БГУРА

Перед завершением.
YUCOHOLO 1004
	Учебный год в системе партийного ‘продве-
щения подходит к концу. Партийные органи-
зации города Куйбышева проделали значи-
тельную: работу по повышению теоретическо-
го и политического уровня коммунистов.
‘Выполняя указания ЦК ВКП(б), парторга-
низации сосредоточили свое главное внима-
ние на улучшении идейного содержания за-
нятий школ ичкружков и правильном теоре-
тическом и методическом руководстве пропа-
гандистами. В городе регулярно работает
двадцать два постоянно действующих семи-
нара руководителей кружков по изучению
историй ВКП(б). кружков по изучению био-
	графий В. И. Ленина и И. В. Сталина, полит-
	КОЛЬ
Лекции на семинарах читают лекторы го-
родского комитета ВКП(б) и другие партий-
	ные работники, преподаватели вузов. В. лек-
	циях освещаются основные вопросы темы и
даются методические указания. На семина-
рах обсуждаются планы проведения занятий,
планы рассказа пропагандиста и. проведения
развернутой беседы ‘со ен проис-
ходит обмен опытом,

В лекциях и методических указаниях для
пропагандистов широко используются ‘месет-
ные материалы из истории революционного
движения. Наш город имеет богатое револю-
ционное прошлое. Здесь жил великий Ленин—
вождь мирового пролетариата, создатель
большевистской партии и советского госу-
дарства. Здесь вел революционную работу
	дарства. Здесь вел революционную работу.
соратник Ленина и Сталина В. В. Куйбышев.
	бывшей Самаре жил основоположник про-
	летарской литературы А. М. Горький. В годы.
	гражданской воины и военной интервенции
в нашем городе находился штаб Южной
группы Восточного фронта под руководством
М. В. Фрунзе.

`Трудящиеся гор. Куйбышева гордятся ре-
волюционным прошлым своего города и свя-
то оберегают ‘историко-революционные памят*
ники; Десятки тысяч человек ежегодно посе-
зцают дом-музей В. И. Ленина в гор. Куйбы-
шеве и в есле Алакаевке. Город располагает,
кроме того, целым рядом музеев и историче-
ских мест, Все это широко используется на-
шими лекторами и пропагандиетами в осве-
ении. вопросов истории. Привлечение мест-
_ного материала, в том чивле и фактов из ре-
волюционного прошлого нашего города, по-
могает лучшему усвоению ‘учебного мате-
риала.

В целях улучшения качества работы круж-
5ов и политшкол и обмена опытом у нае
практикуется взаимное посещение занятий
пропагандистами. Подробный разбор под ру-
ководетвом инструктора горкома или райко-
ма ВКП(б) только что проведенного занятия
дает очень много как руководителю кружка
или политшколы, так и присутствующим на
нем пропагандистам.

Большинство наших пропагандистов, не-
Уклонно повышая’ уровень своей квалифика-
ции, стало проводить занятия в школах и
кружках содержательнее и методически пра-
вильнее, обеспечивая высокую активность
слушателей, В результате большинство круж-
ков и политшкол закончит выполнение учеб-
ных планов в рекомендованный срок -в
июне.

Следует отметить, что парторганизации го-
рода в текущем учебном году несколько
улучшили и руководство политическим са-
мообразованием коммунистов, наших кадров.
В помощь им читается сорок циклов лекций
по произведениям классиков марксизма-
ленинизма, истории ВКП(б), диалектическому
й историческому материализму и` политиче-
ской экономии. За период с 1 октября 1949
года по 1 мая 1950 года в городе прочитано
около 1.400 теоретических лекций.

- Триходится, однако, сказать, что в постанов-
ке партийного просвещения в нашем городе
еще имеются сущесхвенные недостатки. На
состоявшихся ныне районных и городской
партийных конференциях работа райкомов и
горкомов ВКП(б) и их отделов пропаганды и
агитации была подвергнута серьезной крити-
ке за недостаточное ‘руководство партийной
пропагандой. Многие руководящие партий-
ные работники не принимают личного уча-
стия в политическом просвещении коммуни-
стов, не. инструктируют пропагандистов, ред-
ко выступают с докладами и лекциями на
	семинарах руководителей кружков и полит-.
	школ. Некоторые партийные комитеты по-
верхностно руководят школами и кружками,
не вникают в содержание их занятий, ограни-
чиваясь лишь обсуждением организацион-
ных вопросов.

Горком партии не добился того, чтобы всем
самостоятельно изучающим марксистско-
ленинскую теорию оказывалась конкретная
помощь. Он попрежнему неудовлетворитель-
HO руководит комсомольской политической
учебой. :

Пленум городского комитета ВКП(б), состо-
явшийся недавно, наметил практические ме-
роприятия по устранению недостатков, по
организованному завершению учебного года
в системе партийного просвещения. Пленум
	поставил задачу провести заключительный
	этан учебного года под знаком неуклонного
повышения качества работы школ и кружков
и самостоятельной учебы коммунистов.
	В решении этой задачи, как и во всем деле
партийной пропаганды, большую роль при-
званы сыграть партийные кабинеты. Их обя-
занность —еще шире ‘проводить консульта-
ции по теоретическим и методическим вопро-
сам, подбор литературы и наглядных пособий
по изучаемым темам, активнее распростра-
нять положительный опыт работы пропаган-
дистов и занимающихся политическим само-
	образованием.
	Для того, чтобы парткабинеты успешно вы-
полняли свои задачи, горком ВКП(б) заботит-
	ся о повышении идейно-теоретического уров-
	ня их работников. Еще в начале учебного го-
да был организован постоянно действующий
семинар заведующих районными и завод-
скими партийными кабинетами и штатных
	пропагандистов райкомов ВКП5). Программа
	семинара составлена с тем расчетом, чтобы
	`‘ноднять теоретическую и методическую под-
готовку этих работников, раситирить их поли-
	тический и культурный кругозор. С ‘целью
обмена опытом занятия семинара проводятся
поочередно в каждом парткабинете города.
Они строятся на основе коллективного обсуж-
дения основных вопросов деятельности парт-
кабинета, путей и средств ее улучшения.
На одном из последних занятий были об-
суждены планы предстоящих итоговых заня-
тий в кружках, политшколах и вечерних пар-
тийных школах и теоретических собеседова-
ний с самостоятельно изучающими историю
	и теорию большевизма. Планы проведения
	итоговых занятий сейчас обсуждаются на се-
минарах пропагандистов. Разобраны также
мероприятия по обеспечению итоговых заня-
тий наглядными пособиями, литературой, ме-
тодическими указаниями. Намечено прове-
сти обзорные лекции по пройденным темам;
особенно по 1\У главе «Краткого курса исто-
рии ВКНИ(б)». Кружки и политшколы, BEI
полнив учебный план, проведут повторение
пройденного учебного материала.

Парткабинеты усиливают лекционную и
консультационную работу. Организованы
консультации для пропагандистов, слушате-
лей кружков и школ, для коммунистов,
занимающихся политическим самообразова-
нием. :

Организация помощи товарищам, самостоя-
тельно изучающим марксистско-ленинскую
	‘теорию, имеет свои особенности. Каждый из
	них работает по своему индивидуальному
плану, ероки изучения того или иного произ-
веления различны. Парткабинеты учитывают
	это при проведении лекций и консультаций.
	Здесь читаются лекции иногда для неболь-
шой группы товарищей, приступающих к
изучению того. или иного произведения, а
затем эти лекции повторяют для новой груп-
пы. Консультации также организуются с
таким расчетом, чтобы каждый коммунист
мог получить конкретную помощь в подго-
товке к итоговым занятиям по всему учеб-
ному материалу.
Используя все средства и возможности, по-
вышая ‘уровень руководства пропагандист-
ской работой, Куйбышевская городская пар-
тийная организация успешно завершит
учебный год в системе партийного проеве-
шения и тщательно подготовится к новому,
1950/51 учебному году.
р И; ЕРКАНОВ.
Секретарь Куйбышевского
горкома ВКП(б).
	Безответственное отношение
к лекционной пропаганде
	Бауманский райком ВКП(б) г. Москвы pac-
полагает большими силами и возможностями
для того, чтобы широко развернуть лек-
ционную пропаганду. В районе имеется мно-
го вузов, работают тысячи квалифицирован-
ных спениалистов по всем отраслям знаний.
	‘Однако райком ВКП б)} слабо использует эти
	силы.

Правда, внештатными лекторами райкома
числятся 83 товарища. Но фактически лектор-
ской группы в Бауманском райкоме не суще-
ствует, За последние четыре года эта группа
ни разу не собиралась. У нее нет плана рабо-
ты; не было ни одного случая рецензирования
или стенографирования лекций, Что касается
двух штатных лекторов райкома, то они
используются в качестве инструкторов.
	Бывший заведующий отделом пропаганды
и агитации райкома партии т. Гончаров ечи-
тал, что в «специфических» условиях Бауман-
ского района все руководство лекпионной ра-
ботой следует возложить на заведующих Kan
федрами марксизма-ленинизма вузов, распо-
ложенных на территории района. И он дей-
ствительно устранился от этой важной части
своей работы, совершенно не занимался орга-
низацией лекционной пропаганды.
	Внештатных лекторов. бюро райкома ВКИ(б)
не утверждало» Здесь поступили просто: всех
преподавателей марксизма-ленинизма вузов
зачислили в лекторскую группу райкома и им
вручают путевки для выступления с лекция-
ми. Никакого контроля, никакой проверки
качества лекций отдел пропаганды и агита-
ции райкома партии не осуществляет. Работ-
ники отдела оценивают состояние лекционной
пропаганды лишь по количеству’ прочитан-
ных лекций.

Посещаемость лекций по циклу диалекти-
ческого и исторического материализма не
превышает 10—15 процентов состава слуша-
телей. Некоторые циклы были и вовсе сорва-
ны из-за неявки слушателей,
	В отделе пропаганды и агитации райкома
партии укоренилось беспечное отношение к
идейному содержанию лекций. Сигналы о
неудовлетворительном качестве их остаются
без внимания. Плохо. прочитанные лекции не
являются предметом обсуждения и из них не
извлекают необходимых уроков. ‘Неудиви-
тельно, что многие лекции читаются на низ-
ком идейно-теоретическом уровне; они анпо-
литичны, абстрактны, содержат ‘серьезные
ошибки. :

Так, например, т. Иванова в лекции «Пар-
тия большевиков в период подготовки и про-
ведения Октябрьской социалистической рево-
люции» уделила основное внимание освеще-
нию второстепенных фактов и событий, ни-
чего не сказала об Апрельской конференции
большевиков, не раскрыла значения Советов,
как высшей, демократической формы власти,
	Также неудовлетворительно была прочита»
на лекция на важную политическую тему
лектором т. Бочерниковой,

Тов. Васюков прочитал две лекции на тему
«Теоретические основы большевистской пар-
тии». Стенограмма этих лекций насчитывает
69 страниц. Но напрасно искать в них осве-
щения главных вопросов темы. Зато очень
подробно изложены лектором такие вопросы,
как диалектика в античной философии, мета-
физика ХУ-ХУП веков и т. д., причем изло-
жены абстрактно, примитивно, а подчас’ и
	неправильно.
	Улучшить работу
Ставропольского
издательства,
	Обзор продукции Ставропольского книжно-
го издательства за 1949 год показывает, что
оно работает без учета особенностей края и
интересов читателей. Литература по сельско-
му хозяйству, выпущенная издательством, со-
ставила лишь 14 проц. его продукции, массо-
во-политическая литература-11 проц. худо-
жественные произведения местных авторов —
только 3 проц, Зато 35 проц. всех выпущен-
ных книг представляют собой различного
рода переиздания, з

Известно, что переиздание произведений
классиков русской литературы и советских
писателей—обязанность не местных, а цент-
ральных издательств, Это и понятно, ибо
практика параллельного издания централь-
ными и местными издательствами произведе-
ний классической и советской художествен-
ной литературы приводит к снижению каче-
ства выпускаемых на местах книг и к боль-
тим непроизводительным затратам государ-
ственных средств.

Обилие переизданий объясняется не чем
иным, как стремлением руксводителей изда-
тельства к «легкой жизни», тем более, что
здесь укоренилась порочная практика «ре
дактирования» произведений классиков худо-
жественной литературы за дополнительную
оплату. ‘Так, редактор издательства т. Чер-
ный получил солидную сумму за «редактиро-
вание» произведений М. Горького и А. Тол-
стого, директор издательства т. Страхов-—за
«редактирование» произведений А. Пушкина
и И. Тургенева и т. д. Кстати, подпись
т. Страхова как редактора совершенно неожи-
данно значится на многих книгах самой раз-
личной тематики, выпускаемых издатель-
ством («За высокий урожай хлопчатника»,
«Сельский врачебный ‘участок в борьбе с
трахомой» и т. д.).

План выпуска книг выполнен издатель-
ством в прошлом году лишь на 175 проц. Сре-
ди изданных книг наряду с ценными и ори-
гинальными работами («Кавалер Золотой
Звезды» и «Свет над землей» С. Бабаевского,
серия брошюр по сельскому хозяйству) име-
ются малоценные, случайные! излания.

Издательство слабо разотает с авторами, не
привлекает к написанию книг и брошюр пе-
редовиков сельского хозяйства. В качестве
авторов часто.выступают одни и те же лица.

Широко практикуется выпуск так называе-
мых «заказных сборников». В переводе на
общедоступный язык это означает издание
отчетов о деятельности тех или иных учреж-
дений и научных организаций. Как правило,
материалы этих сборников бывают плохо под-
готовлены в печати и зачастую не представ-
ляют научного и практического интереса.
Несмотря на это, неразборчивое издательство.
принимает от заказчиков такого рода рукопи-
си, увенчивает их ничего не говорящими
названиями «Сборник» или «Сборник трудов»
и издает... на государственный счет.

Серьезные недостатки в работе издатель-
ства во многом объясняются бездействием его
	редакционного совета. Он не направляет дея-
	тельность издательства, не подсказывает нуж-
ную тематику, не заботится о перспективных
планах изданий, не помогает в правильном
подборе квалифицированных авторов, рецен-
зентов и редакторов.

За последнее время работа издательства не-
сколько улучшилась. Расширилась тематика,
повысилось качество. книг, выпущенных в
первом квартале нынешнего года, План изда-
ния литературы на 1950 год, составленный из-
дательством, выгодно отличаетея ‘от плана
прошлого года. Однако в этом плане есть и
серьезные недостатки; В частности; в него
включено несколько надуманных разделов;
непомерно большое место занимает раздел
«Прочая литература», который, как показала
		практика прошлого года, почти полностью со-
	стоял из так называемых «сборников». Плохо
то, что план издания литературы на 1950 год
не обсуждался среди общественности края, а
также недостаточно критически был рассмот-
рен Росполиграфиздатом.

Ставропольское книжное издательство имеет
все возможности для того, чтобы резко улуч-
шить свою работу, и необходимую помощь в
этом ему призван оказать Росполиграфиздат,
который, к слову сказать, крайне` слабо орга-
низует перестройку и деловое ‘руководетво
некоторыми местными издательствами. Он не
обобщает передовой опыт в работе ‘изда-
тельств, не организует повышения квали-
фикации их работников. Росполиграфиздат
призван организационно укрепить ‘местные
издательства и всемерно помогать им. в улуч-
	схении работы.
Ю. КОНЮШАЯ.
	Говоря о законе сохранения и превращения
энергии, `лектор не упоминает о развитии
естествознания в России и даже не называет
имени ‘Ломоносова, Он дает. явно объекти-
вистскую характеристику философии Гегеля,
	‘не вскрывает ее реакционной роли, не’. пока-
	зывает, что она была аристократической реак-
	‘пией на французскую буржуазную револю-
	цию и на французский материализм.
	Основные положения марксистского диалек-
тического метода и марксистского философ-
ского материализма т. Васюков расематри-
вает упрощенно и схематично, не. вскрывая
значения их для практической деятельности
коммунистической партии. Но он не жалеет
времени на анекдоты и шутки, которые ме-
шают уяснить существо разбираемых вопро-
сов. Все эти недостатки лекции т. Васюкова-—
результат бесконтрольности и беспечного от-
ношения к качеству лекционной пропаганды
со стороны райкома партии.

Серьезным упущением в работе отдела про-
паганды и агитации Бауманского райкома
ВКИ(6б) является также то, что он не прово-
дит лекций и докладов по текущему моменту.
Между тем разъяснение текущей политики
большевистской партии и советского государ-
ства, внутренней жизни нашей страны, осве-
шение достижений и задач нашего народа в
развитии экономики, культуры и науки —
большая и важная часть лекционной пропа-
ганды. Почти совершенно не ведется в
Бауманском районе научно-атеистическая
‘пропаганда. Работники отдела пропаганды и
агитации райкома с трудом вспоминают
отдельные лекции, прочитанные на эти темы
в 1949 году.

Отделу пропаганды и агитакии Бауманско-
го райкома ВКП(б) следует решительно улуч-
шить лекционную пропаганду в районе, Бсес-
печному отношению к организации и каче
ству лекций должен быть положен конец.
Лекторскую группу райкома нужно превра-
тить в творческий коллектив, работающий под
руководством и контролем отдела пропаганды.
и агитации райкома. Только при этом уело-
вии лекционная пропаганда сможет действи-
тельно помогать вооружению наших кадров
великой теорией марксизма-ленинизма,
	A. ПЕРШИН,
Лектор мгк вкп(б).
	Совещание консультантов по обмену опытом
	Семинар лекторов
	Отдел пропаганды и агитации  Свердлов-.
	ского обкома ВКП(б) провел совещание кон-
сультантов, в котором приняло. участие свы-
ше 100 человек, С докладами.об опыте своей
работы по оказанию помощи коммунистам,
занимающимся политическим самообразова-
нием, выступили. консультанты. и партийные
работники © мест,

В прениях. по докладам выступили многие
участники совещания. Они рассказали о по-
ложительном опыте и указали на недостатки
в руководстве политическим .‘самообразова-.
	ЦК КП) Украины провел семинар руко-
водителей лекторских групп, лекторов. обко-
мов и горкомов партии, в работе которого
Участвовало 270 человек. На семинаре было
прочитано 45 лекций по важнейшим вопросам
марксистско-ленинской теории, внутренней
и внешней политики большевистской партий
и советского государства.

Кроме пленарных заседаний, работали сек-
ции: истории ВКП(б), философии, политэко-
номии и международных отношений.
€ лекциями на о семинаре выступали
члены Политбюро ЦК КПбб)У, руководя-
щие работники’ партийных ‘и советских
организаций республики, лучшие лекторы
Киева, а также лекторы, командированные
Отделом. пропаганды и агитации ЦК ВКП(б).

После окончания работы семинара состоя-
лось совещание лекторов, на котором был
	ты направляют своих студентов на практику
в такие места, которые не могут дать жиз-
ненного материала для дальнейшей. учебы,
и студенты едут на место практики с моде-
лями для натюрмортов, натурщиками и дру-
гим реквизитом. По сути дела такая практика
ничем не отличается ‘от занятий в стенах
учебного заведения, не способствует разви-
тию творческих навыков художников.

Неизжитые некоторыми художниками-ипе-
дагогами формалистические влияния мешают
росту реалистического мастерства молодых
художников.
	устранить недочеты в преподавании живо-
писи мешает еше и то обстоятельство, что до
сих пор сохраняется разрыв в. обучении жиз
вописи и рисунку. В художественных учеб-
ных заведениях существуют отдельно кафед-
ры живописи и кафедры рисунка. Но такое
разделение ничем себя не оправдывает:
художник-педагог должен охватывать все во-
просы преподавания’ мастерства-и рисунок,
и живопись, и работу над эскизами. Нам ка-
жется, что следовало бы оэъединить кафедры
рисунка и живописи в одну кафедру, так, как
это было в русской классической. реалистиче-=
ской школе. Такое!‘ объединение настоятельно
диктуется‘ интересами дальнейшего роста со-
ветского реалистического ‘искусства:
	‚ Чельзя также отрывать преподавание ри-
сунка и живописи от обучения“композиции.
Научить молодого художника, искусству ком-
позиции-главная задача художника-педаго-
	га. Учить компоновать картину — дело труд-
	ное, потому что каждый новый сюжет и за-
мысел требует своего особого композицион-
ного решения. Темы, сюжеты картин должны
порождаться ‘самой. жизнью, Они ‘должны
быть результатом наблюдения и вниматель-
ного изучения жизни народа, явлений приро-
ды. Великий Репин отмечал как главное до-
стоинство в своем учёнике В. А. Сёрове то,
что «еще мальчиком Серов не пропускал ни
одного мотива живой действительности, чтобы
не схватиться за него оружием художника».
	Опыт педагогической практики русских
художников-реалистов говорит о том, что пе-
дагоги-художники должны уделять главное
внимание процессу создания эскиза и карти-
ны. Это значит-учить и показывать, как на-
ходить и выбирать мотивы и сюжеты, как 3a-
думывать картину, собирать к ней творче-
ский материал, подбирать и изучать типаж,
как правильно. использовать натуру и как
создавать в мастерской обстановку, прибли-
женную к той, какая нужна в картине. Препо-
даватель-художник‘ должен научить своего
ученика тому, как‘изучать и наблюдать жизнь
во всем ее разнообразии, уметь находить в
ней ведущие характерные черты советокой
	нием коммунистов со’ стороны партийных
организаций.

Участники совещания’ заслушали доклад
о состоянии политического самообразования
коммунистов в области и задачах консуль-
тантов.

В заключение для участников совеща-
ния были прочитаны лекции: «О работе
В; И. Ленина «Материализм и эмпириокрити-
цизм». «Как работать над pedeparom» и
«О международном положении».
	заслушан и обсужден доклад секретаря ЦК
КП(б) Украины т. Назаренко «О состоянии
и мерах улучшения лекционной пропаганды
марксистско-ленинской теории в. парторгани-
зациях республики». В докладе и выступле-
ниях были подвергнуты резкой критике недо-
статки лекционной пропаганды в партийных
организациях республики и намечены. меро-
приятия по ее улучшению,

Выступавшие на совещании указывали на
необходимость дальнейшего повышения
идейно-теоретического уровня читаемых лек-
ций, об усилении пропаганды экономических
знаний ит. д.

Семинар оказал серьезную помощь лекто-
рам партийных организаций Украины в по-
вышении их квалификации и улучшении
качества лекций,
		действительности. К картине надо требовать
подготовительные рисунки, этюды с тшатель-
но отработанными деталями.

Но из всего этого вытекает, что никакой
отдельной науки композиции нет. Каждому,
кто стоит на реалистических, позициях, ясно,
что нельзя отрывать обучение композиции от
обучения рисунку и живописи: это все звенья
одной системы. Отсюда следует, что нет на-
добности и в отдельных кафедрах по компо-
зиции. Сохраняющийся разрыв между препо-
даванием рисунка, живописи и композиции
пора устранить: он мешает дальнейшим усипе-
хам в обучении и воспитании новых кадров
изобразительного иёкусства.

Одним из серьезных недостатков в деле
подготовки молодых художников ‘является
слабая постановка преподавания специальных
предметов (живопись, рисунок, композиция)
в средних художественных учебных заведе-
ниях.

Нередко и учащимся средних учебных 32°
ведений прививают эстетское оношение
к овладению профессиональным мастерством.
В, результате этого художественные вузы в
настоящее время зачастую вынуждены тра-
тить колоссальное количество времени на
исправление ошибок средней школы.

Система ‘преподавания живописи, рисунка
и композиции должна быть четко нродумана
и разработана от первого класса художествен-
ного училища до последнего курса высшего
художественного учебного заведения, с тем,
чтобы студент вуза дополнял и углублял зна-
ния и профессиональные навыки, получен-.
ные в средней школе. .
	Нора покончить с недооценкой преподава-
ния рисования в общеобразовательных шко-
лах, необходимо обеспечить общеобразова-
тельные школы квалифицированными препо-
давателями рисования,

Несколько слов о работе над историческими
темами. Картины на исторические темы из
героического прошлого нашего народа и
истории ВКП(б) очень ценны и нужны, Соз-
давая такие картины, художник He обяза-
тельно должен исходить из моментов исклю-
чительно творческого вымыела, т. в. фанта-
зии. Связь с действительной жизнью будет
и здесь главным для творческого успеха
художника. Великие исторические события
всегда живы в народе. Опыт создания. луч-
ших исторических полотен в русской живо-
писи говорит о том, что они порождались
живой жизнью и возникали в умах художни-
ков под влиянием современных им идей, ко-
торые они ревностно проводили в своих кар-
тинах, сами стоя на самых передовых. пози-
циях своего времени. Работа над историче-
скими сюжетами требует высокого уровня

U воспитании.

молодых художников
	знания, получаемые студентами по анатомии,
не закрепляются практикой. Педагоги, препо-
даватели рисования порой недооценивают
это дело, забывая, что их прямой долг-рабо-
тать со своими учениками над вопросами
практической анатомии, чтобы приучать мо-
лодых художников на живой натуре видеть
красоту, силу и изящество форм и пропор-
ций человеческого тела и его движение,

Известно, что сторонники формализма. со
свойственной им демагогией и заумной фра-
зеологией под видом «работы над образом» и
«художественной цельностью» в своей педаго-
гической практике прививали легкомыслен-
ное отношение к рисунку, уводили молодых
художников в сторону от серьезной, добросо-
вестной работы над рисунком, фактически
убивали в них стремление передать натуру
во всем ее жизненном богатстве и сложности.
	Перестройка преподавания живописи по
сравнению с рисунком проходит еще медлен-
нее. Здесь дело осложняется тем, что неко-
торые видные мастера отдали слишком боль-
шую дань такому отрицательному явлению,
как импрессионизм.

Классные этюды по живописи, эскизы по
композиции, представленные на. студенче-
ских выставках, показывают, что ошибочные
взгляды педагогов неизбежно сказываются на
работах их учеников. Уделяя главное внима-
вие эффектам и приемам неестественной
пветистости, злоупотребляя рефлексами, до-
пуская недооценку деталей, незавершенность
формы, такие молодые художники скатывают-
ся в болото формализма.

В свое время теоретики формализма глав-
ное место отводили живописи, работе ‘над
цветом, как самодовлеющей ценностью. По
мнению этих горе-теоретиков, содержание
искусства заключается в отыскивании особо
«тонких цветовых отношений». Они перево-
дили искусство живописи в область субъек-
тивных «чистых чувствований» и сбивали с
толку молодежь:
	Молодые художники должны внимательно
изучать жизнь, уметь наблюдать природу,
уметь писать с натуры, добиваться того, что-
бы краски были богатыми, яркими, правди-
выми и естественными. Других критериев,
кроме как жизнь, естественность и правда,
для художника-реалиста нет.

Необходимо также в корне изменить про-
изводственную практику студентов, придви-
нуть ее вплотную к жизни. Нередко институ-
	За последние годы в советском изобрази-
тельном искусстве выдвинулось немало но-
вых ярких имен. Этот рост свежих сил в жи-
вописи, графике, скульптуре отражает общий
процесс роста советского искусства, для рас-
цвета которого партией и правительством
созданы в нашей стране такие благоприят-
ные условия, о каких художники буржуазных
стран не могут. и мечтать.

Большое внимание уделяется в’ нашей
стране обучению и воспитанию новых кадров
изобразительного искусства. Создана Акаде-
мия. художеств СССР, работает сеть высших
и средних художественных учебных за-
ведений, из стен которых вышел ряд‘ худож-
ников, создавших за последние годы значи-
тельные произведения искусства. Постанов-
ления ЦК ВКП(б) по вопросам идеологиче-
ской работы помогли улучшить постановку
обучения и идейного воспитания молодых
художников. Перестройка художественных
вузов и училищ плодотворно сказалась на
результатах последних лет учебы; Об этом
свидетельствуют выставки в Академии худо-
жеств СССР, где представлены работы сту-
дентов институтов им. Репина (Ленинград),
им, Сурикова. (Москва) и средней художе-
ственной школы (Ленинград). Об этом же го-
ворит и выставка в Киеве, где экспонирова-
ны студенческие работы Киевского государ-
ственного художественного института, Харь-
ковского художественного института и
художественной школы-десятилетки им. Шев-
ченко (Киев). .

Задача художника-—правдиво отразить в
своих произведениях нашу красочную, бога-
тую, многообразную советскую действитель-
ность и прежде всего показать советских лю-
дей-людей свободного творческого труда,
красоту и поэзию их жизни.

Высокая идейность, профессиональное ма-
стеретво, правдивый показ жизни, людей и
природы родной земли, ясный и доходчивый
художественный язык-вот на чем должны
воспитываться молодые художники. От
художника-педагога требуется прежде всего
умение сочетать обучение  реалистиче-
скому мастерству © воспитанием буду-
щих художников в духе коммунизма. Боль-
шевистская партия призывает нас к тому,
чтобы обучение мастерству будущих худож-
ников было основано на развитии и продол-
	жении реалистических, демократических тра-
диций русского и советского искусства, Не-
обходима решительная борьба с влияниями
упадочнического буржуазного искусства —
Формализмом и натурализмом, импрессиос-
низмом, со всеми их разновидностями, рядя-
щимися под реализм.

Глубоко ошибаются те, кто думает, что во
внешнем мастерстве все дело. Учиться надо
непоколебимому стремлению к совершенству
в мастерстве, не знающему тшеславия и са-
моудовлетворения, учиться требовательности
к себе, скромности, правдолюбию и чувству
долга служить для блага народа и Родины,

Воспитывая Ученика, педагог-художник
обязан проявлять строгую требовательность
и не захваливать незрелые работы своих
учеников, чтобы им было чуждо самомнение
и зазнайство. Начинающий художник никог-
да не должен забывать, что талант-это пре-
жде всего огромный труд, это ответствен-
ность. Художник обязан рисовать ежеднев-
но, при любых условиях,

Выставки работ учеников художественных
учебных заведений, организованные в Мо-
скве и Киеве, позволяют отметить, что наши
педагоги-художники добиваются все более
лучших результатов в обучении мастерству
новых кадров изобразительного искусства,

Тематика выставленных работ говорит о за-
метном шаге вперед. Много работ посвящено
современной теме, показу советской действи-
тельности, а также сюжетам на исторические
темы,

Эти работы показывают, что качество ака-
демического рисунка повысилось. В художе-
ственных учебных заведениях рисунок по
праву должен занимать ведущее место. Это
есть основа, фундамент всей системы обуче-
ния художника-резлиста сложному мастер-
ству живописи, графики и скульптуры.

Поэтому особенно отрадно видеть, что на
выставках студенческих работ рисунок за-
нимает то почетное место, которое он по пра-
ву и должен занимать. Некоторые работы
студентов начинают приближаться по уров-
ню мастерства к тем работам, какими отлича-
лась классическая русская Академия худо-
жеств.

Однако надо много работать, чтобы
еще больше повысить качество акадёмиче-
ского рисунка, Один из основных недостат-
ков—это разрыв между преподаванием пла-
стической анатомии человеческого тела и ри-
сованием его с натуры. Теоретические по-