ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!
	Неопубликованные документы В. И. Ленина
	Ответы В. И. Ленина корреспондентам
американской и английской буржуазных газет
	вания Советской страны и стран
капитализма. Ленин подчерки-
вает неизменное стремление Со-
ветской России к миру и указы-
вает, что препятствием для тако-
го мира является: «Империализм
со стороны американских (как и
любых иных) капиталистов».
Публикуемые документы имеют
исключительное значение для ра-
зоблачения империалистов, осо-
бенно американских, как поджи-
	гателей войны и противников
		Ниже публикуются ответы В. И.
Ленина корреспондентам амери-
канской и английской буржуаз-
ных газет, написанные в феврале
1920 года, в период непродол-
жительной передышки, наступив-
шей после разгрома Колчака и
Деникина.

В своих ответах на вопросы ©
международном ‘положении и
внешней политике Советского го-
сударства Ленин исходит из воз-
можности мирного сосущество-
	Во втором документе говорит-
ся о задачах мирного экономи-
ческого строительства и содер-
жится исчерпывающая формули-
ровка Ленина о значении элек-
трификации России для построе-
ния коммунизма: «Электрифика-
ция на почве советского строя
создаст окончательную победу
основ коммунизма в нашей стра-
не, основ культурной жизни без
эксплуататоров, без капитали-
_стов, без помещиков, без куп-
цов».
	Институт Маркса — Энгельса — Ленина при ЦК ВКП(б).
		Ответ на вопросы корреспондента
amepuxanckott 1asemv »,.New York Evening Journal
	7. «Наш взгляд на требование союзников выдать
виновников ВОЙНЫ?»

Если об этом говорить серьезно, то виновники вой-
ны капиталисты всех стран. Выдайте нам всех поме-
	щиков (имеющих более 100 га земли) и капитали-
	стов (имеющих капитал более 100000 франков), —
	мы их воспитаем к полезному труду, мы их отучим
от позорной, гнусной, кровавой роли эксплуататоров
э9. =“ Е Сна 1):
	КЗ ит

и виновников войн из-за дележа колоний. Войны 0у-
дут тогда очень скоро абсолютно невозможны.
	8. «Влияние мира с нами на экономическое поло-
жение Европы?»
	Обмен машин на хлеб, лен, на другое сырье —- мо-
жет ли он быть неблаготворным для Европы? Явно
	не может не быть благотворным.
	1. «Собираемся ли мы нападать на Польшу и Ру-
мынию?» :

Нет. Мы самым торжественным и официальным
образом и от имени СНК и от имени ВЦИКа заявили
о наших мирных намерениях. К сожалению, фран-
цузское капиталистическое правительство подстре-
кает Польшу напасть на нас (вероятно, и Румынию).
Об этом говорит даже ряд американских радио из
Лиона. И

2. «Наши планы в Азии?»

Те же, что в Европе: мирное сожительство с наро-
дами, с рабочими и крестьянами всех наций, просы-
пающимися к новой жизни, к жизни без эксплуата-
ции, без помещиков, без капиталистов, без купцов.
Империалистская война 1914—1918, война капитали-
стов англо-французской (и русской) группы против
капиталистов германо-австрийской группы из-за де-
лежа мира разбудила Азию и усилила там, как и
везде, стремление к свободе, к мирному труду, к не-
допущению войн впредь.

3. «Основы мира с Америкой?»
	Пусть американские капиталисты не трогают нас.
	Мы их не тронем. Мы готовы даже заплатить им 30-
лотом за полезные для транспорта и производства
машины, орудия и проч. И не только золотом, но и
сырьем.

4. «Препятствия для такого мира?»
	Никаких с нашей стороны. Империализм со сто-
роны американских (как и любых иных) капитали-
CTOB.

5. «Наши взгляды на депортацию русских рево-
люционеров из Америки?»

Мы их приняли. Мы у себя революционеров не
боимся. Мы вообще не боимся никого и, если Аме-
рика боится еще каких-либо сотен или тысяч своих
граждан, мы готовы начать переговоры о принятии
нами всех и всяких страшных для Америки граждан
(кроме уголовных, конечно).

6. «Возможность экономического союза между
Россией и Германией?»
	Возможность не велика, к сожалению. Ибо Шей-
	_ деманы плохие союзники. Мы за союз со всеми стра-
	нами, никого не исключая.
18/1 1920.
	Напечатано на английском языке
21! февраля 1920 г. в’ газете
«New: York Evening Journal» N 12671
	На русском языке печатается впервые
	Ответ на вопросы
	1) «Наше отношение к снятию блокады?»
	Мы относимся к этому как к большому шагу впе-
ред. Открывается возможность для нас от войны,
которую нам навязали капиталистические правитель-
ства Антанты, переходить к мирному строительству.
А это для нас самое главное. Напрягая все силы для
восстановления хозяйственной жизни страны, разо-
ренной сначала войной между капиталистами из-за
Дарданелл, из-за колоний, затем войной капитали-
стов Антанты и России против рабочих России, мы,
между прочим, разрабатываем теперь при помощи
ряда ученых и техников план электрификации всей
России. План этот рассчитан на много Лет. Электри-
фикация переродит Россию. Электрификация на поч-
	‘ве советского строя создаст окончательную победу
	основ коммунизма в нашей стране, основ культурной
жизни без эксплуататоров, без капиталистов, без
помещиков, без купцов,

Снятие блокады должно помочь осуществлению
плана электрификации.
	2) «Влияние решения союзников отказаться от
наступления на наступательные действия Советской

власти?»

На нас наступала Антанта и ее союзники и слуги:
Колчак Деникин, капиталисты окружающих нас го-
	Написано 18 февраля 1920 г.
Напечатано на английском. языке
	9. «Наш взгляд на будущее развитие Советов как
мировой силы?»
Будущее принадлежит советскому строю во всем
	мире. Это доказали факты: стоит подсчитать, ска-
	жем по четвертям года, рост числа брошюр, книг,
листков, газет в любой стране, стоящих за ‘Советы
и сочувствующих Советам. Иначе быть не может:
раз рабочие в городах, рабочие, батраки и поденщи-
ки в деревнях, затем мелкие крестьяне, т. е. не при-
бегающие к эксплуатации наемных рабочих, раз это
огромное большинство трудящихся поняло, что Со-
веты дают им в руки всю власть, освобождая их от
ига помещиков и капиталистов, то как можно по-
мешать победе советского строя во всем ‘мире? Я
такого средства, по крайней мере, не знаю.
	10. «Должна ли Россия еще бояться контррево-
люпионного  вмешательства извне?»
	Должна, к сожалению. Ибо капиталисты люди
глупые и жадные. Они делали ряд таких глупых и
жадных попыток вмешательства, что надо бояться
повторений, пока рабочие и крестьяне каждой стра-
ны не перевоспитают своих капиталистов.
	1]. «Готова ли Россия: вступить в деловые сноше-
	ния с Америкой?»
		Конечно, готова, как и со всеми странами. Мир
с Эстонией, которой мы сделали громадные уступки,
доказал нашу готовность идти ради этого, при из-
вестных условиях, даже на концессии.
	В. Ульянов (Н. Ленин).
	Печатается по рукописи
	корреспондента

Идеи Ленина—Сталина
_ озаряют наш путь

знаменитый план ГОЭЛРО. В публикуемом сегодня
	впервые. на русском языке ответе Ленина на вопросы
	корреспондента английской газеты говорится: «Злектри-
фикация переродит Россию. Электрификация на почве
	советского строя ‚создаст окончательную победу основ
	коммунизма в нашей стране, основ культурной жизни
без эксплуататоров, без капиталистов, без помещиков, без
купцов». Успехи социалистического строительства в на-
шей стране показали, насколько глубоко был прав Ленин.

Когда не стало Ленина, знамя коммунистической пар-
тии, знамя ленинизма высоко поднял и понес дальше
великий продолжатель бессмертного дела Левина —
товарищ Сталин, Он отстоял и развил в борьбе с врагами
партии и народа ленинское учение о возможности побе-
ды социализма в одной стране, вдохновил партию и на-
род на борьбу за строительство социалистического обще-
ства. Под руководством коммунистической партии, под

ЕТ. ly

мудрым водительством товариша Сталина советский

ИИА АЕ ай ee
	народ построил социализм, являюшиися живым воило-
щением идей ленинизма, отстоял честь, свободу и
независимость своей Родины в годы Великой Отечествен-
	ной войны и ныне победоносно строит коммунистие-
	ское общество. С законной гордостью оглядываемся мы
на путь, пройденный после смерти Ленина, под знаменем
Ленина, под руководством товарища Сталина. Советский
народ с честью выполняет ленинские заветы. Нет выне
	ll дор

государства более прочного, ‘чем Союз Советских Социа-
	ТМ ооо аы

листических Республик. Нет ныне строя более жизне-
способного, чем советский социалистический строй. Со-
ветский народ высоко несет знамя передовой культуры
	и пивилизации,
	Союз является светочем и надеждой всего прогрессивного
человечества. Сейчас, когда англо-американские импери-
алисты готовятся раздуть пламя нового военного пожара,
простые люди всех страи видят в Советском Союзе могу-
чий оплот мира и безопасности народов. Как бы ни пы-
тались подтасовать факты поджигатели войны и их пра.
восоциалистические наймиты, все прогрессивное челове“
чество знает, что советское государство твердо стоит на

ag
	д бег: Л
й

позициях защиты мира и установления деловых связе
	со всеми странами. Оно исходит из ленинско-сталинского
положения о возможности мирного сосуществования
двух систем — социализма и капитализма. Препятствием
на пути установления прочного мира является империа-
листическая захватническая политика капиталистиче-
ских государств и в особенности США. В публикуемом
сегодня впервые на русском языке ответе Ленина на
вопрос корреспондента американской газеты, каковы
основы мира с Америкой, говорится: «Пусть американ-
ские капиталисты не трогают нас, Мы их не тронем».

Советский народ, трудящиеся всего мира свято чтут
память Владимира Ильича Ленина, величайшего гения
всех времен и народов. Ленинизм является вершиной
человеческой мысли, высшим достижением русской и
мировой культуры. Идеи Ленина — Сталина, ‘овладев
массами, стали великой силой ‘преобразования общества
на началах социализма, они озаряют наш путь вперед.

Жизнь и деятельность Ленина является вдохновляю-
щим примером борьбы за дело коммунизма. Наша слав-
ная болыьышевистская партия унаследовала от Ленина его
гениальное учение, его непреклонную волю, его горячую
любовь к народу. В сознании миллионов трудящихся имя
Ленина сливается с именсм товарища Сталина, Воспи-
танные на идеях Ленина — Сталина, советские люди
успешно борются‘за дальнейший подъем народного хо-
зайства и культуры, за новый“расцвет социалистической
Родины. . : :

Под знаменем Ленина, под руководством товарища
Сталина вперед, к коммунизму!
	Сегодня народы Советского Союза, трудящиеся всех
стран отмечают‘ восьмидесятилетие со дня рождения

НЫЕ. Е рф а le
	ДН ЗИ OE АВЕО СИНА КТ 7

Нло продолжателя учения и дела Маркса —

С д Е аля аа
	> Бобер В ГОТ аа, п

Энгельса, основоположника большевистской партии и
советского государства, вождя и Учителя трудящегося
человечества Владимира Ильича Ленина.

Великий Ленин посвятил всю свою жизнь делу осво-
бождения рабочих и крестьян от гнета капитала, делу
построения социалистического общества. В Ленине во-
плотилось все, что есть в пролетариате великого и герои-
ческого: бесстрашный ум, железная, несгибаемая воля,
революционная страсть, безграничная. вера в творческие
силы масс, организаторский гений. Величайший корифей
науки и преобразователь мира, гений революции, вождь,
учитель, друг трудящихся — таким живет Ленин в серд-
пах миллионов, таким он будет жить в веках. ‚о *
	С именем великого Ленина, с именем ближайшего
соратника и гениального продолжателя ленинского дела
товариша Сталина связана новая эпоха всемирной исто-

RAEN SEATITITIA
	ЕТ т М ню

рии — эпоха крушения империализма и торжества социа-
	лизма.
Ленин и Сталин внесли величайший вклад в теорию

en me
	РЕ ЗО eee  Ни ОИ

научного коммунизма, обогатили и всесторонне развили
эту теорию, дав тем самым в руки пролетариата оружие
неодолимой силы. Ленин и Сталин создали и выковали
самую революционную в мире рабочую партию, партию
большевиков, разработали ее идеологические, организа-
ционные, тактические и теоретические основы. Ленин
и Сталин, основываясь на всеобъемлющем знании зако-
нов общественного развития, исходя из возможности
прорыва фронта империализма в наиболее слабом звене,
взяли курс на социалистическую революцию в России
и неуклонно следовали этим курсом, громя всех и вся-
ких оппортунистов.

Под ленинско-сталинским руководством партии боль-
шевиков рабочие ‘и крестьяне нашей страны совершили
в октябре 1917 года великую социалистическую револю-
цию, означавтую поворот от старого, капиталистиче-
ского мира к новому, социалистическому миру. Под
ленинско-сталинским руководством они создали первое
в мире социалистическое государство.

В. И. Ленин был таким государственным деятелем, Kan
кого ешё не знал мир. Теоретическая. мощь, политиче“
ская мудрость и прозорливость, несгибаемая воля и му-
жество сочетались в Ленине с глубоким знанием народа,
его жизни, его сокровенных желаний, интересов и
неотложных нужд. Ленин был первый в истории государ-
ственный деятель, так тесно связанный с  народом, так
глубоко верящий в народ и так горячо любимый народом.
Ленин — подлинный вождь самых глубоких народных
масс, поднятых великой революцией к самостоятельному
историческому творчеству. «Только тот- победит и удер-
жит власть, — учил Ленин, — кто верит в народ, кто
окунется в родник живого народного творчества».

Ленин учил, что социализм живой, творческий, есть
создание самих народных масс. Ленин будил творческую
инициативу и активность народных масс и направлял их
к великой цели‘ построения социализма, Он придавал
огромное значение организации и развертыванию мас-

ты а  аа беби дБ. „ТТжттто заталтта
	ЕКА НИЕ Е РР СТАЕ Е ПИНГ

сговогоа социалистического соревнования. «Наша зацазча.

а а бара а саннае ТВ
	теперь, когда соци
организовать соревнован
очию видим торжество ^
ского соревнования.

Ленин определил пути построения социалистического
общества в России, указал, что мы должны создать мощ
ную промышленность, основанную на современной тех-
нике, и перевести на социалистический путь сельское
чозяйство. Под руководством Ленина был разработан

алистическое правительство у власти, —
nes, = товорил Ленин. Мы во-
енинской идеи социалистиче-
	аталийской 1asemo »Daily Express“
	сударств. Мы ни на кого не наступали. Мы заклю-
	чили мир с Эстонией, пойдя даже на материальны
	жертвы.
	Мы ждем с нетерпением, чтобы «решение» союз-
ников подтвердилось делами их. К сожалению, исто-
рия Версальского мира и последствий его показы-
вают, что у союзников большей частью слова рас-
ходятся с делами, решения остаются на бумаге.
	3) «Считаем ли мы нынешнее з{а1и$ дно” удов-
летворительным для советской политики?»
	Да, ибо всякое $1а\и$ аио в политике есть пере-
ход от старого к новому. Теперешнее status quo ecTb,
во многих отношениях, переход от войны к миру.
Такой переход для нас желателен. Поэтому и по-
стольку мы считаем Status дио удовлетворительным.
	4) «Наши цели в связи с прекращением военных
действий со стороны союзников?»
	Наши цели, как уже сказано, мирное экономиче-
ское строительство. Подробный план его, на основе
электрификации, вырабатывается теперь комиссией
ученых и техников (вернее: несколькими комиссия-
ми) согласно резолюции февральской (1920) сессии
Всецика.
	* Status quo — существующее положение. Ред.
Печатается по рукописи
	23 deepaan 1920 2. e easere «Daily Express» Ni 6198