6 августа 1947 г., № 183 (790),
	` НА СПАРТАКИАДЕ
столичного OKPYTA
	Д августа в Лефортове состоялось открыз
тие 16-й летней спартакиады Московокть
военного округа. Флаг соревнований поди,
ли лучшие спортемены округа: представи.
тели команды авиаторов — заслуженный
мастер спорта CCCP лейтенант Кузнецов х
мастер спорта капитан Иржевальский,

В спартакиаде, которая  продлитя \
дней, принимают участие сборные команду
частей и соединений, училищ и академий,
Среди участников —— много авиаторов,

В соревнованиях по гранатометанию бас.
стящего результата добился штурман boy.
бардировочной авиации капитан Федор Шла»

щинекий (часть, где начальником физич
ской подготовки старший лейтенант Ку.
хели). В финале он показал результат 7].

метр 40 сантиметров. Это несколько мент.

ше окружного рекорда, принадлежавшего.

калитану Антиньеву. Судейская коллеги)

разрешила капитану Плащинскому сделать
еще 3 броска на побитие рекорда. Bee my
попытки были удачными, Лучший резуль.
‚тат Плацинекого—73 метра 63 сантиметра,
т. е. почти на два метра больше рекорда
МВО. Второе место завоевало канитан Ан.
THIBER.

В первом же забеге oacradern 4X 100
команда авиачасти, где начальником физл-
ческой подготовки лейтенант Злодырвв, поз,
била окружной рекорд (46,2 сек.). Ее вре
мя — 45,2 сек. Но рекорд продержалея не-
долго. Спортемены военного факультем
Института физической культуры имени
Оталина пробежали на 0,1 сек, быстрее,

Унорная борьба происходила в забеге на
дистанцию 5.000 метров. Здесь встретились
сильнейшие соперники Пржевальский к
Ванин. Они показали одинаковое время -
14 минут 50,8 секунды. Первое место приз
суждено Ванину, так как он`на грудь ones
редил Пржевальского.

Следует отметить успех молодых слое.
‚сменов авиационной части, где начальнике

физической подготовки старший лейтенант
Крихели. Команда этой части в эстафеть

4Ж100 показала хорошее время — 486)

секунды —- и завоевала первое место в с
	ей группе. В составе команды бежали каг *
			тан Плащинекий, старший лейтенант Тем
кин, лейтенант Обух, старшина Кукщинов:

Вчера соревнования продолжались одно
временно на нескольких спортивных ld

щадках и в бассейне, Проведена большая

шведская эстафета (800- -400--200--10%

метров). Команда части, тде начальником -

физической подготовки лейтенант Злодырев,

выступавшая в составе капитана Пржеваль-
ского, лейтенанта Кузнецова, старшего тех

ника-лейтенанта Агаекова и старшины Cox
ловьева, закончила эстафету первой. Le pe
зультат — 3 минуты 30,2 секунды — зна
чительно лучше окружного рекорда,

Большой успех во второй день copes

ваний выпал на долю старшего сержанм
Алексеева (Военно-воздушная инженерная
академия им. Н. Е. Жуковского). Тов. Алек:
сеев занял два первых места. Он бросил
диск на 40 метров 40 сантиметров и тодк-
нул ядро на 12 метров 66 сантиметров,

Интересно, что капитан Плащинский также

показал неплохой результат в толкании яд
pa — 11 метров 40 сантиметров,

Футболисты-авизторы команды, где ка
питаном старшина Демин, выиграли матчу
спортеменов-артиллеристов. Счет 3:9.(
разгромным счетом 67: 11 одержали побе-
ду баскетболисты-авиаторы команды, капи-
таном которой лейтенант Степанян, Они вы
играли у спортеменов-танкистов,

Вчера же состоялись соревнования вело
синедистов. Гонку на 25 километров из 1
рожных машинах выиграл старший техник
	лейтенант Шиловский (Н-ская, авиачаеть): /
		Его время — 44 минуты 38 секунд,

В соревнованиях по плаванию на дистан*
цию 100 метров вольным стилем предм:
витель команды авиаторов старший ср
жант Володяжный занял второе место с хо
рошим временем — 1 минута 6.6 секущы,
	Соревнование сильнейших
спортеменов РОФОР
	Начавшийся в Москве финал летней
спартакиады РСФСР, в котором принимают
Участие около четырех тысяч сильнейших
спортсменов Российской Федерации, —
выдающееся событие в спортивной жизни
нашей страны. Ему предшествовали три
тура соревнований, проведенных в
краях, областях, автономных республика
й крупнейших городах РСФСР и подо
жавшихея почти два месяца.

Много способной спортивной молодежи
выдвинулось по ходу соревнований №
самой гущи масс. Наиболее талантливые
	и сильные сепортемены приехали в Москву,
	чтобы принять участие в заключительном
этапе спартакиады. Среди них — легю-
атлеты,  штангисты, борцы,  бокееры,
пловцы, Футболисты, стрелки. . велосиие-
дисты, городошники, баскетболисты, кото.
рые будут оспариваль звание чемпионов
Российской Федерации.

4-го на столичном стадионе «Динамо»
в торжественной обстановке ‚был ноднят
Флаг соревнований. Десятки тысяч зрите-
лей, заполнивших трибуны, е интересом
	наблюдали за ходом борьбы, которая р8з-
	горелась у бегунов, метателей, прыгунов,
разыгрывавитих. финалы. Е
Бег на 100 метров выиграл предетавие
	За тв

тель Московской области В. Тарелкин. Иго
	время —— 11,1 сек.
Прыжки в высоту е разбега выйграла
	спортеменка Приморского края Г. Ганекер,
	ЗК. камео ХА ЛА, РБ еее ЛЫ

Ве результат — 1м. 60 CM.

Ленинградский легкоатлет Г. Лукьянов
метнул копье на 57 м. 98 см.

Выше всех прыгнул с шестом В. Тиби:
	Нин . (Ростов-на-Дону). Он взял высоту
	se

ом. 70 см.
Бег на 5.000 м. выиграл представитель

Хабаровекого края Н. Попов со временем
15 мин. 22 сек. Ве эти епортемены
	завоевали звание чемпионов РСФСР.
	Сослоялиеь две полуфинальные игры
	В Пет Е.

на «Кубок РСФСР» по футболу. В перво
матче встретились команды Хабаровска и
	КЕТЬ ВИРА ДСО о

ae ND
Молотова. Со счетом 2:1 победу одержали
хабаровцы. Второй полуфинальный мат
был разыгран между футбольными KOI-
ективами Сталинграда и  Влалимира,
	ов. 60. счетом 3:2.
В упорной борьбе протекала у велосипе-
	дистов шоссейная гонка на 100 километров,
	ИЕ Пе Ч ПРЕ ЧС
Победа и звание чемпиона спартакиады 38*
воевал: Г. Cenefnarnrn (Cnanrdacac\
	вал 1. Серебряков (Свердловск).
Соревнования продолжатся до 8 авгуеты
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
		. КАН ОБЕСПЕЧИВАЛСЯ
’ ЛЕВЫЙ ДЕНЬ
	Авиационной части, которую мы обелу-
живаем, предстояло выполнить ответетвен-
ную задачу — провести летно-тактическое
учение. Из полка получено техническое
расписание -— заявка на обеснечение поле-
		^^^о\ На темы летней учебы “

Представитель авиатехнического
подразделения на полетах
	Предетоял напряженный день -—
истребительный авиаполк должен
был завтра’ летать в полном боевом
составе. Накануне штаб авиатехни-
ческого ‘подразделения под руковод-
ством командира майора Сапегина со-
ставил подробный план обеспечения
полетов. Начальники отделов и
служб ‘благодаря плану твердо зна-
ли, чт требовалось ‘от них и их
подчиненных в этот болыйой летный
День.
	По-деловому, вдумчиво и нетороп-
диво подошел майор Сапегин к вы-
бору кандидатуры ответственного де-
Журного по материально-техническо-
му обеспечению полетов. Таким де-
журным командир назначил офицера
Кравченко. В, своем выборе майор не
ошибся: тов. Кравченко — pacropor-
ный и толковый офицер, много лет.
посвятивший службе в частях авиа-
ционного тыла и хорошо знающий
свое дело.
	Весь день истребители были в воз-
духе. Находясь все время вместе с
руководителем  полегшв на старте,
офицер Кравченко знал нужды и за-
просы летающих подразделений и
быстро принимал меры к их уддвлет-
ворению. Он во-время замечал недо-
статки в обслуживании и сразу же
устранял их. Благодаря заботам де-
журного заправка и зарядка еамоле-
тов проходили без задержек. Точно в
назначенный час на аэродром доста-
влялаеь пища для летчиков и техни-
ков. Хотя в течение дня четыре раза
изменялось направление ‘ветра, но
всякий раз старт быстро перевозилея
с одного края аэродрома на: другой.

Летный день авиаторы провели
успешно. B rom, что труженикы
авиационного тыла получили выео-
кую оценку своей работы от коман-
дира летной части, -— немалая 3a-
слуга и офицера Кравченко.
	Дежурный по материально-техни-
ческому обеспечению полетов =— от-
ветственное лицо. Обычно он — ру-
ководящий и авторитетный офицер
тылового подразделения, обслужива-
ющего летную часть. Еще во время
Великой Отечественной войны в пе-
редовых батальонах аэродромного об-
служивания стали выделять ответет-
венных дежурных — представителей
BAO на старте. В их задачу входило
оперативно разрешать на месте, не
тратя дорогого времени, все вопросы,
связанные ‘обеспечением боевой дея-
тельности летчиков, координировать
работу служб по обеспечению  поле-
тов . 1
		голь и значецие представителя
авиатехнического подразделения па
полетах ‘сейчае, в дни интенсивной
летней учебы в воздухе, особенно ве-
лики. От умения и оперативностя
ответетвенного дежурного во многом
зависят бесперебойное обслуживание
летающих самолетов; четкое; добро-
совестное выполнение обязанностей
солдатами и сержантами,  занятыми
по обслуживанию полетов, & так-
же соблюдение ими твердого по-
рядка и дисциплины. ` Если де-
журит на старте опытный офи-
цер, отлично знающий тыловое дело,
то’ начальники отделов и служб авиа-
технического подразделения’ могут
быть на летном поле не на. всем нро-
тяжении полетов. В оставшееся Bpe-
мя рабочего дня они имеют возмож-
ность заняться текущей работой, a
также учебой и воспитанием своих
подчиненных, не занятых в тот мо-
мент на аэродроме.

Однако есть еше авиатехнические
подразделения, где на полеты не вы-
деляют ответственных ‘дежурных.
Там обычно во время летного дня,
на старте находятся, порой без дела,
все начальники служб, и никто не
координирует, не направляет их _дей-
ствий,

Командир  авиатехнического под-
разделения с 06000й тщательностью
должен подходить к назначению от-
вететвенного ‘дежурного по матери-
ально-техническому обеспечению. Ни
в коем случае нельзя назначать де-
журными второстепенных лиц, мало-
опытных офицеров.

В своей работе ответственный де-
журный должен  руководетвоватьея
планом материально -техничеекого
обеспечения ` полетов. Этот план он
обязан накануне дежурства получить
в штабе подразделения и хорошо изу-
чить его. Находясь на старте, пред-
ставитель авиатехнического подраз-
деления быстро устраняет недостатки
В обелуживении, выполняя указания
руководитей полетов. Дежурный
должен имегь прямую связь с коман-
диром и штабом.

Четкое и бесперебойное обелужива-
ние  учебно-тренировочных и учеб-
но-боевых. полетов ——- важная и от-
вететвенная задача, стоящая . перед
подразделением авиатыла в летний
период учебы. Успешное разрешение
этой задачи во многом зависит от де-
ловитости и умения ответственных
дежурных По материально-техниче-
скому обеспечению полетов.

NALD NDN ALS PON tN, PNP OAL POP EP NR eet

нял летчикам, как правильно производить
пристраивание. Потом они выпускались в
воздух © опытным ведущим.
	Этот метод полностью себя оправдал на
практике. Сегодня эскадрилья производит
взлет без задержки, в минимально короткие
сроки собирается в воздухе. Ко второму раз-
вороту эскадрилья принимает: строй клина.

Много дел у всех членов экипажа веду-
mero самолета. Начальник связи группы
гвардии младший лейтенант Кочеров непре-
рывно поддерживает двустороннюю связь с
землей, он доносит на командный пункт
аэродрома о прохождении каждого контроль-
ного ориентира, Штурман гвардии капитан
Гудков ведет точную ориентировку. В’ ком-
пактном строю подходят самолеты к району
цели. Уточнив необходимые данные для
предстоящего бомбометания. штурман до-
кладывает командиру о готовности бомбар-
дировочных расчетов.

Электросбрасыватели включены. Первым
бросает серию бомб капитан Гудков. Цель
накрыта. Руководитель полетов на полигоне
передает по радио ведущему группы о том,
что бомбометание произведено успешно.

Гвардии капитан В. ДЪЯЧЕНКО.

оная задачу, стоящую перед’ ‘авиача-
стью, и задачу своего подразделения, на-
чальники служб немедля стали готовиться
к предстоящему учению.” Больше всего хло-
пот было у начальника службы  ‘торюче-
смазочных материалов старшего лейтенанта
Никитина. Чтобы обеспечить заправку са-
молетов после полетов, ему пришлось про-
делать большую работу. Он должен не толь-
ко обеспечить все. самолеты горючим. и
маслом, но и заблаговременно проверить
‚продукты, чтобы каждый грамм горючего и
масла был должного качества.

На старте у нас постоянно находится
‘техническая летучка. Она располагает вее-
ми расходными материалами, которые мо-
гут понадобиться для устранения отдельных
дефектов, обнаруженных при осмотре мате-
риальной части самолетов. Офицер Живоде-  .
ров проверил и предусмотрительно пополнил
	летучку необходимыми` материалами.
	Полготоркой старта занялся комендант
	аэродрома стариий лейтенант Важекин. Он
осмотрел летное поле и установил, что оно
внолне пригодно к эксилоатации. Офицер
	проинструктировал стартовый наряд, 09’яс-
		Отличники боевой и политической подготовки П-ской авиачасти
проводят разбар учебного «боя». На снимке (справа налево):, командир звена
старший лейтенант И: Гончаров, летчики лейтенанты П. Воронцов и Н. Смирнов.
	Снимок Ф. Земченко.
	Успехи молодых истребителей
	Когда меня назначили командиром эскад-
рильи, то я начал свою работу с изучения
личного состава. Большинство летчиков в
подразделениях были молодыми, имели по
два-три самостоятельных вылета,
	Чтобы ознакомиться ‘со степенью летной
подготовки ‘подчиненных, я дал им про-
возные полеты по кругу. Взлет и посадка
получались ненлохо. Но окончательные вы-
воды я сделал тогда, когда проверил тех-
нику пилотирования летчиков в зоне. Здесь
обнаружилиеь существенные недостатки.
При выполнении глубокого виража в 60
градусов, как известно, происходит переме-
на рулей: руль поворота становится рулем
тлубины, а руль. глубины -— рулем пово-
рота. А молодые истребители забывали 06
этом.
	Допускали летчики ошибки и при отра-
ботке слетанности пар. Они не выдержива-
ли заданных интервалов и дистанций, во
время пикирования прижимались к ведуще-
му, а на выводе отрывались от него. Что-
бы научить летчиков правильно  держать-
ся в строю, мы вначале тренировали их,
производя полеты в паре на увеличенных
интервалах. Затем постепенно уменьшали
интервалы до нормальных. Во время поле-
та ведущий внимательно следил за  ведо-
мым, подмечал ошибки и по радио ROppeR-
тировал их.
	Когда молодые летчики овладели основа-
ми техники пилотирования, мы принялиеь
отрабатывать типовые атаки, построение
маневра над целью для стрельбы, воздуш-
ный бой. Во всем этом был также обнару-
жен ряд существенных недочетов. Так,
	например, произошел такой случай. Коман-
дир звена лейтенант Андреев вылетел B
	паре с младшим лейтенантом Павловым
	для выполнения воздушного «00я» пары
против. пары. Идя по. маршруту, Андреев
неослабно наблюдал за воздухом, искал
	«противника». Наконец; заметив ниже’себя
нару истребителей «противника», лейте-
вант Андреев сделал ‘резкий переворот и
-потел в атаку. Чтобы прикрыть ведущего,
ведомому следовало сделать то же самое.
Но младший лейтенант Павлов не заметил
маневра командира и оторвался от него, а
затем и вовсе потерялся; -
	На разборе полетов мы полвёргли этот
	случай летальному анализу, об’яснили MO-
	лодым летчикам, что’ пара истребителей
является боевой единицей. Она неуязвима
только в том случае, если ofa летчика
действуют согласованно, ‘грамотно, когда
ведомый —— надежный щит ‘ведущего,
Говоря 0 слабой осмотрительности летчи-
ков, мы постарались установить, в чем ее
причина. Обвинить летчиков в недобросо-
вестности мы не могли. Все они се боль-
шим старанием овладевали‘летным делом.
Мы стали наблюдать за поведением  ведо-
мых в возлухе и заметили, ‘что они. слиш-

! ков) на величину под’емной силы крыльев
	на планировании. они считают, что при
выпущенных щитках под’емная сила повы-
maetca, На самом же деле возрастает
только коэфициент под’емности самолета,
а под’емная сила даже уменьшается, так
как она равна весу’ самолета, умножен-
ному на косинус угла планирования. Это
видно и из схемы сил на планировании.

Затем надо остановиться на влиянии
винта на планирование самолета как
фактора,  снижающего аэродинамические
качества. Вопрос этот отличается большой
зктуальностью, которая сохраняется до тех
пор, пока все нынешние винты не будут
заменены другими, быстро и надежно уста-
навливающими лопасти во флюгерное поло-
жение (при остановке мотора и на плани-
ровании).

Бывают три случая планирования:

1. Планирование в врашающимея вин-
том, ‘не создающим никакой тяги. Расчет
показывает, что современный ‘винт ‘диа-
метром в 3,5 метра (в среднем) мини-
мальным углом установки лопастей в 20°
не будет создавать тяги при условии,
когда винт будет иметь примерно 1.300
оборотов в минуту.

2. Для вышеприведенного случая винт
создает отрицательную тягу (силу тормо-
жения) при количестве оборотов, меньшем
чем 1.300 в минуту. ^

3. Планирование с остановившимея вин-
том, когда лопасти установлены на. мини-
мальный угол наклона. Сопротивление
винта тотда будет наибольшим.

Расчет дальности планирования полезно
произвести на фоне тактической задачи.
Такой расчет будет не просто арифмети-
ческим упражнением, а элементом, разви-
вающим тактическое мышление летчика.
Возьмем такой пример. Самолеты идут на
высоте 6.000 метров. Бомбометание сле-
	дует произвести с высоты 2.000 метров. :
	Спрашивается: на каком удалении от
0б’екта необходимо приглушить моторы
для того, чтобы подход к цели был по
возможности скрытым, неожиданным длЯ
противника?
	  «Пикирование». Излатгая летному составу
	эту тему, необходимо прежде определить,
	KOM много уделяют внимания приборам.
	Боязнь перегрева мотора и стремление точ-
HO выдержать заданную скорость и высоту
отнимали у мололых летчиков почти. все
	отнимали у молодых летчиков почти. BCE
внимание, и они переставали наблюдать
за воздухом,
	Для нас стало яено, что необходимо на-
учить летчиков читать показания приборов
	с одного взгляда, быстро принимать реше-
ние, действовать рычагами управления ав-
томатически. Для этого мы организовали
ежедневную тренировку летчиков в каби-
нах самолетов; тренировку проводили
	командиры звеньев. Это дало положитель-
	ные результаты. Метчики приобрели необ-
хедимые навыки в управлении машиной,
	у них появилось время для наблюдения и
	за ведущим и за воздухом, Ироме того,
они Научились быстро и правильно опреде-
лять в полете листанцию до пели и ракуре
		Намеченный план по обслуживанию по-
	петов был точно’ претворенв жизнь, В
6.00, как и было предусмотрено. все авто-
	машины, в ТОМ числе и те, что находились
	накануне на техническом осмотре, уже
стояли у склада’ ГСМ. К 7 часам утра весь
транспорт был заправлен горючим, маслом и
водой. Лаборант проверил состояние и ка-
чество продуктов, составил паспорты и за-
пломбировал горловины емкостей,

В положенное время на старт вышли
‘машины: санитарная, пожарная, автостар-
теры и трактор. Стартер и финишер были
тоже на месте. Особенно следует выделить
отлично выполнявшего свои обязанности
стартера рядового Пыляева. На рассвете за-
долго до полетов было подготовлено’ стар-
товое имущество, разложено ‘полотнище,
обозначена летно-посалочная полоса. подго-
	товлены и проверены раветницы и ракеты.
	Начались полеты. Самолеты один 38
пругим уходили в воздух. На земле в пол-
	HOH боевой готовности ждали их возвраше-
	ния бензозаправшики и водомаслозаправ-
щики, автостартеры и. техлетучка, Как
только самолеты приземлялись, к ним TOT-
час. же подходил спецавтотранепорт—и ба-
ки самолетов пополнялись горючим, маслом
и Bono. Bee делалось быстро, но 0ез
спешки и суеты. За весь день не было ни
одного нарекания на плохое обеспечение.

Лесколько слов. о бытовом обслуживании
авиаторов. В дни полетов баня работала
почти круглые сутки.  Водозаправщики
курсировали по аэродрому, снабжая желаю-
щих кипяченой водой. Значительно улуч-
шилась работа столовых. Меню стало 00-
лее разнообразным, на стол’ подавтея све-
mui картофель, капуста, огурцы.

Были, конечно, и недостатки, и о них
тоже следует сказать. Во время заправки
нА складе TCM скопилось большое количе-
ство машин. Начальник пожарной. охраны
лейтенант Хаванов не принял необходимых
‘мер, чтобы рассредоточить” спецавтотран-
спорт. Не была своевременно  зачищена
цистерна.

По оценке командира авиачасти  авиа-
техническое ` подразделение  справилось_ ©
поставленной задачей по обелуживанию
	полетов,
Подполковник И, ШЕХОВЦЕВ.
	ШКОЛА СТРЕЛКОВ-РАДИСТОВ
	Н-СКАЯ АВИАЧАСТЬ, 5 августа. (0т
наш. корр.). Здесь организована школа для
подготовки квалифицированных стрелков-
радистов, где обучаются также моториеты и
мастера по вооружению и воздушные стрел-
ки. из’явившие желание” стать стрелками-
радистами. В качестве преподавателей выде-
лены наиболее подготовленные офицеры.

Занятия проводятся в учебном классе
связи и непосредетвенно в кабинах самоле-
тов. За первые два месяца обучаемые доби-
лись значительных результатов.

Так закладывались основы летного и
отневого. мастерства молодых летчиков. Не
так давно они летали на боевое примене-
ние. К этим полетам мы готовились с. 060-
бой тщательностью. За несколько дней бы-
ли изучены все упражнения, которые над-
лежало выполнить в воздухе. Летчики хо-
решо ознакомились с ними в часы caMo-
стоятельной подготовки. Предполетная под-
готовка, которую мы провели накануне
летного дня, по своему характеру несколь-
ко отличалась от обычной. Было ‘решено
еще раз показать на ‘учебном самолете,
как надо Строить маневр, производить пи-
кирование и пр. Кроме` того, перед началом
полетов были произведены показательные
стрельбы.

После показательных и провозных по-
летов был сделан разбор. Командир проана-
лизировал действия всех летчиков, 06’яс-
нил им возможные ошибки при стрельбе и
бомбометании. Я довел до летчиков плано-
вую таблицу и порядок выполнения поле-
та. Затем командиры звеньев. продолжали
занятия на миниатюр-полигоне. На моде-
лях самолетов они об’ясняли летчикам,
как правильно строить маршрут и маневр
над полигоном, выполнять развороты. Кот-
да командир звена заканчивал свои об’яс-
нения, каждый летчик брал макет самоле-
та и повторял эволюции. Командир следил
за ним, указывал ошибки, поправлял. Та-
ким образом проверялось, насколько  пра-
Вильно усвоил летчик задание и подгото-
вилея к его выполнению.
	На полетах все летчики выполнили Уп-
ражнение на «отлично» п «хоропю». Млад-
ший лейтенант Гостюкин и Павлов, напри-
мер, поразили конус 5 и 7 пулями. Труд,
затраченный.в течение двух с половиной
месяцев летней: учебы, принее хорошие пло-
ды.

Командир эскадрильи капитан

A. HPACKHOB.

Задание выполнено успешно
	На аэродроме парит оживление. Техники
и механики ведут последние приготовления.
Сегодня предстоит одновременный вылет
всего подразделения, полет по маршруту,
бомбометание. Выстроив летчиков, командир
эскадрильи гвардии майор. Горбунов дает по-
следние указания. .
	В полету вее готово. Накануне каждый
экипаж тщательно проверил свою машину.
Утром были подвешены бомбы, изучена ме-
теорологическая обстановка. Но твардии
майор подал команду «По самолетам!»
лишь после того, как убедился, что каждый
летчик полностью усвоил стоящие перед
НИМ залачи. .
	Экипажи — в самолетах. Воздух дрожит
от гула запущенных моторов. Шоднимая
	пыль, машины. рулат на старт. эвенья одно
	34 Другим Ноднимаются в воздух.
	В обучении молодых летчиков здесь при-
держиваются строгой ° последовательноети,
Отработав индивидуальную технику пило-
тирования, командир приступил в группо-
вым полетам. Он добилея того, что после
взлета звенья быстро пристраиваютея к
командиру ‘эскадрильи. Для усвоения этих
элементов полета командир на земле. об’яс-

В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ БОЕВОЙ УЧЕБЫ
преподавании практической
	аэродинамики летному составу
	Опыт Великой Отечественной войны и
новседневная учеба в мирное время пока-
зывают; что главным фактором; опреде-
ляющим качество подготовки летчика;
является техника пилотирования, _

Как основной вид практической деятель.
ности летчика техника пилотирования
требует тщательной наземной. подготовки.
Одним из основных методов являетея при
этом серьезное и достаточно глубокое. изу-
чение теории полета или того ее раздела,
Воторый рассматривает непосредственно
элементы полета, не касаясь общих вопро-
сов аэродинамики. Такую прикладную
часть теории полета обычно называют
практической аэродинамикой.
	Перед руководителем занятий по практи-
ческой аэродинамике стоит ответственная
задача: преподать материал В таком
виде, чтобы, во-первых, заинтересовать
летчиков и, во-вторых, дать им опреде-
ленную сумму знаний, углубив и расши-
PHB. TOT запае сведений, которыми они
располагали до этого. Несомненно, что
только теоретически хоронто подготовлен»
ный летчик способен грамотно эксплоати-
ровать свой самолет в воздухе, взять все,
на что вообще способна машина данного
THI. В то же время нельзя в полете соз-
давать для материальной части такие
режимы, при которых могут возникнуть
явления, сокращающие срок службы само-
лета, мотора.

Из обширного Куреа практической аэро-
динамики попытаемся разобрать хотя бы
некоторые вопросы.

Перед каждым руководителем, впервые
приступающим к занятиям © летчиками,
уже проходившими данную дисциплину,
веегда возникает вопрос о степени подго-
товленноети слушателей. Желание опреде-
	дить уровень аудитории вполне оправдано
	и способствует ‘наиболее ‘рациональному’
использованию ‘времени, отведенного’ для
занятий. . С: чего же. начать?”
	Во избежание непроизводительного рас-
ходования учебного времени на излишнее
повторение целесообразно на первом же
	занятии ‚После ‘короткого вступительного
	слова преподавателя дать проверочную
работу. Это позволяет определить подго-
TOBRY. слушателей. по. основам теории
полета, а Также. их умение пользоваться
формулами, графиками. Вместе с тем с0з-
дается возможность установить, насколько
обучаемые знают математику и теорети-
ческую механику. Если проверка дала. хоро-
шие результаты, дальнейшая работа с
летным. составом должна быть направлена
не на повторение пройденного, а на его
углубление, на изучение новых вопросов.
Таких вопросов немало, особенно сейчае в
связи с развитием реактивной авиационной
техники и дальнейшим ростом скоростей.

Рассмотрим следующие темы: «Режим
набора высоты», «Планирование» и «Пики-
рование»,

После того как дано определение
режима под’ема, обычно приводится схема
сил, действующих на самолет при под’еме.
Очень важно не только перечислить все
силы, действующие на самолет в ‘полете.
Необходимо также раз’яснить, как измене-
ние веса в ту и другую сторону влияет
на избыток тяги, на потребную. скорость,
угол под’ема, вертикальную скорость и на
«потолок» самолета. Но: все эти величины
зависят не только от одного полетного
веса машины. Положение шасси (убрано
‘ли оно или выпущено), створок радиатора
определяет величину  аэродинамического
качества самолета. Веякая причина. сни-
	жающая аэродинамическое качество, вызы-
вает слвиг вправо кривой Тилиенталя по
оси Сх, веледетвие чего угол атаки, даю-
щий максимальное качество, смещается по
кривой вверх. Этим, в CBOKW очередь,
вызывается увеличение коэфициента под’е-
мной силы; а значит, и уменьшение ско-
рости самолета по траектории полета.
Необходимо помнить, что всякое увеличение
лобового сопротивления самолета снижает
не только его макбимальную скорость, но
также скоропод’емноеть и потолок.

Далее необходимо ‘указать’ на то, что
при движений самолета по траектории
под’ема и при условии, что скорость по
прибору остается постоянной, фактически
получаетея ускорение. Это обстоятельство
имеет известное значение для современных
самолетов и в ‘особенноети истребителей.
Расчет ноказывает, ‘что при одной и той
	же прибовной скорости истинная воздушная.
	скорость на ‘различных ‘высотах увели-
чиваетея примерно на 5,5 процента на
каждую тысячу метров. Если, ‘скажем,
скорость самолета на траектории набора
высоты равна 80 м/сек., то ускорение
выразится приблизительно B 0,075 м/сек?.
Мешность же, необходимая для того, чтобы
сообщить самолету таков ускорение,
составит не менее 8—9 процентов от’ мо
ности, идущей на преодоление лобового
сопротивления.» чем вызывается уменьше-
ние скоропод’емности примерно на 3 про-
цента,
	В теме «Планирование» следует подрод-
нее остановиться на щитвах (закрылках)
и их влиянии на дэродинамику самолета.
Известно, что если щитки выпустить на
45—50°, то. повышается Су и_ в еще
большей степени ‘увеличивается Сх, велед-
етвие чего уменьшается аэродинамическое
качество. Планирование же самолета про-
исходит по более крутой глиесаде. Одно-
временно с этим, благодаря увеличению
Су, уменьшаютея скорости как но. глис-
саде, так и при посадке.

Но при сизучении данного вопроса
нельзя ограничиваться лишь этими сведе-
ниями. Многие летчики не совсем ясно
представляют себе влияние щитков (закрыл-
	что считается пикированиём. Слелать то.
	EE EE MN

необходимо ввиду того, что существуют
различные взгляды на данное понятие.
Пикирование определяют как снижение са-
молета под углом в 30° и больше к гори-
зонту. Далее следует раз’яенить причины,
заставляющие ограничивать данный тип
самолета в отношении максимально допу-
стимых скоростей, ‘углов пикирования и
оборотов мотора. Скорости и углы пикиро-
вания, превышающие предельно допусти-
мые, приводят к тому, что при выводе соз-
даются столь большие перегрузки, ‘что в
конструкции самолета могут появитАся 0с-
таточные деформации. Кроме того, при
выводе из пикирования потеря — высо-
ты будет так велика, чт ero при-
илось. бы начинать на высотах, значи-
тельно больших, чем те, на, которых (как
минимум) он допускается. При проработке
темы «Пикирование» следует помнить, что
в различных этапах пикирования действие
сил как на самолет, так и на организм лет-
чика различно. Первый и второй этапы —
это криволинейные участки ввода и выво-
да; второй этап — прямолинейный Участок
собственно «пикирования».

Для того, чтобы усвоение понятия о пи-
кировании давало нользу, необходимо  на-
учить летчика приближенно вычислять
время и потерю высоты для каждого учает-
ка. Это очень важно для расчетов ведения
огня с пикирования.

Целесообразно рассмотреть вопрос о затя-
гивании самолета в. пикирование. Несмотря
на то, что современные самолеты свободны
от этого недостатка, всё же полезно разо-
брать этот вопрое с летным составом. Затя-
гивание самолета в пикирование может
иметь место при неправильной установке
триммера рулей высоты.

На занятиях с летным составом, особен-
но при производстве расчетов, следует мак-
симально использовать знания и активность.
самих слушателей. Это относится ик вы-
воду формул. В противном случае обучаемые
начинают скучать, и цель проделываемого
расчета не будет достигнута. Вее` расчеты
следует производить применительно к тем
самолетам, на которых летает ланная часть.
	Подполкэвник Ю. МАССЕН.