2 августа 1347 г., № 180 (787).
	_ . СТАЛИНСКИЙ
	погла бомбометание осуществляется в
нижнем диапазоне средних высот (от 2.000
40 1.000 метров), учитываются большие из-
менения скорости и направления ветра —
даже на коротких участках маршрута.
Поэтому в горах наиболее целесообразно
псльзоваться прицелами-автоматами, позво-
ляющими учитывать ветер непосредственно
в районе пели.
	Выбор направления захода также произ-
водится, исходя из расположения возвы-
шенностей в районе цели. Так, при нахож-
дении цели на обратном скате или в долине
за скатом не всегда возможно во время
полета на боевом курее осуществлять ви-
зирование на точку прицеливания. Все за-
висит от крутизны ската (когда цель pac-
положена на нем), удаления об’екта от вер-
шины (если он находится в долине) и от
возвышенности, а также от высоты бомбо-
метания и скорости самолета, Если такой
выбор направления диктуется тактиче-
скими соображениями, то возможноеть при-
целивания преверяется с помошью про-
стейших вычислений. Вообще же направле-
ние захода целесообразно выбирать вдоль
долины, склона горы или же на переднем
екате.
	Б тех случаях, когда об’екты размеща-
ются в теснинах и Ушельях, необходимо
ограничивать прину боевого порядка при
бомбометании как со средних высот, так и
с пикирования или с малых высот. 0б’я-
сняетея это тем, что для большей вероят-
ности поражения ширина строя в основном
не должна превышать ширины цели. При
бомбометании в малых высот и с пикиро-
вания в долинах и теснинах, когда полет
протекает ниже окружающей возвышен*
ности, ширина строя должна обеспечивать
возможность ‘разворота се радиусом, мень-
им, чем расстояние от цели до наиболее
близких препятствий. Так, если ширина
ущелья, скажем, равна 100 метрам, то
ширина боевого порядка (в колонне звень-
ев) должна быть меньше 100’ метров.
	Конечно, обстановка и боевая задача
могут потребовать, чтобы бомбометание
выполнялось с пикирования и по целям,
находящимея в ущельях и теснинах, а
также тогда, когда высота сбрасывания
бомб или выхода из пикирования меньше
окружающих высот. Но это будет доступно

лишь специально подготовленным экила-
ам.
	Выше указывалось на быстрое измене-
ние метеорологической обстановки в горис-
THX районах. Цели часто могут быть за-
крыты сплошной облачностью. Еели мы
имеем дело с целями больших размеров
и притом на большом удаления от собет-
венных войск, то бомбометание вытолняет-
ся по расчету времени. В качестве ори-
ентиров в начале боевого пути могут быть
использованы возвьишенности, резко выде-
ляющиеся среди лругих и точно обозна-
		ченные на карте. Горные пики нередко
бывают выше облачности, закрывающей
долины и склоны гор. Понятно. что пики
	должны быть удалены от цели не больше
чем. на 10—15 километров.
	Из этого краткого обзора особенностей
выполнения бомбометания в горных усло-
BHAX мы видим, что маневр. выхода на
цель и прицеливание отличаются большой
сложностью, Несомненно, ‘что тут требуют-
сея специальная подготовка и основатель-
ная тренировка экипажей:
	Пзиент, полковник М. ТИХОНОВ.
	превщихк после ремонта снова вступил в
строй.

Командир авиатехнического подразделения
в специальном приказе отметил самоотвер-
женный поступок коммуниета ефрейтора, Са-
марина и рядовых Вершинина и Беляева
и об’явил им благодарность. Одновременно
командир подразделения возбудил ходатай-
ство о награждении отважных воинов цен-
ными подалками.

Воды войны, на одном из участь
в совотеко-горманского фронта, груп-
в Ш Шести самолетов - штурмови-
в WOT командованием старшего лейте-

нанта Суирнова имела задание разрушить
вАпознотопои ну ета вю ла бил»

с a

Aas горных условий, в особенности при
бомбометании с малых и средних высот,
большое значение имеют точный учет пре-
вышения над уровнем моря цели и окру-
	делезнодорольную станцию противника и
уничтожить два эшелона, обнаруженных
ту непосредственно перед налетом.

Подойдя к цели на высоте 1.500 vere
	противника и  жающих е О Е
ное ние оо. е ориентиров, а также определе-
	ние истинной высоты бомбометания.
Возьмем ‚ следующий пример. Пусть за-

Wwereven ox
	А Гай м
Алексан др ЖАРОВ

о т   ИЗ ИСТОРИИ ВОЗДУШНОГО ФЛОТА -
	Полет в Месиву
		7. СемБлесят пятф часов без nocaaku
	В сентябре 1934 года на самолете «Р-Д»
Громов, Спирин и Филин вовериили  бле-
	стящий перелет но замкнутому кругу. Они
	находились в воздухе без пополнения горю-
чим 75 часов, пролетав 6e3 посадки
12.411 км. Это достижение превышало
международный рекорд дальности по зам-
KHYTOMY Кругу,
	Размах крыла «Р-Д» равнялся 34 м. —=
на четыре метра превышал размах самого
крупного по тому времени английского
бомбардировщика «Стирлинг». Удлинение
— 13, при таком удлинении нелегко было
спроектировать и построить крыло.

На самолетах типа «Р-Д» Чкалов и Гро-
	  мов соверитили свои беспримерные в исто-
рии мировой авиации перелеты.
	Со всех сторон к Москве-столице,
Спеша на праздничный парад,
Летят серебряные ПТИЦЫ,

Пилоты гордые летят...

Глядит вперед и в лад машине.
Пилот поет о днях войны:

Москву прославили в Берлине
Стальные соколы страны!
	Наши самолеты
Подняты в высоты,
Крыльями колышут
Неба синеву.

В праздник для пилота
Выше нет почета,
Выше нет почета,

Чем полет в Москву.
	Родной простор в лучах сияет,
Шумят поля, шумят леса, —
Они в столицу посылают

Свои живые голоса.

Гудит мотор. Мотор рокочет:
Поклон лесов, поклон полей
Беси вождю, отважный летчик,
И сердцу Родины своей!
	В стране великой знает каждый
Советских асов имена,

Своей стальной воздушной стражей
Отчизна мирная сильна!...

Любовь страны, краса России —
Издалека видна Москва.

Горят знамена боевые

Ее большого торжества.
	1 авгтета.
	Мастера огня
делятся
своим опытом
	H-CRHH ABWATAPHH30H.
	(По телеграфу). В Нской гвардей-
	ской части состоялась конференция uo 06-
мену опытом воздушных стрельб и бомбо-
		0, груина олазалаеь над возвышен-
нолями, окружающими стамцию. Командир
решил произвести холостой заход, чтобы
получить возможность уточнить обстановку
и выбрать наивыгоднейшее ‚ направление
захода для бомбометания и обстрела цели.

(трший лейтенант еще при подготовке
полету учел, что одна возвышенность
(почти в 1.000 метров) расположена с юго-
запада ст станции, а вторая (высотой около
1.050 метров) — се сбверо-востока. Тов.

EN ES RR NS

данная высота бомбометания равна 1.000

метров, скорость самолета — 700 км/час,
бомба сбрасывается G хорошим балистиче-
ским качеством. Если в высоте сбрасывания

допущена ошибка в 100 метров, то откло-.

нение от цели составит 146 метров. При
той же скорости самолета и балистике
бомбы, но при заданной высоте бомбомета-
ния в 200 метров и ошибке в 20 метров

отклонение бомбы будет равняться. прибли-
зительно 100 метрам.

(инрнов выбрал заход с северо-запада. ©
разворотом ма 909 и в боевом порядке левого
пеибита, по одному самолету, группа mpons-
зла бомбомотание с пологого пикирования,
проложиз боевой путь вдоль лощины. Вла-
мларя Этому группа, выйдя из атаки, не
ииела перед собой высоких точек, что’ по-
BOTH произвести выход на высоте
300—400 метров. Таким образом ‘удалось
уменышить высоту ебрасывания бомб и 0б-
	‚ рела, повысив точность нопадания. Цель
`’(ыла поражена. Противник вынужден был
	приостановить переброску войск в районе
умзанной станции,

ют пример дает возможность отметить
их особенностей выполнения бомбометания
в горах, & также высказать некоторые тед-
	‚ ретические соображения относительно прие-
	ув при выходе на цель и прупеливамии.
	hora бомбометание ‘осуществляется с
млых высот с горизонтального нолета, а
(0 средних высот — с пикиоования, необ-
хдимо учитывать пересеченный ‘рельеф
увотности, сложность  метеорологических
условий и быстрое их изменение, а также
наличие восходящих и нисходящих токов
зизуха. Все это сильно ограничивает воз-
можности для подхода к цели ‘и бомбомета-
ния с бреющего полета. Этот способ может
успешно применяться лишь тогда, когха це-
ш расположены в птироких долинах или на
ирытых возвышенностях.
	В гористой местности подход к цели, как
травизо, выгодно производить со стороны
наиболее высокой точки, причем высота по-
пота зависит от обстановки. В некоторых
	‚шучаяА подход выполняется с незначитель-
	ным превышением, с учетом возможного
противодействия ПВО противника и влия-
вия потоков воздуха. После перевала вер-
шины делается разворот © расчетом про-
зладки боевого пути вдоль ската гор или
лины, Что касается ухода от пели, то
уедует стремиться к тому, чтобы в. на-
правлении его не было возвышенностей,
препятствующих выходу из пикирования.

Высота бомбометания (а также подхода
п ухода) определяется с учетом высоты ‘над
уровнем моря как цели, так и аэродрома
вылета. Если, например, аэродром вылета
превышает уровень моря на 500 метров, a
Цель — на 2.500 метров, то при высоте
(омбометалия в 500 метров высотомер
будет показывать 2.500 метров (без учета
ютальных поправок). Практикуется высоту
зародрома над уровнем моря устанавливать
на высотомере в момент вылета и весь
льнейший отсчет производить уже по от-
ношению к уровню моря. Для данного при-
№ера показание высотомера было бы равно
3.000 метров, м
	Н-СКИИ АВИАГАРНИЗОН, 1 августа. (По
телеграфу от наш. корр.). В адресе Н-ского
звизлехнического подразделения прибыл
очный груз -— цистерны с авиационным
®визином, В тот же день на станции была
ганизована перекачка горючего в автобен-
цистерны, Во время перелива внезапно
аторелея олин из беизозаправщиков. Огонь
	Отсюда вытекает, что в горных уеловиях
выгоднее пользоваться  радиовысотомо-
рами, отличающимися большой точностью
и не требующими поправок на превышение.
Нужно, однако, учитывать, что их показа-
ния пригодны лишь в том случае, если
район, над которым прокладывается боевой
путь, паходится строго на одном уровне с
	целью, иначе необхолимо вводить ноправку
на разных высотах.
	Нри выборе цели обязательно учиты-
вается ее расположение относительно своих
войск и направления ската. Так, если цель
находится вблизи и выше своих войск и Ha
одном с ним скате, то нельзя применять
Фугасные бомбы. Кроме опасности пораже-
ния при обвалах не исключено рикошети-
рование бомб. Это бывает тогда, когда ли-
ния боевого соприкосновения проходит
вдоль ската и боевого курса; прокладывае-
мого в направлении, близком к параллель-
ному ей (отклонение рикошетирующей
бомбы в свою сторону), а также, когла ли-
ния фронта отличается извилистым очерта-
нием, Поэтому при расположении своих
войск на одном скате и ниже об’екта бом-
бометания не следует выбирать направле-
ние захода вдоль ската — даже при бомбо-
метании осколочными и зажигательными
бомбами.
	Рикошетирование бомб имеет большое
значение в гористой местности, когда про-
изводится бомбометание и с малых, и со
средних, и даже с больших высот. Как из-
вестно, рикошетирование возможно Torga,
когда между касательной к траектории бом-

бы в точке падения и перпендикуляром к
плоскости цели образуетея утол, больший
чем 80 градусов. Этот угол часто достигает
‘указанной величины, когда цель располо-
жена на обратном скате большой крутизны

(скат совпадает с направлением боевого
пути). ;
	В особенностям бомбометания с больших
и средних высот необходимо отнеети
также то, что здесь влияние уменьшения
плотности воздуха значительно более замет-
но, чем для малых высот. Обычно бали-
стические таблицы рассчитываются для
стандартной атмосферы и с учетом располо-
жения точки падения бомбы на высоте
уровня моря. Поправку на уменьшение
плотностн воздуха можно учесть, увеличи-
вая угол прицеливания или устанавливая
на прицелах-автоматах исправленные бали-
стические данные (время падения и угол
отставания). Для целей, расположенных на
высоте от 1.000 до 4.000 метров нах
уровнем моря, и высот бомбометания так-
же в пределах следует угол прицеливания
увеличивать на 0.50.
	САМООТВЕРЖЕННЫЙ ПОСТУПОК ЕФРЕЙТОРА САМАРИНА

каждутю секунду мог переброситьея на ци-
стерны.

Смелость и находчивость проявил ефрей-
тор Василий Самарин. Увидев пламя, он тот-
чае же с помощью часовых солдат Верши-
нина и Беляева вытащил нгтанг из цистер-
ны и закрыл горловину. По его’ сигналу
прибыл дежурный пожарный поезд. Пожар,
который грозил большими бедствиями, был
быстро ликвидирован. Обгоревиий бензоза-
	0. По СталинсКому маршрушу
	20 июня 1936 г. Чкалов, Байдуков и
Беляков начали свой героический перелет
но трудному маршруту: Москва — Земля
Франца-Иосифа —— ‘Северная Земля —
бухта Тикеи — Петронавловек-на-амчать
ке, назвав его «Сталинским MaplipyTOM>.
	„Самолет, на фюзеляже которого выведе-
ны слова «Сталинский маршрут», ©
беестрашиюй чкаловской тройкой находился
в воздухе: 56 часов 20 минут. Было пройдено
9.374 км., из них 8.774 км. по заданному
маршруту и 600 км. в обход пиклона в
районе Северной Земли и Охотского моря,
	Этот перелет явилея прекрасной трени-
	ровкой к полету через Северный полюе—в
	Северную Америку, который Чкалов, Бай:
дуков и Беляков успешно совершили через
год.
	высоту 11.294 м., завоевав нашей стране
нервый международный рекорд. Коккинаки
на 1.009 м. превысил рекорд французского
летчика Синъернна, установленный пм в
1932 году.

3 августа этого же года Коккинаки уве-
личивает свой же рекорд, достигнув высоты
12.816 м. Велех за ним летчик Алексеев на
самолете «ПАГИ-40» поднял полезный груз
в 1.000 кг. на высоту 12.695 м.

7 сентября В. Коккинаки на «ИЕБ-26»
побил еще один международный рекорд,
подняв на высоту 11.105 м. грузв 2.000
кг. 28 октября летчик А. Юмашев достиг
высоты 8.980 м. на тяжелом четырехмотот-
	ном самолете «ЦАГИ-6» с полезным грузом.
	в 0.000 кг. 11 ноября М. Нюхтиюв и
	М. Чипкин подняли полезный труз в
	10.000 кг. на высоту 7.032 м., з 20 нояб-
ря онш достигли высоты 4.535 м., имея на
борту огромный груз в 13000 Br.
	В первых числах июня 1936 года в пере-
рыве между заседаниями ЦА ВКП(б) лет-
чик-испытатель Чкалов и его друзья бесе-
довали е товарищем Сталиным о возможно-
сти перелета на Северней полтюе.
	Товарищ Сталин тогда пгутливо заметил:
	— Зачем летать на Северный полюс. Дет-
чикам все кажется нестрашным — риско-
вать привыкли. Зачем рисковать без Ha-
добности,
	оатем уже серьезным тоном он об’яенил,
что условия полета у Северном полюса
мало изучены. Наш Союз необ’ятен. Летай-
те через нашу территорию.

— Вот вам маршрут для полета: Москва
— Петропавловск-на-Камчатке, — закон-
чил Иосиф Виссарионович.
	Перед советскими летчиками стояла зада-
ча: поднять потолок наших самолетов, ов-
ладеть высотными полетами. Начиная с
1936 года, наши славные авиаторы успеш-
но штурмуют высоту, устанавливают новые
вылающиеся хостижения.
	Олним из первых летчиков, поднявшихея
в стратосферу, был Владимир Коккинаки.
21 ноября 1935 г. он достиг высоты
14.575. м., на 142 м. выше международно-
го рекорда, установленного итальянским
летчиком Донати. Но это достижение не
было зафиксировано в качестве рекорда, так
kar CCCP до 1936 г. не состоял членом
PAH.
	На следующий год В. Коккинаки и дру-
гие летчики совершили серию высотных
полетов. 17 июля 1936 года Коккинаки на
транепортном  двухмоторном  моноплане
«ПИБ-26» конструкции Ильющина с ком-
мерческим грузом в 500 кг. полнялея на
	9. Bbicomnbie noaembi
		Прославленные летчики части Герои Co-
	ветекого (Союза Фомин, Богланов. Гарин.
	летчики Иванов, Шевченко. Тушев. Фомен-
	ко и другие поделились с участниками кон-
ференции опытом меткой стрельбы по на-
	земным и воздушным целям, расеказали о
	том, как ортанизована воздушно-стрелковая
подготовка в их подразделениях.
	C интересом было прослушано выступле-
> заместителя команлира  эекалрильи.
	ние заместителя командира  эскалрильн
гвардии лейтенанта Зарезова. В этом пот.
	разделении комайлиры звеньев’ на специ-
	альных  Тренажерах и макетах обучают
летчиков  прицеливанию, определению ра-
курсов и дистанции до нели. Прежде чем
допустить летчика к самостоятельным по-
летам на стрельбу, он должен пройти тре-
нировку в классе и на тренажной площад-
ке. Метод обучения показом дает отличные
результатье,
	Иичным опытом соверитенетвования ог.
	невого мастерства поделился и гвардии лей-
тенант Ивахно. ‚Он сказал:

— На личном опыте я убедилея, что
‘тренироваться в стрельбе нужно система-
тически и последовательно. Ежедневно в
течение 30 — 40 минут я повторяю прие-
мы прицеливания. Только такая трениров-
ка дает уверенность в точности своих дей-
CTBHI.

Конференция принесла и пользу
летному составу.

Гвардии старший лейтенант

ЛД. КАМЕНКОВИЧ.

10. Через Северный полюс в Америку
	11. за одни сушКи
	„вестник воздушисго блота“ № 8
	Перелететь через Северный полюс, про-
ложить кратчайший путь из Востечного
	полушария в Запалное. — лавниигняя меч-  .
	та величайших умов человечества, завет-
HOG ‘стремление лучших летчиков мира.
	И только советеким людям впервые
удалось о›осуществить эту мечту. Фишь.
сталинским  соколам оказалась по плечу
эта задача. В 1937 толу они вписали в
историю мировой авиации золотые стра-
ницы невиданных побед.
	Еще не емолкли овации в честь тран-
диозной воздушной экспедиции на Север-
НЫЙ  Нолюс. а уже весь мир с затаенным
дыханием следил за новым событием
— гигантеким перелетом‘ сталинских ¢0-
колов из Европы в Америку. Советское
правительство сделало все для того, что-
бы этот перелет был еовершен успенгно.
Могучая авиационная промышленность,
созданная в годы сталинских пятилеток,
дала прекрасные образцы самолетов; боль-
Wad сеть полярных станний, и среди них
станция «Северный полюс», во многом
помогли обеспечить трассу точными мете-
орологическими данными. И, наконец, по-
двиг совершали люди сталинской эпохи,
замечательные соколы нашей Родины,
способные преодолеть любые трудности в
достижении поставленной пели.
	На рассвете 18 июня 1937 года на
Шелковском аэродроме в ожидании старта
	стоял краевокрылый самолет, на фюзеля-
	же которого было написано: «Оталинекий
маршрут». 0тважные сыны нашей Роди-
ны Чкалов,  Байдуков и Беляков уве-
ренно подняли эту машину в воздух и
повели ее через Северный полюс в Аме-
рику. Бесстрашных летчиков He останав-
	Напг Дальний Восток не так уже далек.
	Это наглядно подтвердили сталинские со-
колы;

«...Товариш Сталин нам сказал:  «Сле-
	тайте на Дальний Восток, за одни сутки».
Мы сели и слетали»,—так говорил В. Вок-
кинаки после завершения = беспосадочного
перелета из Москвы в район Владивостока.

27 июня 1938 г. двухмоторный самолет
«Москва» под управлением летчиков
В. Коккинаки и А. Бряндинского поднялся
в воздух и лег курсом на восток.
	Через 24 часа 36 минут экипаж блато-
получно совершил посадку на аэродроме
г. Спасска, в районе Владивостока. Исправ-
ная машина имела в баках еще 500 кг.
бензина. Позади остались 7.600 км. труд-
ного ПУТИ.
	Вышел в свет восьмой номер жур-
нала «Вестник воздушного флота». Журнал
открывается передовой статьей генерал-
полковника авиации Il. Жигарева. «День
воздушного флота». В отмоле «Тактика»
напечатаны статьи: Героа Советекого: Союза
майора С. Львова «Прикоыгие истребите-
лями ударной авиании вал морем», майора
H. Mycatoro «Поддержка танков иетурмови-
ками при прорыве обороны противника» и
старшего лейтенанта А. Красного «Оные
ВоЗдУИНоЙй разведки ва истуебителе».
	Отдел «Боевая полротовка» представлен
статьями: майора В. Кириллова — «Бомбо-
метание в сложных метеорологических уело-
виях», гвардии подполковника С. Аистова—
«Подготовка летного дня и проведение по-
летов истребителей», гвардии — майора
И. Вигдорова — «Сравнение различных ме-
толов прицеливания в возлушном бою» и
	ливали Ни Цивлоны, ветречавигиеея на
трудном и далеком пути, ни обледенение.
Через 63 часа 25 минут 20 июня 1937
‘Toda камолет благополучно приземлилея в
‚Северной Америке на аэродроме Ванкувер,
близ Портланда. Это был день завершения
беспримерного в истории перелета. Совет-
скпе летчики покрыли свыше 19 тысяч
километров воздушного пути.
	Не прошло и месяца после этого тич_
гантекого прыжка из Москвы в Северную.
	Америку, как весь мир снова следил за
вторым трансполярным перелетом  еовет-
ских летчиков.
	Утром 12 июля 1937 тода краснокрые-
лый самолет, на борту которого находил-
ся Герой Советского Союза Громов, второй
` летчик Юмашев и штурман Данилин,
Стартовал с бетонной дорожки подмосков-
ного Щелковского аэродрома и взял курс
на север.

Метеорологическая обстановка, в отли-
чие от перелета Чкалова. благоптиятетво-
	вала полету отважных пилотов. Mamma, 1
	управляемая  Громовым, старейшим лет-
чиком нашей страны, уверенно прокладыва=
ла путБ.
	Через 62 часа 17 минут самолет фини=
	пгировал: на аэродроме Сан-Джасинто (Кали-
форния), хотя в баках имелся еше запас
бензина.

Прекрасный моноплан прошел по пря-
мой 10.200 километров, установив новый
мировой рекорт дальности полета.

Весь мир восхищалея мужеством и от
вагой советских летчиков.
	Трасса перелета проходила по  малоис-

следованной местности, над безлюдной тунд-
рой, необитаемой тайгой и горами, в CTODO-
не от воздушных линий Аэрофлота, чем
затруднялась ориентировка. Бряндинский
‚вел самолет по ортодромии. Только на’ про-
тяжении 1.000 км. экипаж видел землю.
Весь остальной путь проходил в облаках и
над ними. Значительное время экипаж
пользовалеля кислородными приборами.

0 Товариш Сталин моздравил летчиков,
вписавших новую замечательную страницу
в историю советской и мировой авиации,

Обратный путь летчики совершили на
Этом же самолете с одной посадкой в г. Но=
восибирске. \
		ee el i За № < дц -

ПЕБО СТОЛИЦЫ

{а Красной Пресне в одном из завод-

X клубов готовят выставку к 800-ле-]

› Москвы.

Юмсомолка, которой поручено организо-
ь раздел «Герои боев за родную столи-
‚ взволнованно убеждает кого-то по те-
ОНУ:

— Чо значит, портрета Григорьева не
и? Даже и слушать не хочу об этом!
ACCEDANBILUCH, она с треском вешает
бку и апеллирует к невольным‘ свиде-
iM се разговора: №

— Вы понимаете, летчик
тв московском небе 17 самолетов. Как
Можно обойтиет без его портрета на на-

Григорьев

ствием Европой  реял
миф о непобедимости

немецкой = авиации.
Мифу малодушно ны очень многие в
Западной Европе и Америке, полагавшие,
что нет заслона, который мог бы  предот-
вратить воздушные налеты, прелуемотрен-
ные фапиетекими захватническими плана-
ми

Героическая стойкость советских летчиков
парализовала эшелонированные воздушные
налеты ‘немцев на Москву. В битве под
Москвой советская авиация в прах развея-
ла миф о непобедимости гитлеровской авиа-
ции, Небо Москвы оказалось неприступным
для немецких самолетов, а воздушные под-
ступы к нащей столице стали последним,
смертельным рубежом’ для ‘сотен немецких
авиаторов.
	‚ Мсквичой и веех советоких людей к дооле-
ным советским воинам. разгромившим
	НЫм советским воинам, разгромившим
фашистов на подступах к Москве.
	Эакономерно, что на десятках выставок,
приуроченных к 800-летнему юбилею сто-
лицы, рядом с портретами знатных. москви-
Чей, прославивших родной город стаханов-
CKIM трудом, научными достижениями, ра-
отоЙ на столичных новостройках, мы Уви-
им портреты защитников Москвы — авто-
Матчиков, танкистов, зенитчиков и, конеч-
H0, летчиков, прославивших себя в небе
липы!
	16бо Москвы! Как нрекрасио и лучезарно
010, простёриее свой бирюзовый шатер над
Чамым светлым городом мира! Солнечное и
Звездное, днем и ночью озаряет оно величе-
отВенную созилательную работу москвичей.
	Небо Москвы! Ровно шесть лет назад В
HEN завязывались горячие многоярусные
вдушные бои сталинских авиаторов с Фа-
Шиетокими пиратами. Гитлер посылал Па
обкву отборнейшие эскадрильи своих асов,
опьяненных легкими победами в небе
оветри и Парижа, Афин и’ Роттердама.
Феди иетловших обломков любого сбитого
под Москвой вражеского самолета мы в изо-
мии находили скрючившиеся в огне же-
иные кресты и ордена, ибо ма Москву
ITAA геринговские выкормыши с большим
тазбойничьих стажем. Это были месяцы,
Вода над потряселной гитлеровским наше-
	В небе Москвы покрыл евое имя неувя-
даемой славой питомец ленинеко-сталин-
ского комсомола Виктор Талалихин, воскре-
сивший и приумноживший славу русского
воздушного тарана. В небе Москвы Герои
Советского Союза Иван Калабушкин, Иван
Титенков, Алексей Ватрич и десятки их
боевых соратников испепелили отборнуто
немецкую эскадру «Мельдере», одну из тех,
на которые Геринг возложил варварекую
задачу разрушения нашей столицы с возду-
ха. В небе Москвы получали бое-
вое крещение многие из той славной плея-
ды сталинских соколов, которая внослед-
ствии обессмертила бебя замечательными
подвигами в небе Берлина,

..Я не знаю, тле была в дни боев за
Москву комсомолка из краснопресненекого
клуба, но уверен, что ей, молодой москвич-
ке, как и десяткам её земляков, из этих
дней наиболее памятен день первого военно-
	го праздника Октября.
	емники наши братья и сестры в родных
	мостах, временно захваченных врагом.
	— Говорит Сталин!
	Мне довелось видеть в капитулировав-
шем Берлине, как из подземного тайника
вблизи разруптенного здания виперской оне-
ры вытащили грязного, потерявшего чело-
веческий облик летчика Курта Даймлера.
Он быт награжден крестом за участие в оне-
рации по бомбежке Большого театра. Этот
крест пошел на утиль, а колоннала Воль-
	шого театра попрежнему горло высится
	В центре пгумной площади имени Свердлова.
	десятки пассажирских самолетов из Игар-
	ки и Ашхабада, Хабаровска и Еревана, из
самых отдаленных уголков нашей необ’ят-
ной Родины ежедневно реют в небе Москвы.

Небо Москвы! Из года, в год в августе, pa-
достном месяце золотого урожая, происхо-
дят в небе столицы традиционные воздуш-
ные праздники-—слютры боевого могущества,
сталинского воздуненого флота.

Завтра — праздник. Рокот сотен самоле-
	Тов’ различных конетрукций и различных
	значений прозвенит над ликующей  столи-
цей прекрасной песней в честь крылатых
храбрецов, оберегающих мирный труд наше-
го Отечества. Родной Сталин обратит свой
В30р в небо Москвы, чтобы полтобоватьея
мастерством и удалью выпестованных им
авиаторов, которых народ ласково назвал
светлым именем вождя. Многие из них
помнят хмурое небо Hay затемненной
прифронтовой Москвой. Многие из них лич-
но участвовали в воздушной битве за
Москву, которая обошлась немцам в полто-
ры тысячи самолетов. Й для них воздуш-
ный праздник будет особенно значительным,
особенно знаменательным: он происходит
на 30-м году существования социалистиче-
ского государства, накануне 800-летия
любимой столицы.

Над молодеютщей древней Москвой проне-
CYTCH смелые сыны советского народа.
Сталин дал невиданный размах их могучим
крыльям. Они увидят многовековые золотые
купола Кремля и сверкающий питиль Хим-
кинекого речного ‘вокзала-—замечательного
сооружения наших лет. Их будут провожать
восхищенные взгляды сотен тысяч мос-
квичей.

Матери и отцы, высоко на руках подни-
мая над головами ребятишек, скажут им:

— Смотрите, дети, в лучезарное небо
Москвы! Под его чистым куполом летают те,
КТО отстоял ваше счастливое . дететво, кто
охраняет его сейчас. кто носит почетное, в
	‚Нашей стране имя сталинских соколов!
		На фронте воины в снегу, под осколками
вражеских снарядов ползли к передовым
ценям сражавитихся чалтей, чтобы сообщить
товарищам эту радостную весть. Ралиоволны
и провода разнесли по миру вещие слова,
ставшие лозунгом Великой Отечественной
войны советского народа:

— Смерть немецким оккупантам!

В 5 часов вечера над столицей прозвучал
сигнал воздушной тревоги. 250 немецких
самолетов эшелонами шли к Москве, Без
двадцати семь был дан отбой. Ни один вра-
жеский самолет не прорвался в Москве.
Это была заслуга тех, о ком великий Сталин
тогда сказал:

«Наша авиация по качеству превосходит.
немецкую авиацию, а наши славные летчи-
ки покрыли себя славой бесстрашных бой-
ов».

В этих словах советекие авиаторы уви-
дели очертания грядущих побед и услыша-
ли гром наступательных боев. Вооруженных
Сил. Советского Союза, В эти часы молодые.
летчики-истребители Заболотный, Шуми-
лов. Ватрич, Гальченко, Котельников, Ce-
менов, Митюшин и их товарищи сбили в
вечернем подмосковном небе более двух де-
CATROB немецких бомбардировщиков. На
утро их победы умножили Митрофанов, Гай-
дамажа, Супрун, Найденко: они не допуети-
ли фашистских налетчиков к столице, где
на Красной площади, чеканя шаг, твер-
дой поступью проходили в парадном строю
сталинские полки.

И векоре наш народ с радостью узнал о
высоких наградах, которыми советское пра-
вительство отметило храбрых истребителей,
участников воздутных боев под Москвой в
незабываемые дни первого военного Октяб-
ря. Отважнейшие из них стали Героями Со-
ветского (Сотоза.

Враги хотели разрупеть столицу. Когла
в один из первых налетов бомба повредила
здание Большого театра, немцы раструбили
на весь мир 0 блестящем «подвиге» своих
летчиков, «разрушивших» лучший театр
Москвы. Десятки немецких бомбардировоч-
ных экипажей яростно оспаривали друг у

друга честь этой «победы»,
	старшего лейтенанта _ А. Бразовекого —
«Руководитель занятий».
	В отделе «Техника п экснлоатация»
опубликованы статьи: канлидата техниче-
ских наук инженер-поднолковника В. Бо-
лотникова — «Влияние больших скоростей
на аэродинамические силы», инженер-майо-
ра В. Шульгина—«0 неравномерной выра-
ботке горючего из крыльевых баков» и ста-
тья инженер-полковника В. Седова «Опыт
инженерного обеспечения ночных полетов».
	Б разделе «Веинское воспитание» поме-
щена статья майора Е. Петрова «Жить и
учитьея по уставу».
	Ь. отделе «Вритика и библиография»
даны рецензии Ha книги «Как получить
наилучшие летные данные на самолете
«Як» и «Авиационная методология».
	Немецкие полчища рвались к Москве.
Гитлеровское радио вопило о предстоящем
параде фашистских войск на Красной пло-
шади. Суров был этот праздничный день.
Не за пиршеетвенным столом, а на линии
огня ветречали заветный праздник совет-
ские люди. И к ним в этот день донеслось
сталинское слово. Его услышал запорошен-
ный ранним снегом передний край, близко
отетоявший о” Москвы. Его услышали не-
об’ятные просторы нашего гигаятекого ты-
та. Рго усьшиали через потайные радиопри-