2] марта 1950 г., № 8 (136)
	HOBUHKH
	Пушкин в * ВОосСПОомНВенихя
временников.. _ Государствен-
	культурРА и жиз rib

ЕТ Ч Е
	СТАЛИН. Доклад,
о проекте Конституции Союза.
ССР (на узбекском _ языке).
Госизлат УзССР, г. Ташкент.
			К. МАРКС. _ Восемнадцатое.
брюмера Луи’ Бонапарта. Го-
сударственное издательство по-
литической литературы. 1950 г.,
тираж 100.000 экз., 127 crp.,
пена   руб. 50 коп.
	Ф. ЭНГЕЛЬС, Происхожде-
ние семьи, частной собственно-
		Движение >
	‚ 19 марта в Стокгольме закончила свою ра-
боту третья сессия Постоянного комитета
Всемирного конгресса сторонников. мира.
Сессия единогласно приняла два воззвания.—
о запрещении атомного оружия и о созыве
	второго Всемирного конгресса сторонников
	мира,

Постоянный комитет Всемирного конгресса
сторонников мира на своей стокгольмской
сессии. потребовал «безусловно запретить
	атомное оружие как оружие агрессии и: мас-:
	сового уничтожения людей и установить
строгий международный контроль за исполне-
нием этого решения». «Мы будем, — заявил
Постоянный комитет, — считать военным пре-
ступником то правительство, которое первым
	применит атомное оружие. против какой-либо -
	страны».
	Стокгольмская сессия: Постоянного комите-
	та Всемирного конгресса‘ сторонников мира
является наглядным свидетельством расши-
	рения и укрепления движения народных.
	масс за мир в’ различных странах земного
mapa.
	Во главе лагеря мира ‘и демократии идет
великий Советский Союз — оплот и надежда
всего прогрессивного человечества. За мир
стоят народы стран народной демократии,
великий китайский народ. Движение за мир
	охватило народы более wem. 70 eTpaH..
	40 странах сейчас проходит широкая кампа-
ния за разоружение и запрещение атомного
оружия.

Движение против подготовки новой. ups
рой войны охватило рабочий ‘класс многих
капиталистических стран. Рабочие-металли-
сты в этих странах отказываются производить
оружие, рабочие-железнодорожники — перево-
зить его, ‘докеры — грузить на суда или вы-
гружать с. судов. В частности, рабочие фран-
цузских портов Сен-Назера, Дюнкерка, Мар-
селя, Шербура, итальянского порта Анкона,
бельгийских портов Остенде и Антверпена,
голландские докеры отказываются разгру-
жать суда е вооружением, Которое Соединен-
ные Штаты Америки хотят в порядке «воен-
ной помощи» поставлять в Европу. В Ницце
портовые рабочие сбросили в море подготов-
ленную властями к погрузке на пароход плат-
форму для запуска снарядов «Фау-2».

Ряды борцов за мир непрерывно пополня-
ются все новыми представителями различных
социальных слоев населения капиталистиче-
ских стран, Все громче’ начинает звучать го-
лос интеллигенции. В движение за мир. вклю-
чаются женщины, молодежь, фермеры.

Участницы состоявшегося 5 марта в Пари-
же в связи с Международным женским. днем
массового митинга дали. клятву не отдавать
своих сыновей и мужей на войну, которую
готовят капиталисты против демократических
стран и против. народов, Форкщихоя за свое
освобождение.

В Соединенных: Штатах Amepuxn 1.500: на-
учных работников, занятых в области физики,
обратились. к президенту Трумэну. с призы-
вом. «проводить. иную. политику», т. е. с при-
зывом отказаться от политики подготовки
войны. Здесь пока речь идет еще только о
призыве, о просьбе сменить политику, но и
этот призыв достоин быть отмеченным. Он
показывает, что даже. людям, оторванным от
непосредственных нужд народных масс, пре-
тит подготовка новой мировой ‘войны, на ко-
торой собираются ‘богатеть и наживаться
магнаты капитала, воротилы и заправилы мо-
нополий и концернов.
	Во Франции, в городе Иври (предместье
Парижа), на днях состоялась Национальная
конференция представителей интеллигенции,
борюшейся за мир. Среди 508 делегатов кон-
	ференции были ученые, писатели, художни-.
	ки, инженеры, врачи, журналисты, студенты,
артисты. Выетунившие на конференции ора-
торы требовали усиления борьбы против ре-
акции, координации действий ‘ученых с «дей-
ствиями всех трудящихся, борющихся в. за-
щиту мира». На конференции был выдвинут
лозунг; «Воспрепятствовать ввозу.во Францию
империалистической идеологии так же, как
докеры препятствуют ввозу вооружения»,
	Политика. поджигателей войны вызывает
протесты среди мелкобуржуазных слоев насе-
ления — поджигателям войны становится: все
труднее вводить массы в заблуждение.
Весьма показательно в этом отношении пись>
мо, появившееся 23 февраля в нью-йоркской
газете «Дейли компас». Автор письма, один-из
читателей этой газеты, некий Келси, требует
мира, переговоров Трумэна с представителя-
ми советского правительства и заявляет, что
Трумэн и Ачесон, повидимому, не хотят мир*
ных переговоров, так как опасаются, что эти
переговоры ‘могут оказаться: успешными.
Келси пишет: «Настоящим кошмаром ‘для
вашингтонских политических леятелей в
нынешний ‘момент является мысль о том,
что Россия может фактически выдвинуть
такие конструктивные мирные ` предложе-
ния, которые ‘даже американская печать,
при всем ее ‘искусстве и уклончивости, не
сможет преподнести как агрессивные и бу-
дет вынуждена опубликовать правду». Келеи
считает, что установление такой ‘истины быъ
^о бы губительным для руководителей вне
ней политики Соединенных Штатов Амери-
ки, во-первых, потому, что она, эта истина,
раскрыла бы глаза: американскому народу на
тот факт, что народ и правительство Советско-
го Союза: искренно: стремятся к миру`в отли-
чие от. правителей Соединенных Штатов, во-
вторых, потому, что «она положила бы конец
	Недавно-в газете «Вечерний Ленинград»
была помещена ‘репродукция с картины
художника И. Ершова‘ «На заводе имени
И. В. Сталина», выставленной на Всесоюзной
художественной выставке.

Ленинградский металлургический завод
имени И. В. Сталина широко известен своими
мощными и самыми совершенными в мире
турбинами, известен как передовое предприя-
тие нашей Родины, оснащенное новейшей
техникой и применяющее наиболее произво-
дительные методы производства. А To, что
изображено на картине Ершова, ни в какой
мере не отражает. действительной жизни: за-
вода. Показывая передовой советский завод,
художник: должен был отразить мошь M со-
вершенство социалистического предприятия,
радость свободного, вдохновенного труда. со-
ветских людей.

Для того, чтобы произведение было правди-
вым, художник должен знать и глубоко про-
чувствовать материал избранного сюжета. и
лишь после этого. воплощать в образы те
мысли, которые он хочет передать зрителю.

Бессмысленный набор пусть даже красизо
звучащих слов ни одна редакция не признает
за стихотворение, как бы оно ни было оза-
главлено автором. Бессмысленный же набор
псевлотехнических элементов в картине Ер-
шова преподносится советским людям, как
передовое произведение ‚ленинградского гра-
фика.

Работа т. Ершова представляет сплошное
нагромождение нелепостей. В центре рисунка
		сторонников мира
	ко дней назад, выступая в английской палате
общин, лейбористский министр обороны
Шинуэлл откровенно заявил, что проводимая
английским правительством политика исхо-
дит из положения, что Организация Объеди-
ненных Наций не оправдывает возлагавших-
ся на нее надежд, и отсюда будто бы причины
роста английских вооружений. Нужно ли го-
ворить, что если ‘деятельность Организации
Объединенных  Наций и не достигла ожи-
давшейся эффективности, то ‘причиной тому
является не что иное, как саботаж работы
ООН английским.и американским правитель-
ствами!

На стокгольмской сессии Постоянного коми-
тета Всемирного конгресса сторонников мира
основной докладчик генеральный секретарь
комитета Жан Лаффит указывал, что «воен-
ные расходы Великобритании, Голландии,
Италии, Франции и США значительно пре-
восходят расходы этих стран на здравоохра-
нение и народное образование; например, во-
енный бюджет Франции составляет 26 процен-
тов от общего бюджета, в, то время как на
здравоохранение и на нужды народного про-
свещения ассигнуется лишь 8,5 процента.
В США расходы’ на военные нужды вместе
с расходами по «плану Маршалла» и расхода-
ми по оказанию так называемой военной по-
мощи другим странам. выражаются в басно-
словной цифре, составляющей в общем 69 про-
пентов обшего бюджета. Расходы же на обра-
	‘‚зование, здравоохранение и социальное стра-
	хование в США не достигают и 6 процентов
общего бюджета».

Гонка вооружений в капиталиетических
странах сопровождается поставками амери-
канского вооружения в Европу. Это не слут
чайно, ибо империалисты Уолл-стрита наме-
рены вести будущую войну прежде всего
кровью народов, правители которых вступили
в кабальную сделку с американскими магна-
тами капитала, подписав Северо-атлантиче-
ский договор и двусторонние соглашения о
поставках вооружения.
	Морально-политическая подготовка к войне
находит свое выражение, как уже было ска-
зано выше, в политике империалистических
держав, направленной на расшатывание и
развал Организации. Объединенных Наций, в
атаках на принцип единогласия постоянных
членов Совета Безопасности, а также в фаз-
жигании пропаганды враждебности к Совет-
скому Союзу и странам‘ народной   демокра-
тии, в яростных попытках очернить и опоро-
чить политические. и. моральные основы
стран ‘антиимпериалистического и демокра-
тического лагеря, в проведении законода-
тельства, рассчитанного на удущение рабоче-
го движения в капиталистических странах,
на изоляцию и устранение прогрессивных
элементов из общественной и политической
жизни.

Говоря © средствах осуществления планов
морально-политической подготовки войны,
	‚надо назвать обсуждающийся сейчае в ко-
	миссиях американского сената законопроект
Мундта и Фергюссона, представляющий собою
попытку контроля над мышлением американ-
ских граждан, попытку запретить вступление
их в прогрессивные организации. Надо на-
помнить о судебном процессе над руководи-
телями. ‘американской компартии, о бесчи-
сленных «проверках лойяльности» государ-
ственных служащих в США, об антирабочем
законе Тафта-— Хартли, дающем правитель-
	ству право душить забастовки и разрушать
	профсоюзы. Надо напомнить о только что при-
нятом во Франции так называемом «гнуеном
законе», позволяющем правительству карать
всех сторонников мира, не желающих участ-
вовать в подготовке преступной империали-
стической войны. Надо напомнить о готовя-
щемся в той же Франции новом избиратель-
ном законе, целью которого является. снизить
роль коммунистов в парламенте, лишить
французский нарол представительства в пар-
ламенте подлинных ‘зашитников его интере-
сов. Надо напомнить о только что опублико-
ванных решениях итальянского правитель-
ства, рассчитанных на расправу с прогрес-
сивными элементами страны.
	На службу подготовке войны англо-амери-
канские империалисты поставили пропаган-
ду. Они интенсивно используют печать, ра-
дио, кино, театр, дипломатических чиновни-
ков, издательства для. тоге, чтобы восстано-
вить жертвы этой пропаганды‘ против социа-
лизма, против Советского Союза, против
стран народной демократии. Но как бы ни
неистовствовали империалисты и их. идеоло-
гические  лакеи, им’. не’ удастся ‘обмануть
народы. Сталинская внешняя политика, ` по-
литика мира ‘и дружбы между народами,
пользуется горячим одобрением и сочувстви»
ем всего. прогрессивного человечества. .Про-
стые люди всех стран видят в Советском Со-
юзе несокрушимый оплот мира во всем мире.

На стокгольмской сессии Постоянного ко-
митета Всемирного конгресса сторонников
мира делегат китайской общественности из-
вестный китайский поэт Эми Сяо сказал, что
борцы за мир «должны быть всегда бдитель-
ными», Этот певиз — бдительность! — особен-
но важен и особенно необходим сейчае. Бор-
пы за мир должны быть бдительными всегда
и во всем. Они должны разоблачать поджига-
телей войны, срывать их планы, неустанно
крепить и множить фронт мира.
	Силы мира неисчислимы. Они могуще-
ственнее, чем силы поджигателей войны. :
	Н. БОДРОВ.
	растет и крепнет
	Заметки’ обозревателя”
	огромным прибылям, получаемым в резуль-
тате осуществления гонки вооружений и пла-
на Маршалла, в-третьих, потому, что она.ли-
шила бы оправдания американское вмеша-
тельство. в дела иностранных государств с
целью силой помешать распространению ком-
мунизма».

В ряде стран, в’ частности в Швеции, Нор-
вегии, Финляндии, где движение за мир, в
отличие от других государств, развито еще
слабо, одной из форм пропаганды борьбы за
мир являются так называемые _ эстафеты
мира»,

Отпор поджигателям войны во многих
странах мира выражается в самых различ-
ных ‘формах. Так, например, в Индии, в го-
роде Бангалоре, население отказалось смо-
треть антисоветский фильм «Железный зана-
вес» и принудило владельца кинотеатра под,
угрозой дальнейшего бойкота снять фильм с
экрана.

Постоянный комитет Веамирноро конгресса
сторонников. мира обратился в декабре 1949
года с призывом к парламентам всех стран
обсудить пять вопросов, преследующих мир-
ные цели. Главные из этих ‘вопросов: прекра-
щение гонки вооружений путем немедленно-
го сокращения военных бюджетов и числен-
ности вооруженных сил и запрещение атом-
ного оружия. Одновременно комитет призвал
миролюбивые народы всего мира требовать
от парламентов, чтобы они заставили мест-
ные органы. власти и свои правительства
принять мирные. предложения.

Призыв Постоянного комитета Веемирного
конгресса” сторонников мира в различных
странах мира встретил отнюдь нё одинако-
	вый прием со стороны руководящих кругов.
	Так, ‘правительство Соединенных Штатов
Америки отказало в предоставлении виз на
въезд членам делегации Постоянного комите-
та, которым поручалось передать предложе-
ния комитета американскому конгрессу. В
Голландии, въезд в которую для граждан
ряда стран является свободным, прибывшие
в Гаагу члены делегации Постоянного ко-
митета были затем, по приказу министра
юстиции, арестованы и высланы из страны.
В Бельгии председатели сената и палаты де-
путатов отказались принять членов делега-
ции и предложили переслать по почте пред-
ложения комитета, Всемирного конгресса сто-
ронников мира. Английский премьер-ми-
нистр Эттли отклонил просьбу делегации о
встрече с ним. Руководители парламентов
Франции и Италии`в силу подъема народно-
го движения не.-рискнули в грубой форме
отказаться от встречи с делегатами Постоян-
ного комитета. Делегаты комитета были при-
няты в парламентах этих стран, но это, одна-
ко, не дает оснований обольщаться надежда-
ми относительно дальнейшей судьбы вручен-
ных HapaaMeHTam предложений о защите
мира.
	Иной прием встретили предложения Посто-
янного комитета Всемирного конгресса сто-
ронников мира в СССР и в странах народной
демократии. 8 марта в Москве делегация ко-
митета, возглавляемая Ивом Фаржем, ‘была
принята Председателем Совета Союза Вер-
ховного Совета СССР и Председателем Сове-
та Национальностей Верховного Совета
СССР, которые приняли предложения коми-
тета для-передачи их: на рассмотрение Вер-
ховного Совета СССР. Парламенты Румынии,
Венгрии; Польши, Чехословакии, Болгарии
уже. высказались за поддержку мирных прел-
ложений Постоянного комитета.
	Сложившаяся в настоящее время в мире
ситуация. характеризуется, с одной стороны,
расширением размаха движения за мир, во-
влечением в него все более широких народ-
ных масс, дальнейшим укреплением антиим-
рериалистического и демократического. лаге-
ря, возглавляемого могучим Советским
Союзом, лагеря, еще более усилившегося в
результате создания Китайской народной
республики, и, с другой стороны, лихорадоч-
ным усилением деятельности поджигателей
войны-из империалистического лагеря, лаге-
ря, возглавляемого самыми оголтелыми. эле-
ментами американского империализма, * под-
лерживаемыми их партнерами из числа ан-
глийских лейбористов и старым . специали-
стом в области агрессии Черчиллем.

Империалиестический лагерь ведет матери-
ально-техническую. и’ «морально-политиче-
скую» подготовку новой войны.

Материально-техническая подготовка ‘вой-
ны находит свое выражение в таких меропри-
ятиях, как договор о создании так называемо-
го западного союза держав, «план Маршалла»,
Северо-атлантический договор, заключаемые
ныне двусторонние соглашения Соединенных
Штатов Америки с европейскими странами —
участницами Атлантического договора о по-
ставках вооружения, подготовка Западной
Германии как плацдарма для нападения на
Советский Союз и страны народной демокра-
тии, непрерывная гонка вооружений капита-
листических стран и рост их военных бюдже-
тов. Подготовка войны находит также свое
выражение в систематически осуществляемой
англо-американскими правящими кругами
политике снижения роли и значения Органи-
зации Объединенных Наций. Всего‘ несколь-
	ПИСЬМО в РЕДАКЦИЮ
	Когда художник не знает жизни...
	двое рабочих, взобравшихся на какой-то по-
`®стамент. толкают полвешенный буквально
	стамент, толкают подвешенный буквально
«на ниточках» турбинный ротор.
Обрамленный. фантастическими конструк-
циями, цех заполнен паром, дымом и ко все-
му этому заливается брызгами расплавленно-
го металла. На заднем плане картины — соору-
жение, назначение которого известно лишь
	_ т: Ершову:
	узбекском _. языке).   ное издательство хуложествен-

УзССР, г. Ташкент. ной литературы. 1950. г.„.тираж
тираж 50.000 экз., 50.000 экз., 600 стр., цена
на. 60 коп. 11 руб. 50 коп.

Рони ПОВ Сталин   В СУКАЧЕВ. Сталинский
	план преобразования природы,
Издательство. Академии наук
	44 стр:, цена. 60 коп.

‚ К. Е, ВОРОШИЛОВ. Сталин
и Вооруженные Силы СССР.
Воениздат. 1950 г., 99 стр., цена
	СИ: № rocymapcTBa, Рода 9 Ба, 50 Kon. СССР. 1950 -г., тираж 100.000
ственное издательство полити- А И. ГЕРЦЕН. Повести. и   экз. 32 стр., цена 60 коп.
ческой дитературы,. 1350 гы Уи: рассказы. Издательство «Моло- ЯНКА КУПАЛА. Избранное,
раж 100.000 экз. 192 стр., це- maa гвардия». 1949 г. тираж   (Стихи и поэмы). Государ-
на 3 руб. А экз. 464 стр., цена ственное издательство художе:
В. И. ЛЕНИН. Сочинения. 12 р ственной литературы. 1950 r.,

Tom ll (Ha азербайджанском о и ых РЕПИН. Письма. Госу- тираж. 10.000 экз., 435 стр.,
	языке). Азербайджанское госу-
дарственное издательство. Баку.
1950 r., тираж 10.000 экз.,
527 стр., цена 10 руб.
	В. И. ЛЕНИН. Очередные
задачи Советской власти (на
бурят-монгольском языке). Бу-
рят-Монгольское государствен-
Hoe издательство, г. Улан-Удэ.
1949 г. тираж 3.000 экз.,
119 стр., цена 2 руб. 95 коп.
	цена 14 руб
Б.. МОГИЛЕВСКИИ. И. И.
Мечников. (Повесть о трудах и
днях. великого русского биоло-
га). Детгиз,. 1950 г., тираж
90,000 экз., 288. стр., цена 6 py6.
` ШАГИНЯН. Путешествие
	по Советской Армении. Изда-
тельство «Молодая гвардия».
1950 г.. тираж 45.000 экз.,
	303 стр., цена 12. руб.
	дарственное издательство «Ис-
кусство». 1950 г., тираж 5.000
экз., 330 стр., цена 20 руб.

Г. ЛЕОНИДЗЕ. Избранное.
Издательство «Молодая  гвар-.
дия». 1950 г., тираж. 10.000 экз,,
182 стр., нена 6 руб.

Г. ГУЛИА. Добрый город.
Издательство «Московский ра-
бочий». 1950 г, тираж 75.000
экз., 154 стр., цена 3 руб. 25 коп.
	TEA TP
	ньеса на важную тему
	ной китайской интеллигенции, отдавшей себя
на службу народу. В ‘горячее время тяжелой
и сложной борьбы Пэн Хань не находит, ни-
чего лучшего, как наняться на работу к вра-
гу своего народа и на протяжении почти
всей пьесы изображать влюбленного в дочь
японского фабриканта —‘американскую шпи-
онку, которая в ранней юности под его руко-
ВОДСТВОМ «постигла все тайны алгебры и
сложных процентов», а также «научилась
рисовать акварелью». Этому беспечному ин-
теллигенту и в голову не приходит, что он
помогает японке в ее гнусной шпионской ра-
боте, направленной на раскрытие и уничто-
жение подпольной революционной организа-
ции. Он не находит ничего лучшего, как
болтать о гуманности, о любви ко всем лю-
дям И «мечтательно читать стихи» «гибкие
ивы Вэйянских дворцов... лотос белый, словно
лицо, ивы похожи на брови ее», по меньшей
мере неуместные в годобной ситуации,
К концу пьесы он вдруг несжиданно превра-
шается в героическую личность. ,

Непонятно, из каких соображений централь.-
ной фигурой в происходящих событиях автор
сделал «старую привратницу» Ляо Ша. Без
Hee B пьесе вообще ничего не происходит.
Говорит она только пословицами, сомнитель-
ными афоризмами и туманными, цветистыми
фразами. Деятельность ее начинается с борь-
бы с обезьянами в экзотическом саду. Не
хотелось бы огорчать автора, но в бассейне
реки Янцзы не’ существует таких апельси-
новых. деревьев, по’ которым могли бы лазить
обезьяны, даже если они, как об: этом преду-
смотрительно заявляет. старуха Ляо Ша, при-
везены ‘из Японии. Ляо Ша неизменно уча-
ствует во всех выступлениях, направляет
личную жизнь действующих лиц, ей дове-
ряются сёкреты и наиболее серьезные пору-
чения. Без ‘нее не выкрали бы документы
из сейфа и, больше того, это она, а не кто-
либо иной, должна была ‘выполнить ответ-
ственнейшее задание-дать выстрелом из
ракетницы сигнал самолетам о начале бом-
бежки арсенала. Мы уже не говорим о том,
что, как известно, бомбардировочной авиации
У Народно-освободительной армии не было,
и неясно, зачем автору понадобилось прибе-
гать к подобному вымыслу. Прилетевшего“на
самолете Командира корпуса Народно-осво-
бодительной армии тоже одной из Teme x
встречает Ляо Ша.

Не показана в пьесе защитница трудового
китайского народа -—Народно-освободительная
армия. На сцене мы видим только одного,
буквально спустившегося с неба, командира
корпуса Дэн ‘Су в безупречно выутюжен-
ной американской униформе. Дэн Су, не
успев очутиться на земле, театрально ‘коман-
дует воздушным боем, бросает в микрофон
поощрительные замечания, вроде: «Молодец
Чэн Бай. К пятой награде представляю...
Хао». }

‚ Кстати о. «хао», Пьеса написана на русском
языке и, казалось бы, драматург имел до-
	статочно средств для передачи нацио-
нального китайского колорита, не при-
Geran к выражениям, непонятным не
	искушенному в китайском языке зрителю и,
кажется, не всегда- понятным самому автору.
Зачем, спрашивается, понадобилось застав-
лять исполнителей постоянно говорить: «te
се», «тао-лэЭ», «ши-ди», «сы-фу», ‹хао», считать
по-китайски, наконец, петь на китайском
языке, и все это без перевода и объяснений!
Прибавим к этому, что слова песни, которую
поет Ю Вей, увы, остаются непонятными даже
для людей, знающих китайский язык. Это
экзотика; которой автор отдал дань не толь-
ко в данном случае. Она начинается уже с
самого названия пьесы — «Сампаны Голубой
реки», между тем как имеется в виду река,
которую весь мир называет Янцзы (что в пе-
реводе не значит «голубая»), и на сцене. по-
казаны транспортные лодки (которые тоже
не называются «сампанами»). Ненужная кра-
сивость, в жертву которой приносится реа-
Anam! - :

В погоне за ложно понятой китайской спе-
цификой автор вкладывает в ‘уста героев
надуманные, цветистые фразы, не принятые
в обыденной жизни и, больше того, не типич-
ные для китайской живой речи, «...В долине
изменчивой Хуан-хэ», — говорит кули, «Верев-
	кой покорности земное се небесным не свя-
	жешь», — заявляет Ган Шу-и, «Натуко, я хо-
тел бы быть вместе с вами, как два крыла
одной птицы, как два побега одной ветки.
	Но жизнь разлучает. нас», — таков аллегориче-
	ский стиль любовного признания инженера
Пэн Xaus, «Кричи громче, как алогрудая
птица Ту-тю-эн...»,- восклицает Ляо Ша.

Все та же Ляо Ша по невежеству автора

произносит такую фразу: «Крестить? Хоро-
нить? Или свадьбу справлять?» Неужели
автор всерьез думает, что китаянка Ляо Ша
может говорить O «крестинах» — обряде,
чуждом и. едва ли известном ей?
.. В пьесе много неточностей, обусловленных
неосведомленностью автора. В споре с. аме-
риканцем инженер. Пэн Хань говорит: «Смею
напомнить, что за три тысячи лет до Копер-
ника и Ньютона в Китае уже печатались
книги по астрономии, медицине, технике...
по философии и искусству». Напомним авто
ру, что начало печатания: се досок в Китае
относится к У!Г-УП векам, а первые книги,
напечатанные с досок, появляются в Китае в
УИТ-ТХ веках. Следовало бы ‘потрудиться. и
узнать об этом.

Итак, в пьесе В. Пушкова «Сампаны Голу-
бой реки» не нашли верного; реалистического
отражения те величайшие. перемены в исто-
рических судьбах китайского народа, свиде-
телями которых мы являемся. Автор дал
непродуманное произведение, а театр. поспет
шил с его постановкой,

Советский зритель ждет, что наши драма“
турги, написавшие много замечательных
пьес, в самом скором времени создадут прав
дивые, реалистические произведения. о HO
вом, демократическом Китае.
		Великий китайский народ под руковод-
ством своей коммунистической партии осво-
бодился от феодального и империалистиче-
ского гнета и строит новое, демократическое
государство. C китайской земли изгнана
растленная гоминдановекая клика, на протя-
жении десятилетий осуществлявшая режим
чудовищного ‘национального угнетения. и
предательства интересов народа. Вместе с
крушением гоминдановской реакции потер-
пела позорный провал политика’ империали-
стической агрессии правящих кругов Соеди-
ненных Штатов Америки.

Советские люди всегда относились се глубо-
ким и искренним сочувствием ‘к освободи-
тельной борьбе китайского народа. Большой
интерес вызывают статьи и книги, рассказы-
вающие о жизни и борьбе китайского народа.
Тем ответственнее работа тех, ‘кто’берет на
себя благодарную задачу рассказать о совре-
менном Китае.
	В. Пушков написал пьесу «Сампаны Toay-
бой реки», поставленную Московским теат-
ром драмы. Коллектив театра под руковод-
ством главного режиссера народного артиста
СССР Н. Охлопкова, вдохновленный темой
борьбы китайского народа за освобождение,
отнесся с большим творческим подъемом к
спектаклю и вложил много труда в постанов-
ку. Заслуживает быть отмеченной игра
Л. Свердлина в роли председателя подполь-
ного ревкома Тан Шу-и, М. Штрауха, удачно
нашедшего средства для изображения чан-
кайшистского негодяя, уполномоченного
гоминдановского правительства Сю Тин-
фанга, М. Бабановой -— в ответственной роли
молодой прядильщицы Ю-Вэй, жестоко по-
страдавшей от руки гоминдановского изуве-
ра, В. Орловой, искренняя и непосредствен-
ная игра которой создает привлекательный
образ китайской девушки Дэн Лин. Да и вооб-
ще все актеры, участвующие в этом спектак-
ле, показали стремление найти верные сред-
ства для правильной передачи исполняемых
ими ролей.

Очень жаль, однако, что первый наш спек-
такль на столь важную и волнующую совет-
ского зрителя тему содержит целый ряд
весьма существенных недостатков.

По замыслу автора, пьеса должна отобра-
зить борьбу рабочих портового города’нака-
нуне освобождения его частями Народно-
освободительной армии. Мы знаем, хотя бы
на примере Шанхая и других городов, о. ге-
роизме, который был проявлен китайскими
рабочими, о бесстрашии коммунистов, рабо-
тавших в подполье и поднимавших рабочих
на решительные‘ выступления против сил
внутренней и внешней реакции. Мы знаем о
жестоких репрессиях, применявшихся гомин-
дановцами‘ по отношению к бастовавшим ра-
бочим, о массовых арестах, о чудовищных
пытках, которым подвергались коммунисты-
	подпольшики в гоминдановских застенках, о
	непоколебимости и твердости борющегося на-
рода. Мы знаем о той преданности револю-
ции, какую показала чатриотически на-
строенная интеллигенция, нам известны
имена таких славных сынов китайского на-
рода, как виднейший демократ — поэт и уче-
ный Вэнь И-до, застреленный в спину под-
лыми гоминдановскими убийцами из бесшум-
ного американского пистолета, или как про-
грессивный деятель китайской культуры Ли
Гун-пу, зверски убитый гоминдановскими фа-
шистами, м о Е

Отражено`ли все’это в пьесе «Сампаны
Голубой реки»?

Мы вынуждены, к сожалению, ответить отри-
цательно на. этот вопрос. В пьесе нет главно-
го — не показана организованная ‘борьба ра-
бочего класса. Китая против объединенных
сил гоминдановской реакции и американского
империализма. Вместо пролетариата мы ви-
дим лишь маленькую группку лодочников и
рыбаков, которые, по замыслу автора, как об
этом можно -догалыватьея, должны изобра-
жать рабочий класс. Есть еще, правда; пря-
дильщица Ю Вэй и ‘ве жених столяр Хо Чун,
но. связь их с производством ‘и рабочими
массами не показана в пьесе. Да и эти един-
ственные представители рабочего. класса в
самые серьезные моменты. борьбы волею
автора остаются в стороне. Не видна и рабо-
та. подпольного ревкома. Показан один лишь
председатель. ревкома Тан Шу-и, действую-
щий по существу в одиночку и от случая к
случаю, допуская необъяснимое для опытно-
го партийного работника легкомыслие в усло-
виях конспирации. Он раскрывает себя как
руководителя подпольной партийной органи-
зации перед инженером, заведомо связанным
с врагами, рискуя поставить под удар суще-
ствование организации и жизнь связанных
с нею людей. Все мероприятия, проводимые
Тан Шу-и, организуются только им самим и
со странной легкостью. Операция © похище-
нием плана из сейфа, в которой есть гада-
ние, снотворное средство, тайная сигнализа-
ция и чудесное спасение, напоминает стра-
ницу из заурядного детективного романа.
Толпа народа стихийно собирается У ворот
фабрики, и это, по замыслу автора, должно
символизировать начало рабочей забастовки,
о которой зрителю ничего неизвестно, и
узнает он о ней лишь из уст американцев и
гоминдановцев.

К тому же мы не видим и всех тех, против
кого была направлена борьба китайского ра-
бочего класса. Разве недостаточно‘ отвра-
тительны и ненавистны народу представите-
ли китайского бюрократического капитала,
злейшие враги народа? Непонятно, почему
автору пьесы понадобилось представить
главным врагом японского фабриканта. в то
	время когда основной удар Народно-освобо-.
	дительной армии был направлен именно про-
тив гоминдановских полчищ, защищавших
интересы китайского бюрократического капи-
тала, возглавлявшегося четырьмя семейства-
ми. Крайне неубедительно и наивно показан
эпизод захвата все той же небольшой груп-
пой лодочников матерого гоминдановского
волка Сю Тин-фанга.

Единственный интеллигент, показанный в
пьесе, инженер Пэн Хань, производит жалкое
впечатление и ни в коей мере не может рас-
	сматриваться как представитель прогрессив-
	Типография газеты «Правда» имени Сталина.
	воде применялись подъемники, требующие
приложения мускульной силы, и методы тру-
да, опасные для жизни рабочих... Савершенно
непонятно, для чего художнику понадобилось
выдумывать несуществующие правила труда.

В цехе, где на. роторе уже собраны лопатки,
где требуется исключительная культура ра-
бочего места, художник устраивает беепо-
рядок, наполняет воздух копотью и дымом,
а для усиления эффекта «подпускает» хоро-
шую порцию искр.

Не нужно быть специалистом, чтобы заме-
тить неряшливость, допускаемую художни-
ком в изображении деталей. По криво no
ставленной лестнице неё подняться, и’ непо-
нятно, как ухитрились это сделать рабочие,
взобравтиеся на постамент, Тов. Ершову
следовало бы знать о том, что на советских
заводах при монтажах громоздких механиз-
мов применяются специальные передвижные
площадки, а не колченогие лесенки. Фермы,
обрамляющие рисунок, противоречат законам
механики, а канаты, ` поддерживающие Ботор,
способны выдержать лишь качели.

Плохая работа художника Ершова оказа-
лась незамеченной жюри-выставки, а редак-
ция «Вечернего Ленинграда» легкомысленно
и некритично показала ее, как художествен-
ное достижение.

Почему картина Ершова нащла себе место
на выставке, а репродукция с нее-на стра-

ницах газеты?
Инженер А. КУТУЗОВ.
г. Ленинград.
	Общее. впечатление от рисунка: хаосе, отсут-
ствие на заводе элементарной технической
культуры, устарелое оборудование, прими-
тивные приемы работы.

Мощный полъемник, несущий ротор турби-
ны, на фоне насыщенного трудовым ритмом
цеха мог бы в какой-то мере служить отраже-
нием. жизни крупнейшего завода страны,
если бы художник более добросовестно подо-
шел к разработке темы.

Достаточно беглого взгляда на «произведе-
ние» т. Ершова, чтобы заметить грубейшие
ошибки, допущенные художником. Управле-
ние современными подъемниками совершает-
ся посредством сигналов специального рабо-
чего, так называемого стропальшика, кото-
	‚рый, держась в стороне от груза, условными.
‚жестами. указывает крановшику направление
		Толкание руками висящего груза давно
	забыто на советских заводах. .
Советские правила эксплуатации подъем-
		нахождение людей под грузом. Немыслимо
допустить, чтобы на каком-либо советском за-
	А. ЭЙДЛИН.
	РЕДАКЦИОН НАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Адрес ‘редакции: Моснва, Старая площадь, дом 4, номн, 258, Телефоны: К 6-63-60, Д 3-30-52,