31 января 1950 г., №: 3

В Отделе пропеланды u auumayuu
IK BKIT(6)
	На совещании были отмечены серьезные
недостатки в работе институтов повышения
квалификации преподавателей марксизма-
ленинизма. В институты зачислены преиму-
щественно работники вузов центральных
областей страны. В институты мало при-
HATO заведующих кафедрами марксизма-
ленинизма, политической экономии и фило-
софии (всего 15 проц. к составу слушателей);
потребность же в повышении квалификации
этой группы работников очень велика.
	Имеются большие недостатки в учебной ра-
bore институтов. До сих пор утверждено
только 56 планов диссертаций из 211. Не все
слушатели институтов имеют научных руко-
водителей. Некоторые научные руководители,
будучи перегруженными работой в разных

местах, не оказывают серьезной помощи
диссертантам.
	Министерство высшего образования СССР
не организовало ученых советов институтов,
что отрицательно сказывается на всей работе
институтов и ведет к недопустимой затяжке
с рассмотрением тем и планов диссертацион-
ных работ. Московский Ленинградский и
Киевский университеты, на учебной и хо-
зяйственной базе которых созданы институ-
ты повышения квалификации преподавателей
марксизма-ленинизма, мало- оказывают помо-
щи этим институтам.
	Совещание рекомендовало Министерству
высшего образования СССР и ректоратам
университетов ряд мер по улучшению руко-
водства институтами повышения квалифика-
ции преподавателей марксизма-ленинизма.
	На днях в Отделе пропаганды и агитации
ЦК ВКП(б) состоялось совещание по вопро-
сам работы институтов повышения квалифи-
кации преподавателей марксизма-ленинизма.

На совещании были заслушаны и обсужде-
ны доклады директоров институтов повыше-
ния квалификации преподавателей марксиз-
ма-ленинизма при Московском государствен-
ном университете (т, А. Васильковой), при
Ленинградском государственном университе-
те (т. Н. Иванова) и при Киевском государ-
ственном университете (т. И. Шевченко),

Докладчики и участвовавшие в обсуждении
товарищи отметили, что институты повыше-
ма-ленинизма, созданные при Московском,
Ленинградском и Киевском госуларственных
университетах, полностью укомплектованы.
В них принято 320 преподавателей выс-
ших учебных заведений, в том числе более
200 сдавших кандидатский минимум и рабо-
тающих над кандидатскими диссертациями
по истории ВКП(б), политической экономии и
философии. В качеетве научных руковоли-
телей диссертантов в этих институтах при-
влечены квалифицированные преподаватели,
Так, например, научными работами слуша-
телей Института повышения квалификации
‘преподавателей марксизма-ленинизма при
Московском государственном’ университете
руководят 18 профессоров и докторов наук,
53 доцента и кандидата наук.

Для слушателей институтов регулярно чи-
таются лекции по важнейшим проблемам нау-
ки и техники, по вопросам внутренней и
международной политики СССР.
	О РАБОТЕ ИНСТИТУТОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
	ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МАРКСИЗМА-ЛЕНИНИЗМА
	Недобросовестный
рецензент
	Во Львове работает областной драматиче-
ский театр имени М. Заньковецкой. В Терно-
поле имеется свой драматический театр име-
ни Т. Шевченко. Львовский театр поставил у
себя на сцене пьесу А. Корнейчука «Макар
Дубрава», через год и Тернопольский театр
выступил с таким же спектаклем. Во Львов-
ском. театре роль Макара Дубравы исполнял
народный артист УССР В. Яременко.

«В игре этого замечательного мастера сце-
ны, — писала львовская газета, — столько
искренности, правды, человеческой простоты,
что невольно рождается сомнение: сцениче-
ский. ли это образ? Кажется, что перед нами
не актер, а живой, действительный Макар
Дубрава».

В Тернопольском театре роль Макара Дуб-
равы исполнял другой артист—0. Григораш.
Как писалось в тернопольской газете:

«В игре этого талантливого актера столько
искренности, правды, человеческой гростоты,
что невольно рождалось сомнение: сиениче-
ский ли это образ? Казалось, что перед нами
был не актер, а действительный Макар Дуб-
рава». , :

В пьесе А. Корнейчука Макар Дубрава ра-
зоблачает ошибки, которые совершает муж
его дочери -— Павел. Кругляк. Роль Кругляка
во Львовском театре исполнял артист В. Дан-
ченко. Как писала львовская газета:

«В. Данченко сумел воплотить замысел ав-
тора. Верно раскрывая ошибки и заблужде-
ния своего героя, его внутренние колебания,
В. Данченко умеет вызвать симпатии к Пав-
лу. В последней сцене зритель верит Кругля-
ку— Данченко, верит, что он исправит свои
ошибки». ;

В Тернопольеком театре роль Кругляка ис-
полнял не В. Данченко, а артист О. Свечка-
ренко, тем не менее, как утверждалось в
тернопольской газете:

«О. Свечкаренко сумел воплотить замысел
автора... и вызвать симпатии к Павлу, В по-
следней сцене зритель верит Кругляку-—
Свечкаренко, верит, что он исправит свои
ошибки».

Судя по рецензиям, которые мы цитируем,
тернопольцы во всем подражали своим львов-
ским товарищам. Они брали у них не только
хорошее, но и плохое.
	Во Львовском театре роль Артема испол-
нял артист Б. Мирус, а в Тернопольском —
артист А. Губский, и оба они, точно. сгово-
рившись: ©

«Не столько воплощали образ живого чело-
‚века, сколько позировали ‘и декламировали
на сцене... создав совершенно бесцветный и
невыразительный в спектакле образ сына Ма-
кара Дубравы — Артема».

Сильно не повезло в обоих спектаклях и
‘девочке Гане.

Как писала львовская газета, в исполнении
артистки Е. Юнг:

«Несколько неубедительно выглядит пере-
лом, совершающийся в а Гани. Как-
то неожиданно порывистая, с мальчишески-
ми склонностями девочка превращается в
тихую и спокойную».

В Тернопольском театре роль Гани испол-
няла артистка Л. Науменко, и если верить
местной газете, то и в ее исполнении:

«...Как-то неожиданно порывистая, с маль-
чишескими склонностями девочка превра-
щается в тихую и спокойную».

Возникает вопрос: зачем тернопольским
артистам понадобилось так копировать по-
становку Львовского театра? Неужели они не
могли создать свой собственный спектакль,
со своими, ни у кого не заимствованными
сцпеническими образами?

В том-то и дело, что никакого заимствова-
ния исполнители ролей Гани и Артема не
совершали. И что касается львовских и тер-
нопольских актеров, то они во всей этой воз-
мутительной истории являются не винова-
той, а пострадавшей стороной. Кто же, в та-
ком случае, виновник?

В двух соседних областных центрах есть
не только свои театры, но и свои газеты: во
Львове—«Львовская правда», в Тернополе —
«Вильне життя». Театры поставили два са-
мостоятельных спектакля, а редакции зака-
зали,статьи на эти спектакли одному‘и тому
же рецензенту—С. Завалкову. Сначала это
сделала «Львовская правда», а через’ год—
«Вильне життя». И С. Завалков быстро на-
кропал статейку сначала для «Львовской
правды» (12/ХТ 1948 г.), ‘а через год, заменив
в этой статейке фамилии львовских артистов
на тернопольских, он напечатал ее и в «Виль-
не життя» (1ИХИ 1949 г.).

Возмутительный факт. Возмутительно не
только поведение рецензента, вызывает удив-
ление практика работы редакторов обеих га-
зет, которые с непонятной легкостью так
дружно привлекают в качестве театральных
критиков недобросовестных людей,
		ХШ пленум правления Союза
‘советских писателей СССР
	детской драматургии и поэзии вопросы
трудового воспитания не нашли. еще должно-
го освешения. отметил доклалчик.
	Советская детская литература, сказал
т. Симонов, это здоровая и в верном направ-
лении растущая литература. Необходимо
лишь активно поддержать в ней наиболее
идейное, передовое, ненное и важное для
воспитания люлей нового обшества.
	На утреннем заседании 21 января пленум
заслушал содоклад т. А. Корнейчука «О со-
стоянии украинской детской литературы».
	Тов. А. Борнейчук дал характеристику
современному состоянию украинской литера-
туры. Он назвал имена крупнейших украин-
ских писателей, принявших активное уча-
стие в создании книг для детей, и имена
детских писателей.

Украинская детская литература хотя и до-
билась значительных успехов, но она имеет
и существенные недостатки: мало создано
произведений о труде, о школеи пионерской
организации, художественный уровень мно-
гих произведений детской литературы: недо-
статочно высок. Нет критических статей по
основным вопросам детской литературы,

За недочеты в детской украинексй. литера-
туре, сказал т. Корнейчук, в полной мере
несет ответственность руководство Союза
советских писателей Украины:

Вечернее заседание пленума 27 января, за-
	‚седания 28 января’и утреннее заседание
	29 января были посвящены прениям по до-
кладу т. Симонова и содокладу т. Корней-
чука.

Выступивший директор Детгиза ros.
К. Пискунов отметил, что детская литерату-
ра нуждается в помощи крупных советских
писателей, имеющих большой жизненный и
литературный опыт.

Тов. Самсонов (Свердловск) критиковал
деятельность ССИ за невнимание к разви-
тию детской литературы на местах и к подго-
товке кадров критиков.

Заместитель министра просвещения
РСФСР т. Л. Дубровина отметила, что доклад
т. Симонова носит печать спешки. В докладе
т. Симонова, правильно намечающем OCHOB-
ные линии развития советской детской лите-
ратуры, имелись, по мнению т. Дубровиной,
ошибочные положения: игнорирование специ-
фики детской литературы, недооценка темы
школы в детской литературе и противопо-
ставление темы школы теме труда.

В этом же направлении критиковали до-
клад т. Симонова председатель комиссии по
детской литературе при Союзе советских пи-
сателей т. М. Белахова, писательница
М. Прилежаева. Редактор газеты «Пионерская
правда» т. 3. Туманова отметила, что в. до-
кладе ничего не говорилось о роли пионер
ской организации и комсомола в воспитании
советских детей.
	В своем заключительном слове т. К. Симо-=
	Нов признал справедливость критики руко-
	водства Союза советских писателей за отсут-
ствие должного внимания к вопросам дет-
ской литературы.

Вчера, 30 января, на вечернем заседании
пленума с докладом «О задачах литератур-
ной критики» выступил генеральный секре-
тарь Союза советских писателей CCCP
т. А. Фадеев. :

Докладчик охарактеризовал путь развития
советской литературной критики. Под руко-
водством коммунистической партии были
разоблачены враждебные, антинародные
«теории» и направления в литературоведении
	‘и критике.
	25. января в Москве, в Центральном Доме
работников искусств открылся ХИТ пленум
правления Союза советских писателей СССР.
	Пленум открыл генеральный секретарь
ССП СССР т. А. Фадеев.
	На утреннем заседании 25 января были за-
слушаны доклад председателя Союза совет-
ских писателей Узбекистана т. Ш. Рашидова
«О состоянии ‘узбекской советской литерату-
ры» и содоклад заместителя генерального
секретаря ССП СССР т. Н. Тихонова «Успе-
хи и недостатки советской литературы Уз-
боекистана».
	Тов. Рашидов показал этапы становления
современной узбекской советской литерату-
ры и огромную роль исторических постанов-
лений ЦК ВКИ(б) по идеологическим вопро-
сам в развитии узбекской литературы.
	В настоящее время узбекская советская ли-
тература находится на подъеме. Тов. Раши-
дов отметил такие произведения узбекских
писателей, как роман Айбека «Ветер из Золо-
той долины», повесть ‘С. Ахмада «Родные
поля», поэмы А. Мухтара «На большом пути»
и «Сталевар», Мирмухсина «Уста Гияс», «Зе-
леный кишлак», драму Уйгуна «Навбахор» и
поэму лауреата Сталинской премии  Гафур
Гуляма «Иосиф Сталин», написанную к
10-летию со дня рождения вождя народов.

В своем докладе ‘т. Рашидов подверг кри-
тике Союз советских писателей СССР за
неудовлетворительное руководство работой
Союза писателей Узбекистана.

Выступивший с содокладом о современной
советской узбекской литературе т. Н. Тихо-
нов отметил общий подъем узбекской совет-
ской литературы за последнее время. Вместе
	с тем он подверг критике произведения, не
	верно отражающие жизнь трудящихся Узбе-
кистана.

Тов. Н. Тихонов сказал о неудовлетвори-
тельной работе секций ССП Узбекистана.

Основную часть своего содоклада т. Н. Ти-
хонов посвятил анализу произведений уз-
бекских писателей. Он. говорил о недостат-
ках многих произведений, авторы которых
используют наивные и устарелые конфлик-
ты.

Вечернее заседание 25 января и утреннее
26 января были посвящены прениям по до-
кладу и содокладу о состоянии узбекской
литературы.

Выступавшие единодушно отмечали успе-
хи, достигнутые узбекской литературой пос-
ле постановлений ЦК ВКП(б) по идеологиче-
ским вопросам.

Большинство выступавших критиковало
Союз советских писателей СССР за неудов-
летворительное руководство писательскими
организациями. страны.

Выступивший в конце прений секретарь
правления ССИ СССР т. А. Софронов  при-
знал, что секретариат ССП ‘и бюро нацио-
нальных комиссий плохо руководили рабо-
той республиканских союзов советских пи-
сателей.

На вечернем заседании 26 января с докла-
дом «О современном состоянии и некоторых
вопросах развития детской литературы» вы-
ступил заместитель генерального секретаря
Союза советских писателей т. К. Симонов.

Детская литература является неотъем-
лемой частью советской литературы, сказал
т. К. Симонов.

В решениях партии и правительства по во-
просам литературы и искусства; в специаль-
ных решениях по детской литературе, в ука-
заниях по вопросам советской педагогики и
школы дана развернутая программа разви-
тия советской детской литературы.

Перед детской литературой, как и перед
всей советской литературой, стоят задачи
воспитать активного строителя коммунизма.

Тов. Симонов подверг критике вредную
«теорию» об отсутствии у нас якобы детской
литературы, которая сводила всю советскую
детскую ‘литературу к нескольким именам
‘известных детских писателей — Маршака, Бар-
тб, Михалкова и Кассиля.

Тов. Симонов назвал ряд произведений
детской прозы, явившихся большим вкладом
в советскую детскую литературу: «Малышок»
И. Ликстанова, «Звездочку» И. Василенко,
«Село Городище» Л. Воронковой, «Стожары»
А. Мусатова; «Повесть о дружбе» И. Карна-
уховой, «С тобой товарищи» М. Прилежае-
вой, «Васек  Трубачев и его товарищи»
В. Осеевой, «Всегда вместе» О. Хавкина и
“другие.
	Выдающийся успех кинофильма
	Берлина»
	«Цаление
	С огромным успехом продолжает демон-
стрироваться на экранах кинотеатров и клу-
бов столицы и Московской области выдаю-
щееся произведение советского киноискус-
ства—цветной кинофильм «Падение Бер-
лина».

За десять дней фильм «Падение Берлина»
в Москве просмотрело более полутора мил-
лионов человек, а по области —свыше 800 ты-
сяч зрителей.

Ввиду огромного интереса, который прояв-
ляется к этому замечательному кинопроиз-
ведению, во многих кинотеатрах организова-
ны дополнительные киносеансы.

В крупнейших кинотеатрах столицы за де-
сять дней фильм просмотрело: в кинотеатре
«Ударник» — более 150 тысяч зрителей, в ки-
нотеатре «Родина» — 120 тысяч, в кинотеатре
«Форум» — 100 тысяч и т. д.

Во многих кинотеатрах Москвы и области
организуются коллективные просмотры филь-
ма рабочими и служащими промышленных
предприятий, учреждений, институтов, тех-
никумов, школ, а также колхозниками.

В Московской области фильм «Падение
Берлина» демонстрируется в 47 районных
	и промышленных городах — Коломне, Орехо-
во-Зуеве, Серпухове, Подольске, Ногинске,
Люберцах, Мытищах и др. :
Фильм «Падение Берлина» с огромным ус-
пехом демонстрируется также на экранах ки-

нотеатров. многих других городов Советско-
го Союза.
	БК настоящему времени Главное управле-
ние кинопроката Министерства кинематогра-
фии СССР уже отправило цветные копии это-
го фильма на Южный Сахалин, в города
Владивосток, Фрунзе, Сталинабад, Алма-Ату,
Ташкент, Ашхабад, Тбилиси, Ереван, Баку,
Кишинев, Ригу, Таллин, Вильнюс, Сверд-
ловск и многие другие.
	Везде, где идет это выдающееся произведе-
ние советской кинематографии, зрители ос-
тавляют свои взволнованные и восторженные
отзывы, приветствующие это подлинно народ-
ное и новаторское произведение киноискус-
	ства, свидетельствующее об идейно-творче-
	ской зрелости советского кино.

В настоящее время киностудии срочно дуб-
лируют фильм «Падение Берлина» на многие
языки народов СССР.
	Издание литературы к выборам в Верховный Совет СССР
	Госполитиздат выпустил тиражом в
300 тыс. экз. брошюру «Об итогах выполне-
ния государственного плана восстановления
	и развития народного хозяйства СССР в
	1949 году. Сообщение Центрального статисти-
ческого управления при Совете Министров
СССР».

Госполитиздат выпускает также массовым
тиражом брошюры: «Советское социалисти-
ческое общество», «Советское социалистиче-
зкое государство», «Единая семья советских
народов» и другие.

Ряд брошюр в связи с выборами выходит в
Профиздате, в издательстве «Молодая гвар-
дия». N\

Издание литературы в связи с выборами в
Верховный Совет СССР развернуто также в
областях, краях и республиках.
		лов редакции «Правды», прослушали ряд
лекций и бесед членов редколлегии «Правды»
по наиболее актуальным вопросам газетной

работы.

Редакторы прослушали также доклад о
международном положении и побывали в ря-
де музеев столицы.
	Б связи с предстоящими выборами в Вер-
ховный Совет СССР центральные издатель-
ства—Госполитиздат, издательства «Правда»,
«Известия» и другие — выпускают много.
массовой литературы. Всего в центральных
издательствах намечено выпустить 43 назва-
ния книг и брошюр общим тиражом около
40 млн. экз.

В Госполитиздате вышли работы товарища
Сталина: «Доклад о проекте Конституции
Союза ССР»; «Речи на предвыборных собра-
ниях избирателей Сталинского избиратель-
ного округа г. Москвы 11 декабря 1937 г. и
9 февраля 1946 г.» тиражом по 3 млн. экз.

В издательствах «Правда» И «Известия»
отпечатаны Конституция СССР тиражом в
	3 млн. экз. и «Положение о выборах в Вер-,
	ховный Совет СССР» тиражом в $8 млн. экз.
	ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
	Вчера закончилась производственная прак-
тика редакторов республиканских, краевых
	и областных газет при редакции «Правды»,
	организованная Отделом пропаганды и аги-
тации ЦК ВКП(б).

На практику вызывались 18 редакторов
местных газет. В течение 20 дней они подроб-
но ознакомились с работой основных отде
	Постановления ЦК ВЕКИ) по идеологиче-
ским вопросам оказали животворное влияние
на развитие советского изобразительного
искусства. Наши художники. успешно пре-
творяют в жизнь указания большевистской
партии, отображая в произведениях изобра-
зительного искусства. жизнь нашей страны,
героический труд советских людей. Выстав-
ка «Иосиф Виссарионович Сталин в изобра-
зительном искусстве», «Всесоюзная художе-
ственная выставка 1949 года» и выставки ра-
бот художников, организованные во’ многих
городах страны, с большой убедительностью
показывают неуклонный творческий рост
изобразительного искусства. Развивающееся
на основе метода социалистического реализ-
ма советское изобразительное искусство вы-
двигает все новых и новых мастеров жи-
вописи, скульптуры и графики, обогащается
новыми художественными произведениями.

Выставка «Иосиф Виссарионович Сталин в
изобразительном искусстве» на которой
представлены все лучшие произведения жи-
вописи, скульптуры и графики, показываю-
щие вождя и его неразрывную связь. с наро-
дом, наиболее ярко свидетельствует о боль-
ших творческих успехах советских худож-
ников..
	Тема о великих вождях В. И. Ленине и
И. В. Сталине занимает одно из главных мест
в творческой работе советских художников.

«В. И. Ленин и И. В. Сталин-—основатели
и руководители Советского государства» —так
назвали комплекс своих новых барельефов
скульпторы М. Бабурин, П. Бондаренко,
Л. Кербель, Г. Мотовилов, А. Файдыш-Кран-
диевский, В. Цигаль, Д. Шварц, работающие
под руководством ‘академика Н. Томского.
В скульптурных барельефах авторы BOC-
создают важнейшие исторические события в
жизни Советского государства, большевист-
ской партии, дают образы Ленина и Сталина.
Скульптурные барельефы «В. И. Ленин и
И. В. Сталин», «Выступление В. И. Ленина
У Финляндского вокзала», «Провозглаше-
ние советской власти», «Выступление
И. В. Сталина на Красной площади», «Вру-
зение ордена Победы И. В. Сталину», «По-
литбюро ЦК ВКП(б)», «Встреча победителей»,
«Социалистическая индустрия», «Социалисти-
ческое сельское хозяйство» отличаются реа-
листичностью и правдивостью изображаемых
событий. Авторы вложили в свои работы
огромный труд, большое профессиональное
мастерство. Высокая идейность произведе-
ний, хорошее качество исполнения, удачная
	Отметив ряд достижений советской крити-
ки, докладчик указал на ее существенные
недостатки и стоящие перед нею задачи. Он
напомнил о разрыве между литературоведе-
нием и критикой современной литературы, о
том, что мало появляется обобщающих статей
по коренным вопросам развития литературы.
А. Фадеев отметил, что среди части критиков
не изжита еше групповщина. В выступлени-
ях некоторых критиков и в работе руковод-
ства ССП, а также в журналах иногда замет-
ны проявления беспринципности.

Докладчик призывал к непримиримой борь-
бе`за ленинскую партийность; за изучение
жизни ‘и овладение мастерством идейно-
художественного анализа произведений ли-
тературы. ,

В заключение тов. Фадеев остановился на
той большой роли, которую играет. критика
в развитии нашей литературы.

Сегодня пленум продолжит свою ра
На утреннем и вечернем заседаниях со0-
стоятея прения по докладу тов. А. Фадеева.
	тины «Повесть о настоящем. человеке»
Е. Кацмана, «Указ о награждении» И. Гри-
нюка, серия портретов рабочих завода «Серп
и. молот» Г. Горелова, портрет Е. К. Михе-
евой, электросварщицы-стахановки завода
«Красное Сормово» худ. П. Котова.

Нельзя не отметить работы художников:
А. Абдуллаева — «Портрет Героя Социалисти-
ческого Труда Низарали Ниязова», В. Пузырь-
кова—«И. В. Сталин ма крейсере «Молотов»,
Д. Мочальского — «Они видели Сталина»,
М. Абегяна—«Выступление И. В. Сталина на
рабочем собрании в Тбилиси», Г. Сатель —
«Комсомольцы — строители Москвы. Каменщи-
ки», А. Кириллова — «А. М. Горький. читает
пьесу «На дне» артистам Художественного
театра», Т. Семенова — «Печальные вести»,
Е. Ильина — «Клятва краснодонцев»; рисунки
Б. Пророкова—«Вот она, Америка», И. Косми-
на- портреты А. Н. Туполева и В. Н. Бакше-
ева; скульптуры 3. Баженовой —«Портрет Ге-
роя Социалистического Труда Иргутаевой»,
3. Азгура — «Портрет Героя Социалиетиче-
ского Труда Е.  Лесничей» и А, Глебова -—
«Народный поэт Белоруссии Янка Купала».

Пейзажная живопись последнего времени
представлена удачными работами художни-
ков А. Грицая и В. Мешкова. Произведение
А. Грицая «Жигули» выполнено в лучших
реалистических традициях русского пейзажа.
Полная солнца и света, картина раскрываёт
перед зрителем богатейшую природу нашей.
великой Родины, берега богатырской русской
реки Волги. Известный пейзажист В. Мешков
представил на выставку одну из своих луч-
ших работ. Его новый пейзаж «Сказ об Ура-
ле» говорит о серьезной удаче автора. Ху-
дожник сумел с большой полнотой передать
красоту и прелесть суровой северной приро-
ды. Бесконечные горные массивы, покрытые
могучими хвойными лесами, теряющиеся в
безграничных синих далях, показывают
необъятные просторы советской страны.

Большое место в изобразительном искус-
стве занимает графика. Художники Кукры-
никсы показывают свои новые иллюстрации
к повести М. Горького «Фома Гордеев», ‘к ро-
ману Сервантеса «Дон Кихот Ламанчсекий» и
политические карикатуры. Кукрыниксы ‘с0-
здали в 1949 году серию полигических кари-
катур, злободневных по своему содержанию,
	направленных против англо-америвансвих
поджигателей новой войны. Карикатуры
Кукрыниксов получили широкую извест-
	ность. Они остро и беспощадно раскрывают
подлинное лицо империалистов, их злобу и
ненависть к Советскому Союзу. Эта серия
карикатур насыщена большим политическим

содержанием.
	(Окончание на 4 стр.)
	COLO

овые произведения советс!
	композиция ставят эти работы в число луч-
ших произведений советской скульптуры.

Бесспорным достижением советского изо-
бразительного искусства является горельеф
«Клянемся тебе, товариш Ленин...», создан-
ный скульптором Е. Вучетичем совместно со
скульпторами П. Фридманом, Г; Постнико-
вым и П. Яцыно. В горельефе запечатлен
величественный момент-И. В. Сталин про-
износит. клятву над гробом В. И. Ленина.
С болышой художественной силой передано
чувство ‘народа, сплотившегося вокруг
товарища Сталина, выделяются взволнован-
ные, запоминающиеся лица. Значительному,
глубоко идейному содержанию произведения
соответствует высокохудожественное, мастер-
ское его выполнение. Большая, важная тема
и созданные скульпторами образы убеждают
и глубоко волнуют зрителя. ‘

Значительное произведение, посвященное
К. Марксу и Ф. Энгельсу, создали украин-
ские скульпторы Е. Белостокский и Ю. Фрид-
ман. Скульптурная группа «Карл Маркс и
‹«ридрих Энгельс» отличается монументаль-
ностью, в ней глубоко раскрыт образ осно-
воположников научного коммунизма,

Запоминается работа ленинградских
скульпторов В. Пинчука и Р. Taypur
«В. И. Ленин и И. В. Сталин в Горках». Ав-
торы тепло и выразительно показывают со-
дружество двух великих вождей революции
Владимира Ильича Ленина и Иосифа
Виссарионовича Сталина.

Над образами В. И. Ленина и И. В. Сталина
успешно работают многие мастера советской
живописи.

Картина молодого украинского художни-
ка М. Хмелько «Триумф победившей Ро-
дины» воспринимается Kak торжествен-
ный гимн советскому народу, народу-
победителю и его гениальному вождю Иосифу
Виссарионовичу Сталину. 1945 год. Красная
площадь. На трибуне мавзолея Ленина
товариш Сталин среди своих соратников.
У мавзолея группа маршалов и генералов —
воспитанников сталинской военной школы.
Советские воины бросают к подножию. мав-
золея знамена поверженного врага. Картина
написана с исключительным мастерством.
Она передает’ торжественность обстановки,
глубину и правдивость изображаемых собы-
тий. Художник Д. Налбандян в карти-
	Радостное, приятное впечатление оставля-
ют картины украинского кудожника С, Гри-
горьева «Прием в комсомол» и «Вратарь». Они
показывают яркий талант, острую наблюла-
тельность, знание жизни, зрелое мастерство
художника. С. Григорьев стоит на правиль-
ных позициях. Картина «Прием в комсомол»
правдиво показывает нашу советскую моло-
дежь в самые волнующие, самые торжествен-
ные минуты ее жизни. Художнику ‘удался
образ юной школьницы, вступающей в ряды
ленинского. комсомола. Картина подкупает
своим жизнеутверждающим реализмом.

На художественных выставках представле-
но большое количество портретов знатных
людей нашей страны, передовых представи-
телей советской интеллигенции, стахановцев
промышленности и сельского хозяйства, Ге-
роев Советского Союза и Героев Социалисти-
ческого Труда. Живописцы и скульпторы в
своих новых работах стремятся создать глу-
бокие образы, раскрыть высокие моральные
качества советских людей, воспитанных пар-
тией Ленина Сталина.

Успешно работают над портретом худож-
ники В. Ефанов, С. Дудник, Ю. Кугач,
К. Максимов и В. Цыплаков. Хорошо реша-
ют проблему портретного жанра и другие ху-
дожники и скульпторы. В портрете Героя Со-
циалистического Труда колхозницы Е. С.
Хобты молодой украинский скульптор А. Ко-
валев дал яркую, правдивую характеристику
лучшей представительницы советской дерев-
ни, показал советского деятеля и новатора
сельского хозяйства. :

В картине «Вожатая» художник В. Мари-
упольский дает яркий образ юной комсо-
молки. С волнением она делает свой первый
отчет о работе руководимого ею пионерского
отряда,

Работа молодой украинской художницы
Т. Яблонской «Хлеб» показывает один из
важных моментов колхозной жизни — отправ-
ку хлеба с колхозного тока. Картина интерес-
на по композиции, отличается большим ма-
стерством и выразительна по колориту. Ху-
дожнице удалось изобразить пафое трула,
праздник обильного урожая. Эта работа ху-
дожницы Т. Яблонской является по сравне-
нию с ее ранними произведениями несомнен-
ным успехом, движением вперед,

Отличаются мастерством исполнения Kap
	 азобразительчого искусства
	не «Для счастья народа» изобразил заседа-
ние Политбюро ЦК ВКП(б). В центре карти-
ны- Иосиф Виссарионович Сталин. Его окру-
жают боевые соратники. Они обсуждаюг
сталинский план преобразования   природы.
Образ товарища Сталина передан художни-
ком с исключительной убедительностью и
силой. Это произведение является большим
вкладом в советское изобразительное искус-
ство. Несколько снижают художественную
ценность картины некоторые погрешности в
рисунке и однообразие в цвете.

Из работ последнего времени привлекает
внимание картина п. Соколова-Скаля
«И. В. Сталин в Туруханской ссылке». Ху-
дожник сумел создать яркий, правдивый об-
раз товарища Сталина в период его пребыва-
ния в Сибири. Художник идет по правиль-
ному пути, освобождаясь от присущей ему
ранее излишней декоративности и незавер-
шенности рибунка.

Необходимо отметить картины художников
П. Белоусова «Владимир Ильич Ленин сре-
ди делегатов 3-го съезда РКСМ», В. Орешни-
кова «В. И. Ленин и И. В. Сталин в штабе
обороны Петрограда», Н. Осенева «Октябрь
в Смольном», Н. Сысоева «В. И. Ленин и
Н. К. Крупская среди крестьян деревни Гор-
ки». В картине П. Белоусова запечатлена бе-
седа Владимира Ильича Ленина с делегатами
3-го съезда комсомола. Автор с большой теп-
лотой раскрывает образ вождя и показывает
юных воспитанников партии большевиков.
 П. Белоусов, молодой ленинградский худож-
ник, унаследовал лучшие стороны творчества
своего учителя, известного советского худож-
ника И. Бродского; однако П. Белоусову не-
обходимо упорно совершенствовать свое
мастерство, — однообразие цвета, излишняя
чернота и коричневый тон несколько обедня-
ют его произведение.

Среди картин на темы Великой Отече-
ственной войны выделяется произведение
«На Курской дуге» художника П. Кривоно-
гова. В ‘картине с огромной силой дан
апофеоз исторической битвы, показавшей мо-
гущество Советской Армии. Картина глубо-
ко правдива, отличается тщательностью ри-
сунка и превосходными живописными каче-
ствами. Художник П. Кривоногов продол-
жает лучшие традиции русской и советской
батальной живописи, Веренмагина и Грекова,