21 марта 1950 г., №8 (136)
	КУЛЬГУРА и ЖИЗНБ

Советский народ. проводит болыцую созида- .
	тельную работу. Бедушим началом на всех
фронтах великого социалистического строи-
тельства, во всех отраслях народного хозяй-
ства, техники, науки является передовое, но-
	вое, прогрессивное. Всемерное приумножение
	и распространение передовых начинаний
есть одна из самых насущных задач нашей
пропаганды. _

В осуществлении этой задачи исключитель-
но важную роль призвано сыграть радио:
Оно имеет болышие возможности для широ-
кого показа жизни народов Советского Со-
юза. Восемь выпусков в сутки — такова че-
риодичность «Последних известий по радио»,
передаваемых из. Москвы. К сожалению, ре-
дакция «Последних известий» не использует
предоставленных ей возможностей для того,
	и полню дать советскому ра-
	иослутшателю интересную, разноооразную
о НЫ р
Все восемь выпусков делаются по одному
шаблону, хотя нетрудно предположить, что
у каждого выпуска имеется своя ‘аудитория.
Утренний, пятичасовой выпуск слушают пре-
имущественно рабочие первых смен и колхоз-
ники: дневные выпуски — служащие и ра-
	бочие, возвратившиеся с работы; а у вечер-
	них и ночных выпусков более широкий круг
слушателей — рабочие, колхозники, служа-
щие, работники ‘науки, искусства, студенты
и другие. Это должно было заставить редак-
цию «Последних известий» строить свом пе-
	редачи более целеустремленно. Но редакция.
	этого не делает. все передаваемые ею BOCeME
выпусков похожи друг на друга.
	Скупо, по-протокольному скучно редакция:
«Последних известий» вещает о важнейших
	событиях, происходящих в. советской стране,
	бледно, примитивно показывает жизнь совет-
	ских людей и их дела.
Правильно уделяя ‘много места производ-
ственной информации, редакция должна бы-
ла.бы показать те огромные возможности,
которые предоставляются советским людям
лля их творческой работы на социалистиче-
	ских предприятиях; показать разнообразные.
формы соревнования, работу новаторов в про-
	мышленности и сельском хозяйстве, связь
науки < .производетвом, авангардную роль
коммунистов на. производстве. Но всего этого
нет. Производственная информация «Послед-
них известий» однотипна, трафаретна. - Ме-
няются только‘названия предприятий, фами-
лии рабочих и цифры выработки продукции.
	Вот несколько заметок, для примера взятых
	из одного выпуска.
	«Знатный сталевар Красносулинского ме-
	таллургического завода Иванов вчера выдал
скоростную плавку раньше графика. Став на
стахановскую вахту, он обязался выдать 15
скоростных плавок».

«Передовики Херсонского консервного за-
вода Сидоренко, Баклан, Атласман, став на
стахановскую вахту, дали за смену по три
нормы».

«Сегодня бригада Карпова, неся стаханов-
скую вахту, в полтора раза превысила смен-
ное задание». : ,
	Такие заметки передаются ежедневно десят-.
	ками. Их трудно запомнить. Было бы куда
лучше вместо нескольких таких заметок пе-
редать одну -—двё`информации, подробно рас-
сказывающие о ‘методах работы того же ‘ста-
левара Иванова с  Красносулинского завода.

Сельскохозяйственная информация ничем
не отличается от промышленной. И здесь тот
же стандарт перечислений имен ‘и цифр, а
	ЛЕКТОРИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
	В Саратовском государственном универеи-
тете успешно работает лекторий для студен-
тов. Тематика лектория охватывает различ-.
ные области науки и искусства. Недавно сту-`
денты прослушали в лектории ‘лекции на
темы: «Развитие товарищем Сталиным Map-
ксистского диалектического метода», «Движу-
шие силы ` советского общества» «Мировое
	‚значение русской музыкальной культуры».
	ВЕЧЕ ЛАУРЕАТОВ
	На днях в Ереване в Армянском театраль-
ном обтцестве был организован вечер, посвя-
	шенный присуждению Сталинской премии.
	группе работников ‚театра им. Г. Сундукяна.
Вступительное слово на вечере произнес
председатель Армянского театрального обще-
ства народный артист Т. Шамирханян. С до-
кладом о спектакле «Эти звезды наши» вы-
ступил профессор Абов.
		ПО ОДНОМУ ШАБЛОНУ
			_«[есная быль»
	Голубые зимние дали... Под звуки мело-
дичной музыки перед глазами зрителя про-
ходят заснеженные лева и холмы, речные
	долины. Они кажутся, на первый‘ взгляд.
	пустынными, лишенными обитателей, но вот
на экране появляются лоси, косули, зайны, в
осиновых перелесках разносится заунывный
волчий вой; к нему аа все
обитатели лесов: ””

Так начинается pacenas о бобрах — искон-
ных обитателях наших реки ме задуман-
ный и воплощенный режиссером А. Згуриди
	в цветном научно-популярном фильме «Лес-
		‘для зрителя, и он с нетерпением ждет конца
	неприятного зрелища. В картине «Лесная
быль» борьба за существование показана с
большим, тактом. Хорошо выполнены эпизо-
ды нападения волка на ‘бобра. и громадной
щуки, вехватывающей бобренка под водой.
	Наряду с этим мы видим радостное утвер-
	релией. Кушвинскийозавод на Урале вазван
Кувшинским. «Директор Института востоко-
ведения Струве сказал: наш коллектив сдал в
	‚печать первый том китайско-советского и
Зурду-русекого словаря». Совершенно очевид-
	урду-русского словаря». Совершенно очевид-
но, что название первого словаря искажено.

По радио передавалась заметка из Баку о
методах работы знатного стахановца. Мина-
сова в такой редакции: «Минасов достиг про-`
ходки на станке 4 тысячи 324. метра. И. вот.
подумаешь: откуда такая прыть». Заметка в
такой и вызывает только BOSMY Une
ние;

Иногда Материал редакторами «Последних.
известий» выхолащивается и искажается. ВИ
правке.

Работа редакции «Последних извеётий» BEI
зывает законное недовольство многомиллион-.
ной аудитории радиослушателей. Чтобы  по-
высить качество информации, передаваемой
по радио, нужно улучшить освещение жизни:
всех ‘советских республик. Советский. Союз.
велик и многообразен, и во. всех. его:
республиках, краях, областях, районах ‘мно-
го яркого, интересного. Беда «Последних:
известий» состоит в том, что многие ин-
тересные географические пункты только упо-
минаются в заметках, но не показываются.
Особенности той или иной республики, ее
экономика, культура ‚никак не учитываются’
сотрудниками редакции, и поэтому информа-.
ция из Таллина, например, похожа на ин-
формацию ‘из Ашхабада, а заметка из  Тби-
лиси — на заметку из Мурманска. Необходи-
мо расширить географию информации, изба-
вуться от’ однообразной тематики, писать о
большой многогранной деятельности coset
ских людей не. языком протоколистов и ре

гистраторов; а ярко, образно, с волнением‘ и
страстью; свойственными советским‘ журнали-
стам.

Хроникерская заметка не должна опреде-
лять лицо «Последних известий по радио»,
В каждом выпуске нужно пользоваться са-
мыми разнообразными литературными жан-
рами, широко применяя очерк, интервью, за».
рисовки, обзоры по вопросам экономики, ли-
тературы, искусства, спорта. К составлению.
этих обзоров следует привлекать не только.
штатных сотрудников редакции, но. и специ-
алистов, людей известных, авторитетных.
Непосредственные выступления перед. микро-
фоном ученых, писателей, стахановцев, го-
сударстзенных деятелей сильно оживят. и
углубят тематику выпусков. Такие выступле-
ния нужно передавать не от случая к Ри
а систематически.

Выпуски не могут строиться на один
манер. Редакции следует изучать контингент
своих слушателей и уточнить, на какую их
группу должен быть рассчитан каждый из.
выпусков: утренний, дневной, вечерний и
ночной. Кроме общей политической инфор-
мации, в каждом выпуске должны быть по-
стоянные отделы науки, театра, литературы,
спорта. Нужно взести в практику передачу
писем радиослушателей.

Комитету! ралиоинформации“ при Совете
Министров СССР необходимо серьезно подби-
рать и воспитывать кадры репортеров, коррес-
пондентов, обозревателей, редакторов для
подготовки интересных, содержательных вы-.
пусков ` «Последних известий», привлекая
способную. ‚писательскую ‘и журналистскую
	молодежь, Е НН
„ЯН. ДОБРОВИЦКИИ:
С. НАРИНЬЯНИ.

Г. ЯСТРЕБОВ.
	«Последних известиях
по радио»
		живого, поучительного рассказа нет, Нет ква-
лифицированных кратких обзоров хода сель-
скохозяйственных работ, нет. и заметок,
обобщающих передовой опыт советских кол-
хозников. Радиослушателю очень трудно
представить себе картину подготовки тру-
жеников социалистического сельского хозяй-
	ства к весенним полевым работам, а колхоз-.
ники мало что могут узнать из «Последних.
известий» об инициативе новаторов советской.
	деревни. -

Еще в более худшем положении. находится
информация по вопросам культуры, науки,
искусства, литературы, физкультуры и епор-
та. Заметок на эту тему очень мало. А те,
которые ‘идут в эфир, говорят главным обра-
	зом о. пленумах или заседаниях: «открылся.
пленум Союза советских писателей», «открыл-‘
	ся пленум Союза советских художников», «со-.
	стоялось заселание Академии наук» и т. д.
	Во всех таких заметках указывается фами»*
	О о ао темя
его доклада. И это все.
Театральная информация orpanienmacred
		московских премьерах. Спортивная информа-
	ция зимой — это главным образом хроника.
хоккейных матчей команд первой группы a
заметки о соревнованиях конькобежцев. Та-:
	кие заметки, конечно, нужны. Но культурная
жизнь страны не может быть показана толь-
ко в. виде краткой хроники о состоявшихся
заседаниях или матчах по хоккею. В нашей
стране огромная сеть научных и культурных
учреждений, всюду кипит творческая работа.
Проходят смотры, олимпиады художествен-
ной самодеятельности, конференции читате-
лей. Писатели, художники, композиторы не
только заседают на пленумах, они пишут
книги, создают картины, музыку. А вот 06
этом как раз и нет информации по радио.
Очень плох язык радиопередач: Заметки пи-
тпутся нерадиво, халтурно, второпях. Редак-
ция «Последних известий» совершенно не
учитывает того обстоятельства, что ее вые
пуски рассчитаны не на читателей, а на слу-
шателей. Длинные, небрежно составленные
фразы, каниеляоские обороты речи’ очень
	фразы, канцелярские обороты речи очень
плохо воспринимаются на слух. Пока диктор.
	дочитывает до середины огромную, да притом
еще плохо составленную фразу, радиослу-
шатель часто забъывает, что было в начале.
Примеры косноязычия имеются в каждом вы-
пуске «Последних, ‘известий». Несколько

фактов: у ”
		фабрике имени Дзержинского была изгото-
влена первая большая партия таких изделий,
как мужские сорочки и женские костюмы...»

«Применив. мичуринские методы селекции,
он (имеется в виду ученый) получил вместе
с сотрудниками Сочинской опытной станции
субтропических и южных плодовых культур
Черненко и Шмелевым новые плодородные
культуры...»

«В новое издание включаются выявленные
советскими исследователями рецензии и за-
метки Белинского...»

Небрежность приводит не только к косно-
	язычию, но и ко веяким оптибкам, Вот неко-.
	торые из них, замеченные, нами в выпусках
только одного ‘дня. Мингрелия названа Миг
		м Е ВН ЗМ, С Ти А
к чему прислушиваются все   жление стремления к жизни: долго не забые
	ваются кадры весны. Это время года хотя
и несет некоторые невзгоды бобрам, но они
все же переживают их благопслунно. Картины
весны покоряют своей красотой и блеском
красок. Добавим к этому, что кадры тетере-
виного тока, на наш взгляд, представляют
шедевр кинематографии научно-популярного
жанра. Удачно даны кадры простой по суще-
ству ецены — весенней встречи селезня и
кряковой утки. Эта лужа в лесу, этот весен-
ний затопленный осинник близки сердцу
каждого охотника и натуралиста. Именно так
видим мы эти весенние сцены в природе, и

показ их в фильме лишен всякой фальши,
проскальзывающей в кинематографии при
поверхностном, безответственном отношении
	„К. делу, как это имело место в фильме «Ры-
	баки Каспия», где режиссер Я. Блиох иска-
зил действительность и допустил грубые
инсценировки.
	зритель, наблюдая за развитием событий в
	семье бобров, получает‘ все новые и. новые,
познания. В. чередующихся одна за ‘другой.
	сценах очень наглядно показывается дея-
тельность бобров-строителей. На мягком фоне
подернутого туманом зеленого’ леса проходят
перед зрителем бобровые запруды, плотины,
хатки и каналы. Видно, как транспортирует
бобр срубленное дерево к своему жилищу,
как; наконец, совершает он свой туалет, рас-
чесывая густую шерсть. Очень интересны
подводные сцены, позволяющие видеть, как
ведет себя бобр под водой, как держит лапы
и действует хвостом.

С каждым метром фильма проникаешься
все большим интересом и симпатией к этому
неуклюжему. животному, обладающему таким
сложным инстинктом строительства. И не-
вольно хочется видеть заботу об его охране.
Фильм достигает одной из поставленных пе-
ред его создателями задач — вызвать любовь,
внимательное отношение к природе, к жи-
вотным. Отсюда следующий шаг — изучение
природы, практическое использование ее и
разумная переделка в интересах человека.

Нельзя обойти молчанием занимательные
сцены с медвежатами, ожизвляющие картину,
Художественно выполнены сцены в лесу,
перекликающиеся с ‘известной картиной
Шишкина. И в этом есть свой положитель-
ный момент. Зритель видит как бы в при-
роде знакомую и родную ему картину одно-
го из величайших русских пейзажиетов.

Уместно отметить и то, что картина «Лес-
ная быль». мастерски заенята операторами
П. Уточкиным и Н. Юрушкиной, Краски
естественны. и не режут глаз даже очень
требовательного. зрителя. Хороши весенние
и осенние пейзажи, синева снега и воды;
зелень здесь дана в мягких, приглушенных
тонах; отчего PALM B целом значительно
выигрывает,
	«Фильм «Лесная быль» отмечен высокой на-
градой — создателям ‘картины’ присуждена
Сталинская премия второй степени; Поста-
новщики картины ‘сумели поднять на новую,
еше’ более высокую ступень советскую науч-
но-популярную кинематографию, дав  фильм,
поставленный: с особой тщательностью, осно-
ванный на. erporo Научных данных и наблю-

ленияхх
	Фильм «Лесная быль» представляет собой
	несомненный успех нашей советской кинема-
тографии. Этот Фильм притягивает к себе
жизненной правдой, строгой научностью и
тлубоким, теплым чувством, захватывает каж-
Horo любящего природу ‘нашей великой
Родины и помогает еще глубже ее познавать.
	`Проф. С. ТУРОВ.
	Интересен замысел кинокартины — показать
	таинсхвенную жизнь зверя-строителя. За ка-
чество своего меха бобры, итироко раепростра-
ненные в прошлом как в Европе, так и в
Сибири, были почти совершенно истреблены,
Советские ученые и охотоведы добились зна-
	чительных успехов в деле восстановлония’
	численности этого ценного животного. Ныне,
когда речной бобр благодаря стараниям со-
ветских ученых размножился и вновь насе-
ляет многочисленные реки в различных
пунктах страны и даже под Москвой, особен-
но своевременно показать широким кругам
советского зрителя кинофильм о жизни боб-
ра. И зритель с удовлетворением отмечает,
что усилиями творческого коллектива под
руководством А.) Зтувиди: ‘и‘шри консультА-
ции П. Петряева создана картина на высоком
уровне научного и художественного р
новения в тайны природы. .
	Прежде всего следует подчеркнуть, что. пе-
ред постановщиками фильма стояла чрезвы-
	чаино трудная задача. Бобр -—ночное ‘живот-.
ное, ведущее скрытный образ. жизни; ‘при:
встречах c HMM в природных. условиях.
самое большее, что ‘удается видеть, — это тд...
	как при лунном свете ночью проплывает он
по озеру да, испугавшиеь человека, нырнет,
громко хлопнув по воде своим широким, как
весло, хвостом;
	Чтобы’ заснять бобров при ярком дневном
свете, показать, как они ‘строят плотины,
хатки, каналы, как добывают пищу (что
обычно делается ночью), съемочному коллек-
тиву пришлось много и кропотливо занимать-
ся` предварительной подготовкой животных:
Надо было добиться того, чтобы бобры не
		снимать на пленку, но и изменили время
своей ночной активности. И создатели кар-
тины добились этого. Вполне’ естественно
ведут себя ‘бобры, находящиеся в условиях
полной свободы, и’зритель видит, что дей-
ствие ‘картины ‘происходит в природной
обстановке. Картина «Лесная быль» не идёт
ни в какое сравнение с заграничной стряп-
ней «зоологических» фильмов, где «работа-
ют» ‘звери, ` загнанные в замаскированные
клетки, где кинотрюками обманывают зри-
телей и где наука’ оказывается полностью
выхолощенной.

То, что мы видим в кинокартине «Лесная
быль»,— это настоящая лесная быль, подлин-
ные животные и подлинная` природа. От на-
чала до конца картины мы ‘с интересом слё-
дим за бобрами, показанными 60 знанием их
биологических особенностей, их образа жиз-
ни; Мы познаем весь цикл жизни бобров:
	мать ухаживает за малышами, охраняет их, о
следит за тем, чтобы они не убегали из хат-
	ки и не стали жертвой опасности, подстере-
гающшей бобрят на каждом urary.  Мы видим
сцену, показывающую, ‘как мать’ несет дете-
ныша, полдерживая ето передними лапами.
Когда молодые ‘бобры: подрастают, зритель’ с
	неослабным вниманием смотрит все новые и

Но`жизнь, как она’ни’ хороша среди леса.
	и тростников, все же ‘есть непрерывная борь-
ба‘за существование,  Иоказ этого сложного
процесса обычно в американских фильмах
разрешается довольно примитивно-на экране
	мелькают ожесточенно нападающие друг на.
	друга звери, птицы’ и другие’ ‘животные, Это’
становится, в’конце концов, утомительным
	Совещание о современной народной песне
		В Отделе пропаганды и агитапии ЦЕ
	ВКП(б) состоялось совещание по вопросу а.
состоянии записи, обработки и пропаганды.
современной народной песни. Как показали
сообщения работников“Жомитета по деламо
	искусств при’ Совете Министров. СССР
	тт. С. Лебедянского и А; Холодилина, а так-
	же Е в. ‘прениях ‘секретаря Союза
композиторов `’`Хренникова, ‘директора
Консерватории tpod. `А; Свешникова’ (№М0-
сква); проф; Ф. Козицкого (Украина), Л. Хри-
стиансена (Свердловск). НЫ: Жемчужиной
	(Ленинград) и. других, этому: серьезному во-
		‘Запись новых народных песен проводится
случайно и в’ незначительных ‘масштабах,
		нет единого центра по организации записи,
совершенно не проводится обработка совре-
	менных песен композиторами, плохо обстоит
	дело .с: ропагандой современной ЕВ
песни. .
	‚Комитет по делам искусств при Совете Ми-
нистров СССР фактически не занимался.
этим делом и полностью предоставил: его са--
мотеку. Илохо в этом направлении ‘работает:
и Институт. этнографии Академии наук СССР,
He опубликовамний за свою многолетнюю‘
деятельность ни одного сборника coppemeti
‘ной народной песни.

На совещании были намечены меры ‘по’ ко-

‘ренному улучшению этого серьезного и важ-
ного дела. .
		Ilo материалам зазеты «Культура и жизнь»
	«ПОЧЕМУ ПЛОХО РАБОТАЕТ СЕМИНАР, ПРОПАГАНДИСТОВ?»

Бюро Новоград-Волынского ГК КП(б)У. об-! ланную’ в ‘коореспонденцнии. пеликом ou
	данную в корреспонденции, целиком пра-
ВИЛЬНОЙ. ‘
	Бюро ГК КИПб)У наметило ряд мероприя-
		пропагандистам.
	судив корреспонденцию «Почему плохо ра-
ботает семинар  поопагаинлистов?» ‘поме-
	шенную в газете «Бультура и жизнь» от
	11 февраля 1950 г., признало критику,
	Недавно в Концертном зале им. Чайковско-
го Государственный хор русской народной
песни им. Пятницкого показал свою новую
программу; Программа! эта, в которую были
впервые удачно включены песни о револю-
ционной борьбе русского народа («Горят по-
жары», «Есть на Волге утес», «Александров-
ский централ»), а ‘также и новые песни со-
ветских композиторов, была тепло встречена
слушателями. Однако ‘у слушатёлей концерта
возник вместе с тем естественный вопрос: пс-
чему же любимый ими народный хор не спел
ни одной современной народной песни, тем`
более, что согласно объявленной программе
	такие ‘песни должны’ были исполняться в
	концерте; : у

Бесспорно, что многие произведения компо-
зитора В. ‘Захарова, художественного руко-
водителя хора, стали популярными, по сущеё-
ству народными песнями, интересны и его
новые песни «Древний Кремль сверкает позо-
лотой» и песня-пляска «Горько пиво»; Но раз-
ве это давало’ право ‘организаторам концерта
пройти мимо песен,  созданных‘ ‘народом?
Ведь составленная в таком духе програм-
ма народного хора’ невольно ` создавала
ложное, глубоко’ ‘ошибочное о представле-
ние о том, что наша социалистическая жизнь
натила свое ‘отражение лишь в творчестве
композиторов-профеессионалов и‘не затронула
народное песнетворчество. Надо‘ сказать, что
этот существенный недостаток последней про-
граммы хора’ им. Пятницкого относится не
только К этой программе и не только к одному
хору им..Пятницкого, ‘

В программах наших хоров-—Государствен-
ного хора русской песни под ‘управлением
А. Свемникова, Воронежского, Уральского и
других коллективов -- много хороших и лю-
бимых, ставших подлинно народными песен
В. Захарова, М. Блантера, В; Соловьена-Се-
дого, Б. Мокроусова и других; песен на слова
М. Исаковского, А. Твардовского и других
советских поэтов. Но в репертуаре этих хоров
чрезвычайно .мало произведений, созданных
в ‘самом ‘народе — рабочими, Колхозниками,
советской интеллигенцией, многочисленными
	народными певцами, творцами народных пе
	сен. Что касается концертных программ Na”
ших. солистов — популярных ‘исполнителей
народной песни С. Лемешева, М. Максаковсй
	и многих других, то современная народная
	пееня здесь почти совсем отсутствует.

До сих пор наши многочисленные издатель-
ства ‘сще не удосужились издать ни одного
сборника современной народной песни. Она
по существу не изучается и в наших музы-
кальных” учебных заведениях. Лишь изред-
ка, по случайно проявленной инициативе
педагога, студенты знакомятся с одной — дву-
мя народными песнями O ‘новом советском
быте. На экзаменах по курсу «Народное твор-
	ПР У ТР

чество» (70 часов в вузах, 36 — в училищах).
	студенты‘обязаны «на зубок» знать маслени >
ные и другие обрядовые песни, ноу них ни-
кто но требует знания современной народной
госни. Естественно, что, выходя из стен музы-
кальнюго учебного заведения, молодой компо-
сигор не знает ’современзого народного
		Другой клуб, где имеется 600 мест, открыл-
ся при доме отдыха для келезнодорожников.
Оба клуба хорошо оборудованы.
	«500 народных песен», Созданный
еще в 1936 году на основе записей специаль-
ных экспедиций, этот «многострадальный»
сборник до сих пор еще не выпущен в свет
Музыкальным издательством’ Нельзя не
отметить, что и научно-исследовательские
учреждения, вроде Института этнографии
Академии наук СССР, за свою многолетнюю
деятельность почти ничем не помогли в этом
отношении нашей. практике. .

„Конечно, нельзя утверждать, что. за эти го-
ды ничего не сделано в области собирания
народной песни. Кое-что было записано работ-
никами Домов. народного творчества, кабине-
тов Московской и других консерваторий, Ин-
	‚ститутов этнографии Академии наук. ССР
	и союзных республик, наконец, отдельными
хоровыми коллективами. и ансамблями. Не-
мало средств было израсходовано. на органи-
зацию нескольких экспедиций фольклористов.
Но почти все записанное лежит без движе-
ния в многочисленных учреждениях, которые
никак не связаны друг с другом и безразлич-
но относятся к судьбам ими самими запиеан-
ных песен. Наши многочисленные хоры и с0-
листы-исполнители также не желают про-
явить инициативу в этом серьезном и важном
деле. Выражая подчас на словах свой инте-
рес к народной песне, они предпочитают тер-
пеливо ждать, когда Союз композиторов или
другая организация принесут им готовые,
обработанные произведения. На все это безу-
частно взирает Комитет по делам” ‘искусств
при.Совете Министров. СССР.

А почему бы не привлечь к собиранию на-
родных песен многотысячную армию учите
лей, студентов вузов? Ведь могло же это; с
успехом делать в свое время Этнографическое
отделение Географического общества;

Нам кажется, что следует ликвидировать
ненужный параллелизм в’ этой’ работе. Необ-
ходимы один научный и организационный
центр, единый план и общие принципы дея-
тельности. Надо установить единую и проду-
манную систему организации записи песен.

Следует пересмотреть и курсы музыкально-
		ных. вузах и училищах, отведя в них для ‘изу-
чения современной народной песни подобаю-
щее ей место. Еще 15 лет назад в письме к
Чайковскому композитор Танеев ‘писал: «По-
вторяю, русские мелодии должны быть полхо-
	жевы в основу музыкального образования».
	Надо изменить репертуар наших народных
хоров, солистов-испслнителей и поставить пе-
ред ними благородную задачу пропаганды
современной народной песни, Наконец, ‘на-
		записи и обработки народных ‘песен ‘должно
стать делом чести каждого из них, их долгом
перед народом, а вместе с тем ‘и важнейшим
услокием ‘успеха их собственного’ творчества.
Только тогда песня, созданная великим ком-
позитором —народом, зазвучит во весь CHO
		мир прославляя натпу светлую жизнь, боль-.
шие дела. и глубокие чузства советокмх, лю-

en. Б. ЯРУСТОВСКИЙ
	В Одессе открыты два новых клуба: Первый
клуб—на 500. ect ~ OTKPEIT при ‚автосборочном
заводе.
		Шире дорогу современной народной песне,
	кина и Островского, Глинки и Бородина.
С какой радостью ` делились ‘композиторы
«Могучей кучки» сообщением о какой-нибудь
	новой находке в народном творчестве, с каким.
	бескорыстием OOMEHU BAAUC OHM взаимно ‘Ha-
родными: записями! И, несомненно, сила воз-
	действия на слушателей произведений ру<-.
	ских классиков музыки заключалась в значи-
тельной степени именно в народности языка,
в глубоком проникновении в современные им
интонации народного песнетворчества;
Композитор А. В. Александров во время по-
ездок ансамбля записал десятки современных
народных песен. Лучшие из них — «По доли-
нам и по взгорьям», «Песня 27-й дивизии» И
другие были обработаны им и прочно вошли
в репертуар ансамбля. А. разве эти ‘народные
песни не оказали большого и плодотворного
влияния на его собственное творчество?
Тысячи песен, созданных народом в период
Великой Отечественной войны, во многом
определили характер и успех лучших произ-
ведений военного времени и первых после-
военных лет — песен В. Соловьева-Седого,
М. Блантера, Г. Носова и С. Капа.
	Но У нас, к сожалезтию, находятся еше та-
	кие «теоретики», которые стремятся  прота-
щить глубоко вредную теорию о том, что яко-
бы современная русская. народная песня
представляет. «второсортное», а то и просто
«нехудожественное». явление. Близкие к. та-
кого рода «теориям» мысли высказывал в сво-
их лекциях о лирической народной песне, чи-
танных. в Московской консерватории, фольк-
лорист проф. Е. Гиппиус,

Проф. Е. Гиппиус - специалист, безусловно
	знающий старую народную песню. Но во всей.
своей творческой деятельности он фактиче-
	ски проводил мысль о том, что подлинную
художественную ценность представляют лишь
старые народные песни: Незадолго до Отече-
ственной войны проф. Гиппиус опубликовал
	огромный труд, посвященный песне Пинежья, .
	который свидетельствует об эстетском любо-
вании его автора архаикой и.о нарочитом.
акцентировании «допотопного» языка старой
русской деревни, Примечательно, что в этом
труде вообще нет ни слова, о compementoit
народной песне. . .

B опубликованной . в 1948 году ‘статье
«О русской народной. подголосной полифо-
нии» («Советская этнография», № 2) проф.
Гиппиус, говоря о пути развития русского
многоголосья, рассматривает его отвлеченно,
в отрыве от современного  песнетворчества,
как некую категорию, самостоятельно суще-
ствующую, вне идеи песни, вне ее. текста.

Немудрено, что. многочисленные. комиссии,
в которых. заведали специалисты, подобные
проф. Гиппиусу, «на корню зарезали», брако-
вали и те редкие записи современных народ-
ных песен, которые представлялись для изда-
ния и исполнения. Более 14 лет уже покоится
на полках «энтузиастов» народной песни
	Можно смело сказать, что нет такой. области
нашей жизни, которая бы не нашла своего
чуткого отклика в современной народной
песне — душе народа.

«Русские песни — русская история», — так
писал. Максим Горький в своем известном
письме к Федосовой. На материалах народно-
го творчества, говорил В. И. Ленин, можно
написать прекрасное исследование о. чаяниях
и ожиданиях народных. Любопытны воспо-
минания крестьянина из Ленинских Ророк:
«Ильич очень любил слушать, как народ поет
свои песни. Усядется на скамье и слушает,
даже подойдет совсем близко к месту пения
и игры в каком-нибудь глухом закоулочке
парка».

С какой реалистической силой и любовью
запечатлены образы народных певцов, твор-
нов песни в «Певцах» Тургенева, в чудесной
миниатюре Горького «Как сложили песню»!

Мы знаем, какую заботу проявляет к народ-
ным  певцам, народному песнетворчеству
товариш Сталин. Достаточно вспомнить его
известные беседы < композитором А. В. Алек-
сандровым о собирании и исполнении народ-
ной песни в Краснознаменном ансамбле Со-
	ветской Армии, с кинорежиссером Довженко.
	о введении народной песни в кинофильм
герое украинского народа Щорсе. Народный
артист СССР композитор Узеир Гаджибеков
рассказывал, что товарищ Сталин в беседе
с ним указал, что’ «некоторые композиторы
относятся поверхностно к огромным художе-
ственным богатствам народной музыки».
Пренебрежение к народной песне много лет
культивировали композиторы-формалисты и
теоретики-космополиты. Их ‘эстетическая
«программа» ни во что не ставила народную
песню, они демонстративно отбросйли слав-
ную традицию русских музыкальных клас-
сиков—традицию записи, обработки и пропа-
ганды лучших образцов народной песни.
Широко известно, что Глинка и Балакирев,
Римский-Корсаков и Чайковский лично запи-
сывали песни, крестьянские и городские. И
не только использовали затем многие из них
в своем творчестве, но, собирая в сборни-
ки, бережно и любовно обрабатывая их, вновь
возвращали обогащенными народу.
	В практике ‘наших советских композиторов
	мы встречаемся с недооценкой этого, несмот-
ря на то, что Союз композиторов располагает
большими возможностями для организации
творческих поездок. Если же и случается, что
кто-либо из композиторов выезжает для за-
писи народных песен, то тщетно мы искали
бы потом публикации его записей. Дело за-
канчивается, в лучшем случае, созданием сю-
иты или симфонии на записанные народные
темы.

В среде наших композиторов мы почти не
встретим того трепетного, волнующего отно-
шения к поискам жемчужин народного твор-
чества, которое отличало деятельность Пуш-
	творчества, не может полноценно овладеть
средствами музыкального языка, близкого и
понятного массовому слушателю.

И таких примеров можно привести немало.
Все они красноречиво свидетельствуют о том,
что наши музыкальные деятели не замечают
современную народную песню. Да; не замг-
чают! Ибо вечно живой процесс народного
песнетворчества в наше советское время про-
текает. особенно активно. Сотни тысяч песен
родились за эти.годы... Только лишь за 2—3
года Всесоюзный Дом народного творчества
получил. от: рабочих, колхозников, советской
интеллигенции несколько тысяч песен, около
3 тысяч песен было собрано на фронтах в
последний год Отечественной войны работни-
ками фронтовых Домов Советской Армии. Это
песни о новой, социалистической жизни, о
творцах новой жизни — Ленине и Сталине.
Это песни о наших победах. в труде и бою, о
любимых народных героях. Это песни о выра-
щивании высокосортного льна знатных псков-
ских льноводов, оныдающихся успехах украин-
ских колхозников (несколько таких песен бы-
ло показано на Украинской олимпиаде 1949 го-
да в исполнении Героев Социалистического
Труда). Это песни-руны карельских пев-
цов о лесорубах-электропильщиках; это пес-
	ни и частушки об электропахоте, дождеваль-
	ных оросительных ‘установках, песни-импро-
визации алтайских кайчи о строительстве
шоссейных дорог на Алтае; песни айтысов-—
народных певцов, поющих о новом труде в
шахтах Караганды, о лучших героях-чшахте-
рах; это песни казахских акынов, воспеваю-
щих. в своих выступлениях по аулам передо-
вой опыт выращивания риса,

Во. всех этих песнях отражено новое ми-
ровоззрение, показаны новые чувства совет-
ских людей, их социалистическое отношение
к труду, к жизни.

В величавой песне «Река Вычегда» колхоз-
ницы Архангельской области Губина и Си-
ницына создали эпический образ северной
py ccxolt реки, которая:

величилась славой Сталина,
E70 несла его на волнах своих,
Сберегла вождя для земли родной...»

Песня баяниста Московской области Поли-
карпова «Пронеслись над Волгой тучи» ри-
сует облик города-героя Сталинграда, подни-
мающегося из руин и пепла к новой
славе и величию. Напевная песня о Родине
создана. вичугскими ткачихами” Ивановской
области. Мастер одного из московских заводов
Князев, участник походов Чапаевской диви-
зии, сочинил песню о Сталинской Конститу-
IMM...
	‚А сколько тысяч песен о партизанах, о Joe
	Космодемьянской, Александре Матросове,
краснодонцах ходит из уст в уста в самых
различных уголках нашей необъятной Роди-
ны! И авторы их неизвестны, и место рожде-
ния песни установить порой невозможно,