто, кроме
командования, не знал причины сбора.

— Построить личный состав, — распо-
рядилея командир эскадрильи.

Собрав всех в круг, командир ознакомил
присутствующих с задачей, обстановкой,
указал на карте об’ект налета. Штурман
эскадрильи старший лейтенант Долгопятов
быстро проложил маршрут следования до
цели и обратно. Котда все было подготовае-.
HO, командир спросил, ясна ли задача.

— Ясна, товарищ командир, — последо-
вал дружный ответ.

— Радисты, получили данные по связи?

— Получили, товарищ командир.
	На машине молодого механика  твардии
сержанта Олейника деформировалея шиток
одного колеса. Механик слишком долго BO-
вился со шитком. Старший техник подошел
к тов. Олейнику и, узнав, в чем дело, “IpH-
шел ему на помощь. Вместе с механиком
он снял щиток и показал, как выправить
и поставить его на меето. Машина в уста-
новленный срок была подготовлена к поз
лету. :

Старший техник эскадрильи Тов. Копы-
лов имеет богатый практический опыт. Он
участник Отечественной войны. Самолеты
его эскадрильи всегда находятся в боевой
готовности.

Офицер Копылов не только учит моло-
дых механиков, но и сам повседневно по-
вышает евой военные и политические зна-
ния. Он ежедневно находит время для са-
мостоятельных занятий. Tos. Копылов
тлубоко изучает историю большевистской
партии, физику, математику, иностранные
Языки.
	В часть пришли молодые механики и
мотористы. Офицер Копылов cam руково-
хит занятиями с ними. Его лекции насы-
щены богатым материалом, они. всегда бы-
вают связаны се боевым опытом. Он умело
	СТАРШИНА КЛАССНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
	время самоподготовки отлынивал от заня-
тий. Старшина сделал ему замечание, но
это не помогло. Тогда тов. Царинский по-
советовался © секретарем комсомольской
	советовался С собрав NU MUU EYE
организации роты старшим сержантом
Кобзевым. Было решено созвать собрание
	комсомольской группы. Вритика KOMCO-
мольцев, их советы помогли курсанту ис-
правиться. Векоре © помощью товарищей
он ликвидировал отставание в учебе.

И это не единственный случай, когда
старшина Царинский обратился за но-
мощью к комсомольской организации. Он
умеет повлиять на’ провинившегося кур-
санта силой общественного ‘мнения, ав-
торитетом коллектива. Ero опора —
комсомольцы, с помощью которых ему уда-
лось сделать свое отделение лучшим в учи-
лише. Сейчас почти половина всего состава
курсантов этого отделения — отличники
учебы.

За два года совместной работы в этом
классном отделении сильно развилось
«чувство локтя» —— сознание ответствен-
ности каждого за честь коллектива. Здесь
парит атмосфера сознательного отношения
в учебе, стремления приобрести глубокие
знания и практические навыки.

(таршина Царинский умело пользуется
своими правами младшего командира, кото-
рые дает ему Дисциплинарный устав.
Командир взвода всегда советуется с ним
о том, кому из курсантов дать увольнение
в город, а кому не давать, кто достоин
поошрения. И старшина, перед глазами
которого непрерывно проходит вся жизнь
его подчиненных, всегда дает верный совет,

Царинский много читает, Особое вни-
мание он уделяет истории партии.

Курсанты с большим уважением отзы-
‘pares о своем старшине, видя в нем
‚человека, политически грамотного и с0з-
‘нательного. настоящего  командира-воспи-
	тателя. :
‚ Майор А. КАРАНОВСКИЙ.
	Есть в наших авиационных училищах
такая должность —= старшина классного
отделения. На первый взгляд может по-
казаться, что  обязанноети старшины
классного отделения, характер работы, ко-
TOPY он ведет, не играют серьезной роли
в учебном процессе. Вруг его обязанностей
ограничен главным образом наблюдением
за внешним порядком в класеном отделе-
нии. Но такое заключение поверхностно:
дело обстоит совершенно иначе.

Старшина классного отделения — лицо,
KoTopoe ближе всех стоит к курсантам,
непосредственно, ежечасно соприкасается
с ними, приучает их к воинскому поряд-
ку и дисциплине.

СОтаршина-—такой же курсант, каки все
остальные, е той лишь разницей, что он
хак младший командир, непосредственный
помощник командира взвода, должен вы-
полнять ряд других ответственных задач.
Чтобы справиться с ними и к тому же не
уронить своей чести — быть образцом
для товарищей, отличником учебы, —
нужны большая собранность, сила воли,
способности, целеустремленность в работе.
	Если старшина класеного отделения
обладает этими качествами и проводит
свою работу в тесной связи с0 всем кол-
лективом, опираясь на комсомольскую ор-
тзнизацию, создав актив из наиболее
серьезных и способных курсантов, то мож-
Но с уверенностью сказать, что это клас-
еное отделение добьется хороших резуль-
татов в учебе.

Ярким примером, подтверждающим это
положение, служит деятельность старши-
Het ПЦаринекого — старшины классного
отделения в подразделении капитана  Под-
капаева.

Он стал старшиной классного отделения с
первого дня прихода в училище, потому что
был, как выразился тогда командир роты,

старым воякой»— перед этим он уже около

вух лет служил в армии, сначала в стрел-
KORO части, а потом в летном училище.
	Командир не ошибся в выборе. Царин-.
ский очень скоро стал настоящим помощ-
ником командира взвода в строевой под-
готовке курсантов, в боевой и политиче-
ской учебе. Он быстро понял ответетвен-
ность своего положения и сделал со своей
стороны вее для того, чтобы вывести отде-
ление в число передовых. Работу старшины.
он начал с изучения своих товарищей’
курсантов. Он внимательно присматривал-
ся к ним, изучал их привычки, наклон-
ности. Впоследствии это дало ему возмож-
ность приобрести влияние, завоевать авто-
ритет.

Замечает OH все: кому из курсантов
нужно починить сапоги, обмундирование.
Заметив все это, старшина тут же прини-
мает меры: немедленно докладывает стар-
шине роты о необходимости починки с3-
пог, обмундирования.

Отличник учебы тов. Царинокий неред-
HO в часы самостоятельной подготовки Co-
бирает тех курсантов, которым непонятна
та или иная тема из пройденного учебного
материала, и раз’ясняег ее сам или поручает
другому, сильному в учебе курсанту. Отар-
шина наблюдает за тем, чтобы все курсанты
продуктивно использовали часы самопод-
готовки, следит за порядком и в 10 же
время занимается сам.

Старшина Царинский следит за успева-
емостью каждого из своих курсантов и
как только замечает, что кто-нибудь из них
начинает отставать, сейчас же сообщает об
этом командиру взвода, советуется с ним
0 том, какие в каждом отдельном случае
следует принять меры,

В конце каждой недели старшина подво-
дит итоги учебы и дисциплины курсантов
своего отделения, отмечая лучших и худ-
ших в. своей тетради. Показатели вывеши-
ваются в помещении, где живут курсанты,
Все это способствует повышению качества
их учебы.

Сержант Бочкарев стал заметне отставать
в учебе. На уроках он вел себя рассеянно, во