9 июля 1947 г., № 159 (766).
	`ОПРОВЕРНЖЕНИЕ
т: АСВ
	На-днях китайская газета «Синьминьа
ваньбао», ссылаясь #8 заявление ‘тенерала
Сюнь Ши-гуй, начальника ставки Чан
Кайши на. северо-востоке, распространила
	ВЕ.

“общение о том, что «поль советских войск
	занял город Дачан (Чутучак) на территория
Котая в провинции Синьцзян».

ТАСС уполномочен заявить, что указан-
ное сообщение не имеет под собой никакой
почвы и является очередной фальшивкой
	`ситайских реакционеров.
		На вечере памяти
А. В. Александрова
	Buipa, 8 июля, в Браснознаменном 3816

Л ааа
	Центрального Дома Красной Армии имени

и ана rt
	Е,

М. В. Фрунзе состоялся вечер, посвященный
‘первой годовщине CO дня смерти лауреата
‘Сталинской премии, народного артиста
СССР. генерал-майора А, В. Александрова,

on AMAA
			Поэтить память выдающегося советского.

ig
	комнозитора и дирижера пришли офицеры и
тенералы Советской Армии, представители
музыкальной, артистической и литературной
обтнественности столицы.
	За столом. президиума —^ Известные ©0*
ветские композиторы, дирижеры, артисты,
поэты, представители Вооруженных Сил
Союза, СР.

Вечер открыл тенерал-лейтенант тов,
	( Шатилов.
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
		тор боевой учебы
	порядок и время убытия на
	облаками
	тельной подготовкой‘ летного = CULtabe.
He позднее чем 38 чае До НАЗала по-
летов: развертывает свою работу командный
пункт командира части и проверяется TOTOB-
ность средств обеспечения. За тридцать МИ-
нут до начала полетов все офицеры штаба и
начальники служб заканчивают контроль

me
	преднолетной подготовки и занимают места, .
	НА ЖЕ

указанные, м на ‘данный летный день.
	°Штабные офицеры нередко используютея
хля наблюдения за экинажами, выполняю-
щими сложное задание, скажем, дальний по-
лет по маршруту. У нас произошел такой
случай. Звено лейтенанта Исачева выполня-
10 маршрутный полет с задачей разведать
	Е - >. РА *
Крупный железнодорожный узел «противий-

А АЖ
	ка», усиленно прикрытый средствами прЭ-
тивовоздушной обороны. Вонтролирующим
был назначен ‘штурман майор Кукуня. Ре-
шая задачу, лейтенант Исачев произвел
разведку без всякого маневра. Если бы в
воздухе не было контролера, задание навер-
няка было бы засчитано кзк выполненное.
Но в результате доклада штурмана о непра-
вильных действиях командира звена и
	послеловавиего затем тщательного pasbopa
	звено получило  неудовлетворительну
оценку.

А вот друтой пример. У летчика старшего
лейтенанта Шимана долгое время не лади-
лось co стрельбой по шитам. Начальник
воздушно-стрелковой службы майор Андреев
систематически изучал ошибки летчика и
поеле его очередной неудачи вылетел вместе
с ним. Майор проверил, как летчик заходит
на цель, как выдерживает направление и
скорость при пикировании, как прицели-
вается и сохраняет при стрельбе заданную
дистанцию. После этого полета тов. Андреев
раз’яснил старшему лейтенанту ero ошиб-
ки, указал, как их устранить, и показал,
как надо действовать. Отарший лейтенант
Шаман учел свой недостатки и стал
	стрелять лучше.

Сочетание контроля на земле и в возду-
хе © оказанием конкретной помоши подраз-
делениям значительно подняло уровень б0е-
вой подготовки части. Резко снизилось ко-
личество различных нарушений и случаев
невыполнения упражнений.

В ходе летного дня штаб должен собирать
и  подготовлять материалы, — которые
требуются на разборе полетов, Между тем
разбор иногда назначается сразу после поле-
та, когда еще нет подготовленного материа-
ла. В таких случаях приходится поль-
зоваться только теми данными, которые
имеются в журнале руководителя полетов, &
		командиров эскадрилий. В таких условиях,
конечно, нельзя ожидать высокого качества
разбора, глубокого анализа допущенных
опгибок.

По окончании полетов и их и. пита
обязан собрать все данные о работе, проде-
ланной за день, обобщить их, тщательно
проверить и донести в вышестоящий штаб,
	Нодводя итоги, следует отметить, что там,
где командир правильно использует свой
штаб, повседневно руководит его работой,
уважает. офицеров штаба и ценит их
труд, —— там качество боевой подготовки
личного состава стоит на должном уровне,
там. господетвуют ит и
диецинлина,.
	Гвардии подполковник М, БАРКОВ.
Прикарпатский военный округ,
	Несмотря на сложную обстановку, леёт-
ный состав хорошо справляется с задачей:
«противник» встречен и зтакован на под-
ступах к охраняемому об’екту.
	На учениях образцово = действовали
звенья лейтенантов Изотова и Репина. 0т-
лично подготовили ‘материальную . часть
старший лейтенант Азаров и старшина Be-
и:
	Многим участникам учения командова-
ние об’явило благодарность:
	 Лейтенант С. ГОЛУБЕ.

Один экипаж, как только зажигались
прожекторы и открывала огонь зенитная
артиллерия, сбрасывал осветительные бом-
бы и ослеплял немецкие расчеты, второй,
используя этот момент, сбрасывал на бата-
pew и прожекторы свои бомбы и расстрели-
		Ночь была `темная. С воздуха. едва были
видны плошадные и линейные ориентиры:
крупные населенные пункты, реки, желез-
ные и Шоссейные дороги. Более мелкие ори-
ентиры рассмотреть былэ невозможно. Учи-
тывая это, мы расположили по ‘линии фрон-
та средства 300: светомаяки, неоновые
огни, пироракеты,/ костры.

Так как в районе цели характерного ори-
ентира не было, мы решили выходить на нее
	  По расчетному времени. При этом учитыва-
	лось. если по истечении расчетного времени
цель не будет обнаружена, то экипаж дол-
жен найти ее способом «коробочки». С та-
кой трудностью встречались только первые
экипажи. После того как на станции созда-
валея очаг пожара, цель была видна с боль-
итого расстояния.
	Первые вылеты совершали самые лучшие
экипажи, имевшие большой опыт в действи-
ях ночью. В воздух они поднимались парой.
Один шел впереди с удалением 5-6 км, на
высоте 2.000 метров, снабженный освети-
тельными бомбами. Вторая машина летела
Ha той же высоте с полной нагрузкой за-
жигательных бомб. Оба самолега подходили
к цели с приглушенными моторами и против
ветра, чтобы затруднить противаику обна-
ружение бомбардировщиков по звуку.

Отыскав цель, самолет-осветитель сбро-
сил САБ и вслед затем поджег резервуар е
горючим. — После эго oe) annarnnus
	AUP IU SM, осле этого с аэродрома
стали уходить остальные = машины.
Каждая из них имела У себя на
	  богу по одной САБ. Отбомбившиеьв. экипаж
	обрасывал ее и освешал и цель для само-
лета, идущего сзади. Так. 3 течение всей
	ночи железнодорожная станция находилась
под уларюм и к ‘утру была полностью
разбита.

За годы Отечественной войны ночные
бомбардировщики накопили богатый опыт.
В дни мирвой учебы необходимо его глубо-
ко изучить и добиваться еще большего
боевого совершенства личного состава ноч-
ных бомбарлировитиков. у
	Гвардии майор В. ИЛЬЯШЕНКО.
	_ Штаб-—-срганиза
	Толет
	Опыт Великой Отечественной войны и
практика учебы в послевоенный период
показывают, насколько велика роль итаба в
организации боевой подготовки. Однако еще
не всегда и не везде пгтаб является надеж-
ным помощником командира, особенно в
области летной работы. Подготовка авиато-
ров в воздухе успешно проходит там,
где ей предшествуют умело поставленная
теоретическая учеба и регулярный тренаж,
где строго и тщательно выполняются требо-
вания уставов, приказов и наставлений.
Очень “многое зависит и от того, в какой
степени штаб справляется со своей основной
задачей-—быть организатором подготовки—
ий как деятельностью штаба руководит
командир.
	Следует отметить, что некоторые коман-
диры порой ограничивают функции своего
штаба лишь регистрацией фактов, состав-
лением планов, расписаний и отчетов, фак-
тически отстраняя ето от организационной
работы и контроля. Иные командиры
вообще не считают нужным посвящать нигаб
в евои предположения и намерения. Носле
этого не приходится удивляться тому, что в
таких частях нет‘организованности и TO
	‘рялка. нет плановоети в работе, и проверка
	исполнения осуществляется штабными офи-
перами от случая к случаю. Все это. создает
предносылки для различных нарушений и
происшествий, и рассчитывать на вы60ке
качество боевой подготовки и дисциплины
здесь уж. конечно; не приходится.
	Чтобы справиться со своей ролью органи“
затора боевой ‘учебы, штаб должен быть
кренко сколочен, а офицеры штаба — от-
лично подготовлены к выполнению своих
обязанностей. Офицерам штаба часте прихо-
дится не только проверять выполнение рас-
порядка днч, ход занятий, полетов и других
учебных. мероприятий, но. и оказывать
практическую помощь подразделениям. Шо-
этому каждый штабной офицер должен быть
хорошо подготовлен по спепиальности, твер-
до знать весе требования уставов, приказов
и наставлений и точно представлять все за-
дачи, которые выполняют подразделения.
Этих требований, к сожалению, еще не учли
офицеры штаба, возглавляемого офицером
Ионовым. Они редко бывают в подраз-
делениях. Офицеры этого штаба ca-
ми He учатся и не учат других.
	Вполне понятно, что они но в состоянии
	помочь командиру в решении сложных 34-
	дам боевой подготовки, в налаживании но-
	рядка и укреплении воинской дисциилины.

Одним из важнейших элементов в работе
Taba являются подготовка и организован-
ное проведение летного дня. Из чего же
	лолжна складываться деятельность 17та0& в
	период подготовки K полетам?
	_—--^-^я На темы летней учебы.

ПРАВИЛЬНО ОЦЕНИВАТЬ ЗНАНИЯ
ЛЕТЧИКОВ
	В Н-секой штурмовой авиачасти
производились полеты. Экипажи от-
рабатывали упражнения по принель-
ному бомбометанию, = воздушной
стрельбе и самолетовождению no PII.

По окончании учебного дня в штаб
части поступили сведения о резуль-_
татах выполнения упражнений. При
проверке этих данных выяснилось,
что руководитель полетов на полиго-
не гвардии капитан Миловаков вывел
некоторым летчикам неверные оцен-
ки. Например, гвардии старший лей-_
тенант Кабанов, правда, по независя-
щим от него причинам не произво-
дил припельного бомбометания. Меж-
ду тем штабу было сообщено, что он
это упражнение выполнил на «хоро-
men(!).

В отношении друтого летчика —
гвардии лейтенанта  Арзамаспева
командир поступил наоборот. Две
сброшенные им бомбы попали, точно
в круг. Отличное поражение цели
подтвержлал и фотоснимок. Несмотря
на это. летчику была выставлена
оценка... «плохо».

Бомбы. сброшенные гвардии млад-
шим лейтенантом Гутешашвили, по-
разили цель. Но одна из бомб имела
боковое отклонение. Поэтому выпол-
нение следовало признать только х0-
DOWEM, но никак не отличным, как
это слелал командир.

Неправильный, извращенный учет
знаний и боевой подготовлен-
ности отдельных военнослужащих
или целых подразделений  толь-
ко вводит в заблуждение, дДезо-
риентирует вышестоящее командова-
ние и весь личный состав.

Одинаково вредны для дела как
завышенные, Tak HW заниженные
оценки. ‘Первые =— успокаивают,
усыпляют менее подготовленных,
вторые — могут породить нездоро-
вые настроения у передовиков уче-
бы. Лавая заведомо неправильную
оценку своим подчиненным, коман-
лир допускает серьезную ошибку.

Ни в одном деле невозможно ус-
пешное движение вперед без реаль-
ного учета действительного положе-
ния pemel. Только правильный и
	течный анализ существующего дает
яеную перспективу, помогает уви-
деть то, что должно быть достигнуто
завтра.

Об’ективная оценка качества ус-
воения или отработки темы, упраж-
нения убедительно показывает всему
‚ личному составу подразделения или

части фактические. результаты. уче-

бы. А это в свою очередь позволяет
каждому военнослужащему  опреде-
лить, что ему следует закрепить и

что: должно быть им  восполнено в.

процессе дальнейшего совершенетво-
вания своих воинских знаний, свое-
го воинского мастерства.

Такие же «оценки», какие дал
руководитель полетов твардии капи-
тан Миловаков, только дезорганизуют
личный состав.

Установленная система оценок —
не только 10606 фиксации достигну-
THX результатов, HO вместе с тем

одно из наиболее эффективных.

средств мобилизации всего зичного
состава на лучшее выполнение сто-
ящих перед ним задач, Документа-
ция ло учету успеваемости, которую
веле  командир, — не техническая
формальность. а большое принцини-
альное дело. Выставить балл, дейст
вительно ‘соответствующий фактиче-
ским знаниям и навыкам, — это
значит пробудить у  подчиченных
стремление к более активной учебе,
соревнованию, при котором каждый
отстающий будет стараться  подтя-
нутьея до уровня передовиков. А это

обеспечит в конечном счете общий
под’ем. качества боевой и политиче-

ской подготовки личного состава.
Сейчас военные авиаторы ветупи-
ти в самый ответственный = лет-

ний — этап учебы, Справедливая.

оценка того, что нроиеходит каждый
день в классе, на полигоне, в возду-
хе, поможет определить эффектив-

ность тех методов, которые применя-.

лись в проведении занятий в осенне-
зимний период, и явится действен-

ным средством мобилизации личного.

состава на неуставное совершенетво-
вание теоретических знаний И боево-
то мастерства.
	распоряжение, ROPAAVa Bp Ee
полигон, время и место подачи технических
средств, время готовности связи, брови
представления плановых таблиц полета для
утверждения. Начальник питаба должен таке
же определить, кто из 670 офицеров и
начальников служб выделяется для контро-
ля за ходом предварительной подготовки,
кто, где и когда проводит занятия.

Опыт показывает, что если подготовеа K
	полетам осуществляется заблаговременно a
	продуманно, то полеты проходят организо-
‘ванно ‘и упражнения. отрабатываются Ha
высоком уровне. Основное внимание штаба
поэтому должно быть уделено контролю за
предварительной подготовкой и за прове-
дением практического тренажа летного со-
става в соответствии с характером предетоя-
	его задания. .

В одной авиачасти командир OTCTpa-
нил подразделение от полетов. Оказа-
лось, что некоторые летчики, главным обра-
зом из числа вновь прибывших, не сдали
зачетов на знание района полетов и ин-
струкции по эксплоатации зэродрома и по-
литона. Этот елучай свидетельствует о том,
что штаб не организовал настоящего дей-
ственното контроля, хотя это его прямая
		В другой части долгое время плохо обето-
яло дело co стрельбой по щитам. Вместо
тшательного анализа причин невыполнения
отдельными летчиками упражнений по
стрельбе и устранения этих недостатков
штаб пустил все на самотек. В результате
команлиры подразделений продолжали этим
	me летчикам планировать на каждый день.
	новые упражнения, которые, естественно,
не выполнялись. Зря затрачивалось время
и горючее. _

Бак же следует организовать и прово-
дить предварительную подготовку к поле-
там? Поделюсь нашим опытом.
	После отдачи мриказа и утверждения
плановых таблиц все офицеры зитаба и на-
чальники спепиальных служб направляются
в подразделения согласно ранее разработан-
ному плану. Начальник связи, начальник
воздушно-стрелковой. службы, штурман, а
также инженеры всех специальностей быва-
ют в каждой эскадрилье, в каждом звене.
Они проверяют, знают ли летчики условия
выполнения предстоящих упражнений, уме-
ют ли пользоваться теоретическими расче-
тами и работать на учебно-тренировочной
аппаратуре. Контролируя подготовку летно-
то состава, офицеры штаба и начальники
служб оказывают необходимую помощь
летчикам и командирам подразделений в
усвоении вопросов, отрабатываемых на
предварительной подготовке. Предвзритель-
	ная подготовка считается законченной толь-
ко после того, как командиры эскадрилий,
‘офицеры штаба, начальники специальных
служб доложат о готовности летчиков в
выполнению. поставленной задачи.
	‚ Работа штаба звизполка в летный день
‘организуется следующим образом. Началь-
ник штаба заранее назначает офицеров для
контроля за подачей на аэродром средетв
обеспечения, 3& своевременным началом
работ, связанных © подготовкой материаль-
ной части к полету, и 3a  предвари-
		С докладом о’ жизни и творческой дея“
тельности А; В. Александрова выступил тов.
Г. Поляновский. Он подробно охарактеризо-
вал основные направления творчества А. В,
Александрова, выдающегося советского ком».
позитора и дирижера.

— Народы Советского Союза, — сказал
докладчик, —— любят творчество А. В. Алек
сандрова за его высокую идейность, боль
ную художественную силу и подлинную
простоту, Талантливый композитор творил в
различных жанрах, но основным его призва»
нием была песня,
	Докладчик говорит, ‘что основанием тр9р*
чества А. В. Александрова является всесто+
роннее  и глубокое знание русского песенно-
го фольклора. Героическая история русского
народа, его славное настоящее вдохновляли
композитора на создание талантливых про-
извздений. А. В. Александрсв был пламена
ным патриотом социалистической Родины,
его глубоко волновали интересы и стремле-
ния советского народа. Лучигие песни Алок»я
сандрова пронизаны большим лирических
чувством, патриотизмом. Вот почему такие
его песни, как «Кантата о Сталине», «Свя-
щенная война» и другие, являются художе“
ственным выражением тех мыслей и Ha-
строений, которыми живет весь советский
народ. В песнях периода Великой Отечест-
венной войны композитор сумело воплотить
тверлую веру советских людей в правоту
своего дела, их непоколебимую уверенность
в победе,
	А В. Александров--автор музыки Гимна
	Советекого Союза... В мелодии гимна отраже-
	ны огромная гордость наших. людей за свою
прекрасную советскую Родину, безгранича
ная. любовь и преданность советского народа
великой партии Ленина-—Сталина,
	0 дирижерской и педагогической деятель.
	ности А. В. Александрова рассказал высту*
пивший на вечере профессор А. Светников,
	— Александр Васильевич Александров,
сочетал в себе замечательные качества ком
позитора, дирижера, педагога, певца и орга
низалора. По инициативе Александрова при
Московской консерватории был создан дири-
жереко-хоровой факультет. Ученики Алек»
сандрова работают сейчас во всех концах
Советского Союза.
	С взволнованной речью выступил на ве
чере один из авторов текста Гимна Совэт»
ского’ Союза лауреат Сталинской премия
поэт 0. Михалков. Он говорил 0 том огром=
ном творческом под’еме, который переживая
талантливый. композитор в момент создания
музыки. государетвенного гимна.
	В заключение вечера  Враснознаменный;
имени А. В. Александрова, ансамбль песни
и пляски Советской Армии дал большой кон
церт. Были исполнены лучшие песни компо-
зитора — «Кантата в Сталине», «Святов
ленинское знамя», «Священная война»,
«Этшелонная» и другие.
	Плакаты к Дню
воздушного флота
	№ Дню воздушного флота Государот
венное издательство выпускает новые пла“
каты, показывающие могущество советской
авиации И ее лучших людей.
	29-тысячным’ тиражом вышел из печати
красочно оформленный плакат. хуложника
Б. Мухина «Сталинские соколы». Ha
нем изображены ‘портреты одиннадцати
славных советских асов, Героев Советского
Союза, чьи имена вошли в историю Вели-
кой Отечественной войны.
	Сданы в печать два других плаката ху*
дожников В. Викторова. -—— «Летать Build
всех, дальше всех и быстрее всех» и В. №0-
	рецкого — «Да. ‘здравствует сталинская
авиация!» .
	Эти плакаты выйдут из иечати Б0-ты“
сячным тиражом.
	АП московские городские
соревнования авиамоделистов
	завтра, 10 июля, на летной площадке
Осоавиахима начнутся ХИ московские го
родские соревнования авиамоделистов. Из
состязания юные авиаконструкторы пред
ставят большое количество летающих авиз“
моделей сухопутных самолетов,  гидросае
молетов с бензиновыми и разиновыми м0-
торчиками, планеров и других летающих
аппаратов повейшей конструкций.
	Участники соревнований будут  оспарие
вать первенство столицы в дальности, ско-
рости, высоте и. прохолхительноети полета
	звиамоделей всех конструкций. Осоавизхи“
мовы, показавшие наивысшие  рэзульта“
ты в московских городских состязаниях,
примут участиз во Всесоюзных ‘соревнова“
ниях авиамоделистов.
		Летчини разведывают цели, корректируют огонь
	и yeas. Старший лейтенант Матюнин по-
дал команду:

— Orous!

Экипаж внимательно следил за целью.
Векоре около нее вспыхнули два разрыва.
Отметив на карте результат стрельбы,
тов. Матюнин по радио передал на землю
координаты разрывов.

Капитан Шабуров нанее разрывы на
планшет, быстро сделал поправки в своим
расчетным данным и сообщил их воррек-
тировшику.

После третьего зализ радист на команх-
ном пункте батареи а сообщение:
«Цель накрыт».

Экипаж наблюдал серию разрывов, на-
крывавших цель.

.— Ватарея «противника» поражена, —
передавал штурман на землю.

Сфототрафировав результаты работы
своей батареи, корректировщик взял RY pC
ва аэродром. Упражнение выполнено на
«отлично».

Спустя несколько минут лейтенанта
Вахитова сменяет летчик-истребитель дей-
тенант Кашкин. Он так же, как и преды-
дущие. летчики, во-время появился Has
вомандным пунктом батареи, получил 32-
дание, разыскал цель, сообщил. ее коорди-
наты на землю и отлично корректировал
отонв.
		Стазший
		лейтенант А. КАНУБРИНОВ. .
	Тетчики-корректировшики подразделения
майора Страфуна в годы Великой Отече-
ственной войны накопили богатый опыт
в корректировании артиллерийского огня,
Многие экипажи имели более чем по 209
боевых вылетов на корректировку. Опыт
военных лет оказался очень полезным в дни
мирчой учебы.

На-лнях летчики выполняли упражне-
ние по корректированию огня артиллерий-
ской батареи. Экипажи Героя Советского
Cow3a капитана Егорова, лейтенантов Мн-
ушна и Вахитова продемонстрировали
высокое мастерство. Они показали миня-
мальное время пребывания мад целью, ира-
_ Вильно выбирали маршрут, умело совер-
‚ шали противозенитный маневр, быстро п
_ четко передавали по радио команды на
зотиллерийский ВП.
	_..0 аэродрома поднялся «Ильюшин»,
пилотируемый лейтенантом  Вахитовым.
	Над командным пунктом артиллерийской
батареи он появился точно в назначенное
время.
® Через несколько минут к капитану Ша-
бурову, находившемуся на командном
_ пункте батареи, поступило сообщение a
‘результатах разведки: «В квадрате 0290—
- трехорудийная батарея «противника». В0р-
ректировщик указал координаты пели. .
- Батарея подготовилась к открытию огня.
Лейтенант Вахятов развернул самолет
_ так чтобы были хорошо видны разрывы

Планирование полетов, проведение пред-
варительной подготовки и контроль за ее
	ходом, организация и обеспечение практи-
	ческого  тренажа, проверка результатов
прехварительной подготовки -—— вот пример-
	ный перечень вопросов, которыми занимает-
	ся штаб в период подготовки к ‘полетам.
Планируя полеты, штаб обязан отдать
специальный приказ, указав в нем: начало,
конец и задачу полетов, фамилию руководи-
теля полетов и ередетва, выделяемые в его
	Яеное, тихое утро. Спит авиагарнизон,
Бодретвуют лишь часовые, Внезапно раз-
	‘дается пронзительный, завывающий рев си-
	рены —— сигнал «тревоги». Военный горо-
док вмиг оживает. Co всех сторон бегут
авиаторы. Сбор проходит быстро и органи-
зованно. о
Начинаются летно-тактические учения,

Командир знакомит личный состав с обста-
новкой и ставит задачу. Группа самолетов-

бомбартировщиков ° «противника» идет в
направлении пункта Н, Необходимо на
дальних подступах перехватить «противни-

Ба А В а Ч В
	ка» и предотвратить бомбардировку oxpa-
няемого об’екта.
	По сигналу е ВП в воздух быстро подни-
мазтея группа истребителей. Ее ведет ка-
нитаня  Соболевекий.  Бомбардировщиков
«противника» возглавляет старший лейте-
нант тов. Балоболов.

Низкая облачность. в восемь-девять бал-
лов усложняет обстановку как для сбора
группы, так и для ведения ориентировем.
Полет-поиек и воздушный. «бой» приходится
проводить за облаками, вне видимости зем-
ных ориентиров, ‘

дила с правым разворотом, увеличив CRO-
рость и разомкнув строй, чтобы  обезопа-
сить себя от зенитного огня немцев.
Следует сказать, что  противозенитный
маневр и уход от лучей прожекторов груп-
Пой как до подхода к цели, так и при уда-
	ИЗ ОПЫТА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Действия ночных бомбардировщинов
	потому, что в ночных полетах Не всегда
можно пользоваться картой, так.как экипаж
все время летит с потушенными огнями в
кабине, и только в крайнем случае зажи-
гается переносная лампа с металлическим
абажуром, и то всего на 10-—15 секунд.

Мы добивались, чтобы экипажи напа-
мять” знали расположение  радиосредетв,
средств 300,

Выполняя задание, ‘экипаж обязан быть
готовым в любую минуту связаться с руко-
водителем полета и доложить, где он нахо-
дится и что делает. Связь со станцией наве-
дения также должна быть бесперебойной.

Подготовка и контроль работы средств
30С облегчались тем, что они были приданы
нашему подразделению и находились в моем
оперативном подчинении. Шо своему
усмотрению я определял время работы
командира взвода 300 и всегда информиро-
вал его о характере полетов, чтобы он смог
во-время подготовить свои команды. Это
было удобно не только для меня, как штур-
‘мана подразделения, но й для всех наших
экипажей. Raman  стрелок-радиет лично
договаривалея о методах работы радиопелен-
татора. Блатодаря такой тесной связи
команда радиспелентаторов настолько изу-
чила и сработалась со стрелками-радистами,
что даже без позывных могла сказать, вто
у. нее запрамтивает пеленг,
	‚ Маршрут полета группой мы прокладыва-

ли © расчетом, чтобы он обеспечивал надеж-
ную ориентировку в воздухе и проходил в
стороне от пунктов, насыщенных зенитной
зртиллерией и истребительной авиацией
противника. Так, в 15 вм. от железнодо-
рожной станции находилось озеро. Его мы
избрали в качестве контрольного ориентира
для выхода на цель. Обратный гуть группы
проходил по другому маршруту, на котором
имелся хорошо заметный ориентир вблизи
нашего аэродрома.

Вылет был назначен на такое время,
чтобы группа смогла нереле.еть линию
фронта спуста 10 мин. после наступления
темноты. Это затрудняло немцам возмож-
ность быстро обнаружить нае, разгадать
	В дни Отечественной войны ночные  бом-
_бардировщики нашего подразделения в боль-
WHACTBeE случаев действовали одиночными
	экипажами. Применялись также и группо-
	вые вылеты. Обычно они производились
вечерами или на рассвете, так как с наету-
плением полной темноты, тем более в 0ез-
лунную ночь, вести группу очень трудно.
Практика показала, что успех каждого
боевого вылета ночью определяется прежде
всего степенью подготовленности экипажей.
	Подготовке к ночным действиям мы уде-
пяли самое серьезное внимание. Перед вы-
летом каждый экипаж подвергалея провер-
ке. И если выяснялось, что он недоста-
точно подготовлен к выполнению задания,
то ему давалось дополнительное время —
вылет такого экипажа планировался в по-
‘следнюю очередь, а то и совсем отменялся,
вмотря по обстановке и важности задачи.
	задача обычно ставилась экипажам по
меньшей мере за два часа до наступления
‘емпоты, — это в том случае, если полэты
будут совершаться одиночными самолетами.
При вылете группой на подготовку дава-
лось не меньше трех часов.
	Как организовывались подготовка и про-
зеление самих полетов, покажем на конк-
` ретных примерах. В 1945 году наше под-
разделение действовало в Восточной Прус-
син. Однажды перед нами была поставлена
`задача-—нанести ночной бомбардивочный
удар по разгрузочно-сортпровочной стан-
` ции, находившейся в 40—50 км. от линии
` фронта. До наступления темноты  остава-
лось 2—3 часа. Этого времени было вполне
достаточно для того, чтобы хорошо подгото-
виться к выполнению задания.
	Цель и маршрут летный состав. изучал
по картам крупного масштаба, фогосхемам
й данвым разведки. Вее ориентиры и их
характерные признаки, а также расположе-
ние самой станции летчики и штурманы
запоминали наизусть. Это позволяло им, не
тлядя на карту, точно ориентироваться на
маршруте и над об’ектом. Детальное изуче-
‘ние маршрута и ориентиров необходимо
		наши намерения и принять необходимые   лении от нее осуществляются увеличением
	меры, чтобы помещать вынолнить задачу.

После того как все было готово-и прове-
рено, группа бомбардировщиков  подня-
лась в воздух. Взлет производилея по 0д-
ному самолету, а сбор звеньев — п Rpy-
гу над аэродромом. Отрелки-радисты веду-
щих экипажей сразу же связались с на-
земной радиостанцией и co станцией на-
ведения, Ведомые же экипажи вели работу
на поделушивании. .

Управление групной осуществлялось по
радио. Вее команды ведущего передавались
открытым текстом, Экинажи летели, не
включая аэронавигационных огней, Линию
фронта группа прошла на высоте 2.000 мет-
ров и точно в намеченное время. Затем бом-
бардировщики взяли куре на контрольный
ориентир — озеро. 9т него звенья легли на
боевой куре, который вел прямо на запад.
Такой ‘курс был избран не случайно. При
полете на запад, когда еще не совсем пога-
сла вечерняя заря, железнодорожная стан-
ция и другие предметы просматривались
лучше, чем при полете в какую-либо дру-
гую сторону. При этом и ведомым экипажам
легче было держаться в строю, так как на
фоне освещенного закзтом горизонта они
хоротно видели идущие впереди них самоле-
ты. Противник же, наоборот, не мог быстро
различить самолеты, идущие на фоне темно-
то неба,
	При подходе к цели ведущий групны
передал по ралио: «Цель недалеко. Теснее
строй!». Затем была подана команда штур-
манам: «Открыть люки!». Понятно, что
днем такие команды не нужны, так как ве-
домые хорошо видят, что делает ведущий,
Ночью же эти распоряжения необходимы
для достижения согласованного и дружного
удара.

Вомбометание производилось прицельно.
Ho прицеливание делал только ведущий
экипаж, а ведомые сбрасывали бомбы по
его команде. Елва разлавалось в шлемофо-
нах «Бросай!»— ведомые включали элек-
троебрасытватели, и весь ‘бомбовый груз об-
	‘скорости по прямой. этот способ дает воз-
можность сохранить группе компактный

‘строй и выдержать направление. Изменение
курса или высоты строем осуществить

трудно, поскольку летчики в значительной

степени ослеплены и могут столк-

‘нуться в воздухе или отарваться от групты.
Одиночные же экипажи противозенитный
маневр и уход из лучей прожекторов совер-

шали с помощью изменения куреа и высо-

ты, увеличения скорости и скольжения.

Вогда наша группа возвращалась на свой

аэродром, было уже совсем темно, ‘и дер-
жаться в строю етало значительно труднее.

Поэтому, как только мы перелетели линию

фронта, командир ‘передал пэ радио: «За-

жечь аэронавигационные огни!». Это по-

могло летчикам ориентироваться во етрою.

Выход на эвой аэродром осуществлялея 10

PUK, a курс уточнялея по пеленгу. Запрос

последнего делал только ведущий, прини-

мали же все экипажи. На аэродром группа

прингла в полном составе и произвела посад-

уу по одному самолету.
	Утром станция была сфотографирована.
Результаты нашего. бомбометания оказались
ОТЛИЧНЫМИ. °
	В тех случаях, когда задача ставилась
поздно и нанести бомбовый удар группой
было трудно, действовали одиночные
экипажи. Так было, например, при вторже-
ний наших войск в Восточную Пруссию.
Командование приказало нам совершить на-
лет на одну железнодорожную станцию
противника,

Подготовка к одиночным полетам прово-
дилась с такой же тщательностью, каки
5 групповым. Маршрут и высота полета бы-
ли даны каждому экипажу различные. Wx
разность колебалаеь в пределах 150—200
метров. Делалось это для того, чтобы са-
молеты не могли столкнуться в воздухе.
Перелет линии Фронта совершалея на вы-
соте 1.800—2.000 метров. Подход к цели
производился с приглушенными моторами,

Для подавления прожекторов и зенитных
	рушивалея на цель. От об’евта группа ухоз  ] точек специально выпелялиеь два самолета.