21 января 1950 г., № 2 (180).
	ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ
	По буржуазным источникам...
	Учебно-педагогическое издательство Мини“
стерства просвещения РСФСР выпустило в
1949 году вторым изданием хрестоматию «По
нашей Родине», утвержденную Министер-
ством просвещения РСФСР в качестве посо-
бия для учителей географии семилетних и,
средних школ. Авторы книги — тт. Кащен-
ко Б. П., Рауш В. А. и Юзефович Е. Ф. Pe
дактор — т. Солодянкина О. А.

Ознакомимся хотя бы только ес одной из
глав хрестоматии-—главой восьмой, расска-
зывающей о Латвийской ССР.

Напрасно читатель в этой главе будет
искать черты новой, советской Латвии.

Авторы «не заметили», что Латвия за. годы.
советской власти из аграрного придатка им-
периалистических стран, каким она была в
времена господства буржуазии, превратилась
в социалистическую республику с высоко-
развитой промышленностью, коллективизи-
рованным сельским хозяйством и развиваю-
щейся национальной по форме, социалисти-
ческой по содержанию культурой.

В противоречии с фактами авторы безапел-
ляционно утверждают: ва

«Большинство населения занято в сель-
ском хозяйстве. В промышленности и на
транспорте занято только около 1,6. проц.
всего самодеятельного населения.

Разница между городом и деревней в Лат
вии довольно резкая. Деревня здееь-—это
только сельское хозяйство, только сырье и
продовольствие. Город-это промышленность
и торговля».

Эти неизвестно где почерпнутые данные
и совершенно произвольные выводы‘ харак-
теризуют Латвию как типичную аграрную
страну и находятся в вопиющем противоре-
чии с советской действительностью. -

На самом деле, если обратиться ‘к стати-
стическим данным, то уже в 1948 году в про-
мышленности республики было занято
14 проц. самодеятельного населения, в строи-
тельстве, на транспорте и предприятиях овя-
зи-—8 проц., в торговле, коммунальном и жи-
лищном хозяйстве, а также в государствен-
ных учреждениях — 13 проц.

‚Таким образом, не 1,6 процента, а более
38 населения республики занято в отраслях,
не связанных непосредственно с сельским
хозяйством. Процент самодеятельного насе-
ления, занятого в промышленности ‘и на
транспорте, увеличился в 1949 г. еще болыше.
	Tak же невежественно пишут авторы и о
сельском хозяйстве республики, Уровень: ме-
ханизации сельского хозяйства Латвийской
республики характеризуется в книге фразой,
ЧТО «кое-где шумят тракторы МТС», а отсут-
ствие социальных сдвигов в латвийской де-
ревне подчеркивается следующей, ‘состряпан-
ной по образцам прошлого столетия карти-
ной: «В ландшафтах ‘Латвии о преобладают
поля и луга с важно стоящими на них аиста-
ми, с канавами, межами и длинными гряда-
ми камней, собранных с полей».

И это пишется о Советской Латвии в 1949
году, когда в республике проведена сплош-
ная коллективизация, когда навсегда исчезло
старое межевание земли и в сельхозартелях
вводятся травопольные севообороты, когда в
республике создано 78 МТС и на колхозных
полях работают тысячи тракторов, не-
‚ опровержимо свидетельствуя о неустанной
заботе большевистской партии и советского
правительства о нуждах колхозного кресть-
янства Латвии, о механизации сельскохозяй-
ственного труда, об организационно-хозяй-
ственном укреплении колхозов.

О городах Латвийской ССР авторы расска-
зывают явные‘ небылицы, Они уверяют, что
в маленьких городах Латвии «огурцы и тык-
вы иногда располагаются прямо на тротуаре,
а зрелые сливы и яблоки часто висят над
головой прохожих». Авторы утверждают, что
«городских электростанций, водопровода и
канализации в городах нет», но если все-таки
«во МНОГИХ домах виден электрический свет,
во многих домах есть своя канализация,
краны с холодной и горячей водой, ванна.
а также паровое отопление», то оказывает-
CH, что «электроэнергию получают от ветря-
ного двигателя, реже от электростанции в
Либаве».

Кто поверит этому вранью? Каждый ребе-
нок знает, что в городах Латвии огурцы и
тыквы растут не на тротуарах. Но вот город-
ские электростанции имеются. Кроме г. Риги,
они работают также в Лиепае,  Даугавпилсе,
Елгаве и многих других городах. В этих же
городах имеются и канализация и водопро-
вод. Авторы ни словом’ не` упомянули 06
энергетическом сердце республики — Кегум-
ской гидроэлектростанции, разрушенной не-
мецко-фашгистскими оккупантами и в корот-
кий срок восстановленной трудящимися Лат-
вийской ССР при огромной помощи братских
республик. А ведь именно Кегумская ГЭС
снабжает электроэнергией те города ‘респуб-
лики, которые не имеют своих электростан-
ций. Вот, оказывается, откуда свет в окнах
‘маленьких городов Латвии, а не от ветряков.

Характеризуя столицу Латвии-Ригу как
культурный центр, авторы упомянули лишь,
	что «тут находятся университет и политех-
нический институт». .

Не дав себе труда проверить факты, они
и не подозревают о том, что политехниче-
ский институт в Латвии уже не существует
более тридцати лет, а на его базе, еще в пе
риод первого установления советской вла-
сти в Латвии. в 1919 году, был создан Лат-
вийский государственный университет. Но,
кроме университета, за годы советской вла-
сти в Латвии ‘учреждена Академия наук
	.Аатвийской ССР. В Риге имеются семь. ву-
	зов, восемь театров, 25 кинотеатра, много
библиотек, клубов и Домов культуры. Об этом
авторы по непонятным причинам предпочли
умолчать.

Описывая состояние транспорта г. Риги,
авторы замечают, что «по городу бегут ма-
ленькие трамвайчики» И «на углах улиц —
извозчики, их много в Риге». Верные себе,
авторы нарочито подчеркивают остатки ста-
рого, но упорно не хотят замечать черт но-
вой, социалистической Риги.

Кстати, авторам не мешало бы знать так-
же, что г. Рига был освобожден Советской
Армией от фашистских оккупантов He в
1945 году, как это они утверждают, а 13 ок-
тября 1944 года.

Сталкиваясь на каждом шагу с нелепостя-
ми и извращениями фактов, невольно’ за-
даешь вопрос: «Да были ли авторы хрестома-
тии когда-нибудь в Советской Латвии и ее
столице Риге?» — :

Но ведь можно было бы, и не побывав на
берегах Балтийского моря, но добросовестно
ознакомившись с научной и периодической
литературой — се книгами, газетами и журна-
лами, в большом количестве издающимися
на русском языке в Латвийской ССР и
имеющимися во многих библиотеках Союза,
написать правдивую, интересную работу’о
Латвийской Советской Социалистической
Республике, о ее природе, экономике и куль-
туре, о ее народе.

днако авторы и редактор книги избрали
иной путь. Они, видимо, решили без лиш-
них хлопот воспользоваться первыми по-
павшимися им под руки ветхозаветными
справочниками и материалами о старой, бур-
жуазной Латвии и усердно переписали их
содержимое. .

В хрестоматии даются ложные сведения и
о природе Латвийской ССР. Авторы хресто-
матии «По нашей Родине» безапелляционно
	гишут: «Особенно хороша та часть Латвии,
	которую принято называть Ливонской Швей-
царией. Здесь, ‘на юго-западе. Латвии, мы ви-
дим на небольшом пространстве и горы, и

ущелья, и равнины».

Недопустимо уже одно то, ‘что часть тер-
ритории Латвийской ССР в советском yueb-
ном пособии именуется «Ливонской Швей-
царией», названием, которое было навязано
латышскому народу и которое давно уже вы-
шло из употребления. В Латвии, действи-
тельно, есть живописные места; однако на-
ходятся они не на юго-западе, а в районе
Сигулды, Кримулды и Турайды, т.е. Ва се-
веро-востоке республики.

Далее авторы с умилением рассказывают
о каком-то почти мифическом явлении при-
роды, наблюдавшемся якобы в районе
г. Вентспилс. Они пишут: «Здесь на откры-
том побережье иногда происходит любопыт-
ное явление, неизвестное в других морях.
В совершенно тихую погоду, даже без зыби,
внезапно с моря может налететь одна или
несколько крупных волн, выеотой до 2 мет-
ров. На минуту-две грохот прибоя взбудора-
живает все вокруг, а потом снова становится
тихо. Появляясь совершенно неожиданно,
такие волны могут наделать много бед. Они
срывают рыбачьи сети, опрокидывают лодки,
уносят с берега снасти, выложенные для про-
сушки. Рыбаки называют эти волны «зес-
бор». Природа их до сих пор еще не разга-
дана».

Скажем прямо: ни настоящее, ни предше-
ствующее ему поколение рыбаков-латышей
никогда ничего не видело ине слышало о
подобных. таинственных явлениях на Бал-
тийском море.

Нелепости, грубые извращения фактов и
заведомо ложные утверждения авторов хре-
стоматии по географии можно было бы при-
водить без конца, и не только из описания
Латвийской ССР, но и из других глав книги.

Ограничившись сказанным, позволим себе
выразить надежду, что Министерство про-
свещения РСФСР до конца разберется в
вышедшей и утвержденной им хрестоматии
«По нашей Родине» и положит предел вы-
пуску в свет псевдонаучной макулатуры под
видом научных пособий для учителей.
	<. ДЕГЛАБВ.
Председатель Госплана Латвийской ССР

Я. ОСТРОВ.
Заместитель председателя Совета

Министров Латвийской ССР.
К. ТОЛМАДЖЕВ.

Зам. зав. Отделом пропаганды и
агитации ЦК КП(б) Латвии.

правдивая кнша об Америке
		В США, в штате Кентукки, расположено
низкое, массивное здание Форта Нокс, в ко-
тором хранятся золотые запасы Америки.
Форт Нокс можно назвать священным ме-
стом, своеобразной Меккой всего канпитали-
стического мира Америки. Хозяева Форта
Нокс, господствуя в США, претендуют на
установление своего господства над всем ми-
ром. Они диктуют агрессивную, захватниче-
скую внешнюю политику правительству
США и устанавливают фашистский режим
внутри страны. Сегодня на жизнь всего ка-
питалистического мира падает зловещая тень
золота Форта Нокс, этой цитадели монополи-
стов Уолл-стрита.

«В тени Форта Нокс» назвал свою кни-
гу о современной жизни США прогрессив-
ный немецкий публицист Ю. Фридбах. Впер-
вые книга Ю. Фридбаха была издана в Бер-
лине  в конце 1948 года. В переводе‘на рус-
ский язык она выпущена Издательеством
иностранной литературы в 1949 году *. «Эту
книгу, — говорит автор,— следует рассматри-
вать как попытку нарисовать правдивую
картину жизни той. Америки, которая столь
часто «открывалась» европейцами и тем не
менее еще во многом осталась для них неиз-
вестным континентом» (стр. 21).
	В настоящее время реакционные империа-
листические круги США развертывают бе
шеную кампанию по восхвалению так назы-
ваемого «американского образа жизни»; для
этой цели они используют все средства про-
паганды— прессу, радио, кино, театры и т. д.
В рекламной шумихе вокруг американского
«рая на земле» усиленно топится всякое
правдивое слово о действительных условиях
жизни в Америке.
°Ю. Фридбах собрал богатый материал и
создал интересную книгу, которая опровер-
гает всю американскую лживую. пропаганду
и правдиво говорит о современной жизни
американского народа. «Верно,— говорит
Фридбах,— что Америка — богатая страна, и
для определенной части привилегированного
слоя американцев там действительно предо-
ставлены неограниченные возможности»
(стр. 18). Огромное же большинство амери-
канского народа живет совсем не так, как
это изображают и хотят предетавить амери-
канские политические деятели, печать и ра-
дио, купленные Уолл-стритом. Трудящиеся
массы США переживают тяжелые лишения
и нищету. Безработица, нищета и бесправие
широких слоев трудящихся, поошрение фа-
тштистских организаций — вот характерные
черты современной жизни Америки. «Явле-
ния,— говорит автор, — типичные для поли-
цейского государства: террор, аресты, уволь-
нение со службы, допросы, доносы стали по-
вседневными вещами в общественной жизни
Америки» (стр. 242).

На убедительных примерах Фридбах по-
казывает две Америки: ‘с одной стороны —
Америку владельцев гигантских монополий,
получающих миллионные прибыли, с другой
стороны—Америку эксплуатируемого народа.
«Контраст между богатыми и бедными всег-
да был велик в Америке, но в наше столетие
условия жизни в Америке окончательно раз-
веяли миф о всеобщем благополучии в этой
стране» (стр. 40). Этот контраст бросается в
глаза даже при беглом знакомстве с амери-
канской действительностью. Факты, приве-
денные в книге Фридбаха, говорят об обни-
шании и тяжелом экономическом положении
большинства американского народа.

Процесс обнищания и тот темп, в котором
он происходит, особенно усилился после
второй мировой войны. «Данные,— говорит
автор, — относящиеся к 1947 ‚ году, показы-
вают, что средний дохол одного американца
составляет 1.150 долларов в год». При
современной дороговизне на продукты пита-
ния и предметы первой необходимости в
США этот нищенский заработок обеспечи-
вает лишь полуголодное существование. Ны-
нений уровень цен в США потребовал бы
для семьи из четырех человек прожиточный
минимум, превышающий 5.300 долларов в
год. Но и эта сумма не спасала бы любую
американскую семью от нищенского образа
жизни.

Официальная статистика последних лет
показывает, что у огромного большинства
американского народа нет не только 5.300
	*# Ю. Фридбах. В тени Форта Нокс. Изда-
тельство иностранной литературы, 1949 г.,
стр. 291.
	« адение
	(Окончание. Начало на 9-й стр.)
	малеиптих деталей, в неи нет ни одного не
нужного жеста, ни одного ненужного взгля-
да. Мы видим перед собой зверя, загнанного
в берлогу. ` Временами ‘у него ноявляются
вспышки надежд, попытки цепляться за ил-
люзии. Потом новые спады — согбенная, по-
лупаралитическая фигура, больные глаза.
Точное изображение распадающейся лич-
ности.

Гитлер лихорадочно «руководит» обороной
Берлина. Он пробует заткнуть «дыры» слу-
чайными частями. Но оборона катастрофиче-
ски крошится.чае за часом. Входящие адъю-
танты несут только вести о продвижении со-
ветских войск. Весть о том, что происходят
споры между Черчиллем и Эйзенхауэром, вы-
зывает у Гитлера припадок надежд.

Фильм показывает ход наших войск. Тан-
ки, опережающие пехоту, штурмовые вол-
ны авиации, разрывы фауст-патронов. Ива-
нов и тысячи его друзей прогрызают оборону
немцев. Фильм дает точнейшие образцы пе-
хотного боя, уловки бойцов, их приемы.

И вновь возникает Кремль, где товарищ
Сталин следит за ходом боя. Анализируя
данные о наступлении, товарищ Сталин ви-
дит трудности лобового удара войск и при-
казывает фронтам Конева и Рокоссовского
начать операции в помощь 1-му Белорус-
скому фронту.

Лагерь заключенных в Германии, где люди
с надеждой ждут советские войска. Вновь мы
видим Наташу, в полосатом лагерном костю-
ме, изможденную. Фильм возвращает нас к
давней драме Алексея и Наташи, напоми-
нает всю тяжесть и горечь пройденного,
остро пережитого пути. Зритель с волнением
следит, подоспеет ли Алексей на помощь.
Композиция фильма дает все повышающееся
напряжение и ускорение хода событий. Дви-
	жение советских войск теснейше сплетается в
	се личными судьбами героев. Мы хотим,
страстно хотим спасения Наташи, встречи ее
с Алексеем, нас радует простота и ясность
сюжета, она передает одну из типичных
историй времен войны.

В лагере смятение. Немецкая охрана ме
чется, избивает заключенных. Русские за-
ключенные готовы вступить в бой, Наташа
ведет товарищей: «Не будем ждать смерти!
Идем на них». Немцы начинают расстрели-
вать заключенных в Упор. У ворот лагеря
наши бойцы, Алексей Иванов и его друзья,
они пробуют ломать ворота, но ворота не под-
даются. И тут возникает замечательный кадр
фильма. Подоспевший тяжелый советский
танк «ИС» проламывает ворота, протыкает
	долларов годового дохода, но и 1.00900 долла-
ров. Статистика не учитывает свыше 14 млн.
безработных и полубезработных, которые вы-
нуждены протягивать руку за `милостыней
на мостовых и в подъездах домов.

У американского рабочего нет никаких
надежд. на улучшение своего положения в
современных условиях. Если проанализиро-
вать действительное положение вещей, пи-
шет Фридбах, «то мы будем поражены тем
малым количеством реальных возможностей,
которым располагает подавляющее боль-
шинство американского народа... Сказка о
«неограниченных возможностях» звучит пря-
мо-таки комично’ для тех, кому известно со-
временное положение народа Америки». В
стране за последние годы невероятно выросло
число тех, которым нехватает заработка даже
на пропитание. Цены на предметы первой
необходимости, постоянно поднимавшиеся в
течение последних лет, поглощают большую
часть реального дохода населения.

Этот процесс повышения цен в США про-
должается, снижая и без того скудную реаль-
ную заработную плату рабочего. Если стои-
мость жизни американского рабочего по
сравнению с 1943 годом в 1948 году увеличи-
лась до 146 проц., то реальная заработная
плата упала за это же время до 83 проц. Вол-
на. повышения цен в США летом 1948 года
увеличила стоимость мяса, масла, рыбы и
других продуктов питания. Наряду с даль-
нейшим ростом цен на продукты повысились
цены на обувь, табак, электричество в сред-
нем от 10 до 20 процентов. Безудержное уве-
личение цен еще больше увеличивает обни-
щание значительной части американского
народа. Факты нищеты, безработицы и бро-
дяжничества в СИТА в настоящее время нель-
зя уже скрыть никакими подтасовками ста-
	тистики. Нью-йоркский журнал «Модерн
ревью» вынужден был „сделать следующее
признание: «Бросается в глаза, что мы в
	сравнении с нашими возможностями... очень
мало достигли в деле преодоления нищеты.
В стране, никогда не переживавшей ужасов
вражеского вторжения и создавшей во время
войны исключительную производственную
моптность, треть населения плохо обеспечена
	продуктами питания и одеждой и живет в
	совершенно неудовлетворительныл жилищшщ-
ных условиях» (стр. 5). Данные журнала
о плохом положении одной трети американ-
ского населения явно преуменьшены.
	Невозможно также скрыть и обогащение
кучки американцев, составляющих 87 ce
мейств и получающих, как пишет Фридбах,
157 млн. долларов дохода в год. Концентра-
ция богатств в руках неболышой кучки аме-
риканских архимиллиардеров достигла в
США небывалых размеров.
	В книге Фридбаха значительное место от-
водится описанию «заокеанской демократии»
и выборов высших законодательных органов.
Автор убедительно’ показывает, что так на-
зываемая «демократия» в Америке, покоя-
щаяся на конституции 11176 года, является
«законом» для привилегированного класса.
Для остального американского народа она
является документом бесправия и беззако-
ния. «Негр-фермер из. штата Миссисини,-—
пишет Фридбах,— по всей вероятности, толъ-
ко горько усмехнется, если ему скажут, чзо
федеральная конституция Соединенных Шта-
тов предоставляет ему полное равноправие с
белыми, а бедный кроппер (мелкий аренда-
тор-издольщик) из Южной Каролины с пре-
зрительной усмешкой примет к сведению тот
факт, что его дети наравне с детьми богатых
плантаторов должны проходить обязательное
обучение» (стр. 93),
	каждом из 48 штатов Америки суще
	ствует своя конституция. Б них предуемот-
	Вены многие «законы», иллюстрирующие
«американский образ жизни». Автор приво-
дит примеры некоторых законов из консти-
туций штатов. «Например, в штате Миннесо-
та под угрозой штрафа запрещается выве-
шивать мужское и женское белье на одной
и той же веревке. В штате Алабама супруг
имеет право наказать провинившуюся су-
пругу палкой» (стр. 94); в штате Невада кон-
ституцией предусмотрены легкие возмок-
ности для богатых на оформление развода
м т. д. Но во всех этих конституциях не ука-
зывается только один закон-закон о поли-
тических правах американского простого
народа.

В современной Америке власть целиком и
безраздельно принадлежит представителям
	Берлина»
	принес узникам спасение, свободу. Сцены
ликования, объятия, слезы, крики... В толпе
Наташа и Алексей не нашли друг друга.
	Снова рейхсканцелярия, Гитлер и его при-
ближенные вынуждены спасаться в бомбо-
убежище. С потолка летит штукатурка. Уда-
ры советских войск все сильнее и ощутимее.
Наконец, Гитлер и его свита опускаются
вниз: 8 метров железобетона над головой. На-
чинается последняя фаза «национал-социа-
лизма». Геринг предает Гитлера, Ева Браун
требует у Гитлера свадьбы. Доносят о появ-
лении русских в 200 метрах. Гитлер приказы-
вает затопить метро, хотя там скрываются
десятки тысяч берлинцев и раненых немец-
ких солдат. С необыкновенной силой дано за-
топление метро. Крики о помощи, проклятия,
а Гитлер в это время справляет свою свадь-
бу. Эти ецены развернуты в строгой реали-
	‚‘стической манере. Свечи. Мрачная музыка...
	Полупарализованный Гитлер с остеклянев-
шим взглядом. Ева Браун в минуту церемо-
нии берет яд, грубо закатывает одну ампулу
в кусок торта и пробует его на собаке. Та
сразу издыхает. Случайные немецкие солда-
ты заглядывают в убежище, они узнают, что
идет свадьба фюрера. Истерически смеясь, до
конвульсий, солдаты бредут обратно, на ру-
беж; их разносит очередной снаряд. Поки-
нувшая Гитлера секретарша, мать солдата,
бежит по улице, зовет сына, видит его трун
и, рыдая, падает на тело сына. Проклятие
Гитлеру. Эту трагедийную сцену сильно про-
водит артистка В. Анджапаридзе.

Продолжаются уличные бои в Берлине.
Брошенные Гитлером на произвол судьбы
генералы пробуют вступить в переговоры,
что-то выторговать в последнюю минуту. Но
требование советского командования неумо-
лимо: «Безоговорочная капитуляция». Сооб-
щение о самоубийстве Гитлера приходит в
Кремль. Сталин бросает замечание: «Как
гангстер, как проигравигийся игрок скрылся
от суда народов».

Идет предпоследняя часть фильма, бойцы
штурмуют рейхстаг. Среди них—Иванов, Зай-
ченко, Юсупов, Кантария, Егоров. Бойцы не-
сут вперед легендарное знамя Победы, падает
один, другой, но знамя несут и несут. Бой на
различных этажах, лестницах рейхстага. За-
сады, схватки. Динамизм и напряжение этих
сцен переданы мастерски. Наконец, знамя
взвилось над рейхстагом! «Ура» разливается
по всем плошадям и улицам. Бойцы, ликую-
щие лавины советских людей празднуют
победу. Стихийно возникают пляски. На ули-
цах Берлина танцуют советские солдаты —
представители народов СССР.
	Нал Берлином в сиянии майского солнца
	крупного капитала. Фридбах лазывает пред-
ставителей этой власти «незримым. прави-
тельством», находящимся на Уолл-етрите,
Крупный капитал через своих агентов-лоб-
бистов «выбирает» членов сената и конгрес-
са США, снимает и назначает министров,
определяет внутреннюю и внешнюю поли-
тику Соединенных Штатов. Выборы прези-
дента США, а также членов сената и кон-
гресса автор описывает, как пустую комедию
борьбы между двумя крупными партиями
капитала: республиканской и демократиче-
ской. В то время как рядовые избиратели‘и
даже члены этих партий обсуждают канди-
датуры «выбираемых» в правительственные
органы, жнебольшая кучка профессиональ-
ных политиков, так называемых партийных
боссов, за-закрытыми дверями‘ решает во-
прос о том, кто же на ближайшие четыре
года будет от данной партии кандидатом в
президенты» (стр. 113). Правда, иногда бы-
вает и так, что закулисные хозяева, дей-
ствующие через обе партии, не сумеют во-
время договориться между собой о кандида-
туре президента. Тогда наступает период го-
рячих споров и взаимных обвинений между
двумя партиями. Эти взаимные обвинения
И «раскрывают грязные сделки обеих партий
и показывают терпеливому американокому
	избирателю, что коррупция давно уже стала.
	обычным делом для обеих партий» (стр. 116).
Но какие бы внешние споры ни происходи-
ли между республиканцами и демократами,
результат бывает всегда один-—в правитель-
ство «выбираются» верные слуги’ крупного
монополистического капитала. «Господствую-
шгя клика американской буржуазии, — пи-
met Фридбах,— известная под названием
«1.000 американцев», ревниво следит за тем,
чтобы власть не ускользнула из их рук».
`В последние годы американские монополи-
сты обеспокоены не только заботами о сохра-
нении власти в своих руках, Их все больше
беспокоит вопрос о надвигающемся кризисе.
Из этого американский капитал. делает один
ВЫВОД, ЧТО «только новая война может спасти
нас» (стр. 154). Эта идея и определяет совре-
менную агрессивную политику США. Она же
заставляет монополистов Уолл-стрита приви-
мать усиленные меры к развитию фашизма
в США. «Политическое развитие США, -— пи-
шет автор,— за послевоенные годы ясно по-
казывает, что их руководящие круги очень
быстро скатываются к фашизму» (стр. 191).
Автор приводит убедительные примеры, по-
казывающие, что фашизм в США имеет до-
вольно старые корни и прочные традиции.
Опасность фашизма, нависная над амери-
канским народом,   подтверждается в книге
рядом фактов. из американской действи-
тельности. В современной Америке поло-
жение таково, что вся внутренняя жизнь
подчинена американской тайной полиции,
покрывшей своей сетью вею страну. «Доста-
точно человеку, — пишет Фридбах,— иметь
прогрессивно ‘настроенного друга, чтобы он
потерял не только место, но и свободу»
	(стр. 235). В США все, от сторожа деревен-
	ской почты и до члена кабинета министров,
теперь выслеживаются, просеиваются, оцени-
ваются, каждого прогрессивного деятеля на-
зывают «красным».
	В заключение своей книги <Фридбах опи-
сывает империалистическую . политику пра-
вящих кругов Соединенных Штатов Амери-
ки. «Сегодня, — нишет автор.— мир не питает
уже больше никаких иллюзий в отноше-
нии империалистической политики США»
(стр. 250). Автор правдиво показывает, что
весь мир в настоящее время раскололся на
две части, По одну сторону этой грани стоит
лагерь. мира и демократии, возглавляемый
Советским Союзом. По другую сторону нахо-
дится американский империализм, который
«вынужден собирать под свое звездное зна-
мя по ‘вёему миру весь мрак реакции и все
пережитки средневековья» (стр. 250).
	к лагерю мира и демократии все больше и
больше присоединяется передовых американ-
цев, активно борющихся против поджигате-
лей новой войны. К сожалению, описанию
прогрессивной части Америки Фридбах от-
вел в своей книге очень немного места.

Книга Ю. Фридбаха «В тени Форта Нокс»
содержит и недостатки, которые указаны. в
предисловии и редакционных примечаниях,
но в целом она будет представлять несо-
мненный интерес для широких кругов совет-
ских читателей.

М РЯКИН.
	а
	Москвы. Бойцы глядят. на него, устрем-
ляются ‘к аэродрому. С самолета сходит
И. В. Сталин. Ликующее «ура» сливается с
музыкой. Солдаты и офицеры, спасенные
иностранцы, освобожденные советские люди
приветствуют на всех языках человека, дав-
шего им мир, победу и свободу. Сталин е на-
родом. В толпе встретились, наконец, На-
таша и Алексей; потрясенная Наташа подхо-
дит к Сталину и, как дочь, целует его.
	Фильм «Надение Берлина» является собы-
тием большой важности в развитии совет-
ского искусства. Здесь метод социалистиче-
ского реализма раскрывает перед нами все
свое необычайное могущество. Глубокая пар-
тийность, простота и правдивость делают
этот фильм близким и. дорогим каждому
зрителю. Фильм утверждает великое стрем-
ление советского народа к миру, к готовно-
сти бороться за мир с любыми поджигате-
лями войны.
	Что особо хотелось бы выделить в этом
величественном произведении киноискусства?
Прежде всего образ товарища Сталина.
Артисту М. Геловани. эта роль удалась ред-
костно. Перед нами на всем протяжении
фильма бесконечно дорогой и близкий образ
отца народа, великого стратега и полководца,
творца Победы. Мы видим его — продолжате-
ля дела Ленина — в трудах, год-за годом, во
всякое время дня и ночи. Мы видим непоко-
лебимое спокойствие и выдержку своего
любимого вождя в самые критические мину-
ты, и мы видим его среди ликующего народа,
которому отдает он всю свою жизнь, весь
свой труд. , .
	Далее надо отметить ценнейший образ
Алексея Иванова. Талантливый артист
Б. Андреев создал сильный, проникновен-
ный, духовно богатый образ русского чело-
века, простого солдата Великой Отечествен-
ной войны. Рожденный 25 октября 1917 года,
сталевар Алексей Иванов, передовик, рабочий
и герой-солдат олицетворяет для нас поколе-
ние, воспитанное партией Ленина-— Сталина,
поколение людей сталинской эпохи. С лю-
бовью к Родине, к Сталину, чистый душой,
простой, скромный русский солдат олицетво-
ряет в фильме наш русский народ, за кото-
рый поднял евой тост великий Сталин в мае
1945 года. :
	Необходимо отметить цветовые качества
фильма. Краски у Чиаурели всегда полны
жизни. Он правдиво передает роскошь мир-
ного пейзажа: поле ржи, маки, детвору, небе-
са, передает. пожары боя, холод и сырость
гитлеровской рейхсканцелярии. Всему этому
немало помогли главный оператор Л. Косма-
тов, художники. В. Каплуновский, А. Пархо-
менко. С картинами фильма удачно соче-
тается хорошая музыка Д. Шостаковича.
	Советский зритель получил редкий пода-
	рок. Да ПТ он щедро и хорошо делу
нашего народа!
		НЧемарксистская лекция
	Всесоюзное общество по распространению
политических и научных знаний издало в
1949 г. тиражом в 145 тыс. экз. лекцию проф.
К. В. Базилевича «Прогрессивная роль Рос-
сии в политической жизни Европы».

Если судить по лекции проф. Базилевича,
то политическая история России и Европы
якобы состояла только из войн, династиче-
ских бракосочетаний, ‘бесед различных мо-
нархов с послами и т. д.

В лекции подробно рассказывается о де
сятках брачных союзов киевских и москов-
ских князей и о большом количестве войн,
многие из которых не имеют важного исто-
рического значения. При этом читатель дол-
	жен сам догадаться, почему, например, же
	нитьба Владимира Мономаха на Гите- доче-
ри англо-саксонского короля или же женить-
ба сына князя Ивана ПТ на дочери государя
Молдавии Стефана 1 являются фактами про-
грессивного влияния России ‘на политиче-
скую жизнь Европы. .

В 10 же время проф. Базилевич не. уде-
ляет должного внимания важнейшим собы-
тиям русской истории, оказавшим большое
влияние на политическую историю Европы.
Так, в лекции буквально в двух словах гово-
рится о присоединении Украины к Рос-
сии в середине ХУП века. Освобождение зна-
чительной части Украины из-под ига поль-
ской шляхты, оказавшее действительно про-
грессивное влияние на политическое разви-
тие Европы ХУИ века, выглядит у проф. Ба-
Зилевича менее значительным событием, чем
глупые проекты авантюриста Генриха Шта-
дена, которым уделена целая страница, или
зналогичные проекты англичанина Джона
Мерика. При этом читателю вновь предстоит
ломать голову над тем, какое отношение
«проекты» этих. авантюристов имеют к вопро-
су о прогрессивной роли России в политиче-
ской жизни Европы.

Игнорируя подлинную роль народов Рос-
сии и в первую очередь русского народа в
прогрессивном развитии Европы, проф. Ба-
зилевич приукрашивает многие. реакцион-
ные действия царизма. Так, безмерно вос-
хваляя всю внешнюю политику Екатери-
ны ПЦ, он явно не отличает объективно-про-
грессивных событий (присоединение к Рос-
сии Белоруссии, Правобережной Украины
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.
	и т. д.) от таких реакционных мероприятий
паризма, как подавление освободительного
движения в Польше, облегчившее раздел
польских земель в конце ХУ века;

Проф. Базилевич в своей лекции не yno-
минает о Радищеве, о декабристах, о Герце-
‘не, Белинском, Чернышевском, деятельность
которых имела большое международное зна-
чение.

Хронологически лекция проф. Базилевича
охватывает огромный период-—с древнейших
времен до 1945 г.— до окончания Великой
Отечественной войны. Однако лектор не счел
нужным показать, какое огромное междуна-
родное значение имело развитие револю-
ционного движения русского рабочего клас-
са, ни слова не говорит о том, что центр ре-
волюционного движения переместился в на-
чале ХХ века в Россию; что Россия стала
родиной ленинизма, Найдя возможным пере-
числить в лекции массу второстепенных с0-
бытий древности, проф. Базилевич ни слова
не говорит ни об одном революционном вы-
ступлении трудящихся‘ массе России. Он
умалчивает о революции 1905 года, которая,
‘как известно, имела большое прогрессивное
влияние на политическое развитие Европы,

Проф. Базилевич совершенно не говорит об
огромной, имеющей всемирно-историческое
значение деятельности большевистской пар-
тии. Чувство возмущения охватывает чита-
теля, когда он при чтении лекции проф. Ба-
зилевича видит, что ее автор умудрился на-
писать лишь полторы строчки о Великой
Октябрьской социалистической революции,
открывшей новую эру в истории человече-
ства, а о роли Советского Союза, его влия-
нии на развитие политической истории Ep
ропы и всего мира с 1917 по 1941 год вообще
ничего не сказал.

Проф. Базилевич не справился с зада»
чей — осветить прогрессивную роль нашей
страны в политической жизни Европы.

политических и научных знаний допустило
ошибку, издав немарксистскую лекцию проф.
Базилевича,

ь П. САВЧУК.

я знании нана
	РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
		их. как папиросную бумзгу. Советский Союз  идет мощный четырехмоторный самолет из
	Ь 00032,

_` Адрес реданции: Моснва, Старая площадь, дом 4, комн. 258. Телефоны: K 6-63-60, 03-30-52.