11 февраля 1950 г. № 4 (132)
	КУЛЬГУРА и ЖИЗНЬ

(Серьезные недостатки
в работе Северо-Осетинского
издательства
	Местные газеты. журналы, издательства
призваны активно помогать областным, ‘крае-
вым и республиканским партийным органи-
зациям в осуществлении задач хозяйствен-
ного и культурного строительства, воспиты-
вать советских людей в коммунистическом
духе. } .
	Сезеро-Осетинское издательство и респуб-
	^ликанские газеты явно не справляются со
своими обязанностями и не отрРечают требо-
ваниям, предъявляемым партией. Издатель-
ство призвано обеспечить население pec-
публики полноценной и высокоилейной
литературой по всем важнейшим отраслям
	‚знаний, Этого Северо-Осетинское  издатель-
	ство He делает. Издательство ежегодно в. те-
чение ряда лет срывает выполнение темати-
ческих планов выпуска литературы.

3 республике мало издается на осбвтинском
языке художественной литературы. Не вы-
полчяются также плены издания маркеиет-
ско-ленинской и МВОЗВОПОлитической, лите-
ратуры.

В выпускаемых издательством киигах и
брошюрах допускаются грубые ошибки.

Безответственно подошло издательство к
выпуску серии брошюр «Школа мастеров вы-
COKOTO урожая», изданных в 1948—1949 гг.
Ценные намерения распространить опыт пе-
редовиков сельского хозяйства не нашли пра-
вильного разрешения. Агротехнические cone-
ты, многие из которых к тому же непосвиль-
ны, распылены по мелким брошюрам объёмом
от И до 3 печатного листа. Бропиоры
написаны неряшливо и содержат большое ко-
личество ошибок. Так, брошпоюра «Как я рабо-
таю по птицеводству», состоящая из шести
страниц, сплошь заполйена нелепостями..

Издательство, не считаясь с планом, по ево-
ему усмотрению: выпускало малоцеяные и
‘идейно порочные книги и брошюры. Так, за
послелние четыре года издательство внё пла-
‘на выпустило 65 названий художественной и
детской литературы, большинство из которых
увидело свет лишь потому, что авторы этих
книг находились в приятельских отношени-
ях с директором издательства.

Издательство и Союз писателей не paGora-
ют с молодыми авторами, не помогают им. Их
рукописи годами лежат без движения в пап-
	ках издательства.
	К чему приводит ‘благодушие.
	рии марксизма-ленинизма. ‘Только 11 про-
центов общего состава коммунистов области
занимаются самостоятельной учебой, но ис
ними работа не. организована,
	Во многих парторганизациях области oT -
	сутствует индивидуальная работа с комму-
цистами, самостоятельно изучающими ‘исто-
рию и теорию большевизма. Повсюду выде-
лены консультанты. Но деятельность их пу-
цена на самотек. И, как результат этого,
	многие консультанты в текущем году еще не
	провели ни одного теоретического собеседо-
вания или семинарского занятия.

Поэтому не удивительно, что значитель-
ная часть коммунистов, числящихся 3a-
	нимающимися самообразованием, фактически
не учится. .
	Важную роль в марксистско-ленинском
	‘образовании. призваны играть вечерние yuu
	верситеты марксизма-ленинизма, которых в
Челябинской области имеется: четыре. Но об-
KOM и горкомы ВКП(б) слабо руководят уви-
верситетами, не влияют на их комплектова-
ние. не изучают содержания: их работы. Этим
и объясняется, что в вечерних университе-
тах учится мало партийных работников.
В г. Златоусте 143 секретаря первичных
парторганизаций имеют высшее им средЕее
образование, но только 9 из них являются
слушателями университета. В Челябинском
университете марксизма-лениквизма ‘среди
1.180 слушателей лишь 48 партийных работ-
ников. Из-за неправильного комплектования
происходит большой отсев из университетов.
В Златоустовский университет в 1947 году
был принят 151 слушатель, а окончило из
них всего 48. В 1948 году было принято
155 слушателей, а продолжают учебу 118.
В 1949 году принято 140 слушателей, и за
первые же два месяца огсеялся 31.

Беспечное отношение отдела пропаганды и
агитации обкома партии к вопросам идей-
ного `.содержания работы университетов
марксизма-ленинизма привело к тому, что
ряд преподавателей читает малосодержатель-
ные лекции: . :

Нельзя пройти мимо того факта, что в Че-
лябинской области редко проводятся для пар-
тийных и советских работников, для интел-
лигенции лекции и локлады по важнейшим
вопросам политики большевистской партии
и Советского государства.
	Серьезные недостатки в. пропагандистской
	работе, участившиеся, особенно в послед-
‚нее время, случаи срывов занятий, сни-
жение посещаемости школ, кружков и
	семинаров, низкий уровень многих занятий
и лекций, к сожалению. не вызывают. тре-
воги у работников обкома партии.

Часть партийных и советских работников
не принимает непосредственного участия в
массово-политической работе среди’ населе-
ния. Группа докладчиков при обкоме ВКП(б)
фактически распалась. oy

Недостаточен размах массово-политической
работы. среди населения. Челябинской обла-
сти. Вместо того чтобы усиливать но-
литическую работу в. массах, охватывая се
влиянием всех трудящихся города и. деревни,
отдёл пропаганды и агитации обкома партии
выработал неправильные мероприятия, по-
ставил вопрос о «необходимсети пойти на су-
жение состава агитаторов». Это предложение.
не отвечает задачам коммунистического вос-
питания трудящихся. Как показывают офици-
альные данные обкома партии, число агита-
торов области действительно, сокращается.
Известная засть агитаторов фактически не ра-
ботает. В колхозах «Красный факел», «д янва-
ря», «Красный Октябрь», имени Молотова,
имени Кагановича, имени 8 марта Октябрь-
ского сельского района агитаторы не прово-
дили бесед со дня окончания уборки урожая.
Качество .. масссво-политической работы не-!
высоко. В ряде случаев. выхолащивается.
политическое содержание агитационной
работы, вместо политических бесед MPOBOART
ся производственно-технические.

Все это свидетельствует о невнимательном
отмошении обкома ВКП(б) к идейно-полити-
ческой работе. Его отдел. пропаганды
и агитации нечутко относится к сигналам.о
недостатках на участках идеологического.
фронта, не реагирует на них. Такую же по-
зицию занимает и печатный орган. обкома —
газета «Челябинский рабочий». Она слабо
критикует недостатки пропагандистской ‘и
	массово-политической работы партийных op-
	ганизаций,
Устранить. крупные недостатки в але
	ческой работе, добиться подъема партийного
	просвещения,
	обеспечить организованную‘ и
	Учебный. год в системе партийного просве-
шения в Челябинской области начался свое-
временно. Первые занятия во многих шко-
лах и кружках прошли при хорошей. посе-
щаемости. Но работники отдела пропаганцы
и агитации Челябинского обкома BKII(6)
переоценили итоги начала занятий, переста-
ли замечать недостатки в организации пар-
тийного просвещения.  Ослабло, особенно в
последнее время, внимание к политической
учебе коммунистов. < .
	Факты говорят о том, что обком не сделал
должных выводов из постановления `Цен-
трального Комитета ВКП(б) «О подготовке к
новому учебному году в системе партийного
просвещения» и формально отнесся к выпол-
нению поставленных в нем задач по обесие-
чению всех политшкол и кружков квалифи-
цированными пропагандистами, повышению
идейно-политического уровня занятий и уси-
лению помощи кадрам, самостоятельно изу-
чающим марксистско-ленинскую теорию,

В Челябинской области и в новом учебном
году не был обеспечен подбор квалифициро-
ванных пропагандистских кадров для школ
и кружков партийного просвещения. Обком
прошел мимо того факта, что во многих парт-
организациях в качестве руководителей
политшкол и кружков выделялись и утверж-
	дались мало подготовленные к пропаганди-о
	стской работе коммунисты, которые не могли
успешно вести занятия.
	Может быть, обком проявил большую забо-
	ту о повышении идейно-теоретического уроз-
ня выделенных пропагандистов, наладил им
помощь? Но и этого нельзя сказать. Здесь
не осуществляется повседневное теоретиче-
ское и методическое руководство пропаган-
дистами. Значительная часть постоянно дей-
ствующих семинаров при городских и рай-
онных комитетах партии ‘работает неудов-
летворительно. Руководители политшкол и
кружков не получают на семинарах необхо-
димой теоретической и методической помо-
щи. Не случайно посенаемость семинаров в
последнее время резко упала. В Сталинском
районе г. Челябинска, например, из 27 руко-
водителей политшкол семинары посещают
только 15, а из 57 руководителей кружков —
“лишь 18.

`Отсутствие должного теоретического и ме-
тодического руководства ‘пропагандистами
серьезно отражается на уровне работы школ
и кружков. Во многих из них занятия про-
водятся неправильно. Руководитель кружка
по изучению истории ВКП(б) в парторганиза-
ции станции Челябинск т. Небогатов ведет
‘занятия в форме вопросов и ответов. В полит-
школе, работающей на одном из заводов,
‘пропагандист т. Фрумкин задает слушателям
односложные вопросы и получает на них
столь же односложные ответы. Пропагандист
кружка т. Герман (Кизильский район) живой
рассказ на занятиях подменяет чтением
учебного материала. Подобные примеры, к ©0-
жалению, не единичны. Вопросно-ответный
метод, коллективное’ чтение учебных матеё-
риалов имеют здесь широкое распростране-
ние. Ввиду слабой подготовки некоторые про-
пагандисты допускают ошибки и неточности
в изложении ‘вопросов ПН и теории
большевизма,

Обращает на себя внимание также отсут-
ствие необходимого порядка в работе сети
партийного просвещения. В последние меся-
цы участились случаи ерывов и переноса
‘занятий, а также снижается посещаемость.
В Ленинском районе г. Златоуста только за
два месяца не состоялось 50`занятий школ
и кружков. В этом же районе в 14 пэлит-
школах и кружках посещаемость составляет
иё болбе 50 процентов. Неорганизованно ра-
ботает значительная часть кружков и школ
‘Br Чёлябинске.   в Кизильском ‘районе в
 большинстве кружков и политшкол за месяц
проведено лишь по два-три занятия вместо
четырех —пяти, а в кружке по изучению
истории ВКП(б) при парторганизации колхо-
за «Ударник» занятия неё состоялись ни разу.

Слабо развернута в области лекционнёя
пропаганда. Циклов лекций читается крайне
мало. Лекции по послеоктябрьекому периоду
истории ВКП(б) совершенно не проводятся.
Совсем не читаются циклы лекций в Увель-
ском, Сосновском, Кизильском и Варненском
районах. Коммунисты, изучающие филосо-
„фию, политэкономию и вопросы внешней по-
литики Советского государства и междуна-
родных отношений, не получают ни теорети-
ческой, ни. методической помощи.

В ряде районов области беззаботно oT
носятся к делу марксистско-ленинской под-
	готовки партийных, советских, KOMCOMOAB
ских и хозяйственных кадров, работников
литературы, искусства, культурно-просвети-
	тельных учреждений. Это находит свое вы-
		ражение прежде всего в недооценке метода
самостоятельного изучения истории и тео-
	Среди областных организаций писателей
ростовская является одной из наиболее круп-
ных и сильных. В Ростове и Ростовской об-
ласти работает ряд писателей, получивших
широкую известность; радует своими успе-
хами талантливая молодежь. Это предъяв-
ляет большие требования к органу Ростов-
ского областного отделения Союза советских
‘писателей — альманаху «Дон» +). В рецен-
зируемых книгах альманаха «Дон» MORE
отметить несколько интересных произведе-
ний, посвященных актуальным темам. К та-
ким произведениям в первую очередь отно-
сится очерк В. Фоменко «Живые нити». В
этом очерке большой, жизненно важный ма-
териал нашел подлинно художественное во-
площение. Автор правдиво, реалистически
показал людей колхозной деревни, их нова-
торское, социалистическое отношение к тру-
ду. В очерке изображены девушки-колхозни-
цы, умеющие сочетать сзою грактическую
работу с основами мичуринской агробиоло-
гии. Из этих рядовых колхозниц растет но-
вая интеллигенция социалистической де-
ревни. : :

Удачен рассказ А. Калинина «Неумираю-
щие корни», показываютлщий огромную духов-
ную силу советских людей, их неиссякаемую
энергию в строительстве социалистической
жизни.

В очерке П. Никитина «Степняки» мы ви-
дим людей колхозной деревни, по-новатор-
ски разрешающих большие задачи, постав-
ленные перед ними партией и правитель-
ством. Здесь показаны черты новой, колхоз-
ной деревни, культурной и зажиточной, во-
оруженной машинами, осваивающей передо-
вую науку.

Одним из наиболее значительных произве-
дений, опубликованных в альманахе «Дон»,
является повесть Г. Шолохова-Синявского
«Сухая Юла», посвященная передовикам и.
новаторам сельского хозяйства, которые, от-
метая старые нормы и лженаучные «преде-
лы», опираясь на’ передовую мичуринскую
агробиологию, добиваются больших успехов
в подъеме и ‘развитии социалистического
земледелия. В ряде образов своей повести
‘автор сумел запечатлеть характерные черты
наших людей. В повести чувствуется любовь
к природе родного края, умение выразить ее
красоту. ,

Вместе с тем ‘необходимо отметить, что по-
весть нуждается в существенной доработке.
Спешка, ‘художёственная незавершенность
наложили свой отпечаток на некоторые стра-
ницы, Бледен, невыразителен образ секрета-
ря ‘парткома Жаркина, ‘для которого автор
He нашел ярких красок. Жаркин в повести
дан недостаточно активным и`энергичным,
сго речи в ряде случаев являются длинными
и нудными, а ‘сам Жаркиин выглядит зача-
	*) ) Литературно-художественный   альманах
«Дон», №№ 1—4 за 1949 г.
	«Миссурийский вальс».
	американской «свободы» и «демократии» те-
атром ярко. показан в сценах подготовки и
проведения выборов.

Какими вопросами занимается. «босс» Бра-
ун в своем рабочем ‹ кабивете? Артист
	^. Шихматов убедительно. нарисовал. образ
	этого гангстера от политики, отвратительного
своей низостью и цинизмом, Мы видим, как
он формирует «кадры» для своей партии. Вы-
пущенный из тюрьмы бандит назначается
«участковым капитаном». Штатный ‘оратор
партии Миллер продался республиканцам.
Браун избивает его до полусмерти, и Миллер
сЕОва становится ‹ ревностным демократом.
Браун берет миллионную взятку от предста-
вителей страховых компаний и тут же сам
покупает. голоса католиков. Он выписывает
чек настоятельнице католического: монасты-
ря (арт. Е. Понсова), и старая ханжа обещает
во всех общинах взсти агитацию за демокра-
тическую паотию, подогревая. «слово божьс»
фултоновской резью Черчилля.

В целях «предвыборной агитации» он орга-

тизует убийство негра, обвиняя в этом’ рес-
публиканцев:
	Сцена выборов сенатора — центральная в
спектакле. Офис Брауна перенесен в один из
крупнейших отелей Канзаеса. Под звуки
«Миссурийского вальса» — марша демократи-
ческой партии, под свист и опобрителеные
возгласы нанятых мошенников ораторы про-
	о износят лемагогические речи о свободе, де-
	мократии, об американском «рае». И в это же
премя на полный ход действует ‹избира-
тельная машина» Брауна. Весь горол ` Канзас
разбит на участки, где безнаказанно орудуют
«участковые капитаны». Их задача — любыми
средствами обеспечить голоса на выборах.

В избирательные списки включены десят-
ки тысяч «мертвых душ». Голосуют «co-
ни» — жители, ‘давно покинувшие Канзас,
голосуют по 30 раз разъезжающие на авто-
мобилях «наездники» — бродяги, купленные
Брауном, голосуют представители «потусто-
роннего мира». Браун не жалеет денег. на
подкупы. Его бандиты с ручными пулемета-
ми обстреливают митинги рабочих организа-
ций, устраивают налеты на прогрессивный
клуб, выкрадывают лидера местной органи-
зации прогрессивной партии Керри Фостера.
	Но и самого Брауна ожидает неприятность:
исчезает Дженнари. Это дело рук республи-
‚канцев, Где-то в другом конце города такая
же банда второй буржуазной партии Амери-
ви. подобными же «методами» добивается
yenexa y избирателей.
	‚ театр правильно подчеркнул в этой сцене,
что правящей кликой Америки движет. жи-
вотный страх перед растущими силами лаге-
ря мира и. социализма.

Выборы окончены. Победила «машина» Epa
уна.
	Но честные американцы не прекращают
бооьбы.
	Ньеса Погодина, написанная талантливо. и
темпераментно, пронизана острым юмором и
злой сатирой. При постановке ее нетрудно
было впасть в гротеск, в фарс. Театр избежал
этого, создав спектакль cerporo caTUpuNecKo”
го звучания. Е
	Но в спектакле «Миссурийский вальс», как
и в пьесе, имеется ряд (CYULCCTBCHHEIX недо-
СТАТКОВ.
	ЕК сожалению, отрицательные персонажи
написаны и сыграны лучше, чем положитеёль-
ные, хотя талантливая игра С. Лукьянова и
молодого артиста Н. Малишевского  обога-
тает образы Робина и Керри Фостера. Спек-
такль показывает, как постепенно, в резуль-
тате столкновения и борьбы с политическими
бандитами из правящей партнми, исчезает
наивность Фостера, растет его политическое
сознание, появляется потребность связать
свою борьбу с широкими массами трудящих-
ся, крепнет уверенность в победе прогрес-
сивных сил над силами реакции внутри
страны. Но и Фостер и Робин (человек более
опытный в политической борьбе) обрисованы
недостаточно действенно. Напряженная поли-
тическая жизнь современной Америки. дава-
ла драматургу и театру богатый материал
для показа борьбы прогрессивных сил на вы-
борах. Однако о борьбе честных людей, еры-
вающих жульнические махинации демокра-
тов, мы узнаем в пьесе и спектакле далеко
не полно, их действия вытлядят чересчур
робкими, зачастую не очень мотивирован-
ными. . : . .

Если бы автор и театр дополнили спек-
таль картиной наглядно показывающей
народ в день выборов, раскрыли бы в ней
мысли и чувства, которыми схвачены мил»
лионы честных американцев, показали бы в
борьбе людей, за которыми будущее Амери-
ки, — от этого политическая заостренность. его
возросла бы еше более. . :

Эти недостатки постановки вполне уетра-
нимы. В целом же спектакль «Миссурийсквий
вальс» раскрывает правду о сегодняшней
Америке, о фальгли и гнилости Sypxya3noH
«демократии». . $
		М САГАЛОВИЧ.
		Театр. имени Евг. Вахтангова в Москве по-
казал зрителям новый спектакль -- «Миссу-
рийский вальс» по пьесе Н. Погодина.

В тесном содружестве с автором театр
создал политически острый спектакль о со-
временной Америке; точнее — об одной из
сторон пресловутого «американского образа
жизни» — кваленой американской «демокра-
тии», о чудовищной механике выборов в
стране доллара.

В пьесе Н. Погодина нет вымысла. В 0с-
нову ее положены реальные факты, почерн-
	‚нутые автором из книги американца Милли-
	гэва «Миссурийский вальс», описывающего
«деятельность» одного из. главарей демокра-
тической партии в штате Миссури Томаса
Цандергаста.

Бо время выборов 1834 года, названных. ДЕ
же в американской печати «кровавыми! выбо-
рами», организованные «демократами» банды
соверптили. множество убийств и нападений
на избирателей, буквально терроризировали
весь штат. Пандергаст. является автором

мериканской «системы . голосования», пои
	KOTOPOM B списки избирателей вносится ог-
	ромноз число «привидений» — фамилий, спи-
‚санных с надгробных памятников.
Страшной и неприглядной выглядит в
	спектакле современная американская дей-
	ствительность. Церед советским зрителем
предстает отвратительная картина гподтасо-
BOK, подлогов, террора, обмана масс, выда-
ваемого в Америке за а выборы».
Режиссеры Р. Симонов и ’Ранппсопорт
сумели глубоко расксыть 4 и жиз-
	оненный материал ‘пьесы, нашли резлизтичс-
	ские краски лля смелого сатирического обли-
чения подлинного характера’ политических
нравов и морали страны доллара. }

На сцене действуст банда политических
‚гангстеров, имепуемая демократической! пар-
тией штата Миссури, во главе со своим «бос-
cou» — Tomacom Брауном. Лидер миесбурий-
ских демократов Браун не занимает никакой
официальной должности. Он’ частное лицо. —
босс. Ho это болымо; чём власть, больгте,
чем закон, больше, чем конституция! Он яв-
ляется негласным владельцем и. совладель-
цем миогих концернов, издателем газет, но
главный его бизнес — политика: он верный
	‘слуга сзоих хозяев —дюпонов и морганов —
	фактических правителей Америки.

Браун, как спрут, охватил своими щупаль-
цамми весь штат вместе с губернатором, поли-
пией, муниципалитетом, церковью и прессой.

Нравой рукой Брауна является Джонни
Дженнари (артист Н. Плотников), «король
шулеров и бандитов», космополит по убежде-
нию и уголовный преступник по призванию.

Среди ближайшего окружения Брауна мы
видим главаря чикагских гангстеров. Гаргот-
ту, приехавшего в Канзас развлекаться в
местных притонах. В прелвыборной камнпа-
нии. Браун пользуется услугами Гарготту,
горучая ему линчевание негра и бандит-
ские налеты на помещения прогрессивных
организаций. В стране, где политика являет-
ся лишь формой «бизнеса», поприщем для
уголовных преступников, не брезгующих ни-
кокими методами, чтобы выполнить волю
своих империалистических хозяев, стремя-
щихся к мировому господству, — гангстер-
ство является содержанием. политики.

М. Астангову удалось выпукло показать
бандита Гарготту, вполне нашедшего себя в
новой для него роли «политического ACA
теля». / /

В спектакле действуют и другие. предста-
вители политической банды Брауна: канди-
дат в сенаторы Фелоней (арт. Я. Смолен-
	‚ский), жалкая марионетка в руках хозяев,
	уголовник Макдональд (арт. А. Кашшиеров),
телохранитель босса Мэтьюз (арт. А. Хмара),
наемный. оратор ReMORpaTos Миллер (арт.
Л. Снежнинкий).
	В ходе предвыборной борьбы партия Бра-
уна сталкивается с представителями ‘лагеря
прогрессивных людей ‘Америки. В спектакле
они представлены Керри Фостером —‘лиде-
ром прогрессивного клуба в Канзасе (арт.
Н. Малишевский) и Робби Робином — лиде-
ром левого профсоюза (арт. С. Лукьянов).

«Мангина» Брауна тотова раздавить Фосте-
ра - его травят B печати, ему угрожают
убийством. Но Фостер и Робин не. сдаются.
	Они объединяют усилия своих организаций о
	и решают установить гражданский контроль
на выборах, чтобы сорвать мошеннические
комбинации политических гангстеров, при-
крывающих свои грязные дела ‘демагогиче-
скими фразами о «свободе».

О какой свободе может итти речь`в совре-
мениой империалистической Америке, где
происходит ноприкрытая фаткизация полити-
ческой жизни, где в «черные списки» зане-
сены не только коммунисты, но и все про-
грессивно мыслящие американцы? Характер
	нов не находит ничего лучшего, как отстаи-
вать и ‘пропагандировать под видом передо-
вой агробиологии опыты над пырейно-пше-
ничным гибридом, которые не дали никаких
положительных результатов;

Необходимо отметить, что в целом ‘ряде
произведений, опубликованных в альманахе
«Дон», слабо даны образы партийных руко-
водителей -— парторгов, секретарей парткомов
и райкомов ‘партии. Неудачен образ парторга
Громыхина‘ в повести «Крутой поворот»; ма-
ло активным, бездейственным выведен секре-
тарь парткома в повести «Сухая Юла»; слабо
обрисован образ секретаря райкома Егорова
в очерке П. Никитина «В одном районе»:

Пренебрежение к вопросам литературного
качества сказывается и в литературно-крити-
ческих статьях, опубликованных ‘в альмана=
хе. В статье главного редактора альманаха
«Дон» А. Гончарова «За больтаввистекую пар-
тийность в искусстве и театральной критике»
огонь правильно сосредоточен против фор-
малистско-гурманской, антипатриотической
литературной критики, стремящейся  дезори-
ентировать наших писателей привить им
эстетско-буржуазные навыки и представлс-
ния ‘о сущности и назначении искусства.
Однако в статье не подчеркнуто, что борьба
за партийную, передовую литературу, за ис-
кусство сопиалистического реализма необхо-
димо должна сочетаться с борьбой за высокое
качество нашей литературы, за художествен-
ное мастерство.
	Такое же забвение вопросов качества
художественной литературы имеется и в
статье А. Костанова «На ближних годсту-
пах». В этой статье художественная литера-
тура трактуется исключительно с приклад-
ной точки зрения, в качестве иллюстрации
некоторых положений автора статьи, причем
вопросы художественности произведений, ма-
стерства писателей автор оставляет в стороне
как второстепенные.

Статьи А. Гончарова и А. Костанова
показывают, что редакция егльманаха
упрощенно поняла задачи, ‘стоящие перед
литературой. Редакция, по всей видимости,
неправильно решила, что актуальность тема-
тики является единственным требованием,
которое мы должны предъявлять к художе-
ственной литературе. ;

‚Альманах «Дон» в целом не может удов-
летворить требовательного читателя и отнюдь
не соответствует возможностям писателей

Ростова.
	‚. У ростовских писателей есть все возможно-
сти поднять идейно-хуложественный уровень
своего альманаха. Это можно выполнить толь-
ко при условии широкого развертывания
большевистской критики и самокритики,
большей требовательности к своей работе,
большего чувства ответственности перед со-
ветским читателем,
		‚ Ошибки и извращения в работе северо-
осетинского Госиздата стали возможны .пс-
тому, что обком ВКИ(б) не руководил. этим
важнейшим участком идеологической рабо-
ты, а сскретарь обкома партии т. Битисв не
только не боролся с недостатками в работе
	издательства, а усугублял ошибки издатель-
	ства. Лишь за последние два года он отрс-
дактировал свыше 40 книг и брошюр... Под
его редакцией выходят в свет безграмотные,
с политическими ошибками. книги и бро-
шюры.

Серьезными недостатками страдает. и руко-
волство республиканскими газетами «Социа-
листическая Осетия» и «Растдзинад». Газеты
ведутся на низком идейном уровне, плохо
освещают вопросы партийной жизни, хозяй-
ственного и.культурного строительства: pec-
публики.

Страницы газет часто заполняются ЧН
ными, поверхностными и малозначительними
	материалами. Газеты’ ны развертывают на сво-
	их страницах большевистской критики недс-
статков в работе партийных. советеких и хо-
	‚зяйственных организаций. Редакторы газет
	‚ Шаповалов и Челохсаев утратили прин-
	‘ципиальность в своей работе и проявляют
	формально-бюрократическое отношение к
письмам трудящихся, мало печатают их на
страницах газет.

Газеты допускают грубые ошибки. ни один
номер. газеты «Растдзинал» не выходит без
оптибок и искажений, тираж ее из года в год
сокращается.
`’ Северо-Осетинский обком ВКП(б) должен
изменить свое отношение к таким важней-
шим участкам идеологической работы, каки-
ми. являются Госиздат и республиканские га-
зеты, в кратчайший срок ликвидировать
имеющиеся в издательстве и газетах недо-
статки, организовать систематическую
помощь и контроль за их работой,
		вБысококачественную работу школ и кружков.
на протяжении всего учебного года — боевая
	задача партийных организаций области.
С. НОВИКОВ.
ЦП. ИВАНОВ.
	за высокое мастерство
писателей _
	автор перегрузил свою поэму натуралистичс-
скими описаниями, неудачными образами:
	«А в брюхе белуги — томится икра!
Белуге. давно нереститься пора...
За ней неподвижно стоят. осетры.»
	Подобного рода натуралистические образы
значительно снижают художественный уро
вань поэмы.
	Высокопарной дскламацией, ходульной ри-
торикой испорчено серъезноё по замыелу
стихотворение Н. Доризо «По зову вождя».
Вместо того чтобы реалистически правдиво
раскрыть затронутую тему, вместо того что-
бы показать, как орошается и становится
плодоносной некогда пустынная Голодная
степь, автор увлекается погоней за ложными
«эффектами». В своем стихотворении ом  по-
чему-то противопоставляет тоуд колхозника
труду художника. Некоторые строки поэмы
написаны элементарно неграмотио:
	‹..впору это клубное окно
Повесить в Третьяковской галлерее!» (!?).

На странипах альманаха «Дон» публикуют-
	ся и совершенно сырые, явно непригодные
для печати произведения. Именно к такому
	роду произведений относитсл обширная по-
	весть А, Галицкого «Крутой поворот». По-
весть эта посвящена передовикам произвол-
	тра’ л^людям ‘советских заводов, Гема значи-`
	тельная, но автор из сумел воплотить ее

подлинно художественное произведение. Один
из главных героев повести парторг Громыхин
описан поверхностно, не сделано даже попыгт-
ки показать его характер, осветить образ его
мыслей и чувств. В повести немало других
действующих лиц, но ‘это только одни имена
и фамилии. Многие главы в повести напоми-
нают собой отчеты о производственных сове-
щаниях или протоколы собраний. В повести
то и дело ветречаются такие обороты речи:
«находясь под впечатлением занятий, слуша-
тели покидали кабинет»; «руководители откла-
дывают свои конспекты и отступают от учеб-
ника, пополняя его новыми событиями и
именами»;  и т. д. Таким канцелярски-прото-
кольным слогом написана вся эта повесть,
	„.Грубой ошибкой редакции альманаха яв-
ляется опубликование очерка С. Русанова
«Девчата». Не говоря уже. о том, что люди
колхозной деревни в этом очерке изображе-
вы схематично, безжизненно, в корне ложно
само понимание новаторской передовой на-
уки. сказывающееся в этом очерке. С. Руса+
	стую резонером, высказывающим по’ поводу
конкретных фактов и реальных событий. сен-
тенции самого общего характера:

Художественно не завершен образ и друго-
го персонажа повести - Савки Щелкунцова,
тракториста. В. характере Щелкунцова имеет
ся немало пережитков ‘индивидуализма.
Автор неё сумел убедительно показать, как
Щелкунцов изживает эти пережитки и как
ему в этом помогает коллектив,

Автор, наметив важный конфликт, вызван-
ный борьбой нового, передового с отстающим
и отживающим, не доводит конфликт до реа-
листически правдивого разрешения, избегает
глубокого показа того, как преодолеваются с
помощью критики и самокритики пережитки
капитализма в сознании наших людей.

Художественная слабость, незавершенность
образов в еще большей степени сказываются
в повести В. Авдеева «Станичники», дей-
ствие которой происходит в конце Великой
Отечественной войны. Главный герой поне-
сти-Викжор Одарюк, офицер Советской Ap-
мии, возвратившись в родную станицу в
длительный отпуск, сразу же активно вклю-
чается в жизнь станицы, восстанавливает раз-
	’рушенный фашистами клуб, борется с отста-
	лыми и инертными людьми. Замысел автора
интересен, но необходимо отметить, что сюжет
повести не доведен до конца. Ноудачно обри-
сован «роман» Одарюка с Катей; читателю
непонятно, что внутренне связывает его с
этой мещанкой, все поведение которой носит
сугубо антиобщественный характер. Язык
повести местами засорен, несвободен от ба-
вальности: «он поцеловал ве в зовущие гу-
бы...», «чувствовалось, что в Кате проснулась
женщина» и т. д. Повесть «Станичники» во
многом ‘воспринимается всего только как
получерновые, художественно недоработан-
ные фрагменты большого произведения.

К бесспорным удачам альманаха относится
цикл стихотворений А, Рогачева.

Удачен` также цикл «Стихи ‹ о Ростове»
Алпота Гарнакерьяна, в котором раскрывает“
ся любовь к родному городу, к его людям и
их! замечательным делам.

Ценные и интербсные по бвоей теме, по
замыслу авторов, но художественно незре-
лые, нуждающиеся в сушоственной доработ-
ке произведения публикуются и в стихотвор-
ном отделе альманаха.

В поэме Д. Еремина «По Тихому › Дону»,
посвященной ‘людям и природе родного ‘края,
сказываются подлинная любовь к труду, от-
личное знание рыболовецкого промысла, зор-
кость и наблюдательность художника. Но
	Плакаты к выборам
	B Верховный Coser CCCP
	KK. выборам в Верховный Созет СССР Госу-
дарственное издательство «Искусство» выпу-
‚скает 49 плакатов тиражом свыше Ш млин.
экземпляров.

Художники посвятили ряд. плакатов партии
большевиков и великому Сталину — первому
всснародному кандидату в депутаты. Верхов-
ного Совета СССР. Плакат художника
А. ‘Дружкова «Да здравствует великое
непобедимое знамя Маркса — Энгельса“ -—
Ленина — Сталина! воспроизводит дорогие
черты великих основоположников. марксизма-
ленинизма. Большой плакат В. Правдина по-
казызает товарища Сталина и его ближай-
ших соратников —руководителей партии и
правительства. Всенародную любовь трудя-
щихся к нашему вождю, учителю и отцу по-
казал художник В. Корецкий во плакате
«Любимый Сталин—счастье народное!». Мо-
нументальный плакат Л. Голованова: «Нас
вырастил. Сталин-на верность народу, на
труд и на подвиги нас вдохновил!» отобра-
жает морально-политическое единство наро-
да, сплоченного вокруг великого Сталина.

Выборные плакаты призывают’ советский
народ голосовать за кандидатов сталинского
блока коммунистов и беспартийных.

Плакат художника В. Иванова показывает
советского гражданина, с чувством гордости
голосующего. «За Родину! За Сталина! За
мир! За коммунизм!»

«Выбираем достойных! — утверждает. плакат
В. Говоркова, изображающий рабочих, поздра=
вляющих евоего товарища по цеху, избран-
ного в Верховный Совет СССР, .

Равноправию женщин, молодежи, ‹нацио-
нальностей, рас в Советском Союзе. посвя-
щены плакаты художников Н. Жукова, Б. Бе-
резовского, А. Лаврова, Б. Зеленского; многие
плакаты показывают выборы, как всвнарод-
ный праздник, в котором участвуют все
граждане СССР. Плакат Б. Ефимова и Н. Дол-
горукова «Свобода. по-американски» показы
вает, как извращается в стране ROAAApA car
моё понятие «свобода».

Задача издательства «Искусство» и. книго-
распространяющих ‘организаций состоит B
том, чтобы как можно быстрее и ‘лучше за-
кончить издание плакатов, портретов, откры=*
ток И довести их.до самых отдаленных мест-
ностей нашей великой Родины,