14 августа 1347 г., № 190 (797).
	Превышено несколько
	международных И всесоюзных
рекордов
	]6-е всесоюзные состязания
авпамоделистов
	Третий день продолжаются  вовсоюзныв
состязания авиамоделистов. Прекрасная ео.
нечная погода содействует успешной борьбе
на стартах. Уже превьипено несколько ме-
ждународных и всесоюзных рекордов.

Фюзеляжная модель ‘самолета с резиновых
	мотором украинекого авиамоделиета В. Павя
	люченко при старте с земли продержалась в
воздухе 52 мин. 15 сек. Этот результат на
5 мин. и 15 сек. больше международного
рекорда, установленного бельгийским авиз-
моделистом в 1939 году. Модель Павлюченко
соверитила посадку на расстоянии около
13 км., что превышает воесоюзный pexopy
по этому классу почти в три раза и только
на 2.5 км. меньше международного рекорда,

Нарялу с опытными строителями летяю-
	о ¢ wy
ших Моделей, каким является Павлюченко, *.
			a.
			успепгно выступают юные авнамоделиоты,
Подобную фюзеляжную модель самолета
16-летнего горьковчанина И. Крылова при
старте из рук наблюдали в полете 10 мин,
53.2 еек.; она пролетела расстояние в
2,5 KM.

12 августа авиамоделисты Анисимов;
Творотов и Павлов трижды за день превы:
шали международный рекорд полета модели
гидросамолета, с резиномотором. Модель Пав-
лова летала 2 мин. 53,8 сек, Только
на 33 сек. меньше этого результата была в
полете гидромодель московского пионера
Н. Творотова.

Новый веесоюзный рекорд установили
тт. Гаевекий и Зверьков, модель которых
при запуске на корде развила скорость, рав
ную 91,321 км/час. Они улучшили свой же
рекорл, установленный на московских со-
стязаниях, почти в два раза.

Налряженная борьба происходит на стар
те фюзеляжных моделей планеров, Сгортив-
ные комиссары © трудом успевают фикен-
фовать достижения. Много моделей соверши-
ет парящие полеты продолжительноетью
30 и более минут. Не успела сесть модель
пионера Фролова (гор. Горький), показавшая
продолжительноеть 56 мин., как определил-
ся результат двенадцатилетнего пионера
А. Илькина из Узбекистана, чья модель
продержалась в воздухе 1 час 20 сок.

Первые полеты на состязаниях соверши-
ли и экспериментальные модели. Ортоптер
с резиномотором Е. Сухова показал продол-
жилельность 20. сек. и дальность 82 метра:
	Вчера в Присутотвии главного судьи
состязаний трижлы Героя Советското Cosa
	СТАЛИНСКИЙ СОКОЛ
	НАЗЕМНАЯ УЧЕБА ЛЕТЧИКОВ
	усвоить задачи, выделить основные элемен-
ты в упражнении, уточнить неясные вопро-
сы и, кроме толо. способствует предотвра-
menu ошибок. Метод розыгрыша полета по
радиосвязи уже дал положительные резуль
таты. Руководитель полетов в курсе того,
как тот или иной летчик выполняет зада-
ние в любой его стадии.
	Тшательная подготовка материальной
части радиосредетв и проверка ее летчиками
являются важнейшим элементом в процессе
полготовки. Поэтому 060608 внимание уде-
ляется креплению элементов рации, антен-
ны. их амортизации, подгонке ларингофо-
нов и телефонов. чистоте контактлых созди-
нений, тщательной настройке передатчиков.
Если ларингофоны будут плохо подогначы и
слишком сильно прижаты к шее, это будет
утомлять летчика и мешать ему. При слабой
подгонке ларингофонов возникают посторон-
ние звуки и шумы, причем артикуляция
(разборчивость) речи понижается;  малей-
шая неточность в ‘настройке передатчика
приводит к’ тому, что нри полетах в групое
всем летчикам приходится постоянно ме-
нять настройку своих приемников.
	Правильная постановка пПодтотовки NO
связи способствовала тому, что в части на-
считываелея много летчиков, имеющих
` классификацию по радиосвязи. Среди них—
‘такие мастера воздушной радиосвязи, как
В Лелюшкин. старший лейтенант Гло-
	ба. лейтенант Шугаев и другие.
	06000 тщательная подтотовка проводится
перед высотными полетами. так как они
пред’ являют специальные требования к ра-
	боте матчаети.
Неслучайно поэтому Ha
	песлучаино поэтому на проведенных
летно-тактических учениях летный состав
части получил хорошую оценку по радио-
связи. Летчики овладели командным язы-
ком, непрерывно осуществляли связь, с0-
блюдали ралиодисциплину и правила радио-
	gf

омена.
Инженер-капитан Я. ХОХЛОВКИН.
	Появивиееся из-за горизонта солнце 06-
‘зетило аэродром. Сегодня предстоят полеты
на высоту.

Прибыли летчики. После кратких. ука-
заний командиров  эскадрилий они на-
правляются в самолетам.

Руководитель полетов с ЕП дает разре-
шение на рулежку, а затем и на взлет. Од-
на за хругой от земли отрываются пары,
пристраиваются к ранее взлетевшим.

Машины поднимаются все выше, пре-
вращаются в маленькие точки, которые
‘Вскоре исчезают. В распоряжении рувово-
дителя. полетов остался единственный вид
связи -—— радио.
	Летчики любят и ценят радио. Б боль-
‘тинстве своем участники Великой Отечест-
	венной войны, они понимают значение ра-,
	диосвязи и тщательно изучают опыт 66 прил
‘менения, Большая заслуга в этом принадле-
жит начальнику связи майору Прусакову. С
летным составом проводятся занятия по из-
учению материальной части самолетных и
наземных радиостанций, организации связи.
К занятиям летчики проявляют живейший
интерес, задают вопросы, делают замечания,
‘рносят предложения.
	Всея наземная подготовка по радиосвязи
складывается из трех основных элементов:
учебы в форме лекций. занятий в классах
и на материальной части, бесед и консуль-
таций: детализации ‘задач по радиосвязи
х каждому летному упражнению и розыг-
рьипу полетов; тщательной подготовки ма-
териальной части и проверки радиостанции
летчиком перед вылетом.

Розыгрыши полета с применением фадио-
связи заключается в том,что при выполне-
нии того или иного летного упражнения на-
чальник связи разрабатывает комплеке
упражнений по радиосвязи, начиная © м0-
мента запускз мотора до его выключения
на стоянке. Этот комплекс доводится до
летного состава и разыгрывается накану-
не полетов.

Такая оттанизация ‘помогает летчикам
	ПО РАДИОСВЯЗИ
	С летно-тактических учений
	Удар штурмовиков по окруженной
	группировке „противника“
	вывести эскадрилью на цель и внезапно
атаковать ее.

Но зная, что  питурмовики обязательно
будут маскироваться, истребители «иротив-
ника» блительно прикрывали свои ‘войска
во стороны солнца, выставили заслон на Ha-
правлении вероятного. маритрута `«Ильюши-
ных». Станция наведения во-время преду-
предила птурмовиков о, появлении воздуш-
ного «противника», дав-им возможноеть ус-
пешно отбить атаки потребителей   и ВЫПол-
нить ‘задание. — )

Через двадцать минут с зородрбма под-
нялась эскадрилья гвардии капитана
Субботина. Выше и сзади ее прикрывали
истребители. В районе 0б’екта капитан
Субботин был перенацелен на цель № 2.
Оказывается, «противник», сконцентриро-
вавиий свои войска, пытался выйти из ок-
ружения, но ето замысел был сорван TO4-
	ным ударом штурмовиков. «Иротивник»
все же сделал еще одну попытку прорваться.

С передового КП поступила команда:

— Нанести удар по целям №№ Ти

Этого сигнала и ждала эскадрилья И
Советского Союза гвардии капитана Вала-
чева.

Взвилась ракета, за ней—лругая, и вот
двенадцать «Ильюшиных» уже. в воздухе.

Эскадрилья капитана Валачева — rop-
дость нашей части. Ее личный состав в
пролом году побилея больших успехов
и сейчас, за летний период, имеет отлич-
ные показатели п ‘учебно-боевой  подго-
товке.

На линии «фронта» сильный зенитный
«отонь» преградил путь  штурмовикам.
Вдруг командир эскадрильи передал:

— «Рубин-26»! Примите команду.
	Я сильно подбит огнем зениток. Ухожу на
	свою территорию.

Команду принял заместитель командира.
Группа отлично справилась с задачей.

Так штурмовики эшелонированными уда-
рами с воздуха во взаимодействии с истре-
бителями помогли наземным войскам «лик-
видировать» окруженную  труппировку
«противника».

Разбор учений состоялся на следующий
день. Были подготовлены схемы, характе-
ризующие обстановку, пройденный группа-
ми путь по маршруту, нанесение бомбово-
	го утара. результаты стрельбы, расход горю- +

чего каждым летчиком и`др. Подробно были
разобраны ошибки, допущенные летчиками
во время сбора, при следовании в боевых
порядках по маршруту, над целью и при
работе на полигоне,

Наилучшие результаты показала эекад-
рилья Героя’ Советекого’ Союза‘ твардии’ ка-
питана КВалачева: его летчики ‘умело
держались в боевых порядках, не нарушали
их при атаке цели, выполнили бомбомета-
ние на «хорошо», стрельбу — на «отлич-
но». Лишь одип важный элемент был недо-
статочно усвоен молодыми летчиками —
сбор группы после атаки цели.

Эскадрилья гвардии капитана Матвеева
выполнила задание е оценкой «поеред-
ственно». А ведь в ее составе четыре Героя
Советекого Союза, пять человек имеют бога-
тейший боевой опыт; каждый совершил
ot 50 xo 100 боевых вылетов. В чем же
причина неудачных действий этого подраз-
деления?

Причина кроется в том, что летный со-
став  самоуспокоился.  Предшествующее
летно-тактическое учение было выполнено
на «хорошо». Но вместо того, чтобы с еще
большей настойчивостью готовиться к оче-
федному учению, в эскадрилье запустили
предполетную подготовку, не проводили
розыгрыша полета. В частности, летчики
не учитывали силы ветра. В результате
большинство бомб легло © недолетом. По
	этой же причине оказалась неудовлетвори-
тельной и стрельба, Между тем условия
полета для всех экипажей были одинако-
вые. Еще раз нодтвердилаеь истина: уенех
в воздухе куетея на земле.

Летно-тактическое учение показало, что
часть в основном с поставленной задачей
справилась хорошо, но она еще недостаточ-
но натренирована в 6000е группы после
атаки.

Летчикам необходимо усиленно работать
нат дальнейшим повышением отневого ма-
стерства, ибо успех определяется не коли-

чеством вылетов и израсходованных Soe-
припасов, а качеством выполнения боевой
задачи.
	Герой Советского. Союза
гвардии подполковник
А. ВОЙТЕКАЙТЕС.
	На учениях  отрабатывалась Тема
«Действия штурмовиков по уничтожению
окруженной группировки «противника»
во взаимодействии с бомбардировщиками и
истребителями».

Перед учениями в подразделениях развер-
нулась большая подготовительная работа.
Доклады, лекции, тактические  летучки,
групповые упражнения, военные игры —
все это должно было помочь летчикам в
успешном решении задач предстоящего
учения. Мы учли и прошлый опыт и сврь-
езное внимание уделили тактической нод-
тотовка летного состава.
	В лень учений усложнилась  метзороло-
тическая обстановка. От штурмовиков . по-
требовались отличная техника пилотирова-
ння, хороние навыки в бомбометании и
стрельбе. Чтобы метко поразить цель, лет-
чикам пришлось в воздухе вносить поправ-
ки на ветер, достигавший 15 метров в с6-
кунду.

Рано утром в воздух поднялась пара
птурмовиков-разведчиков под прикрытием
двух истребителей. Самолеты ушли в сто-
рону окруженного «противника»,

Через некоторое время наземная рация
приняла сообщение:

— «Рубин-2»! В районе цели севернее
пункта скопление войск «противника» —до
10 танков.

С ВП последовало приказание:

— Нанести удар по обнаруженной пели
и уничтожить ее.

Пара за парой взлетали самолеты эскад-
рильи Героя Советского Союза гвардии ка-
питана Матвеева. Матвеев—бывалый воин.
У него богатый опыт по уничтожению ок-
руженного врага: ен участник Ворсунвь-
Шевченковской и Яссо-Китиневской оперз-
пий. Применяя опыт Отечественной войны,
командир эскадрильи принял решение про-
извести первую атаку из-за горы, вв сто-
роны солнца.

Вот эскадрилья появилась над последним
перед целью контрольным ориентиром.
Гвардии капитан Матвеев связался со стан-
пией наведения и получил разрешение на
нанесение ‘удара. Радионаводчик майор
Скотников был крайне удивлен: слышен
близкий шум моторов, но самолетов He
видно. Используя горный рельеф местности
и солнце, гварлии капитан сумел скрытно
			о Автопарк в отличном состоянии
	недостатков в уходе и экоплоатации машин.
Такие разборы проводятся по конкретным
случаям.

На автомашине водителя рядового Несте-
рова вышли из строя три втулки якоря ди-
намо, Ремонт небольшой, но каждый раз
	Перед демобилизацией водителей старших
возрастов’ мы заранее начали готовить им
достойную смену. Утром и вечером «нович-
Ей» занимались в клаюсе, изучали теорию
автомобильного дела, а днем ездили вместе
с шоферами, приобретая практические Ha-
выки вождения машин. Вскоре молодые во-
дители успешно сдали зачет и начали само-
стоятельно работать.
	Автоподразделение успешно справляется
с обслуживанием полетов и с переброской
хозяйственных грузов. Молодые водители
отлично выполняют задания. Достаточно
сказать, что не было ни одного случая 1п0-
ломки или аварии машин. Многие пюферы
показывают высокое мастерство вождения
автомобилей. Комсомолец рядовой Бурадаев,
работающий на «3И0-5», с января этого’
года «наездил» около 2.000 километров, re-
ревез сотни тонн груза. Его машина нахо-
хитея в хорошем состоянии. Водитель млад-
ший сержант Мазурук с июля прошлого года
по июнь этого года находился в командиров-
ке. За это воемя машина прошла 4.480 ки-
		лометров и нн разу не ремонтировзлась.

Этих успехов наше подразделение  доби-
лось благодаря правильной эксплоатации ма-
шин и хорошему уходу за ними. Для того,
чтобы умело эксплоатировать технику, надо
отлично знать ее. На слецподготовку у нас
ежемесячно отводится 20 — 50 часов. За-
HATHA с водителями проводятся, как прави-
ло, в нелетные и ненастные дни, когда вы-
езды на автомашинах сокращаются До мини-
NVMa. :
	Каждый месяц у нае по вопросам теории
автодела организуются собеседования. Все
водители заранее готовятся к ним по спе-.
циально составленному  вопроснику. Кроме.
того, с шоферами часто проводятся беседы
на технические темы. За последнее время
состоялись беседы на темы: «Уход и сбе-
режение автомобиля», «Экеплоатация ма-
шин в летних условиях», «Правила Ballon
нения путевых листов» и другие. Широко
практикуется у нас передача опыта лучитих
водителей всем поферам.
	Хорошей, действенной формой воспитания
вотительското состава являютея разборы

прихолилось затрачивать на замену втулок  гвардии майора Вожедуба впервые в СОХР
	‚была запущена модель с реактивным дви“
‘тателем конструкции В. Слесарева. После
сравнительно небольшого прямолинейного
пробега модель плавно набрала высоту,
`Полет ве дальностью в 364 метра 100101
	жалея 21:3 сек. Бысота полета — 00
ло 50 метров.

Успешно летают модели самолетов п
гидросамолетов с бензиновыми моторами,
	‚Сухопутная. модель С. Осипова совершила.
одночасовой полет. 13 ‘августа на побитие
международного рекорда дальности и про
должительноети запустил свою модель
Г. Любушкин. Более двух часов наблюдали
ее в полете,

За первый день соревнований знамя BDY-
‚чено капитану команлы Азербайджанекой
	ССР Алиеву.
Лейтенант С. КУДРЯВЦЕВ,
	НОВЫЕ СТУДЕНТЫ
АВИАПИОННОГО ИНСТИТУТА

Московский ордена Ленина авиацион“
ный институт имени Серго Орджоникидзв
— один из крупнейших в нашей стране.
Здесь созданы все условия для приобретеа
ния глубоких и всесторонних знаний

Преподают в институте крупнейшие
авиационные специалисты, известные уче-
ные страны. Здесь читают лекции ау
реаты Оталинской премии профессор, дов
Top технических наук А. Д. Чаромекий,
upodeccop, доктор технических наук
Г. Н. Абрамович, известный авиакона

струклор Герой Социалистического Труда

С. В. Ильюшин, заслуженные деятели

науки и техники. Л. В. Мвасниковь

Г. Н; Овешников и до.

Сотни юношей и девушек заполнили в
эти дни аудитории института, (о вех
концов нашей Родины е’ехались они сюда
сдавать вступительные экзамены. bored
ста человек закончило ‘учебу в средних
школах с золотой медалью и зачислено
в институт без вступительных экзаменов,
Приняты на учебу без экзаменов и вы:
пускники-отличники авиационных техни
KYMOB,

B HACTHTYT поступают и авиаторы —

участники Великой Отечественной войны:

Ha заочное отделение самолетострон-
тельного факультета поступает пилот пер
вого класса Герой Советском (9034

Масленников, имеющий огромный боевой

опыт. На ею счету — 446 ночных
боевых вылетов в тыл врага.
	Учебные прыжки
с парашютом
	В Н-ской авизчасти многие воздушные
воины увлекаются парашютным. спортом.
	Почти ежедневно: в комнате. где уетановле=
		вы Тренировочные приспособления для
обучения мастерству прыжков с парашким,
можно видеть летчиков, которыв изучают
способы переукладки парашютов,  треки-
руютея в прыжках из различных  положе-
‚ний, читают специальную литературу, [0626
нескольких таких занятий на аэродроме ор

ганизуются тренировочные прыжки с сам0-
лета «По-2».
	На-днях здесь состоялись очередные тре
	по 20—30 минут. Ночему втулки выходи-
ли из строя? Причина олна —— шофер» не
	смазывал их своевременно. После этого раз-
	бора водители внимательно стали ухаживать
за динамо, и втулки теперь действуют 6e3-
ОТКаЗНо.
	Важнейшим условием безаварийной рабо-
	ты является строгий контроль за уходом и.
		эксплоатацией автотранспорта. этим У нае
в основном занимается контрольно-техниче-
ский пост (КТП), состоящий из начальника,
электромеханика и слесаря. Перед выходом
машины из парка пост тщательно осмалри-
вает ее и. если обнаруживает  нелостатки,
	задерживает машину и совместно € ILOEDON
	устраняет неисправность. По возвращении
	из рейса машина подвергается такому же
осмотру. Шофер. не уходит из парка до тех
пор, пока не подготовит автомашину к сле-
дующему выезду. Начальник контрольно-
технического пункта ведет книгу учета, тёх-
нического состояния машины и всегда мо-
жет сказать, какая машина и сколько наез-
дила, когда и какие работы должны быть
произведены на ней.
	Технические осмотры проводятся pery-
лярно, согласно плану экеплоатации и ре-
монта. Машина, наездившая 900 — 1.000
километров, подвергается техосмотру № 1
(проверка крепления всего агрегата, замена
смазки мотора, проверка уровня и, плотно-
сти электролита в аккумуляторе и т. д.).
После того как машина пройдет 2.700—
3.000 километров, производится техосмотр
№ 2, куда входят работы, перечисленные в
инструкции техосмотра № 1, плюс  про-
верка смазки в задних местах, коробке ско-
ростей и т. д. Машина своевременно прохо-
	дит текущни, средний и капитальный ре-
		  Старший лейтенант В. ХИЛЬНО.

увеличения скорости, нужно ‘обеспечить
	вывод не только безопасный от повторного
срыва в штопор. но и с наименышей поте-
	рей высоты после прекращения вращения.
	Нельзя не остановиться и на такой
опгибке при шлопоре, хотя и реже ветреча-
	CNOH. место TOTO, чтобы выдержать само-
	лет в линии горизонтального полета. лет-
	чик иногда на повышенной скорости свали-
	вает его в крен с опусканием носа. При
этом, не добрав доотказа ручку на себя
при вводе, он 6е сразу же отпускает. Само-
	лет быстро набирает скорость и разворачи-
	растоя. в ту сторону, в какую были даны
рули. И по форме и по существу произво-
	ДИТСЯ АИ на пикировании на умень-
шенной скорости перед вволом.
	Выполнив подобную фигуру, некоторые
чики считают, что они овладели выво-
	потзчиви считают, что они овладели выво-
дом из штопора. Такое заключение нетуз-
	Вильно. Штопора как такового не было, а
следовательно, и невозможно было обучи-
ТЬСЯ ВВОДУ И ВЫВОДУ ИЗ Hero.
	После такой, в позволения сказать, от-
работки топора достаточно летчику в
	действительности сорваться в него, как он
убедится, Что столкнулея совсем не с тем.
	что отрабатывал раньше. Основная ошиб-
ка в этом случае заключается в том, что
летчик при вводе в штопор нелобираст
		Весь личный состав истребительной ча-
ети напряженно готовился к летно-тактиче-
скому учению. Необходимо было натрени-
ровать командиров групп в организации
взлета, построении боевых порядков на
маршруте и нал пелью.
	Накануне воздушной разведкой в непос-
редетвенной близости от передовых позиций
«красных» было обнаружено большое скоп-
ление техники и живой силы «противни-
ка». Группа истребителей, возглавляемая
капитаном Варфоломеевым, получила зада-
ние нанести штурмовой «удар» по этим
войскам.
	На преднолетной подготовке командир
части дал грунпе ‘указания, связанные с
метеорологическими условиями. В районе!
прелетоящих действий стояли облачность и
значительная дымка. Поэтому выход на.
цель со стороны солнца, как намечалось
	Вомандир звена лейтенант Нов — хо-
роший летчик, грамотный методист, Он
знает цену предварительной подготовке,
умеет ее проводить,

Лейтенант Носов поступил а
	раньше, быд теперь неприемлем. Чиния
боевого соприкосновения наших наземных
войск с «синими» проходила по долине, по-
роешей кустарником, и упиралась в горную
гряду. Проще всего было итти вдоль до-
лины. Но капитан Варфоломеев предпочел
наиболез скрытый подход, ‘то-есть CO
		POU заход был произведен столь же быстро
и организованно.

Пушечный огонь истребителей был также
отличным. Особенно высокое мастерство в
стрельбе по наземным целям ый
ровал лейтенант Тюльганов.

По подавлению. зенитных точек «синих»
успешно действовала пара лейтенанта Ко-
наикина и младшего лейтенанта Ничволо-
да.

Четко и организованно протекало взаимо-
пействие между ударной группой и труп-
пой прикрытия. Последняя надежно 0бес-
печивала безопасность штурмовых дейст-
вий ударной группы, а когда та израеходо-
вала весь запас бомб. группы поменялись
	ролями.
Майор И. АНАШКИН.

Приморский военный округ.
(По телеграфу от наш. коор.).
	стрельбу было выполнено Только на «50-
рошо» и «отлично».

Но, к сожалению, лейтенант Носов не
всегла проводит предварительную похготов-
	Пройдя нал берегом моря, командир раз-
вернул группу и повел ее на щель, нри-
крываясь горной цепью, В это время во-
мандир труппы расчистки лейтенант Ши-
тилов радировал капитану Варфоломееву:

«Мечта-1! Мечта-1! Я — Мечта-15!
Нал целью «противник». Иду в атаку».

Спустя минуту он уже сообщил о чис-
ленности воздушного «противника». 0бета-
новка в районе пели теперь была ясна ка-
питану Варфоломееву. Неожиданно для «си-
них» он вывел свою группу на цель ис
хота нанее по ней бомбовый «удар». Вто-
	Предварительная подготовка к полетам
	ACHHT Порядок выполнения очередного
упражнения на стрельбу, интересно провел
розыгрыш полета, большое внимание уде-
лил тренировке обучаемых в определении
ракурса цели и в расчете упреждения на
	ee REDE ER И ПУАСОИЕ

правильно. начав предварительную   подго-   стрельбу, проверил, как они усвоили 10   ку на таком высоком уровне. В его подраз-
	товку к полетам с разбора недочетов, имев-  УНражнение, которое им предстоят Вы; делении еще не’ изжиты случаи, когда к.
Я i ‘   HUTS, дал конкретное -
их место в прошлый летный день. д р о а ие
		олетам допускаются  неподротовленные
слушатели. 0б этом можно судить хотя бы
	по тем ошибкам, на которые тов. Носов
обратил внимание обучаемых Ha предвари-
тельной подготовке,
	Капитан И. СВИРИДОЧКИН.

Весь последующий ход предварительной
полготовки в полетам, проведенной лейте-
нантом Носовым. также соответствовал ме.
нотическим указаниям. Командир звена пра-
вильно обобщил все ошибки слушателей,

стетат необходимые выводы; наглядно 00’-
	ан.

ОВЕН СУРА: ; = В - 4 42 г.

Словом, предварительная подготовка к
полетам в звене тов. Носова прошла в этот
день активно и методически правильно. Это
положительно сказалось и на качестве
летней учебы. Очередное упражнение на

шего и отрабатывавшего эту фигуру, сразу
возникает сомнение: а не имеет ли самолет
тенденции к плоскому топору, потому что
уж слишком много: поднимается нос к горч-
зонту. 910 порождает сомнение и неуверен-
ность пой выводе из штопора. В этих cay-
		более энергично, и ручка отдается от себя
на величину большую, чем это нужно. В
результате скорость чрезмерно возрастает
и вывод из никирования после прекраще-
ния вращения производится 6 большой по-
терей высоты.
	Вывод из штопора как с мало, так ис
много отданной ручкой нельзя считать пра-
вильным. В первом случае самолету грозит
опасность снова сорваться в штопор, з во
втором на BHIBOAE чрезмерно теряетея вы-
сота.

Необходимость заставляет напомнить
летчикам-штурмовикам и о такой  грубей-
шей ошибке, как перекрещивание рулей
как в процессе штопора, так и на выводе.
Некоторые летчики, иногда желая как
можно быстрее, без запаздывания, выве-
сти самолет в намеченном направлении,
устанавливают элероны не в нейтральное
положение, а дают ручку в сторону, про-
тивоположную штопору. Такое положение
рулей не только не сокращает запаздыва-
ния выхода самолета из штопора, HO ycy-
губляет ero и даже меняет характер
штопора, создавая впечатление у летчика
о еще более быстром вращении. Да это и
неудивительно. Дав элероны в противо-
положную сторону вращения, летчик
создает еше большую разницу в под’ем-
ных силах крыльев, и, естественно, от
	Этого вращение не уменьшается, а увели-
	чиваетея. 00 этой ошибке надлежит всегда
помнить и при тренировке в выполнении
штопора не допускать ее.

Рули при` выводе следует давать так,
чтобы самолет без запаздывания прекращал
возшение и переходил в никирование. Пос-
ле этого можно начинать плавный, без
больших перегрузок. вывол. Не допуская
	_В совершенстве владеть штопором
на самолете-штурмовике.
	молета будет находиться к земной поверх-
ности под углом, близким к 90° или даже
большим, то-есть отрицательных  (положе-
ние «в»). В другом случае, когда самолет
сделает полный виток, угол наклона само-
лета, будет меньше, чем при нормально вы-
полняемом EDYTOM штоноре (положение
«г»).

Не зная. что из-за ввода на повышенной
	скорости штопор получился необычным, не-
готопые летчики и в дальнейших своих
	- KOTOPHIC JETS Ra и в де >>
действиях допускают ошибки. Одна отнибка
	опускается тогда, Когда производится не
самый штопор, а только срыв и Вывод
из него. В этом случае вывод самольта
соответствует положению «в». Летчик, по-
ставив рули на вывод, оказываетея в поло-
жении отвесного или даже отрицательного
пикирования. Это необычное при нормаль-
ном штопоре положение заставляет его вы-
бирать ручку управления на себя для ©0-
кращения потери высоты НА выводе. Cxo-
pocTh еще не успевает увеличиться, и са-
уолет неохотно выходит из пикирования,
	так как имеет очень большие углы атаки,
Достаточно в этом случае допустить неточ-
ность в движениях рулем поворота или
чрезмерно выбрать ручку Управления на
себя. как самолет снова может BOHTH B
штонор.

Желая потерять при выводе как можно
меньше высоты, аналогичным недостатком
страдают некоторые летчики даже при
нормальном штопоре. Вторая ошибка про-
тивоположна первой. Возникает ена У штур-
мовиков, выполняющих штопор до одного
витка и более. Когда самолет, заканчивая
первый виток штопора, занимает положе-
пе <г». У летчика, особенно ранее летав-
	Можно без преувеличения сказать, что
уверенность в пилотировании находится в
прямой зависимости от того, как летчак
овладел штопором, особенно в том случае,
если он летает на самолетах, которые 1103-
воляют выполнять фигуры высшего пило-
тажа.
	Только в совершенстве овладев штэно-
	DOM, летчивк будет смело увеличивать ди4-
	пазен скоростей своего самолета и уверен-
но выполнять пилотаж. Хотя штопор как
фигура в боевой обстановке штурмовиками,
	как. впрочем, и летчиками других Видов.
	авиации в период Отечественной войны, не
применялся, тем не менее пренебрегать им
нельзя.

Выполняя различные упражнения в в03-
духе, штурмовику приходится летать на
разных скоростях, а следовательно, и на
разных углах атаки — от малых до кри-
тичееких. Естественно, что чрезмерное
уменьшение скорости может привести К
непроизвольному срыву самолета в штопор.
Такие случаи могут быть у летчиков 6
невысокой техникой пилотирования и пло-
хой координацией движений рулями управ-
ления. Попав в штопор и не умея точно и
быстро действовать рулями на вывод са-
молета из него, такой летчик может ока-
заться в очень затруднительном  положе-
нии. Практика показывает, что не только
молодые пилоты, но и летчики с достаточ-
ным опытом при отработке штопора порой
допускают ошибки. Попытаемся разобрать
наиболее характерные\ из них,

Основная ошибка состоит в том, что при
	вволе в штопор летчик недостаточно пога-
тает скопость. Это, пожалуй, можно 00’ ac-
	нить, но, конечно, не оправдать тем, что
после тросселирования мотор» штурмовик,
	облалая значительной массой и, следова-
	тельно, инерткостью, очень медленно теря-
ет скорость. У летчика часто нехватает
терпения, чтобы дождаться соответотвую-
шей потери ее.
	Имея запасе скорости, летчик вводит Ca~-
молет в штопор < полунереворота. Ось што-
пора при таком вводе получается He BepTH-
кальной, & наклонной к земной поверхно-
	сти, и сама фигура напоминает  чт9-:9
среднее между нормальным  штопором и
неуправляемой ^ «бочкой». Это  приво-
	дит и к различному положению самолета
на траектории по отношению к горизонту.
При первом полувитке продольная ось Ca-
	( , 1 [КИ
полностью ручку на себя и не перевотит! ЧИРовочные прыжки с паралиютом. Лети
	энимательно наблюдали за опускающимся
на землю старшим сержантом Харитоненко,
совершившим пристрелочный прыжок, Рас
	15Нов чет был произведен точно.
	след за инструктором впервые прыгнуй
летчик-истребитель лейтенант  РВабичев,
Приземление у него прошло отлично,
заключение — учебно-тренировочных
прыжков инотруктор-парашиютист гвардии
капитан Акшель совершил показательный
	HOW 3 OHCTPDHPOBAB eT
BCTBOBATH и  затяжной прыжок, продемонстрио
	зилем EbICOROG ‹ мастерство в выполнения
всех элементов прыжка и приземления.
Г вардии старший лейтенант

i A. UIEMENEB.
	Е внимательно
самолет на критические углы атаки, BBI- на землю сл
зываюшщие авторотацию крыла.
	Опыт показал, что наиболее правильное
овладение штопором на самолете-штур-
мовике может быть достигнуто лишь ог.
	да, когда отрабатываются не только срыв в
штопор и вывод из него, но и самый ито.
	пор, как правило, до одного полного витка.
	Это дает возможноеть прочувствовать и   ЗАТЯж
изучить вее особенности этой фигуры как wees

‘
на вводе в нее, так и особенно на выволе.
	Подполновних И. АЛЕНОЕЕВ.