31 января 1950 г., №

“ee

3 (131)

ee ee

не следует верить
	Пользуясь своим / положением ученого.
Штернберг по заданию партии произвел
съемку не только района Пресни, как утвер-
ждает <. Зигель, а всей Москвы! Вообще оче-
видно, что весь раздел о Штернберге напи-
сан Ф. Зигелем «понаслышке» и не проверен
по первоисточникам.

Переходя к истории развития и современ-
ному состоянию советской астрономии,
<. Зигель сводит задачу к поверхностному и
ошибочному перечислению достижений по
отдельным разделам астрономии, совершенно
не вскрывая особенностей советской науки,
её идеологической направленности, ее связи
с народом и запросами народного хозяйства.
Почти ничего не сказано о боевом характере
советской астрономии, разоблачающей реак-
пионные идеалистические теории строения
вселенной.

Тяжелое впечатление оставляют «Приложе-
ния» Е основному тексту брошюры, содержа-
щие краткие сведения о советских обсерва-
ториях и справочный биографический мате-
риал о русских астрономах. В «Приложени-
ях» нет ни одного описания обсерватории, в
котором не было бы ошибок. Либо перечисле-
ны инструменты, которых в обсерваториях
никогда не было, либо даны неверные разме
ры инструментов, либо перечислены задачи,
разрешением которых описываемые обсерза-
тории не занимались, либо даны ошибочные
исторические справки. Непонятно, почему
пропущены обсерватории в Вильнюсе, Тарту,
Львове и Риге, которые имеют славную исто-
рию и успешно работают в общей системе
советских астрономических обсерваторий.
Краткие биографические сведения о русских
астрономах изобилуют ошибками. Не только
искажены даты жизни многих астрономов,
но некоторым из них приписаны неверные
имена и отчеетва, приписаны работы, кото-
рые они‘не выполняли. Так, например, Але-
ксандр Николаевич Дейч в брошюре назван
Андреем Николаевичем (стр. 53), Александр
Игнатьевич Лебединский назван Александ-
ром Ивановичем (стр. 55), В. А. Крату
(стр. 54) приписаны работы по звездной аст-
рономии, которых он не. имеет, среди работ
О. А. Мельникова (стр. 56) упомянуты второ-
степенные и не названы его главные работы
ит. д. В списке пропущен ряд крупнейших
советских астрономов, хотя упоминаются
многие менее значительные лица.

Брошюра издана тиражом в 25.000 экзем-
пляров. Изданием этой халтурной брошюры
мы обязаны Госкультпросветиздату, но кто
те рецензенты, которые дали брошюре поло-
жительный отзыв и рекомендовали ее к из-
	данию?
5 КУКАРКИН,.

ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ
	tonroc д
	Обзор писем из-за рубежа
	пропаганду, вдохновляет трудящихся капита-
листических стран на борьбу с угнетением и
бесправием.

Американец из Бруксайда пишет: «Я рас-
познал лживость буржуазной пропаганды о
Советском Союзе, убедился, что меня учили
неверно. У вас все имеют работу. У вас нет
дискриминации личности, поэтому каждый
может трудиться на пользу людям и своими
руками и своим разумом, как кто может.
Если ваша система коммунизма неправиль-
на, то так же неправилен тот факт, что солн-
це сияет днем, а не ночью. Я полагаю, что
коммунизм —единственная надежда человече-
ства. Однако здесь, в Америке, невозможно
придерживаться таких взглядов и одновре-
менно иметь работу, чтобы существовать.
Тот, кто здесь имеет способность мыслить,
кто обладает хоть искрой разума, очень ско-
ро убеждается, что эти чудесные дары при-
роды являются для него проклятием».

Романо Ч. из Милана, обращаясь к совет-
ским людям, пишет: «Я даже не знаю, с чего
начать, так много грустного! Мне хотелось
бы быть вместе с вами, жить, работать и ни
от кого не зависеть. А мы здесь только и ду-
маем с утра до вечера, как бы добыть себе
что-либо на пропитание, Мне 19 лет, но я вы-
гляжу уже стариком».

Из самых различных уголков земного ша-
ра, от людей разных убеждений и верований
идут вести о дальнейшем росте сил сторон-
ников мира, об их решимости сорвать пла-
ны поджигателей войны.

«У нас, в Америке, — пишет Вильям К. из
Вермонда,-— богатые паразиты продолжают
долбить нам о «железном занавесе» и о том,
какую якобы угрозу представляет для аме-
риканских рабочих советский народ. Но это
неправда».

«Мы слышим по английскому радио толь-
ко разговоры о военных пактах и клевету по
адресу Советского Союза и других стран,
управляемых народом. То же самое публи-
куется и в газетах, — пишет англичанка из
шахтерского поселка в Уэлсе, — но я сама мо-
гу думать за себя. У меня в прошлой войне
участвовало три сына, и они никогда не пой-
дут на войну. Они уже видели кое-что и зна-
ют, кто получил от этого выгоду. Некоторые
члены нашей семьи сложили свои головы на
чужой земле в войнах 1914 и 1939 годов. Боже
упаси, чтобы мои дети когда-нибудь отдали
свои жизни за спасение капитализма. Наш
долг, долг матерей, рассказать нашим детям
о причинах войн. Мы должны позаботиться
о том, чтобы никогда больше не было войны,
мы должны строить новый мир, рабочие дол-
жны добиться этого. Это в их силах. Ваша
страна с ее мирной политикой является све-
точем для всего мира. Этот светоч с каждым
днем сияет все ярче, исничто не ‘может за-
тмить его»,

«Я был в восхищении,-— пишет ирландец
из Вейфорда-Эйре,— услышав, что и у Рос-
сии есть атомная энергия. Это вырвет жало
У заносчивых американских тиранов».

«К несчастью для англичан, — пишет учи-
тель из Сассекса,— все издательства и орга-
ны печати, за исключением «Дейли уоркер»,
находятся в руках капиталистов, чье вели-
чайшее преступление заключается не только
в извращении, но и в замалчивании правды...
В то время как наша страна быстро катится
по пути экономического кризиса и катастро-
фы, мы с завистью смотрим на ваше плано-
вое хозяйство... Ваш пример вдохновляет нас
на борьбу за социализм, за единство рабоче-
го класса всех стран».

В письме из Венецузлы Федерико 5. Р. из
Каракаса пишет: «Мы боремся здесь против
враждебной Венецуэле наглой политики аме-
риканских империалистов. Империалисты
даже не скрывают своих черных замыслов,
цель которых — в еце большей степени ни-
звести нас до жалкого и позорного уровня
колониального придатка к их экономике, до
роли пешек в их престунных планах борьбы
за мировое господство. Но народ наш любит
великую Родину Ленина и Сталина. Мы ни-
когда не согласимся быть наемниками в
агрессивной войне против славного Советско-
го Союза и стран народной демократии. Мы
всей душой желаем. мира и будем за него
бороться».

Семья ФФ. из Обервилье (Франция) пишет
в коллективном письме: «Никогда мы не
сделаем из своей страны плацдарма агрес-
сии американских трестов, никому никогда
не удастся стереть в сердце французского
народа то чувство дружбы, которое мы пи-
таем к доблестному советскому народу. Со-
ветский Союз — это мир во всем мире, а ка-
питализм — это война и нищета».

«Знайте, дорогие товарищи, пишет фран-
цуз Л. из департамента Сены (Франция), —
	В Москву, в адрес различных советских
организаций ежегодно приходят из капита-
листических стран десятки тысяч писем.
Пишут рабочие и крестьяне, учителя и об-
щественные деятели, молодежь, честные,
простые люди из разных стран. В этих пись-
мах они делятся своими переживаниями,
пишут о горестях капиталистического раб-
ства, высказывают восхищение и радоеть по
поводу великих успехов и достижений совет-
ской страны — надежды трудящихся веех
стран, непоколебимого оплота мира, демокраз
тии и социализма.

Ниже приводятся выдержки только из не-
большой части тех писем, которые приходят
от слушателей московских радиопередач.

В письмах трудящиеся каниталиетических
стран с болью и горечью рассказывают о сво-
ей тяжелой и безрадостной жизни, о страш-
ном биче — растущей безработице, о насту-
плении реакции на остатки элементарных
человеческих прав, с постоянной неуверен-
ности в завтрашнем дне.

«Теперь мы прекрасно понимаем,— пишет
<. из Франции,— что до тех пор, пока будут
капиталисты, будут существовать нищета,
безработица и войны. У нае многие молодые
люди выброшены на мостовую и находятся
без работы. Вот что принес «план Маршалла»
нашей молодежи».

Не лучше положение в других странах,
	«облагодетельствованных» так называемой
«помощью» из-за океана. Вот что пишет
батрак из Сиены (Италия) «Мы, трудя-
	шиеся, имеем здесь безработицу, но и тот,
кто работает, находится почти в таком
же положении, как и безработные. Я, на-
пример, и мои друзья имеем работу, но
если в году 12 месяцев, то мы pabo-
таем всего 7, от силы 8 месяцев». Этот
батрак с горечью сообщает: «Мы потребовали
от хозяина повысить оплату, так как иначе
нельзя прокормить свои семьи. Хозяин от-
ветил: «Как вам угодно, больше я платить не
буду; если вам не нравится, можете ухо-
дить». Вот как к нам относятся крупные
землевладельцы! — заключает автор пись-
ма.— Мы, как рабочий скот».

Безработный Марио П. из Венеции ‘пишет:
«Я, как и многие другие итальянцы, не имею
работы с тех пор, как ушел с военной служ-
бы. Каждое утро мы сотнями стоим у фабрив
и ждем, чтобы хозяева дали нам работу, но
они смотрят на нас так холодно и безучастно,
как железная решетка у всегда закрытых во-.
рот. Положение ухудшается с каждым днем».

Голландец Ян ван дер М. пишет: «У нас
так: если тебе болыше 40 лет, тебя уже
никогда не возьмут на работу. Здесь многие
бедствуют. Ты плачешь от гнева, когда ви-
дишь, как поднимаются прекрасные банков-
ские здания в Роттердаме и «нет» материалов
для постройки плохих домишек рабочим.
Ежемесячно у нас тысячи человек заболева-
ют туберкулезом, и негде взять денег для ле-
чения, но для братоубийства в Индонезии.
денег хватает. Многие наши ребята предпо-
читают сидеть в тюрьме, чем убивать`в угоду.
Америке».

Мрачные факты приводятся в письмах из
США -—страны, которую империалисты пре
вратили в оплот мировой реакции.

«Условия жизни здесь все время ухудша-
ются,— пишут из Филадельфии, — растет, как
при фашизме, террор против всех сторонни-
ков прогресса, безработица возрастает еже-
дневно».

«Здесь, в Америке, — пишет Р. из Канады, —
нужно много и тяжело работать, чтобы зара-
ботать доллар. «Старики нам не нужны, их
место на свалке», —говорят фабриканты. Ста-
рым людям остается только одно — нищен-
ствовать. С каждым днем растет безработица,
и трудно сказать, чем все это кончится».

Наступление реакции в капиталистических
странах, просмотр корреспонденции, слежка
за «опасными» мыелями, террор сказываются
и на присылаемых письмах. Во многих пись-
мах авторы просят либо не публиковать их
фамилии, либо подписывают только свои
инициалы. Вот, например, характерное пись-
мо из Англии. «Опасаясь преследований лей-
бористского империалистического правитель-
ства, я,— пишет некто из Стрэтхэма,— к со-
жалению, не могу сообщить свою фамилию
или адрес, так как я безусловно потеряю
свою работу»,

«Не знаю, получите ли вы это письмо, по-
тому что тут, — пишет один рабочий из Ка-
нады,-— по отношению к СССР. действует. са-
мая строгая цензура». Об этом же сообщают
из Франции, из Западной Германии, из стран
Южной Америки, из США.

Письма: простых людей из-за рубежа пока-
зывают не только мрачную действительность
жизни трудящихся в странах капитала, они
говорят о горячих симпатиях трудящихся
всех стран к Советскому Союзу, они свиде-
тельствуют, что правда о Советском Союзе
проникает за рубежи сквозь все рогатки и
препоны, сокрушает лживую буржуазную
	Брошюра, которой
	Тосударственное издательство культурно-
просветительной литературы недавно выпу-
стило брошюру кандидата педагогических
наук Ф. Ю. Зигеля «Русские астрономы и их
работы (Материал для лекций)». Несомненно,
книга на эту тему нужна нашему лектору,
нужна каждому интересующемуся успехами
советской ‘астрономии. В имеющейся у нас
научно-популярной литературе вопросы ис
тории русской астрономии, значение русской
и советской астрономии в формировании
материалистических взглядов на природу и
ее развитие освещены недостаточно и; к <о-
жалению, во многих случаях совершенно
неудовлетворительно. Брошюра Ф. Зигеля не
только не способствует устранению этого
недостаткавно наносит прямой вред, посколь-
ку дает читателю неправильные сведения O
русской астрономии и ее деятелях.

Начинается книга с утверждений, что «сот
ни лет назад в древней Руси особенной по-
пулярностью пользовалась система мира,
созданная в УТ веке византийским монахом
Козьмой Индикопловым... Наряду с этим на
Руси в МУ-ХУ веках получила развитие
занесенная с Запада лженаука - астроло-
rus». К этим фактам Ф. Зигель сводит всю
историю развития астрономических представ-
лений русских вплоть до эпохи Петра Нер-
вого. Утверждения Ф. Зигеля являются
неправильными. Памятники материальной
культуры, литературные памятники XI-
ХУТ веков, русские летописи изобилуют све-
дениями, свидетельствующими о присталь-
ном внимании и глубоком интересе русских
к небесным явлениям. Вопреки утверждению
<. Зигеля, астрология на Руси не получила
никакого развития.

Достижения советской астрономии пока-
заны в брошюре Ф. Зигеля слишком ску-
по и схематично. В описании деятель-
ности М. В. Ломоносова, В. Я. Струве,
<. А. Бредихина и других основоположников
современной русской астрономии допущены
ошибки. Ломоносов, как ‘известно, впервые
сформулировал закон сохранения материи и
движения. Ф. Зигель сводит закон Ломоносо-
ва только к принципу сохранения материи.

Неудачно описано значение работ В. Я.
Струве в области изучения двойных звезд.
Забыты фактический основатель школы ает-
рономов в Казанском университете Лобачев-
ский и его сподвижник Симонов. Грубо оши-
бочно дана биография первого астронома-
большевика П. К. Штернберга. Так, Ф. Зи-
гель сообщает, что в дни декабрьского Loc
стания 1905 года на Пресне Штернберг ока-
зывал помошь восставтим, хотя известно,
что Штернберг вернулся из продолжительной
поездки за гранипу лить в янзаре 1906 года.
	что никогда французские юноши не пойдут
на смерть за королей доллара»,

Итальянец Люизо Н. пишет; «Миллионы лю-
дей мечтают о том, чтобы покончить © гни-
лым капитализмом, Демократические силы
сильнее богачей -—поджигателей войны, и их
не победит ни холодная, ни горячая война.
Мы всё будем защищать от всяких случай-
ностей нашу родину и Советский Союз —
родину всех трудящихся».

«Дорогие друзья! Я крестьянин, был в пле-
ну в СССР,— пишет итальянец Рапаро Л.,—
и никогда не забуду того, что Узнал в вашей
великой стране, Я узнал всю правду, за ко-
торую всегда буду бороться. Свет учения
нашего великого учителя Ленина и его
великого продолжателя Сталина озаряет весь
мир».

Вот письмо из маршаллизованной Норве-
гии Арнольда К, из Осло. Он пишет: «Я верю,
что рабочий класс всего мира вместе с наро-
дом Советского Союза отразит поджигателей
войны и эксплуататоров и даст им понять,
что мир принадлежит трудящимся. Напрасно
поджигатели войны стараются разжечь нена-
висть среди норвежского народа против
СССР. Поджигатели войны проиграют и на
этот раз».

Сравнивая положение в Германской демо-
кратической республике и в занадных зонах
Германии, Сусанна Л, из Дрездена пишет:
«У нас каждому дается возможность рабо-
тать для лучшего будущего, и Россия помо-
гает нам отстраивать фабрики, а что дают
немцам западные державы? Массовую безра-
ботицу. В западных зонах Германии сейчас
сотни тысяч безработных и еще больше го-
лодающих людей». «Наше самое горячее же-
лание — мирное и дружное сотрудничество с
Советским Союзом», — пишет Рут П. из Аума.

Во многих письмах, получаемых из-за ру-
бежа, сквозит настойчивое стремление тру-
дящикся сорвать планы поджигателей новой
войны, готовность бороться за мир.
	«Я считаю большой честью подвергнуться
преследованиям за мои политические взгля-
ды, за поддержку вашей справедливой поли-
тики мира», — заявляет Д. ее из Ливер-
пуля.

«Я горжусь тем, что сочувствую коммуни-
стам,— пишет Висенте Г, из Aac~Buaeca
(Куба).— Если американские поджигатели нат
вяжут народам новую войну, мы готовы ве-
сти войну против них и будем вести ее до
полного^их уничтожения. Пусть они знают,
что на Кубе имеется много людей, готовых
бороться против них вместе е вами».

Жан Э. из Варшена (Бельгия) пишет: «Со-
ветский Союз зорко стоит на страже мира. В
этой благородной миссии ему окажут под-
держку все трудящиеся бельгийцы».

В письме из Португалии, дошедшем благо-
даря каким-то счастливым стечениям обстоя-
тельств, автор пишет: «Без СССР и его вели-
ких деятелей, его славной армии, всего со-
ветского народа, идущего вперед под гени-
альным руководствсм самого любимого из
людей, великого и дорогого Сталина, не было
бы надежды на лучшее будущее. СССР про-
водит политику, отвечающую интересам
народов»,

Успехи и достижения Советского Союза в
области хозяйственного и культурного строи-
тельства, рост благосостояния советского
народа вызывают законную радость трудя-
щихся за рубежом, гордость за нанту страну,
показывающую своим примером путь выхода
из бед и несчастий капитализма.

Группа. алжирцев в своем коллективном
письме, выражая сокровенные чаяния мил-
лионов людей, пишет: 7

«Для угнетенных народов товарищ
Сталин —: надежда на освобождение. Он
самый великий строитель мира во всем ми-
ре. Мы любим товарища Сталина Tak me, Kak
и весь великий советский народ. М все мы,
пролетарии, прогрессивные люди, находимся
в одних рядах с Советским Союзом. Мы гото-
вы в любой момент защищать Советский
Союз и страны народной демократии»,
	В коллективном письме французов из де-
партамента Коррез говорится: «Будучи ци-
таделью свободного мира, Советский Союз
высоко и ‘уверенно несет величественное
знамя коммунизма, знамя молодости всего
мира. Он представляет собой реальную и
непобедимую силу рабочего класса и всех
народов земного шара, идущих к прогрессу
и свободе. Мы с вами в великой битве за мир
и счастье».
	Нисьма простых, честных людей из-за ру-
бежа полны проявления искренней дружбы
и горячей любви к Советскому Союзу — оте-
честву трудящихся всех стран. Они наглядно
подтверждают, что народы не хотят войны и
в состоянии обуздать империалистических
поджигателей войны, сорвать их заговор про-
тив мира, против свободы народов.
	М. БУРНОВ.

<<<,
	А, ед
	Своевременно доставлять газеты
		По материалам зазеты «Иультура и жизнь»
		вития эБономики и пгланпирования в стравал

народной демократии. Намечен ряд тем, по-
священных анализу общего кризиса капита-
лизма и разоблачению агрессивной политики
империалистических государетв и современ-
ных буржуазных экономических теорий.
Принимаются меры по расширению автор-
ского актива журнала и улучшению работы
с авторами. Намечены также меры к своевре-
менному выпуску журнала в свет.
	Авторы опубликованной в газете «Буль-
тура и жизнь» статьи отмечают неточность
одной формулировки в статье С. Демидова
«Подъем сельского хозяйства и мичуринская
агробиология», однако следует заметить, что
в целом статья т. Демидова является пра-
вильной.
	Редакнионная коллегия журнала «Плано-
вое хозяйство» обсудила статью «Улучшить
журнал «Илановое хозяйство», опубликован-
ную в газете «Культура и жизнь» № 1 за
1950 год, и признала правильной критику, ко-
торой подвергнут в этой статье журнал.

Редакционная коллегия принимает необхо-

димые меры по улучшению журнала, по
повьииению его теоретического уровня. В
		ваются систематическое освещение и обобтие-
ние на страницах журнала опыта планиро-
вания, выявление резервов роста народного
хозяйства и критика недостатков в работе
плановых органов. На страницах журнала
также будут освещаться вопросы методоло-
гии, планирования народного хозяйства, раз-
	Обсудив письмо в редакцию под названием
«Книга с грубыми ошибками», опубликован-
ное в газете «Культура и жизнь» 11 января
1950 года, редакционное совещание Государ-
ственного издательства географической ли-
тературы считает, что в книге В. Л. Котель-
никова «Преобразование природы степи и ле-
состелья» действительно имеются грубые по-
	ЗРедколлегия журнала «Архитектура и
строительство» обсудила статью «В стороне
от важных задач», опубликованную в газете
«Культура и жизнь» № 32 за 1949 г., и
целиком признает, что газета совершенно
правильно указывает на основные недостат-
ки журнала,

Журнал «Архитектура и строительство»
ее не стал боевым органом советской архи-
тектуры, слабо разрабатывает м освещает
коренные проблемы советской архитектуры
и строительства, он еще мало связан с
жизнью, не ведет должной борьбы за разви-
тие архитектуры ‹социалистического реализ-
ма, против формалистических и других из-
вращений в архитектуре.
	газет до следующего дня. Например, 21 янва-
ря мы не получили газету «Правда», 22 ян-
варя не получили ни одной центральной га-
зеты.

Такое положение с доставкой газет в под-
московные города нельзя считать нормаль-
ным. Органам связи необходимо навести по-
	рядок в этом деле.
С. ФИЛИМОНОВ.
г. Серпухов.
	Город Серпухов находится недалеко от Мо-
сквы. Через него проходят ежедневно десят-
ки поездов, идущих на юг страны, и семь
местных поездов Москва -— Серпухов. Кроме
того, между Серпуховом и Москвой имеется
автомобильное сообщение. ИМ вот, несмотря
на это, московские газеты часто не попадают
в Серпухов в день их выхода в свет. За ко-
роткий период времени было уже 16 случаев
задержки доставки в Серпухов центральных
		литические ошибки,
ЕНИГИ.
	что признал- и авто
	Совещание обратило внимание всех редак-
торов на необходимость повышения полити-
ческой бдительности в их работе и, в част-
ности, более критического отношения к ре-
цензиям на рукописи.
	В ряде отделений Союза советских архи-
текторов в Ленинграде, Ташкенте, Риге и
других крупных центрах будет проведено
обсуждение работы журнала и выделены об-
щественные = корреспонденты; разработан
план теоретических и критических статей, к
работе над которыми привлекаются видные
архитекторы различных городов страны,
планировщики, строители и научные работ-
ники.
	Редакционная коллегия также обсудила и
наметила необходимые мероприятия по улуч-
шению полиграфического качества журнала
«Архитектура и строительство»,
	Елце не изжито влияние импрессионизма в
работах наших екульпторов. Иепользуя для
работы глыбу мрамора, отдельные скульпто-
ры в погоне за внешним эффектом, ориги-
нальностью оставляют скульптурное произве-
дение. незавершенным. .

Произведения, представленные на Всесоюз-
ной художественной выставке 1949 года,
обсуждались на совещании, организованном
Комитетом по делам искусств при Совете
Министров СССР и Академией художеств
СССР. Однако это обсуждение не было под-
готовлено должным образом. Докладчики не
сумели дать правильную оценку большин-
ству произведений, занявшись восхвалением
ряда работ, независимо от их качества. Об-
суждением воспользовались и сторонники
формализма для огульного охаивания работ
художников-реалистов, для рекламы форма-
листического творчества.

Академии художеств СССР и Оргкомитету
Союза советских художников СССР следует
вести более решительную борьбу с всевоз-
можными проявлениями буржуазных влия-
ний в искусстве. Нерзэдко отдельные критики-
искусствоведы в оценках произведений
исходят из вкусовых, эстетских момен-
тов; они рассматривают цвет, композицию и
рисунок не как средства, выражающие идею
темы, а как самоцель. Надо покончить с по-
добной оценкой произведений. Произведение
искусства не может быть художественно пол-
ноценным, если в нем решена одна из задач:
или цвет, или рисунок, или композиция,
Рисунок, цвет и композиция являются сред-
ствами выражения, при помощи которых
художник решает основную задачу-как
можно правдивее, полнее и глубже раскрыть
идейное содержание темы,

Критика и самокритика слабо развернута
среди художников, еще до сих пор в оценке
того или иного художественного произведе-
ния играют большую роль приятельские от-
ношения. Широкая, принципиальная крити-
ка и самокритика, являющаяся необходимым
условием дальнейшего роста реалистическо-
го искусства, должна помочь нашим старым
и молодым, крупным и начинающим худож-
никам преодолеть недостатки в своем твор-
честве, создавать полноценные, высокохудо-
жественные произведения.

Задача советских художников — закрепив
достигнутые успехи, стремиться еще глубже,
еще ярче показывать кипучую многогранную
жизнь советского народа, его борьбу за по-

строение коммунизма.
А. КИСЕЛЕВ.
		Новые произведения советского
изобразительного искусства о
	(Окончание).
	иерное нагромождение второстепенных пред-
метов, мало связанных между собой, делает
произведение неправдивым и антихудоже-
ственным, ‘

В работе А. Дейнека «На просторах под-
московных строек» намечаются некоторые
попытки перестройки художника, однако он
все еще не освободилея от формалистических
влияний, которые до сих пор пытается вы-
дать за особенность своего творческого по-
черка. В его картине «На. просторах под-
московных строек» не показан пооцесе дей-
ствительной, реальной стройки, композиция
картины надуманна, лица и фигуры людей
статичны. Художник плохо знает жизнь лю-
дей, которых попытался изобразить в своей
картине.
	Серьезными пороками страдает картина
художника С. Герасимова «Колхозный уро-
жай». В ней нет подлинного пафоса труда,
не показано колхозное изобилие. О людях
колхозной деревни художнику, оказалось,
нечего сказать, и он, повторяя свои прежние
ошибки, занялся в картине разрешением
чисто «живописных» задач.
	В работах художника Ю. Пименова «У па-
рома», «На молотилке», «Облака» также ска-
зывается влияние формализма. Манерность и
эстетский подход к разрешению темы, пого-
ня за внешней красивостью приводят ху-
дожника к неудачам.
	А. Лактионов, создавший в 1947 году Kap-
тину «Письмо с фронта», заслуженно поль-
зующуюся большим успехом у зрителей, на
выставку 1949 года представил новое произ-
	‚ведение «Вновь я посетил...х». Напрасно было
	бы полагать, что секрет законченности ху-
дожественного произведения лежит только в
технической его отделке. Одна техническая
отделка картины хотя и очень важна, но
еше не делает произведение значительным.
Этого, видимо, не учел художник в картине
«Вновь я посетил...». Здесь есть все — и де-
ревья с тщательно выписанной корой, покры-
той мхом, и опавшие листья, сучки и ветки
на песчаной дорожке, но нет главного —
Пушкина. Художник не дал глубокого, прав-
дивого образа великого поэта. С картины
смотрит безвольный, утративший интерес к
жизни человек. А. Лактионов не сумел разре-
шить взятую тему,
		Наиболее значительными произведениями
Кукрыниксов являются иллюстрации к пове-
сти Горького «Фома Гордеев». По своему
идейному содержанию и уровню художе-
ственно-профессионального мастерства этот
цикл иллюстраций стоит в ряду лучших до-
стижений советской графики.
	С серией политических карикатур удачно
выступает известный карикатурист Б. Ефи-
MOB. Ero карикатуры отличаются большой
выразительностью, остротой и актуально-
стью тем. Б. Ефимов дает беспощадную и
уничтожающую критику поджигателей новой
войны, раскрывает их подлинное лицо.

Следует отметить, что на выставке имеет-
ся большое количество произведений моло-
дых талантливых художников. Это — положи-
тельное, радостное явление.

Всесоюзная художественная выставка
1949 года является бесспорным достижением
советского реалистического искусства. Вме-
сте с тем выставка свидетельствует также
и о целом ряде серьезных недостатков в об-
ласти живописи, скульптуры и графики.
Изобразительное искусство все еще отстает
от темпов социалистического строительства.
Отдельные художники недостаточно изучают
жизнь, не всегда умело раскрывают истин-
ный характер советских людей. На выставке
имеются слабые, незавершенные работы, не-
брежные по исполнению, Некоторые худож-
ники до сих пор еше не освободились до
конца от рецидивов формализма, от вредных
явлений импрессионизма, натурализма и
других буржуазных течений в искусстве.

Не сумел правильно разрешить важную
тему своей картины художник А. Пластов,
В картине «Колхозный ток» художник Ув-
лекся по существу поверхностными впечат-
лениями. Главное внимание он сосредоточил
не на изображении людей и их труда, а на
ярких, ничего не‘выражающих пятнах. Тема
колхозного труда в картине не раскрыта. На
переднем плане бросаются в глаза неесте-
ственно красная рубашка‘ молодого колхозни-
ка и рыжий бык в упряжке, как будто это яв-
	ляется наиболее характерным для разрешс-
	ния темы труда в колхозной деревне. Чрез-
		«ПОВЕРХНОСТНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ПАРТИИНОЙ УЧЕБЫ»
	Редакция газеты «Горьковская коммуна»,
обсудив 0б30р «Позерхностное освещение
партийной учебы», помещенный в газете
«Культура и жизнь» 11 января с. г., считает
критику недостатков «Горьковской коммуны»
совершенно правильной.

Обзор справедливо указывает, что газета
поверхностно осветила первый день занятий
в кружках и политшколах, не опубликовала
в помощь пропагандистам необходимых ста-
тей и консультаций по методическим вопро-
сам, не использовала возможностей по при-
влечению квалифицированных пропагандист-
ских сил к освещению вопросов партийной
учебы.
	Для устранения недостатков в освещении
вопросов партийной учебы намечен ряд ме-
роприятий, направленных на повышение
качества работы партийного отдела редакции.

Решено шире привлекать партийный актив,
пропагандистов, работников кафедр марксиз-
ма-ленинизма вузов к участию в освещении
вопросов партийной пропаганды в газете.
При редакции созван семинар собственных
корреспондентов «Горьковской коммуны». На
семинаре перед собкорами поставлен вопрос
о глубоком изучении состояния пропаган-
дистской работы, о критике недостатков и по-
казе положительного опыта на страницах га-
зеты.
	Ло следам неопубликованных писем
	В письме в редакцию газеты «Бультура и
жизнь» корреспондент областной газеты
«Гомельская правда» Я. Федоренко сообщал,
что местные организации никак не могут до-
биться получения нужного количества ши-
фера для ремонта здания клуба Гомельского
стеклозавода,

Редакция газеты «Культура и жизнь» на-
правила ‘это письмо в Министерство про-
мышленности стройматериалов, откуда за
	Типография газеты «Поавла» имени Сталина.
	подписью министра тов. Гинзбурга получен
ствет, что министерством уже дано указание
об отгрузке Гомельскому стеклозаводу одно-
го вагона шифера. Кроме того, для завода
запланирован еще один вагон шифера, Ука-
занное количество шифера полностью обес-
печит ремонт крыши клуба стеклозавода,
		РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
	Изд. № 62.
	Адрес редакции: Месква, Старая площадь, дом 4, номн. 258. Телефоны: Н 6-63-60, Д 3-30-52.