Б июля 1947 г., № 156 (763),
	хопутных войск. В сложных уло-
лачу по разведке и аэрофото-
	pp летно-тактического учения.
Снимок капитана Т. Мельника.
	В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ БОЕВОЙ УЧЕБЫ

Особенности обучения ночным
полетам ‘по кругу и в зону _
	установленной, необходимо сразу 56 уве-
личить обороты мотора и © газом выравни-
вать самолет, Если же скорость больше
установленной, следует плавно полностью
убрать газ, а при ограниченности посадоч-
ной полосы уйти на второй круг.
	Посадка. Начало выравнивания осущест-
рляетея в луче прожектора.
	Опасность расчета с недолетом. завлюЮ-
	чается в следующем. Пачиная выравнивать
самолет в темноте, не будучи в состоянаи
определить высоту н неполностью выбрав
машину из угла планирования, самолет удд-
	рится. колесами о землю Ha большой скоро-
	сети. Подход с перелетом или на слишвоя
большой скорости влечет за с0б0й, как пра-
вило. посалку в недостаточно освещенной
полосе, е высоким выдерживанием и при-
землением на малой скорости.

При правильном удалении в сторону от
стартовых огней (30—40 метров) посадка
в лучах прожекторов сравнительно проста.
Пели выравнивание проходит очень близко
от линии посадочных огней, то, опасаясь
во время выдерживания и пробега наскочить
на них, летчик начинает отворачивать са-
молет вправо. Этим создаются снос и откло-
нение на пробеге вправо, что очень опасно
при полетах с взлетно-посадочной полосы и
непригодности остальной площади аэро-
дрома.

Ночью несколько труднее снределяется
крен самолета веледетвие того, что при по-
садке в лучах прожектора горизонт не ви-
ден. Если летчик смотрит далеко влево, т9
посадку он, как правило, будет выполнять
с правым креном. Пробег после посадки от-
личается тем, что посадочные отни как бы
набегают на самолет: летчик, смотрит на них
не параллельно им, а под некоторым углом,
и видит не все огни, а только три-четыре,
ближайшие к самолету. Поэтому так же, ках
и на взлете, наиболее типичной ошибкой
является уклонение вправо,

При посадке Ha ограниченную полосу,
обозначенную с обеих сторон отнями, лучше
веего на пробеге смотреть прямо, имея в по-
ле зрения обе стороны полосы.
	Фигувный пилотаж в зоне. Отработка фи-
гурного пилотажа ночью: помогает ACTUARY
сохранять и восстанавливать необходимое
пространственное положение самолета в по-
тете.
	При ясном, звездном небосводе, хорошей
видимости горизонта и наличии световых
ориентиров вполне возможно выполнять
весь пилотаж. В таких условиях вертикаль-
ные фигуры выполняются даже лучше,
чем. в ясный солнечный день: 3в63-
ды облегчают определение угловой скорости.
Ввод в  Ффитуру надо делать © таким
расчетом, чтобы вывод производить на
светлую часть горизонта или световые ори-
ентиры. Выполнение пилотажа в зоне при
облачности значительно труднее, чем днем,
так как на вертикальных фигурах нет воз-
можности определять угловую скорость.
Особенно усложняется пилотаж при дымке,
плохой видимости горизонта и отеутетвий
	‘световых ориентиров на земле: Очень легко
	при этом потерять пространетвенное п9ло-
жение, для восстановления которого тре-
буются значительная высота. и умение по
приборам выводить самолет из сложного
положения.

Ночью в усложненных условиях фигур-
ный пилотаж выполнять не следует.
			тора, Слабо подготовленный инструктор в
лучшем случае будет пилотировать ма-
	шину за ‘обучаемого, а в худшем —*:
допустит такие отклонения самолета; ко-  -
	торыми сам не справится. В инструкторекой
работе: можно. привлекать линь. летчиков,
имеющих большой опыт ночных полетов,
свободно и в бовершенстве владеющих тех-
никой пилотирования. Только такой инст-
	руктор сумеет анализировать действия 06у-1

чаемого. и - предоставит ему достаточную
инициативу. Если при этом учесть, что пи-
лотирование самолета из инструкторской
	кабины значительно труднее, а 00зор хуже,
особенно при. взлете и заходе на посадку,
TO станет очевидным важность подготовки
	высококвалифицированных инетрувторов.
В целях наибольшей эффективности 0бу-
	чения ночным полетам необходимо вначале
	организовать учебу инструкторов и только
после этого приступать к вывозке осталь-
ного летного состава, При окончательной
проверке обучаемого’ перед его самостоя-
тельным вылетом ночью надо установить
твердое правило: если проверяющий (или
инструвтор) в последних контрольных поле-
тах обнаружил даже незначительную ошиб-
КУ в действиях MONCAOTO летчика или же
ему пришлось подсказывать, TO, значит,
необходимы с обучаемым дополнительные
провозные полеты. Только такая подготовка
явится гарантией от’ «елучайностей».
	значительную роль в успехе первых ез-
мостоятельных ночных полетов. играет мо-
ральная подготовка в вылету. Она заклю-
чается в создании у обучаемого определен-
ной уверенности. Инструклор должен выпу-
скать молодых летчиков в самостоятельный
ночной полет только в том случае, если У
них имеется не показная, а действительная
уверенность в успешном выполнении поле-
та.
	Самостоятельные полеты ночью. При
первых самостоятельных полетах  но-
чью большое значение имеют конкретные
метеорологические условия и в первую
очередь видимость горизонта и наземных
ориентиров. Выпускать летчика следует в
условиях более простых. или равных тем,
при которых производился вывозной полет,
но ни в коем случае не в более сложных,

Хорошие результаты получаются, если
первые полеты начинать в сумерках. В
этом случае два-три полета делаются при
видимости земли и без подевета прожекто-
рами, но с разложенным ночным стартом.
При сгущении сумерек включаются  про-
жектора, и обучаемые постепенно перехо-
дят к условиям ночного времени, совершая
еще по три-четыре полета.

В первых самостоятельных полетах, как
в зеркале, находит отражение уровень под-
готовки летчика. При грубых опгибках, до-
пушенных в первых полетах, необходимо
приостановить самостоятельные полеты и
выяснить причины ошибок. ‘Речь может
итти либо о недостаточной уверенности
летчика, либо о его недоученноети, вызван-
ной методическими погрешностями инетрук-
тора.

Практика учит, что при: разбивке ночно-
го старта и управления полетами сотласно
наставлению место стартовой фадиостанции
должно быть у первого прожектора, о 6то-
роны подхода самолетов на посадку. Рук»-
водителю полетов в том случае, если зн
непосредственно выпускает отдельных лет-
чиков и наблюдает за ними, лучше веего
находиться у стартовой радиостанции. Та-
кое расположение радиостанции дает  воз-
можность руководителю контролировать
заход на посадку. правильность планиро-
вания, подход к лучам прожекторов, то-
‘есть наиболее ответетвенные моменты
			ночного нозета. .
Давая с земли указания по ралио.
	Костроение прямоугольного маршрута над.
ээродромом. При видимости горизонта набор
высоты и горизонтальный полет существен-
но не отличаются от того, что происходит.
нем. Характерная особенность полета ночью.
по кругу заключается в том, это правильное:
построение маршрута осуществляется в 05-
HOBHOM по линии посадочных огней и све-
товому «Т», .

В светлую ночь для определения времени.
выполнения разворотов можно пользоваться
видимыми наземными ориентирами, к ко-
торым летчик привыкает днем, длительно.
летая над одним и тем же аэродромом. В
частности. видимость наземных ориентиров.
способствует лучшему выполнению третье-
го расчетного разворота. .

Для определения момента, того или иного.
разворота рекомендуется запоминать поло-
жение светового «Т» по отношению задней.
кромки крыла и отрабатывать стандартное.
построение маршрута. 0собое внимание обу-
чаемого должно быть обращено на сохране-
ние параллельности по отношению к линии
посадочных огней после второго разворота и
на точное соблюдение высоты вплоть до Мо-
мента сбавления газа. и перехода на плани-
рование. Так как глазомерное определение
высоты ночью затруднено, необходимо чаще
пользоваться высотомером для контроля
высоты полета.

Расчет на посадку. Маневр для произвэд-
ства расчета начинается от третьего разво-
рота, который определяется по наземному
ориентиру или по углу визирования от зад-
ней кромки крыла на световое «Т». Резучь-
татами преждевременного разворота являют-
ся малая высота четвертого разворота; недо-
статочное время для проверки правильности
расчета, неустановившаяся скорость плани-
рования и, в конечном итоге, неподготовлен-
ность к посалке.

_  Веледотзие того, что ночью врен при ра>-
` воротах надо держать меньше, последний
разворот следует начинать значительно
раньше, Большое значение имеет контроль
за высотой перед разворотом и после него.
При однообразном построении маршрута и
одинаковом удалении после выхода из чет-
вертого разворота контроль высоты T03B0-
	пяет летчику выработать определенный
	стандарт в производстве расчета, В завиеи-
мости от силы встречного ветра поправки
вводятся более поздним сбавлением газа и
увеличением высоты перед BBOIOM В разво-
рот, & не поеле вывода из него. Разворот вы-
полняется с таким расчетом, чтобы после
вывода можно было видеть линию посадоч-
ных огней вплотную у левой стороны кало-
та самолета. Стремление сразу же увеличить
расстояние от линии посадочных огней оши-
бочно, оно влечет за собой посадку в неос-
вещенной полосе или подворачивание на
планировании, Тут и получается снос. —

Дело в том, что угол визирования на «Т».
увеличивается по мере приближения к нему,
и ести в начале планирования кажется, что
самолет летит чересчур близко от посадоч-
ных огней, то при дальнейшем снижении
улаление оказывается вполне нормаль-
ным,

После выпуска шитков и приобретения
определенной для данного тина самолета
скорости планирования о правильности рас-
чета можно судить визированием на начало
уча первого прожектора.

Расчет можно считать правильным тогда,
когда летчик, глядя вдоль капота по на-
правлению траектории планирования, видит,
что луч прожектора занимает неизменное
положение.

Если луч прожектора ‹уходит вперед», то
мы имеем дело с недолетом. Еели же линия
планирования направляется впереди луча
прожектора, то получается перелет. Следу-
ег отметить. что это визирование начала
луча первого прожектора производится по
траектории планирования, то-есть ниже
продольной оси самолета. -

Вольное значение в определении ` нор-
мального расчета имеет сохранение  парзл-
лельного направления к посадочным огням и
правильного удаления от них. Это достигает-
ся тем, что все довороты и борьба со сносом
должны быть закончены до высоты 100
метров. С этой высоты продольная
ось самолета должна быть параллельна ли-
нии посадочных огней; сохранение требуе-
мого интервала относительно огней дости-
гается только накренением самолета. Следу-
ет учесть, что, создавая креном CHOC B TY
или другую сторону, мы должны его свое-
временно погасить перед приземлением.

Борьба со сносом курсом или подход
под углом в посадочным огням  при-
водит к очень неприятным последствиям,
особенное при посадке на взлетно-посадочную
полосу. Летчик вынужден на пробеге отво-
рачивать самолет, тем самым создавая Ha
шасси боковое усилие, на которое оно
меньше всего рассчитано, или же выкаты-
ваться за пределы посадочной полосы со
всеми вытекающими отсюда — послед-
ствиями. Шри планировании посад-
ки на взлетно-посадочную полосу  сле-
дует браль направление на середину
полосы и выдерживать ето до призем-
ления. Вольное значение при планировании
перед посадкой имеет контроль за скоростью.
Планировать надо на скорости, установлен-
ной для данного типа самолета. Неправиль-
но мнение о том, что ночью следует дер-
жать повышенную скорость планирования.
Из-за этого усложняется выполнение посад-
ки и приземление получаетея © перелетом.
Вот почему впормальную скорость планиро-

вания нужно устанавливать сразу же после
выпуска шитков, Последний беглый взгляд
на увазалель скорости производится перед
началом выравнивания, на высоте 20—30
метров. Если при этом скорость меньше
	Окончание. Начало см. № 155
	ВАБВУ, 4 пюля, (ТАСС). Надо зелеными
всхолами хлопка на бреющем: полете проно-
сятся самолеты авиации специального при-
уенения. Они опрыскивают хлопчатник,
	уничтожают вредителя — совву: Ur Hee
	избавлено уже 30 тысяч гектаров 100евов.
	ское учение совместно с подразделениями су:
летчики хороню выполнили учебно-боевую за
	подполковник В. К
	В Н-ской авиачасти прошло  летно-тактиче
виях, в обстановке, приближенной к боевой,
	с’емке обороны «противника»,
На снимке; командир подразделения
	В ГРОЗУ
	Тяжелые серые облака неслись с боль-
шой скоростью, прелзещая грозы и шква-
лы. С соседнего аэродрома поступило штор-
мовое предупреждение об усилении ветра
до 12 метров в секунду.

Маршрутные полеты были запрещены. В
11 часов посльшшались отдаленные раска-
ты грома. Как раз в это время командир
Н-ской авиачасти вызвал к себе лейтенан-
та Красильникова.

— Ради спасения жизни серьезно боль-
ного вам предстоит полет в сложных Me-
	теоусловиях, —— сказал. нодполковний, ——
Необходимо доставить врача для оказания
неотложной  мелицинекой помощи.
	на вас надеюсь, — завлючил командир.
	— 658 будет в порядке, товарищ под-
полковник, -— ответил лейтенант Врасиль-
ников.

Летчик подробно ознакомился с метео-
обстановкой и яено представил себе труд-
ности полета. Шо маршруту ожидалась
облачность в 8—10 баллов высотой
300-—600 метров, грозы и ливневые дож-
ди при горизонтальной видимости до 1.000
метров. При прохождении грозы ветер мог
достигать 12-——15 метров в секунду.

_ Начальник метеостанции старший тех-
ник-лейтенант Скирда наметил ориентиро-
вочный путь обхода, грозовых очагов. Рае-
чет метеоролога был прост, но верен. Гро-
зу надо было обходить, отклоняясь от пря-
мого маршрута в востоку, так как на 38-
паде господствовал циклон. На востоке же
от маршрута наблюлалея обширный анти-
	циклон. стояла безоблачная и тихая погода.
	Пилот и решил лететь се некоторым откло-
нением от маршрута на восток.

Первое грозовое облако ветретилось в
начале пути. ФЛейтенант обошел его 0ез
особых затруднений. В середине маршрута
летчик заметил на горизонте мощное гро-
зовое облако. Блеск молний и полосы нро-
ливного дождя были видны издалека, По
вертикали облако простиралось до 7—8 км,
Обойти его сверху не представлялось воз-
можным. тем более что в этом случае не
исключена была встреча с сильными в96-.
ходящими и нисходящими потоками возду-
xa.

Тететь на малой высоте также было ве

менее опаено ввилу сильного ливня и на-
	личия у основания грозового облака шкза-
ла. Оставалея елинственный выхол: обойти
	‘тигантекую тучу с востока. Так лейтенант
	Красильников и поступил. Он изменил курс
на 90 градусов и стал набирать высоту.
Достигнув 2.500 метров, летчик заметил
большой просвет голубого неба и решил
пройти в это окно.

Была сильная болтанка, ветер достигал
15 метров в секунду, часто вспыхивали
молнии, гремел гром, и кучевые облака,
клубясь, с большой скоростью  смещалиеь
На ЮР. . :

Пройдя окно, самолет снизилея до вы-
соты 600 метров, летчик восстановил ори-
ентировку и вскоре ‘успешно приземлился
в пункте назначения.

Задание было выполнено. Больной по-
лучил своевременную и квалифицирован-
ную помощь врача. :
	Старший техник-лейтенант
		па старте
межлу
		H-CRUM АВИАГАРНИЗОН, 4 июля. (По
телеграфу от наш. корр.). В воздухе стоит
неумолчный гул самолетов. Летная учеба в
разгаре. Курсанты, свободные от полетов,
находятся в квадрате. Преподаватель в0з-
душно-стрелковой подготовки майор Ввасов
тренирует их в определении дальности до
пели и в расчете упреждения на стрельбу.

За фотокинопулеметом курсант Мронин.
Припав глазами к оптике прицела, он быст-
ро ловит в перекрестии летящий по кругу
самолет и дает’ по нему несколько коротких
очередей.

По команде преподавателя курсант пере-
	носит огонь на планирующий истребитель.
Куре этой цели иной. чем у первой, поэтому
нужно брать другое упреждление на стрельбу.
	Пронин мгновенно определяет точку на пе-
рекрестии прицела, совмещает ее с силу-
этом самолета и дает еще три очереди.
Пока остальные обучаемые выполняют
упражнение, фотолаборант сержант Забия-
кин здесь же, в квадрате, проявляет и де-
шифрирует фотопленку, запечатлевшую pe-
зультат стрельбы первых трех курсантов,
Пронин выполнил упражнение отлично.
Носле тренировочных стрельб майор Kea-
сов провел беглый опрос курсантов по прой-
денному материалу. Затем он сам стал отве-
чать на вопросы, По просьбе курсанта Ша-
деева майор разобрал устройство одного при-
цела и рассказал о применении этого прице-
та на различных дальностях,
Преподаватель воздушно-стрелковой под-
готовки усиленно готовит своих учеников в
выпуску. Аажлую минуту он использует
для повторения, закрепления знаний кур-
CAaHTOR.
	ре шков проводит с летчиками разбор. летно-т
	ИЗ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОИНЫ
	СВЯЗЬ В АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОМ
	ПОДРАЗДЕЛЕНИИ
	ПЕРЕВОЗКА ПЧЕЛ НА САМОЛЕТАХ
	р ИУС: a UCU

‘Группу пчелосемей из Краснодарского края. [свыше тысячи пчелосемей.
	(вооь, организуемая на земле и в возду-
хе, является одним из важнейших условий,
обеспечивающих боевую деятельность авиа-
ЦИИ. Благодаря связи становятся возможны
ми практическое осуществление руководства
действиями летчиков на поле боя и претво-
рение в жизнь замыслов авиационных на-

чальников.
	Немалые заслуги в обеспечении связью
летных частей Ha первом этате Великой
Отечественной войны имеют авиационно-
технические подразделения. Они были пер-
воначальными организаторами связи на
аэродромах и главнейшими помощниками по
обслуживанию связью в воздушном про-
странстве. Численный рост авиационной
техники, многообразные формы оперативно-
технического применения авиации, CTPeMu-
тельные темпы перебазирования частей —
все это пред’являло повышенные требова-
ния Ев работе связистов авиатехнических
подразделений.

„Как практически осуществлялаеь связь
авиационно-техническими подразделениями
в годы войны?

Организацию связи каждое авиационно-
техническое подразделение ‘начинало -зара-
Hee — до своего общего сбора на новом
аэродроме. Следуя этому правилу, командир
связистов подразделения майора Маркова,
прибыв в назначенный пункт и ознакомив-
шиеь с расположением аэродрома, местами
ВИ. штабов и служб, развертывал узел евя-
зи и подавал тула провода. С началом ба-
зпрования летной части командир уточнял
и лополнял схему аэродромной связи, и она
после этого получала законченный. вид.

По требованию начальника связи бази-
руемой на аэродроме авиации авиатехниче-
ское подразделение предоставляло в его pac-
поряжение ‘необходимые телефонные, теле-
графные средства и радиостанции. Ежеднев-
но до начала полетов тщательно проверен-
ная техника связи занимала указанные ей
места на аэродроме.
	Ралиостайции ветупали в действие тотчае
же, как только в воздухе появлялись первые
наши самолеты. С этого’ момента радисты
становились составной частью боевой  дея-
тельности летных экипажей. р
	Нередко рации авиационно-технических
подразделений следовали на передовые
пункты управления боевой авиации. Здесь
они выполняли важную функцию по руко-
водству боем. Так, например, во время
боев за важный опорный пункт радиостан-
ция капитана Сыч, обслуживая передовой
HYHET управления Н-ского авиасоединения,
серьезно содействовала нантим. пегурмовикам
и истребителям в нанесении сокрушитель-
ных ударов по немецко-фаптистеким  вой-
скам. За свото работу расчет радиостанции
получил высокую оценку командования.

Радиостанции — авиационно-технических
подразделений, будучи рациями наведения,
оказывали неоценимую помощь мастерам
воздушного боя. Участвуя в воздушной бло-
кале группировки Чаулюса, расчеты радиос-
станций не раз были свидетелями гибели
сотен «Юнкерсов», доставлявших окружен-
ным немцам продовольствие и боеприпасы,

Врутлые сутки по телеграфным и теле-
фонным линиям тылов Военно-Воздушных
Сил шла напряженная работа по управле-
нию и материально-техническому обеспече-
нию боевой жизни авиании.
	связисты в обеспечение авиации проводной
связью. Шетом 1942 года начальник службы
связи капитан Литвинов для вепомогатель-
ного пункта управления (ВПУ) командира
Н-ского авиасоединения быстро и’ умело ис-
пользовал поврежденную телефонную сеть
одного из районов. Восстановленные им ито-
водные линии надежно обслуживали управ-
ление боевой авиацией. Понытки противни-
ка вновь нарушить эти линии оказались
безуспешными. Они всегда наталкивались
на упорство и волю связистов, незамедли-
тельно исправлявших всякое повреждение.
Кроме технических средств связи, авиа-
ционно-технические подразделения оказыва-
ли помощь действующей авиации и своими
квалифицированными кадрами: . связисты
после короткой летной подготовки входили
В состав экипажей стрелками-радистами.
Огромную работу провела служба связи
и внутри авиационно-технических подразде-
лений. Ни одно мероприятие, связанное.
с обслуживанием летных частей, не прохо-
дило без учаетия связистов, В период на-
ступательных операций, когда необходимо
было обеспечить  Военно-Воздушные Силы
новой сетью аэродромов, связисты входили

Много труда и находчивости Е

ЧЕНИНТРАД, 4 июля. (По телеграфу от
наш. корр.). Самолеты Северного упра-
вления Гражданекого воздушного флота
доставили в Ленинград вторую большую
	в состав изыскательских и разведыватьль“
ных партий по строительству и восстанови
лению аэродромов. Двигаяеь велед 3% из
земными войсками, связисты C помощью ра*
ций. мотоциклов и велосипедов быстро ло
носили начальникам о ходе изыскательских
и разведывательных работ. Полесское 063+
дорожье, пурга и холод Карелии, нестерпич
мая жара Сальских степей-—ничто не оста
навливало круглосуточной деятельности ра
ботников связи.
В феврале. 1942 года на одном из участ
ков Юго-Западного фронта целую неделю
шел обильный енег. Порывистый ветер Har
мел огромные сугробы на дорогах, Но это не
остановило работы. связистов майора Пенко-
ва. Солдаты вотали на лыжи и на 18сето-
яние 55 километров регулярно приносили
хонесения в вышестоящий игтаб.
	Если по условиям ` обстановки нельзя бы
ло применить техниву, “люди прибегали к
проетейшим видам связи, В. период Елецкой
операции 1941 года возникла ‘цеобходимость
срочной переброски одного авиационно-тех-
нического ‘подразделения. 010` ‘ногрузилось
на машины и своим ходом двинул0еь Ha Bele
полнение задач. Связь в пути между авто
колоннами поддерживалась при помол city
нальных ракет, “Tag

Большую уелуту тылу Военно-Воздушных.
	‘Сил оказали офицеры сзязи. Своим энергич*

ным вмешательством офицер связи своеврем
менно выводил часть из-под удара, содей“
ствовал улучшению материально-техниче-
ского обеспечения боевой авиации, быстро
	выявлял /6ее нужды и запросы. Офицеров
	связи подразделения часто использовали 33
время перебазирования на новых местах, в

случаях отрыва от вышестоящего штаба п
для целей информации о сложившейся из
фронте обстановке. Офицер связи располам
гал данными об обеспеченноети части основ+
ными видами боевого имущества и веетда
был в курсе работы своего подразделения,
связи. Сколько раз пилоты этих самолетов,
рискуя жизнью, достазляли по ‘назначению
неотложный приказ, боевое распоряжение!
	Мужество, отвага, дисциплинированность
и организованноеть, проявленные связиста“
ми в годы войны, сочетались У них с выс:
кой боевой подготовкой и знанием своего де-
ла. При напряженной специальной работе
служба связи находила время для обучения
и соверщенствования своих кадров. Подраз»
деления связи авиационно-технических Wa
стей с неиссякаемой энергией и настойчия
востьто готовили девушек-связисток. Фронто+
вые авиатехнические подразделения создали
вотни курсоз радисток, техеграфисток, элек»
триков и телефонисток. Девушки-евязиетки
сыграли важную роль в.службе связи авиз»
ционно-технических подразделений. Многие
из них удостоились высоких правитель“
ственных наград.
	Партийные и комсомольские организация
подразделений связи неустанно работали нал
повышением идейного уровня своих кадров;
Связисты — коммунисты и комсомольцы —
веегда были впереди, выполняли самые 01
ветственные задачи.
	Много труда вложили связисты и в дело
сбережения своей техники. Много всевоз»
можных укрытий от осколков и вражеских
авиабомб было построено их руками. Широ
KO применялись рационализаторекие мо
приятия. Ремонт техники связи в открытом
поле был обычным делом.
	оачастую связисты умножали свою тех»
нику 3% счет врага. В незабываемые дии
освобождения Донбасса от немецких 32
хватчиков начальник связи майор Комов ор
ганизовал сбор трофейных средств сзязи, на
базе которых затем развернул дополнитель-
ные узлы связи для летных и тыловых 18+
стей, Он создал внештатную радиостанцию
из радиолюбителей, Эта радиостанция сы*
грала немалую роль в управлении подразде“
лениями.

Война внесла много нового в методы при“
менения средств связи. Связисты войск ты
ла Военно-Воздушных Сил справедливо сочи.
тают своим важнейшим долгом основатель“
но изучить опыт зойны с тем, чтобы #1
одна крупица из этой бесценной сокровищ“
ницы не пропала даром.

Повседневно изучая опыт Великой 01
чественной войны, постоянно совершенствуя
свое мастеротво, ревностно поддерживая
крепкую воинскую дисциплину и строгий
уставной порядок, связисты авиационно-
технических подразделений и впредь буду!
деятельно способетвовать дальнейшему 19-
вышению мощи сталинской авиации,
	Подполковник Т. СВЕТОГОРОВ,
	Цчелы перевозятся в специальных 14
котах. В этом году самолеты доставили
с юга в Ленинград для колхозов областя
		Перед вывозными полетами целесообраз-
но днем провести полеты по кругу для от-
работки отдельных элементов в тем виде,
как они будут выполняться ночью. В чает-
ности, следует 0с0б0ое внимание уделить
	вылерживанию на взлете с постепенным! есть
	уходом от земли, стандартному построению
маршрута и точному расчету на посадку. В
	первых полетах нолезно практиковать 19”   всегда учитывать, что можно говорить и
каз. Это позволяет обучаемому, не отвлека-   чего нельзя. Так. например, в ‘начале раз-
ich Ha управление машиной, лучше разоб- бега на взлете. если явно видно, что лет-
		отклонился более чем на 15” и не
чена безопасность полета. может
	‘ратьея в особенностях пилотирования.
Кроме того, показ применяется
	применяется тогда,   обеспечена безопасность полета,
	когла. несмотря на об’яснение инструктора,   быть дана единетвенная команда: «Убрать
	газ!». Во время подхода на посадку и при
ее выполнении необходимо учесть, что в
полетах ночью «болезнь многословия» еще
более вредна. чем лнем,
	«ДиЕтовка» по радио не только прит-
	чает летчика

надеяться на подеказыван
	со старта и тормозит развитие его само-
стоятельности, но она к тому же отвле-
кает внимание обучаемого в наиболее серь-
езный момент полета. Однако это вовсе не
означает, что вообше не нужны указания
или команды по радио. Надо взять за пра-
вило: если летчик делает все правильно,
замечает свои промахи и своевременно
вводит поправки, например, в расчет на
борьбу со сносом и т. д,, то указания по
радио излишни. Вели отклонения самолета
не исправлены летчиком, можно давать
короткие команды: «Подтяните!», «Доета-
точно!», «Вас сносит вправо» ит. п. Лет-
чика, который не исправил допущенных:
ошибок, скажем, в заходе на посадку или в
расчете и продолжает снижаться, необходи-
мо немедленио послать на второй круг.

Обучением по кругу и в зону заканчи-
вается первоначальный этап’ подготовки
хетчика-ночника. После этого начинается
совершенствование в сложных видах ноч-
ной подготовки,

Разобрав особенности обучения ночным
полетам, нельзя не отметить. что здесь,
как и в других видах летной подготовки,
требуется ностоянная работа по шлифовке
и углублению своих знаний и навыков,
Несомненно, что методика ночной подго-
товки будет непрерывно улучшаться по
‘мере изучения и освоения практического
опыта, увеличения скоростей самолетов,
‘изменения их взлетно-посадочных данных
и дальнейшего развития способов самоле-
товождения.
	Попполковник В. КОЧНЕВ,
	летчики продолжают неправильно выпол-
нять TOT или иной элемент полета. Напри-
мер, если летчик систематически пытается
выравнивать самолет до луча прожектора,
следует показать ему, как нравильно подхо-
дить на посадку.

В провозных полетах ночью большую
роль играет переговорное приспособление, с
помощью которого  ияструктор указывает
оптибки и, когда требуется, обращает вни-
мание обучаемого на некоторые особенности
пилотирования. № примеру, перед выполне-
нием третьего разворота инструктор может
сказать обучаемому: «Запомните, как про-
ектируетея «Т» ит. д.

Ночью, как и днем, нельзя чрезмерно опе-
кать летчи аа, а нужно давать ‘ему побольше
проявлять инициативы. Малоопытные инет-
рукторы иногда. полагают, что если они свое-
временно не помогут летчику исправить
оптибку, то он привыкнет в неправильным
действиям. Это не верно. Наоборот, нужно
добиваться того, чтобы сушность ошибки
стала очевидной для обучаемого, —=тогда он
ве повторять не будет. Надо сохранять вы-
держку, не. вмешиваться в управление. в
самом начале отклонения, а подождать, по-
ка летчик сам заметит свою олтибку и ста-
нет правильно реагировать на нее. Так, при
отибочном заходе по «Т» и планировании
далеко ог огней обучаемому надо дать воз-
можность снизиться до безопасной высоты
_и уйти на второй круг. При вторичном за-
ходе на посадку следует убедитьея, понял
ли обучаемый свою ошибку. Разумеется,
	ошибки можно допускать в пределах разум-
ного риска. но для этого необходимо отчет-
ливо знать, какие отклонения позволитель-
ны на данном тине самолета и когда тре-
буется их исправлять.

В этой связи не лишне будет подчерк-
нуть значение подготовки самого инструк-
		АВИАЦИЯ НА СЛ
	YHIBE СЕЛЬСКОГО ХОЗЯИСТВА
	В зерновых районах республики авиаот-

ряды только за последние два месяца обра-

ботали более 20 тысяч гектаров площади.
В Кубинском районе закончено опрыски-

вание с самолетов богатейших плодовых
садов.
	Аи
	Большую помошь авиация Азербайджана
оказывает винотрадареким совхозам - Дагес-
Тана. 7 р
	В Астраханской и Гурьевской  обуастях
	самолеты разбросали ядовятую приманку
на площади в 275 тысяч гектаров, где по-
явились ГОЫЗУНЫ: